Доклад безопасная среда в условиях детского сада

Обновлено: 02.07.2024

В введении раскрыта мировая актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека по причине беспечного и равнодушного отношения к своему здоровью, которая зачастую приводит к трагедии и что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности общества и жизнедеятельности отдельной личности принадлежит образованию.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

«… Неторные пути опасностей,

надежд себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют,

что нет гарантий от опасностей и бед

и даже смерти преждевременной явленье,

но лишь тогда они проявят опасенье,

коль будут знать, чего бояться им.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ безопасности у дошкольников

1.1. Определение основных понятий

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

ГЛАВА 2. Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников

2.1. Методика работы

  • ребенок и другие люди;
  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • здоровье ребенка;
  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • ребенок на улицах города

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

- ознакомление с художественной литературой;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

- эксперименты и опыты;

- моделирование заданных ситуаций;

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

2.2. Организация предметно-развивающей среды

В группе мною оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, подобран цикл занятий, игр, развлечений и досугов, художественного слова, загадок.

В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

во-вторых , в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих , в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

в-четвертых , в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- совместные рисунки для альбомов;

- дни открытых дверей;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- совместные развлечения и досуги;

- родительские собрания (групповые и общесадовские);

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- выставки детских работ с родителями;

Наряду с традиционными я выбрала и инновационные для моей педагогической практики методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практикоориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог - психологом, используя в работе следующие формы:

- консультации для педагогов ДОУ;

Результаты диагностики, проводимые мной, позволяют сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию у детей основ безопасности способствуют определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту; выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Результаты работы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для родителей

Тема: Обеспечение безопасных условий воспитанников во время пребывания в ДОУ

Из опыта работы.

Выполнил воспитатель

Анистратенко И.П.

Обеспечение безопасных условий воспитанников во время пребывания в ДОУ

Из опыта работы.

Безопасные условия пребывания в ДОУ – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

В ДОУ имеются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения – огнетушители. Соблюдаются требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.

В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду установлен ряд правил.

Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.

Мероприятия по профилактике детского травматизма

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада :оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены ;игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях, и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу – как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Оборудование и материалы

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.

Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.

Главными из них являются:

расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;

воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;

формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;

обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;

чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма – деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ.

Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное – убедительным и запоминающимся.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий безопасности в ДОУ, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма воспитанников ДОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от воспитанника или работника.

Вашему вниманию перечислю причины, по которым ребенок может получит травму в образовательном учреждении.

Причины детского травматизма

уколы разбитым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках;

Травмы, полученные поломанными игрушками;

Использование ножниц на занятиях аппликацией

травмирование торчащими из земли металлическими или деревянными предметами

Травмирование от неприкрепленной мебели в группах;

Ранения острыми предметами, удары твердыми предметами,

Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки.

Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности : воспитанников, педагогов, родителей.

Предупреждение несчастных случаев

1. Воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их

2. Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка

Для того, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в детском саду, с радостью шел туда, на протяжении нескольких лет нашим педагогическим коллективом ведется работа по созданию безопасной среды в ДОУ. Также мы ведем целенаправленную работу с детьми и родителями.

Центр учебной деятельности представляет собой парты со стульчиками и доску для демонстрационного материала

Уголок физического развития находится отдельно от остальных уголков, в раздевалке. Здесь достаточно места для подвижных игр и двигательной активности ребенка

Так в группе нет спальной комнаты, то для увеличения пространства мы отказались от кроватей и приобрели модули. Все предметы доступны детям, находятся на уровне роста ребёнка, часть игрового материала мы располагаем на модуляхсоответственно его можно брать и играть

Оснащение уголков или центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной деятельности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки.

Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ очевидна - она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных и методических основ обеспечения безопасности.

На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровые зоны (спортивная и игровая площадка) Игровые зоны перед прогулкой детей сотрудник ДОУ должен проверить и привести в порядок участок (собрать колющие предметы, камушки, сломанные игрушки) Воспитатель постоянно должен находиться вместе с детьми. Он обязан создавать игровые ситуации. Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка.

В работе с детьми по профилактике травматизма и безопасности я практикую такие формы работы как занятия,игры,беседы,просмотры фильмов,мультфильмов.

Детьми,которые выпустились в школу создавались мини-книжки по безопасности, где дети зарисовывали опасные ситуации, которые совершать нельзя.

В группе проводится работа с родителями.

В заключении хочется сказать, что целенаправленная, совместная работа педагогического коллектива, детей и родителей по созданию безопасного пребывания ребенка в образовательной организации может принести положительный результат.

Безопасная среда жизнедеятельности детей с ОВЗ как условие обеспечения качественного дошкольного образования Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Безопасная среда физкультурного зала и спортивных уголков Безопасная среда физкультурного зала и спортивных уголков «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым:.

Лето-безопасная пора-проект Цель: обеспечить охрану жизни и здоровья воспитанников, организовать здоровье сберегающий режим, предупреждать заболеваемость и травматизм.

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ Уход за детьми, создание условий для их развития, укрепление и сохранение здоровья.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:

-меры по антитеррористической защищённости;

-меры по противопожарной безопасности;

-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;

- меры по охране труда и техники безопасности;

- меры по электробезопасности

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:

1. Создание нормативно – правовой базы.

2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.

3. Работа с персоналом.

4. Работа с родителями.

5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:

• нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.

• информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Все сотрудники имеют справки об отсутствии судимости.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:

1. Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.

2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.

3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.

4. Приказ о противопожарном режиме.

5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.

6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.

7. Разработан план эвакуации.

8. Разработаны и утверждены инструкции:

9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (завхоз, дежурный адинистратор, определена периодичность осмотра территории.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, музыкального зала, спортивной комнаты, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником,завхозом, помощниками воспитателя, заведующим и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

С целью укреплённости и защищённости учреждения территория ДОУ закрывается на замок.

Закрыты металлические ворота для въезда посторонних машин.

Над входами усилено уличное освещение.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:

1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.

2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечение сохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.

3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.

4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.

5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами ипомощниками воспитателя проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.

6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.

7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасности и противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а также посещением в вечернее время.

8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.

9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.

10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.

11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.


Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

‒ целостность личности, ее адаптивность;

‒ сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников;

‒ нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз). [3]

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

‒ формирование общей культуры;

‒ развитие нравственных, эстетических и личностных качеств;

‒ разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

‒ организация деятельности на основе индивидуального подхода;

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

‒ сохранение и укрепление здоровья.

‒ соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

‒ уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

‒ развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

‒ применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

‒ учитывать особенности психофизического развития обучающихся.

Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов.

Важной составляющей этого является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая компетентность — это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей, оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.

Признаки благоприятного климата в группе:

‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;

‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;

‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;

‒ умение детей занять себя делом;

‒ со стороны взрослых отсутствие давления;

‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;

‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;

‒ желание участвовать в деятельности коллектива;

‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников (5).

Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.

Период адаптации — важный момент у ребенка для формирования чувства доверия и защищенности в новой среде. Отказ от равнодушия и жестокости на данном этапе подразумевает полное принятие ребенка с его индивидуальными особенностями и потребностями.

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека. Взрослые должны понять внутренний мир малыша, его психическое состояние, его возможные перспективы. И конечно же, дать ребенку такую подготовку к школе, что он не будет испытывать дискомфортного состояния в новых для него условиях, не будет бояться перемен в своей жизни, будет уверен в своих силах и возможностях, сумеет контролировать себя и свое поведение в изменяющихся ситуациях, у него будет сформирована высокая мотивация и развиты коммуникативные навыки.

Поэтому важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создать соответствующие условия и психологическое просвещение педагогов и родителей.

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса. [2]

Педагоги в дошкольном учреждении способствуют формированию успешных, счастливых и здоровых детей.

Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ:

‒ знают общие закономерности развития детей;

‒ организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;

‒ создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей;

‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;

‒ умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.

Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то, что педагоги всегда встречают детей с улыбкой на лице, располагая к себе и настраивая их на положительный и доброжелательный контакт, учитывают интересы каждого ребенка, а также создают в группе уголки психологической разгрузки, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восполнить энергию детей.

Самым важным фактором психологической безопасности ребенка является отношение педагогов и родителей к нему. Взрослые должны понимать, что маленький человек полностью зависит от них. Не только педагоги, но и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Педагоги помогают родителям, дают им советы как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

‒ доверие к ребенку, уважительное отношение к нему;

‒ в случае неудачи необходимо вселить в ребенка чувство уверенности в том, что все должно получиться;

‒ ребенок должен быть уверен в чувствах родителей, в том, что его любят и понимают;

‒ ребенок должен видеть, что он нужен своим родителям; ему должно быть комфортно с окружающими его людьми;

‒ детей нельзя обманывать, т. к. дети очень чувствительны к фальши;

‒ меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

‒ чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

‒ похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

‒ помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Взрослые должны понимать, что если ребенок растет в безопасности, он:

‒ чувствует поддержку и потребность в общении;

‒ становится успешным и уверенным в своих силах;

‒ проявляет активность в познавательной деятельности;

‒ открыт для общения и доверяет окружающим;

‒ стремится к достижениям;

‒ понимает, что он не одинок.

Взрослые должны быть внимательны, осторожны и терпеливы в общении с детьми.

На этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен создавать психологически безопасную среду для себя и других участников образовательно — воспитательного процесса:

‒ ребенок способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, развивает толерантность;

‒ способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

‒ старается разрешать конфликты;

‒ умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

‒ умеет выражать свои эмоции, чувства, мысли и желания;

‒ может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

‒ умеет строить партнерские взаимоотношения со сверстниками;

‒ пытается дать оценку поступкам других людей.

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии.

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой среде, желание быть в ней и испытывать чувство защищённости.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача — повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития в период старшего дошкольного и школьного детства. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасная образовательная среда, дошкольное учреждение, образовательная среда, маленький человек, образовательный процесс, психологическая безопасность, безопасная среда, благоприятный климат, дошкольное образование.

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной.

Образовательная среда, безопасная образовательная среда, образовательный процесс, область безопасности жизнедеятельности, образовательное учреждение, Психологическая безопасность. Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Обеспечение психологической безопасности.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков.

Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков. Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент; Козлов Роман Сергеевич, студент.

Предметно-пространственная среда средней группы.

Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Образовательная среда как условие эффективности физического.

Кошель Н. Г., Маркова Г. В., Иванова С. В., Жилина Е. А. Образовательная среда как

Руссо был одним из первых, кто стал рассматривать образовательную среду как условие.

Изучение психологической безопасности образовательной.

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость

Психологически безопасная образовательная среда — условие.

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной.

Образовательная среда, безопасная образовательная среда, образовательный процесс, область безопасности жизнедеятельности, образовательное учреждение, Психологическая безопасность. Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Обеспечение психологической безопасности.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков.

Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков. Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент; Козлов Роман Сергеевич, студент.

Предметно-пространственная среда средней группы.

Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Образовательная среда как условие эффективности физического.

Кошель Н. Г., Маркова Г. В., Иванова С. В., Жилина Е. А. Образовательная среда как

Руссо был одним из первых, кто стал рассматривать образовательную среду как условие.

Изучение психологической безопасности образовательной.

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость

Психологически безопасная образовательная среда — условие.

Читайте также: