Доклад дыхательная гимнастика по системе кристин линклэйтер

Обновлено: 17.06.2024

В данной работе приведены сведения о количестве заболевших COVID-19 по регионам. Рассмотрены методы профилактики заболевания, среди которых представлена дыхательная гимнастика. Профилактика от инфекции является неотъемлемой частью борьбы с пандемией, поэтому помимо того что необходимо принимать назначенные специалистом препараты, можно использовать и другие средства, которые помогут восстановить дыхательную систему и избежать осложнений. Даны различные методы дыхательной гимнастики. Выявляется эффективность выполнения упражнений дыхательной гимнастики. Так же даны рекомендации по ее выполнению. По рекомендации врачей постковидным пациентам следует выполнять гимнастику, которую разработала Александра Стрельникова. Эти упражнения так же рекомендуют и при других хронических заболеваниях. Особенностью данной гимнастики является вовлечение диафрагмы (полное диафрагмальное дыхание). Выполнено исследование среди группы людей, которые делали дыхательные упражнения на протяжении различных промежутков времени. Были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод педагогического эксперимента, опрос, математическая обработка результатов исследования. Результаты представлены в процентном соотношении. В окончании сделан вывод о эффективности профилактики COVID-19 при помощи дыхательных упражнений.


Введение. В конце 2019 года в городе Ухань (Китай) была зафиксирована вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2. В связи с этим было объявлена чрезвычайная ситуация, а в следствии пандемия. По состоянию на 03.11.2020 в России 17 803 955 человек прошли тесты на коронавирус. К счастью, большинство проб не подтвердились. Заболели 1 655 038, а 1 236 033 пациентов уже выздоровели (Рис. 1).


Цель исследования: изучение средств профилактики и восстановления хорошего самочувствия после перенесенного заболевания COVID-19. Изучение эффективности дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

Материал и методы исследования. Для реализации цели были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод педагогического эксперимента, опрос, математическая обработка результатов исследования.

Был проведен опрос группы людей из 19 человек, которые в период от одной недели до одного месяца занимались дыхательной гимнастикой, 75% из них практиковали более недели, 25% более месяца.

Результаты исследования и их обсуждение. Вирус COVID-19 передается воздушно-капельным или контактным (через прикосновения) путем и в первую очередь поражает верхние и нижние дыхательные пути (трахею, бронхи, легкие).

Существуют методы профилактики коронавирусной инфекции, такие как:

Частое мытье рук с использованием мыла.

Всегда иметь с собой дезинфицирующее средство

Не касаться глаз и лица

Соблюдать дистанцию 1,5 метра

Здороваясь, отдавать предпочтение жестам взамен тактильного контакта

Носить медицинскую маску во всех общественных местах.

Утверждается, что во время занятий [8]:

тренируется внутренняя, мускулатура органов дыхания;

укрепляется диафрагма – самая главная мышца, участвующая в дыхании и в звукообразовании;

происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости;

обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов на клеточном уровне;

жизненная емкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-30;

развиваются мышцы грудной клетки, повышается упругость и эластичность мышц всего тела;

снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики способствует быстрому отступлению скопившегося в носу гноя, отхождению мокроты и жидкости из бронхов, что способствует нормализации дыхания за короткий промежуток времени, постепенному устранению практически всех бронхо-легочных заболеваний [1].

Заниматься желательно 3-4 раза в неделю (еще лучше ежедневно), начать с 10-15 минут, постепенно увеличивая нагрузку. Выполнять дыхательные упражнения следует в хорошо проветренном помещении. Одежда должна быть комфортной и не сковывать движений. Во время упражнений необходимо сосредоточиться на дыхании. Главные требования при выполнении гимнастики Стрельниковой: думать только о вдохе, тренировать только вдохи, считать только вдохи! О выдохе в этой дыхательной гимнастике думать запрещено [7].

После занятия дыхательной гимнастикой по Стрельниковой была опрошена группа студенток, уделявшая разное количество времени занятиям (Рис. 1-2).

Из результатов опроса можно сделать вывод о том, что большая часть занимающихся ежедневно в период от недели до месяца, почувствовали улучшение своего состояния. Уменьшилась отдышка, так как одним из эффектов дыхательной гимнастики является увеличение жизненной емкости и объема легких. Технология задержки и изменения глубины дыхания, как на вдохе, так на выдохе способствует укреплению дыхательной системы в целом.

Так же многие заметили снижение уровня стресса, улучшение эмоционального состояния. Улучшение снабжение головного мозга кислородом, нормализация артериального давления, снижение частота сердечных сокращений также относится к эффектам, заметно проявляющимся после практики дыхательной гимнастики.



После выздоровления у переболевших долго держалась слабость, отдышка, остаточный кашель, так же долгий постельный режим снизил функциональность организма. В результате ежедневных занятий дыхательной гимнастикой в течение 1-2 недель данные симптомы практически исчезли.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что профилактика от инфекции является неотъемлемой частью борьбы с пандемией, поэтому помимо того что необходимо принимать назначенные специалистом препараты, можно использовать и другие средства, которые помогут восстановить дыхательную систему и избежать осложнений. Положительный результат использования дыхательной гимнастики по Стрельниковой дает основание для ее рекомендации как одного из действенных средств восстановления после перенесенных заболеваний простудного и респираторно-вирусного характера, в том числе после COVID-19.

Курсы вокала

— Приятно, что сегодня мы собрались такой компанией хорошей. Здесь очень много людей, которые у меня, собственно, занимаются — моих любимых учеников. Всех очень рада видеть. Не в курсе, знаете ли вы, чему посвящен мастер-класс. А посвящен он теме освобождения голосасис Кристин Линклейтер — такая есть интересная мадама. Она, собственно, является преподавателем актерского мастерства, очень известным в Америке, и также теперь методика ее известна и в Европе.

Скажете вы: какого черта, собственно, мы, вокалисты, изучаем театральные методики? Кристин Линклейтер ставит своей основной задачей освободить голос, как уже понятно из названия, — освободить от различных, так сказать, проблем. Мы все встречаемся на вокале, мы пришли, вокалисты, поем… И какая, вы считаете, самая большая проблема на пути к совершенному голосу? С чем столкнулись, с какими проблемами?

— Да, замечательно. Андрей?

— Как обычно, зажимы все, которые есть.

— Вот, зажимы, да. Дашка?

— Отлично. То есть, по большому счету, мы пришли для того, чтобы бороться с самими собой. Это самая большая проблема. Потому что мы приходим — так, я хочу спеть Лару Фабиан, хочу спеть Селин Дион, Three Days Grace, хочу большой такой диапазон, а потом поет три ноты: [кряхтение], вот так вот. То есть, мы боремся сами с собой. По большому счету, Кристин Линклейтер говорит о том, что наша основная задача — заставить мышцы работать так, как им было предназначено природой. Я вам покажу очень интересную фишку. Мы часто начинаем дышать… Кто-то был на прошлом мастер-классе по дыханию. Отлично. Все, во всяком случае, занимаются (практически все), но я думаю, что тоже с медитативной…

— У меня большой опыт…

Собственно, как вы думаете: почему у нас возникают зажимы?

— Стеснение, да. Что еще? Вообще есть разные зажимы: психологические, эмоциональные зажимы, есть физиологические зажимы. Все они связаны между собой. Пример, может, кто-нибудь приведет психологического зажима?

— Кажется, что ноту не возьмешь просто, и ты ее и не берешь.

— Абсолютно верно. А почему так кажется?

— Потому что это психологический зажим.

Есть эмоциональные зажимы. Как вы думаете, что такое эмоциональные зажимы?

— Может, плохое настроение?

— Ну, в том числе. Может, еще какие-нибудь предположения?

— Страх перед сценой, перед выступлением.

Собственно, как мы можем чувствовать, научиться на физиологическом уровне ощущать зажимы? Давайте мы вперед высунем руку свою, напряжем ее, совсем, вместе с пальцами. Пальцы напряжены, напряжены очень. А потом освободили кисть, а все остальное напряжено. Подумайте, какие ощущения у вас во всей руке и какие ощущения в кисти: они отличаются?

— Они отличаются. Вы почувствовали расслабление — конкретно расслабленная часть. Кристин Линклейтер учит, как вызывать у себя ощущение расслабления, чувствовать его. Мы не всегда понимаем, расслаблены мы или зажаты. К примеру, мы ложимся спать — уже легли на кровать, удобно лежим, думаем о всех мечтах: как всегда перед сном, нам приходят всякие мировые идеи, как там что сделать, как реализоваться в жизни, философия вспоминается вся, а потом резко мы расслабились. Мы даже не понимаем, что были зажаты.

Она говорит о том, что нужно уметь понимать свой зажим. Поэтому все упражнения (они, конечно, смешные) на освобождение зажимов, по большому счету, строятся на зажатии и расслаблении. Своим ребятам я показывала упражнение, которое будет выглядеть очень смешно. Мне нужен какой-нибудь доброволец, чтобы я тут одна не скакала, чтобы мне было веселее. Давай, Андрей. Это один из моих лучших учеников, которого я очень люблю, с великолепным музыкальным вкусом. Мы будем делать упражнение, очень странное. Те, кто захочет его повторить — пожалуйста, просим, у нас здесь еще есть место.

Значит, нужно встать вот так, носки у нас вовнутрь, опуститься, коленки сжать. Правильно. Выгнуться как уточки, поставить вот сюда… Выше, плечи не поднимать. Голову запрокинуть, сжать лицо, выгнуться. Выглядит это очень красиво: вот так.

И просчитать где-нибудь до пятнадцати, а потом расслабиться. Ладно, расслабляйся. Ну, чувствуется расслабление, как разжались все мышцы и как они расслабились?

— Кстати, реально чувствуется гораздо большее упражнение.

Да, мы научимся расслабляться, будем чувствовать себя полностью расслабленными. Как нам выступать на сцене? Ну, в состоянии расслабления. Возможно ли такое?

— Конечно, возможно — когда у тебя пятнадцать концертов в неделю.

— Просто расслабленный человек, пассивный?

— Это ровная спина, чтобы могли нормально работать легкие, диафрагма — чтобы ничего не зажималось.

— Да, абсолютно верно. Сейчас я расскажу даже, почему. Дело в том, что наша дыхательная система… Все вокалисты, все, кто здесь занимаются, знают, что мы предпочитаем диафрагмальное нижнереберное дыхание или смешанное, не ключичное. То есть вот так вот [изображает] не дышим. Или нижнереберное: [изображает] — вот такое дыхание мы предпочитаем. Чтобы напомнить: диафрагма — это упругая мышца, которая находится… которая разделяет наш организм — не организм, туловище — на две части, отделяя брюшную полость от дыхательной системы. Там она в виде купола находится. Когда мы вдыхаем, она опускается, подталкивает желудок (следовательно, там дальше кишечник) вниз и дает возможность легким наполниться максимально. Когда мы выдыхаем, она подталкивает легкие кверху, тем самым формируя выдох. А выдох, дыхание — и есть звук.

Что касается позвоночника. Наша система: здесь у нас диафрагма находится, здесь находятся брюшные мышцы, которые участвуют в процессе дыхания, вот здесь у нас междуреберные мышцы, диафрагмальные мышцы, собственно легкие, гортань, ротовая полость плюс еще системы резонирования. Что такое резонаторы, вы знаете? Покивали все — отлично. Есть системы резонирования. Если мы неправильно стоим, нижняя часть позвоночника не выполняет свои функции: она расслаблена, мы прогибаемся. Значит, мускулатура вынуждена выполнять функции позвоночника, следовательно, не может активно участвовать в процессе дыхания. Если у нас сгорблена еще и спина, то межреберные мышцы тоже будут участвовать исключительно в том, чтобы удерживать напряжение спины — вместо среднего отдела позвоночника. Как участвовать в дыхании? Во-первых, сама поза не очень удобная. Еще про диафрагму все говорят: дышать диафрагмой неудобно, она скомкана. Мы должны стоять свободно. Что еще происходит? Если верхний отдел позвоночника, шея, у нас выгибается вперед или западает назад, мы выбиваем вперед гортань, в которой, собственно, прячутся связки. Если в гортани происходит зажим мышечный из-за того, что у нас позвоночник не держит — гортань зажимается — тогда получается, что у нас воздух, вся наша работа остается только вот здесь. Грудное резонирование? Вибрации попадают сюда. И вибрации не попадают сюда. Они остаются здесь. [Звук] Вот такой вот звук, как результат. Нам нужно, чтобы вибрировала и грудь, и голова [звук]: чтобы звук попадал и сюда, и сюда. Нужно стремиться расслаблять позвоночник и при этом контролировать его работу.

Если у кого-то сколиоз (сейчас очень частая проблема), тут, конечно, нужно тренировать мышцы спины, если мы хотим петь — чтобы они могли выдерживать двойную нагрузку. Чтобы они могли не только поддерживать спину вместо позвоночника, но и участвовать в процессе пения. Что касается того, когда мы так горбимся — самая большая проблема. Межреберные мышцы очень слабенькие, они вообще перестают работать, абсолютно: в дыхании не принимают практически никакого участия.

— Так, как звук касается резонаторов?

Касание звука предполагает, что мы всегда воспринимаем любой звук как исходящее дыхание. То есть, я не пою — я дышу на такой-то высоте. Это говорит Кристин Линклейтер. Я не говорю, что я со всем согласна, но, тем не менее, это такая позиция. Касание звука: [звук] я набираю дыхание, выдыхаю — получается звук. Первый этап этого упражнения [показывает] — просто дыхание. Потом мы шире открываем рот, более сильно работаем диафрагмой, и таким образом у нас получается звук: [показывает]. Давайте попробуем!

Хорошо, расслабились! Кто как ощущал звук, где он находился у каждого, по его представлениям? Здесь и здесь. У кого как еще? Это хорошо. Где еще? Напряжение было какое-нибудь?

— Если работать диафрагмой, то нет.

— Отлично, правильно. Если работать диафрагмой, то нет. Но мы в принципе представляем, что мы всегда, как вокалисты, работаем диафрагмой, не по-другому. Потому что тяжело было бы [показывает] — вот тогда точно было бы напряжение.

Мы выпускаем воздух. По большому счету, мы должны представлять, что вокала… Мы поем всегда — всегда только дышим. Мы не стараемся извлечь воздух, мы не стараемся быть похожими на кого-то, мы не стараемся спародировать вибрато любимого исполнителя. Мы стараемся быть такими, какие мы есть. Мы наполняемся дыханием и выдыхаем для того, чтобы звучать, чтобы подарить звук публике.

Например, сложное местечко мы отрабатываем отдельно. Еще одно сложное место отрабатываем отдельно. Фразы, на которые не хватает дыхания, отрабатываем отдельно. Но в конце обязательно все произведение мы прорабатываем целиком, для того чтобы, во-первых, оценить динамику: как нам развиваться, как кульминировать, как развивать образ — это раз, а во-вторых, нам еще нужно правильно проследить за дыханием. Один раз, когда пропеваем кусочек, мы прорабатываем дыхание, а когда пропеваем целиком, дыхание лучше оставить на уровне подсознания, не задумываться.

Грудной — собственно, почему? Во-первых, собственно легкие находятся там, пористая ткань, трубчатые кости. Хорошо резонируют. Здесь у нас полость выстлана упругими мышцами. Здесь у нас — гайморовы полости, хороший носовой резонатор и собственно черепная коробка, которая сама по себе тоже является хорошим резонатором. Чтобы усилить голос, резонаторами пользоваться нужно обязательно. Как мы их определяем? Я объяснила, что такое резонатор, но вряд ли стало понятнее.

— Да, это вибрация, перетекающая вибрация. Ощущаем ее так: например, грудной резонатор лучше работает в нижнем диапазоне. Если мы помычим, мы почувствуем здесь вибрацию.

На верхах у нас, как правило, работает голова. Очень часто работает самый сильный резонатор из всех — это носовой. Очень часто звук туда попадает. Носовой резонатор чрезвычайно сильный, он хорошо усиливает звук, но придает ему плоскость и скрипучесть. А почему попадает в носовой резонатор? Я своим ребятам часто говорю: поднимается корень языка, опускается небо, звук через рот не выходит, попадает прямо в носовой резонатор. [Звук] Вот такой звук: вроде бы громкий, вроде бы динамично, но плоско и некрасиво, не хватает изюминки в этом звуке. Плюс если постоянно пользоваться только носовым резонатором, то звук не будет развиваться никак, он не будет расти — динамику тяжело регулировать.

— В грудной клетке.

Хорошо. Почувствовали вибрацию? Почувствовали. Отлично. Значит, мы поработали замечательно.

Есть еще у нее такая интересная фишка, что мы представляем свой организм, как дом, резонаторную лестницу. Мы представим, что, по большому счету, грудное резонирование, головное резонирование — она предлагает воспринимать все ваше тело как один большой резонатор, потому что, так или иначе, мышцы находящиеся в активе, будут резонировать. Она предлагает, чтобы мы представили себя как своеобразное строение: подвал находится у нас под грудной клеткой, первый этаж у нас находится в груди, второй этаж находится в ротовой полости и третий этаж находится в голове. Еще у некоторых открывается четвертый этаж, или пентхаус, как мы его назовем, в макушке.

Отлично, замечательно. У кого-нибудь эффект был? Что-нибудь почувствовали? Нет? Ну ладно.

— Мне кажется, это эмоциональная зажатость… Никто не почувствовал…

— Ну да, может быть. Давайте немножечко развлеку вас. Устроим музыкальную паузу. Сейчас я попробую разобраться. Контролируйте меня.

— Нажимайте на кнопки.

Чем помогла Кристин Линклейтер — зажималась шея. Мы всегда чувствуем свое сложное место, проблемное место, мы его чувствуем, мы его знаем. Если мы пытаемся показать, что это не так, тяжело обмануть самого себя. И на сцене тем более: мы знаем, что мы транслируем информацию многим людям, причем, как правило, информацию, автором которой не являемся. Текста 30% вкладываем подсознательно, свой опыт жизненный, мы за него отвечаем, мы чувствуем ответственность. Эта ответственность перекладывается и на наш организм: добавляется еще один зажим. Мало того что еще волнение.

Что касается свободы звука, каких-то особенностей актерского мастерства — тоже все преподаватели говорят одно и то же. Линклейтер помогает нам работать самостоятельно. Почему мне еще интересно: вы можете работать самостоятельно, а моя задача как преподавателя — сделать так, чтобы вы быстрее перестали во мне нуждаться, чтобы вы могли работать самостоятельно.

— И правильно, что нравится. Не всем, но тем не менее. Тебе не нравится, кому-то — нравится. Может, мне нравится. Кому-то не нравится, как поет Элла Фитцджеральд. Я считаю, что она богиня — это уже субъективно. Накладывается слишком много. Не нужно стремиться быть кем-то, нужно быть собой. И причем не только на уровне эмоциональном, но и на уровне физическом. Не нужно стараться петь или выглядеть, как кто-то. Вы являетесь самыми ценными для себя, это самое важное.

Это уже мои мысли, но все это транслирует Линклейтер. Да, она транслирует, чтобы вы научились работать со своим инструментом: ваш организм — ваш инструмент. Нужно уметь с ним работать. Ваше тело — это дека. Вы резонируете — вы резонируете как инструмент. Вы должны это понимать. Проблема в том, что музыкальный инструмент сделали на фабрике, он со временем расшатывается — мы его заменяем. Этот инструмент заменить будет сложно. Его нужно поддерживать в определенном состоянии, его нужно любить, это очень важно. Мы всегда видим, любимое помещение или нелюбимое, любимый инструмент или нелюбимый. Его нужно любить.

Почему мы говорили о свободе внутренней? Потому что резонировать, чисто с физиологической точки зрения, может мускулатура только та, которая находится в тонусе. Если представить, что гитара сделана из, к примеру, силикона упругого, вряд ли у нас получился бы такой хороший звук, если мы заменим материалы. Мы должны представлять собой инструмент и понимать его. А все, что внутри находится — это тоже… Мы должны уметь себя чинить, как каждый инструменталист умеет работать со своим инструментом.

Что еще она говорит: всегда обращать внимание на свои ощущения. Если вы почувствовали, что во время исполнения или во время упражнения у вас какой-либо дискомфорт — это неверно. Верно только тогда, когда вам приятно и хорошо, потому что сам по себе процесс фонации достаточно приятный. Ощущение отдачи энергии и ощущение того, что вы являетесь ее источником. А когда звук еще и вылетает, хорошая полетность, вы ощущаете собственную силу снаружи: не только как он вас распирает изнутри, но и снаружи.

Если зажимается гортань, шея (в любом случае, если мы ее зажали), проход у нас сразу сужается, поэтому у нас звук не попадает в грудной резонатор, не попадает в головной… Значит, простые упражнения.

Когда мы выдохнем весь воздух, абсолютно весь, до посинения (когда посинеем и согнемся в три погибели), мы зажмем нос и зажмем губы. Губы, естественно, сами зажмутся, руками держать не будем, зажмем нос. И попробуем сделать вдох через зажатый нос. Вы просто увидите, как работает мускулатура. Потом, когда вы поймете, что уже без воздуха вы находиться не можете — достаточно сложное упражнение, — вы освобождаете нос и пусть воздух хлынет без вашего импульса. Специально вдыхать, всасывать воздух не надо! Если вы додержите до нужной кондиции, воздух пойдет произвольно. А когда вы будете пытаться вдохнуть, будут развиваться межреберные мышцы.

Мы тоже развиваем. Она тут становится такая плотная. Чем больше человек занимается, тем больше она ощущается, очень хорошо. А межреберная — тяжеловато. Я показывала, что можно по-отдельности тренировать (своим детям показывала) межреберные мышцы с одной стороны и с другой и дышать тем самым одним легким. Очень простое упражнение: если вы наклонитесь (хорошо наклонитесь), через нос наберете дыхание, у нас будет дышать только одно легкое. В другую сторону — вот это легкое. Следовательно, развиваются мышцы. Но давайте попробуем сделать вакуумизацию легких. Навскидку. Я тоже буду пробовать.

Ну что, почувствовали? Такое ощущение, что действительно двигаются мышцы, которые мы не осознаем внутри. Пытаемся, конечно, что-то там подвигать — как всегда, спиной, прессом — а потом, когда уже действительно воздуха не хватает, мы чувствуем, как сокращаются межреберные мышцы. Упражнение это является очень полезным, потому что аналогов до определенного времени… В 80-е годы появилось ее теория, до этого упражнений такого плана не существовало. Ну что ж, может быть, я еще что-то вам спою, разрешите мне?

Цель: Развитие навыков релаксации речевого аппарата по методу К.Линклейтер.

Задачи:

1.Знакомство с техникой релаксации по методу К. Линклейтер.

2. Изучение упражнений на снятие напряжения и подготовки речевого аппарата к развивающим упражнениям.

3. Развитие навыков релаксации, снятия напряжения.

5. Формирование культуры подготовки к выступлению.

6. Развитие навыков уважительного и тактичного предоставления обратной связи в ходе выполнения учебных заданий.

Тип занятия: мини-лекция, тренинг.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного занятия: просторное помещение для занятий, компьютер, проектор, распечатанные раздаточные материалы для каждого обучающегося.

Учебно-методическое обеспечение:

1) Раздаточные материалы

Хронометраж: 3 занятия по 45 минут с перерывами.

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

2020-2021 учебный год

Цель: Развитие навыков релаксации речевого аппарата по методу К.Линклейтер.

1.Знакомство с техникой релаксации по методу К. Линклейтер.

2. Изучение упражнений на снятие напряжения и подготовки речевого аппарата к развивающим упражнениям.

3. Развитие навыков релаксации, снятия напряжения.

5. Формирование культуры подготовки к выступлению.

6. Развитие навыков уважительного и тактичного предоставления обратной связи в ходе выполнения учебных заданий.

Тип занятия: мини-лекция, тренинг.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного занятия: просторное помещение для занятий, компьютер, проектор, распечатанные раздаточные материалы для каждого обучающегося.

1) Раздаточные материалы

Хронометраж: 3 занятия по 45 минут с перерывами.

Основная часть занятия:

-Объяснение нового материала;

-Закрепление нового материала

Постановка целей, задач занятия:

Подготовка оборудования для просмотра Презентации

Формулирует тему занятия, цель и задачи и т.д.

Изложение нового материала с демонстрацией презентации (домашняя заготовка педагога)

Диалог с обучающимися

Вопросы по новой теме

Основная часть занятия:

-Объяснение нового материала;

-Закрепление нового материала

Совместное выполнение упражнений

Диалог с обучающимися

Вопросы по технике выполнения

Коррекция техники выполнения

Основная часть занятия:

-Объяснение нового материала;

-Закрепление нового материала

Совместное выполнение упражнений

Завершение занятия Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Завершение занятия, объяснение домашнего задания

Подготовка самоотчета по проделанной работе.

Выполняет рефлексивную оценку, оценку своих достижений

Участие в обсуждении

Завершение занятия, получение домашнего задания.

Заполнить журнал занятий

1. Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

2. Технология : личностно-ориентированный подход к обучению

3. Создание ситуации успеха и сотрудничества.

4. Деятельность, способствующая формированию внутренней мотивации и, как следствие, стимулирование развития речи, фонетического слуха, общей культуры и мышления.

Описание действий: Приветствие. Проверка присутствия обучающихся на занятии.

Постановка цели, задач

Цель: Развитие навыков релаксации по методу К.Линклейтер .

1. Знакомство с вкладом К.Линклейтер в развитие учения о воспитании голоса.

2. Изучение упражнений на развитие навыков релаксации по методу К.Линклейтер ..

4. Контроль освоения материала:самоотчет и обсуждение.

Объяснение нового материала (см. Презентацию):

Педагог: Кристин Линклейтер (22 апреля 1936 - 5 июня 2020) была шотландским педагогом по вокалу, преподавателем актерского мастерства, актером, театральным режиссером и писателем. Книга К. Линклэйтер "Освобождение голоса" неоднократно выходила в крупнейших издательствах США, переведена на многие европейские языки. По методике Линклэйтер занимаются большинство театральных школ Америки. Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на развитие и укрепление его, прежде всего как человеческого инструмента и как инструмента актерского. Это, скорее, освобождение природного голоса, нежели развитие голосовой техники.

Цель метода Линклэйтер - заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи - психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.

Сегодня мы опробуем первый этап системы подготовки к работе над развитием возможностей голоса, разработанной К.Линклейтер. К.Линклейтер предлагает принять во внимание следующие положения (ниже приводится краткий конспект ее идей и упражнений), предлагаю вам ознакомиться с ними и попробовать применить их на практике.

«Общая задача работы с позвоночником заключается в том, чтобы развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию. Когда напряжение снимается, энергия освобождается в теле.

Продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. В этом случае эту поддержку вынуждены обеспечивать мышцы, предназначенные для других целей.

Два контрастных чувств — релаксации и зажима, которые можно регулировать. Этот опыт развивает способность замечать зажимы во|многих частях органов тела (таких, как корень языка, центр диафрагмы, верхняя губа) и научиться снимать с них напряжение.

Способность к релаксации должна культивироваться медленно с заданной установкой. Иначе она приведет к состоянию полного упадка энергии, о чем уничижительно отозвался Е. Гротовский: "Человек не может полностью расслабиться, чему учат во многих театральных школах, потому что полностью расслабленный человек не что иное, как мокрая тряпка".

Существует, однако, огромная разница между расслаблением ради расслабления, за которым неизбежно следует вялость, и релаксацией ради дела. Задача состоит в том, чтобы снять ненужное напряжение мышц, которые могли бы свободно реагировать на импульс, не устраивая привычных "коротких замыканий".

Первый шаг к освобождению голоса — знакомство со своим позвоночником . Чем лучше Вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.

Встаньте свободно, ноги на расстоянии 20 см.

Проследите за тем, чтобы Ваш вес равномерно распределился на обе ноги, сохраняйте равновесие между пальцами ног и пятками. Постарайтесь вообразить себе поочередно кости обеих ног.

Представьте, как кости голени вырастают из места, где они соединяются с лодыжкой.

Представьте, как бедро вырастает из коленного сустава.

Представьте себе место сочленения бедра и тазового пояса.

Представьте себе свой позвоночник вырастающим из поясницы, проходящим между лопатками с "плавающей" вокруг грудной клеткой и плечевым поясом на вершине.

Почувствуйте руки висящими от плечевого сустава.

Представьте себе кости рук, локтевые суставы, суставы предплечья, запястий, кости кистей и пальцев. Переместите Ваше внимание от рук к шее.

Представьте, как Ваши шейные позвонки продолжаются в черепе.

Представьте, что череп, как воздушный шар, "плавает" на вершине позвоночника.

Сфокусируйте Ваше внимание на локтевых суставах и позвольте им легко всплыть к потолку. Это движение включает в себя только верхнюю часть рук, притом мышцы предплечий, здесь как бы не участвуют.

Сфокусируйте свое внимание на запястьях и позвольте им всплыть к потолку.

Сфокусируйте свое внимание на кончиках пальцев и позвольте им всплыть к потолку.

Представьте, что кто-то слегка потянул Вас за кончики пальцев. Все Ваше туловище потянулось следом. Только ноги оставьте вне этого движения.

Теперь сделайте следующее: позвольте Вашим кистям расслабиться и повиснуть в запястьях. Обратите внимание на разность ощущений между кистью и всей рукой в целом.

Далее позвольте расслабиться Вашим предплечьям с тем, чтобы они свободно повисли от локтей. Обратите внимание на разность ощущений в предплечье, ладонях и верхних частях руки и плеч. Позвольте рукам тяжело упасть и свободно повиснуть от плеч. Ощутите тяжесть рук.

Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника, и он постепенно уступает этой тяжести. Ваш позвоночник начнет "разрушаться" сверху донизу, позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации. Попытайтесь представить себе позвонки в этом движении один за другим.

Позвольте коленям расслабиться так, чтобы тяжесть Вашего веса сосредоточилась на середине стоп.

Проследите, чтобы вес не опрокидывал Вас назад — на пятки или вперед — на пальцы ног. Проверьте, чтобы шея не была зажата. Когда Вы почувствуете, что уже не можете поддерживать равновесие из-за возрастающей тяжести головы, отпустите позвоночник и повисните вниз головой. Представьте свое туловище висящим от копчика, поддавшимся силе гравитации. Дышите свободно. Вы делаете это упражнение для того, чтобы освободить мышцы туловища, мышцы плеч, мышцы шеи, головы и рук.

Теперь сфокусируйте свое внимание на копчике. От копчика начните "выстраивать" свой позвоночник вверх. Позвонок за позвонком, наподобие того, как Вы в детстве строили замок из кубиков, ставя один поверх другого.

Не напрягайте мышцы живота. Оставьте их свободными. Дышите.

Не выпрямляйте колени резко. Позвольте им для сохранения баланса в теле вытягиваться постепенно.

Направьте свое внимание на позвонки, которые поднимают грудную клетку.

Начиная от поясницы, "выстраивайте свой позвоночник, ставя каждый последующий позвонок на вершину предыдущего. Сейчас Вы — поднятое вверх безголовое туловище.

Сфокусируйте внимание на седьмом шейном позвонке, который "поднимает" шею, и начните постепенно достраивать остальные шейные позвонки, пока не дойдете до вершины позвоночника. Обратите внимание на новое ощущение. Вы не "поднимаете Вашу голову". В результате построения шейных позвонков Ваша голова "всплывает".

Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области желудка, ягодиц, плеч, шеи. Этим Вы переносите энергию от вышеупомянутых внешних мышц к представляемому Вами позвоночнику, постоянно работающему против сил гравитации. Ваш позвоночник — это поток движущейся вверх энергии, перераспределяемой сознанием.

Ощутите контуры тела, как бы начертанными в воздухе.

Обратите внимание на ощущения, которые вызывает воздух, касаясь Вашей кожи.

Теперь закройте глаза, направив свое внимание вовнутрь. Попытайтесь в течение 1-2 минут познать свое тело изнутри.

Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.

Следующее упражнение полезно делать с закрытыми глазами, поэтому, если Вы работаете самостоятельно, прочтите сначала мои комментарии.

Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает Ваше тело. Для того, чтобы добиться полного расслабления внутренних мышц, позвольте себе мысленно совершить еще одно путешествие, на этот раз внутри черепа, начиная с его верхней точки и опускаясь вниз через лицо, к горлу, и ниже, к груди.

Обратите внимание на малейшие изменения Вашего дыхания по мере дальнейшего продвижения Вашего сознания вниз — в желудок, далее, сквозь кишечник, в нижнюю часть живота, в пах. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Снимая напряжение мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. В противном случае — наступит коллапс.

Позвольте всем Вашим внутренним органам способствовать Движению Вашего дыхания.

Проследите за реакцией внутри Вашего тела на непроизвольные движения дыхательного аппарата.

Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться.

Начните уступать этому желанию. Зевните, потянитесь, Отряхнитесь всем телом, так, как если бы Вы поднялись с постели в прохладной комнате. Или представьте себе, как зевает собака потягиваясь и встряхиваясь.

Закрепление нового материала:

  1. Напишите самоотчет об ощущениях в ходе выполнения упражнений.
  2. Предоставьте обратную связь к уроку. Отметьте важные моменты в работе, выразите пожелания педагогу и рекомендации самому себе.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащегося осуществляется с помощью рефлексии.

Педагог: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какие впечатления остались после занятия?
  2. Что запомнилось лучше всего?
  3. Что показалось сложным?
  4. Что из предложенного вы считаете актуальным для развития ваших навыков сценической речи?

После данного обсуждения занятие завершено.

Домашнее задание: самостоятельно тренировать навыки релаксации (см.раздаточный материал).

Список литературы, электронных ресурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике.


Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн.


Методическая разработка занятия (с использованием активных методов обучения) по теме "Производительность труда"

Методическая разработка занятия по междисциплинарному курсу "Предпринимательская деятельность в сфере земельно-имущественных отношений" для студентов специальности "Земельно-имущественные отношения" у.


Методическая разработка "SMAPT- для определения целей и постановки задач"

Методическая разработка "SMAPT- для определения целей и постановки задач" Для достижения глобальной цели, мы выполняем промежуточные задачи. С помощью таких разделений, нам будет проще конт.


Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.Методическая разработка содер.

Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации

Методическая разработка кураторского часа.


Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи; отработать навыки произ.

Последствия COVID-19 бывают не менее опасны, чем само течение заболевания. Многие из тех, кто перенес болезнь, уже столкнулись с проблемами с различными органами и системами. Поэтому после выздоровления крайне важна реабилитация, причем наиболее эффективна она в течение первых 3-6 месяцев после болезни.

Также специалисты центра подготовили простые комплексы упражнений дыхательной гимнастики, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях и во время болезни, и после выздоровления.


Зачем нужна реабилитация

Потребность в медицинской реабилитации у пациентов с пневмонией, вызванной COVID-19, обусловлена тяжестью течения этого заболевания: нарушением функции дыхания, кровообращения, психологическими проблемами, снижением физической активности и возможности самостоятельно ухаживать за собой.

Особенно это касается пациентов, находившихся на ИВЛ и длительной иммобилизации с постельным режимом.

Последствиями такого состояния являются:

  • снижение функции легких;
  • мышечная слабость;
  • нарушение функции глотания;
  • нарушение коммуникации;
  • зачастую психологические проблемы.


Основные задачи реабилитации:

  • снижение симптомов одышки;
  • уменьшение тяжести функциональных нарушений;
  • профилактика осложнений, вызванных инфекцией COVID-19;
  • расширение двигательной активности;
  • улучшение эмоционального состояния.

После выписки из стационара или при лечении в домашних условиях у пациентов часто есть ощущение нехватки воздуха. Постепенное увеличение повседневной активности и постоянные занятия лечебной физкультурой ведут к ослаблению этих симптомов.

Задачи лечебной физкультуры:

  • достижение регресса дыхательной недостаточности;
  • предотвращение необратимых изменений в легких;
  • улучшение вентиляционной функции.

В активной фазе заболевания легочная ткань становится очень ранимой, ей легко нанести дополнительную травматизацию — баротравму легкого. В этот период занятия ЛФК должны проводиться менее интенсивно, нельзя надувать шарики, делать форсированные дыхательные упражнения.

Комплекс упражнений, рекомендованный для выполнения на стадии активного заболевания COVID-19

Комплекс реабилитационных упражнений, рекомендованный для выполнения после перенесенного заболевания COVID-19

Другие способы и виды реабилитации

Помимо технологий лечебной физкультуры, существуют другие направления медицинской реабилитации.

  • Психотерапия. Зачастую пациенты после болезни морально истощены, измождены, могут находиться в депрессии, их могут преследовать панические атаки, чувство нехватки воздуха. В таком случае приходится обращаться к профильному специалисту (психологу или психотерапевту).
  • Массаж позволяет укрепить дыхательные мышцы, нормализовать приток крови, лимфы и улучшить дренажную функцию легких.
  • Диета. Пациентам после пневмонии рекомендован специальный рацион питания.
  1. Диета должна быть с повышенным содержанием белков (100-110 г в сутки), богатая витаминами С и Д3 (400-800 МЕ в день), с нормальным количеством жиров и сложных углеводов.
  2. Для поддержания здоровой микрофлоры кишечника важно употреблять продукты, богатые клетчаткой.
  3. Стоит ограничить потребление поваренной соли (до 6-8 г/день).
  4. Следует обратить особое внимание на питьевой режим. Если нет противопоказаний, необходимо выпивать в среднем около 2 литров воды в сутки.
  • Аппаратная физиотерапия оказывает противовоспалительное действие, снижает риск возникновения фиброза и ускоряет рассасывание имеющихся очагов поражения в легких.


  • Ингаляции муколитиков улучшают дренажную функцию бронхов, облегчают отхождение мокроты.
  • Спелеотерапия положительно влияет на функцию дыхания, сердечно-сосудистую и нервную системы путем создания своеобразного микроклимата соляных пещер.


Реабилитация — крайне важный этап лечения на пути к возвращению здоровья после коронавирусной инфекции.


В широком смысле слова все физические упражнения прямо связаны с функцией дыхания, поэтому любые виды физической культуры можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т.д. В связи с этим под дыхательной гимнастикой в узком смысле слова следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

Чтобы научиться правильно дышать, необходимо знать типы и правила дыхания. Существуют три типа дыхания: верхне-грудное (ключичное), грудное (рёберное), брюшное (диафрагмальное). Выделяют также смешанный тип дыхания, и его называют полным.

При ключичном (верхне-грудном) дыхании расширяется, главным образом, верхняя часть грудной клетки. Связано это с преимущественной работой мышц, поднимающих плечи, ключицы, лопатки и рёбра. Грудная клетка при этом вытягивается вверх, а расширяется она, в основном, только в верхней части. Для подъёма кверху плеч, ключиц и лопаток требуются большие затраты сил. Мышцы, участвующие в дыхании, слишком напрягаются и поэтому быстро утомляются. В результате при верхне-грудном дыхании количество воздуха, поступающее в лёгкие при вдохе, минимально, а напряжение дыхательного акта максимально, что приводит к относительному учащению дыхания. При этом вентилируются лишь верхние отделы лёгких, что малорезультативно и требует больших энергозатрат.

При грудном (рёберном) дыхании вдох происходит за счёт увеличения грудной клетки (в основном, в стороны), и выдох выполняется за счёт опускания рёбер и уменьшения объёма грудной клетки. При таком дыхании наполняются воздухом преимущественно срединно расположенные сегменты лёгких, а нижние доли, наиболее богатые альвеолами, вентилируются недостаточно. Кроме того, при грудном дыхании втягивается низ живота, а это вредит работе органов пищеварения (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова, 2003). При этом грудное дыхание более эффективно и менее утомительно, чем ключичное.

При брюшном (диафрагмальном) дыхании вдох осуществляется за счёт сокращения и опускания диафрагмы, а следовательно, увеличения объёма грудной клетки сверху вниз. Выдох осуществляется за счёт уменьшения грудной клетки и поднимания диафрагмы.

В норме дыхание на 80 % должно осуществляться за счёт движения диафрагмы. Её центр поднимается на 2 см и на 2 см опускается, т.е. амплитуда движений диафрагмы составляет 4 см. Если диафрагма участвует в дыхании, то в одну минуту происходит до 18 её колебаний (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова, 2003). Причём при её движении осуществляется своеобразный массаж внутренних органов: печени, селезёнки, кишечника. Тем не менее, при брюшном дыхании грудная клетка расширяется, в основном, за счёт нижней части, и в акте дыхания практически не участвуют верхние и средние отделы лёгких.

Смешанным типом дыхания, то есть полным и наиболее правильным, естественным дыханием необходимо овладевать сознательно большинству людей. Если преобладает один тип дыхания, нужно учиться двум другим.

Освоение типов дыхания. Ключичное дыхание можно осваивать в положении сидя, откинувшись на спинку стула, вытянув ноги и положив одну руку на грудь, другую на живот. Руки контролируют подъём грудной клетки на вдохе и опускание её на выдохе. И вдох, и выдох лучше делать через нос. Тренировку грудного дыхания рекомендуется проводить, сидя на краешке стула либо стоя, при этом кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки. Руки контролируют расширение нижнебоковых отделов грудной клетки на вдохе, а на выдохе сдавливают её. Вдох происходит через нос, а выдох через рот. Диафрагмальному дыханию лучше всего обучаться в положении лёжа на спине, слегка согнув ноги. Одну руку положить на грудь, другую на живот. Во время вдоха рука, лежащая на животе, поднимается вместе с брюшной стенкой, другая остаётся неподвижной. На выдохе живот втягивается, рука соответственно надавливает на живот. Нужно выполнить вдох через нос, выдох через рот (губы сложить трубочкой). Поскольку это самый неэкономичный тип дыхания, то людям, у которых он преобладает, полезно научиться расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса, прежде чем осваивать полное дыхание.

Следует знать, что вдох, в основном, на 80 % осуществляется за счёт диафрагмы. При этом мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены. выдох по продолжительности в 2 раза дольше, чем вдох (на 1–2 счёта – вдох, на 3–5 счётов – выдох; вариант: на 4 счёта вдох, на 6 счётов выдох). Вдох делается, когда грудная клетка расправлена, а выдох – когда она сдавлена, например, при наклоне.

При смешанном (полном) дыхании вдох и выдох происходят при увеличении и уменьшении объёма грудной клетки вперёд-назад, в стороны и сверху вниз. Это наиболее целесообразный тип дыхания. Позволяющий более глубоко и полноценно дышать.

По вышеуказанной причине увеличивать продолжительность и интенсивность дыхательных занятий следует постепенно: начинать с 2–3 полных вдохов и выдохов и только через 3–4 недели доводить это количество до 10–15. Тренировать полное дыхание надо натощак либо через 2–3 часа после еды.

Примерные упражнения для освоения разных типов дыхания

И.П. – сидя на стуле. Поднять плечи вверх и максимально напрячь мышцы. Затем расслабиться и отдохнуть 2–3 с. Повторить 8–10 раз.

И.П. – сидя на стуле. Наклонить голову вперёд и медленно перекатывать её от плеча к плечу.

Можно выполнить самомассаж мышц шеи и плеч.

Все виды дыхательных упражнений можно разделить по принципу выполнения на четыре группы (Е.Г. Попова, 2000).

При выполнении общеразвивающих упражнений нужно научить пациента следить за ритмом дыхания (вдох-выдох) и определять, в каких случаях пользоваться тем или иным типом дыхания:

Ø При умеренной работе, в которой участвуют мышцы всего тела, рекомендуется пользоваться смешанным типом дыхания.

Ø При больших напряжениях брюшного пресса целесообразно грудное дыхание, а при напряжении мышц плечевого пояса – брюшное дыхание.

Грудной и брюшной типы дыхания существуют специально для тренировки дыхательных мышц, для развития подвижности грудной клетки.

Упражнения для формирования различных типов дыхания

Упражнения с постепенным увеличением продолжительности выдоха и вдоха. Выполняется в различных И.П. – стоя, сидя, лёжа.

вдох – 2 счёта, выдох – 2 счёта

вдох – 2 счёта, выдох – 3 счёта

вдох – 3 счёта, выдох – 4 счёта и т.д.

Упражнения на обучение диафрагмальному дыханию.

И.П. – лёжа на спине, ладони на животе (пальцами контролировать напряжение живота)

1–3 – вдох, выпячивая живот (брюшное дыхание)

4–8 – выдох, напрягая мышцы живота и втягивая живот.

И.П. – стоя ноги врозь с полунаклоном, руки за голову

1 – продолжать вдох, выпрямляясь

2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот

4 – начать выдох, полунаклоняясь

5–7 – продолжать выдох, втягивая живот

8 – закончить выдох и начать вдох, полувыпрямляясь в И.П.

Упражнения на обучение смешанному дыханию.

И.П. – сидя, подложив подушку сзади

1 – продолжать вдох, ложась на спину (на подушку)

2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот и расширяя грудную клетку

4 – начать выдох, садясь

5–7 – продолжить выдох, наклоняясь вперёд

8 – закончить выдох и начать вдох, выпрямляясь

Динамические дыхательные упражнения. Ходьба в медленном темпе 2–3 минуты, сочетая смешанное дыхание с шагами: 3 шага – вдох, 5 шагов – выдох.

Упражнения с пружинящими движениями на выдохе.

И.П. – стоя ноги врозь с полунаклоном, руки к плечам

1 – продолжать вдох, выпрямляясь

2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот

4–7 – пружинящие наклоны с выдохом толчком на каждый счёт

8 – начиная вдох, полувыпрямиться в И.П.

Дыхание через одну ноздрю.

И.П. – сед по-турецки. Правым большим пальцем закрыть правую ноздрю и медленно вдыхать и выдыхать через левую ноздрю (10–15 раз). Повторить то же с другой руки в обратную сторону.

Кузнечный мех (позволяет быстро насытить организм кислородом).

И.П. – сед по-турецки. Спокойно сделать выдох, втягивая живот. После этого сделать 7 циклов вдох-выдох через нос с активной работой живота (на вдохе – вперёд, на выдохе – втянуть). После 7 циклов сделать полный вдох на 5–7 с и вернуться к обычному дыханию.

И.П. – стоя, сидя или лёжа. Вдох через нос, делая глотательное движение и сокращая мышцы гортани, выдох – свободно через рот. Повторить 4–5 раз. Дыхание полное (объединённое) или брюшное (нижнее).

Дыхание с задержкой.

И.П. – стоя, сидя или лёжа. Выполнить вдох животом, мысленно произнося фразы, постепенно увеличивая количество слов в фразе (от 3 примерно до 9), например:

ü Я ровно дышу (3 слова)

ü Мне надо дышать спокойно, ровно (5 слов)

ü Спокойное, ровное, ритмичное дыхание помогает мне успокоиться (7 слов)

Упражнение активизирует выдох, очищает организм.

Все упражнения дыхательной гимнастики можно условно разделить на статические, динамические и специальные.

Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при выполнении которых дыхание осуществляется без сопутствующих движений руками, ногами, головой и туловищем. Они применяются для обучения правильному дыханию, а также для урегулирования сердечно-сосудистой системы на занятиях повышенной двигательной деятельности.

Динамические дыхательные упражнения характеризуются тем, что дыхание при их выполнении осуществляется одновременно с движениями конечностями, головой, туловищем. Они могут выполняться в положении стоя, сидя, лёжа, на месте и в движении. При их проведении необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. В противном случае дыхание или движения будут затруднёнными. При динамических дыхательных упражнениях вдох производится одновременно с движениями, связанными с подниманием и расширением грудной клетки, выпрямлением туловища. Выдох делается при движениях, связанных с опаданием грудной клетки в момент её опускания, при сгибании тела, при подтягивании ног к животу.

Нельзя допускать задержки дыхания при выполнении физических упражнений. Дыхание должно быть свободным и спокойным. Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки и более полному вдоху. Ряд таких упражнений помогает осуществлению более полного выдоха.

Специальные дыхательные упражнения имеют особую направленность на получение нужного терапевтического эффекта при том или ином нарушении дыхательного аппарата (плеврит, затруднённое носовое дыхание и т.п.). Подбираются специальные упражнения, например, с нажимом на грудную клетку при выдохе, наклоны в стороны.

Читайте также: