Доклад данные и модели принятия решений

Обновлено: 02.07.2024

Основу нормативной модели принятия решений составляют экономические предположения. На самом деле, управленческие решения должны соответствовать экономическим возможностям предприятия. Так, основу нормативной модели составляют следующие положения:

  1. Лицо, которое принимает решение, должно осуществлять известные и согласованные цели. Проблемы, необходимые для решения, должны быть точно сформулированы и установлены.
  2. Сотрудник, который является ответственным за выбор должен стремится к точности, совместно с ознакомлением со всей необходимой информацией и ознакомлением со всеми возможными вариантами и последствиями.
  3. Критерии, по которым рассчитываются альтернативы должны быть известны. В свою очередь, лица, которые ответственны за принятие решений, выбирают тот вариант, который будет в наибольшей степени отражать экономическую выгоду компании.
  4. Действия лица, принимающего решение должны быть рациональными и логически подходить к рассмотрению вариантов, совместно с расстановкой приоритетов, при этом, реализуемый выбор должен в наибольшей степени соответствовать достижению установленных компанией целей.

Нормативную модель принято рассматривать в качестве классической, поскольку в ней определяется порядок действий, который впоследствии осуществляется менеджером, однако при этом, ничего не указывается на то, что на самом деле входит в процесс принятия решений.

Значимость данной модели заключается в том, что она выступает в качестве побуждающей силы для менеджеров в принятии рациональных решений. Так, например, большая часть высшего руководства в процессе принятия решений полагается исключительно на профессиональную интуицию, и решения, которые они принимают зачастую являются весьма индивидуализированными.

При этом, популярность нормативной модели может быть обусловлена возникновением различного рода количественных методов в области принятия решений, которые можно реализовать благодаря компьютерной технике. В количественные методы принято включать выстраивание дерева решений, анализ точек безубыточности, платежную матрицу, прогнозирование, линейное программирование, а также модели операционных действий.

Так, нормативная модель является самой адекватной для реализации программируемых решений, ситуаций уверенности, либо рисков в тех случаях, когда существует свободный доступ ко всем информационным каналам, что, в свою очередь, может способствовать расчету вероятностей различных вариантов развития событий.

Дескриптивная (административная) модель принятия решений

В дескриптивной модели описываются реальные процессы принятия решений в затруднительных ситуациях (непрограммируемого решения, либо ситуации неопределенности и неуверенности), в которых менеджеры, даже при большом желании не могут реализовать выбор наиболее рационального с экономической точки зрения решения.

Ограниченная приемлемость и рациональность

В дескриптивной модели принятия решений основу составляют труды Г. Саймона, который, в свою очередь, предложил понятие административной и классической модели). Ограниченная рациональность свидетельствует о том, что деятельность работников предприятия находится в границах, либо в пределах допустимых форм рациональности.

Предприятие представляет собой весьма сложную структуру, в которой зачастую у менеджеров нет достаточного запаса времени, и возможностей для анализа всех необходимых для реализации выбора данных. Исходя из этого, зачастую, принимаемые решения являются не рациональными, а лишь приемлемыми.

Приемлемость свидетельствует о том, что человек, принимающий решение делает выбор в пользу первого, удовлетворяющего минимальным критериям допустимого варианта. Так, зачастую, анализ всех вариантов, которые могут привести к наивысшим экономическим результатам просто не осуществляется, а менеджеры выбирают первый очевидный путь, либо решение, которое способно устранить проблему, даже несмотря на то, что они могут учитывать возможное существование иных вариантов, которые могут быть даже более выгодными.

Существование данный паттернов обусловлено тем, что поиски максимально полного пласта информации, совместно с наиболее оптимальными последствиями являются слишком затратными по времени, на что менеджеру необходимо потрать слишком много времени.

Принципы, на которых базируется дескриптивная модель, отличаются от основных положений, существующих в нормативной, данные различия прежде всего вызваны различными организационными фактами, которые влияют на процессы принятия человеком решения.

  1. Конечные цели, ради которых происходит процесс принятия решения, как правило является максимально неопределенными. Так, зачастую менеджеры просто не проинформированы об определенных организационных проблемах, как и о возможностях.
  2. Рационализация используется совсем не во всех случаях, а если и используется, то она, как правило, в значительной мере ограничивается упрощенными взглядами на проблему, в которых не отражается вся сложность действительно происходящих событий.
  3. Границы поиска оптимального решения, совместно с наиболее приемлемыми вариантами для менеджеров ограничиваются многими информационными, человеческими и ресурсными факторами.
  4. Большая часть менеджеров удовлетворяется приемлемыми, а не максимально выгодными решениями. В некотором смысле, данный паттерн имеет место быть из-за ограниченного количества имеющейся у них информации, совместно с нечеткими критериями максимальной выгоды.

Административная модель является описательной, в ней отражаются процессы принятия управленческих решений в сложных, либо спорных ситуациях, представленная модель не является формулой, диктующей правила принятия решений в связи с теоретическими идеалами, в данной модели ведется учет человеческих и иных ограничений, которые влияют на рациональность в выборе ограничений.

Интуиция

Дескриптивная модель приятия решений во многом основана на действии интуиции у менеджера. Интуиция представляет собой склонность человека, без обращения к логическим доводам, быстро улавливать специфику происходящих событий, совместно с принятием решений, руководствуясь при этом прошлым опытом.

Выбор с помощью интуиции не является иррациональным, либо автократическим, поскольку он базируется на специфике жизненного опыта, благодаря которому менеджер способен быстро находить правильные решения без использования различных расчетов, либо вычислений. В современной области бизнеса, включая особенности ее скорости и неопределенности, роль интуиции является возрастающей.

Так, пожарные принимают профессиональные решения на основании собственных знаний того, что свойственно, и что не свойственно огню. Представленная информация как правило получена ими благодаря собственному опыту работы с огнем.

При этом, аналогичным способом бизнесмены непрерывно, даже зачастую неосознанно обрабатывают и получают большие потоки информации. Благодаря накопленным с помощью этого знаниям и опыту, происходит облегчение процесса принятия решений в случае неопределенности, либо неуверенности.


Существуют три базовых типа моделей:

1. Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. (например, уменьшенная фактическая модель завода, уменьшенный чертеж). Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает решить фактические проблемы.

2. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (например, график, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками, организационная схема предприятия).

3. Математическая модель использует цифровые значения, символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы такого процесса [36]:

  • постановка задачи. Построение модели, способной обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в верной постановке задачи.
  • построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель и непосредственно создать модель.
  • проверка модели на достоверность. Проверка заключается в определении степени соответствия модели реальному миру.
  • применение модели. Модель нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике. Основная причина недоиспользования моделей заключается в том, что руководители опасаются или не понимают, как их применить.
  • обновление модели. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна, желательны дополнительные данные или цели организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии принятия решений, следовательно, модель нужно соответствующим образом модифицировать.

В современной научной литературе выделяют модели принятия решений, представленные в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Классификация моделей принятия решений

Виды моделей
принятия решений

метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр полезна, когда необходимо определить важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы

Модель линейного программирования

используется для нахождения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей

Модель управления запасами

поддержка большого количества запасов предупреждает их нехватку, но замораживание средств ведет к снижению рентабельности их использования. Предназначение данной модели – нахождение оптимального соотношения объемов запасов и затрат, связанных с ними, а также времени размещения заказов на ресурсы и их количество

метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов решений. Метод платежной матрицы применяется, когда требуется определить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей.

Модель оптимального обслуживания, или модель теории очередей

используется для нахождения оптимального количества каналов обслуживания в сравнении с необходимостью. Например, определение необходимого числа кассиров, которые обслуживают очередь клиентов в банк. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого или большого их количества

имитация применяется в случаях, слишком сложных для математических методов. Это может быть вызвано чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа, особенностями зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности

Проблемы моделирования состоят в следующем: недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, страх пользователей, чрезмерная стоимость.

В литературе встречаются разные классификации методов решений. Так, С.В. Добров выделяет метод экстраполяции, моделирование и метод экспертных оценок. П.В. Шеметов обозначил формальный метод, эвристический, метод экспертных оценок. Н.И. Кабушкин все методы принятия решений объединил в три группы: неформальные (эвристические); коллективные; количественные (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Классификация методов принятия решений

Виды методов принятия
решений

подразумевают поиск менеджером наиболее приемлемого решения, базируясь на собственных практических знаниях, убеждениях, субъективных суждениях. Данные решения зачастую принимаются быстро, но также высока вероятность выбора неоптимального варианта

Коллективные методы принятия решений

коллективный метод представляет собой принятие решения группой лиц –
сотрудников организации. При подборе сотрудников учитываются способности творчески мыслить и предлагать нестандартные решения, образованность, обладание практическим опытом, умение генерировать идеи, предлагать их и защищать

Метод номинальной групповой техники. Члены группы изначально излагают свои предложения по решению проблемы самостоятельно и независимо от других. Каждый участник докладывает свой проект, который рассматривается, но не обсуждается. Затем каждый член группы оценивает предложенные проекты. Проект, набравший наибольшее количество баллов, принимается за основу решения

Метод Дельфи. Члены группы независимо и анонимно отвечают на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме. Все ответы собираются, и на их основе составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений, который доводится до всех участников. На основании этого мнение сотрудников может измениться. Данный процесс повторяется вплоть до достижения согласованного решения

Метод мозговой атаки. Каждый член группы предлагает самые различные идеи по поводу решения проблемы. На данном этапе критика и оценка отсутствуют. В дальнейшем идеи централизованно анализируются и структурируются по определенным параметрам. Данные идеи могут модифицироваться вплоть до приобретения прикладного характера

оптимальное решение определяется с помощью использования экономико-математических методов






Чтобы узнать, какие данные о пользователе есть в системе, нужно понимать, как и откуда данные туда попадают:

  • Пользователи сами вносят данные. Каждый раз, когда человек заполняет любую форму (например, оформляет заказ на доставку еды и вносит свои телефон и адрес в форму на сайте), данные записываются в базу данных и хранятся там так долго, как посчитает нужным ее владелец.
  • Данные генерируются автоматически: записываются данные о том, когда пользователь зашел и вышел из системы, какие действия он в ней совершал, какие запросы оставлял, какую именно услугу получил.

Как хранятся данные?

Данные хранятся в базе данных, если данные структурированные, в хранилище или озере данных (data lake), если данные неструктурированные. База данных – набор структурированных таблиц, которые связаны между собой. Озеро данных (data lake) – хранилище, в котором данные находятся в сыром, необработанном виде. Видеоролики, книги, журналы, документы Word и PDF, аудиозаписи и фотографии — все это неструктурированные данные, и все они могут хранится в Data Lake.

Отличие озера данных от базы данных заключается в том, что в базах данных хранятся структурированные данные, а в озерах — неструктурированные, никак не систематизированные и неупорядоченные.

Структурированные данные имеют специфический машиночитаемый вид.

Как написать для человека? И. И. Иванов родился в 1959 году. Он пьет по три кружки кофе в день. Это вредит не только здоровью, особенно в таком преклонном возрасте, но еще и больно бьет по карману. 450 рублей в день на капучино — это много.

Как написать для машины?


Что такое государственные данные? Государственные данные — это пример больших данных. Технически государственные данные — это обычные данные о гражданах и работе государственных структур. Анализ данных позволяет оптимизировать процесс принятия решений.

Каждое государственное учреждение имеет дело с данными граждан и иными данными (например, геоданные, макроэкономические показатели, и т.д.), собирает и хранит данные. Вспомните, с какими данными вы имеете дело в своей профессиональной деятельности? Анализ государственных данных позволит выявить закономерности и получить новую информацию о гражданах и процессах вашей деятельности.

Кто такой CDO?

CDO (Chief Data Officer) – специалист, ответственный за обработку и анализ данных, разработку управленческих решений и использование данных в качестве актива организации.

В тот момент, когда мы переходим к анализу данных, CDO становится основным специалистом, который обеспечивает современную модель принятия решений, основанных на знаниях и моделях данных.


Как государство может использовать данные?

В первую очередь, это поддержка принятия решений для руководителей. Системами поддержки принятия решения можно считать финансово-экономические обоснования к новым законам, государственную политику в тех или иных областях, документы стратегического планирования. Иногда подобные системы получают глубокое развитие, способны оказывать поддержку почти в режиме реального времени, помогать оперативно реагировать на возникающие ситуации.

Для поддержки принятия решений нужны не просто данные, а статистические и аналитические выкладки на их основе. Это повысит доступность данных и облегчит процесс принятия решений на данных. Задача выглядит сравнительно простой на уровне отдела и существенно более сложной, если предполагается включать данные всего учреждения или нескольких ведомств. Как организовать выполнение этой задачи (агрегацию, систематизацию и анализ данных из разных источников) — важнейший аспект работы с большими данными.

Больше примеров принятия решений, основанных на данных

Механизм принятия решений, основанных на данных

  1. У нас есть данные о статистике поданых исков в регионе, статистике отклонения исков и статистике апелляций на решение судьи
  2. Нам показалось, что в одном из судов чаще не удовлетворяются иски, связанные с авторским правом, чаще меняются судьи, количество исков в среднем больше на 15%, чем в других судах.
  3. Мы выяснили, что иски об авторском праве рассматривают четверо судей из всех, и решили исследовать этот вопрос.
  4. Мы построили гипотезу о том, что один или несколько судей из тех, которые рассматривают иски чаще отклоняют иски об авторском праве, чем иски о других типах случаев.
  5. Мы составили реестр исков по типам случаев относительно четырех судей и посчитали корреляцию с помощью статистического критерия. Выяснилось, что судьи отклоняют иски о авторском праве с той же частотой, что и другие иски. Однако, также выяснилось, что один из судей чаще отклоняет любые иски, чем остальные трое.

Гост

ГОСТ

Факторы, влияющие на принятие решений

У каждой модели принятия решений существуют факторы, которые ложатся в ее основу. При выборе модели нужно учитывать:

  • ситуацию на рынке;
  • отрезок времени для принятия решения;
  • ресурсы для реализации;
  • ресурсы в наличии;
  • управляемые факторы (внутренняя среда);
  • неуправляемые факторы (внешняя среда) и связь с внутренней средой;
  • альтернативы;
  • система оценки результатов принятия решений.

Каждая модель должна соответствовать организационной структуре, возможностям использования (некоторые модели неприменимы для определенных организаций), требованиям решаемой задачи.

Типы моделирования принятия решений

Выбор моделирования определяется личностью руководителя, степенью рискованности решения, его программируемостью, неопределенностью ситуации на рынке, спецификой отрасли.

Моделей разработки и принятия решений существует большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

Рациональная модель – самая традиционная, процесс происходит следующим образом:

  • есть четкие исходные данные,
  • выделяется проблема;
  • составляется дерево целей;
  • определяются ограничения;
  • рассматриваются альтернативы;
  • оценка альтернатив;
  • выбор решения;
  • внедрение решения (реализация и контроль действий).
  1. Цели. Когда их много, и они связаны друг с другом, они могут противоречить друг другу. Приоритет целям расставляет руководитель, т.е., человек, чья личность влияет на принятие решения. Формализация происходит не объективно, а субъективно.
  2. Руководители. В условиях ограниченного времени на принятие решения, ограниченных знаний и способностей, отсутствия полной информации принятие решения становится трудным процессом. Часто, особенно в крупных организациях, руководители стараются минимизировать риски больше, чем максимизировать пользу от решения.
  3. Организация. Изменения в стратегии, неразрешенные или назревающие конфликты внутри нее тоже влияют на принятие решений. В рациональной модели это не учитывается.

Графическая модель предложена американцами Врумом и Йетоном. Принятие решений в ней представляется в виде схемы, опирающейся на такие факторы:

  • требования, определяющие качество решения (рискованное или нет);
  • уровень информированности руководителя;
  • структура проблемы (четкая или нет);
  • самостоятельность работников;
  • авторитет руководителя;
  • единство целей руководителя и работников;
  • потенциальные конфликты по поводу решения.

Сам процесс принятия решений в данной модели похож на рациональную модель, за исключением определения ограничений, которые уже изначально внесены в модель в виде определяющих факторов (см. выше).

  • определение проблемы и ее диагностика;
  • рассмотрение вариантов решения;
  • выбор управленческого решения.
  • подготовка к решению;
  • инкубирование (заморозка принятия решения);
  • просветление (момент принятия решения);
  • верификация (проверка данных и внедрение).
  • действие;
  • верификация действия с данными;
  • закрепление результата.

Политическая модель применяется в условиях нестабильной внешней среды, ограниченной информации, противоречащих целях. Создается коалиция внутри организации, где менеджеры ведут неформальное общение и вырабатывают общую цель. Эта модель ближе всего к реальным условиям функционирования организации, когда формализовать принятие решений трудно, объем информации недостаточный, решения сложные и задействуют много менеджеров в процессе работы. Политическая модель основана на предпосылках:

  • в организации есть несколько групп руководителей с разными интересами (например, кто-то ориентирован на завоевание новых рынков, кто-то – на максимизацию текущей прибыли и т.д.);
  • исходная информация неопределенная или неполная;
  • нехватка времени, ресурсов, технологий для сбора и анализа всех данных;
  • цели и альтернативы разрабатываются в процессе работы коалиции;
  • управленческие решения – результат дебатов, а не единоличный выбор определенного руководителя.

Принятие управленческих решений – процесс сложный по содержанию и взаимодействию между участниками. Модели упрощают принятие решений, но с другой стороны не могут охватить все влияющие на организацию элементы в каждый момент времени, вынуждая руководителей расставлять приоритеты в них. Использование моделирования позволяет внедрить современные технологии в процесс принятия решений, а также сделать некоторые качественные показатели измеримыми, упростить рассмотрение альтернатив (просчитать возможную прибыль или убытки). Все это облегчает процесс работы руководства. Но сам акт принятия решения остается за руководителем, все технические прогнозы носят рекомендательный характер.

Читайте также: