Интеграция цепей поставок на строительном рынке доклад

Обновлено: 17.05.2024

В последние годы, несмотря на положительные тенденции в строительной отрасли, связанные с увеличением спроса на строительные работы, эффективность работы строительных предприятий нельзя назвать удовлетворительной, что выражается в отрицательной динамике среднеотраслевых показателей рентабельности, значительно уступающих показателям других видов экономической деятельности [1]. На фоне усиления ценовой конкуренции стратегии строительных компаний ориентированы в первую очередь на снижение себестоимости строительного производства, что зачастую негативно сказывается на качестве и сроках выполнения работ. При этом от соблюдения сроков и требований к качеству строительства зависит не только конкурентоспособность строительных предприятий, но и эффективность управления капитальными активами заказчиков - компаний, представляющих другие отрасли экономики, благосостояние домашних хозяйств и общества в целом. Согласно последним исследованиям 77% респондентов в мире и 50% респондентов в России говорят об убыточности проектов вследствие задержек, нереалистичных оценок и ошибок в прогнозах, а также неэффективных процессов управления цепями поставок и некачественной работы субподрядчиков.

«В настоящее время специалисты, занимающиеся управлением цепями поставок, сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточным развитием теории и методологии планирования, моделирования и контроля цепи поставок [2].

В современной научной литературе широко освещаются вопросы методологии управления цепями поставок [4,5]. Анализ природы логистической цепи, а также ее экономических и организационных особенностей, позволяет выделить три основных подхода к определению и пониманию природы логистической цепи (рис.1).

Каждый из выделенных подходов имеет свои преимущества и ограничения применения в управлении логистическими цепями.

«Потоковый подход предполагает рассмотрение логистической цепи как материального потока и соответствующих ему финансовых и информационных потоков. Такое представление цепи соответствует методологии логистики, что позволяет представить логистическую цепь как последовательность логистических систем отдельных предприятий или макрологистическую систему. В рамках данного подхода для управления цепью возможно использование инструментов и методов логистики. Достоинством данного подхода является то, что он предполагает непрерывность потоков, а, следовательно, и управления ими на протяжении всей цепи от первого поставщика до конечного потребителя.

c4ca4238a0b923820dcc509a6f75849b.jpg

Рис.1. Подходы к определению и пониманию природы логистической цепи [6].

«Организационный подход рассматривает логистическую цепь как совокупность организаций, взаимосвязанных различными хозяйственно-правовыми отношениями. Таким образом, объектом управления согласно данному подходу являются как сами предприятия-участники цепи, так и отношения между ними. В рамках этого подхода предполагается определение состава цепи и его оптимизация, координация действий участников, управления интеграционными процессами в цепи на основе различных соглашений между участниками.

«Тем не менее, рассматривая логистическую цепь только как совокупность предприятий или логистических систем, необходимо отметить сложность координации юридически независимых предприятий, связанных хозяйственными отношениями. В этом случае необходимо рассматривать такие системообразующие элементы цепи как единство целей, взаимовыгодное сотрудничество участников цепи, приоритетность системной оптимизации над оптимизацией ее отдельных элементов.

На наш взгляд, применительно к логистической цепи корректнее говорить об управлении взаимоотношениями участников. Действительно, каждое предприятие в цепи поставок способно управлять взаимоотношениями с другими участниками на основе различных хозяйственно-правовых отношений, начиная с краткосрочных договоров на поставку, соглашений о долгосрочном сотрудничестве, вплоть до оформления сделок слияния и поглощения.

Проанализировав выделенные подходы можно сделать вывод, что, несмотря на различное представление о логистической цепи, они не являются взаимоисключающими. Действительно, логистическая цепь формируется по направлению потока за счет согласования бизнес-процессов, реализуемых предприятиями-участниками цепи, и организации взаимодействия между ними на основе хозяйственно-правовых соглашений.

Таким образом, наиболее полным представляется следующее определение логистической цепи строительного предприятия, объединяющее выделенные подходы.

Логистическая цепь строительного предприятия - система бизнес-процессов в процессе строительства, реализуемых в системе отношений взаимодействующих предприятий-партнеров или субподрядчиков, интегрированных в направлении потока от источников снабжения строительными материалами до конечного потребителя готового объекта строительства.

Современная схема работы строительной организации с субподрядчиками показана на рисунке 2.

Субподрядные организации, на основе заключенных договоров с генподрядчиком, выполняют работы, на которых специализируются субподрядные организации, например, монтаж оборудования, кровельные работы, отделочные работы и т.д.

В настоящее время строительные организации испытывают определенные проблемы в цепи поставок наиболее распространенные из них можно условно разделить на следующие две категории (рис. 3).

Таким образом, основная проблема цепи поставок строительного предприятия – это человеческий фактор, от уровня подготовки и реализации управленческого решения относительно рамок временных, финансовых и иных зависит успешность проекта строительства, как следствие имидж и доверие к генподрядной организации.

c81e728d9d4c2f636f067f89cc14862c.jpg

Рис.2. Схема работы строительной организации с субподрядчиками.

c81e728d9d4c2f636f067f89cc14862c.jpg

Рис.3. Проблемы цепи поставок строительного предприятия [7].

Строительная команда проекта не всегда соответствует повышенному уровню требований. На строительные команды значительно влияет фактор мобильности персонала, делая ее неустойчивой, в результате чего трудно поддерживать устойчивый общий уровень всей команды строительства при мобилизации строительного персонала, что наверняка повлечет за собой некоторые проблемы в ходе реализации проекта.

Решение указанных проблем можно выполнить путем применения процессного подхода, который разбивает деятельность всего предприятия на множество бизнес-процессов, к тому же применение процессного подхода в строительстве наиболее эффективно, так как в этой сфере происходит многократное повторение одних и тех же цепей действий, совершаемых различными субподрядчиками.

Таким образом, предлагается выделять в логистической цепи два взаимосвязанных объекта управления: систему бизнес-процессов и систему взаимодействия предприятий-партнеров - участников цепи. На наш взгляд процессный подход позволяет наиболее полно учесть специфику и сложность логистической цепи как объекта управления.

Библиографический список:

1. Волков, М.М. Практические проблемы управления инвестиционно-строительным комплексом в сфере капитального строительства / М.М. Волков, М.Н. Жулина // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. - № 44. – С.144 - 148

2. Гвилия, Н.А. Формирование цепей поставок корпораций в условиях глобализации экономики / Н.А. Гвилия, В.Н. Клочков // Инновационная деятельность. - 2011. - № 4. - С. 79-84.

3. Демченко, А.И. Процессно-ориентированные подходы к проектированию и моделированию логистических цепей / А.И. Демченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2014. - №4. – С. 169 – 178.

4. Демченко, А.И. Типология подходов к управлению логистическими цепями : доклад / А.И. Демченко, Ю.В. Асташова // Транспортные и логистические системы. – 2013. - №3. – 5 С.

5. Иванов, М.Ю Логистика / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. – М.: Риор, 2016. – 90с.

6. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / Пер. с англ. под ред. В.С. Лукинского.- СПб.: Питер, 2005.-316 с.

7. Управление цепями поставок / Под. ред. Дж. Гатторны; пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 670 с

Читайте также: