Доклад центра трудовых исследований

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова

Об авторах

д-р экон. наук, зав. Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН

канд. экон. наук, главный аналитик Центра анализа социальных программ и рисков

Список литературы

1. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Под ред.: В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, С.Ю. Рощин/Доклад Центра трудовых исследований и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ. М., 2017.

2. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под общ. ред.: В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

3. Башина О.Э., Матраева Л.В., Васютина Е.С. Анализ трансформационных процессов на российском рынке труда: вызовы и последствия // Вопросы статистики. 2017. № 11. С. 35-43.

4. Профессии на российском рынке труда. Аналитический доклад НИУ ВШЭ/Отв. ред. Н.Т. Вишневская. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.

5. Борисова М. Дисбаланс на рынке труда и диспропорции в подготовке кадров // Экономист. 2011. № 11. С. 87-90.

6. Подольная Н.Н. Исследование актуальных конъюнктурных проблем рынка труда: региональный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, вып. 1. С. 94-105.

7. Бюраева Ю.Г. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Республики Бурятия) // ЭКО. 2015. № 5. С. 120-127.

9. Клепикова Е. Эластичность предложения на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2016. № 9. С. 111-128.

10. Коровкин А.Г. Проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения на российском рынке труда // Проблемы прогнозирования. 2011. № 2. С. 103-123.

11. Золин И.Е. Развитие механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 48. С. 30-41.

12. Ляшок В. Региональные рынки труда // Экономическое развитие России. 2016. № 6. С. 66-69.

Рецензия

Для цитирования:

For citation:


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

В данной статье рассматривается проблема занятости молодежи в современной России. Важно оценить влияние определенных факторов, оказывающих воздействие на уровень безработицы молодой части населения. Эта проблема влияет в целом на состояние экономики государства. Обеспечение молодого населения рабочими местами – это одно из приоритетных направлений развития государства. В работе представлены меры, которые способствуют решению данной проблемы.

Тема, исследуемая в данном докладе, однозначно, актуальна. Это объясняется тем, что рынок труда играет очень важную роль в экономике в целом, а молодежь, в свою очередь, – это локомотив развития будущего любого общества, именно поэтому молодежная безработица имеет весьма сложные и пагубные последствия для дальнейшего развития и жизни общества.

Эту тему изучали многие учёные-экономисты, например, такие, как А.Волкер, С.Куртис, И.Линкольн и другие. В отечественной литературе особое внимание проблеме занятости молодежи уделил Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. и многие другие [2, c. 148]. Соответственно, это говорит нам о том, что разработана уже довольно-таки теоретически объемная база знаний, на основании которой можно решить данную проблему.

Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем при трудоустройстве молодежи и способов их решения.

Задачи представляют собой выделение молодежи как социальной группы на основании ряда определенных характеристик; выявление факторов, влияющих на сложность трудоустройства молодежи; поиск мер, направленных на ликвидацию проблемы трудоустройства молодежи.

Молодежь как социальная группа

Во-первых, возрастные рамки молодежи очерчены весьма нестрого и варьируются в определенных пределах. Так, например, некоторые исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, в то же время другие выделяют возраст с 14 до 28 лет. Но 11 ноября 2020 года Государственная дума одобрила проект о повышении возраста молодежи до 35 лет, так что на сегодняшний день возраст молодежи продлен.

Ориентации современного поколения молодых россиян строятся на позициях принятия и понимания рыночных отношений.

Но, несмотря на то, что наблюдается достаточно высокий уровень трудовой мобильности молодежи, все же в России, в условиях развивающей рыночной экономики, проблема трудоустройства молодёжи приобретает особую актуальность. Можно констатировать, что сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной и требует определенного регулирования.

Факторы, влияющие на проблему трудоустройства молодежи

Имеется ряд определенных факторов, которые снижают роль молодежи как социального ресурса. Прежде всего это связано с маргинальным положением молодой части населения страны. Многие из них, студенты образовательных учреждений, не имеют достаточно профессиональных компетенций, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, что не является перспективным для работодателя.

Одной из существенных проблем считается также ошибочные, искаженные представления молодежи о рынке труда. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом, исходя из идеальных представлений и ожиданий о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда на определенный момент времени.

К факторам, снижающим роль молодежи как социального ресурса можно отнести отношение работодателей, среди которых можно наблюдать две тенденции.

С одной стороны, предпочтение работодателей отдается лицам более молодого возраста, что в целом обуславливает то, что в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов.

При этом же многие работодатели отмечают такое обстоятельство, как отсутствие навыков трудовой деятельности, неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишнюю эмоциональность и неустойчивость поведения, непостоянство при выборе профессии, т.е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда [1, c. 9-14].

Помимо субъективных факторов, о которых было сказано выше, существует ряд и объективных явлений развития общества – это социально-экономическая ситуация, государственная молодежная политика, тенденции в структуре занятости и т.д. В зависимости от региона доля молодых безработных колеблется от 30% до 60%, причем большую из них составляют выпускники высших учебных заведений. Многие, кто все же трудоустроился, работают не по своей специальности, что свидетельствует о том, что система профессиональной подготовки не отвечает потребностям современного рынка труда.

Согласно данным Росстата, уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет в конце 2019 года составил 15,1%, это в 3,2 раза выше общего уровня безработицы, а среди молодежи 15-19 лет - 22,1% (в 4,7 раз выше).

Можно наблюдать последствия пенсионной реформы. Обратим внимание на график, приведенный ниже (рисунок). Так с рынка труда не уходят люди предпенсионного возраста (раньше это был уже пенсионный возраст). И если в 2019 году их было 200 тысяч, то 2020 году - уже 700 тысяч. Предположительно в 2021-22-м годах таких работников будет прибавляться ежегодно около миллиона.


Рис. Динамика безработицы молодежи

Меры, направленные на решение проблемы трудоустройства молодежи

Исходя из сложившейся ситуации, можно прийти к выводу о том, что данная проблема достаточно остра на сегодняшний день и требует реализации определенных мер, направленных на ее решение, где главным образом решаются вопросы, касающиеся самоопределения молодежи на рынке труда; развития моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Во-первых, не последнюю роль играет развитие самозанятости – молодежного предпринимательства. Для этого необходима основательная поддержка со стороны государства, которая имела бы выражение, например, в создании льготного налогового режима. Необходимо сделать акцент внимания на этом.

Также, возможно создание различных профориентационных мероприятий, различный студенческих отрядов, молодежных бирж труда, которые способствуют вовлеченности молодежи в деятельность трудовых объединений.

Все эти меры в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Необходимо создание нормативно-правовой базы и финансирование тех отраслей экономики, которые были бы направлены на развитие человеческих ресурсов, в частности трудового потенциала именно молодого населения России.

Из 450 профессий, которые сегодня существуют в российской экономике, только 28 относятся к массовым. Именно в них заняты 36 миллионов россиян - ровно 50 процентов от всех работающих граждан страны. К такому выводу пришли авторы аналитического доклада из Центра трудовых исследований НИУ "Высшая школа экономики" Владимир Гимпельсон и Нина Вишневская. Они выяснили, что больше всего россиян - около 14 процентов - заняты всего в двух профессиях, для овладения которыми достаточно окончить школу и специальные курсы. Об этом пишет Российская газета.

Причем первая профессия - водитель - остается самой массовой в России на протяжении последних 15 лет. Сегодня семь процентов россиян, или пять миллионов человек, ежедневно колесят по дорогам, перевозя грузы или пассажиров.

Продавцов немногим меньше - 6,8 процента. Как отмечают авторы исследования, с 2000 года их число значительно увеличилось, так как бурно росла и развивалась сама отрасль торговли. Сейчас основной персонал сосредоточен в супермаркетах и торговых центрах. На третьем месте по массовости - профессия школьного учителя. Два миллиона россиян (2,8 процента работающего населения) несут доброе и вечное молодежи.

Одна из самых многочисленных групп - неквалифицированные рабочие. Объединив в нее несколько видов занятости (грузчики, подсобные рабочие, уборщики, сторожа, вахтеры, лифтеры, гардеробщики, упаковщики) исследователи получили "армию" почти в пять миллионов человек (6,8 процента от общего числа работающих).

940 тысяч человек в России трудятся врачами, при этом 65 процентов из них старше 40 лет.Свыше 2,6 миллиона россиян (3,6 процента) специализируются на финансах. Это бухгалтеры, экономисты, специалисты по финансам и кредиту. Более 970 тысяч человек трудятся юристами.

В списке самых распространенных профессий также медицинский персонал, повара, работники детских садов, архитекторы, инженеры, госслужащие, сварщики, сборщики и ремонтники промышленного оборудования, плотники, столяры, электромонтажники, машинисты, руководители производственно-эксплуатационных подразделений.

В IT-отрасли, которая развивает цифровую экономику будущего, занято тоже совсем немного людей - 720 тысяч. Трудятся программистами, разработчиками и аналитиками компьютерных систем в основном молодые люди. Восемь из десяти работников этой отрасли моложе 40 лет. Это объясняется тем, что массовое распространение компьютерных технологий, как и интерес к ним при выборе будущей профессии, началось сравнительно недавно.

Как будет развиваться мировой рынок труда и трудовые отношения на планете в ближайшие 20-30 лет? Для ответа на этот вопрос мы проанализировали более 150 прогнозов, опубликованных различными исследовательскими группами и консалтинговыми центрами. Как следует из прогнозов футуристов, экономистов и политологов, к середине XXI века текущее состояние мира и человечества изменится довольно ощутимо. Многие предсказывают унылую картину — почти все работы будут выполнять роботы, а большинству населения ничего не останется, кроме как жить на пособия [23, 50, 71, 85, 139, 151]. Это может грозить самыми разными проблемами и конфликтами социального и военного характера, а также борьбой с самими роботами, битвой за ресурсы, применением механизмов контроля за рождаемостью и сегрегацией разных категорий людей [50, 104].

Интересно, что истоки у этих картин одинаковы, и начало положено уже сейчас. Сегодня роботы и искусственный интеллект (ИИ) выполняют лишь малую часть работ в некоторых производствах, однако многие согласны, что темпы автоматизации будут лишь расти и приводить к вымыванию с рынка части людей.



Изменятся и функции HR-служб — те начнут целенаправленную борьбу за таланты; возможно, отслеживание и развитие способностей будет начинаться со школьного и даже дошкольного возрастов. Сами предприятия начнут не только потреблять человеческий капитал, но и активно вкладываться в его развитие. Основным активом станет человеческий капитал, а ядром мотивации — социальные факторы и бренд работодателя. Впрочем, некоторые сценарии предполагают, что через 10-20 лет функция HR в её нынешнем виде исчезнет или значительно сузится: её постепенно заменят автоматизация, аутсорсинг и самоорганизующиеся команды [78].


Эксперты отмечают, что формы привлечения и мотивации персонала станут более гибкими и разнообразными. Опираясь на уже существующие тренды, исследователи предсказывают бурный рост на рынке труда удаленной работы, фриланса, самозанятости, аутсорсинга, временных проектных команд [21, 24, 123].


Система образования в целом будет пересмотрена и, возможно, создана заново, как вариант — в едином всеобщем образовательном пространстве. Образовательный процесс станет более гибким и индивидуализированным, получат дальнейшее развитие онлайн- и смешанные формы обучения [3, 76, 150]. Ученые заявляют, что 2/3 нынешних первоклассников будут работать по профессиям, которых в настоящее время не существует [19]. Главное, опять же, — вовремя заметить процесс и включиться в ход даже не обновления образования, а создания принципиально новых его систем.


Идея: Сергей Никулин, Андрей Моченов

Текст: Андрей Моченов, Вера Федулова

Дискуссия по данному обзору будет опубликована 01.03.2018

Источники

2. The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation // Carl Benedikt Frey & Michael Osborne, Oxford Martin School, 17.09.2013

5. Digital Life in 2025: AI, Robotics and the Future of Jobs // Aaron Smith, Janna Anderson, Pew Research Center, 06.08.2014

6. Global growth: Can productivity save the day in an aging world? // By James Manyika, Jonathan Woetzel, Richard Dobbs, Jaana Remes, Eric Labaye, Andrew Jordan, McKinsey Global Institute, January 2015

7. Machines as talent. Collaboration, not competition // David Schatsky, Jeff Schwartz / Deloitte, 27.02.2015

9. Technology and people: The great job-creating machine // Ian Stewart, Debapratim De, Alex Cole / Deloitte, August 2015

14. Four fundamentals workplace automation // By Michael Chui, James Manyika, and Mehdi Miremadi / McKinsey, Ноябрь 2015

18. 2050 Global Work/Technology Scenarios // Jerome C. Glenn and The Millennium Project Team and Real-Time Delphi Participants, 2016

20. The Fourth Industrial Revolution: what it means, how to respond // Klaus Schwab Founder and Executive Chairman, World Economic Forum, 14.01.2016

28. Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни (Совет Федерации, аналитический вестник, №29 (68) (подготовлен по итогам заседания Научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, 7 июня 2016 года)

29. The Risk of Automation for Jobs in OECD Countries. A Comparative Analysis // Melanie Arntz, Terry Gregory, Ulrich Zierahn, OECD Social, Employment and Migration Working Papers No. 189, 16.06.2016

32. Where machines could replace humans—and where they can’t (yet) // Michael Chui, James Manyika, and Mehdi Miremadi / McKinsey, июль 2016

36. Why artificial intelligence is the future of growth // Mark Purdy, Paul Daugherty, Accenture, September 2016

39. Peer-to-peer work in the digital meaning society 2050 // Juho Ruotsalainen, Sirkka Heinonen, Joni Karjalainen, Marjukka Parkkinen, Finland Futures Research Centre (FFRC), University of Turku — European Journal of Futures Research, November 2016

43. A Future That Works: Automation, Employment, and Productivity // James Manyika, Michael Chui, Mehdi Miremadi, Jacques Bughin , Katy George, Paul Willmott, Martin Dewhurst // McKinsey Global Institute, Jan 2017

52. The future of work: The augmented workforce. 2017 Global Human Capital Trends // Jeff Schwartz, Laurence Collins, Heather Stockton, Darryl Wagner, Brett Walsh / Deloitte, 28.02.2017

54. A Study of Employment and Talent in the Digital Economy (Part I) / Year 2035: 400 Million Job Opportunities in the Digital Age // BCG, 01.03.2017

55. A Study of Employment and Talent in the Digital Economy (Part II) / Year 2035: Talent War in the Digital Age // BCG, март 2017

59. Twelve Forces That Will Radically Change How Organizations Work // Vikram Bhalla, Susanne Dyrchs, and Rainer Strack / BCG, 27.03.2017

72. Decent work and the 2030 Agenda for sustainable development // Международная организация труда (International Labor Organization)

73. Производительность труда в Российской Федерации // Владимир Трубин, Наталья Николаева, Мария Палеева, Алина Хусаинова / Аналитический центр при Правительстве РФ, июнь 2017

74. AI and the Future of Design: What will the designer of 2025 look like? // Rob Girling, Principal and Co-founder Artefac Group, 02.06.2017

79. The State of Social Mobility in The UK // The Boston Consulting Group, The Sutton Trust, июль 2017

93. The future of work // Richard van Hooijdonk, Marianne Hewlett / Atos, 01.10.2017

114. What the future of work will mean for jobs, skills, and wages // James Manyika, Susan Lund, Michael Chui, Jacques Bughin, Jonathan Woetzel, Parul Batra, Ryan Ko, and Saurabh Sanghvi / McKinsey Global Institute, November 2017

123. Forces of change / The Future of Work // Jeff Schwartz, Heather Stockton, Kelly Monahan, Deloitte, 09.11.2017

127. Мы не роботы // Артем Коваленко, Эксперт — Урал, 13.11.2017

128. Как умирают профессии // Константин Пахунов, Эксперт, 13.11.2017

155. Доклад о неравенстве в мире. Основные положения. Русская версия // World Inequality Lab, январь 2018

Читайте также: