Доклад духовно нравственное воспитание детей с овз

Обновлено: 04.07.2024

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья — мощный социокультурный фактор в процессе воспитания человека. Воспитание для детей с проблемами здоровья рассматривается как целенаправленное развитие каждого растущего человека, совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её развитие в соответствии с индивидуальными физиологическими и психологическими способностями.

Воспитание в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) осуществляется по тем же признакам, что и в массовых учреждениях, но существуют и специфичные для специальных учреждений принципы:

1) уважение к личности ребенка;

2) единство обучения и воспитания в процессе исправления недостатков психофизического развития;

3) доступность воспитания – организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностях детей;

4) индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании - всестороннее изучение личности детей и определение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуально-типологических особенностей детей;

5) воспитание в труде.

Цель всех образовательных учреждений – сформировать человека, наделить его определенным комплексом качеств, которые позволят ему благополучно существовать в современном мире.

Основная задача школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) - успешная социальная адаптация детей в обществе, формирование у проблемного ребенка социально - нравственного опыта.

На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания.

Духовность и нравственность – вечные ценностные ориентиры.

Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить полноценной духовной жизнью.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.

У детей с интеллектуальными нарушениями с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и прочие. Поэтому для детей с особыми образовательными потребностями необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере развития ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Моя позиция, как классного руководителя, заключается в том, что выпускники моего класса должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду.

Весь контингент моего класса составляют учащиеся, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально – волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т.д.

Учащиеся класса – это дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Наследственная олигофрения, агрессивность, низкий социальный статус семей – факторы, которые необходимо учитывать в работе.

Начиная с пятого класса подход в обучении и воспитании усложняется: на детей воздействуют коллективной деятельностью, общественными и культурными акциями, внеклассной деятельностью. Увеличивается количество уроков, учителей, ведущих уроки, нагрузка растёт и становится более интенсивной. И воспитательная работа становится ещё насыщеннее и разнообразнее.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся выделяю следующие разделы:

1 раздел. Формирование осознанного отношения к семье, к собственному здоровью и формирование представлений о здоровом образе жизни.

Задачи: воспитание любви и уважения к своей семье, родным, друзьям и близким людям; уважать родителей, заботиться о младших и старших братьях и сестрах; ознакомление с немедицинскими средствами профилактики и лечения простудных и других часто встречающихся заболеваний и стремление к здоровому образу жизни, осознанного отношения к собственному здоровью и уважения интересов окружающих.

t1590685977aa.jpg

t1590685977ab.jpg

2 раздел. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, природе родного края и планете Земля.

t1590685977ac.jpg

3 раздел. Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни, к людям труда, формирование трудолюбия.

Задачи: воспитание уважения к труду, к людям труда, целеустремленности, творчеству, стремления к познанию, формирование бережливости.

t1590685977ad.jpg

4 раздел. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и обязанностям человека.

Задачи: воспитание любви к Родине, своему народу, формирование знаний законодательных, гражданских, правовых, о личной и национальной свободе, доверительных отношений к людям.

t1590685977ae.jpg

5 раздел. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи: воспитание эстетического вкуса, развитие гармонии, красоты, духовного мира человека.

Роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта) является актуальной проблемой нашего общества, поскольку это способствует формированию духовного мира, профилактике правонарушений, созданию необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. Нравственные качества такого ребенка, дают ему возможность органично вписаться в общество, расширяет возможности его дальнейшего профессионального выбора, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие и помогает плавно войти в социальную среду XXI века.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, № 3.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004.

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

1. недостаточностью исследования темы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2. дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих детей характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Таким образом, в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители не придают значение тому, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, тематические выставки рисунков, поделок, мероприятия, посвященные семейным традициям, праздникам. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Основу содержания духовно-нравственного воспитания в детских садах составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для ребенка этого возраста.

Немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду, особенно детей с ОВЗ отводится народному творчеству: сказкам, песням, пословицам и т. д.

Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.

Содержание сказок вызывает интерес детей, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность – это два понятия, без которых, невозможно современное воспитание и развитие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки Пояснительная записка «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в социально-реабилитационном центре Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей,.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, не смотря на его ограниченные возможности здоровья, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Министерство образования, науки и молодежи

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

Доклад на тему:

Выполнил воспитатель 2-А класса

Актуальность проблемы.

Духовно-нравственное воспитание является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности школы, т. к. воспитание - важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, не смотря на его ограниченные возможности здоровья, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

-Концепция патриотического и духовно –нравственного воспитания населения в Республике Крым, утв. Указом Главы Республики Крым 18.12.2014 г №522- У;

-Государственная программа развития образования и науки в Республике Крым на 2015-2017 годы, утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым 30.12.2014 №651;

-Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации единого пространства духовно-нравственного развития школьника.

Нравственное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья(темпом нарушения речи) в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

· воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

· создание условий для восприятия целостной картины мира;

· формирование чувства любви к Родине;

· формирование основ культуры общения;

· организация начальной профориентации;

· создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

· создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов и средств.

Приемы воспитания - отдельное действие, направленное на достижение цели.

С одной стороны, все известные исследования, направленные на изучение вопросов нравственности и нравственного воспитания, связаны с разработкой содержания, средств и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, отсутствуют специальные научные исследования, посвящённые разработке и конструированию педагогических технологий духовного воспитания детей младшего школьного возраста.

Уклад школьной жизни можно рассматривать, как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов и уровней деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина

Каждая школа выбирает для себя основные направления внеурочной деятельностии реализует ее в течении одного или нескольких учебных лет.

Основными видами деятельности над духовно-нравственным воспитанием учащихся 2-А класса, используемыми в моей работе, являются знакомства в процессе бесед с Конституцией России, ее символикой и символикой Республики Крым (герб, флаг, гимн). Для этого я использую презентации и различные плакаты.

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью великих людей, патриотов своей страны происходят в процессе бесед, кинофильмов и заочных путешествий по памятным местам.

В 2016 году благодаря общешкольному проекту посвящённому детям-героям ВОВ мы с классом посетили все памятники героям войны в родном городе Симферополе.

При проведении классных часов, бесед, участие в подготовке и проведении мероприятий мы знакомимся с важнейшими событиями в истории нашей страны. Так, например, в сентябре наш класс на открытом мероприятии, посвященному годовщине трагедии в Беслане, в очередной раз вспомнил о страшном дне в жизни нашей страны и почтил память погибших детей.

Проводя мероприятия государственных и национальных праздников мы знакомим детей с важными датами.

Еще один вид деятельности для моих воспитанников- биссероплетение.

Которое мы проводим для реализации таких задач:

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию; прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;

- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Нравственный мир ребенка с ОВЗ(ТНР) сложен и изменчив, находится в развитии. Задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно следить за духовно-нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.

В нашей школе-интернате созданы все условия, которые позволяют детям с ОВЗ работать не только на автоматическом уровне, выполняя за воспитателем работу по образцу, но и развивать у них эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду.


Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника.

В. А. Сухомлинский

Современный национальный воспитательный идеал — это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Именно поэтому, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся — это первостепенная задача современной школы.

В нашем обществе одной из главных проблем, возникших на рубеже веков, стала проблема духовного и нравственного выгорания подрастающего поколения.

Именно поэтому одной из важнейших в современном обществе проблем, стала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Все больше стали утрачиваться исконно народные традиции, стало проявляться небрежное отношение к памятникам исторической культуре, варварское отношение к природе, в результате наша многонациональная страна в последнее десятилетие оказалась на грани нравственной катастрофы. Что, естественно, оказывает негативное влияние на процесс формирования личности ребенка.

Эпоха крайних противоречий, именно так можно назвать настоящее время. Во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с одной стороны, с другой же– успехи оборачиваются бедствием. И самое страшное сегодня — это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношение к труду, его мышление, вера, совесть, этика и эстетика.

Ни для кого не секрет, что большинство родителей заботится о материальной стороне, в первую очередь, что естественно отодвигает на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как гражданственность и патриотизм, утратили свою приоритетность, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.

Об этом же говорит и федеральный государственный стандарт, который призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся, а также к формированию их гражданской идентичности, как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 14 декабря 2014 года). Мы все чаще стали сталкиваться с фактами подмены понятий и ценностей у молодежи.

Процветание страны невозможно без культурного развития общества и его духовно-нравственного становления, вот к какому понимаю приходит на современном этапе развития наше общество. В связи с этим ребенку с ОВЗ необходимо создавать условия, в которых он мог бы участвовать в экономической, культурной и политической жизни страны, то есть чувствовать себя полноправным членом общества.

Поиску путей, оптимизирующих процесс решения проблем духовно-нравственного воспитания, уделяется сегодня все больше внимания.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

– нравственных чувств — долга, совести, веры, гражданственности, ответственности, патриотизма;

– нравственного облика — терпения, кротости, милосердия, незлобивости;

– нравственной позиции — способности к проявлению самоотверженной любви, различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;

– нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли, проявления духовной рассудительности,

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно актуален этот процесс, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственности и морали,в вопросах общественного устройства. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо.

Узнавая правила морали от родителей, от учителей, из книг, они не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, и не всегда могут воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Такие дети из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия, как правило по неразумению, или по неустойчивости нравственных понятий. Сформировать у детей с ОВЗ позитивное мировоззрение и сделать его достаточно устойчивым, возможно при нравственном воспитании и обучении в благоприятных социальных условиях.

Убеждения ребенка должны соответствовать основным нормам морали (по содержанию), несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, вот чего должен добиваться педагог, в духовно-нравственном воспитании.

Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали. Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

Нравственный мир ребенка с ОВЗ сложен и изменчив, находится в развитии. Задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно следить за духовно-нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения, как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.

  1. Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 32–33.
  2. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. — Волгоград, 2006. — 330 с.
  3. Шеняк, Л. Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. — Ростов н/Д, 2000. — С. 66.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, ограниченная возможность здоровья, основная норма морали, подрастающее поколение, ребенок.

Читайте также: