1 пословицы и поговорки афоризмы доклад
Обновлено: 16.05.2024
Анализ способов приукрасить речь. Рассмотрение источников метких выражений и устойчивых фразеологизмов. Использование в речи пословиц, поговорок, крылатых слов. Исследование функций народных изречений. Своевременность воспроизведения и вариации интонаций.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.12.2014 |
Размер файла | 23,4 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Оглавление
1. Понятие пословиц, поговорок и крылатых слов
2. Использование в речи пословиц, поговорок и крылатых слов
Список использованной литература
В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, поговорок, которые использует русский человек. Именно они позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Такие выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения.
Использование в речи пословиц, поговорок способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует их, как о грамотном и образованном.
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
В данной работе рассматриваются функции, которые выполняют пословицы, поговорки в речи, актуальность их употребления. Приводятся примеры из произведений русской литературы.
1. Понятие пословиц, поговорок и крылатых слов
Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.
Крылатые слова - устойчивые фразеологизмы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности. Изучаются фразеологией.
2. Использование в речи пословиц, поговорок и крылатых слов
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние:
Чует кошка, чье мясо съела.
Жернова сами не едят, а людей кормят.
Грозен враг за горами, а грознее за плечами.
Работать - день коротать; отдыхать - ночь избывать.
Сердце вещун: чует и добро и худо;
2) Раскрыть отношения между людьми:
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Детки хороши - отцу, матери венец, худы - отцу, матери конец.
Паны дернутся, у казаков чубы трясутся.
Сытый голодного не разумеет.
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: речь пословица поговорка фразеологизм
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Назвался груздем - полезай в кузов.
Две собаки грызутся, третья не мешайся.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Друга ищи, а найдешь - береги.
Григорий Мелехов обращается к пословицам и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь - везде клин. Ждать да догонять - самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой.
Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова. Напоминая о замечательной мысли, воскрешая в памяти важные обстоятельства, интересные факты, они дают нам возможность заменять пространные объяснения кратким выразительным предложением или сочетанием.
В другом случае, желая сказать о смертельной опасности, нависшей над ком-либо, мы говорим: над головой его повис дамоклов меч. Употребляя это крылатое выражение, мы имеем в виду известную историю о том, как один из приближенных сиракузского тирана Дионисия, по имени Дамокл, стал с завистью говорить о своем повелителе, считая его самым счастливым человеком на свете. Чтобы проучить завистника, Дионисий пригласил его на пир и усадил на свое место. В самый разгар веселья Дамокл взглянул вверх и увидел, что над головой его висит подвешенный па конском волосе тяжелый меч, символизирующий смертельную опасность, которой властитель подвергался ежеминутно.
Заключение
Уже говорилось о том, что богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от употребления крылатых слов, пословиц и поговорок.
К сожалению, современная молодежь редко использует пословицы, поговорки и крылатые слова. Это, безусловно, истощает речь молодого поколения. Чаще всего они не используются потому что неизвестно значение того или иного выражения, а как следствие незнание в каком контексте его употребить.
Список использованной литературы
1. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок, изд. 4-е. - М., 1991.
2. Потебня А.А. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков. 1884.
3. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX - начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. - 2009.
Подобные документы
Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Проблемы дефиниции пословиц и поговорок. Правила перевода фразеологизмов в целом и пословиц-поговорок в частности. Практическое применение правил перевода английских пословиц и поговорок.
курсовая работа [54,2 K], добавлен 11.01.2008
Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Исследование их как средств выразительности и идейно-эмоциональной характерности. Определение функций пословиц и поговорок в русской речи. Использование их в произведениях великих писателей.
реферат [15,9 K], добавлен 30.10.2014
Характеристика пословиц и поговорок, разница между ними. Пословицы и поговорки российского народа, как особое средство выразительности. Теоретические и экспериментальные исследования средств и способов перевода пословиц и поговорок с английского языка.
курсовая работа [56,6 K], добавлен 20.01.2016
Определение и фольклорная специфика пословицы, ее отграничение от афоризмов, цитат, крылатых выражений и поговорок. Изучение первоисточников, многообразия и функций английских пословиц. Рассмотрение правил перевода английских пословиц на русский язык.
курсовая работа [44,2 K], добавлен 23.09.2014
Современные тенденции развития речи средств массовой информации, использование жаргонных слов в речи. Негативные последствия употребления ненормативной лексики. Сравнение фразеологизмов и крылатых слов, функциональная специфика трех групп интертекстем.
Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:
Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.
Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Г. Паустовский)
Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.
Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:
фразеологизмы или фразеологические единицы;
крылатые слова и выражения.
Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.
Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.
Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять - только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).
Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.
Потеха (разг.) – забава, развлерение.
Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.
Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.
Началось учение, - теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).
- Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.
Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. (Б . Изюмский . Алые погоны.).
Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице - делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов . О театре)
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.
6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 - 69.
7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .
8. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.
11. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности младших школьников
Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.
Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.
Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать её. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития язык, способность человека пользоваться им в целях обобщенно – логического и художественно – образного восприятия действительности.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народных традиций.
На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет пословицы и поговорки крылатыми словами. В понимании народа они выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность производительного труда на родной земле; ценности семьи и семейных отношений; традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле; ценность здорового образа жизни.
В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших качествах народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие, терпимость, отзывчивость, сострадание, милосердие, гостеприимство, благотворительность.
Эмоционально – насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.
Афоризмы — это лаконичные изречения, содержащие глубокую мысль, основанную на житейском опыте.
Узнаем, что такое афоризмы в речи, их виды и особенности. Приведем примеры афоризмов.
Наша речь состоит не только из эпитетов, метафор и олицетворений как художественных средств, служащих для придания ей особой выразительности. В своей речи мы оперируем как отдельными словами и словосочетаниями, связанными в предложение, так и готовыми языковыми строевыми единицами — фразеологизмами и языковыми афоризмами.
В зависимости от происхождения языковые афоризмы делятся на пословицы и поговорки и на крылатые выражения. Рассмотрим виды афоризмов в русском языке, выясним их отличия друг от друга.
Пословицы и поговорки — это языковые афоризмы
Пословицы и поговорки являются выражением длительного общественного опыта людей. Они формировались и шлифовались, как алмазы, в течение веков, аккумулировали коллективный человеческий опыт, передавались от поколения к поколению. Эти языковые единицы служат источником изучения истории и культуры носителей языка. В краткой форме в пословице или поговорке выражается вековая житейская мудрость народа.
К примеру, приведем общеизвестную пословицу:
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Эта пословица используется в виде жизненного совета: предусмотреть всё надо заранее, что будет необходимо в будущем.
Пословица — это краткое народное изречение, имеющее одновременно прямое и переносное значение или только переносное.
Пословица представляет собой не понятие, а связное определенное суждение. Как языковой афоризм, она в лаконичной форме характеризует явления, констатирует свойства людей, даёт им оценку или предписывает образ действия:
Старый конь борозды не испортит.
Этим пословицам характерна своя синтаксическая форма — повествовательное предложение.
Другие пословицы имеют вид совета, предостережения, поэтому они оформлены как побудительные предложения:
На Бога надейся, а сам не плошай.
Поговорками являются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальное содержание.
Как уже выяснено, у пословиц и поговорок нет конкретного автора. С этой точки зрения пословицы и поговорки как фольклорное наследие отражают богатую культурную историю народа. Известный фольклорист В. П. Аникин так пишет о познавательной ценности пословиц и поговорок:
Историк ищет в пословицах и поговорках свидетельств о далёкой старине и памятных событиях древности. Юрист ценит пословицы и поговорки как неписанные законы народной жизни. Этнограф усматривает в народных изречениях и метких образных определениях и характеристиках отражение уже исчезнувших обычаев и порядков. Философ через пословицы и поговорки пытается понять строй народного мышления.
Пословицы и поговорки являются массовыми афоризмами в отличие от индивидуальных афоризмов, которые часто называют крылатыми выражениями.
Афоризмы — это крылатые выражения
Индивидуальные афоризмы, или крылатые выражения, обязательно имеют своего автора. Эта группа афоризмов объединяет крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из литературы, изречения исторических лиц, краткие цитаты, образные выражения. Человечество на протяжении всей своей истории отбирало, фильтровало и усваивало оригинальные мысли лучших своих представителей.
Крылатые выражения широко используются в речи, но в отличие от пословиц и поговорок у них обязательно предполагается или существует конкретный автор:
Итак, афоризм — это оригинальное авторское изречение в лаконичной форме, которое запоминается и воспроизводится другими людьми.
Афоризмы используются в речи для достижения эффекта информативности, точности и образности. Крылатые выражения вносят струю эмоциональности в любую речь, текст или выступление. А ещё афоризмы подкрепляют мнение говорящего, используются для большей убедительности его слов.
Истина — это то, что выдерживает проверку опытом (А. Эйнштейн).
Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель).
Надежда живёт даже у самых могил (И. Гёте).
Примеры афоризмов
Опираясь на народный опыт или философскую мысль известного человека, оратор достигает наибольшей убедительности и выразительности своей речи. В качестве примеров приведем крылатые выражения великих людей о смысле жизни и жизненных ценностях.
Афоризмы о смысле жизни
Жить — это бороться; бороться — это жить (П. Бомарше).
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти (О. Бальзак).
В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя (М. Бабкок).
Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования (И. Гёте).
Истинное назначение человека — жить, а не существовать (Джек Лондон).
Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым (Стендаль).
Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для её достижения (А. Эйнштейн).
Читая книгу или статью, мы радуемся верной и глубокой мысли, меткому выражению, умному и яркому сравнению автора, облеченному в лаконичную форму. Такие короткие фразы легко усваиваются и запоминаются и впоследствии покидают страницы печатного издания и становятся крылатыми выражениями.
Вспомним слова Л. Н. Толстого, который считал:
Настоящая мудрость немногословна.
Итак, афоризмы — это мудрость человечества, просеянная сквозь сито времени.
Особенно часто цитируется Иван Андреевич Крылов, который в своих нравоучительных баснях сочинил множество выражений, получивших вторую жизнь вне текста его произведений и ставших впоследствии афоризмами.
Афоризмы И. А. Крылова
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
Из дальних странствий возвратясь.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он Кукушку.
Наделала синица славы, а моря не зажгла.
От радости в зобу дыхание спёрло.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Выбор темы исследования.
2. Цель исследования- определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.
3.Задачи исследования :
- изучить теоретический материал о пословицах и поговорках;
- составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;
- представить источники и пути появления пословиц в языке;
- найти связь между пословицами народов мира;
- проявить творчество в составление сказок и рассказов, поясняющих смысл пословиц;
- создать альбом рисунков пословиц и поговорок учащихся класса;
- сделать выводы по теме исследования.
4. Объект исследования, предмет исследования и база исследования.
Объект исследования – пословицы и поговорки.
Предмет исследования – пословицы и поговорки в речи современного человека.
База исследования – учащиеся моего класса, их ближайшее окружение.
5. Гипотеза исследования
Могу предположить, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека, их употребление делает нашу речь грамотной, насыщенной, выразительной.
6. Методы исследования
опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц;
сбор и обработка научной информации ;
повторное анкетирование на заключительном этапе работы;
анализ полученных результатов.
7. Актуальность исследования:
Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка.
ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1.1 Пословицы и поговорки в жизни современного человека
Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек.Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.
1.2 Портрет пословицы
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Однако нередко эти понятия путают между собой. Чем же они отличаются? Чтобы выяснить это, я решила сопоставить пословицы и поговорки между собой.
Свои наблюдения я оформила в виде таблицы.
1.Жанр устного народного творчества
1. Краткое народное изречение с назидательным смыслом. (С.И.Ожегов)
2. Коротенькая притча. (В.И.Даль)
3. Содержат совет, нравоучение, заключение.
4. Состоят из двух частей.
Например: Век живи - век учись.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
1.Окольное выражение, переносная речь, без притчи, без суждения, это половина пословицы.
2. Выражение преимущественно образное, не составляющее законченного высказывания.
3. Содержит намёк и пояснение.
4. Имеет иронию или даже сатиру.
Я пришла к следующему выводу: главным признаком, отличающим пословицу от поговорки, является то, что пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Вот как выглядит портрет пословицы:
1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности).
1. 3 Откуда взялись пословицы
Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:
Пословицы также могли быть итогом:
Я сделала вывод, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.
1. 4 Собирал человек слова
Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение. Это стало его любимым занятием – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Владимир Иванович Даль собрал свыше 30130 пословиц.
Мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусечённом виде.
Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.
Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.
1.5 Изначальный смысл пословиц
Какой изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное значение, и приобрели новый смысл. Я решила найти первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.
1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.
Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни: всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.
Я пришла к следующему выводу, широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них со временем теряет своё прямое значение, то тут же приобретает новый, переносный смысл, который подходит к нашему современному миру.
1.6 Пословицы других народов
Сравнивая пословицы, созданные в разных концах света, можно обнаружить удивительные совпадения во взглядах людей. Русским пословицам можно подобрать его альтернативу, то есть пословицу других народов с таким же смыслом. Вот какие пословицы удалось обнаружить мне.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
2.1 Пословица в нашей жизни
Для того, чтобы выяснить употребляют ли в своей речи и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела опрос среди учащихся своего класса.
Было предложено три вопроса.
1. Знаете ли вы пословицы? Если ДА приведите пример.
2. Знаете ли вы поговорки? Если ДА приведите пример.
Из 28 учеников правильно ответили только 18%. Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).
Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (82%).
Мамы и папы – лишь иногда (15%). Братья и сёстры употребляют иногда (3%).
Я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у меня получилось.
Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде.
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встречаются и такие наставления:
Кашу маслом не испортишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
Ребята в своей речи иногда используют поговорки:
Лежащего не бьют.
Надулся как индюк.
Пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот учащиеся моего класса не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, потому что повторяют поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.
Результат заданий подтвердил актуальность моего исследования.
2.2 Наше творчество
Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, в классе организовали конкурс на лучшую сказку или рассказ с использованием пословиц. Сочинять пытались все. Учитель, Василя Равильевна, помогала отобрать самые удачные, на наш взгляд, работы. Конечно же, родители не остались в стороне. Они помогали подбирать пословицы и поговорки, придумывать сюжет.
В парк за листочками
Жили – были три девочки Маша, Даша и Света, ученицы одного класса. Они были лучшими подругами, не разлей вода. Учитель попросил принести к следующему уроку технологии природный материал. Собрались девочки за листьями, веточками и что ещё преподнесёт им матушка-природа. Красна весна цветами, а осень плодами. Договорились пойти утром рано. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Наступило утро, отправились девочки в парк. Дошли до высокой ели. Около самых корней, в ветвях, свисающих до самой земли, Света разглядела много шишек и полезла их собирать. Даша и Маша решили обойти это место и побродить по парку в поисках интересных экземпляров для изготовления аппликаций. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Света набрав целое ведёрко, побежала догонять своих подруг. Маша и Даша, посмотрев на неё, рассмеялись. У Светы были ободраны руки и лицо. В волосах запутались иголки ели. А заглянув в её ведёрко, увидели большие, опрелые шишки, которые для изготовления поделок не подойдут. Поспешишь – людей насмешишь. Пришлось Свете искать вместе с подругами другой природный материал. Но по работе и заслуга. У девочек получились самые интересные работы, которые отобрали для школьной выставки.
М ал золотник, да дорог
В одном дворе жили два мальчика. Один из них учился в младших классах, а другой уже заканчивал школу. Старший мальчик всегда хвастался:
- Вон я, какой большой! А тебя совсем не видно.
И надвигал кепку на глаза маленькому мальчику. Малыш помалкивал и ждал весны. Он очень любил, когда всё вокруг оживало. На деревьях появлялись маленькие зелёные листочки. Везде щебетали птички.
Наступила весна. Маленький мальчик взял лопатку и посадил возле дома маленькие з ё рнышки. Старший мальчик сидел на лавочке и смеялся над малышом.
По заслугам и награда
Жил-был мальчик Миша. Учился он так себе. Не был отличником, но и двоечником тоже не был. Средний был мальчик.
Однажды ему задали на дом много уроков. Миша ни как не хотел садиться за уроки и оттягивал этот момент. Сначала он поиграл в планшете в закачанные игры . Потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. Миша решил их не делать.
На следующий день, когда проверяли выполнение домашней работы, Миша получил двойку. Потому что он совсем не учил уроки.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
2.3 Что мы теперь скажем?
В конце своей работы я попросила учащихся своего класса заполнить анкету.
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках? (ДА, НЕТ)
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство учеников считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: можно смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.
Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.
Работа по изучению пословиц и поговорок мне кажется интересной и актуальной. Планирую на следующий год работу в данном направлении продолжить, так как имеется возможность расширить тему исследования. Можно остановиться на тематике пословиц или на именах собственных в пословицах и поговорках, рассмотреть связь чисел с народной мудростью или изучить календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Выбор впереди!
Слово не воробей, вылетит –не поймаешь.
Аверьянова Мария, 10 лет
Автор рисунка: Старостина
Шустиков Максим, 10 лет
Юнусов Тимур, 10 лет
Моисеева Настя, 10 лет
Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.
За двумя зайцами погонишься,
Чем дальше в лес,
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
тем больше дров.
так и откликнется.
один раз отрежь.
Хорошо ли ты знаешь пословицы?
Задание: вставьте пропущенные слова .
Весна дает цветы, а ____________ — плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
____________ без снега — лето без хлеба.
Чем крепче зима, тем скорее ______________ .
Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.
Что летом родится, то _________________ пригодится.
Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______________ поедает.
Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.
Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.
Хорошо ли ты знаешь пословицы?
Задание: к вопросу подбери пословицу.
Что говорят про упрямых?
Как остерегут болтуна и пустослова?
Что напомнят лентяю?
Как подбодрят робкого?
Как успокоят пугливого?
Что скажут про нерасторопного?
Как да оторопят копушу?
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
2. Даль В.И., Пословицы русского народа. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003
3. Кожевников А.Ю. Пословицы народов мира. – ОЛМА Медиа Групп, 2014 г
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой.
5. Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература; 1966.
Читайте также: