Дистанционное обучение в казахстане доклад

Обновлено: 02.05.2024

Давайте, для начала, узнаем, что это такое. На сегодняшний день образование в Казахстане терпит глобальные изменения. Заочную систему отменяют с 1 января 2019 года, и заменяют на систему дистанционных технологий part time. В первую очередь дистанционное обучение предполагает контакт преподавателя и студента путем определенного софта, в котором происходит урок и его запись, подтверждающая его. Отдельно стоит заметить, что такое обучение предполагает самостоятельность больше, чем работу с преподавателем.

К концу семидесятых годов, когда прогресс в сфере общения позволил использовать спутники и иные способы передачи данных, была создана самая новая форма обучения, позволяющая сэкономить много времени. В наши дни интернет позволяет любому желающему принять входящий звонок через интернет и пройти любое доступное обучение. Вот так данная форма обучения и заявила о себе всей планете.

В 1970 году в Соединенном Королевстве был открыт первый вуз дистанционного обучения – Открытый Университет Великобритании, такое название он получил из-за невысокой цены и из-за отсутствия практической необходимости посещать занятия очень часто. Конец 80-х годов двадцатого века, дала возможность реализации компьютеризированного обучения, так как произошел скачок в развитии техники по данному направлению.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Преимуществом такой формы обучения является возможность экономии времени, обучения в зарубежных ВУЗах, снижении затрат на аренду жилья, качество обслуживания и огромная библиотека книг в выбранном вами ВУЗе, электронно.

Опытные педагоги и программисты создают возможность студентам обсуждать материал в голосовом и письменном чате для того, чтобы не создать атмосферу разобщенности, как это делают в современных онлайн играх.

Как вы знаете спектр дистанционного обучения должен иметь гигантский выбор различных методов восприятия информации. В данный момент существуют следующие виды:

  • Занятие в чате – это учебные курсы, которые проводятся одновременно со всеми учениками, которые имеют доступ к чату. Во многих школах и университетах мира уже давно существуют отдельные кабинеты, которые посвящены чаттингу.
  • Веб-семинар – уроки, семинары, конференции, ролевые игры и многие другие формы занятий проходят с помощью сети интернет.
  • Видеоконференция – проводится с помощью специальных программ, которые содержат в себе не только видео составляющую, но и форму чата. Такой вид обучения давно завоевал популярность в Республике Казахстан и вот сейчас используется для получения дополнительного образования вместо заочной формы, позволяя очень качественно воспринимать информацию и выполнять домашние задания.
  • VR-обучение – самый современный метод обучения, при котором, используя очки виртуальной реальности, студенты оказываются в комнате лектора, с созданием атмосферы присутствия преподавателя рядом.

Закон рассматривали довольно долго, вносили некоторые поправки. Данные меры приняты с целью улучшить и повысить качество образования. Опыт показывает, что успеваемость студентов на заочной форме обучения намного ниже, чем у очников, что и подчеркнули в ведомстве.

Когда произойдет отмена, вузы перейдут на технологию дистанционного обучения и будут использовать новую для Казахстана систему, при которой часть уроков будет проходить вечерами и в выходные дни.

В некоторых, пилотных, университетах уже ввели систему дистанционного обучения и ежегодно к ним поступает до 500 человек в каждый вуз на данную форму занятий. Установочная сессия длится неделю, а остальные занятия проходят удаленно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных технологий и открытое образование это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране. Значительная часть населения проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных и районных центров. В таких случаях обеспечить население даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.

Опыт внедрение дистанционной- образовательной технологии в обучение

Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных технологий и открытое образование это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране. Значительная часть населения проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных и районных центров. В таких случаях обеспечить население даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.

Похожие проблемы наблюдаются в профессиональном образовании. Организации технического профессионального образования (колледжи и вузы) сосредоточены преимущественно в больших городах, где имеются высококвалифицированные преподавательские кадры. Между тем на периферии ощутим дефицит специалистов всех категорий, который не может быть удовлетворен без решения вопроса о предоставлении возможности получить полноценное профессиональное образование населению на местах.

Это значимые социальные проблемы. Понимая это, государство изыскивает возможности и предпринимает все меры для решения данных проблем. При этом в качестве приоритетного направления рассматривается внедрение дистанционных образовательных технологий.

Практика показывает, что лидирующее положение в этом вопросе занимают организации образования, реализующие программы высшего образования. На текущий момент в большинстве вузов, внедрены элементы дистанционного обучения на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. Создаются и внедряются электронные и образовательные ресурсы в виде электронных обучающих систем, виртуальных лабораторий и тренажеров, электронных учебников и др. Сегодня практически каждый вуз имеет свое представительство в глобальной сети Интернет, что позволяет внедрять элементы дистанционного обучения.

Информатизация образования на основе мировых достижений в области IT-технологий технологий явится средством инновационного опережающего развития казахстанского образования. С учетом этого в качестве стратегической цели определена последовательная системная политика по основным направлениям информатизации образования. В эти направления включены: нормативно-правовое обеспечение; компьютеризация и обновление компьютерного парка; программное обеспечение; интернетизация организаций образования и управления; создание отечественных цифровых образовательных ресурсов; автоматизация системы мониторинга, анализа и управления организациями образования; подготовка педагогических и управленческих кадров.

Стратегия в области компьютеризации ориентируется на достижение мировых показателей обеспеченности учреждений образования современной компьютерной техникой с учетом потребностей образовательной практики.

В области программного обеспечения предусматривается предпочтительное использование программных средств, базирующихся на идеологиях, принципах и средствах открытых систем мирового сообщества, а также продуктов признанных мировых лидеров. Планируется создание зон беспроводного доступа в Интернет и научно-образовательной сети на базе технологий Wi-Fi и Wi-Max на территориях организаций образования с последующим их объединением в зону сплошного покрытия территорий учреждений образования в масштабах республики.

Создание отечественной индустрии цифровых научно-образовательных ресурсов рассматривается в качестве приоритетной стратегической задачи. В Казахстане должно быть налажено производство собственных электронных образовательных ресурсов, удовлетворяющих потребности системы образования и отвечающих предъявляемым квалификационным требованиям.

Все ресурсы должны разрабатываться на трех языках - казахском, русском, английском.

Одним из стратегических направлений информатизации образования в РК является создание высокотехнологичной автоматизированной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования. Она должна обеспечить эффективный документооборот и поддержку системной базы стратегических данных, соответствующих формам отчетности организаций образования. Должен быть также обеспечен качественный мониторинг объективного состояния системы образования в целом и по каждому направлению производственно-образовательной деятельности.

Ключевая роль в области информатизации образования отводится педагогическим и управленческим кадрам. В учебные планы подготовки педагогических кадров в системе среднего, технического и профессионального и высшего образования рекомендуется ввести курсы по методологии образования на основе IT-технологий.

Перечисленные стратегические направления охватывают все практические аспекты информатизации образования, развития дистанционного и открытого образования. Это свидетельство комплексного подхода к решению проблемы, что позволяет рассчитывать на успех. Мы должны консолидировать наши совместные усилия для их плодотворного претворения в жизнь.

Дистанционное обучение – новая для нас, учителей, форма обучения. А если это новая, самостоятельная система, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной работы в учебном процессе.
Проблема дистанционного образования не первый год дебатируется в отечественной специальной литературе, на страницах сети Интернет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию. Хочется поговорить на эту тему более подробно.

В нашей стране принято говорить, что образование сильно своими традициями. Что ж, нашей системе образования славных традиций не занимать, но между тем именно в ближайшее время ее ждут настолько глобальные перемены, что многие привычные установки будут изменены коренным образом. И мы, учителя, тоже ждем перемен.

Проблема дистанционного образования не первый год дебатируется в отечественной специальной литературе, на страницах сети Интернет. Но все это, как правило, об организации ДО в высших учебных заведениях. Причем с начала 90-х годов в России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих дистанционные образовательные технологии, стремительно растет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.

Нас учителей, как специалистов, занятых не управлением учебным процессом, а непосредственно им самим, волнуют педагогические проблемы, возникающие в процессе практического использования дистанционного обучения.

Методика применения дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. Но у преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности. Более того, исследование показало, что многие из них даже не имеют представления о данной системе обучения. Вот результаты анкетирования учителей района на заседаниях методических объединений. Было опрошено 38 респондентов. Среди прочих были заданы следующие вопросы:

Ответы на заданные вопросы красноречиво свидетельствуют о необходимости просвещения и подготовки учительского состава к использованию новых технологий обучения, а также разработке практических методик использования элементов дистанционных образовательных технологий для различных форм обучения.

Как может выглядеть модель дистанционного обучения в школьном образовании? С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах. Но для того, чтобы обучение было качественным необходима подготовка квалифицированных специалистов. Такие курсы можно было бы создавать на базе других школ, вузов, колледжей и вести их могли бы подготовленные преподаватели соответствующего профиля. Новая система позволит учащемуся получить хорошую подготовку по выбранному предмету и тем самым сделает более комфортным поступление в ВУЗ. Погружение в предмет с помощью технологии дистанционного обучения даст возможность без ограничения времени близко познакомиться с научной и прикладной сферой выбранной области знания, поможет в профессиональном самоопределении. Пока же все большее число учащихся выпускных классов предпочитает переходить на обучение по экстернату, поскольку не имеют возможности совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в ВУЗе.

В последнее время все более широко в общеобразовательных школах, а особенно в старших классах, распространяется обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая в наших школах, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией это одна из главных целей современного образования.

Медики бьют тревогу о здоровье подрастающего поколения, загруженность учащихся старших классов даёт печальные результаты. А ведь совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля и необходимых консультаций. Замена классно-урочной деятельности на самостоятельные виды деятельности могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дать возможность дополнительных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.

Дистанционное обучение решит проблемы для тех случаев, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний. Уже сейчас создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения по отдельным учебным предметам, разделам и темам программы, даже целые виртуальные школы. Эта модель обучения поможет заменить очную систему обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. По данным ЮНЕСКО востребованность дистанционного обучения в России уже достаточна высока и среди взрослого населения, а также среди детей и подростков. И эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее число способных и талантливых ребят желают получить полноценное образование и углубить свои знания по отдельным предметам, будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне.

Дистанционные технологии это инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем. Но это должно быть сотрудничеством, а не передачей знаний. В этой ситуации система образования должна перейти от авторитарных отношений учитель – ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель – партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь. Консультативная работа учителя крайне необходима для учащегося, так как на всех этапах изучения курса и выполнения практических работ возникают вопросы, требующие комментарий преподавателя.

Итак, одной из главных проблем на данном этапе является неготовность преподавательского состава школ в большинстве своем к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Поэтому необходимо проводить обсуждения данной темы, изучать нормативно-правовые документы в области дистанционного образования, обмениваться опытом проведения курсов ДО, рассматривать проблемы, возникающие в ходе разработки и проведения курсов, проводить мастер-классы по созданию курсов ДО, т.е. создавать тесное сотрудничество, представляя возможность каждому педагогу в отдельности и совместно думать, размышлять, готовиться к новому этапу в области образования. И немаловажную роль в этом должны сыграть учителя информатики общеобразовательных школ. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:

вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Но в принципе, любую идею можно обратить во вред ребенку, если отнестись к ней формально. В организации дистанционного обучения абсолютно все будет зависеть от конкретной школы, ее руководителей, учителей и самих учащихся. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Подпишитесь на наш канал в Telegram!

Вследствие пандемии коронавируса система образования претерпевает кардинальные изменения, а проводимая за последние годы реформа по цифровизации в стране испытывает проверку на качество.

По итогам проведения пробных онлайн занятий по всей стране в апреле 2020 года, МОН РК приняло решение об отказе от обучения в режиме онлайн стримингов по причине чрезвычайной перегруженности беспроводной сети и невозможности обеспечения бесперебойной работы интернета для выхода в прямой эфир двух с половиной миллионов детей по всей стране. Вместо этого, как подчеркнул министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов, необходимо педагогам дать больше возможности использовать мессенджеры, электронную почту и специальные электронные программы. Для учащихся отдаленных казахстанских поселков планировалось сохранение посещения занятий в штатном режиме с двумя сменами обучения, сопровождаемой обязательной дезинфекцией и проветриванием помещений.[1]

В целом, дистанционный формат обучения было запланировано проводить в соответствии с несколькими направлениями: телевизионные уроки, интернет-платформы, а также в формате передачи заданий через Казпочту или нарочно на бумажных носителях[2].


Данные на официальном сайте Министерства образования и науки РК

Цифровизация в Казахстане


Данные с официального информационного ресурса премьер-министра РК

Трудности перехода к новому формату обучения

Также трудности связаны с отсутствием в Казахстане национальных IT платформ (для обеспечения одновременного подключения к учебному процессу миллионного количества школьников) и крайне слабое содержание цифровой образовательной базы и программного обеспечения.

Проблема грамотности педагогов в области информационных технологий определяется скорее отсутствием выработанных привычек по использованию гаджетов и современных технологий, нежели возрастными показателями преподавателей. В первый же день дистанционного обучения в системе образовательного портала Kundelik.kz произошел технический сбой ввиду высокой перегруженности системы, о чем незамедлительно поделились недовольные родители в одной из групп социальной сети Facebook[9].

Далее следует отметить проблему нехватки оборудования. У школьников отдаленных сельских регионов, а также у малоимущих семей, в первую очередь, скорее стоит задача необходимости обеспечения ребенка компьютерами, вследствие чего речь пока даже не идет о компьютерной грамотности сельских школьников. Ограниченный доступ или же полное отсутствие широкополосного интернет-соединения не позволяет многим школьникам пользоваться цифровыми образовательными платформами и/или качественно просматривать видеоматериалы.

Как видно, пандемия обнажила проблему цифрового неравенства в стране. Представитель детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Артур ван Дизен выразил обеспокоенность по данному вопросу, отмечая проблему образовательного неравенства[10]. Проблема доступа учеников к цифровым технологиям может коснуться детей с особыми потребностями, воспитанников детских домов, которые и до пандемии имели сложности с доступом к среднему образованию.

Ввиду того, что не только домашние, но и классные задания придется выполнять дистанционно, а контроль со стороны преподавателя стал практически неосуществимым из-за отсутствия реального контакта с обучающимися – это может серьезно сказаться на качественном показателе уровня знаний современных школьников, когда полученные оценки могут не стать достоверным отражением усвоения учебного материала.

Что сделано за несколько месяцев?

В ходе онлайн-брифинга с Асхатом Аймагамбетовым был затронут вопрос о технической оснащенности, а также проблеме отсутствия достаточного количества компьютеров для их передачи во временное пользование. Как утверждает министр, на данный момент приобретено более 36 тысяч компьютеров, а к 1 сентябрю акиматы регионов (местные исполнительные органы) произведут дополнительный закуп недостающего оборудования. В общей сложности, около 500 тыс. компьютеров будет передано правительством в пользование детям из нуждающихся семей к началу учебного года. Касательно обучения в отдаленных сельских регионах, то там, где позволяет эпидемиологическая ситуация, обучение будет проходить в традиционном формате; количество учеников в таких школах составляет около 4% от общего количества обучающихся по стране[11].

Также IT компании проводят работу по усовершенствованию существующих интернет- платформ (Kundelik и др.). Материалы, которые уже доступны на таких платформах, адаптируются для обучения детьми с особыми образовательными потребностями[12].

С целью технической подготовки преподавателей в новом формате и повышения их уровня компетенции с 20 июля 2020 года для были организованы онлайн-курсы, включающие в себя также вопросы по методологии преподавания и киберпедагогики.

Необходимо отметить и международную кооперацию в данной связи: ЮНИСЕФ совместно с правительством Казахстана и международным союзом электросвязи (МСЭ), занимается разработкой продукта GIGA, глобальной инициативы, целью которой является сокращение цифрового разрыва между городом и селом в сфере образования. В рамках данной программы был обеспечен доступ к интернету 446 сельских школ страны, а к концу года количество таких школ должно возрасти до 1342[13].

Заключение

Вынужденный переход на дистанционное онлайн-обучение обнажил всю техническую неподготовленность страны в образовательном секторе, а цифровая реформа, обеспеченная внушительными финансовыми вложениями, не прошла проверку на качество в новых условиях.

С учетом вышеизложенных проблем, критически важным является обеспечение определённых слоёв населения компьютерами и повсеместное подключение к глобальной сети. Отсутствие законодательной базы в данной области также послужило препятствием к качественному переходу на дистанционный формат; правительству пришлось в спешном режиме разрабатывать соответствующие методические рекомендации, инструкции и регламенты.

Дистанционное обучение – основные преимущества и недостатки для студентов

С 2019 года в системе высшего образования Казахстана произошли существенные изменения – отменили заочную форму обучения. Причиной стало низкое качество такой учебы, что подтвердили многочисленные образовательные мониторинги. Но в связи с условиями пандемии вузы стали практиковать возможность дистанционного обучения. Второй альтернативой заочной формы стала так называемая система part time – гибкий график очных занятий, рассчитанный на работающих лиц.

Что такое дистанционное обучение?

Это форма организации обучения студентов на расстоянии с помощью современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий. По объему информации, необходимой для усвоения, лабораторно-практических и письменных работ эта форма получения высшего образования ничем не поступается очной.

Студенты получают такую же нагрузку и вынуждены посещать лекции и семинары, только онлайн. Возможно также обучение посредством ДОТ. Это технология, применяемая для очной формы с использованием элементов удаленного обучения.

Как проходит дистанционное обучение в Казахстане?

Студенты получают электронные пособия и учебники. Слушать лекции, выполнять лабораторные работы, задавать вопросы, обсуждать темы занятий, сдавать экзамены можно при помощи онлайн-трансляций, интернет-конференций и электронной почты. Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины посредством чата, форума, онлайн-консультаций и самостоятельного изучения теоретического материала.

Однако такая форма обучения будет доступна не всем. Так, после общего среднего образования выпускники школ могут претендовать только на очную форму обучения. Дистанционное обучение можно выбрать:

выпускникам колледжей, училищ или техникумов

выпускникам вузов, желающим получить второе высшее образование

лицам, имеющим особенные образовательные потребности по состоянию здоровья

тем, кто находится в декретном отпуске

студентам, обучающимся в иностранных вузах по обмену или находящимся в длительной заграничной командировке

Дистанционное обучение в Алматы

В Алматы находится около 55 вузов. Практически каждый из них предлагает программы для дистанционного получения знаний. Рассмотрим возможности и условия обучения в наиболее престижных из них.

Казахский национальный технический университет им. К.Сатпаева (КазНТУ) является национальным исследовательским вузом международного уровня. Обучение возможно на казахском и русском языках в формате триместра. Для обучения на бакалавра в Институте дистанционного образования и профессионального развития предлагается 23 программы. В качестве первого высшего образования можно поступить после окончания технического или нетехнического колледжа, а также после получения гуманитарного и социально-гуманитарного высшего образования. Срок обучения – 2,5 года.

Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова. Дистанционное образование предоставляется по сокращенным программам обучения на базе уже полученного высшего образования, для студентов с ограниченными физическими возможностями, студентов, находящихся за границей по программам обмена и научных стажировок. Обучение проходит на русском, казахском и английском языках.

Алматинский университет энергетики и связи (АУЭС). Обучаться в дистанционном формате могут лица с ограниченными физическими возможностями, студенты, находящиеся в командировках или по программам обмена. Можно также поступить на любую специальность после колледжа. Срок обучения составляет 3 года.

Дистанционное обучение в Астане

Всего в Астане находится 18 вузов. Условия для удаленного обучения в ведущих университетах города и страны таковы:

Евразийский Национальный университет им. Л.Гумилева (ЕНУ). При университете действует Департамент цифрового развития и дистанционного обучения, который позволяет обучаться удаленно на всех факультетах вуза. Поступать можно как после колледжа, так и на второе высшее.

Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфуллина (КазАТУ). Получить дистанционное обучение можно после колледжа, второго высшего образования или в качестве повышения квалификации по 24-м группам образовательных программ.

Дистанционное обучение в Актобе

Среди ведущих вузов города удаленное обучение поддерживают:

Актюбинский университет им. С. Баишева. В национальном рейтинге этот классический университет вошел в Топ-20 вузов Казахстана. Дистанционное обучение можно получить по тем же самым специальностям, что и очное.

Казахско-Русский международный университет (КРМУ). Учебный процесс по всем специальностям проходит с применением технологий дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в Караганде

В Караганде расположены 11 вузов. Рассмотрим самые престижные:

Карагандинский государственный университет им. Букетова - один из крупнейших многопрофильных вузов Казахстана. Обучаться на удаленной форме можно с целью получить второе высшее образование, пройти переподготовку или повысить квалификацию. Абитуриенты могут поступить на 27 специальностей.

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (КЭУК) - один из старейших вузов страны. По всем направлениям подготовки возможна дневная форма обучения с использованием ДОТ. Поступить можно на основе послесреднего профильного образования.

Дистанционное обучение в Костанае

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова. При вузе функционирует Институт дистанционного обучения и дополнительного образования. По основной образовательной программе на бакалавриат могут поступить лица с особыми образовательными потребностями (инвалиды детства, инвалиды I и II групп) со сроком обучения 4 года. Сокращенная образовательная программа применяется при поступлении на основе технического и профессионального образования. Обучение в этом случае длится 3 года.

Костанайский социально-технический университет им. академика З. Алдамжар. Практикуется дневная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Костанайский инженерно-экономический университет имени М. Дулатова. По всем специальностям бакалавриата университет предоставляет очное обучение с использованием методов ДОТ.

Костанайская академия МВД РК им. Ш.Кабылбаева. Есть возможность поступить на любую образовательную программу и обучаться по технологии ДО.

Дистанционное обучение в Павлодаре

Павлодарский государственный педагогический университет. На бакалавриате можно обучаться удаленно по всем образовательным программам, существующим в вузе.

Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова. Дистанционное обучение реализуется в трех форматах: online занятия, offline занятия, обучение посредством массовых открытых онлайн курсов по всем направлениям подготовки.

Дистанционное обучение в России для казахстанцев

В вузах России есть возможность дистанционного обучения в бакалавриате и магистратуре. Для поступления нужно собрать необходимые документы, сдать вступительные экзамены, заключить договор и оплатить обучение (в некоторых вузах возможна рассрочка). В условиях пандемии подать документы можно онлайн. Также возможно проведение вступительных испытаний в дистанционной форме.

Вот Топ-5 популярных среди казахстанских абитуриентов специальностей:

Информационные системы и технологии

Востребованными московскими вузами являются:


Пользуются спросом и расположенные на территории Казахстана филиалы российских вузов:


Дистанционная форма обучения на разных специальностях

Сегодня удаленный формат обучения применяется практически ко всем направлениям подготовки. Однако есть исключения – специальности, в которых объем дистанционных часов сильно ограничен. Это:

авиационная техника и технологии

морская техника и технологии

Фармацевт: обучение дистанционно

Дистанционная форма образования с сокращенным сроком обучения от 2 до 3,5 лет возможна только при поступлении на базе:


Обучение ветеринарии дистанционно

Эту специальность невозможно получить удаленно после окончания школы. Обучение по сокращенным программам возможно только с целью переподготовки специалистов, повышения квалификации или как второе высшее образования.

Педколледж: дистанционное обучение

В колледж могут поступать лица, окончившие школу после 9-го или 11-го класса. С 2020 года в большинстве педагогических колледжей страны введена дистанционная форма наряду с комбинированным обучением. При этом педагогическая практика студентов должна проводиться в привычном, очном, режиме.

Плюсы и минусы дистанционной формы обучения

Преимущества ДО

Недостатки ДО

Свободный график, возможность распоряжаться своим временем

Ограниченные возможности для развития практических навыков

Возможность совмещать работу и учебу

Плохая самодисциплина и, соответственно, низкая успеваемость

Повышение информационно-коммуникационной грамотности

Невозможность наблюдать и воспроизводить эксперименты в реальных условиях

Читайте также: