Доклад бурлаки на волге

Обновлено: 17.06.2024

Бурлаки на волге картина

Жанр и история создания картины

При подготовке зарисовок живописец посетил Усть-Ижору. На берегу реки его внимание привлекли не праздно прогуливающиеся мужчины и дамы в нарядных платьях, а толпа изможденных и одетых в лохмотья угрюмых бурлаков со сверкающими от злости глазами. Уставший вид людей настолько поразил художника, что они стали его наваждением, заставившим остановить уже начатую работу.

Описание картины бурлаки на волге

Каждый день Репин приходил на берег, где общался с ними, запоминал их позы и выражения лиц. Он рисовал отдельно фигуры людей и баржи, пока не пришел к идее полотна — обличение социальной несправедливости. Главной задачей для художника стала возможность показать тяжесть непосильного труда.

Отношение к автору, известность которому принесли пейзажи, портреты и итальянские зарисовки, стало настороженным.

Описание полотна

Сочинение по картине бурлаки на волге

Сочинение бурлаки на волге

  1. Канин — расстриженный священник. Это самый яркий персонаж на картине, который вызывал неподдельный интерес и восхищение художника. Во взгляде героя чувствуется житейская мудрость.
  2. Канин представляет собой собирательный образ бурлака, объединивший черты и чувства каждого героя. Чтобы достоврено изобразить главу артели бурлаков, Репин долго изучал их манеру поведения, способ тянуть лямку и передвигаться.
  3. Илька. Он идет позади священника. Персонаж стал отражением духовной сущности Канина. Он очень молод. Его отличает непокорность, пытливость, стремление жить и постоянное движение вперед. Он уже не испытывает усталости. Это состояние вызывает у него гнев и озлобленность.
  4. Бурлак с трубкой в зубах. Глаза персонажа полны злости и безысходности. Он не видит будущего и хорошо понимает, что баржа и тяжелая работа — это все, что осталось у него в жизни.
  5. Ларька — простой деревенский парень, одетый в красную рубаху. Кажется, он не обращает внимания на лямку, которая врезается в грудь и плечи, и с интересом разглядывает окружающую природу. Его чистота и непосредственность противопоставлены жизненному опыту, силе и выносливости взрослых мужчин.

На бурлаках разорванная одежда, пропитанная потом, на ногах — прогнившие лапти и портянки. Землистые лица не выражают никаких чувств и мыслей. Видны только прищуренные глаза и стиснутые губы. Их ноги проваливаются в мокрый песок, делая движение медленным и тяжелым. Описание полотна можно использовать для краткого сочинения в 5 классе.

Выразительные средства

В сочинении по картине Репина нужно кратко рассказать об особенностях творчества художника. Полотно имеет удлиненное в ширину расположение. Этот прием дает возможность живописцу расположить фигуры людей, бредущих вдоль берега, на расстоянии друг от друга, тем самым подчеркивая драматичность и тягостное настроение. Композиционно персонажи на полотне располагаются следующим образом:

Сочинение на тему бурлаки на волге

  • на переднем плане — главный герой картины;
  • в средней части — образы, которые его раскрывают;
  • на заднем плане — баржа с пассажирами и грузом, которую из экономии топлива владельцы перемещают по реке, используя физическую силу людей.

В контрасте с мрачным изображением персонажей перед зрителем предстает картина летнего солнечного дня. На голубом небе с легкими невесомыми облаками светит солнце. Чистая вода омывает желтый прибрежный песок, но идущие вдоль береговой линии люди не замечают этой красоты.

Полотно, принесшее художнику славу, не оставляет равнодушным даже современного зрителя. Оно стало песней несокрушимости русского духа. Несмотря на тяготы и невзгоды, человек преодолевает преграды и медленно движется вперед.

Бурлаки на Волге 1870-1873 г.

Автор

Илья Репин (1844-1930) – великий мастер портрета, исторической и жанровой живописи в стиле реализма. Темы его произведений остры, они всегда вызывали в обществе современников бурю споров, захватывающе интересны они и сегодня. Его работы – это самое злободневное отражение той действительности, когда художник жил и творил. Насущные проблемы и жгучая актуальность – вот что волновало живописца.

Замысел

Художник загорелся поездкой на Волгу-матушку – здесь, на главной речной артерии России, он намеревался найти всё, чего ему не доставало для оформления творческого замысла в картину. Пришлось подсобрать денег, помогла Академия художеств, оплатив проезд. К лету 1870 года Илья Репин в компании брата и двух друзей-художников на пароходе отправился к задуманной цели.

Подбор ракурса и образов

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

Судьба картины

Именно эта работа сделала имя Ильи Репина известным в Европе.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

В бурлацком промысле участвовали даже женщины, 1900-е

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Ilya_Repin_-_Barge_Haulers_on_the_Volga_-_Google_Art_Project.jpg

Контекст

Автопортрет, 1878

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.



Несколько изможденных тяжелым трудом и ядовитым солнцем людей, преодолевая могучие воды Волги, упираясь грудью во врезающуюся лямку, тянут судно вдоль берега. Их одиннадцать душ, в изодранных ветхих одеждах, худые и изможденные, они продолжают шажок за шажком, тащить свои канаты.

Разные люди, разные судьбы, разные характеры. Кто-то сдался на откуп судьбе, кто то отчаян и верит в будущее, а кто-то спокоен, потому что лето под закат, а там и ледостав не за горами. Работа бурлака очень тяжелая, но на пропитание хватает.

Тяжело дыша и напрягаясь из последних сил, бурлаки идут навстречу зрителю. Один из мужчин пытается закурить трубку, остальные, не замечая продолжают, упорно, шаг за шагом приближать корабль к цели.

Молодой высокий парень, скорее всего, не рассчитавший свои силы и возможности, и теперь с трудом передвигается сам, не что уж лямку тащить. И только центральный герой продолжает свой тяжелый путь спокойно и вполне уверенно. Скорее всего в этой ватаге он главный, он точно знает, как поступать, чтобы рассчитать свои силы. Хоть на Волге и жара, идет он в плотных одеждах, рубаха чуть полегче просто изотрется.

Пример сочинения-описания

И. Е. Репина, удивительного русского живописца, всегда интересовала жизнь простого народа: его беды и проблемы, надежды и радости. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину “Бурлаки на Волге”.

Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Они запряжены, будто тягловые животные, их тела напряжены, потому что эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий. Одиннадцать бурлаков на картине — и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, крайняя нищета и нужда, толкнувшая их на непосильный труд.

Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них — только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Тупая, монотонная, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, жилистых, могучих богатырей, шагающих впереди, и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного, иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.

Лишь мальчик, идущий босиком в яркой розовой рубашке, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, сразу выбивается из всей этой серой, покорной, безответной вереницы. В его фигуре — внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Именно в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, где они стали хозяевами и узнали, что такое радость и счастье, где они смогли воплотить свои самые затаенные мечты и надежды.

Пример описания картины

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.

Читайте также: