Детерминизм и его исторические типы механический и телеологический доклад

Обновлено: 19.05.2024

Детерминизм – раздел философского учения о закономерностях взаимообусловленных явлений субъективного и объективного мира человека. Понятие детерминизма ввели для определения философских концепций, доказывающих взаимосвязи предметов окружающего мира, а также внутреннего восприятия человека.

Главное ядро детерминизма – причинность, связывающая явления, которые делятся на причину и следствие. В современное время детерминизм располагает различными существующими формами взаимосвязи явлений в материальном мире, у которых нет причинности. То есть это объект изучения, который не зависит от другого объекта.

Философский детерминизм

Детерминизм в философии – это фиксация различных форм объективного мира: наследственность и статистика, пространство и время и т.д. Выражение этих явлений реальности происходит с помощью системы категорий философии: необходимости и случайности, возможности, действительности, закономерности и причинности. Детерминизм и индетерминизм – это противоположные понятия, второе изучает отрицание причинно-следственных связей.

Механический детерминизм закрепился за счет представлений о динамичном характере закономерности, об уникальности причинно-следственной связи. Причинность в детерминизме стала основной моделью появления новых научных правил и законов.

Главным представителем и создателем концепций детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он придумал идею, что положение Вселенной – это следствие прошлого и причина будущего ее состояния. Механистическая методология тоже развивалась, только уже в новом направлении. Она приближалась к статистическому и вероятностному характеру закономерности, исследуемому Лапласом. Он старался поддержать усовершенствование метода вероятности в математике, чтобы использовать новые способы в научных исследованиях.

Детерминизм в философии помог развить науку и эволюционировал со временем благодаря научным достижениям и практике. Раньше это учение считалось общими механическими представлениями о среде и явлениях. Это утверждение закрепилось в науке естествознания до 19 века. Мир казался людям большим механизмом, действующим в правилах строгого детерминирования.

Такой мир не изучал возможность случайностей, произвола или теории вероятности. Однако уже в 19 веке появлялись все новые сферы изучения в науке, которые формировали уже другое мнение об окружающем мире.

Географический детерминизм

Впервые это явление появилось в 18 веке в трудах яркого представителя этого направления Ш. Монтескье, а потом развилось в трудах русского ученого Л.И. Мечникова.

Географический детерминизм воздействовал на нравы общества и политические процессы. Еще в античности философы интересовались географизмом и строили догадки по поводу явлений природы, которые связаны с культурными ценностями общества и жизнедеятельностью людей.

Возникло также мнение, что внешние и внутренние проявления человека сформированы под действием климатических условий. Аристотель подхватил эту теорию и сделал вывод, что жители теплого континента гораздо менее храбрые, чем жители холодного континента, однако более изобретательны. На развитие такого детерминизма повлияли именно географические находки и открытия, потому что это был прямой путь к развитию экономики и политики.

Получается, что географический детерминизм – это явление, которое формирует политическую, социальную и экономическую жизнь общества с помощью географических условий.

Ш. Монтескье исследовал географическую среду, начиная с человеческой природы. Он сформировал мнение, что индивидуальная особенность каждого человека определяется климатом. Философ анализировал проблему появления рабства, и сделал вывод, что жаркие страны – место, где из-за страха наказания люди продолжают трудиться, а значит, страна развивается, потому что без этого нет прогресса.

Мечников же анализировал вопрос человеческой свободы, потому что это важный фактор развития общества. Именно это качество исследователь выдвигает за границы условий географизма, потому что климат в первую очередь влияет на кооперативную деятельность людей. Ученый считал, что это самый важный фактор, ведь где правит солидарность и кооператив, там нет деспотичности в политической системе правления.

Великий философ и экономист Жан Боден написал работу, где сформулировал идею о том, что человеческие черты характера напрямую связаны с географическими условиями. Он изучил особенности научных исследований в различных уголках планеты, и сделал вывод, что многое зависит от климатических поясов. Они связаны с трудовой деятельностью людей. Их всего три:

Географический детерминизм – явление социального прогресса, действующего за счет влияющих на него климатических условий и природы в целом. Многие представители теории изучали поверхность, климат, растения и животных, чтобы определить, как сильно влияет географизм на развитие сельского хозяйства, политического строя и общественного устройства. Географический детерминизм также действует на психологию людей и формирование их характеров, способностей, темперамента.

Социальный детерминизм

В социальных исследованиях детерминизм использует принцип причинно-следственных закономерностей, анализируя общественную жизнь. Представители механистического способа детерминизма считали, что люди подчинены таким же причинно-следственным связям, как и природа, поэтому могут предвидеть развитие социальной науки.

Механистическое понятие детерминизма полагалось на мнение главного представителя учения П. Лапласа. Теория детерминизма философа расширила базу научных фактов и опытов. В первую очередь, он обратил свое внимание на взаимозависимость всех систем.

Философский контекст детерминизма тоже влияет на социальное устройство, потому что существует различие между динамическими и статистическими законами. Суть этого учения в анализе исторических данных. Они необходимы для выявления тенденций. Процесс развития истории доказал, что люди повторяют действия, унаследованные в прошлом.

Общественное движение людей вдохновлено социальным развитием и прогрессом. Детерминизм социальных наук связан с жизнью обычных людей, и при этом является главным предметом научных исследований. Историческая статистика необходима для анализа общих направлений развития социальных структур. Именно от истории зависит индивидуальность и всесторонность каждого общественного движения.

В социальных науках изучается статистическая обоснованность и новые тенденции. Это делается для того, чтобы выявить отклонения от событий, которые социальные науки предвещали. Так развиваются теории вероятности, и изучаются закономерности социального устройства мира. Минус исследований исторических закономерностей только в долгом ожидании результатов, потому что этот процесс анализирует отдельные исторические отрезки.

Общественные правила – это порядок человеческой деятельности. Социальные науки также исследуют субъективную сторону, то есть мотивацию людей, которые выполняют какую-то работу. Детерминация использует множество факторов и форм для выявления статистики, изучения общественных тенденций, поиска альтернативных решений. Она определяет в первую очередь прогресс человечества за счет резонных причин: развитие разума человека и его свобода, тип мировоззрения, анализ способов производственной деятельности.

Многие философы и представители науки старались выявить типы детерминизма и сформировать результат от полученных данных. Однако каждый делал это по своему: география, духовный поиск, материальный анализ.

Детерминизм - понятие в философии и других науках

Существует в философии и других науках теория взаимодействия причин и явлений. О чем она говорит и что означает? Понятие детерминизм – это общенаучное учение, связанное с теорией закономерности, причинности, а также взаимодействии всех без исключения процессов и явлений, которые происходят в мире.

Эта теория нашла свое отражение как в философии, так и психологии, детерминизм рассматривался по-разному в разные эпохи под влиянием социальных изменений. Сегодня вы узнаем, что такое детерминизм и в чем он проявляется.

Категории детерминизма

Выше мы узнали, что детерминизм является учением, основанным на теории взаимодействия вещей и явлений. К категориям этого понятия относятся:

Классификация детерминизма

Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:

  • философский детерминизм;
  • естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
  • технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
  • социальный — такой вид определяет отношения в человеческом обществе.

В чем заключается принцип детерминизма

Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:

  • дополнительности;
  • соответствия;
  • детерминизма.

Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.

Первоначально детерминизм ограничивался механической трактовкой

Если говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой.

Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.

А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:

  • пространственные корреляции;
  • временные корреляции;
  • функциональные зависимости и многое другое.

Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем.

Исторические формы и концепции детерминизма

Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

  • античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
  • лапласовская (механическая жесткая);
  • естественно-научная (статистическая);
  • современная (синергетическая).

Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

Пьер-Симон Лаплас - математик, автор одной из концепций детерминизма

Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.

Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

Взаимодействия в теории детерминизма

Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:

  • причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
  • при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
  • причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.

В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.

А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.

График корреляционной связи явлений

Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.

Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.

А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.

Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.

Детерминизм и великие ученые

Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Бенедикт Спиноза - философ-рационалист. Сделал вывод о том, что необходимость и свобода совпадают

Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

Индетерминизм - идея отрицания причинности, противоположен детерминизму

Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Детерминизм и психология

Детерминизм – категория, присутствующая не только философии, но и психологии. В этом отношении детерминизм помогает понять особенности формирования психики человека. Согласно данной теории, поведение человека определяется на основании взаимодействия разных факторов:

  • социальных;
  • природных;
  • биологических.

Рассматриваемое понятие, которое относится как к философии, так и психологии, активно используется в качестве обоснований для объяснения определенных научных явлений.

Натуралистический подход к истории, согласно которому законы общества имеют такой же универсальный и необходимый характер, как и законы природы, крайне упрощает исторические события и процессы. Исторический детерминизм, сформировавшийся под влиянием классического естествознания, не только игнорирует сложный и противоречивый характер процессов, происходящих в обществе, но и не учитывает коренных, революционных изменений, произошедших в естествознании в конце XIX и особенно вXX столетии. Революция в естествознании привела к пересмотру прежних представлений о строгом детерминизме, основанном на полной предсказуемости и предопределенности явлений природы. Такой детерминизм при последовательном его проведении означал отрицание случайностей в мире, что явно не согласовывалось с данными истории и социальных наук вообще. Новая вероятностная форма детерминизма, учитывающая случайности и основанная на статистических законах, более адекватно описывала социально-исторические процессы. Но и она была скорее ориентирована на естествознание, чем на социально-гуманитарное познание.

Специфические особенности социально-исторического познания делают целесообразным проводить различие между двумя типами детерминизма[28]. Первый из них связан с идеей предсказуемости, а второй - осмысленности исторического и социального процессов, которая определяется post factum, т.е. после завершения процесса.

Предсказуемость может основываться как на универсальных законах, заключения которых однозначны, так и статистических законах, приводящих к вероятностным, или правдоподобным, выводам. В социально-историческом мире доминирующую роль играет детерминизм стохастического, т.е. вероятностно-статистического типа, что не исключает применения в отдельных случаях универсальных законов.

Некоторые авторы, напротив, заявляют, что для объяснения исторических событий, а тем более процессов, приходится обращаться к очень сложным и запутанным законам, либо использовать так называемые телеологические объяснения. Такие объяснения применял еще Аристотель, который видел их отличие от объяснений с помощью законов, в том, что они раскрывают цели, намерения и мотивы людей. При описании поведения и действий конкретных лиц в истории подобные объяснения используются довольно часто.

Таким образом, исторический детерминизм не сводится ни к признанию господства чистой необходимости и предопределенности событий в истории, ни к доминированию в ней случайности и неопределенности. Современная парадигма истории основывается на принципах детерминизма, учитывающих, с одной стороны, предсказуемость событий, основанную на диалектическом взаимодействии случайности и необходимости, выражаемой с помощью вероятностно-статистических законов, а с другой - осмысленности и рациональности целей и действий людей, раскрываемой с помощью телеологических объяснений.

Литература

Основная : (Учебные пособия)

Философия истории/Под ред. проф. А.С. Панарина - М., 1999.

Ивин АА. Введение в философию истории. - М., 1997.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984.

Первоисточники:

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990.

Виндельбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи. - СПб., 1904.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. Гл. 25. - М., 1992.




Вригт Г. Логико-философские исследования. Гл. IV. - М., 1986.

Риккерт Г. Философия жизни. - Киев, 1998.

Дополнительная :

Зиммель Г. Проблемы философии истории. Этюд о теории познания. - М., 1898.

Дильтей В. Философия в систематическом изложении. - СПб., 1909.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - СПб., 1910.

Риккерт Г. Философия истории. - М., 1908.

Сартр Ж.П. Проблема метода. - М., 1994:

Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. - М., 1991.

Февр Л. Бои за историю. - М., 1991.

Натуралистический подход к истории, согласно которому законы общества имеют такой же универсальный и необходимый характер, как и законы природы, крайне упрощает исторические события и процессы. Исторический детерминизм, сформировавшийся под влиянием классического естествознания, не только игнорирует сложный и противоречивый характер процессов, происходящих в обществе, но и не учитывает коренных, революционных изменений, произошедших в естествознании в конце XIX и особенно вXX столетии. Революция в естествознании привела к пересмотру прежних представлений о строгом детерминизме, основанном на полной предсказуемости и предопределенности явлений природы. Такой детерминизм при последовательном его проведении означал отрицание случайностей в мире, что явно не согласовывалось с данными истории и социальных наук вообще. Новая вероятностная форма детерминизма, учитывающая случайности и основанная на статистических законах, более адекватно описывала социально-исторические процессы. Но и она была скорее ориентирована на естествознание, чем на социально-гуманитарное познание.

Специфические особенности социально-исторического познания делают целесообразным проводить различие между двумя типами детерминизма[28]. Первый из них связан с идеей предсказуемости, а второй - осмысленности исторического и социального процессов, которая определяется post factum, т.е. после завершения процесса.

Предсказуемость может основываться как на универсальных законах, заключения которых однозначны, так и статистических законах, приводящих к вероятностным, или правдоподобным, выводам. В социально-историческом мире доминирующую роль играет детерминизм стохастического, т.е. вероятностно-статистического типа, что не исключает применения в отдельных случаях универсальных законов.

Некоторые авторы, напротив, заявляют, что для объяснения исторических событий, а тем более процессов, приходится обращаться к очень сложным и запутанным законам, либо использовать так называемые телеологические объяснения. Такие объяснения применял еще Аристотель, который видел их отличие от объяснений с помощью законов, в том, что они раскрывают цели, намерения и мотивы людей. При описании поведения и действий конкретных лиц в истории подобные объяснения используются довольно часто.

Таким образом, исторический детерминизм не сводится ни к признанию господства чистой необходимости и предопределенности событий в истории, ни к доминированию в ней случайности и неопределенности. Современная парадигма истории основывается на принципах детерминизма, учитывающих, с одной стороны, предсказуемость событий, основанную на диалектическом взаимодействии случайности и необходимости, выражаемой с помощью вероятностно-статистических законов, а с другой - осмысленности и рациональности целей и действий людей, раскрываемой с помощью телеологических объяснений.

Литература

Основная : (Учебные пособия)

Философия истории/Под ред. проф. А.С. Панарина - М., 1999.

Ивин АА. Введение в философию истории. - М., 1997.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984.

Первоисточники:

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990.

Виндельбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи. - СПб., 1904.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. Гл. 25. - М., 1992.

Вригт Г. Логико-философские исследования. Гл. IV. - М., 1986.

Риккерт Г. Философия жизни. - Киев, 1998.

Дополнительная :

Зиммель Г. Проблемы философии истории. Этюд о теории познания. - М., 1898.

Детерминизм заключался в утверждении всеобщности причинности и именно причинности механической и силовой. В дальнейшем его так и называли – механический детерминизм. Его можно охарактеризовать следующим образом:

В последующем развитии (особенно в 20 веке) детерминизму был противопоставлен индетерминизм как концепция, отрицающая причинную определенность последующего предыдущими состояниями или событиями.

Телеология* 17-18 века была теологической**. Она утверждает, что возникновение, существование и исчезновение вещей и свойств определяются не причинами, а целями. Но поскольку наличие целей в некоторых вещах непосредственно не обнаруживается, приходится признать внешнюю для вещей божественную целеполагающую силу, промысел божий.

Причины расцвета телеологии в пику детерминизму очевидны. Во-первых, это религиозное миропонимание, признание Бога творцом всего сущего. Во-вторых, это неприятие уподобления человеку машине. Ведь наличие в человеческой деятельности целеполагающего начала очевидно. В-третьих, теология проповедует принцип свободы воли, человека отличает от животных то, что он выбирает между добром и злом, и в этом он подобен Богу. Человек по собственному выбору может не слушаться даже Бога (Адам и Ева), но может быть и рабом Бога. На одно ему положен абсолютный запрет: можно быть рабом Бога, но нельзя быть рабом человека (первая заповедь: не сотвори себе кумира).

В целом противостояние детерминизма и телеологии выглядит так. Детерминизм говорит: там, где на поверхности мы видим действие целей, надо искать причины.

Телеологизм говорит: там, где на поверхности мы видим действие причин, надо искать действие целей.

Разумеется, были в философии и попытки примирить эти две точки зрения. Такой компромиссный вариант рассматривает Г. Лейбниц. У него есть четыре модуса существования и понимания целесообразности:

эвтелизм – ситуация, где цель реально определяет процесс;

автотелизм – процесс характеризуется как целесообразный, а на самом деле он причинный;

эвритилизм – интерпретация процесса как целесообразного – это полезная научная фикция (соглашение ученых из соображений удобства);

ателизм – ситуация, где адекватно и естественно описывают процесс как причинный (См. Системность и эволюция – М., 1984. С. 73).

И детерминизм, и телеология в той форме, в какой они сложились к 18 веку, чреваты внутренними противоречиями.

Проблемы детерминизма таковы:

Если природа – причина самой себя, то, значит, сама природа внешней для себя причины не имеет. Это противоречит самой идее причины как силового, внешнего воздействия.

Детерминизм ведет к фатализму (фатум – судьба), как это отчетливо видно в тезисе Лапласа. Все предопределено. Но если будущее предопределено, то свобода человека – иллюзия.

Трудности объяснения живого, в сфере которого целесообразность бросается в глаза.

Очевидно, что в духовных процессах механические силы не действуют.

Аналогичны проблемы телеологизма в его теологической форме:

Если все имеет целевую причину, то должна быть causa finalis – конечная причина, причина всего, в том числе самой себя. Такая причина должна быть разумной, чтобы ставить цели. Это – вселенский божественный разум. Но чем он руководствуется в своих действиях?

Очевидно, что в случае объяснения простых объектов, понятие цели и не нужно, оно искусственно усложняет дело. Ученый не нуждается в гипотезе управляющего разума, когда описывает свой объект как динамическую систему в уравнениях математики.

Читайте также: