Балашов в годы великой отечественной войны доклад

Обновлено: 05.07.2024


Балашовцы с честью сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и участвовали во всех ее крупнейших битвах. Наши земляки воевали в составе 167-й Сумско-Киевской дважды Краснознаменной и 340-й Сумско-Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова стрелковых дивизиях, 296-го и 380-го отдельных зенитных дивизионах и других воинских формированиях. Небо Балашова в годы войны защищал 296-ой отдельный зенитно-артиллерийский дивизион.

Всего за годы войны из Балашова и Балашовского района было призвано 29413 человек. 15085 из них не вернулось с полей сражений.

Наши земляки были в числе первых, кто встретил превосходящие силы противника страшным утром 22 июня 1941года. Среди них – воины 167-ой стрелковой дивизии, сформированной перед войной в Балашове.

Среди тех, кто защищал столицу нашей Родины — Москву, были воины прославленной 340-ой стрелковой дивизии, подшефной трудящихся города Балашова.

Предприятия местной промышленности в годы войны выпускали: бутылки с зажигательной смесью, кавалерийские сёдла, походные кухни, повозки, военное снаряжение, мыло, обмундирование, спички.

С 24 августа 1942 года по 19 января 1943 года на аэродроме Балашовской военной школы пилотов дислоцировался 101-й авиационный полк под командованием полковника Валентины Степановны Гризодубовой, совершивший за это время с местного аэродрома 401 боевой вылет.

На средства, собранные балашовцами, было построено 19 боевых самолетов,

Весной 1944 года население Балашовского района оформило заем и внесло наличными денежные средства на сумму более 44 млн.600 тыс. рублей. В общей сложности в фонд обороны жителями Балашовского района было внесено 13 млн. 523 тысячи рублей.

В годы войны в Балашове размещалось более 20 госпиталей.

25 балашовцев отмечены званием Герой Советского Союза, 1 балашовец званием Герой Российской Федерации за боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Двое уроженцев Балашовского района — Алексей Романович Байкин и Петр Иванович Бушкин были удостоены ордена Славы трех степеней.

11 улиц города носят имена Героев Советского Союза, удостоенных высокого звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны.

15 жителей г. Балашова и Балашовского района стали участниками исторического парада на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.

Предлагаем Вашему вниманию видеоролик, рассказывает Г.А. Самородова.

Телефон доверия

Дневник

2_n6j4GDy.jpg

Телефоны доверия

Вы здесь: Главная О нас Super User

Многие балашовцы хоть раз слышали о ремонтном заводе в нашем городе, который находится в рабочем городке. В простонародье рембаза, работающая по выполнению гос. оборон заказов.

С ростом завода появлялись новые цеха, своя электростанция, столовая, заводской транспорт, новое оборудование, отопление, расширялась и благоустраивалась территория завода. Увеличивалось количество квалифицированных рабочих, которых всегда не хватало. Проводились мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции.

Завод с каждым годом наращивал производственные мощности. Из ремонта выходила современная по тому времени авиационная техника.

Великую Отечественную войну завод встретил уже в зрелом состоянии, не боясь принимать в ремонт любые самолеты, моторы и оборудование.

Поток израненных в боях самолетов ежемесячно возрастал. Их привозили с полевых аэродромов на платформах. Зачастую они были настолько изуродованы, что их трудно было назвать самолетами и не верилось, что они снова отправятся на боевой вылет.

помимо авиационной техники мастерские получают задание ремонтировать спецавтомашины: бензо-масловодозаправщики, полевые краны, грузовые машины, трактора.

По приказу главного управления ВВС организуются выездные бригады для ремонта самолетов и моторов прямо на полевых аэродромах.

Одну из таких бригад возглавлял мастер самолетного цеха Кожухов Михаил Митрофанович.

Сводки информбюро не радовали.

Неся большие потери в живой силе и технике фашисты рвались на Кавказ, к Волге. Фронт приближался к Балашову, расстояние до линии передовой фронта сокращается от 100 до 150 км. Немецкое командование оценивая значимость Балашова, включило его в сферу разведки и стратегических операций по бомбардировке.

Город Балашов становится прифронтовым. Нередко ночью раздавался вой сирен, которые предупреждали о налете немецких бомбардировщиков. Бомбят железнодорожные узлы, мосты, через которые постоянно шли эшелоны с военной техникой, войсками, эвакуированным населением, оборудованием и раненными.

летом 1942 года фронт приблизился к Воронежу. Завязывались бои в районе Сталинграда. БСАМ входят в состав 2-ой воздушной армии ВВС Воронежского фронта, а с сентября 1942 входит в состав 16 Воздушной армии ВВС Сталинградского фронта

Весь командный и руководящий состав переводятся на казарменное положение. Условия работы были тяжелыми. А вот что вспоминает ветеран труда бывшим нормировщик по материалам Кудрявцем Иван Иосифович:

«Рабочий день нередко длился 12 и более часов. Если рабочий не выполнял свою норму он оставался в цехе и не уходил до тех пор, пока не выполнял задание. Выходные дни предоставлялись очень редко – один день в 2-3 месяца.

Питание было скудным рабочим и служащим выдавалось в ларьке, мастерских 700 грамм кукурузного хлеба, а в столовой 1 раз в обед кормили жидкой овощной похлебкой. Из этих 700 грамм хлеба многие большую часть уносили домой голодным детям. Вот еще одно воспоминание труженика тыла.

Бывший секретарь комсомольского бюро базы Палькина Надежда Георгиевна (родная сестра поэта Палькина Н.Е.) рассказывает, что было принято решение летом 1943 года взять шефство над раненными бойцами.

Ночами дежурили около раненных, днем помогали при перевязках, выступали в концертах художественной самодеятельности, участвовали в ремонте палат: белили, красили, стирали белье и бинты, помогали создавать уют и поддерживать порядок в госпиталях.

Каждый самолет, вышедший из сборочного цеха должен был пройти летные испытания и получить путевку в небо. Эту ответственность и трудовую работу выполняла летно – испытательная станция рембазы.

Планеры, моторы, приборы, электрорадиооборудование, вооружение тщательно проверяется всеми специалистами, которые расписывались в журнале готовности самолета к полетам.

Летчик – испытатель при приемке самолета обязан лично проверить функционирование всех систем и быть универсальным летчиком: летать на истребителе, штурмовике, бомбардировщике и транспортном самолете. В январе 1942 года с фронта прибыл на должность – испытателя старший лейтенант Клюевский Афанасий Иванович.

одновременно с Клюевским на летно – испытательную станцию прибывает летчик – испытатель авиарембазы старший лейтенант Скорин Григорий Сидорович, 1912 года рождения.

За два года он испытал 81 бомбардировщиков, 9 транспортный самолетов и 320 истребителей. При испытании бомбардировщика СБ-1, на котором еще не были отремонтированы системы освещения приборов доски, он снизился на недопустимую высоту и врезался в болото на Тростянском лугу.

на замену погибшего Скорина Г.С, в марте 1944 года на рембазу прибывает майор Межевов Николай Васильевич с должности командира 191 истребительного полка.

Целая воздушная армия в составе 538 самолетов получила вторую путевку в жизнь после того как за штурвалом при испытаниях каждого самолета сидел летчик-испытатель Межевов Н.В.

Читайте также: