Доклад боэций 480 524

Обновлено: 25.06.2024

Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boëthius , также в латиниз. форме Boetius), в исторических документах Ани́ций Ма́нлий Севери́н (ок.480 — 524, по другим сведениям в 526, Павия или Кальвенцано) — римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.

Содержание

Жизненный путь

Происходил из знатного римского рода Анициев. Возможно, сын консула, префекта Рима и претория Флавия Манлия Боэция. Учился предположительно в Александрии или (по другой гипотезе) в Афинах. Был усыновлён Квинтом Аврелием Меммием Симмахом — консулом в 485 г., затем главой сената и префектом Рима, одним из наиболее авторитетных государственных деятелей своего времени, знатоком и ценителем греческой и римской античности. Боэций был женат на его дочери Рустициане (два его сына от этого брака — Флавий Симмах и Флавий Боэций). В правление короля остготов Теодориха Великого, захватившего Италию, Боэций занимал ответственные государственные должности: сенатор, в 510 г. консул, в 522–24 гг. — magister officiorum (первый министр королевства). В 524 г. был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму и спустя год или два казнён (точная дата смерти неизвестна). Гробница (символическая) Боэция находится в павийской церкви Чель д'Оро.

Творчество и научная деятельность





Сам я не следую покорно замыслам другого [автора] и не связываю сам себя строжайшим законом перевода, но, чуть свободней отклоняясь с чужого пути, ступаю не след в след. То, что у Никомаха говорится о числах пространно, я изложил с умеренной краткостью, а то, что изложено бегло и доходит до сознания с трудом, я раскрыл с помощью собственных скромных добавлений таким образом, что иногда для очевидности я пользовался и своими формулами и схемами [4] .

Значительную ценность в учебных трактатах (в целом компилятивных) представляют интерполяции античных источников. Некоторые интерполяции такого рода [5] уникальны.

Собственные труды Боэция по логике (диалектике):

  • О категорическом силлогизме (De syllogismo categorico; 505-506).
  • О делении (De divisione; 515-520)
  • О гипотетических силлогизмах (De hypotheticis syllogismis; 516-522)
  • О различиях в топиках (De topicis differentiis; 522-523)
  • Введение в категорические силлогизмы (Introductio ad syllogismos categoricos; др. название Liber ante praedicamenta; ок. 523)

Признание

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в Риме, около 480 года. Его предки Аниции, известные в Риме с республиканских времен, после Диоклетиана выдвинулись в число самых знаменитых фамилий: среди них было много консулов, два императора и один папа. Христианство Аниции приняли в IV веке.

Боэций лишился отца еще в детстве и был взят на воспитание Квинтом Аврелием Меммием Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом города Рима. В его семье Боэций получил достойное воспитание, а в дальнейшем при его содействии и превосходное образование. Как представитель высшей римской знати Боэций должен был пройти курс обучения в лучших латинских школах. Помимо этого он мог в частном порядке обучаться философии и математическим наукам у греческих учителей.

В 512 году Боэций впервые углубился в богословскую проблематику, результатом чего были написанные в 519-523 годах теологические трактаты.

В 523 году, то есть всего через год-полтора после своего назначения на высший пост, Боэций был обвинен в причастности к заговору.

Главный осведомитель двора Киприан доложил Теодориху о якобы имеющей место тайной переписке влиятельного сенатора и экс-консула Альбина с византийским императором Юстином.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Боэций выступил на суде в защиту Альбина и заявил о подложности писем. В ответ Киприан обвинил в заговоре против готов и Боэция.

Суд над философом был инсценирован и происходил в его отсутствии.

Все три свидетеля обвинений были людьми Киприана. Защитников у Боэция на суде не было. Ему был вынесен смертный приговор. Казнь Боэция свершилась в 524-м или в 526 году, как склонны считать некоторые современные исследователи, относящие и дату его ареста на более поздний срок (осень 525 года).

Боэций описывает пребывание в тюрьме и состояние отчаяния из-за несправедливости происходящего. В этой ситуации его и посещает некая дама, в которой он узнает Философию. Философия исцеляет Боэция от страданий, приводя аргументы в пользу того, что все происходящее имеет высший смысл. Она доказывает, что миром правит универсальное божественное провидение, в подчинении которому величайшее благо для человека.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

БОЭЦИЙ(Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) - римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. Универсалии).Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом

Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Евтихия и Нестория". Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные - как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция - акциденция". Известная в схоластике метафизическая пара "форма - материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" - это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.

Боэций обращается к проблеме теодицеи, доказывает бессилие зла и могущество добра в этом мире.

Бог вечен и не причастен времени. Мир со всей совокупностью своего прошлого, настоящего и будущего извечно присутствует в Разуме Бога.

"Лишь то, что охватывает всю полноту бесконечной жизни и обладает ею, чему не недостает ничего из будущего и что не утратило ничего из прошлого, справедливо считается вечным. И оно с необходимостью обладает способностью быть всегда присутствующим в себе и заключать в себе подлинную бесконечность текущего времени".

Различие между вечностью и временем, по словам Боэция, в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще, а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время – мера движения.

"Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни, это с очевидностью явствует при сравнении ее с временными явлениями".

Как плод творения единого высшего Блага наш мир не может быть ничем иным как благом; поэтому все, что имеет в этом мире бытие, есть благо, а зло – это только небытие, неполнота бытия. Зло – это разлад с самим собой и с миром, отпадение от Бога. Оно ничтожно, так как не имеет самостоятельного бытия. И хотя Бог всемогущ, но зла он создать не может, потому что он всеблаг и всезнающ, "стало быть, зло есть ничто, если его не может содеять Тот, Кто может все".

О Провидении и судьбе

Судьбы людей различны, но, благодаря Провидению, они полностью согласованы и составляют единую судьбу мира человеческого, в котором каждый занимает свое, наиболее соответствующее ему место: "Всякая участь есть благо, поскольку она или справедлива, или полезна".

Вместе с тем, если избежать своей судьбы невозможно, все-таки можно избежать ее превратностей. Чем сильнее человек зависит от временного, преходящего, тем превратнее и изменчивее его судьба. Но, чем ближе он к божественной жизни с ее неизменной вечностью, тем меньше его зависимость от времени, а, следовательно, и от превратностей судьбы.

"Провидение есть сам божественный разум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все вещи, судьба же есть связующее расположение изменяющихся вещей, посредством нее Провидение упорядочивает их существование".

"Все, что наделено от природы разумом", обладает свободой воли, способностью определять, чего следует желать, чего – избегать. Но оно обладает свободой не в равной степени. "Человеческие души более свободны, когда они пребывают в созерцании божественного разума, менее – когда они соединяются с телом, и еще меньше, когда они оказываются связанными земными членами. Самый худший вид рабства тот, когда, предавшись порокам, они теряют власть над собственным рассудком".

Свобода человека состоит в добровольном принятия того порядка, который действует в мире; она состоит в сознательном соучастии в мировом процессе, направляемом Богом, в радостном признании, что все идет к лучшему.

За человеческим выбором всегда наблюдает Бог и в настоящем видит все таким, каким то станет в будущем: "…ты не можешь избежать устремленного на тебя взора, хотя ты и волен изменять свои действия по своему желанию".

Похожие страницы:

Проблема личности в Средневековой философии

Философия (18)

. Однако и соотношение произведений, . проблема универсалий была средоточием средневековой философии. Виды философии Ко времени Боэция . (Аврелий Августин, Северин Боэций). На их основании . . ⌠Утешение философией■, последнее произведение философа, написанное .

Философия Средневековья (7)

Словарь по философии

Средневековая философия (12)

Читайте также: