Доклад бежин луг 6 класс

Обновлено: 28.06.2024

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика. Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее. Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

2 вариант

История создания:

Рассказ “Бежин луг” входит в сборник И.С.Тургенева “Записки охотника”, в котором нашли отражение жизнь и быт крестьянства. Работа над “Записками охотника” была начата писателем в 1846 году. В 1847-1851 годах рассказы из сборника печатались в журнале “Современник”, под редакцией Н.А.Некрасова. В 1852 году книга впервые вышла отдельным изданием.

Жанр: рассказ

Центральной темой произведения является взаимосвязь человека и природы.

Сюжет:

Заблудившийся охотник, тщетно ищущий дорогу домой, выходит на равнину. Местные жители называют ее Бежиным лугом. Равнину огибает река, на берегу которой мальчики из соседней деревни стерегут табун лошадей.

Охотник сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним. После недолгого разговора, рассказчик лег спать недалеко от костра, который развели ребята. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Через некоторое время ребята продолжили прерванный появлением охотника разговор. Мальчики рассказывали друг другу местные побасенки, которые слышали от взрослых.

Проснувшись утром, охотник отправился домой. По пути его обогнал табун, который стерегли ребята. В эпилоге рассказчик сообщает о смерти одного из мальчиков - Кости. Он разбился в том же году, упав с лошади.

Главные герои:

Заблудившийся охотник - рассказчик.

Федя - самый старший из мальчиков, стерегущих табун. На вид ему было около четырнадцати лет. В отличие от остальных ребят, Федя был из зажиточной крестьянской семьи. В поле герой выехал не по нужде, а для забавы. Среди мальчиков Феде, как старшему, приходилось быть “запевалой”. Сам же он говорил мало, охотно слушая рассказы Илюши и Кости о домовых, леших, водяных и русалках.

Павлуша - мальчик лет двенадцати. Внешне герой был неказистым, с огромной головой и приземистым, неуклюжем телом. Глядел Павлуша умно, в голосе его звучала сила. Это смелый решительный мальчик. Когда собаки ночью с лаем понеслись в темноту, герой без хворостины поспешил за ними, в то время как остальные мальчики испугано смотрели им вслед.

Илюша - ровесник Павлуши. Мальчик работал на бумажной фабрике лесовщиком. Лицо его, по замечанию автора, было довольно незначительным, оно выражало тупую, болезненную заботливость. Мальчик знал много побасенок. Будучи суеверным, мальчик искренне верит в существование домовых, русалок, леших и других мистических существ.

Костя - мальчик лет десяти. Он был маленького роста, тщедушного телосложения. Одет Костя был довольно бедно, в лице его отражалась задумчивость и печаль. Костя, как и Илюша, знает много побасенок.

Ваня - семилетний мальчик, все ночь проведший под рогожей. Это добрый мечтательный ребенок.

Композиция

Композиция: линейная, произведение написано в прямом хронологическом порядке.

Экспозиция рассказа - описание теплого июльского дня.

Завязка - заблудившийся охотник тщетно пытается найти дорогу домой.

Развитие действия - рассказчик выходит к реке, где деревенские дети стерегут табун. Все ночь мальчики рассказывают побасенки о леших, русалках, водяных и других мистических существах.

Кульминация - признание Павлуши, что он слышал голос утонувшего мальчика, когда черпал воду из реки.

Развязка - проснувшийся охотник отправляется домой, по пути его обгоняет табун, который стерегли крестьянские дети.

В эпилоге автор сообщает читателем о смерти одного из мальчиков - Павлуши.

Композиция рассказа “Бежин луг” также включает в себя авторские отступления (ремарки), пейзажные зарисовки и портретное описание детей.

Анализ 3

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно. Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые. А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами. Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год. Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Анализ Бежина луга с рассуждением

Каждый мальчик в рассказе - это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде. Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы , выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Бежин луг

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой сказочную повесть, предназначенную для маленькой читательской аудитории, основной темой которой является возможность

Книга в истории цивилизации является величайшим достижением материальной и духовной культуры. Она прошла путь от папирусных свитков, глиняных табличек, тяжеловесных пергаментных фолиантов в деревянных окладах до изящных изданий на бумаге.

Эта картина очень интересна, её можно долго рассматривать. Вообще, с самого первого взгляда показалось, что там, как и в названии, только сама Несмеяна – одна.

Вода – это основополагающий ресурс, поддерживающий биологические процессы в организме живых существ. С детства нам известно, что человек способен прожить без жидкости не более шести дней

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему И.С. Тургенев Бежин Луг. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

-О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире? Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. -Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования? Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом. -Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков? Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.

Тургенев Бежин луг – сочинения + анализ

Анализ рассказа Бежин луг

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.


История создания

Знакомство с авторитетным литературным критиком Белинским вдохновило Ивана Тургенева на создание рассказа о жизнедеятельности простых крестьян и русской природе.

В то лето писатель часто наведывался в деревню, чтобы изучить жизненный уклад обычного народа, попытаться понять мировоззрение крестьян, погрузиться в их быт. Бывал там и на охоте.

Тургенев проводил досуг с деревенскими детишками, общался с женщинами и мужчинами. Затем начал вести дневник с заметками, периодически дополняя его новыми фактами или внося поправки. А осенью 1850 года писатель принялся за работу над литературным творением.



Роль пейзажа в рассказе

Роль пейзажа в рассказе

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.


Рассказчиком является сам автор. Он начинает повествование с истории об охоте с собакой. Они заплутали в лесу и бродили там до глубоких сумерек. Затем ему удалось разглядеть равнину, находящуюся под оврагом. Местные называли эту равнину Бежин луг.

На том месте рассказчик увидал пять крестьянских мальчиков, поменьше и постарше. Как оказалась, дети всю ночь охраняли пасущихся лошадей. Автор рассказал ребятам, что случайно заплутал и попросился к ним на ночлег. Сначала мальчишки насторожились, но вскоре спокойно общались с незнакомцем у костра.

Потом автор устроился вдалеке от мальчиков под кустом и наблюдал за ними. Дети делились друг с другом старинными деревенскими преданиями и легендами, обсуждали суеверные байки. Некоторые истории казались довольно устрашающими. Потом один из ребят начал рассуждать о судьбе, говоря, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Все персонажи задумались и затихли.


Этапы работы


Писать это произведение Иван Сергеевич начал осенней порой 1850 года в Германии, по окончании охотничьего сезона, а уже в конце зимы 1851 года работа была полностью завершена.

Название, по признанию автора, не несет никакого литературного и смыслового значения, что нетипично для литературных произведений того времени. Писатель просто выбрал среди местных названий одно из самых симпатичных ему.

Он кропотливо выписывал образы детей, включая самого маленького среди них, Вани, которому едва исполнилось семь лет. Дети, сидящие у костра, происходят из разных по достатку семей. Например, Федя — сын самых богатый крестьян. Он отправился в ночное не потому, что семья нуждалась. Мальчик мечтал о приключениях в ночном. Павлушины родители — самые бедные. Это видно из описания одежды мальчика. По слишком взрослому выражению лица можно судить, что ребенку приходится выполнять тяжелую работу постоянно, наравне со взрослыми.

Главные герои и характеристики

  1. Павлуша – парень с очень умными серыми глазами и сильным голосом. Авторитет среди друзей, смельчак. Приметам и легендам не доверяет, образованный.
  2. Федя – обеспеченный, красавец, мало говорит и много слушает. Понимающий и добрый, нежадный.
  3. Ильюша – неприметный, работящий, ответственный. Трусоват и суеверен.
  4. Костя – грустный, болезненный, немного боязливый, жалостливый. Из бедной семьи.
  5. Ваня – спокойный, милосердный, с возвышенными взглядами.

Жанр, направление

Примечания

  1. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 26.
  2. Богословский, 1961, с. 136.
  3. Богословский, 1961, с. 138.
  4. Богословский, 1961, с. 137.
  5. Богословский, 1961, с. 148.
  6. Тургенев И. С.
    Записки охотника / под ред. В. В. Львов, В. П. Боткин, Н. Х. Кетчер — 1-е изд. — М.: Университетская типография, 1852. — 628 с.
  7. Ю. В. Лебедев.
    Иван Сергеевич Тургенев. — М.: Просвещение, 1989. — С. 112. — 207 с. — ISBN 5-09-001167-2.
  8. В. Г. Белинский.
    Собрание сочинений в трёх томах / Ф. М. Головченко. — М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 3. — С. 832—833.
  9. М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Полное собрание сочинений. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1940. — Т. 15. — С. 612—613.
  10. 12
    Чалмаев, 1986, с. 135.
  11. Н. А. Некрасов.
    Полное собрание сочинений и писем. — М.: Гослитиздат, 1952. — Т. 10. — С. 236.
  12. Творчество Тургенева, 1959, с. 10.
  13. А. Фет.
    Заметки о вольнонаёмном труде // Русский вестник. — 1862. — № 5. — С. 246.
  14. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 11.
  15. Творчество Тургенева, 1959.
  16. Творчество Тургенева, 1959, с. 12.
  17. Белинский В. Г.
    Письма. Редакция и примечания Е. А. Ляцкого. — СПб., 1914. — Т. 3. — С. 337.
  18. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 39.
  19. Творчество Тургенева, 1959, с. 42.
  20. Творчество Тургенева, 1959, с. 43.
  21. Творчество Тургенева, 1959, с. 50.
  22. Творчество Тургенева, 1959, с. 53.
  23. Творчество Тургенева, 1959, с. 24.
  24. 12
    Пигарёв, 1972, с. 84.
  25. Пигарёв, 1972, с. 85.
  26. Творчество Тургенева, 1959, с. 17.
  27. Пигарёв, 1972, с. 99.

Художественные особенности

Образы героев

Язык и стиль


Точно так же протестовал против употребления диалектизмов публицист Иван Аксаков ; его претензии касались не только Тургенева, но и других авторов :

Григорович , желая вывести на сцену русского мужика, заставляет его говорить рязанским наречием, вы — орловским, Даль — винегретом из всех наречий. Думая уловить русскую речь, вы улавливаете местное наречие.

Отмечено также тяготение писателя к поэтическим метафорам («Начинал сеяться и шептать

Образ рассказчика

Пейзаж

История создания

В течение лета Иван Сергеевич собирал материал. В первую очередь его интересовало:

  • мышление крестьянских детей;
  • поведение ребятишек;
  • характеры и особенности личности каждого.

Сначала автор написал очерк, а затем начал вносить в него исправления. В 1851 году рассказ был готов.

Направление и жанр

Это не полный список рассказов, а только самые известные из них. Все они отличаются повествовательным характером и проникнуты любовью к простым людям.

  • связь пейзажных описаний с чувствами героев;
  • сказочный подтекст и нагнетание тревожной атмосферы в некоторых сценах;
  • поэтические описания внешности героев;
  • душевность, с которой автор рассказывает о событиях.

Охотник на лугу

  1. Экспозиция. В ней автор описывает прекрасный июльский день.
  2. Завязка. Эта часть знакомит читателя с охотником. Здесь же рассказывается, как охотник плутал по лесу.
  3. Кульминация. Она начинается с того момента, когда рассказчик увидел мальчиков, сидящих у костра.
  4. Развязка. Момент, когда рассказчик отправляется домой.
  5. Эпилог. Самая короткая часть, состоящая из заключительных предложений. В эпилоге автор рассказывает о гибели Павлуши.

Автор дал произведению название, которое ничего не выражает. Этим он хотел подчеркнуть, что не даёт оценки услышанным историям. Верить им или нет, читатель должен решить сам. Вот почему рассказ о Бежином луге называется именно так.

Основные события

Автор ведёт повествование от первого лица. Он рассказывает о произошедших с ним событиях. Однажды Иван Тургенев пошёл на охоту, взяв собаку. Под вечер он заблудился и проплутал, пока не стало темно. Пытаясь отыскать выход из леса, рассказчик вышел к оврагу, за которым было ровное место. Вдалеке горели костры, а возле них копошились ребятишки. Охотник понял, что это Бежин луг — так называли поляну местные жители.

Охотник набрел на мальчишек

Сначала рассказчик принял человеческие фигуры за гуртовщиков. Он хотел подойти ближе, но навстречу выбежали собаки и бросились на него со злобным лаем. Ребята отогнали псов, и тогда охотник понял, что это крестьянские дети, которых отправили в ночное. Летом лошадей пасли по ночам, потому что днём их кусали оводы, и мальчишки сторожили табун. Такая обязанность была для них настоящим праздником.

Дети спросили, откуда рассказчик. Услышав ответ, помолчали. Некоторое время они держались отстранённо, затем завязалась беседа. Немного поговорив с ребятами, охотник замолчал и стал любоваться костром, а заодно и разглядывать мальчишек. Потом он улёгся недалеко от костра, а ребята принялись рассказывать друг другу зловещие истории. Почти в каждой не обошлось без нечистой силы. Персонажи, которые присутствовали в рассказах ребят:

  • домовой;
  • леший;
  • русалка;
  • умерший мальчик;
  • покойный барин.

Автор молча слушал, и у него не возникало желания встревать в разговор. Из рассказа нельзя понять, было ли всё произошедшее выдумкой малограмотных людей или крестьяне на самом деле чувствовали, что рядом с ними есть что-то сверхъестественное. Для мальчиков события с участием нечистой силы были обыденными. Они росли с осознанием, что от судьбы нельзя уйти, и если не одна нечисть утащит человека, то другая закружит его по лесу и лишит рассудка.

Один из ребят пошёл за водой, а по возвращении рассказал, что его кто-то звал. Затем все легли спать. Утром охотник проснулся и увидел, что все спят, и только Павлуша, который накануне слышал голос, сидит у костра. Автор кивнул ему на прощанье и отправился домой. В конце рассказа Тургенев с сожалением пишет, что в том же году Павлуша погиб, упав с лошади. Эти деталь наводит на мысль, что зов не послышался крестьянскому ребёнку: он на самом деле предчувствовал скорую гибель.

Характеристики героев

Действующие лица в этом произведении — мальчики и рассказчик. Люди и потусторонние сущности, о которых рассказывают ребята, — третьестепенные персонажи. Главные герои и их краткие характеристики:

Федя на вид ему 14 лет

Всех ребят автор описывает с душевной теплотой. Из рассказа понятно, что он не насмехается над суевериями, а восхищается трудолюбием, смелостью и сообразительностью детей, которым слишком рано приходилось взрослеть.

Темы и проблематика

Тургенев посвятил рассказ взаимодействию природы и человека, благодаря которому можно достичь душевной гармонии. Эмоции героев подчёркивают яркие описания природы. Автор уделяет внимание таким деталям, которых большинство не замечает. Слова и выражения, которые он использует для описания пейзажей:

Эпитетами, метафорами и сравнениями пестрит весь рассказ. Автор не нарочно демонстрирует любовь ко всему живому: он действительно очень трепетно относится к природе, поэтому строки сами собой получаются завораживающими и проникновенными.

Главная мысль

Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.

Мальчики у костра

Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами. По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых.

Читайте также: