Доклад архитектура византии и стран халифата

Обновлено: 16.05.2024

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Архитектура Византии. Horses of Basilica San Marco.jpg

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work , CC BY 3.0, Link

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Mosaic of Justinian I - Sant

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Архитектура Византии

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Hagia Eirene Constantinople July 2007 001.jpg

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Автор: Gryffindor — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

Византийская архитектура: Собор Святой Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Monastery of Hosios Loukas winter.jpg

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. Автор: Sogal — собственная работа , transferred from el.wikipedia; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper., Attribution, Ссылка

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Gotic Dafni.jpg


Автор: Dimkoa — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Angelokastro (Corfu).jpg

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Архитектура Византии. AGIA-EKATERINI-1.JPG

Храм Святой Екатерины. Автор: Macedon-40 — собственная работа , CC BY-SA 4.0, Ссылка

Византийские бани, Салоники, Греция

Архитектура Византии. Solun - bizantsko kupaliste.jpg

Бани перед реставрацией. Оригинальная архитектура соответствует типичным правилам римских бань. By Marijan — Own work , Public Domain, Link

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

Одним из лучших достижений средневекового искусства стали памятники мусульманской архитектуры Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, а также Индии и Испании. Мусульманская архитектура (как и искусство в целом) имеет свои специфические особенности, свои правила и узнаваемые мотивы. При всем этом ее отличает разнообразие местных традиций.

В мусульманском искусстве существует три основных вида орнамента

В мусульманском искусстве существует три основных вида орнамента: растительный (или арабеска), геометрический и эпиграфический (орнамент, который составляют красиво выписанные буквы различных по содержанию текстов).

Ведущими типами построек были мечеть и дополняющий ее минарет, крепостные и дворцовые сооружения. Именно к их числу принадлежат шедевры архитектуры арабского мира.

Существовало несколько типов здания мечети, но для всех для них необходимым правилом были ориентация святилища на Мекку и отсутствие в декоре изображений человека и животных. Молодая мусульманская культура, которая формировалась в VII–VIII вв. н.э., широко использовала достижения античного и уже достаточно полно сформировавшегося христианского искусства, а также традиции архитектуры Древнего Востока. Так, тип колонной мечети восходит к базилике, а купольные мечети – к центрическим храмам Византии; из античной архитектуры был заимствован мотив портика и колоннады.

В Иране и Средней Азии обращались к формам традиционной жилой архитектуры. Это не удивительно, поскольку халифат Омейядов – первое могущественное государство в истории исламской цивилизации – включал в свой состав земли, подвергшиеся романизации, а ранее – влиянию греческой культуры, а также захватил многие византийские владения (среди них Палестина, Сирия, Египет). Впоследствии, после завоевания Византии турками в Стамбуле (бывшем Константинополе) появятся мечети, откровенно подражающие архитектуре Св. Софии. Тем не менее заимствованные композиционные схемы подверглись переработке, и в новой интерпретации они смотрелись уже совершенно иначе.

Мечеть Скалы (Куббат ас-Сахра) в Иерусалиме, VII в. Израиль

Мечеть Скалы (Куббат ас-Сахра) в Иерусалиме, VII в. Израиль. Мечеть построена над выступом скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед вознесся к Всевышнему. Она относится к типу купольных мечетей. Ее формы компактные и ясные. Над восьмигранным цельным объемом высится крупный купол на мощном барабане. Большая часть стен и барабан купола сплошь покрыты изразцами, в цветовой гамме которых преобладают прохладные синие и голубой цвета.

В мусульманской архитектуре были созданы различные типы арок, зачастую имеющие чисто декоративное значение. В их числе были и стрельчатые. Наружные формы зданий достаточно просты и статичны. В этом сказывались традиции древневосточной архитектуры. Но ощущения тяжести формы помогал снять тончайший орнамент, который покрывал стены, купола, порталы и другие части зданий не только внутри, но часто и снаружи. Ввиду запрета на фигуративные изображения орнамент стал основным средством художественной выразительности в области живописи и декоративно-прикладного искусства. Его могли делать, применяя стукко, выкладывать из мозаики, изображать на изразцовых панелях.

Растительный и геометрический орнаменты поражают точностью математического расчета. Бесконечное движение переплетающихся линий, вовлекающее зрителя в процесс созерцания, намекало на бесконечный процесс познания мира и явленных в нем божественных истин. Процесс созерцания приобретал религиозно-философскую окраску. Аналогичные идеи можно найти и в христианском, и в буддистском средневековом искусстве.

Мечеть в Кордове. Испания

Мечеть в Кордове. Испания. Мечеть была построена в VIII– X вв., когда Кордова была столицей Кордовского эмирата – государства на территории Пиренейского полуострова, отколовшегося от халифата Аббасидов. Здание принадлежит к типу колонной мечети, делится на 19 нефов и включает более 800 колонн.

Мечеть Омейядов, или Большая мечеть в Дамаске. Сирия

Мечеть Омейядов, или Большая мечеть в Дамаске. Сирия. Мечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), которая, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. Большая мечеть Омейядов в Дамаске вмещает 10 тысяч молящихся внутри и 20 тысяч человек – во дворе.

Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества является Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705–715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (Сирия). На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированная резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть Омейядов поражает своим величием и великолепием форм.

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди них – мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов. Этот ансамбль, включающий медресе и ханако, был объединен квадратным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики. Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником зодчества.

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Узбекистан

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Фамильная гробница Тимура. Узбекистан

Дворцово-парковый ансамбль Альгамбра

Один из шедевров средневековой мусульманской архитектуры – ансамбль Альгамбра в Гранаде (XIV–XV вв). Город являлся столицей гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на территории Пиренейского полуострова. С его завоеванием в 1492 г. завершился долгий путь Реконкисты – отвоевания испанцами своих территорий. В крепости гранадских эмиров суровый внешний вид контрастирует с пышным утонченным убранством ее покоев, красотой садов.

Дворцово-парковый ансамбль Альгамбра. Гранада. Испания

Алькасаба является древнейшей частью Альгамбры

Алькасаба является древнейшей частью Альгамбры. Первое упоминание о существовании гранадской Алькасабы датируется IX в. и считается, что она была построена Савваром бен-Хамдуном во время конфликта между арабами и мувалладами.

Львиный дворик

Свое название Львиный дворик получил по скульптурам львов, поддерживающих фонтанную чашу в центре дворика.

Миртовый дворик и дворец-башня Комарес

Парталь или Двор Смоковницы

Зал двух сестер

В Зале двух сестер широко применены сталактиты (мукарны), которые делались из штукатурки, дерева, иногда кирпича и рядами нависали друг над другом.

Византийская архитектура всегда привлекала многих людей и вела свое бурное развитие в период с шестого по тринадцатый век. Это связано с тем, что она невероятно красивая. Все постройки оказались могущественными из-за того, что в эту империю доставлялись одни из самых лучших материалов. Вся места окружались красивыми сооружениями, например фонтанами.

Особое внимание предоставлялось постройкам храмов, из-за того, что все жители были верующими и предавали огромное значение Иисусу и вере в целом. Впервые люди, живущие в этой империи, создали новый вариант постройки храмов. У них был свой уникальный дизайн для православных построек.

Если говорить и затрагивать тему наследия Византийской архитектуры, то можно упомянуть об одном из самых красивых и известных храмов – храм Божественной Премудрости, который по-другому называют собором Святой Софии. Вы только представьте, на постройку храма древние жители потратили целых пять лет. Сооружение обладало невероятных размеров, благодаря этому обладало очень величественным видом. Но из-за катастрофы, случившейся спустя несколько лет после постройки, а именно землетрясения, собор утратил свой прежний вид. От него остались некоторые обломки, которые перестали напоминать прежний облик красивейшего сооружения. На данный момент существует Собор Святой Ирины, который отдаленно напоминает собор древней Византии.

Доклад №2

Влияние Византии как государства значительно возрасло в период правления императора Константина. Стремительными темпами развивалось строительство, на которое оказывала влияние античная архитектура. Активно строились те постройки, что могли превознести значение государства и правителя, храмы, церкви, ипподром, триумфальные арки и инженерные сооружения.

Традиции византийской архитектуры были заложены еще в шестом столетии, мало того, был создан собственный, весьма монументальный стиль, в основном, проявляющийся в храмовых сооружениях.

Какими же были основные признаки византийских строений? Они отличались монументальностью, имели довольно сложные конструкции, использовались растворы и кирпичи, активно развивалась инженерная мысль зодчих, возникали новые изобретения, например: барабан, сводчатые перекрытия, и многое другое. Огромный успех имели постройки из мрамора и мраморной плитки, интерьер церквей и храмов славился особым богатством.

Также следует сказать, что архитектура Византии имеет центрально – купольную систему. Вначале купола были плоскими, после более возвышенными. Еще огромной популярностью пользовались колонны, арочные окна, двери были массивными, изготовленными из бронзы, были изящно, со вкусом украшены.

Еще одной инновацией является мозаика, которая украшает помещения храмов. Следует сказать, что множество вещей того времени безвозвратно утрачено, однако некоторые исторические памятники сумели сохраниться до наших дней.

Если рассуждать в более широком смысле, то искусство данного государства являлось и является поистине уникальным, оставляет человечеству поистине великое культурное наследие. Делится данная архитектура на ранневизантийскую, средневизантийскую и поздневизантийскую.

Опыт мастеров Византии также повлиял на развитие зодчества других стран, их технологии активно использовались в Европе и Азии, а также в Греции и даже славянских государствах. Также византийская архитектура имела продолжение в Сербии, Македонии, Болгарии, где создавались храмы по данному типу.

После крещения Руси христианская религия обрела невиданное развитие и стала государственной, а византийское искусство проникало во все сферы человеческой жизни. Софийский собор в Киеве также является примером подобного рода архитектуры, отличается лишь количество куполов – для Византии было характерно 5, а данная постройка имеет целых 13.

Церковная архитектура Новгорода также взяла свое начало от построек данного периода. Однако, это не одно и то же: зодчество Киевской Руси имеет и свои отличительные черты.

В завершение хотелось бы сказать, что византийская архитектура и ее монументальность навечно останутся в веках, а сохранившимися постройками будет любоваться еще не одно поколение.

Византийская архитектура

Византийская архитектура

Купальница - это красивое, и на сегодняшний день редкое растение, которое занесли в Красную книгу. Красота этого цветка сопровождается соцветием имеющим форму шара. Этот цветок чаще всего может быть любого цвета, чаще всего это оранжевый

Устная и письменная речь человека – это сложная система взаимоотношений разнообразных конструкций, без которых понимание текста на письме и общение людей было бы невозможно. Однако, чтобы смысл текста был понятен каждому, необходимо,

Все мы привыкли считать баян исконно русским народным инструментом. Однако мало кто знает, что жизнь его началась не на Руси, а в Древнем Китае. Правда, поначалу инструмент имел другое, более созвучное той нации, название.

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке - уникальный образец храма с высокой колокольней

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец архитектуры Византии

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

Храм Святой Ирины в Константинополе

Храм Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Церковь Спаса на Нередице - яркий пример византийского архитектурного стиля

Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Архитектура Византии : 1 комментарий

При посещении собора возникает легкий когнитивный диссонанс от гибридного сочетания символов двух религий. Есть мозаики, витражи. С гидом будет интересней. Можно подняться наверх, сделать кучу селфи, правда народу очень много. Нет слов, чтобы описать все чувства, которые я испытала. Айя-Софию надо увидеть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Краснодарского края

МБОУ Лицей № 4 г.

Реферат по истории

Архитектура арабского Востока

Выполнил Клещевник Даииэль

hello_html_m5f502bb6.jpg

Руководитель Клещевник Ж.Е.

Список использованной литературы……………………………………….

Архитектура арабского Востока представляет огромный интерес для меня, именно поэтому я выбрал данную тему для детального изучения. Арабский Восток является родиной моего отца и я считаю необходимым владеть знаниями по представленной мною теме.

В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре.

Культура Арабов возникает в VII веку н.э. . Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции.

Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока.

Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же светские возведения — крытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д.

Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.

Всю эту гармонию арабского искусства, проявляющуюся в архитектуре мечетей, дворцов и улиц, я и попытаюсь раскрыть в данном реферате.

hello_html_42d1bfcf.jpg

МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫ

hello_html_4b66793f.jpg

Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда (570—гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арки –тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная.

hello_html_m5be75c3d.jpg

Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторонах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны и столбы. Богато украшенная ниша —михраб была расположена на стене, обозначающей направление к Мекке. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей молящихся к святилищу. Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор.

Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана, ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбар —возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями. Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки.

Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах.

Или мечеть Омейядов созданная в 705—годах в Дамаске, столице Сирии.

hello_html_2de645b1.jpg

Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком .

В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети —муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.

Мечеть аль-Харам . Полное название мечети Масджид аль-Харам. "Масджид" в переводе с арабского - "мечеть", то есть место, в котором совершается поклонение, "аль-Харам" значит "запретная". В русском переводе звучит, как "Запретная мечеть".

hello_html_m230e4eba.jpg

Самая главная и самая крупная мечеть в мире. Находится в святом городе Мекке в Саудовской Аравии. Во внутреннем дворе мечети располагается главная святыня мусульман – Кааба. Сооружение кубической формы, довольно большое по размеру: 15 метров в высоту, 10 – в длину и 12 – в ширину. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный).

Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов. Кааба перестраивалась 12 раз, постоянно расширяясь и модернизируясь. Последняя такая модернизация была проведена в 1984 году. Общая площадь мечети в настоящее время составляет 135 тыс. кв. м.

Черный камень Каабы - это камень прощения, вмонтированный в одну из стен Каабы. Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников.

hello_html_m58d3a32a.jpg

Мечеть Пророка, или Масджид ан-Набави , находится в благословенной Медине. Является второй святыней в исламе после мечети аль-Харама. Принято считать, что строительство храма началось в 622 году, и в нем принимал участие сам пророк Мухаммед. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка. В обычное время мечеть вмещает около 600 тысяч человек. Во время паломничества в ней можно разместить до 1 миллиона верующих. Площадь мечети занимает около 400 тысяч кв. метров.

Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. К настоящему времени от той первой мечети, конечно, мало что осталось. Каждый из правителей разных времен старался в чем-то дополнить, украсить или расширить её.

В мечети десять минаретов, каждый из них с высотой 105 метров. Стены и полы мечети устланы мрамором и камнями различных цветов. Весь первый этаж занимает молельный зал. Самый большой молитвенный зал во всем мире.

hello_html_3ea8a82b.jpg

Мечеть аль-Акса (Отдаленная мечеть) расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.

Современный храм состоит из семи просторных галерей. Одна из них – центральная. С востока и запада к ней примыкают еще по три галереи. Венчает мечеть один купол. С внешней стороны он покрыт свинцовыми плитами, а изнутри облицован мозаикой. Интерьер мечети украшает большое количество колонн из камня и мрамора, соединенных арками. В мечети одновременно могут совершать намаз до 5000 верующих

Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой. Однако, не менее красивы дворцы, предназначенные для покоя правителя, а так же для личных приемов.

hello_html_708b2670.jpg

Мечеть Сулеймание в Стамбуле, история которой насчитывает не один век, была возведена в период с 1550 по 1557 год под руководством известного в ту эпоху архитектора Синана. Давние рукописи дают нам информацию о том, что это религиозное здание строили 3 523 рабочих, большая часть из которых были правоверными мусульманами. В процессе строительства было израсходовано 96 360 золотых монет и почти 83 000 серебряных. Все драгоценные камни и колонны для мечети привозились из разных уголков громадной Османской империи. Строительство мечети султан Сулейман Великолепный приказал начать на 30-й год своего пребывания на троне. При этом изначально по задумке архитектора эта мусульманская святыня должна была быть похожа на храм Святой Софии, но превзойти ее по размерам и великолепию убранства. В день торжественного открытия мечети после окончания постройки зодчий произнес историческую фразу: "Эта мечеть будет стоять вечно!"

К сожалению, в 1660 году Сулеймание была практически уничтожена сильнейшим пожаром. Но турецкий правитель Мехмед IV издал приказ о восстановлении исторического и религиозного памятника. Процессом реставрации руководил человек по имени Фоссати. Он внес некоторые изменения во внешний вид здания, придав ему черты, свойственные европейскому стилю барокко.

ДВОРЦЫ. ДВОРЕЦ АЛЬГАМБРА

hello_html_m42d46fbd.jpg

hello_html_1101cd6b.jpg

В оформлении интерьеров использованы мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Идущая по древним подземным водопроводам холодная и чистая вода снабжает весь дворец, его бассейны и фонтаны, она пробегает ручейками в специальных желобах, устроенных в мраморных плитах пола и, выходя в сад и в город, наполняет его улицы тихим журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Своды и стены дворца покрыты огромным количеством красочных декоративных украшений, игра света и теней в ячейках сталактитов, во множестве колонн, полуколонн, арок и карнизов придает интерьеру дворца фантастический облик.

Альгамбра, при всех ее невосполнимых потерях и перестройках, вызывает восторг, как воплощение художественных особенностей искусства арабского Востока, одно из сокровищ мировой культуры.

hello_html_1c02e28c.jpg

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди них — мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки.

Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Архитектура мавзолеев отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкций.

hello_html_681bb884.jpg

Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия. Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году.

Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ. Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

Он был возведен по приказу внука Великого Могола, правителя страны Шах Джахана, в честь своей супруги Мумтаз-Махал (Арджуманд Бану), отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка.

Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен – минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом.

Мавзолей Саманидов является одним из древнейших мавзолеев ислама и вообще одним из самых роскошных памятников кирпичного зодчества. Он сохранился без разрушений главным образом потому, что был погребен песком и другими зданиями; его обнаружил в 1934 г. советский археолог Шишкин. По легенде красота этого сооружения произвела на монголов, завоевавших Бухару в марте 1220 г., такое сильное впечатление, что они пощадили его, но сожгли при этом весь город. Купол покоится на четырех арках.

hello_html_6186ba1e.jpg

Переход к куполу скрывается снаружи галереей с десятью аркадными проемами на каждой стороне. Эти проемы являются единственными источниками освещения помещения. Купол символизирует небо, куб - каабу в Мекке и земной мир, а оба вместе представляют Вселенную. В мавзолее имеется гробница Исмаила Самани.

ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ

Арабские города, в зависимости от своего расположения, различались как внешним видом, так и внутренним.

hello_html_m591780c6.jpg

Характерной особенностью Южно-арабского города является компактность застройки и высокие дома. В Фустате были пяти-, семи, и даже восьмиэтажные дома, причем первый этаж был, обычно, нежилым. В таких домах жили около двухсот человек.

Иранские города состояли из цитадели, официальной части города, имевшей обычно четверо ворот, и торгового квартала, где находились базары.

Во всех домах есть канализация, колодцы и бани. Выделяется баня –квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м. В центре высился купол на парусах. Отделка отличалась богатством; в декоре соединились мраморная облицовка и мозаика. Все дома были одноэтажными. Там же, где местность была неровная рельеф, искуснейшим образом использовался под террасы. Количество помещений доходит в одном доме до пятидесяти. Окна встречаются, они были застеклены большими цветными круглыми стеклами от 20 до 50 см. в диаметре.

hello_html_240a4c0f.jpg

В общем, в гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. А в городах улицы прокладывались узкие, делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам больше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями и обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки.

Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран. Арабское влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.


Список использованной литературы

Гриненко Г. В . Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Высшее образование, 2005. 940 с.

Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 559 с.

Читайте также: