Доклад про вампиров философское представление

Обновлено: 16.05.2024

Оба приведенных выше взгляда на вампиров ошибочны, поскольку опираются на целый ворох недоказанных предположений и не учитывают огромное количество дополнительных фактов. Скажем, другое разумное существо вовсе не обязано вести себя как человек, особенно если это существо бессмертно и осознает это. Мотивы, цели и мораль такого существа могут показаться людям нелепыми, абсурдными или вовсе непостижимыми, но скорее всего будут восприняты как угрожающие и преступные ровно в той степени, в которой отличаются от человеческих. Иными словами, следует раз и навсегда отказаться от наивного антропоцентризма и признать очевидное: вампиры — не люди, а люди — не вампиры. Поэтому мелодраматичные фильмы о любви вампира и человека должны вызывать у нас не больше умиления, чем истории о страстных отношениях какого-нибудь фермера и его овцы.

Изучение вампирской морали сопряжено с рядом трудностей, главной из которых по-прежнему остается отсутствие источников достоверной информации. Многое приходится принимать на веру или додумывать на основе неполных данных. К тому же тема настолько обширна, что ее полное и исчерпывающее освещение вряд ли по силам одному человеку. Однако некоторые ключевые моменты и основные направления исследований определены вполне точно и являются неплохой отправной точкой для дальнейшей работы.

Во-первых, следует четко понимать, что представления вампиров о морали касаются главным образом себеподобных и лишь в незначительной степени затрагивают проблемы взаимоотношения с людьми. Обычный человек для вампира — это всего лишь жертва и источник пропитания, вроде скота на ферме, поэтому отношение к нему соответствующее, хотя и не обязательно сугубо жестокое. Исключение составляют представители человеческих элит, с которыми вампиры издревле заключали взаимовыгодные договоры, а значит были вынуждены брать на себя определенные обязательства и действовать в соответствии с неким моральным кодексом.

Таким образом, говоря о вампирской морали, мы имеем в виду не общеобязательный для всех вампиров универсальный кодекс, а лишь некоторый набор этических правил и принципов, присущих некоей группе в определенный исторический период. Причем здесь мы наблюдаем две противоположные тенденции: на протяжении последних тысячелетий человеческая мораль постепенно смягчалась, наделяя правами не только мужчин-соплеменников, но и членов других племен, рабов, пленных, женщин, детей, иноверцев и т. д, а вампирская напротив становилась все жестче, практически скатившись до первобытного уровня, когда единственными субъектами права считается лишь небольшой узкий круг лиц, действующих в общих интересах (например, вампирские семьи).

Тем не менее существует ряд общих черт, присущих большинству вампиров, что позволяет говорить о некоторых базовых этических принципах, развившихся вследствие определенного образа жизни как ответ на потребность в сотрудничестве и самозащите. Некоторые из них схожи с человеческими, другие заметно отличаются от привычных нам, а третьи и вовсе кажутся непонятными и нелогичными, однако это не должно нас пугать. Понять вампира может лишь другой вампир, а люди так и останутся внешними наблюдателями, создающими интерпретации и схемы, призванные объяснить то, что быть может и вовсе не может быть объяснено непосвященным.

Вампиры открывают рот лишь для того, чтобы соврать или укусить, именно поэтому вошедшие недавно в моду романтические фантазии о влюбленных в людей вампирах не только наивны, но и опасны. Любовь для вампира переставляет собой всего лишь инструмент, вроде отмычки или автогена, а цель всегда одна — забрать у человека частицу его жизненной силы или всю жизнь без остатка. И что бы вампир не говорил при этом, сексуальный контакт с человеком для него всегда будет чем-то сродни зоофилии, а не слиянием двух родственных душ, нашедших друг друга посреди холодной бездны мироздания.

Бессмертие делает вампиров консервативными. Они с трудом воспринимают любые новшества и в большинстве своем относятся к прогрессу без особого энтузиазма. Живя сотни и тысячи лет, они прекрасно видят, что люди не меняются и в сущности мало чем отличаются от своих пещерных предков. Новые религии, технологии и методики воспитания лишь немного облагородили их внешность, привив элементарные навыки гигиены, а в остальном — это все те же дикари, готовые в любой момент вцепиться друг другу в глотку ради куска мяса и разнести вдребезги весь цивилизованный мир во имя безумных архаичных верований. Быть может вампиры и вовсе не верят в прогресс, ведь самые важные вещи в их жизни — голод и кровь — остаются неизменными, а прочее не имеет для них существенного значения.

У вампиров нет науки и философии в привычном нам смысле. Их не интересует поиск Истины или познание мира. Истина для них — это Голод, а мир — всего лишь средство для его удовлетворения. Вампирская система ценностей эгоцентрична и во многом напоминает жизненную философию закоренелого наркомана, с той лишь разницей, что вампиры не собираются завязывать, потому что прекрасно знают, что для них это не возможно. Во всяком случае, старые вампиры не питают никаких иллюзий на данный счет, а вот молодые зачастую пытаются сохранить свое прежнее мировоззрение после обращения, особенно религиозные взгляды, в которых им видится путь к спасению (см. Вампирский Рай и Вампиры-христиане). Однако годы идут, а молитвы и медитации не помогают, и со временем все вампиры оказываются перед ликом всепожирающей Вечности, предстающей перед ними в качестве истинного источника их Голода (см. Мир глазами вампиров).

:-(

Статус:

До недавнего времени идея вампиризма представлялась мне неинтересной, малооригинальной и по большей мере бессмысленной. Я считал эту "мифологическую находку" человеческой души несколько скучной, архаичной, отдающей запахом тления, и не придавал ей большого значения.

Однако глубина вещей постигается постепенно. Настало время, и в один прекрасный момент я открыл для себя философскую сущность вампиризма. Моему взору предстала четкая картина не лишенная внутренней красоты и стройности - вампиризм, как бессознательное проявление стремления Человека к бессмертному, нетленному, вечному.

За многие столетия существования человеческой цивилизации стало очевидно, что основным метафизическим врагом Человека является Смерть. Она олицетворяет собой деструктивное начало, разрушительную силу, способную с течением времени уничтожить любое разумное проявление созидательной мысли. Биологическая смерть строго ограничивает возможности отдельно взятого индивидуума, определяет границы его внутреннего потенциала - соответственно и его роль во всеобщем развитии объективного мира. Время, как закон, представляет собой обобщенный вариант Смерти. Оно одновременно разрушает и порабощает.

Что может человечество противопоставить этой наивысшей силе, бороться с которой, как кажется, бесполезно? Ответ один - только мечту.

Вампиризм выступает наиболее гармоничным художественным образом этой мечты. Он предлагает бессмертие, вечную молодость и силу. Вампиры обладают черным даром бессмертия, замогильной красотой, мудростью долгих лет и могуществом небожителей. Этим они олицетворяют еще один аспект человеческой души - желание возвысить себя над создателем, природой. Вампиры - ангелы собственных амбиций. Они - символ извечных стремлений человека западной культуры - сильное эго, освободившееся от уз тлена самосознание, противостоящее агрессивным нападкам окружающего мира…

Однако вампиризм имеет темную половину, и этот дар одновременно выступает как проклятие. Ведь основой идеи вампиризма является жертвоприношение. Самое страшное в безысходной неотвратимости, которую испытывает вампир, это выбор: либо бессмертие, либо живая человеческая кровь, которую вампир должен пить для поддержания своих сил. В этом конфликте совести и желаний и заключается художественно-эстетическая (и в большей степени психологическая) красота идеи вампиризма. Человек, наделенный черным даром, обязан решить становиться ли ему почти богом и потерять свою человеческую сущность, либо отказаться от осуществления мечты и остаться самим собой.

Таким образом, очевидно, что вампиризм, как художественная идея, имеет куда более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Извечная тяга к совершенству и в тоже время желание остаться в гармонии с естественной природой - конфликт, символом которого выступает вампиризм, продолжает преследовать человечество. Поэтому вампиры не редки и в современном обществе…

:-(

Статус:

Психология вампиризма.


Фрейд и Юнг, основные мыслители нашего времени, строят свои исследования вампиризма на основании книги Брэма Стокера "Дракула", которая была опубликована в 1897 году. Граф Дракула поставил много угроз викторианскому обществу, нарушая социальные, моральные и политические ценности: он меняет добродетельных женщин, внушая им хищные, "сексуальные аппетиты", он иностранец, который вторгается в Англию и угрожает английскому обществу, он является воплощением зла. И он может быть уничтожен только путем восстановления убеждений традиционного христианства.

Рассмотрим, как основные школы психоанализа проанализировали появление вампиров в качестве центральной фигуры человеческих обществ.
Согласно психоанализу и фрейдистской школы, любые мечты о вампирах или других форм нежити, являются метафорой очарование и страха человечества с представлениями о смерти и мертвых.

"Все человеческие переживания болезненного страха означает наличие репрессированных сексуальных и агрессивных желаний, а в вампиризме мы видим эти желания вытесненными вовне, они становятся видимыми".

Первое, что, как правило, по-фрейдистски прокомментировано в отношении истории вампиров, это то, что они являются метафорой инфантильной и извращенной сексуальности.

Для ученых-фрейдистов, Дракула является сочетанием всех традиционных мифов о вампирах объединенных тем, что они считаются воплощением Эдипова комплекса по концепции Фрейда. Фрейдисты будут смотреть как сексуальность сочетается с жестокостью, ведь вампир питается кровью живых, что это наводит на мысль о интерпретации того, как ребенок первый раз наблюдает, как его родители совокупляются.

Другие важные темы, просматривающиеся в "вампиризме" - это смерть, сосуществующая с тоской по бессмертию, что показывает отношение любви-ненависти человека к обеим концепциям. Еще важно то, как жадность, садизм, и агрессия смешались с желанием и принуждением к обладанию и выражением этих желаний, а также постоянное использование метафор "девственность, невинность, уязвимость и перекрытия изображений вины".

Юнгианской интерпретацией о вампирах предполагается, что все люди имеют вампиров внутри себя. Это может означать, что по учению Юнга "вампир" - интуитивное понятие для человеческой психики. Как только мы что-то, в той или иной форме начинаем понимать, с того момента мы существуем в этом мире. Вампиры отражают важные вопросы, общие для всех человеческой жизни.

Для самого Юнга, вампир представляет собой психологический аспект, который он называет "тень". Тень сделана из аспектов самого себя, что сознание и эго не смогли распознать. Тень была прежде всего отрицательное понятие, таящее репрессированные мысли и желания, состоящее из анти-социальных импульсов, морально сомнительных решения, детской фантазии, и других черт, обычно таких как чувство стыда.

Юнг сам описывает эту "тень" себя, как:

"Тень - это моральная проблема, которая бросает вызов всей эго-личности, ибо никто не может осознать тень без существенных моральных усилий. Чтобы осознать это требует признания темных аспектов личности, как настоящее и реальное."

Юнг интерпретировал вампира как бессознательный комплекс, который "борется" с сознанием с помощью "очаровательной" психики.

Вампир стал ключевым в арматуре общества в соответствии с Юнгом, потому что он стал "козлом отпущения" психического свойства. Это позволило человечеству проектировать негативные аспекты своей личности на то, что обычно принято открыто оскорблять, или же наоборот восхищаться. Вампир действует так, как человечеству хотелось бы действовать, но люди не могут этого сделать из-за социальных и прочих ограничений.
Юнг также добавил, что Есть и другие черты, которыми обладает вампир - такие как авто-эротизм и нарциссизм, а также его личность является хищной, анти-социальной, и паразитарной.
Из всего можно сделать вывод, что образ вампира в человеческом обществе являет собой некий социальный протест против устоев общества и личных, глубинных проблем каждого индивида общества.
Развитие и популяризация вампирской тематики призвана выразить эти протесты в художественной, творческой, то есть наиболее приемлемой в обществе форме, порой шокируя, пугая, бросая вызов, провоцируя, но все же не нарушая сложившихся веками устоев и принципов.


Авторы, которые пишут о месте вампиров в современной поп-культуре, констатируя, значительную популярность этого образа (в особенности в последние 3-4 года), задаются вопросами:
откуда взялась эта популярность?
не является ли образ вампира метафорой чего-то более важного (например: религии, политики, сексуальных отношений)?

Беспочвенных образов массовое сознание (и подсознание) не создает. Истории о вампирах становятся транслятором идей примитивного оккультизма, отражением обывательской эзотерики, феноменом вульгарного мистицизма, суррогатом таинственного для чайников и сверхъестественного для бедных.

Образы вампиров в коллективном бессознательном потворствуют фантазиям обывателей, образно доказывая наличие сверхъестественного мир рядом с их собственным.

Вампиры существа, которые не переносят солнечный свет. Это вечная тема диалектического взаимоотношения света и тени, детей дня и ночных тварей.


В описании вампирской обрядности есть много от перекодировки христианского культа, религиозной традицией и обрядностью различных христианских конфессий. Это взаимосвязанные образные миры.

Массовая культура – все равно нуждается в базовых архетипах, на которых строится и религия. Она нуждается не только в мистике, но и источник для вдохновения религиозного воображения, предоставлении альтернативного источника сакральной власти.

Тема вампиров связана с религиозными поисками границ греха и того, за что можно и за что нельзя получить прощение. Современной вариацией этой древней проблематики веры является идея связана с разнородностью общества.

Тема вампиризма поднимает вопрос о том, существуют ли в плюралистичном обществе индивидуумы, которых мы просто не можем себе позволить принять в социальную структуру.

Одни доказывают, что вампиры являются метафорой секса, а их зубы это фаллический символ проникновения. Обычно вампиры мужского пола охотятся за невинными молодыми девушками.

Кровь является возбудителем, потому что люди устроены так же, как и другие живые существа, у которых секс и насилие неразделимо связаны. Эта связь сидит глубоко внутри нас, как бы мы ни старались прикрыть ее в современном обществе.

В вампирах можно увидеть такое выпущенное на волю подавленное желание о ничем не сдерживаемом самом грубом, греховном, низменном пиршестве плоти: упиться и вонзиться.

Другие считают, вампиры являются символом бессмертия, а мы же все хотели бы жить вечно.

Они еще наделены большей силой, чем обычные люди. А нам всем хотелось бы того же самого. Правда, мы понимаем, что страдание вампиров заключается в том, что их сила является следствием и причиной гибели.

Иногда вампиры являются острой социальной метафорой. Например, дискриминируемого меньшинства, которое должно скрывать свою сущность, как гомосексуалисты. Подобно им вампиры отвергаются большей частью общества, лишаются определенных прав и привилегий, и ведь еще существует базоовая религиозно-архаическая мотивация для их отторжения.

Вампиры – вполне подходят для олицетворения трансформации, деградации или качественного скачка в иное состояние. Они очень похожи на людей, ведь они однажды были людьми, которым достались невероятные возможности, но дорогой ценой.

Тут же цивилизационная тема страха перед новыми технологическими открытиями, которые дают нам сверхчеловеческие возможности, но мы платим за это высокую цену, причиняя ущерб окружающей среде или человечности (дегуманизация).

Тут же этика хищника и пищевой пирамиды. У нас есть и еще одна общая черта, которая роднит нас с вампирами, а именно необходимость питаться, уничтожая живое, чтобы жить. В этом смысле мы – все вампиры. Таким образом, изучение вампиров может помочь нам понять свое собственное поведение, и тот факт, что вампиры не являются людьми, позволяет нам с большей легкостью делать этические заключения о них, и в свою очередь делать этические заключения о собственном поведении.

Страх пред тайными сообществами. Монстры могут выглядеть совершенно как люди. И этой обманчивостью – они опасны. Вампира можно запросто перепутать с человеком. И с виду ведь и не скажешь, что этот харизматический красавец заражен укусом радикальной идеологической непримиримости. После трагедии 9/11 монструозные персонажи могут быть где угодно и кем угодно. Возможно, что растущая популярность вампиров является реакцией общества на боязнь тех, кто выглядит как мы, но хочет причинить нам вред.

Тема крови – очень архаичный страх, вспомним дело Бейлиса или средневековые процессы над ведьмами и евреями, которые подозревались в употреблении крови. В Евангелии от Матфея читаем: "И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Матф. 26: 27-28).

В Евангелии от Иоанна тема звучит еще более мощно: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Иоан., 6: 54-55).

Кровь - всеобъемлющий символ, в котором слиты жизнь и смерть. Вампиры, пьющие живую кровь, вместе с нею отнимают у человека и жизнь - и продолжают жить именно благодаря этому.

В наш век продвинутой медицины кровь стала предметом табу, так как она переносит инфекции. Идея преступления физических барьеров – проникновения под кожу и насыщения кровью – волнует людей потому, что это составляет сущность концепции табу. Это также связано с нашими представлениями о самоконтроле и потакании своим желаниям, которые всегда занимают всех нас – всех, кто живет в современном мире, требующем от людей полного самообладания.


Первые упоминания о вампирах встречались в ранних греческих мифах, где жуткие существа, сосущие кровь у людей, пользовались покровительством богини Гекаты. Благосклонность к ночной нечисти передалась ей от древних божеств подземного царства — зоны обитания самых таинственных сил природы и человеческой фантазии.


Восточные славяне называли подземное существо упырем или вовкулаком, обозначая этими словами вставшего из могилы покойника, набрасывавшегося на спящих людей, однако предпочитавшего мучить своих родственников. Великороссы считали, что упыри не трогали тех, кто странствовал не по своей воле. В низшей мифологии европейских народов мертвец, сосущий кровь у живых людей, являлся в облике летучей мыши, а иногда и других животных, непременно отвратительного вида.

В соответствии с другим методом вампира можно убить, выстрелив в него заговоренной серебряной пулей. Кроме того, эффективным средством считались колокольный звон, свежий чеснок, железо и заранее освященная кладбищенская земля. Чтобы избежать возможности воскрешения вампира, дабы окончательно уничтожить упоминание о нем, труп сжигали.

Антивампирский набор - крест, святая вода, чеснок и осиновый кол


Древние славянские легенды с особой силой проявились в Румынии, Венгрии и Словакии. Здесь кровопийцы, боящиеся света, наделялись огромными клыками и даже отождествлялись с конкретными людьми. Достаточно вспомнить легендарного графа Дракулу, таинственного человека, составившего себе славу вампира благодаря внешнему сходству и наличию некоторых привычек, присущих фантастическим упырям.

Страх перед вампирами усиливался неведением природы этого явления и преступлениями подлинных исторических лиц. Так, графиня Батори, жившая в XVII веке, убивала крестьянских девушек и пила их кровь, чтобы вернуть себе молодость. На протяжении многих веков люди вели беспощадную борьбу с вампирами. В XVI—XVII веках только во Франции казнили более 30 тысяч человек, объявив их вампирами, иначе — оборотнями-кровопийцами.

У больного наблюдается повышенное содержание порфиринов — пигментов, входящих в состав гемоглобина крови и тканей. Болезнь характеризуется неспособностью организма самостоятельно производить основной компонент крови — красные тельца, что вызывает дефицит кислорода и железа в составе крови.

Труд английского исследователя содержал анализ исторических описаний оборотней-кровопийц в сравнении с клиникой порфирии. Считается, что этой патологией страдает один человек из 200 тысяч, причем вероятность передачи ее по наследству чрезвычайно высока. Потенциальной причиной болезни является инцест.


Медикам известны более 80 случаев врожденной порфирии, когда в крови и в тканях под воздействием ультрафиолетового излучения начинается распад гемоглобина, преобразующегося в токсины, которые разъедают подкожные ткани. Кожа темнеет, приобретая красноватый оттенок, истончается, затем лопается под действием солнечного света, покрываясь снаружи шрамами и язвами.

Со временем воспаления затрагивают хрящи носа и ушей, а также костную ткань и сухожилия, сильно деформируя конечности. Кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой: резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Вследствие отложения порфирина на зубах они становятся красновато-коричневого цвета. В результате больной приобретает отталкивающую наружность, вызывая страх у окружающих видом гноящихся век и скрюченных пальцев.

Больной не может находиться при солнечном свете, испытывая невыносимые страдания, как физические, так и моральные. Днем несчастный ощущает упадок сил и апатию, которая сменяется более подвижным образом жизни с наступлением темноты. Все эти симптомы свойственны только запущенным стадиям заболевания, но существует множество других, менее жутких форм.

Порфирия проявляется в виде приступов кишечного расстройства, паралича мышц; больной страдает психическими расстройствами или эпилептическими припадками. Кожная порфирия, отмеченная повышенным содержанием железа в крови, передается по наследству, преимущественно в тех случаях, когда человек злоупотреблял алкоголем, перенес гепатит или малярию.

У больных поздней кожной порфирией часто наблюдается состояние, характеризующееся увеличением физической и умственной активности. Отмечается усиление роста ресниц и бровей, потемнение волос, резкая деформация ногтей. На лице больного, в частности на лбу и ушах, а также на тыльной поверхности кистей, появляются пятна, пузырьки, кровоточащие раны, сопровождающиеся покалыванием или зудом.


Вследствие старческой дегенерации кожа приобретает оттенок от грязно-серого до красно-коричневого или бронзового. В редких случаях пятна могут быть единственными проявлениями заболевания. Ссадины и эрозии возникают после самых незначительных явлений, например, при пользовании жестким полотенцем, при воздействии солнечных лучей, при попытке снять украшения. Заболевания врожденной формы могут обостряться в зависимости от сезона, от интенсивности солнечного облучения.

Ли Иллис потратил несколько лет на то, чтобы классифицировать все симптомы, связав их с географией, мифами о вампирах и действительными случаями. Порфирия была неизлечима вплоть до второй половины XX века, однако в Средневековье больных безрезультатно врачевали свежей кровью, дабы изменить ее состав. Степень беспощадности в отношении к больным ранее зависела от уровня развития христианства.

Доктор выдвинул интересную идею о превращении людей, больных порфирией, в злобных вампиров вследствие психического расстройства. Иллис проанализировал отдельные случаи в различных традициях и пришел к выводу, что создание единого мирового представления о вампирах и вервольфах произошло в результате культурного обмена. Причем слухи пришли из Швеции или Швейцарии, где порфирия встречалась чаще, чем в других регионах, хотя заболевание широко распространено также в Норвегии и Южной Африке. В поисках фактов доктор добрался до Цейлона, но здесь мифа о вервольфе никто не знал.

Хотя порфирия является чисто физиологической болезнью, она все же крайне негативно воздействует на психику. Известны случаи, когда примитивная аллергия на свет доводила человека до самоубийства. Ханнелоре, супруга Гельмута Коля, страдавшая неизученной формой аллергии, решилась на суицид, будучи в состоянии депрессии от постоянных болей, мучивших ее на протяжении всей жизни.

С точки зрения оккультизма вампиризм как космическое явление объясняется желанием продлить жизнь и молодость своего тела посредством перехода жизненной силы, похищенной у живых людей. Последние, испытав влияние мертвого существа, умирают от истощения, без явной причины. Однако вампиризм со стороны умерших бывает очень редко в отличие от живого влияния. В этом случае происходит поглощение одним человеком жизненной силы другого.

В Библии рассказано о Давиде, окружавшем себя молодыми и здоровыми рабынями с целью продления своей молодости. По мнению оккультиста Дюрвиля, животный магнетизм, представляющий жизненную силу человека, всегда стремится к равновесию, поэтому при близком общении здорового и больного жизненные силы переходят, соответственно, от первого к последнему. Присутствие здоровых людей, обладающих сильной аурой, становится необходимостью для всех страдающих порфирией.

Когда человек умирает, то его дух и душа окончательно покидают физическое тело и входят в астральный мир. Если смерть происходит от разрушения физической оболочки и повреждения внутренних органов, то душа выходит из тленного остова вследствие непригодности его для дальнейшего существования столь тонкой материи, как дух. Без души человек не может воскреснуть, он погибнет, так же как вода непременно вытечет из сосуда с трещиной.

Иногда смерть наступает несмотря на жизнеспособность физического тела, только лишь потому, что органы не могут функционировать, например в случае истощения или анемии. Возможность оживить человека сохраняется, когда душа человека стремится покинуть тело под влиянием сильного духовного удара.

Таким образом, в первые часы после смерти тело находится в состоянии длительного сна, и связь его с духом еще не окончательно потеряна. Для пробуждения физического тела необходимо усилием воли побудить душу человека снова войти в покинутую оболочку. Так происходит чудо воскрешения из мертвых.


В знаменитом астрологическом трактате отмечен случай победного действия силы любви, веры и воли, способных оживлять мертвеца. Методом магнетизма, то есть лечения без использования лекарственных средств, а только наложением рук, растиранием и дыханием, были исцелены маленькая девочка, лежавшая мертвой, а также малолетний ребенок, умирающий от брюшного тифа. Дитя с виду напоминало труп с побледневшей кожей, с телом, уже начавшим коченеть.

Безжалостные упреки совести и галлюцинации убийц можно объяснить тем, что дух убитого нередко преследует убийцу. В истории юриспруденции отмечались случаи, когда закоренелые рецидивисты добровольце являлись в полицию, предавая себя в руки правосудия, не имея сил терпеть моральные страдания.

Читайте также: