Диалектика и метафизика доклад с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Диалектика и метафизика как методы научного познания. Основные принципы диалектики. Диалектика и метафизика как методы научного." — Транскрипт:

1 ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Диалектика и метафизика как методы научного познания. Основные принципы диалектики. Диалектика и метафизика как методы научного познания. Основные принципы диалектики. Законы диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Законы диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Категории диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Категории диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение.

2 Диалектика От греч. – искусство вести беседу, спор, - это учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия, От греч. – искусство вести беседу, спор, - это учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия, и основанный на этом метод творческого познания, мышления. и основанный на этом метод творческого познания, мышления.

3 Виды диалектики: Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа). Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа).

4 Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа). Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа).

5 Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития объясняется как количественное увеличение или уменьшение объектов, без их качественного изменения. это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития объясняется как количественное увеличение или уменьшение объектов, без их качественного изменения.

6 Диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается как такая, которая находится в постоянном изменении, взаимосвязях и взаимообусловленности. является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается как такая, которая находится в постоянном изменении, взаимосвязях и взаимообусловленности.

7 Мыслить диалектически значит: рассматривать явления и процессы в их целостности и во взаимосвязях с другими явлениями, в единстве противоположных сторон, в постоянном развитии. Мыслить диалектически значит: рассматривать явления и процессы в их целостности и во взаимосвязях с другими явлениями, в единстве противоположных сторон, в постоянном развитии. Диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменений – развития. Диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменений – развития.

8 Развитие – это такое направленное и закономерное изменение материальных и духовных объектов, в результате которого возникает новое состояние объекта. Развитие есть лишь там, где происходят качественные изменения. это такое направленное и закономерное изменение материальных и духовных объектов, в результате которого возникает новое состояние объекта. Развитие есть лишь там, где происходят качественные изменения.

9 История развития диалектики имеет свою структуру: Первой исторической формой диалектики была стихийная диалектика античной философии. Первой исторической формой диалектики была стихийная диалектика античной философии. Второй исторической формой диалектики была идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Наиболее систематически она была изложена в произведениях Гегеля. Второй исторической формой диалектики была идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Наиболее систематически она была изложена в произведениях Гегеля. Третьей формой диалектики является материалистическая диалектика XIX – XX ст. Третьей формой диалектики является материалистическая диалектика XIX – XX ст.

10 В Античности Мир представляли как Космос, который вечно развивается. Гераклит утверждал, что борьба является отцом всего и всему царь. Сократ и Платон доказали,что истина рождается в споре, когда сталкиваются противоположные точки зрения, истина это не готовый результат, а процесс познания мира и человека.

11 В средневековой религиозной философии Источником развития мира был дух и душа. Мир создан Богом, и он является постоянным источником его развития. Источником развития мира был дух и душа. Мир создан Богом, и он является постоянным источником его развития.

12 В философии Нового времени и в эпоху Просветительства доминировало развитие механического движения, как основного источника жизни и развития. доминировало развитие механического движения, как основного источника жизни и развития.

13 В немецкой классической философии Причиной развития мира была идея абсолютного духа Причиной развития мира была идея абсолютного духа

14 В XIX – XX ст. Происходит развитие-синтез диалектики духа (Гегеля) и диалектики природы (Маркса) Происходит развитие-синтез диалектики духа (Гегеля) и диалектики природы (Маркса)

15 Диалектика является теоретической системой и включает у себя принципы, законы и категории. Диалектика является теоретической системой и включает у себя принципы, законы и категории.

16 Принципы – это общие и универсальные идеи, установки, критерии, которые определяют смысл и роль всех элементов в системе. Принципы диалектики придают содержание, характер единственного целого, превращая законы и категории в единственную систему это общие и универсальные идеи, установки, критерии, которые определяют смысл и роль всех элементов в системе. Принципы диалектики придают содержание, характер единственного целого, превращая законы и категории в единственную систему

17 Принцип связи Зависимость явления от других явлений в каком-то отношении выражает понятие связь. Это могут быть связи в пространственно-временном отношении, причинно- следственные отношения, генетические, существенные и несущественные, внутренние и внешние. Зависимость явления от других явлений в каком-то отношении выражает понятие связь. Это могут быть связи в пространственно-временном отношении, причинно- следственные отношения, генетические, существенные и несущественные, внутренние и внешние.

18 Принципу развития свойственны следующие черты: 1) определенная направленность, движение от более низкого к более высокому; 1) определенная направленность, движение от более низкого к более высокому; 2) осложнение, переход от простого к сложному; 2) осложнение, переход от простого к сложному; 3) обновление, возникновение нового качества; 3) обновление, возникновение нового качества; 4) наследственность; 4) наследственность; 5) необратимость. 5) необратимость.

19 Закон – это понятие, которое отражает необходимое, существенное, стойкое и повторяемое отношение между материальными предметами и духовными феноменами. это понятие, которое отражает необходимое, существенное, стойкое и повторяемое отношение между материальными предметами и духовными феноменами.

20 Выделяют три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей закон единства и борьбы противоположностей закон взаимного перехода количественных изменений в качественные закон взаимного перехода количественных изменений в качественные закон отрицания отрицания. закон отрицания отрицания.

21 Закон единства и борьбы противоположностей каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Источником самодвижения и саморазвития является взаимопереход внутренних противоположностей. каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Источником самодвижения и саморазвития является взаимопереход внутренних противоположностей.

22 Тождественность – характеризуется совпадением, равновесием сторон, сил, свойств и тенденций этого отношения. характеризуется совпадением, равновесием сторон, сил, свойств и тенденций этого отношения.

23 Отличие – такой вид отношения вещи к самой себе и к другим, который характеризуется несовпадением сторон и тенденций этого отношения. такой вид отношения вещи к самой себе и к другим, который характеризуется несовпадением сторон и тенденций этого отношения.

24 Противоречия, которые раскрывают взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называются внутренними. Противоречия, которые раскрывают взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называются внутренними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями называют внешними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями называют внешними.

25 Николай Амосов утверждал: болезнь не ограничивается лишь развитием, в таком случае все болезни были бы смертельными. Следовательно, болезни свойственные две противоположные тенденции: разрушения, связаные с избыточным раздражителем, и возобновления под действием защитных сил организма. болезнь не ограничивается лишь развитием, в таком случае все болезни были бы смертельными. Следовательно, болезни свойственные две противоположные тенденции: разрушения, связаные с избыточным раздражителем, и возобновления под действием защитных сил организма.

26 Закон взаємоперехода количественных изменений в качественные накопление количественных изменений в состоянии любого объекта закономерно приводит к его скачкообразному качественному изменению, а новое качество, которое возникло, делает, в свою очередь, обратное влияние на ход соответствующих количественных изменений. накопление количественных изменений в состоянии любого объекта закономерно приводит к его скачкообразному качественному изменению, а новое качество, которое возникло, делает, в свою очередь, обратное влияние на ход соответствующих количественных изменений.

28 Качество отражает такие характеристики, как относительное постоянство вещи, его структурность, целостность, внутренняя определенность. Качество, как внутренняя определенность вещи, проявляется через свойства. отражает такие характеристики, как относительное постоянство вещи, его структурность, целостность, внутренняя определенность. Качество, как внутренняя определенность вещи, проявляется через свойства.

29 Количество отображает интенсивность проявления любого качества, а также определяется как совокупность свойств, которые указывают на размеры вещи, ее величину. отображает интенсивность проявления любого качества, а также определяется как совокупность свойств, которые указывают на размеры вещи, ее величину.

30 Мера – это единство качественной и количественной определенности, некоторый интервал, в пределах которого вещь хранит свою качественную определенность, несмотря на постоянные количественные изменения. это единство качественной и количественной определенности, некоторый интервал, в пределах которого вещь хранит свою качественную определенность, несмотря на постоянные количественные изменения.

31 Закон отрицания отрицания Диалектическое отрицание Диалектическое отрицание – это переход от старого качества к новому, за которым определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества входят в превращенном виде в содержание нового качества. – это переход от старого качества к новому, за которым определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества входят в превращенном виде в содержание нового качества.

32 Диалектическое отрицание включает в себя следующие моменты: 1) отбрасывание, разрушение наиболее консервативных элементов в старом качестве, которые препятствуют формированию нового; 1) отбрасывание, разрушение наиболее консервативных элементов в старом качестве, которые препятствуют формированию нового; 2) старое качество полностью не уничтожается, из его природы сохраняется все ценное, существенное, то, которое способно обеспечить последующее развитие нового качества; 2) старое качество полностью не уничтожается, из его природы сохраняется все ценное, существенное, то, которое способно обеспечить последующее развитие нового качества; 3) с развитием нового все элементы старого качества включаются в новое. 3) с развитием нового все элементы старого качества включаются в новое.

33 Метафизическое отрицание акцентирует основное внимание на моменте исчезновения старого и практически игнорирует процессы сохранения и создания нового. Вследствие этого метафизическое отрицание выходит из того, что отрицать значит отбросить, уничтожить. акцентирует основное внимание на моменте исчезновения старого и практически игнорирует процессы сохранения и создания нового. Вследствие этого метафизическое отрицание выходит из того, что отрицать значит отбросить, уничтожить.

34 Категории диалектики. наиболее общие понятия, которые раскрывают общие, существенные стороны и моменты объективной связи и развития, а также познания, которые не фиксируются законами диалектики. наиболее общие понятия, которые раскрывают общие, существенные стороны и моменты объективной связи и развития, а также познания, которые не фиксируются законами диалектики.

35 Причина – следствие. Причина – Причина – это такая связь явлений, в которой действия одного явления (причины) при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление (следствие). это такая связь явлений, в которой действия одного явления (причины) при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление (следствие).

36 Причине свойственны такие черты: 1) она всегда во времени предшествует следствию; 1) она всегда во времени предшествует следствию; 2) носит активный характер; 2) носит активный характер; 3) необходимая, потому что всегда вызывает следствие; 3) необходимая, потому что всегда вызывает следствие;

37 Причина порождает следствие своим активным действием, но и следствие не является пассивным: оно активно действует на причину, изменяя ее. Причина порождает следствие своим активным действием, но и следствие не является пассивным: оно активно действует на причину, изменяя ее. Среда формирующе влияет на организм, а организм, в свою очередь, изменяет среду. Среда формирующе влияет на организм, а организм, в свою очередь, изменяет среду.

38 Необходимость – случайность. Необходимость – это то, что обязательно должено происходить при данных условиях. Необходимость – это то, что обязательно должено происходить при данных условиях. Случайность – это такая связь явлений, которая предопределена действием внешних причин. Случайность – это такая связь явлений, которая предопределена действием внешних причин.

39 Пример взаимосвязи необходимости и случайности Павлов случайно заметил как у собаки при появлении человека, который принес еду, выделилась слюна, и он начал изучать высшую нервную деятельность на основе физиологичных процессов. Антоне Левенгук, который занимался шлифованием стекла, случайно направил свою линзу на каплю чистой прозрачной воды, которая только что упала с тучи и увидел микроорганизмы. Так был созданный микроскоп. Павлов случайно заметил как у собаки при появлении человека, который принес еду, выделилась слюна, и он начал изучать высшую нервную деятельность на основе физиологичных процессов. Антоне Левенгук, который занимался шлифованием стекла, случайно направил свою линзу на каплю чистой прозрачной воды, которая только что упала с тучи и увидел микроорганизмы. Так был созданный микроскоп.

40 Возможность – действительность. Возможность – это такие явления, которые еще не осуществились, но осуществление которых выплывает из внутренних законов развития явлений. Возможность – это такие явления, которые еще не осуществились, но осуществление которых выплывает из внутренних законов развития явлений. Действительность - это реализованная возможность. Действительность - это реализованная возможность. Для превращения возможности в действительность нужны определенные условия и субъективные факторы. Для превращения возможности в действительность нужны определенные условия и субъективные факторы.

41 Примеры перехода возможности в действительность. От искусства врача и поведения больного зависит превращение возможности в действительность. От искусства врача и поведения больного зависит превращение возможности в действительность. Циолковский мог только мечтать о космических полетах. Тогда это была абстрактная возможность. С развитием науки и техники она превратилась в действительность. Циолковский мог только мечтать о космических полетах. Тогда это была абстрактная возможность. С развитием науки и техники она превратилась в действительность.

42 Единичное и общее. Единичное может возникать случайно, может возникнуть, а может и не возникнуть. Один человек мог не встретиться с другим человеком, который болен гриппом и, таким образом, мог и не заболеть. А общее возникает по необходимости, закономерности. Оно всегда оказывается в данных условиях именно так, а не иначе. Если вирус гриппа попадает на слизистую оболочку, он вызывает заболевание гриппом. Поэтому единичное и общее взаимно исключают, отрицают друг друга. Единичное может возникать случайно, может возникнуть, а может и не возникнуть. Один человек мог не встретиться с другим человеком, который болен гриппом и, таким образом, мог и не заболеть. А общее возникает по необходимости, закономерности. Оно всегда оказывается в данных условиях именно так, а не иначе. Если вирус гриппа попадает на слизистую оболочку, он вызывает заболевание гриппом. Поэтому единичное и общее взаимно исключают, отрицают друг друга.

43 Содержание – форма. Содержание – это совокупность элементов и процессов, из которых состоят предметы и явления. Содержание – это совокупность элементов и процессов, из которых состоят предметы и явления. Форма – организация, структура содержания. Форма – организация, структура содержания.

Постоянно развивающаяся борьба старого и
нового, противоположного и
противоречивого, возникающего и
исчезающего . Всё это приводит мир к
новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает
необходимость диалектики .

3. Диалектика.

ДИАЛЕКТИКА (греч. -- искусство вести беседу)
Основоположник Сократ
Диалектика - теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и мышления.

4. Сократ

6. Платон

родился в Афинах в 428 или 427 г.
до н. э. в аристократической семье.
в возрасте двадцати лет стал
учеником Сократа
Отправлялся в великое
путешествие (Египет, Южная
Италия, Кирен и др.)
Был продан в рабство, но
выкуплен.
Основал Академию в Афинах
Платон умер в 348 или 347 г. до н. э.
в возрасте восьмидесяти лет

8. 3 формы развития понятия

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ДИАЛЕКТИКА
СОВРЕМЕННОСТИ
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ
КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
метод познания
действительности, который
учитывает противоречивость
СТИХИЙНАЯ мира, его изменение,
явлений, вещей
ДИАЛЕКТИКА взаимосвязи
и процессов, качественные
превращение вещей в их
превращения, переходы от
собственную
низшего к высшему через
противоположность
отрицание отжившего и
правое – левое, старое –
утверждение нового,
молодое и т.д.
растущего. Представитель
представитель Гераклит
Гегель
объективность
рассмотрения
явлений,
стремление
постичь вещь
саму по себе, как
она есть, в
совокупности ее
многообразных
отношений к
другим вещам.
Представитель
Карл Маркс

9. Гераклит

Около 544—540 до н. э. — г. смерти
неизвестен), древнегреческий философматериалист
В наивной форме сформулировавший
ряд диалектических принципов бытия
и познания;
Написал не дошедшее до нас
сочинение "О природе", от которого
сохранились лишь отрывки в
сочинениях позднейших авторов.
Стиль Гераклита отличается
поэтической образностью.

11. Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831)

• родился
в семье крупного
чиновника
•Учился в Тюбингемском технологическом
институте
•Работал домашним учителем
•Служил директором гимназии
в Нюренберге
•Преподавал в Ленском университете
•Издатель философского
критического журнала
•Профессор Гейдельбергского и
Берлинского университетов

13. Карл Маркс

диалектика
СУБЪЕКТИВНАЯ или
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ — это
движение и развитие
мыслей, понятий,
которые отражают в
сознании объективную
диалектику.
Логика (от греч. logos – логос слово,
разум )-Наука об общих законах
развития объективного мира и
познания
ОБЪЕКТИВНАЯ— это
движение и развитие в
самом материальном мире
как едином
взаимосвязанном целом.
Она не зависит ни от
сознания человека, ни от
сознания человечества.

17. Метафизика

19. Андроник Родосский

(сер. 1 в. до н.э.)
Греческий философ-перипатетик
Глава Перипатетической школы
Известен как первый издатель трудов
Аристотеля.
Издание, осуществленное ок. 45 до
н.э., представляло собой публикацию
сохранившихся произведений
Аристотеля .
Положил начало обширной традиции
изучения и комментирования
аристотелевских сочинений, составив
комментарии к Категориям и Физике.

20. Аристотель

(384—322 до н. э.)
Древнегреческий философ и учёный.
Родился в Стагире.
В 367 отправился в Афины и, став
учеником Платона, в течение 20 лет.
В 343 был приглашен Филиппом
(царём Македонии) воспитывать его
сына Александра.
В 335 вернулся в Афины и создал там
свою школу (Ликей, или
перипатетическую школу).
Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал
от преследования по обвинению в
преступлении против религии.

Две концепции
развития
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система),
определённый способ понимания, трактовки какого-либо
предмета, явления, процесса, основная точка зрения на
предмет и др., руководящая идея для их систематического
освещения

23. Развивается ли мир?

24. Каковы характер и направления развития?

25. В чём источник и причина развития?

диалектика
метафизика
Внутреннее противоречие
Посторонняя сила, внешний
(самодвижение, саморазвитие) толчок, Бог.
Материя косна, инертна,
неподвижна

26. Две концепции развития

диалектика
вопросы
метафизика
Да! От низшего к
высшему
Развивается ли
мир?
Да…, но механически
Количество переходит в
качество
высшее
Каковы характер
и направления
развития?
Количество переходит в
количество
В чём источник и
причина
развития?
Посторонняя сила,
внешний толчок, Бог.
Материя косна,
инертна, неподвижна.
низшее
Внутреннее
противоречие
(самодвижение,
саморазвитие)

27. Вывод

Итак, в философии существуют две основные
концепции развития - диалектика и метафизика.
Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся,
в котором все взаимосвязано и источником развития
являются внутренние противоречия. Развитие
происходит путем накопления количественных
изменений, которые приводят к качественным, к
изменению формы, к образованию новых
противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо
признает их, но как случайные, несвязанные процессы,
имеющие высший источник. И та и другая концепция
описывает реальные процессы. Диалектика делает
акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика
описывает их устойчивые характеристики.

28. Хрестоматия

30. Словарь

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ школа (от греческого peripatos крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине
Афин), философская школа, основанная Аристотелем. В 4 - 2 вв. до
нашей эры перипатетическая школа была своего рода академией
наук (систематическая разработка всех областей знания на основе
метода Аристотеля) и высшей школой для афинской молодежи
Бытие- это философская категория , в которой фиксирруется
убеждения человека, в существовании окружающего его мира и
его самого со своим сознанием.
Гносиология- учение о познании
Диалектика- (греч. -- искусство вести беседу)-- теория и метод
познания действительности, наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
Метафизика- (греч. meta ta qysica. букв. то, что после физики),
философское учение о сверхопытных началах и законах бытия
вообще или какого-либо определенного типа бытия.

КАЧЕСТВО — это определенность объекта, представляющая собой
целостную и относительно устойчивую совокупность его
специфических признаков, характеристик, черт сходства с
другими объектами.
КОЛИЧЕСТВО — это характеристика различия внутри данного
качества или одинаковых качеств.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система),
определённый способ понимания, трактовки какого-либо
предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и
др., руководящая идея для их систематического освещения
Познание — совокупность процессов, процедур и методов
приобретения знаний о явлениях и закономерностях
объективного мира.
Материя (лат. materia — вещество), ". философская категория
для обозначения объективной реальности, которая дана человеку
в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Универсальные методы и приемы познания: диалектика и метафизика. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Предмет философии в Новое время Эпоху Нового времени в Европе открывают буржуазные революции (сначала в Нидерландах, затем в Великобритании) Экономическая причина последних лежала в способе производства Капиталистическое производство невозможно без достижений науки, а потому капитализм оказал стимулирующее воздействие на развитие наук Но это в свою очередь повлекло за собой изменение предмета философии Философия из учения о бытии превращается в науку о едином методе научного познания для всех наук

Учение философов XVII – XVIII вв. о едином методе познания Интерес философов к вопросу о методе познания был стимулирован научными открытиями. Активнее других наук в XVII – XVIII вв. развивалась механика (раздел физики) Основополагающим признаком механики является сведение сложного к простому и познание сложного через его составляющие Такой способ познания объективно вел к представлению о том, что целого в природе не существует, ибо целое есть всего лишь сумма составляющих его частей

Борьба в философии относительно ведущего метода научного познания Основоположником философии Нового времени стал Ф.Бэкон. Большую часть своей жизни Бэкон являлся политиком и к философии обратился в основном после того, как отошел от политических дел Бэкон вернул философии утраченный ею во время Средневековья собственный предмет – изучение Природы, а главное – ее законов. В познании Природы, по Бэкону, участвуют как чувства, так и разум, хотя формулирует законы, разумеется, Разум Позднейшие философы разошлись во мнении на предмет того, чему принадлежит важнейшая роль в познании – разуму или чувствам Дж. Локк и его последователи отводили главную роль чувствам. Их в дальнейшем стали именовать сенсуалистами (от англ. sense – ‘чувство, ощущение’) Основателем противоположного сенсуалистическому подходу к познанию был француз Рене Декарт (1596 – 1650). На первое место в познании Природы он поставил человеческий разум (лат. ratio). Поэтому его последователи стали именоваться рационалистами

Противоположность идеалистической диалектики Гегеля и материалистической диалектики Маркса Гегелевская идеалистическая диалектика мистифицировала объективный процесс развития природы, истории и человеческого мышления, перенося его в сферу Духа, что побудило К.Маркса к радикальной переработке диалектики Гегеля на основе материализма Работа по переосмыслению идеалистической диалектики и ее постановке на почву материализма была осуществлена в середине XIX столетия недавними гегельянцами (младогегельянцами) К.Марксом и Ф.Энгельсом В результате родилась новая, принципиально отличная от гегелевской диалектики понятий Марксова материалистическая диалектика (диалектика вещей)

Диалектика и метафизика Работу выполнила Студентка 31 группы Чемерязова Екатерин

№ слайда 1

Диалектика и метафизика Работу выполнила Студентка 31 группы Чемерязова Екатерина

Введение Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и про

№ слайда 2

Введение Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего . Всё это приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики .

Диалектика. ДИАЛЕКТИКА (греч. -- искусство вести беседу) Основоположник Сократ Д

№ слайда 3

Диалектика. ДИАЛЕКТИКА (греч. -- искусство вести беседу) Основоположник Сократ Диалектика - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Сократ Родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры Отец Софроникс, был каме

№ слайда 4

«Диалектика - искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мн

№ слайда 5

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в&nbs

№ слайда 6

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа Отправлялся в великое путешествие (Египет, Южная Италия, Кирен и др.) Был продан в рабство, но выкуплен. Основал Академию в Афинах Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет

«Диалектика - логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза п

№ слайда 7

3 формы развития понятия

№ слайда 8

3 формы развития понятия

Гераклит

№ слайда 9

«Диалектика-концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пр

№ слайда 10

Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831)

№ слайда 11

Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831)


№ слайда 12

Карл Маркс

№ слайда 13


№ слайда 14


№ слайда 15

Метафизика Метафизика

№ слайда 16

Метафизика МЕТАФИ ЗИКА (греч. meta ta qysica. букв. то, что после физики). Тер

№ слайда 17

Андроник Родосский (сер. 1 в. до н.э.) Греческий философ-перипатетик Глава Перип

№ слайда 19

Андроник Родосский (сер. 1 в. до н.э.) Греческий философ-перипатетик Глава Перипатетической школы Известен как первый издатель трудов Аристотеля. Издание, осуществленное ок. 45 до н.э., представляло собой публикацию сохранившихся произведений Аристотеля . Положил начало обширной традиции изучения и комментирования аристотелевских сочинений, составив комментарии к Категориям и Физике.

Аристотель (384—322 до н. э.) Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагир

№ слайда 20

Аристотель (384—322 до н. э.) Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет. В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии.


№ слайда 21

Две концепции развития Две концепции развития

№ слайда 22

Две концепции развития Две концепции развития

Развивается ли мир? диалектика

№ слайда 23

Развивается ли мир? диалектика

Каковы характер и направления развития? Количество переходит в качество

№ слайда 24

Каковы характер и направления развития? Количество переходит в качество

В чём источник и причина развития? Внутреннее противоречие (самодвижение, самора

№ слайда 25

В чём источник и причина развития? Внутреннее противоречие (самодвижение, саморазвитие)

Две концепции развития

№ слайда 26

Две концепции развития

Вывод Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика

№ слайда 27

Вывод Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Хрестоматия «Диалектика - искусство обнаружения истины путем столкновения против

№ слайда 28

«Диалектика— это метод познания действительности, который учитывает противоречив

№ слайда 29

Словарь ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ школа (от греческого peripatos - крытая галерея), или Л

№ слайда 30

Словарь ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ школа (от греческого peripatos - крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин), философская школа, основанная Аристотелем. В 4 - 2 вв. до нашей эры перипатетическая школа была своего рода академией наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля) и высшей школой для афинской молодежи Бытие- это философская категория , в которой фиксирруется убеждения человека, в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием. Гносиология- учение о познании Диалектика- (греч. -- искусство вести беседу)-- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Метафизика- (греч. meta ta qysica. букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.

Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, восп

№ слайда 31

Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

КАЧЕСТВО — это определенность объекта, представляющая собой целостную и относите

№ слайда 32

КАЧЕСТВО — это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. КАЧЕСТВО — это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. КОЛИЧЕСТВО — это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Материя (лат. materia — вещество), ". философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них

Проверочное задание Проверочное задание

№ слайда 33

Проверочное задание Проверочное задание

Тест 1. Диалектика дословно переводится как Искусство говорить Искусство вести б

№ слайда 34

Тест 1. Диалектика дословно переводится как Искусство говорить Искусство вести беседу Искусство спорить 2. Основоположник диалектики Аристотель Андронник Родосский Сократ

Задание на соотношение Какие философы относятся к метафизики, а какие к диалекти

№ слайда 36

Задание на соотношение Какие философы относятся к метафизики, а какие к диалектики?

Проблемное задание Может ли диалектика существовать отдельно от метафизики?

№ слайда 37

Проблемное задание Может ли диалектика существовать отдельно от метафизики?

Библиография: otherreferats.allbest.ru slovari.yandex.ru philosophy.ru›library/v

№ слайда 38


№ слайда 39

Презентация: Диалектика и метафизика

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Диалектика и метафизика" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 39 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по философии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

Презентация: Диалектика и метафизика

Диалектика и метафизика

Работу выполнила Студентка 31 группы Чемерязова Екатерина


Слайд 2

Введение

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего . Всё это приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики .


Слайд 3

Диалектика.

ДИАЛЕКТИКА (греч. -- искусство вести беседу) ОсновоположникСократ Диалектика - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.


Слайд 4

Сократ


Слайд 5


Слайд 6

Платон

родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа Отправлялся в великое путешествие (Египет, Южная Италия, Кирен и др.) Был продан в рабство, но выкуплен. Основал Академию в Афинах Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет


Слайд 7


Слайд 8

3 формы развития понятия

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. Представитель Гегель объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Представитель Карл Маркс превращение вещей в их собственную противоположность правое – левое, старое – молодое и т.д. представитель Гераклит


Слайд 9

Гераклит

Около 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист В наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; Написал не дошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью.


Слайд 10


Слайд 11

Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831)

родился в семье крупного чиновника Учился в Тюбингемском технологическом институте Работал домашним учителем Служил директором гимназии в Нюренберге Преподавал в Ленском университете Издатель философского критического журнала Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов


Слайд 12


Слайд 13

Карл Маркс


Слайд 14


Слайд 15

диалектика ОБЪЕКТИВНАЯ— это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. СУБЪЕКТИВНАЯ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Логика (от греч. logos – логос слово, разум )-Наука об общих законах развития объективного мира и познания


Слайд 16

Метафизика Диалектика противоположны


Слайд 17

Метафизика


Слайд 18


Слайд 19

Андроник Родосский

(сер. 1 в. до н.э.) Греческий философ-перипатетик Глава Перипатетической школы Известен как первый издатель трудов Аристотеля. Издание, осуществленное ок. 45 до н.э., представляло собой публикацию сохранившихся произведений Аристотеля . Положил начало обширной традиции изучения и комментирования аристотелевских сочинений, составив комментарии к Категориям и Физике.


Слайд 20

Аристотель

(384—322 до н. э.) Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет. В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии.


Слайд 21


Слайд 22

Две концепции развития Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения


Слайд 23

Развивается ли мир?

диалектика Да! От низшему к высшему Да…, но механически метафизика


Слайд 24

Каковы характер и направления развития?

Количество переходит в качество диалектика Количество переходит в количество метафизика


Слайд 25

В чём источник и причина развития?

Внутреннее противоречие (самодвижение, саморазвитие) метафизика диалектика Посторонняя сила, внешний толчок, Бог. Материя косна, инертна, неподвижна


Слайд 26

Две концепции развития


Слайд 27

Вывод

Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.


Слайд 28

Хрестоматия


Слайд 29


Слайд 30

Словарь

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ школа (от греческого peripatos - крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин), философская школа, основанная Аристотелем. В 4 - 2 вв. до нашей эры перипатетическая школа была своего рода академией наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля) и высшей школой для афинской молодежи Бытие- это философская категория , в которой фиксирруется убеждения человека, в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием. Гносиология- учение о познании Диалектика-(греч. -- искусство вести беседу)-- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Метафизика- (греч. metataqysica. букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.


Слайд 31


Слайд 32

КАЧЕСТВО — это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. КОЛИЧЕСТВО — это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Концепция(от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Материя(лат. materia — вещество), ". философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них


Слайд 33


Слайд 34

1. Диалектика дословно переводится как Искусство говорить Искусство вести беседу Искусство спорить 2. Основоположник диалектики Аристотель Андронник Родосский Сократ


Слайд 35


Слайд 36

Задание на соотношение

Какие философы относятся к метафизики, а какие к диалектики?


Слайд 37

Проблемное задание

Может ли диалектика существовать отдельно от метафизики?


Слайд 38

Библиография:


Слайд 39

Читайте также: