Достучаться до каждого сердца доклад

Обновлено: 14.05.2024

Ещё со школьной скамьи, я мечтала стать учителем. И не просто учителем, а учителем начальных классов. Передо мной был наглядный пример – моя первая учительница. Мы пришли в школу маленькими несмышлёными ребятишками, ничего не знающими, и мало что понимающими в этом огромном водовороте, под названием самостоятельная жизнь. Моя первая учительница стала для меня второй мамой. Она не позволила растеряться в этом новом, суматошном мире, давала добрые и умные советы, успокаивала, когда что-то не ладилось, подбадривала и хвалила, когда получалось, подсказывала выход из трудного положения, в котором мы, первоклашки, бывало, частенько оказывались.

И вот тогда я поняла: - я тоже хочу быть учителем! Быть таким человеком, который подскажет и покажет маленьким ученикам, куда им двигаться дальше, как преодолеть трудности надвигающейся на них взрослой жизни, как выбрать правильную дорогу в своё будущее. Конечно, я понимала, что это огромная ответственность. Ведь одна, даже самая незначительная ошибка учителя, может круто изменить, а то и сломать жизнь этого маленького человечка, который тебе доверился. Ещё Л. Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Учитель даёт не только знания, он учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить.

Что же дети должны открыть в своём учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним? Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Дети должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, который всегда прейдёт на помощь. Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растёт, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребёнок сможет увидеть своё продвижение, поверить в себя и в свои силы.

Учитель начальных классов постоянно находиться в мире детства, в мире фантазии и сказки. Счастье для учителя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое слово учителя, его взгляд, жест; глаза готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужен им, что ты для них целая вселенная, именно учитель закладывает ростки будущих характеров. Учитель даёт не только знания, он учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить. Древнегреческий философ писал, что ученик – это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Как разглядеть те задатки, которые превращаются в таланты? Как не обидеть? Ответы на эти вопросы найдутся только в ежедневной кропотливой работе.

За годы своей работы, а это без малого тридцать лет, моим ученикам никогда не было скучно на моих уроках и во внеурочное время. Часто устраиваем конкурсы, экскурсии, читаем разные книги, участвуем в олимпиадах, областных конкурсах и завоёвываем призовые места.

Как становится светло на душе, когда ученики, спустя годы после окончания школы, приезжают в родные стены и делятся своими успехами.

Одни ученики окончили ВУЗы и работают врачами, инженерами, архитекторами, другие завершили учёбу в ПТУ и работают на стройках, заводах, в сельском хозяйстве. А те, кто всё же решил посвятить свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, и избрал соей профессией – профессию учитель – достойны огромного уважения. Да, учитель, это тяжёлый труд, да, это бессонные ночи, да, это работа с родителями. Но когда ты услышишь хорошие слова о своём ученике – ты понимаешь – жизнь прожита не зря!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(М. Квинтилиан)

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Ещё со школьной скамьи, я мечтала стать учителем. И не просто учителем, а учителем начальных классов. Передо мной был наглядный пример – моя первая учительница. Мы пришли в школу маленькими несмышлёными ребятишками, ничего не знающими, и мало что понимающими в этом огромном водовороте, под названием самостоятельная жизнь. Моя первая учительница стала для меня второй мамой. Она не позволила растеряться в этом новом, суматошном мире, давала добрые и умные советы, успокаивала, когда что-то не ладилось, подбадривала и хвалила, когда получалось, подсказывала выход из трудного положения, в котором мы, первоклашки, бывало, частенько оказывались.

И вот тогда я поняла: - я тоже хочу быть учителем! Быть таким человеком, который подскажет и покажет маленьким ученикам, куда им двигаться дальше, как преодолеть трудности надвигающейся на них взрослой жизни, как выбрать правильную дорогу в своё будущее. Конечно, я понимала, что это огромная ответственность. Ведь одна, даже самая незначительная ошибка учителя, может круто изменить, а то и сломать жизнь этого маленького человечка, который тебе доверился. Ещё Л. Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Учитель даёт не только знания, он учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить.

Что же дети должны открыть в своём учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним? Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Дети должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, который всегда прейдёт на помощь. Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растёт, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребёнок сможет увидеть своё продвижение, поверить в себя и в свои силы.

Учитель начальных классов постоянно находиться в мире детства, в мире фантазии и сказки. Счастье для учителя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое слово учителя, его взгляд, жест; глаза готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужен им, что ты для них целая вселенная, именно учитель закладывает ростки будущих характеров. Учитель даёт не только знания, он учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить. Древнегреческий философ писал, что ученик – это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Как разглядеть те задатки, которые превращаются в таланты? Как не обидеть? Ответы на эти вопросы найдутся только в ежедневной кропотливой работе.

За годы своей работы, а это без малого тридцать лет, моим ученикам никогда не было скучно на моих уроках и во внеурочное время. Часто устраиваем конкурсы, экскурсии, читаем разные книги, участвуем в олимпиадах, областных конкурсах и завоёвываем призовые места.

Как становится светло на душе, когда ученики, спустя годы после окончания школы, приезжают в родные стены и делятся своими успехами.

Одни ученики окончили ВУЗы и работают врачами, инженерами, архитекторами, другие завершили учёбу в ПТУ и работают на стройках, заводах, в сельском хозяйстве. А те, кто всё же решил посвятить свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, и избрал соей профессией – профессию учитель – достойны огромного уважения. Да, учитель, это тяжёлый труд, да, это бессонные ночи, да, это работа с родителями. Но когда ты услышишь хорошие слова о своём ученике – ты понимаешь – жизнь прожита не зря!

I. Вступление.

Актуальность проблемы

Внедрение ФГОС требует новых подходов к обучению и воспитанию, отвечающих запросам современных школьников и их родителей. Но хотя времена меняются, неизменной остаётся роль книги, которая даёт колоссальную возможность для всестороннего развития ребёнка. Чтение – основа образования. Как правило, читающие дети заметно отличаются от своих сверстников: они имеют достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, обладают положительными ценностными установками, у них развита фантазия и художественное мышление, они умеют воспринимать красоту окружающего мира.

К сожалению, отсутствие интереса к чтению в среде нынешних школьников по-прежнему вызывает беспокойство. Существует множество причин, затрудняющих нынешним учащимся любить книгу так, как это было, например, у молодёжи прошлого века. А между тем, трудно переоценить роль книги и в духовно-нравственном воспитании школьников. Кажется, что эти аксиомы не требуют доказательств, однако на деле всё обстоит дело гораздо сложнее. Привлечь к чтению качественной литературы весьма сложная задача, потому что нельзя заставить насильно читать - пользы от этого не будет никакой.

Нынешние достижения современных технологий прочно вошли в жизнь ребёнка и имеют безграничные возможности. С горечью приходится признать, что на этом фоне традиционную книгу многие дети воспринимают как нечто архаичное. К тому же, сегодняшнее молодое поколение не знает о существовании тех авторов, которыми зачитывались их бабушки и дедушки, родители. Кроме того, среди обилия издательской продукции в красочных обложках непросто найти интересную и полезную для ума и души литературу. Вот и сидят часами наши школьники в интернете, выискивая себе развлечения, порой даже и не подозревая, сколько можно прочитать в книгах, которые они относят к разряду устаревших. В поисках решения этой проблемы был найден современный способ продвижения книги – буктрейлер, где интерес к книге вызывается воздействием двух видов искусств: искусства слова и изобразительного искусства.

Новизна формы и её обоснование

Если говорить просто, то это небольшой художественный видеоролик, созданный по мотивам книги, продолжительностью не более 3 минут. В нашей стране буктрейлер появился в 2010 году как способ рекламы. Первыми этот приём подхватили библиотеки, чтобы повысить уровень читательского спроса. Нужно признаться, что они в этом преуспели. Буктрейлер даёт всё, что нужно нынешнему поколению школьников: яркие зрительные и звуковые образы, быстроту смены картинок, краткость. Иллюстрации помогают заинтересовать детей прочтением книги, способствуют более глубокому восприятию образов главных героев, раскрытию сюжета. И всё это выглядит так заманчиво, что сразу хочется взять книгу и прочитать. Словом, этот способ является для современных школьников привлекательным, а потому может стать действенным.

Первое знакомство с особенностями буктрейлера подсказало, что с таким же успехом он может использоваться на школьных уроках при изучении разных предметов, где, помимо параграфов и страниц из школьных учебников, требуется чтение книг. Из практики известно, что среди учащихся, например, не очень популярны произведения классиков. По опросам выявлено, что дети в основном читают произведения зарубежных авторов, фантастику, детективы, а классические произведения считают скучными и неинтересными. Хотя по опыту можно сказать, что если их заинтересовать книгой, то они с удовольствием её прочитают.

При дальнейших наблюдениях и более глубоком изучении вопроса стало понятно, что буктрейлер даёт возможность интеграции многих направлений: литературы, изобразительного искусства, православной культуры, музыки.

Знакомство с материалами интернета позволило сделать вывод о том, что в основном в буктрейлерах продвигаются книги по мотивам фантастической и детективной литературы – ведь эти жанры изначально захватывают подростков, настраивают на зрелищность, таинственность. Наше направление деятельности заключается в продвижении качественной классической литературы, предполагающей через слово духовно-нравственное и социальное развитие школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям. Исходя из этого, была поставлена следующая цель.

Цель:

освоение новой формы для пропаганды чтения, привлечения внимания к книгам духовно-нравственной тематики в работе с детьми на уроках литературы, изобразительного искусства, ОРКСЭ, ОДНКНР, во внеурочной и внеклассной деятельности.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы конкретные задачи.

Задачи:

Научно-практическая значимость

Данный методический проект предназначен для учителей и классных руководителей, которые могут использовать его в урочной, внеурочной и во внеклассной деятельности. Особенно продуктивен он в работе с учащимися 4-6 классов. Фактические данные проекта могут быть использованы при изучении в школе курса литературы, истории, православной культуры, при составлении спецкурсов по истории духовной культуры.

Говоря о практической результативности использования буктрейлеров, можно с уверенностью сказать, что они вызовут большой интерес у педагогов и школьников, будут востребованы в образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты

  • приобщение детей через использование приёма буктрейлера к чтению качественной художественной литературы,
  • рост читательской активности в школьной среде,
  • побуждение в ребёнке потребности самосовершенствования, самовоспитания и духовного роста.

Структура работы

II. Основная часть.

Описание работы над буктрейлером

Изучение истории жанра и его особенностей

Вначале мы ознакомились с историей жанра и узнали, что история буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. В России этот жанр впервые появился позже – в 2010 году.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

  • игровые (мини-фильм по книге)
  • неигровые (при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты)
  • анимационные (мультфильм по книге)

Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:

  • повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения),
  • атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции),
  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на аннотацию к изданию, но с использованием современных видеосредств.

Использование этого жанра уже стало популярным в работе библиотек, поэтому в какой-то степени можно использовать накопленный опыт. Буктрейлеры могут создаваться по книгам забытых авторов, писателей-юбиляров, произведениям определённой тематики, краеведческим находкам, классикам и современникам. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно помогает в пропаганде книги и чтения.

Свои буктрейлеры мы решили сделать неигровыми, атмосферно-повествовательными.

Выбор книг для создания буктрейлера

Лидия Алексеевна Чарская…Для представителей старшего поколения, росшего в эпоху советской школы, это имя вряд ли что скажет, да и сейчас, несмотря на попытки вернуть Чарскую читателю, нельзя говорить о массовом интересе к этому автору. А между тем, в дореволюционной России, в первое двадцатилетие 20 века, книги Лидии Чарской били рекорды по популярности у читателей, мгновенно расходились с прилавков, особенно были востребованы у юношества.

В то время в Петербурге выходил журнал "Задушевное слово" для детей младшего и старшего возраста. Лидия Чарская стала ведущей писательницей этого журнала, и за 20 лет литературной деятельности она написала около 80 произведений! Литературный труд давал автору большую духовную радость.

Создание сценария видеоролика

Главным звеном при создании буктрейлера является сценарий. История, описанная в книге, у нас уже есть, осталось только интересно преподнести ее. Чем надо поделиться со зрителем? В чем главная мысль? Пишем ответы на эти вопросы в нескольких предложениях. У нас получается синопсис — скелет будущего сценария. Придумываем, что будет показано в ролике, а что оставлено за кадром. Этим будет предоставлен зрителю простор для фантазии.

  • Что изменило решение Мерцалова?
  • Почему встреча с незнакомцем стала чудом?
  • Кто был этот человек?
  • Пришло ли Рождество в дом Мерцаловых?

И в конце видеоролика идёт приглашение, своего рода – призыв:

  • Как сложилась судьба малютки?
  • Какие люди встретились на пути девочки?
  • Что оберегало девочку и помогало ей?

Подбор видео- и аудиоматериала

После продумывания сюжета были подобраны материалы для ролика: найдены нужные картинки, фотографии, отсканированы иллюстрации книг, снято свое видео, подготовлены аудиозаписи, звуковое сопровождение. В буктрейлере по А.И. Куприну был освоен и применён приём футажа, использованный во вступлении к видеоролику для создания рождественского настроения, радостного ощущения предстоящего праздника. Футаж (от англ. footages - кадры) довольно обширное понятие. По сути, он является основой для создания видеокомпозиции с элементами анимации.

Поиск компьютерной программы

Это оказалось для нас сложным, так как до этого опыта по созданию подобного жанра мы не имели. Остановились, на наш взгляд, на самой доступной: Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту.

Запись (озвучка) текста, подбор музыки

При создании буктрейлеров может использоваться звуковое оформление: мелодии из кинофильмов, классические произведения, песни, звуки природы, стук, скрип и другие звуковые эффекты.

III. Заключение.

Изучив основы создания буктрейлера, подготовив два видеоролика, мы пришли к следующим выводам.

  • Буктрейлер, на первый взгляд кажущийся несколько легкомысленным приёмом, способен решать серьёзные задачи.
  • С помощью буктрейлеров можно познакомить даже нечитающего человека с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами.
  • С использованием разнообразных буктрейлеров, созданных по качественной художественной литературе , в сознание учащихся внедряется мысль о благотворном влиянии чтения на развитие личностных духовно-нравственных качеств.

Демонстрировать видеоролики можно всюду, где собирается детская аудитория: на уроках, во внеурочной деятельности и просто в холлах школ, где установлены телевизоры. Данный методический проект с рекомендациями по созданию буктрейлера может быть полезен учителям общеобразовательных учреждений, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Достучаться до каждого сердца

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Василий Осипович Ключевский

Пришла учительница в класс,

Сама чуть-чуть постарше нас,

И провела такой урок,

Что мы забыли про звонок.

Интерес к предмету у учеников Елены Григорьевны достаточно высок, дети имеют повышенную мотивацию к учению, имеют хорошие результаты обучения, которые подтверждают успешной сдачей экзаменов. На протяжении многих лет её ученики лучше всех сдают ЕГЭ по физике в Чернышевском районе, побеждают в олимпиадах, конкурсах районного и регионального уровня.

В течение многих лет Елена Григорьевна возглавляла районное методическое объединение учителей физики. Она методически грамотно планировала проведение семинаров, открытых уроков, внеклассных мероприятий. Постоянно совершенствуя свои знания, подавала пример творческого отношения к любимому делу. Она стала добрым советчиком и мудрым наставником для молодых учителей, помогала им, подсказывала, убеждала, поддерживала, вселяя уверенность в свои силы. Елена Григорьевна щедро делится своими наработками с коллегами: проводит открытые уроки, мастер-классы, её работы напечатаны в сборнике участников Сократовских чтений.

Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Я думаю, Елене Григорьевне удалось сделать мир добрым для многих её воспитанников. У неё для этого есть всё: талант педагога, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия, душевный трепет, духовная искренность.

Елена Саломатова счастливый человек не только потому, что нашла своё призвание в работе, она счастлива тем, что у неё много друзей, она заботливая мама и любимая жена. Так случилось, что наши мужья были одноклассниками, друзьями с детства, соседями. Саломатов Александр был свидетелем на нашей свадьбе, я очень хотела, чтобы он скорее женился, чтобы дружить семьями. Но Александр долго искал свою Елену Прекрасную. Нашёл свою единственную любимую жену, они родили двух девочек-погодок – Женечку и Вику. Сестрички росли дружно, не ссорились. Пробежало время, выросли дети, обе студентки читинских вузов. Старшая – Евгения уже замужем, в этом году оканчивает медицинскую академию. Догнала сестру Виктория, она в этом году тоже выпускница Байкальского института экономики и права. Обе радуют родителей успехами в учёбе и в этом материнское счастье, в своих дочках Елена Григорьевна тоже нашла серебряные колокольчики.

Лена прекрасная подруга, она не раз приходила на помощь и мне, и другим своим друзьям.

Людмила Суханова, учитель географии МОУ СОШ №63, по просьбе администрации школы и своему личному желанию.

Читайте также: