Доклад о слово о законе и благодати

Обновлено: 13.05.2024

Митрополит Илларион возносит благодарность христианскому Богу за то, что Он не позволил людям находится во тьме. Бог Отец пожертвовал своим единственным Сыном, чтобы спасти народ от дьявола.

Митрополит призывает всех людей приклониться перед Богом и Его добрыми делами. Бог установил закон по которому нельзя поклоняться многим богам, а только верить в единого Бога. Также говорится о необходимости крещения, чтобы иметь возможность обрести вечную жизнь на Небесах.

Данное произведение повествует о законе, который дал Моисей; о благодати и истине Иисуса Христа и о результатах, которые дали как закон, так и благодать.

Давным-давно жил Авраам с женой Сарой, но долго не было у них детей. Это было великое испытание, посланное паре Богом. Тогда их рабыня Агарь родила Аврааму сына. Назвали ребёнка Измаил. Но, когда муж и жена состарились, даровал Бог им возможность иметь детей. Тогда родила Сара сына. Дали ему имя Исаак. Старший брат обижал младшего. Рабыня с сыном были изгнаны. Исаак стал единственным наследником своего отца. В тоже время иудеев прогнали и они разбрелись по всему миру.

Благодать Христова также распространилась на весь мир и многие люди крестились.

Благодаря крещению человек становится Сыном Божиим.

Затем Илларион рассказывает о Иисусе Христе и о его сущности. Он один из Троицы и обладает двумя сущностями: человеческой и божественной.

Иисус Христос сотворил много чудес и исцелений во время своего пребывания на земле. Об этом свидетельствуют притчи. Сын Божий заранее знал о своей предстоящей смерти. Иисус пришёл в Израиль, но Его там не приняли. Из-за этого иудейство пришло в упадок. Они предали своего же. Хотя народы, которые были языческими, поверили в Иисуса Христа.

Христос отправил своих учеников проповедовать всем народам и нести им благодать. Таким образом, христианская вера начала своё распространение по всей земле и достигла русских народов. Все люди, кроме иудеев, славят Христа.

Раньше языческие народы были слепы и глухи. Но, благодаря учению Христа, они находят спасение и обретают благодать Божию. Каждый народ восхваляет того учителя, который дал ему веру.

Русский народ обязан своим крещением князю Владимиру, который правил в то время на Руси. На него снизошла Божья благодать, и он крестил свой народ. Вместо идолов возводили храмы. От людей отошла тьма дьявольская.

Христос же сказал, что кто пойдёт за Ним, того Он введёт в Царство Отца Своего.

Подробный пересказ

Это литературное произведение является торжественной проповедью древнерусского священнослужителя митрополита Илариона.

Смысл речи митрополита указан в самом названии выступления: господство благодати над законом, которые тождественны христианству и иудаизму, Новому и Ветхому заветам, Иисусу Христу и Моисею.

В начале наставленья священнослужитель обратился к своим думающим и начитанным сторонникам, которые способны в силу понимания повернуть человека лицом к Богу.

А затем начал библейский рассказ о семейной жизни Сарры и Авраама. Сарра была обделена радостью материнства и посоветовала она мужу обратиться к рабыне Агарь для того, чтобы та родила от него дитя. Так родился Исмаил – ребенок связи рабыни и Авраама.

В это время Господь сошел на священную гору, где передал Моисею Закон (десять ветхозаветных заповедей). По представлению священника этот закон не был истиной в прямом понимании этого слова, а был лишь ее тенью.

По мнению проповедника, Благодать (а в этом образе Иларион видел Сарру) просила Бога сначала положить Закон, ей еще рано было спускаться на землю.

Рассказывая библейскую историю дальше, автор повествовал о том, что спустя несколько лет Сарра заметила, что ребенок рабыни Измаил обижает ее Исаака. Муж по ее просьбе прогнал Агарь вместе с Исмаилом. Иларион стремился донести мысль, что изгнание иудеев из родной страны – это параллель с изгнанием рабыни. Свет солнца побеждает свет луны, а Закон отступает перед Благодатью. Так Благодать существует над Законом.

Далее священник, сравнивая Библию и Евангелие, пришел к заключению, что принятие русским государством, как и другими странами, христианства было исполнением ветхозаветных законов.

Окончание своей торжественной литургии митрополит посвятил восхвалению заслуг русского князя, который не только сам постепенно пришел к пониманию христианства как будущего своей страны, но и привел к Богу весь русский народ.

Речь священнослужителя доказывает, что искусство слова обладает важным стремлением к постижению самого важного для человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Слово о законе и благодати

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Продолжение после рекламы:

Примечания

Политико-правовая идеология Киевской Руси

Древнерусская политико-правовая мысль

Становление и развитие российской государственности в те годы происходило в сложных условиях: славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими.

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом[1] Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Идеи единства Русских земель получили свое дальнейшее развитие в древних русских летописях.

В основе первых древнерусских летописей лежали патриотические идеи самостоятельности и суверенности Киевского государства.

Возникновение русского летописания, отразившего древнейшее прошлое всей Русской земли, относится к княжению Ярослава Мудрого и связано с первыми попытками русских летописцев – монахов Киево-Печерского монастыря – утвердить в противовес Византии право Руси на церковную самостоятельность.

Киево-Печерский монастырь в XI–XIII вв. был очагом русского просвещения и центром недовольства по отношению к константинопольскому патриарху и к власти первых митрополитов – греков, посаженных Византией в Киеве.

Древнейшие русские летописи по своему содержанию и политической направленности не являлись однородными. Так, в сказании о крещении Руси получило выражение прославление церкви и освящение государственности, в ряде других сказаний – восхваление воинских подвигов князя Святослава.

Основной линией, проводившейся в летописях, являлось укрепление сильной княжеской власти в Киеве и подчинение других князей власти киевского князя во имя единства Русской земли.

, созданной в конце XI – начале XII вв.

Ее автором был, по предположению большинства исследователей, монах Киево-Печерского монастыря Нестор(ок. 1056–1114 гг.).

Целью летописца было прежде всего показать историческое место русского народа и его равноправность с другими народами, доказать, что русский народ имеет свое богатое историческое прошлое.

После обширного исторического введения о происхождении славян летописец переходит к вопросу об образовании Русского государства.

Перед летописцем стояла задача преодоления теории политической зависимости Руси от Византии. По этим теориям, которые распространялись первыми митрополитами на Руси (греками по происхождению), Русь обязана была своим существованием Византии.

Чтобы нанести удар политическому влиянию Византии и внушить враждующим между собою русским князьям мысль о единстве их интересов, в летописи был дан отпор византийской теории происхождения Русского государства. Следуя традиции средневековой историографии приписывать правящей династии иностранное происхождение, что должно было подчеркнуть мнимое беспристрастие княжеской или королевской власти, летописец включил в летопись легенду о призвании варягов.

В летописи приведен ряд обращений Владимира Мономаха к другим князьям с призывом обеспечить единство, необходимое для дружного отпора врагам, не губить Русскую землю раздорами.

О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.

Слово “О законе и благодати” – одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г. г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор

Слова – Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

“Речь философа” – это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира.

“Речь философа” – произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно.

Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов – двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от “сотворения мира” до рождения Христа, а вторая – земную жизнь Христа.

Изложение всемирной истории в “Речи философа” и сейчас поражает своей “педагогичностью”, однако “Речь” не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.

Тема “Слова” – тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог “все народы спас”, прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на “богоизбранничество” только одного народа.

Трехчастная композиция “Слова”, подчеркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему “Слова” – прославление Русской земли, ее “кагана” Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.

Основной пафос “Слова” в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.

Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого – “закона” и Нового – “благодати”. Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Ветхий завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение.

Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно с узконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов в истории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ко второй части своего “Слова”, сужая свою тему, – к описанию распространения христианства по Русской земле: “…вера бо благодатьнаа по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде…”; “Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу”. Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке.

Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия: “и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господь мышцу свою святую пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конци земля спасение еже от Бога нашего” (Исаии, LII, 10). Патриотический и полемический пафос “Слова” растет, по мере того как Иларион описывает успехи христианства среди русских.

Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени, напряжения в третьей части “Слова”, посвященной прославлению Владимира I Святославича.

Если первая часть “Слова” говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть – о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов.

Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем: “Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера”. Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, “внук старого Игоря, сын же славного Святослава”. Иларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира.

Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми концами земли.

За третьей, заключительною частью “Слова” в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Илариона.

Истинная цель “Слова” Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов – это только основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси. По выражению В. М. Истрина, это “ученый трактат в защиту Владимира”. Иларион прославляет Русь и ее “просветителя” Владимира.

История Руси и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий.

Таким образом, все “Слово” Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие “Слова” Илариона. В своем роде это единственное произведение.

information_items_1449.jpg

Цели и задачи:

Личность Илариона

Illarion_ikona-1.jpg

В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в "Повести временных лет" под 1051 годом: "Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов".

Личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение — "Слово о Законе и Благодати".

0011.jpg

Текст свидетельствует о проявление в XI веке духовного наследия раннего русского христианства. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста — "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом".

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части.

Первая часть.

Первый его раздел начинается с догматического размышления о том, что иудеи ("израиль") и христиане исповедуют единого, общего Бога. Сначала он посредством Закона не дал погибнуть в языческом идолослужении только "племени Авраамлю", но затем, послав своего Сына, через его воплощение, крещение, проповедь о благе ("евангелие"), крестные страдания, смерть и воскресение привел все народы к вечной жизни. Иларион рассуждает о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета («тени) не приводит людей к спасению души. Лишь Новый завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью. В первой части приведена притча о Сарре и Агарии. Агарь является образом Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра как символ Нового завета, Благодати, которая рождает свободного Исаака.

800px-1638_Stom_Sarah_fuehrt_Abraham_Hagar_zu_anagoria.JPG

Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Вторая часть.

fmt_87_24_kreshcheniee.jpg

Третья часть.

Vladymyr_kniaz.jpg

1353757501_1353480089_1.jpg

Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира. Довод за доводом приводит Иларион в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь — славный и сильный народ — и тем самым равен Константину, крестившему греков. Этот вывод о равночестии основан на ряде приведенных Иларионом с целью сопоставления фактов церковно-политических трудов первого и второго.

nik-serbsky-kn-vladimir-1.jpg

50740427.jpg

3760.jpg

Эта молитва подводит итог всему произведению.

Заключение.

Загнетина Ольга Алексеевна

Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.

Особенное значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Иларион придает моменту национальному. Ветхий завет имел временное и ограниченное значение. Новый же завет вводит всех людей в вечность. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Иларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своём общении с Богом. Христианство, как вода морская, покрыло всю землю, и ни один народ не может хвалиться своими преимуществами в делах религии. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчёркивает, что для новой веры потребны новые люди.

«И все народы восплещите руками,

и воскликните богу гласом радости:

«Так господь вышний и всесильный –

И чуть ниже: «Пойте богу нашему, пойте!

Пойте царю нашему, пойте,

ведь царь всей земли – бог;

пойте разумно: «Воцарился бог над народами;

и вся земля да поклониться тебе и поёт тебе, -

И «Хвалите господа все народы,

Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира.

Патриотический пафос этой третьей части, прославляющей Владимира, ещё выше, чем патриотический пафос второй.

Широкий универсализм характерен для произведения Илариона. История Руси и её крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий. Чем больше сужает Иларион свою тему, постепенно переходя от общего к частному, тем выше становится его патриотическое воодушевление.

Читайте также: