Доклад цифровые технологии в школе

Обновлено: 20.05.2024

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе, но не обо всех их значениях пока удалось договориться. Ведущие эксперты в области образования делятся своими соображениями по поводу самых актуальных тенденций развития образования.

О цифровой школе

  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.
  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству: иначе как разобраться в безумном потоке знаний.
  • Следующий компонент — цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.
  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю. Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика — рабочими тетрадями и задачниками, методика — методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы LECTA это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена. Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ — более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы — сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Мы всегда идем от пользователя — учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети. Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу.

ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство — не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора — рекомендации.

О комфортном внедрении цифровых технологий

Сервисы электронного учебника формируют свойства для новой цифровой образовательной среды. Они интерактивны и адаптивны: учитель может быстро, оперативно собрать данные, мнения, провести игру, показать видеоматериалы. С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — кому дать послушать аудио, кому показать картинку, а кому-то текст.

Ребенок имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности. Таким образом формируются разные пути к одной цели.

Учителю электронный дневник позволяет легче выполнять формальные задачи: каждый сервис мгновенно отдает информацию в дневник, помогает вести контроль. Ускоряет подготовку к проведению урока, сдавать администрации тематическое планирование.

Для каждого урока уже прописаны виды деятельности, цели, задачи, к каждому моменту даны урока методические комментарии. Есть и пространство для творчества: уроки можно менять местами, дополнять контент, добавлять свои картинки, видео и другие материалы.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Информатика. 11 класс

Участвовать в проекте могут все, совершенно бесплатно и без особых усилий: задавать вопросы, рассказывать о своем удачном или неудачном опыте внедрения цифровых технологий. Это площадка, где происходит активный обмен мнениями, педагоги помогают друг другу в решении различных задач по цифровизации образовательного процесса.

Мы обсуждаем инструменты для разработки ЭОР и приложений, инструменты для проведения вебинаров и конференций, вместе рассматриваем способы систематизации и хранения информации в вашей школе —в зависимости от того, какой у вас класс, каков уровень учащихся, есть ли в школе интернет и т.д.

Интеграция в цифровое общество дает возможность учителю стимул для саморазвития, участия в конкурсах. Для начала можно просто смотреть на сайте проекта открытые курсы, вебинары, осмыслять личный опыт других педагогов.

Аннотация. Пандемия COVID-19 быстро демонстрирует, почему онлайн-образование должно быть жизненно важной частью преподавания и обучения. Интегрируя технологии в существующие учебные программы, а не используя их исключительно в качестве инструмента управления кризисными ситуациями, учителя могут использовать онлайн-обучение как мощный образовательный инструмент. Эффективное использование цифровых средств обучения в классах может повысить вовлеченность учащихся, помочь учителям улучшить свои планы уроков и облегчить персонализированное обучение. Это также помогает учащимся приобрести необходимые навыки 21-го века.

Виртуальные классы, видео, дополненная реальность, роботы и другие технологические инструменты могут не только оживить класс, но и создать более инклюзивную учебную среду, которая способствует сотрудничеству и любознательности, а также позволяет учителям собирать данные об успеваемости учащихся.

Тем не менее, важно отметить, что технология — это инструмент, используемый в образовании, а не самоцель. Перспективы образовательных технологий заключаются в том, что с ними делают учителя и как они используются для наилучшего удовлетворения потребностей учащихся.

По данным интернет опроса 92 % учителей понимают влияние технологий на образование, 59% учащихся средних школ говорят, что цифровые образовательные инструменты помогли им с оценками и результатами тестов. Эти инструменты стали настолько популярными, что, по прогнозам Всемирного экономического форума, к 2025 году рынок образовательных технологий вырастет до 342 миллиардов долларов.

Однако у образовательных технологий есть свои проблемы, особенно когда речь идет о внедрении и использовании. Например, несмотря на растущий интерес к использованию дополненной реальности, искусственного интеллекта и других новых технологий, менее 10% школ сообщают о наличии этих инструментов в своих классах. Дополнительные проблемы включают чрезмерное время, проводимое за экраном, эффективность учителей, использующих технологию. Педагоги должны иметь возможность разрабатывать и взвешивать образовательный онлайн-контент, особенно для того, чтобы побуждать учащихся рассматривать тему с разных точек зрения. Доступ является дополнительной проблемой — например, не в каждой школе есть ресурсы, чтобы предоставить учащимся ноутбуки, а подключение к Интернету в домах может быть ненадежным.

Кроме того, в то время как некоторые учащиеся преуспевают в условиях онлайн-обучения, другие отстают в силу различных факторов, включая ресурсы поддержки. Например, учащийся, который уже боролся в очной среде, может еще больше страдать в текущей ситуации. Эти ученики, возможно, полагались на ресурсы, которых у них больше нет дома.

Тем не менее, как показали исследования-опросы, большинство учеников обычно демонстрируют уверенность в использовании онлайн-образования, когда у них есть ресурсы. Однако онлайн-образование может создавать проблемы для учителей, особенно там, где оно не было нормой.

Несмотря на проблемы и проблемы, важно отметить преимущества технологий в образовании, в том числе расширение сотрудничества и общения, повышение качества образования и увлекательные уроки, которые помогают пробудить воображение и поиск знаний у учащихся.

Учителя хотят улучшить успеваемость учащихся, и технологии могут помочь им в достижении этой цели. Чтобы смягчить проблемы, нужна помочь учителям в приобретении компетенции, необходимых для улучшения обучения учащихся с помощью технологий. Кроме того, технологии в классе должны облегчить работу учителей, не увеличивая их рабочий день.

Технологии предоставляют учащимся легкодоступную информацию, ускоренное обучение и веселые возможности практиковать то, что они изучают. Это позволяет учащимся изучать новые предметы и углублять свое понимание сложных концепций, особенно в STEM. Благодаря использованию технологий в классе и за его пределами учащиеся могут получить технические навыки 21 века, необходимые для будущей профессии.

Тем не менее, дети учатся более эффективно под руководством. Всемирный экономический форум сообщает, что, хотя технологии могут помочь молодым учащимся учиться и приобретать знания, например, в игре, данные свидетельствуют о том, что обучение более эффективно под руководством учителя.

Необходимо подвести итоги того, на каком уровне находятся преподаватели и учителя с точки зрения их понимания онлайн-пространства. Например, администрация школы может дать учителям неделю или две на тщательное обдумывание того, как проводить курсы, которые ранее не были онлайн. В дополнение к поиску решений гибкость в эти трудные времена имеет первостепенное значение.

Ниже приведены примеры того, насколько важны технологии в образовании, и какие преимущества они предлагают учащимся и учителям.

Не только учителя могут взаимодействовать с учениками во время уроков, но и ученики могут общаться друг с другом. С помощью онлайн-уроков и обучающих игр учащиеся вместе решают проблемы. В совместной деятельности ученики могут делиться своими мыслями и идеями и поддерживать друг друга. В то же время технология позволяет общаться с учителями один на один. Учащиеся могут задавать вопросы, связанные с классом, и обращаться за дополнительной помощью по трудным для понимания предметам. Дома учащиеся могут загружать свои домашние задания, а учителя могут просматривать выполненные задания со своих ноутбуков.

Технология обеспечивает круглосуточный доступ к образовательным ресурсам. Занятия могут проходить полностью онлайн с использованием ноутбука или мобильного устройства. Гибридные версии обучения сочетают использование технологий из любого места с регулярными очными занятиями в классе. В обоих сценариях возможно использование технологий для адаптации планов обучения для каждого учащегося. Учителя могут создавать уроки на основе интересов и сильных сторон учащихся. Дополнительным преимуществом является то, что ученики могут учиться в своем собственном темпе. Когда им нужно просмотреть материал класса, чтобы лучше понять основные концепции, учащиеся могут просматривать видео в плане урока. Данные, полученные в ходе этих онлайн-мероприятий, позволяют учителям видеть, какие ученики испытывают трудности с определенными предметами, и предлагать дополнительную помощь и поддержку.

Одним из лучших примеров полезности технологий обучения является внедрение облачных технологий. Ранее использование компьютеров в образовании было ограниченным, поскольку обмен данными был сравнительно сложным. В настоящее время школьные устройства связаны между собой с помощью онлайн-программного обеспечения, которое хранит данные в облаке. Это означает, что вся информация, имеющаяся на сервере, доступна всем учащимся.

Теперь гораздо проще решать командные задачи, а также обмениваться информацией и мультимедиа с помощью облачных сервисов, таких как Office365 или Google Drive. Существуют также специальные образовательные приложения, знакомящие детей с этим типом обмена данными. Дополнительным преимуществом этих облачных сервисов является цена, которая намного ниже, чем при покупке определенного программного обеспечения для каждого школьного устройства. Эта технология особенно важна в электронном обучении, когда педагог загружает задания и мультимедийный контент для учащихся.

Для быстрой и легкой записи существуют такие приложения, как Evernote и Vocaroo , чтобы записывать и отправлять аудиоотзывы. Ваша интерактивная доска также может помочь — некоторые интерактивные доски включают в себя встроенный аудиозахват, а также возможность сохранения экрана.

Визуализация + аудио

Видеосъемка экрана сочетает в себе визуальные данные и звуковое сопровождение. С помощью этого инструмента, широко известного как демонстрация экрана, учителя могут предоставить мощную дозу увлекательной обратной связи, которую учащиеся могут сохранить и использовать при необходимости. Скринкасты захватывают содержимое экрана вашего компьютера, пока вы рассказываете. Это отличные инструменты для предоставления отзывов, создания учебных пособий или демонстрации мастерства учащихся. Создание видеороликов на YouTube для обратной связи и использование Google Meet для проведения интервью еще больше использует визуальные и вербальные средства для лучшего обучения.

Компьютерная оценка

Обратная связь, полученная во время формирующего оценивания с помощью компьютера, может быть очень увлекательной. Это связано с тем, что учащиеся получают мгновенную обратную связь на протяжении всей учебной деятельности. Этот подход становится в се более популярным на всех уровнях обучения и в виртуальной среде обучения. Многие облачные инструменты обратной связи были разработаны для поддержки этих усилий.

Formative, Socrative и другие рекомендуемые учителями инструменты, упомянутые ниже, обеспечивают мощную обратную связь в режиме реального времени. Они полезны как в качестве инструментов для всего класса, используемых на интерактивной доске, так и на устройствах 1:1.

Живой опрос

Блоги и другие мероприятия сверстников

Педагоги обнаружили, что получение обратной связи от сверстников повышает успеваемость учащихся. Технология предоставляет идеальный инструмент для расширения этого подхода. Блоги — отличный способ поощрить писательскую практику и предоставить возможность обратной связи с коллегами. Попробуйте позволить учащимся самим выбирать темы блога, чтобы повысить их энтузиазм.

Обратная связь и технология

Простая в настройке и использовании программа Formative работает на любом устройстве, подключенном к Интернету. Можно смело рекомендовать ее за способность давать учащимся содержательную обратную связь, пока они еще находятся в том моменте, когда они с большей вероятностью воспользуются обратной связью и найдут для нее хорошее применение. Использование интерактивных досок для обратной связи, ориентированной на обучение.

Интерактивные доски позволяют преподавателям учитывать два наиболее важных компонента обратной связи для обучения: своевременность и последовательность. При использовании с интерактивными обучающими приложениями учащиеся, работающие у доски, получают немедленные ответы. Быстрые действия и повторение позволяют учащимся продолжать попытки, пока они не сделают это правильно. Это обеспечивает последовательный и непрерывный ввод данных, критически важный для превращения обратной связи в обучение — именно то, что необходимо.

Эксклюзивная функция ViewSonic Direct-to-Google-Drive Save упрощает обмен файлами отзывов ViewBoard в классах на базе Google. Интерактивные доски с возможностью импорта инструментов и приложений для онлайн-обучения позволяют учителям дополнительно настраивать обратную связь в соответствии с потребностями своего класса.

Технологии предлагают множество возможностей для улучшения предоставления действительно эффективной обратной связи для обучения. Интерактивные доски, приложения для формирующей обратной связи, системы реагирования в классе, электронные публикации и запись звука — вот те инструменты, которые преподаватели могут использовать для более полного вовлечения учащихся. Образовательные технологии, такие как ViewSonic ViewBoard , позволяют учителям помогать учащимся добиваться успеха, повышая их способность предоставлять эффективную обратную связь.


В данной статье говорится о современных цифровых технологиях, используемых на школьных уроках. В настоящее время с цифровыми технологиями мы встречаемся повсюду, образование также преуспевает в данном направлении. Педагог идёт в ногу со временем и со своими учениками и умело пользуется модными гаджетами и технологиями. В данной статье будут перечислены некоторые цифровые технологии, которыми необходимо владеть учителям.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовательном процессе, скринкаст, видеоскрайбинг, хромакей.

This article talks about modern digital technologies used in school lessons. At present, we meet with digital technologies everywhere, and education is also doing well in this direction. The teacher keeps up with the times and with his students, and skillfully uses fashionable gadgets and technologies. This article will list some of the digital technologies that teachers need to master.

Keywords: digital technologies in the educational process, screencast, video scribing, chromakey.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности. Обеспеченность школ оборудованием растет, уже почти в каждой школе есть интерактивные доски, планшеты, хорошие компьютеры, очки виртуальной реальности и многое другое. В настоящее время создана образовательная среда, в которой возможно использование цифровых технологий и большинство учителей этим успешно пользуются.

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов и т. д.

Благодаря множеству курсов, вебинаров, семинаров учителя знакомятся с новыми цифровыми технологиями, используемыми в образовании. Для стимулирования изучения данной темы проводятся разнообразные конкурсы на которых учителя делятся своими методами и приемами использования современных технологий. Чем большим количеством технологий владеет учитель, тем интересней и разнообразней, он может провести урок.

Цифровые технологии открывают учителю новые возможности, которые становятся безграничными. Демонстрация наглядности, которая возможна при использовании данных технологий проходит более успешно.

Информатизация общества и, как частное проявление, информатизация образования приводят к появлению новых технологий организации образования. Одной из таких технологий, отражающих следствия информатизации, является открытое образование, а одним из эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства есть развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как важнейшей компоненты формирующейся в России системы открытого образования [1].

Реальность такова, что ещё совсем недавно мы обсуждали информационные технологии, говорили о тенденциях их развития в России и в мире, обдумывая каждый про себя, на что он способен, чем из этих технологий может пользоваться в силу своих умений, а также технического обеспечения. Но оказалось, что тема использования цифровых технологий была так близка к повсеместному внедрению ее в практику, бежала за нами, а потом кажется совсем внезапно догнала и заставила подчиниться. И вот уже все, даже те, кто и не планировал своего развития в данном направлении, волею судьбы стали постигать новые вершины информационного образования. Каждый педагог в сложившейся ситуации выбрал себе наиболее удобные, понятные и продуктивные технологии. В свою очередь я поделюсь с вами своими фаворитами в этой области.

Неоценимыми помощниками учителя являются программы видеомонтажа и редактирования звука. При помощи таких программ можно создавать учебные видеоролики по разным темам учебной программы. Хочу рассказать вам сегодня, какими программами и технологиями пользуюсь я для создания мультимедийного контента. Видеоклипы я монтирую с помощью программы VideoPad Video Editor. Также пользуюсь программой oCam, которая мне нужна для того, чтобы получить скриншот экрана. Видеомонтажом необходимо уметь пользоваться, т. к. создание видеоматериала — необходимый навык, который используется учителем повсеместно. Создавать видеоурок, обрезать длинное видео, создавать и снимать что-то своё приходится учителю достаточно часто. Далее расскажу о моей любимой технологии, которой я пользуюсь очень часто.

Скринкасты могут понадобиться в тех случаях, когда у учеников нет возможности присутствовать на уроках онлайн.

Технология экранного видео является очень удачным решением в образовательном процессе: наблюдая за каждым движением и словом, обучающийся сам внедряется в процесс; может неоднократно прокручивать видео, заостряя внимание на наиболее сложных для него моментах, изучать материал в индивидуальном темпе; немедленно применить на практике все увиденное и услышанное [3].

Ещё одна очень интересная технология — видеоскрайбинг (это динамичное рисованное видео, которое состоит из сочетания рисования и увлекательного рассказа, дополнено анимацией и спецэффектами).

Популярность этого явления обуславливается несколькими причинами. Прежде всего, видеоскрайбы привлекают внимание и способны удерживать его на протяжении длительного времени. По своей стилистике они сильно отличаются от видеороликов. Еще одной причиной популярности стало то, что видеоскрайбинг создает эффект присутствия, вовлекая зрителя в происходящее. Сюжет будто разворачивается наяву, прямо на глазах зрителей.

Видеоскрайбы вызывают эмоции. Сам процесс рисования образов действует гипнотически: глядя на создание анимационного изображения, зритель уже хочет узнать, как будет развиваться сюжет ролика и чем все закончится. Именно новизна видеоскрайбинга, его непривычность заставляют останавливать взгляд на видеороликах, созданных по данной технологии [4].

Также существуют технология хромакей и технология создания видеоуроков с видеосопровождением учителя, с которыми я ещё только знакомлюсь.

Технология хромакей — это технология экспресс-вырезания неугодной части контента из ряда кадров путем раскраски ее в заданный, однородный, ключевой цвет с последующим совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Как же работает хромакей? Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Это основной принцип, а дальше — фантазия режиссера, помноженная на профессионализм художников и монтажеров погружает нас в волшебные, нереальные, но такие реалистичные миры [5].

Создавать видео могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео. Здесь конечно весомую роль играет обеспечение учащихся компьютерами, планшетами и доступ к сети интернет.

Учителю просто необходимо изучать цифровые технологии и развивать свою компетентность в данном направлении, этого требует современность.

Но нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять, так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика так, как им управляет живой разум, в данном случае учитель [2].

Но как бы там ни было цифровые технологии уже вошли в нашу жизнь, и мы должны научиться ими пользоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, время, учитель, OBS, открытое образование, программа, уж, ученик.

Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

Если говорить о детях то, те, которые учились в начальной школе раньше и которые учатся сегодня, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учащегося и преподавателя.

Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные цифровые и коммуникационные технологии (ИКТ).

Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся способствует: - активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; - достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; - развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения; - снижению дидактических затруднений у учащихся; - повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; -формированию информационно-коммуникационной компетенции; - приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В своей работе я регулярно применяю информационно-цифровые и коммуникационные технологии, это стало возможным, благодаря оборудованию классного кабинета.

Наличие в классе интерактивной доски и мультимедиа оборудования является действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании влияет на качество обучения и эффективность моего учительского труда.

В процессе обучения интерактивная доска используется:

- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Компьютер использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. При объяснении нового материала использую компьютерную презентацию как источник учебной информации и наглядное пособие. Визуальное представление определений, качественных чертежей к задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. У учащихся активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги. Такие уроки проходят с высоким "коэффициентом полезного действия".

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

Благодаря использованию доски, у меня не возникает необходимость тратить время на смену наглядных материалов, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. Возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам можно использовать на уроках русского языка, математики, ознакомления с окружающим миром. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают детей. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учёбы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика, чтобы видели её все.

Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. За счёт большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию, активность учащихся, развивает память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся. Учебный процесс происходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно – это самое главное!

Использование интерактивных средств обучения на уроках дает возможность:

· Повысить у учащихся интерес к предмету;

· Подготовить к самостоятельному усвоению материала;

· Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

· Интеллектуально развивать учащихся;

· Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

· Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;

· Повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля за деятельностью учащихся

Приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например, учащиеся:

· помогают учителю в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);

· записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;

· создают презентации для проведения общешкольных и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы);

· участвуют в проектной и исследовательской деятельности

Конечно, нельзя сказать, что использование информационных технологий позволяет мне решать все проблемы по формированию ключевых компетентностей учащихся. Но, несомненно, при творческом подходе по применению ИЦТ на уроках и во внеурочное время, совершенствовании своего профессионального мастерства по их использованию можно добиться существенных положительных результатов, направленных на достижение одной цели - повышение качества образования путем формирования у всех учащихся ключевых компетентностей, обеспечивающих им успешное будущее.

Значение использования ИЦТ в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

· Урок с использованием информационных цифровых технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

· Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

· Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

· Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

· Информационные цифровые технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Роль учителя на уроке с использованием ИЦТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

ИЦТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

· повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИЦТ;

· обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

· углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Применение новых информационных цифровых технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый урок будет включать в себя средства ИЦТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше.

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и цифровые технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.

Читайте также: