Доклад борьба с внутренними оборотнями чистки чиновничества в современной россии

Обновлено: 05.07.2024

Фонд "Петербургская политика" опубликовал доклад "Борьба с "внутренними оборотнями": "чистки" чиновничества в современной России", в котором описал 250 случаев уголовного преследования российских чиновников с 1992 по 2019 год. Факты собраны самые разные — от резонансных дел, про которые слышал каждый (типа ареста бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева), до эпизодов из жизни глав провинциальных райцентров. Есть в списке и фамилии, хорошо знакомые петербуржцам. Например, бывший вице–губернатор Марат Оганесян, проявивший чудеса предприимчивости при строительстве стадиона на Крестовском острове. Или задержанный буквально на днях вице–губернатор Ленинградской области Олег Коваль. В свое время отметился на берегах Невы и экс–замминистра культуры Григорий Пирумов — нынешний фигурант "дела реставраторов".

За судьбы российских чиновников неспокойно. Если с 2001 по 2010 год против них было всего лишь 11 дел, то за один только 2012–й — уже 18! Дальше — больше. 2013–й — 18, 2014–й — 30, 2015–й — 37! Самым "репрессивным" оказался 2016 год — сразу 39 дел! В 2017–м "накрыли" 32 чиновника, а в прошлом году со следователями пришлось беседовать уже 35! "10–е годы XXI века стали одним из самых стрессовых периодов в жизни российского чиновничества в части отношений с правоохранительными органами за последние 60 лет — с хрущевской оттепели. С момента смерти Иосифа Сталина прецеденты "чисток" (популярное слово 1930–1940–х годов) среди чиновников с участием силовых структур были единичными", — отмечают авторы доклада.

Можно, конечно, злорадствовать — наконец–то ни кресло члена Совета федерации, ни статус мэра не могут защитить от ответственности. Можно, наоборот, сокрушаться — кто же теперь пойдет работать в чиновники, если их преследуют и сажают буквально на каждом шагу. А можно спокойно посмотреть на открытые данные Росстата, согласно которым на конец 2017 года (более свежих цифр пока нет) в России насчитывалось 2 172 900 человек, занятых на работе в государственных органах и органах местного самоуправления.


Коррупция на сегодняшний день является одной из самых значимых проблем в России, что препятствует её социально — экономическому развитию и представляет угрозу национальной безопасности. Статья посвящена особенностям проявления коррупции в Российской Федерации, проблемам распространения коррупции в сфере государственной службы, а также предложены оптимальные пути решения проблемы коррупции для того, чтобы снизить её рост.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть.

Борьба с коррупцией на сегодняшний день является одним из главных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и ведётся на протяжении всей истории российского государства.

Однако, как показывает практика масштабность принимает особые обороты только в 2008 году с появлением первого Национального плана противодействия коррупции [2].

В Национальном плане противодействия коррупции закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, определена необходимость разработки антикоррупционных стандартов, общественного и парламентского контроля.

Коррупция в различных сферах государственной и общественной жизни представляет серьезную опасность, в результате чего подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны и порождает снижение экономики в целом.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица.

Взяточничество разрушает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России большая часть совершаемых коррупционных преступлений происходит именно в этой сфере.

Так, например, 30 января 2019 в Совете Федерации — прямо в зале заседаний — был задержан сенатор от Карачаево-Черкесии, которого подозревают в причастности к приступным группировкам, а его отца — к хищениям газа на 30 миллиардов рублей.

Противодействие с коррупцией однозначно должно осуществляться по всем направлениям государственной политики. Действуя, над устранением коррупции в какой-нибудь одной сфере, появляются большие риски преуспевания и развития в другой. С теоретической точки зрения всё достаточно просто, только вот на практике замыслов, идей и предложений недостаточно для выполнения задач. Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и усовершенствования.

По всей вероятности, действующее законодательство не скоро позволит свести к минимуму коррупционную составляющую нашего общества до оптимального уровня. В основном это связано с тем, что большая часть граждан привыкла мыслить коррумпировано. Для осуществления принципа законности прежде всего нужно предотвратить в сознании человека возможность дачи взятки. Чтобы сохранить антикоррупционную политику как ответственность и обязательство для всех граждан, государственная власть создаёт законодательные акты и государственные органы.

Наиболее действенными правовыми средствами противодействия коррупции являются, первоначально, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, а также юридические технологии, связанные с эффективным правовым инструментарием, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности.

Концепцией антикоррупционных мер может быть не только принятие законодательных актов в государственной сфере, но и их повсеместное, практическое применение, именно это позволит осуществлять тщательный контроль над коррупционной деятельностью. Вместе с тем, нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты.

Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти.

Обстановка в общей сложности маловероятно будет изменяться в полной мере, если видеть только нынешние события и факты. Отрицательные тенденции получится изменить путём предусмотрительности коррупционных ситуаций.

Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан. Этот феномен обусловлен неудовлетворённостью общества не столько содержанием и объёмом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени [8].

Чтобы увеличить эффективность противодействия коррупции необходимо взаимодействие структур, которые занимаются вопросами по таким направлениям как:

– постоянное усовершенствование общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

– обеспечение открытости и прозрачности в полном объёме административных и правовых процедур, принятия решений, их жесточайшее регламентирование;

– усиление обязательств и ответственности за совершение коррупционных преступлений;

– развитие международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;

– совершенствование системы социального контроля — контроля, осуществляемого над деятельностью институтов, предприятий, организаций и всего общества в целом;

– формирование у граждан антикоррупционной устойчивости.

Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и трудно в настоящее время говорить о значительных достижениях и результатах такой работы.

В будущем следует данные мероприятия ввести при более активном взаимодействии с другими органами власти, а именно с законодательной, исполнительной, судебной, общественными организациями. Лишь только всеобщие приложенные усилия и старания могут дать возможность снизить уровень коррупции и ее проявления в целом, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию нашей страны.

Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая вышеизложенное Российская Федерация как великая и сильная страна, должна принимать любой вызов извне и решить очень значимую и глобальную проблему современности.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, антикоррупционная политика, государственная власть, коррупция, Национальный план противодействия коррупции, коррупционная деятельность, противодействие коррупции, уровень коррупции.

Иллюстрация

Было исследовано 250 самых резонансных уголовных дел начиная с 1992 года. По подсчётам фонда, обвинительные приговоры за злоупотребление служебным положением вынесены 76 губернаторам и их заместителям, 106 мэрам крупных городов. Из руководителей территориальных подразделений силовых ведомств (МВД, ФСИН, МЧС, СК, ФНС) к ответственности были привлечены тридцать человек. Что интересно, - ни одного из ФСБ.

2019 год также обещает стать интересным в этом смысле. За один только январь уже четыре дела. Это — мэр Нефтеюганска Сергей Дегтярев, вице-губернатор Ленинградской области Олег Коваль, замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, и сенатор Рауф Арашуков, задержанный прямо в зале Совета Федерации.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Комментарии читателей (1):


Средства массовой информаций "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна признаны иностранными агентами в России.

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

© 2009-2022 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).


Рауф Арашуков. Фото: ТАСС

За девять месяцев прошлого года за коррупцию в России были осуждены 8,5 тыс. человек. За первое полугодие прошлого года было возбуждено более 2 тыс. уголовных дел. 2018 год стал рекордным в новейшей истории России как по количеству уголовных дел, так и по количеству задержанных чиновников, подозреваемых в коррупции.

В настоящий момент регионами — лидерами по количеству уголовных дел в отношении чиновников и силовиков являются области и края Сибири — Новосибирская, Томская, Красноярск, Алтайский край. Однако ситуация меняется быстро. До последнего времени тихой гаванью спокойной чиновничьей жизни оставались регионы юга России и Северный Кавказ. За исключением Дагестана, Сочи. Но процессы вокруг Карачаево-Черкесии, усиление активности силовиков в Ростовской области меняют динамику и здесь.

Согласно данным фонда, в прошлом году было возбуждено 35 уголовных дел в отношении чиновников и депутатов «премиум"-уровня. Из них 13 уголовных дел — в отношении федеральных чиновников и депутатов. 11 уголовных дел — в отношении высокопоставленных региональных чиновников. 11 дел — в отношении глав крупных муниципалитетов. Было вынесено 25 приговоров, связанных с лишением свободы, 18 из которых на срок более пяти лет.

И все-таки основное давление развернувшейся в России борьбы с коррупцией испытывает круг среднего регионального чиновничества.

О некоторых рисках и проблемах в связи с преследованием коррупционеров хотелось бы поговорить и в этой статье.

За девять месяцев прошлого года в пользу казны коррупционеры возместили 8,5 млрд рублей. Еще больше — 20 млрд — сумма арестованных активов. В масштабах страны — небольшие деньги, но преследование бюрократии имеет своей задачей, очевидно, и экспроприацию части материальных активов. По идее, защита активов должна мотивировать чиновников на политическую деятельность и лоббирование своих интересов на федеральном уровне, тем более, как видим, никто не застрахован. Но пока этого процесса нет, что очень странно.

Бывший губернатор Брянской области — один из первых руководителей регионов, осужденных за злоупотребление должностными полномочиями и получивших реальный срок. Освободился из мест заключения весной прошлого года, проведя в тюрьме два с половиной года.

Но самые интересные вопросы в контексте этой темы касаются освещения, точнее, практически полного отсутствия освещения антикоррупционной повестки в медиа.

Здесь заключается еще одна большая проблема. Усиление за счет антикоррупционной кампании политического влияния силовиков, а в большей степени судов может очень дорого обойтись российскому обществу. Если антикоррупционная кампания не будет освещена в прессе, если она не окажется одним из основных вопросов федеральной повестки, страна получит многие тысячи несправедливых приговоров.

Но главное здесь — так и не решенный до конца вопрос о декриминализации экономических преступлений. И самое главное, что в условиях отсутствия обсуждения антикоррупционной повестки неясными остаются цели кампании, и почему она раскручивается именно сейчас.

С достаточной степенью уверенности можно предположить, что преследование коррупции прямо связано с экономическими неурядицами, которые начались с 2014 года, примерно с этого же времени начало расти число уголовных дел о коррупции.

В 2015 году вдвое по сравнению с 2013 годом выросло число уголовных дел в отношении высшего круга чиновников. Примерно такие же данные показывает статистика и в регионах. Причем если в последующие после 2015-го три года количество уголовных дел в отношении высшего круга не росло, то в отношении среднего круга бюрократии продолжался кратный рост.

Политические условия для такого масштаба преследований коррупционеров формировались целых два десятилетия. Прессовать высший круг регионального чиновничества и силовиков было абсолютно невозможно ни в 90-е, ни по большей части в прошлом десятилетии. Статистика показывает это. За пять лет, с 1996-го по 2000 год включительно, было возбуждено всего шесть уголовных дел в отношении представителей высшего чиновничества, до приговоров с лишением свободы дошли два.

В России впервые с середины прошлого века созрели условия для радикальной борьбы с коррупцией и изменения контракта государства и бюрократии. Однако настораживает полная свобода действий судов и отсутствие общественного внимания к антикоррупционной повестке. В таких условиях кампания по борьбе с коррумпированными чиновниками очень быстро может превратиться в каток, которым в очередной раз переедут российское общество, загнав в лагеря вместе с ворами активных, ярких и талантливых людей.

Читайте также: