Деятельность образовательного учреждения по управлению качеством образования доклад

Обновлено: 30.06.2024

Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.

Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. Качество образования— важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе директора школы.

Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, нравственного развития, которого ребёнок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект (Приложение 1).

Качество образования учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который планируется в соответствии с теми целями воспитания и обучения, которые ставит перед собой школьный коллектив.

От качества поставленной цели, зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.
Директор школы, как правило, рефлексирующий цели и способы действия, умеющий предвидеть результаты своих действий и действий школьного коллектива должен грамотно направлять школьный коллектив на достижение цели по улучшению качества образования, опираясь на запросы учеников, родительского сообщества и создать в школе условия для воспитания человека современно образованного.

Качество образования, зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения – это, прежде всего, правильная кадровая политика руководителя образовательного учреждения, а так же его деятельность по сохранению и поддержанию здоровья детей, важным является и создание материально-технической базы школы.

1. В современных условиях на первом месте по степени важности для руководителя стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Для этого необходимо создать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, постоянно мотивировать учителя к профессиональному росту и внедрению инновационных технологий в учебный процесс.

2. Важна сфера деятельности директора школы по созданию ресурсов сохранения и поддержания здоровья детей, т.к. именно здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом.

В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья обучающихся становится приоритетной, приобретает особую важность в том, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду, т.е. быть конкурентоспособным и здоровым.

3. Для успешной организации образовательного процесса в школе руководителю необходимо создать достойную материально-техническую базу. Оснащённость школы современной компьютерной сетью с выходом в Интернет, оборудование компьютерного класса и других учебных кабинетов школы с учетом санитарно-гигиенических норм, требований техники безопасности и противопожарных норм, режим функционирования столовой, соответствие мебели и посуды санитарно-гигиеническим и эстетическим нормам, возрастным особенностям детей – помогают создать условия в школе для творческого саморазвития личности, сохранить и поддержать здоровье детей.

Деятельность директора по ресурсообеспеченности способствует готовности школы выполнить социальный заказ, обеспечивает успешность обучения и качественность образования, способствует социальной адаптации учащихся.

В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:

  • Качество управления
  • Качество педагога
  • Качество педагогической деятельности
  • Качество ученика

Первый вид деятельности. Качество управления

Процесс управления в школе организуется директором на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организационную, образовательную и воспитательную деятельность. Создание нормативных документов, программы развития школы, годового и ежедневного планирования – это всё компетенция руководителя образовательного учреждения.

Второй вид деятельности. Качество педагога

В школе через систему мероприятий по достижению целей организуется самообразовательно-творческая деятельность педагогов. Важную роль в профессиональном становлении педагога играют правильно спланированные и хорошо организованные мероприятия по достижению целей.
Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, постоянно действующие семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

Третий вид деятельности. Качество педагогической деятельности

Качество педагогической деятельности определяется хорошей организацией учебно-воспитательного процесса: учебной деятельностью, внеклассной и воспитательной работой.

Четвёртый вид деятельности. Качество ученика

  • Уровень образования;
  • Уровень воспитания;
  • Состояние физического здоровья;
  • Уровень социального благополучия семей.

2 БЛОК. Качество результатов деятельности

  • анализ статистических данных;
  • анкетирование;
  • экспертное оценивание;
  • контент-анализ документов;
  • квалиметрические методики и процедуры;
  • заключения, решения и оценки официальных структур разных уровней.

Таким образом, качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха. Для директора школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. Он становиться профессионально мобильным. Осваивает новые социальные роли.

Все субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, администрация) заинтересованы в обеспечении качества образования .

Слайд №2 (Высказывание о качестве образования)

Слайд № 3 (От качества условий к качесву результата)

Слайд № 4 (От качества условий к качеству результата)

Попробуем проанализировать работу школы по повышению качества образования, рассмотрев этот вопрос с четырех позицый: повышения качества условий, качества образовательного процесса, качества результатов и качества управления школой. Схему, которую вы видите на слайде, можно, на наш взгляд, считать формулой достижения высокого качества образования.

Слайд № 5 (Материально-технические условия)

В течение последних пяти лет большое внимание уделялось созданию таких условий, без которых получение качественного образования просто невозможно. А именно оснащению школ современным учебно-лабораторным, спортивным и компьютерным оборудованием, повышению квалификации педагогических работников, развитию школьной инфраструктуры.

Освоенные денежные средства (особенно в 2012, 2013 году) позволили модернизировать в нашей школе кабинеты физики, химии, биологии, географии, информатики, русского языка и литературы, начальных классов; в разы снизить количество обучающихся в расчёте на один компьютер, увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя, оснастить многие кабинеты современным интерактивным оборудованием, обеспечить каждому педагогу доступ в Интеренет, создать единую локальную сеть.

Помимо мероприятий по модернизации были освоены немалые средства и на проведение ремонтных работ, обеспечение безопасности, выполнение предписаний надзорных органов. Это ремонт столовой, санузлов, крыши, спортивных залов. Слайд № 6 (Педагогический состав)

Ключевой фигурой, создающей условия для системных изменений, способствующих формированию личности ученика, остаётся педагог, а результаты школьного образования напрямую зависят от его профессиональной компетентности и качества подготовки.

Укомплектованность педагогическими кадрами на 100% сохраняется много лет. Средний возраст педагогов школы – 45 лет (значительно ниже, чем в районе), в школе работает 50 педагогов. Несмотря на оптимизацию, сохранены ставки педагога-психолога, логопеда, социального педагога, старшей вожатой, воспитателей ГПД. Уровень квалификации педагогов достаточно высок. Результат многолетней целенаправленной работы - 32% педагогов имеют высшую категорию, 50% - первую. Нет категорий только у молодых педагогов со стажем работы менее 3-х лет и у тех, кто работает в нашей школе первый год.

Слайд № 7 (Курсовая подготовка)

Одна из наших главных задач – обеспечить профессиональный рост и развитие учителей. В последние годы идут поиски новых форм обучения: дистанционные курсы повышения квалификации; очно-заочные курсы; курсы на базе района; выездные курсы (хотя пару лет назад нам были доступны даже федеральные стажировочные площадки, педагоги повышали квалификация в Екатеринбурге, Казани, Вологде, С.Петербурге). Перспективный план курсовой подготовки постоянно корректируется, пересматривается. Задача – 100% обучение на курсах по ФГОС близка к выполнению. В связи со скорым введением в действие профессиональных стандартов, два педагога в настоящее время проходят курсы профессиональной переподготовки (причем, за свой счет).

Слайд № 8 (Результаты обученности)

Слайд № 9 (Результаты ОГЭ: русский язык и математика)

Выпускники школы ежегодно показывают прочные знания на итоговой аттестации. Какой ценой это дается, это, конечно тема отдельного разговора. Родительские собрания в течение учебного года, педагогические советы, совещания, кружки по подготовке к экзаменам, дистанционные курсы, многократные тренировочные тестирования с подробным анализом, индивидуальная работа на совете профилактики… После перехода на пятидневную рабочую неделю освободилась суббота – теперь в нашей школе это главный день подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Вместо выходного дня педагоги проводят кружки, как и в течение недели.

Последние 5 лет 100% выпускников 9 классов нашей школы получают аттетстаты об основном обшем образовании. Средний балл на ОГЭ по русскому языку и математике последние три года сохраняется на достаточно высоком уровне. Вы это видите на слайде.

Слайд № 10 (Результаты ОГЭ: предметы по выбору)

В этом учебном году девятиклассникам пришлось сдавать четыре экзамена в форме ОГЭ. Из 50 человек не сдали математику с первого раза только 2 (мы понимаем, что это неплохой результат), из предметов по выбору были неудовлетворительные оценки лишь по обществознанию. Результаты по другим предметам нас очень порадовали. Из 50 человек 9 получили аттестат об основном общем образовании с отличием.

Слайд № 11 (Результаты ЕГЭ)

На слайде вы видите результаты ЕГЭ в 11 классах по всем предметам за последние 5 лет. Заливкой выделены те предметы, по которым средний балл превышает областные показатели. Вы видите, что неплохие результаты у наших выпускников по русскому языку и естественным наукам. Здесь немалую роль играет профилизация обучения. Уже несколько лет подряд обучающимся 10-11 классов предоставляется право выбрать предметы для изучения на профильном уровне. Классы мы делим на профильные группы. Одни изучают профильно обществознание и математику, другие – биологию и математику, за счет элективных курсов в индивидуальный учебный план можно добавить русский язык, физику или химию. Таким образом, мы пытается удовлетворить запросы большинства. И как результат, ежегодно немалая доля выпускников выбирает на ЕГЭ физику, химию, биологию. Так в этом году 7 человек сдавали ЕГЭ по биологии и химии, средний балл по этим предметам на уровне лицея естественных наук. По русскому языку из 40 выпускников – 2 стобальника, 14 высокобальников.

Слайд № 12 (Результаты участия в олимпиадах)

Большое внимание коллектив школы уделяет работе с одаренными детьми. В 2015-2016 учебном году 249 учащихся приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, присуждено 86 призовых мест. Эти дети заняли 93 призовых места в муниципальном этапе (30 победителей и 63 призера), в лидерах русский язык, биология и химия. 14 человек были приглашены на 8 областных олимпиад. И мы считаем, что это отличный результат для общеобразовательной школы.

Слайд № 13 (Результаты участия в конкурсах)

Учащиеся школы являются победителями и призёрами различных конкурсов, чемпионатов, конференций муниципального, регионального и федерального уровней. Каждый год появляются всё новые и новые конкурсы. Мы пробуем, отказываемся от одних, ищем новое. Находим возможность выезжать на очные конкурсы, всё больше участвуем в дистанционных. На слайде вы видите далеко не все призовые места на уровне области и выше завоеванные нашими школьниками в этом учебном году.

Слайд № 14 (Структура управления школой)

Ну и одним из самых важных условий повышения качества образования является качество управления школой. В системе управления школой функционируют не отдельные модули (вы видите на слайде), а их оптимальная комбинация. Здесь главные принципы:

- полный охват всех направлений работы;

- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

- использование современных информационных технологий;

- привлечение квалифицированных специалистов;

- адаптивность управленческой модели к изменяющимся условиям (введение новых структур, отказ от устаревших).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Системы менеджмента качества в образовании" состоит из: введения, 2 тем, заключения, также предоставлен список литературы. Во введении указаны принципы на которых строится система менеджмента качества в образовании. Далее 1 тема - особенности системы менеджмента качества в учебных заведениях. Затем 2 тема - показатели качества образования. В заключении подводятся итоги работы. В завершении доклада предоставлен список литературы.

2. Особенности системы менеджмента качества в учебных

3. Показатели качества образования 7

4. Заключение 10

5. Список литературы 11

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества.

Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Он определяют обязательный минимум основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и содержат объективную оценку уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм собственности.

Учреждения образования представляют собой массовую систему, воздействующую на экономическую ситуацию в стране и ее регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик потребителям. В зависимости от применяемых методик потребители усваивают математику, литературу, химию и другие предметы.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в деятельности потребителя. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

- понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

- ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

- постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:

- использование ресурсов для достижения целей организации;

- передача результатов деятельности во внешнюю среду.

При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования.

Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.

Особенности системы менеджмента качества

в учебных заведениях

Система менеджмента качества строится с учетом общих требований и типа учебного заведения. Статус учебного заведения зависит от характера его деятельности, уровня и реализуемых образовательных программ.

Менеджмент учебного заведения как организации социальной сферы наряду с другими аспектами управления включает и систему менеджмента качества. Учебное заведение ориентируется на потребителей образовательных услуг, поэтому система менеджмента качества должна:

- способствовать повышению качества образовательных услуг;

- определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;

- обеспечивать результативность процессов;

- обеспечивать ресурсную и информационную поддержку процессов;

- осуществлять мониторинг образовательных процессов;

- позволять выявлять отклонения достигнутых результатов от запланированных и постоянно совершенствовать образовательные процессы.

Для системы менеджмента качества применимы слндующие принципы:

- ориентация на потребителя;

- учет ситуации на рынке образовательных услуг;

- учет ситуации на рынке труда;

- постоянное улучшение деятельности учебного заведения и т.д.

Задачи учебного учреждения – удовлетворять потребности государства и общества в квалифицированных работниках. Руководитель разрабатывает политику и стратегические цели организации; участвует в проектах по улучшению, поиску новых образовательных технологий, определению жизненного цикла образовательных услуг, разработке новых услуг. При этом следует учитывать, что образовательное учреждение представляет собой сложную образовательную систему.

Управлять системой означает обеспечивать ее целенаправленное поведение в изменяющихся условиях, что достигается надлежащей организацией и развитием. Системы различаются своими целями.

Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии, определение условий и средств достижения целей. Функционирование системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учет и контроль. В процессе планирования принимаются решения, затем создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать. Однако под влияние внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечение желаемого хода развития системы.

Процесс образования состоит из операций, связанных с подготовкой и реализацией занятий по соответствующим образовательным программам.

Управление процессом включает: составление календарных планов, установление норм удельной трудоемкости на выполнение элементов учебной работы (чтение лекций, руководство курсовыми и дипломными работами и т.п.), контроль качества преподавания и др.

При формировании системы менеджмента качества нужно учитывать появление новых нетрадиционных технологий обучения, которые применяются в так называемом открытом образовании.

Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.

2. Состояние материально-технической базы образовательного учреждения.

3. Мотивация преподавательского состава.

4. Качество учебных программ.

5. Качество студентов.

6. Качество знаний.

7. Качество инфраструктуры.

8. Инновационная активность руководства.

9. Внедрение процессных инноваций.

11.Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель.

Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:

-уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

- потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

- наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

- способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

- известность, и т.д.

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в инновационной составляющей.

В центе образовательного процесса стоит потребитель знаний – студент. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве студента. Студент является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: знание компьютера, желание учиться, интеллект, духовность, одаренность, память, дисциплинированность, наблюдательность, планирование карьеры.

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания учебного заведения.

Все перечисленные показатели не поддаются количественной оценке и могут быть рассчитаны как альтернативные показатели, а также путем бальных оценок.

Достижения выпускников можно определить на основе мониторинга за их карьерой, для чего необходима обратная связь выпускников с учебным учреждением. Полезны традиционные встречи выпускников и проведение анкетирования.

Поскольку большинство показателей качества образования не могут имеет количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.


Доклад на тему: Повышение качества образования в образовательном учреждении.

Содержимое разработки

на тему: Повышение качества образования в образовательном учреждении.

Качество образования – это одна из основных проблем современной школы.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это процесс постоянного совершенствования.

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗАВИСИТ:

- от уровня индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип, состояние здоровья);

- от внешних влияний (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.);

- от уровня профессионального мастерства учителя:

одно из главных условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

- от традиций и новаций в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения);

- от состояния учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества чебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика);

- от физиологических и санитарно-гигиенических факторов;

- от системы оценивания знаний учащихся;

- от уровня коммуникативных отношений, степени готовности к совместному сотрудничеству.

Мотивация в обучении (+ непосредственное участие семьи)

Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. В учебном процессе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет глубокой, то таких учеников, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.

Если брать более конкретно, то учитель может смотивировать учащихся интересной экскурсией, творческими работами ит.д., где ребенок сможет проявить себя и свои способности.

Лидия Ильинична Божович (ученица Льва Выготского) : Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность.

Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности.

Пути формирования учебной мотивации:

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет 2 путями:

1. через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);

2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).

Психологические рекомендации по развитию уровня школьной мотивации.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (по возможности); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);

создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению:

заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости; Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.

опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

использовать интерес учеников к наглядности;

создавать атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.

Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.

Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:

не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;

использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Рекомендации по работе с детьми с гиперкинетическим синдромом:

Гиперактивным детям необходимо находиться в поле вашего непосредственного педагогического внимания (парта ребенка должна находиться перед столом учителя).

Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, следите за речью: говорите медленно, спокойным тоном. Держите эмоции под контролем.

Рекомендуйте родителям организовать для ребенка точный режим дня, информируйте о необходимости четкого соблюдения режима сна, а также определите список обязательных повседневных обязанностей. Досуг ребенка с гиперактивным синдромом должен быть минимально загружен телевиденьем и компьютерными играми.

Избегайте переутомления ребенка, предлагайте не более одного дела одновременно, используйте наиболее четкие и простые инструкции, сложные задания делите на части.

Придумайте совместно с ребенком четкую систему вознаграждений и наказаний, и придерживайтесь ее, но учтите, что постоянное выполнение этих правил для таких детей почти невыполнимая задача.

Рекомендуйте родителям и придерживайтесь сами следующего принципа: ребенок должен мало времени проводить в местах большого скопления людей, лучше, если круг сверстников для игры и общения одновременно не будет превышать 2-3 человек.

Ежедневная посильная физическая нагрузка (трудовая деятельность, физические упражнения, прогулки) уменьшат проявления активности.

Используйте энергию ребенка в необходимом для вас русле: принести что-либо, провести физкультминутку, раздать тетради.

Чаще используйте тактильный контакт, различные поглаживания.

Гиперкинетический синдром у детей

Гиперкинетический синдром у детей определяется рассеянным вниманием у ребенка, его повышенной обеспокоенностью и импульсивными поступками. Этот синдром негативно влияет на успехи в учебе и социальную адаптацию детей в школе, в силу чего страдает успеваемость. Гиперкинетический синдром у детей вызывает гиперактивное поведение. Чаще всего такие дети не способны к усидчивости и с трудом справляются с классными и домашними делами, требующими сосредоточенности, более склонны отвлекаться на случайные внешние раздражители.

Гиперкинетический синдром у детей зачастую сопровождается необдуманными и неожиданными поступками у ребенка, который может внезапно выскочить на дорогу, или взобраться на дерево, таким детям сложно общаться со сверстниками, так как они проявляют агрессию и могут грубо или бестактно высказываться в общении со сверстниками или взрослыми. Такой ребенок склонен к нервным расстройствам, обусловленным гипервозбудимостью, такие дети более впечатлительны, они пугливы и подвержены перепадам настроения.


-75%

Читайте также: