Доклад безопасные и качественные автомобильные дороги

Обновлено: 17.05.2024

В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта "Безопасные качественные дороги". Ранее он назывался "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Документ приведен в соответствие с Указом Президента России от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Национальный проект ориентирован на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни". Основной целевой показатель проекта - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% к 2024 году.

В новой редакции паспорта структура национального проекта расширена с 4 до 6 федеральных проектов.

Под руководством Минтранса России продолжается реализация проектов "Региональная и местная дорожная сеть" (предыдущее название - "Дорожная сеть") и "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства". С 2021 года также стартовала реализация новых федеральных проектов "Развитие федеральной магистральной сети" и "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях".

Министерство внутренних дел РФ по-прежнему курирует проект "Безопасность дорожного движения", а Министерство обороны РФ - федеральный проект "Автомобильные дороги Минобороны России".

В рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" продолжится приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций. Так, в 2021 году в программу мероприятий вошли объекты общей протяженностью свыше 16 тыс.км.

Отдельное внимание будет уделено приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Начиная с 2022 года в проекте предусмотрена реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года - строительство путепроводов на региональных и местных дорогах.

Проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" включает в себя мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля, увеличение числа камер фото- и видеофиксации.

Кроме того, планируется увеличить число контрактов, предусматривающих применение наилучших технологий и материалов. Это позволит повысить качество и долговечность дорожного покрытия. Вырастет и доля заключаемых контрактов на принципах жизненного цикла. Благодаря заключению таких договоров подрядчик сможет на несколько лет вперед понимать те объемы работ, которые предстоит выполнить. Это даст возможность своевременно закупить материалы, подобрать необходимую технику и, как результат, больше сконцентрироваться на качестве ремонта.

Новым федеральным проектом "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях" предусмотрено оказание Минтрансом России содействия регионам в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга, а именно путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости. На конкурсной основе отобраны 13 городских агломераций, которые в 2021 году получат 412 новых транспортных средств - 305 автобусов и 107 троллейбусов.

Еще одно новое направление нацпроекта - федеральный проект "Развитие федеральной магистральной сети". До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1810,6 км, из них Росавтодором - 1440,5 км, ГК "Автодор" - 370,1 км.

Благодаря реализации комплекса мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения" предусмотрено снижение смертности в результате ДТП. А проект "Автомобильные дороги Минобороны России" позволит привести в нормативное состояние ведомственные дороги, что повысит доступность и привлекательность работы в воинских частях.

Изменилась не только структура, но и география нацпроекта. С 2021 года к числу участников нацпроекта присоединился Санкт-Петербург. Таким образом, проект реализуется на территории 84 субъектов РФ.

Одним из важных направлений реализации нацпроекта остается учет мнения жителей нашей страны о качестве выполняемых работ. В паспорте проекта в текущем году появились новые показатели оценки удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.

Напомним, ключевая задача дорожников - создание в российских регионах качественной, надежной и доступной транспортной инфраструктуры. Информация о том, что объект отремонтирован в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", уже стала знаком качества. Именно поэтому все этапы реализации нацпроекта контролируются с точностью до копейки потраченных бюджетных средств и до каждого сантиметра уложенного асфальта.


Ключевые слова: национальный проект, Безопасные и качественные автомобильные дороги, транспорт, Российская Федерация, автомобильные дороги, целевые показатели, трансформация.

Развитая транспортная инфраструктура в наше время является одним из ключевых факторов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Отечественная и зарубежная практика показывает, что уровень территории в многом зависит от наличия и качества объектов транспортной инфраструктуры.

Основные целевые показатели национального проекта представлены в таблице 1.

Наименование показателя

Значение показателя, %

Конец 2017 г.

Конец 2021 г.

Конец 2024г.

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям (с учетом Москвы и Санкт-Петербурга)

Доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии

Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки

Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети

Доля государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках нацпроекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включенных в реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения

Доля государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках нацпроекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла с включением в один контракт различных видов дорожных работ

Снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (количество погибших на 100 тыс. населения)

национальный проект, Безопасные и качественные автомобильные дороги, транспорт, Российская Федерация, автомобильные дороги, целевые показатели, трансформация

Руководитель национального проекта – министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих. Куратор проекта – заместитель председателя российского Правительства Максим Акимов.

За 2017-2018 года уже был реализован пилотный проект по усовершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры, который послужил импульсом текущему нацпроекту. Тогда в программе приняли участие 36 регионов. В сфере модернизации транспортной инфраструктуры удалось не просто достичь намеченных результатов, но и превысить их. За один год отремонтировано 3797 объектов дорожной сети, устранено 1465 опасных участков, установлено 35135 дорожных знаков и 2131 светофоров.

Основные цели текущего нацпроекта:

  • Привести в надлежащее состояние минимум 50% региональных автодорог по сравнению с предыдущим периодом
  • Довести часть автодорог в крупных агломерациях, соответствующих установленным нормативам, до 85%
  • На 10% сократить протяженность перегруженных трасс в сравнении с прошлым периодом
  • В 2 раза уменьшить количество аварийно-опасных зон на дорогах
  • Сократить смертность на дорогах в результате ДТП в 3,5 раза
  • Увеличить количество контрактов на качественное выполнение дорожной деятельности до 80%

Для достижения плановых показателей необходимо выполнить ряд задач:

  • Применить новейшие материалы и технологии для развития и усовершенствования дорожной сети
  • Внедрить системы контроля за формированием и расходом выделяемых фондами денежных средств
  • Разработать механизмы сохранности автодорог в надлежащем состоянии
  • Внедрить новые стандарты обустройства дорожного полотна, в том числе цифровые технологии, направленные на ликвидацию опасных зон
  • Внедрить механизмы организации движения на дорогах и контроля за соблюдением ПДД
  • Усилить требования к уровню профподготовки и ответственности участников дорожного движения за нарушение правил

Реализация установленных целей посредством решения определенных задач обеспечит пешеходам, автомобилистам и владельцам других транспортных средств свободное и безопасное перемещение по российским дорогам.

Реализация национального проекта по усовершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры

Структура нацпроекта: главные направления деятельности

Работа в рамках нацпроекта ведется по следующим пунктам:

Общественные меры развития дорожного хозяйства

Безопасность движения на автомобильных дорогах

Автодороги Министерства обороны России

Работу по первым двум направлением курирует Минтранса РФ. Обеспечение безопасности движения на дорогах контролирует МВД. Последнее направление находится под эгидой Минобороны.

Основные задачи реализуются по первым двум направлениям. Финансирование осуществляется за счет средств региональных и муниципальных фондов, поэтапного повышения норматива зачисления акцизов за нефтяные продукты и межбюджетных средств.

Реализация нацпроекта по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры

    – средства регулировки дорожного движения, изготовленные из композитных материалов или оцинкованной стали. В зависимости от условий техзадания и эксплуатации знаки могут быть дополнены внутренней подсветкой или открытыми светодиодами. В комплектацию входят все необходимые крепежные элементы

Дорожные знаки

Лежачий полицейский

    – созданы из высококачественного полиуретана, устойчивого к температурным перепадам, химическому воздействию и повышенным нагрузкам. Благодаря наличию светоотражающей пленки столбики хорошо заметны в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. Это универсальные приспособления, которые можно использовать в качестве временного или постоянного ограждения

Гибкие столбики для парковки

    – изготовлены из плотного полиэтилена или специального упругого пластика. Оснащены светоотражателями, устойчивы к любому внешнему воздействию и обладают продолжительным сроком службы. Такие столбики улучшают зрительное ориентирование водителей транспортных средств и обеспечивают безопасность дорожного движения

Столбики сигнальные

    – применяются для принудительного разделения транспортного потока. Изготовлены из прочной резины, выдерживающей наезды и удары. Благодаря элементам из светоотражающей пленки обеспечивается хорошая видимость делиниаторов в любое время суток. Дополнительно оборудование может быть укомплектовано сигнальными флажками и концевыми деталями

Разделение транспортного потока с помощью делиниаторов

    – служат для обозначения ремонтируемого участка дорожного полотна, разделения места на стоянках и других целей. Изготовлены из плотного полиэтилена со светоотражающими полосами, благодаря которым изделия хорошо заметны в темное время суток

Обозначение ремонтируемого участка вехами-ограждения

    – повышают уровень безопасности для всех участников дорожного движения. В продаже есть транспортные и пешеходные модели. Самый перспективный и выгодный вариант – светодиодное оборудование, характеризующееся надежностью, долговечностью и отсутствием необходимости замены комплектующих

Дорожные светофоры

    – применяются в качестве светосигнальной разметки, позволяют водителям лучше ориентироваться в условиях плохой видимости, привлекая внимание к опасным участкам проезжей части. Пластиковые или алюминиевые световозвращатели можно встраивать непосредственно в дорожное покрытие с помощью битумного клея или мастики. На участках дорог, где используются снегоочистители, катафоты крепят анкерными болтами

Дорожные катафоты

  • Пешеходные ограждения – предназначены для разделения пешеходного и транспортного потока. Изделия из стального профиля обладают повышенной прочностью и могут эксплуатироваться даже в суровых погодных условиях. Есть модели из алюминиевого и дюралюминиевого сплава с секциями из сварной сетки или профильной трубы. В качестве покрытия используется цинковый состав или порошковая грунтовка с последующей лакировкой

Пешеходное ограждение

  • Материалы для дорожной разметки – краски и световозвращающие гранулы для нанесения временной или постоянной разметки. Краски на основе акрила быстро сохнут, обладают устойчивостью к химическим и механическим воздействиям. Использование краски в комплексе со стеклошариками делает разметку заметной в ночное время суток и при плохих погодных условиях

Дорожная разметка

  • новое качество дорог
  • модернизация организации дорожного движения
  • эффективность бюджетных трат в дорожной отрасли

Цели:

увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;

снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;

снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности).

Задачи:

доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;

применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;

доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;

внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);

создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;

внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;

усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.

Читайте также: