Доклад на тему глазунов лес

Обновлено: 02.07.2024

Илья Сергеевич Глазунов (Ilya Sergeyevich Glazunov; родился 10 июня 1930 г. — умер 9 июля 2017 г.) — известный российский художник XX-XXI веков, выдающийся педагог, обладатель многочисленных наград. Биография Ильи Глазунова охватывает разные эпохи в жизни страны. Творчество мастера многогранно, оно включает в себя пейзажи, портреты, натюрморты, работы в жанре ню. Но наиболее известными стали монументальные картины живописца, где переплетается историческая и религиозная тематики.

Биография Ильи Глазунова

Илья Глазунов — уроженец Ленинграда. Он появился на свет 10 июня 1930 г. в интеллигентной семье: отец был преподавателем истории ЛГУ, а дед по матери — императорским статским советником. Мальчик получил соответствующее воспитание: с юных лет посещал Эрмитаж, знакомился с классической музыкой, биографиями русских правителей.

Ранние работы художника воспевали красоту родной земли, он создавал зарисовки на лирические темы. В 1956 г. Илья Глазунов получил первую премию в международном конкурсе, который проходил в Праге.

После окончания института живописца направили в Ижевск, где он стал преподавать в обычной школе. Вскоре Глазунов добился перевода в город Иваново, а впоследствии в столицу. В московском Центральном доме работников искусства в 1957 г. состоялась его первая экспозиция. Часть картин были выполнены в академической манере, в других же просматривались черты импрессионизма.

В 1958 г. состоялось знакомство Ильи Глазунова с Сергеем Михалковым. Популярный советский поэт поддержал молодое дарование, и вскоре художник уже писал портреты знаменитостей, партийных руководителей. Мастер бывал за границей, где также запечатлел своей кистью политических деятелей, актеров, писателей.

В 1964 г. Илья Глазунов снова организовал выставку, на этот раз в помещении Манежа. В 1967 г. живописец стал членом Союза художников СССР, выпустил автобиографическую книгу. Глазунов иллюстрировал произведения русских классиков, создавал портреты исторических личностей.

На исходе 70-х гг. прошлого столетия мастер принялся за масштабные произведения, которые принесли ему всемирную славу. В 1980 г. он получил звание Народного художника СССР, а в 1987 г. Ильей Глазуновым была основана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, где он был ректором до самой своей смерти.

В 90-е гг. художник занимался реставрационными работами в Кремлевском дворце, удостоился Государственной премии России. В 2004 г. в Москве открылась картинная галерея Ильи Глазунова.

Мастер писал картины до самой своей смерти. Из-за проблем с сердцем Илья Глазунов покинул этот мир 9 июля 2017 г.

Самые известные картины Ильи Глазунова

Художник оставил после себя не одну тысячу замечательных произведений живописи. Среди самых известных картин Ильи Глазунова можно назвать следующие:

Илья Глазунов внес большой вклад в российскую культуру. Многие считают его картины шедеврами, хотя есть и те, кто воспринимает их критично. В любом случае к творчеству художника трудно оставаться равнодушным.

Александр Глазунов

Александр Глазунов

История знает немало русских композиторов, которые своим творчеством внесли неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Одним из них был Александр Константинович Глазунов – выдающийся музыкант, чьи произведения явились воплощением прогрессивных традиций отечественного демократического искусства. Его называли счастливчиком и баловнем судьбы, благословленным самим Творцом. Одарённый незаурядными способностями, он создавал радостную, светлую и гармоничную музыку достойную восхищения и недаром его сравнивали с Листом и Вагнером, а кроме этого считали творческим преемником Чайковского.

Краткую биографию Александра Глазунова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глазунова

29 июля 1865 года в семье известного в Петербурге книгоиздателя К.И. Глазунова произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители нарекли Александром. Отец малыша, Константин Александрович, был весьма образованным человеком, который ко всему прочему с увлечением музицировал на рояле и скрипке . Мама мальчика, Елена Павловна, ещё в детстве воспитываясь в пансионате, с усердием осваивала там игру на фортепиано. Её интерес к музыке был настолько велик, что она продолжила своё обучение и после замужества, а поскольку материальное положение семьи было весьма благополучным, то практиковаться в мастерстве исполнения Елена Павловна могла позволить себе под руководством таких выдающихся преподавателей Петербурга, как профессор консерватории Т. Лешетицкий и именитый композитор М. Балакирев .

место рождения Александра Глазунова

Музыка в доме Глазуновых звучала постоянно, и поэтому маленького Сашеньку окружала не только доброжелательная, но и творческая атмосфера. Неординарные способности мальчика стали проявляться довольно рано. Заметив это, родители всячески стремились их развивать, наняв для его воспитания сразу двух гувернанток : немку и француженку. Согласно биографии Глазунова, в девять лет Сашеньку, одарённого хорошим слухом и музыкальной памятью, начали обучать игре на фортепиано под руководством лучших преподавателей города: сначала Н.Г. Холодковой, а затем Н.Н. Еленковского. Однако юный музыкант проявлял интерес и к другим музыкальным инструментам, осваивая также скрипку и виолончель . Уже в одиннадцать лет Саша впервые пробовал кое-что сочинить сам, а в четырнадцать - он был представлен М. Балакиреву, который познакомившись с детскими, пока ещё подражательными, композициями юного музыканта, обозначил в нем искру исключительного дарования и настоятельно рекомендовал незамедлительно обратиться для изучения основ композиции к Н.А. Римскому-Корсакову .

Глазунов и Римский-Корсаков

Первая симфония

Глазунов

Первым крупным сочинением Глазунова, представленном широкой публике при содействии его авторитетных покровителей Н.А. Римского - Корсакого и М. Балакирева, стала симфония №1 , написанная в 1881 году. Триумфальное премьерное исполнение произведения состоялось в марте 1882 года в зале Дворянского собрания Санкт - Петербурга. Слушатели были приятно шокированы, когда после окончания симфонии при вызове автора на сцену вышел 16-ти летний подросток в форме реального училища. Всем стало ясно, что на отечественном музыкальном небосклоне загорелась новая звезда. На данном концерте присутствовал Митрофан Петрович Беляев – лесопромышленник, богатейший человек и большой меломан, который настолько восхитился дарованием молодого автора, что в дальнейшем стал активно популяризировать его творчество и тем самым сыграл в судьбе композитора значимую роль.

Осенью 1888 года в творческой жизни Глазунова произошло важное событие: композитор после долгих колебаний наконец-то решился и встал за дирижёрский пульт. А летом следующего года в рамках Всемирной выставки, проходящей в Париже, на концертах устроенных М. Беляевым, Глазунов так успешно продирижировал своей Второй симфонией, что французские газеты, наперебой расхваливая молодого русского композитора, положили начало его большой популярности за рубежом.

Годы творческого расцвета

В 1907 году А. Глазунов широко отмечал 25-летие своей творческой деятельности, получая поздравления не только от соотечественников, но и от европейских почитателей его таланта.


Революционные перемены

Отъезд за границу

В 1928 году Глазунов получил приглашение из Вены принять участие в качестве члена жюри в международном конкурсе композиторов, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта . Осенью Александр Константинович вместе с женой Ольгой Николаевной выехали в австрийскую столицу. После конкурса Глазуновы не спешили возвращаться в Советский Союз, так как решили попутешествовать по городам Европы. Они побывали в Праге, Дрездене и Лейпциге, а затем на месяц задержались в Гюндельсхайме, где композитор поправлял свое здоровье.


После возвращения в Европу здоровье композитора стало ухудшаться, тем не менее он продолжал выступать на концертах как дирижёр, объезжая разные европейские страны. В 1932 году семья Глазуновых основательно обосновалась в Париже, так как диагнозы, которые доктора выставляли композитору, не предвещали ничего хорошего. Александр Константинович умер 21 марта 1936 года во Франции, почти десять лет продлевая свой советский паспорт, он так и не стал эмигрантом и до последнего своего вздоха надеялся вернуться на родину, в свой родной Петербург.

Александр Глазунов краткая биография
Александр Глазунов биография

Александр Глазунов
Александр Глазунов биография

Интересные факты о Глазунове

подпись Александра Глазунова

ученик Глазунова Дмитрий Шостакович

  • Жена А. Глазунова Ольга Николаевна через некоторое время после смерти мужа уехала из Парижа на Святую Землю, закрылась в келье монастыря и чтобы хоть как то слиться с любимым супругом при принятии пострига взяла себе имя Александра.
  • Останки Александра Глазунова в 1972 годы были перевезены из Франции в Ленинград и с большими почестями перезахоронены в некрополе Мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
  • Имя выдающегося композитора носят Малый концертный зал Петербургской консерватории, Петрозаводская государственная консерватория, а также музыкальные школы в Москве и Барнауле.

Творчество Александра Глазунова

творчество Александра Глазунова

Вклад Александра Глазунова в развитие мировой музыкальной культуры сложно переоценить. Его творчество, сформировавшееся под влиянием М. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А. Бородина, П.И. Чайковского не только продолжило традиции великих мастеров, но и неразрывно связало русскую музыкальную классику с зарождающейся советской музыкой. Искусно применяя своё мастерство в гармонии и контрапункте, а также умело используя всё разнообразие оркестровой палитры, Глазунов изначально создавал произведения как лирико-драматического так и картинно-эпического содержания, но затем, синтезировав два этих направления, создал свой лирико-эпический симфонизм, в котором стремился передать весь мир человеческого счастья, душевное благородство и искренность.

Глазунов – Директор консерватории

Глазунов – Директор консерватории

Александр Константинович Глазунов стал во главе Санкт-Петербургской консерватории в декабре 1905 года и проработал в этой должности более двадцати лет, до 1928 года. Это было очень трудное для страны время, однако для студентов и преподавателей учебного заведения, по словам современников, оно было чудесным, так как талант А. Глазунова во всей полноте проявился и в административной работе. Своей принципиальностью и чуткой отзывчивостью он снискал большое уважение не только у студентов и преподавательского состава, но и всей музыкальной общественности российской столицы.

Уже изначально Глазунов, со всей ответственностью приступивший к своим обязанностям и организационной работе, хотя и считал её скучной, отдавался полностью. В первую очередь он привёл в порядок административные дела, а кроме того, повышая требования к преподавателям и студентам и тщательно вникая во все тонкости академического процесса, существенно преобразовал учебный план. Во-вторых, благодаря инициативе нового директора в консерватории были организованы студенческий симфонический оркестр и оперная студия.

Новой руководящей должности А. Глазунов отдавался всецело: помимо урегулирования учебного процесса ему приходилось решать и самые разнообразные хозяйственные вопросы. Времени на творческую деятельность у композитора почти не оставалось: он меньше сочинял новых произведений и часто отказывался от участия в концертах.

Заниматься административной работой Александру Константиновичу не нравилось, однако истинное удовольствие он получал от общения с молодыми талантами. Директор считал для себя обязательным присутствовать на ежегодных экзаменах, иной раз за месяц ему приходилось прослушивать несколько сотен выступлений. Он очень радовался, если замечал в юном исполнителе признак дарования, следил за успехами студентов и лично писал на каждого характеристику.

Александр Глазунов, Горовиц, Коган, Мильштейн

Молодёжь консерватории относилась к Александру Константиновичу Глазунову с большим почтением, так как видела в нём не только авторитетного композитора и преподавателя, у которого можно было многому научиться, но и руководителя, внимательно заботившегося о каждом студенте. При приёме молодых людей в учебное заведение Александр Константинович оценивал лишь музыкальные способности поступающих. Его не интересовала ни сословное происхождение, ни национальность абитуриентов, а установленную правительством квоту для евреев считал позором. В результате такого подхода в консерватории училось много подающих надежды талантливых музыкантов. Соответственно среди них были представители из беднейших слоёв населения, которым директор в силу своих возможностей старался помочь. Например, всю свою заработную плату руководителя и преподавателя А. Глазунов отдавал в кассу помощи студентов.

Заслуги Александра Константиновича и тот неоценимый вклад, который он внёс в развитие консерватории, были высоко оценены: в декабре 1920 года, отмечая пятнадцатилетний юбилей его руководящей работы, президиум учебного заведения вынес решение о присвоении Малому залу Петроградской консерватории имя А. Глазунова.

Личная жизнь Александра Глазунова

Александр Константинович был необыкновенно светлым и добрым человеком. Его душевное устройство было настолько гармоничным, что казалось должно обязательно притягивать к себе счастье. Однако судьба распорядилась иначе, и долгое время единственной женщиной, которая была дорога сердцу композитора, была его мама Елена Павловна. И всё же семейное счастье не обошло его стороной. Когда Глазунов был уже в достаточно зрелом возрасте, свершилось необычайное чудо: в доме Александра Константиновича появилась молодая женщина, которую звали Ольга. Её себе в помощницы наняла Елена Павловна, которая, всегда заботливо ухаживающая за любимым сыном, стала чувствовать затруднение в ведении домашнего хозяйства. Очень скоро Ольга стала близким и родным для Александра Константиновича человеком, окружившим его нежной заботой. Кроме любви, преданности и заботы Ольга Николаевна подарила Александру Константиновичу и семейное счастье. Глазунов очень любил детей, но перенесённое в молодые годы тяжёлое заболевание лишило его радости отцовства. В дом Глазуновых Ольга пришла не одна: на руках у неё была маленькая девочка, которую к радости композитора звали по имени его любимой матушки - Еленой. Большая квартира на Казанской улице наполнилась весёлым смехом маленькой Леночки, которая вскоре стала называть композитора папой, а её одарённость музыкальными способностями ещё больше сблизило девочку с приёмным отцом. В дальнейшем Елена, носившая фамилию и отчество Глазунова, стала блистательной пианисткой, которая успешно выступала на концертах вместе со своим отчимом, исполняя его фортепианные произведения.

Глазунов и Ольга прожили вместе пятнадцать лет, но официально зарегистрировали брак только после переезда в Париж, незадолго до смерти композитора. По воспоминаниям близких людей отношения между Александром Константиновичем и Ольгой Николаевной были удивительно тёплыми и гармоничными. А в последние годы жизни композитора, когда его настигла тяжёлая болезнь, Ольга, забывая о себе, жертвенно ухаживала за любимым супругом, ни ночью, ни днём не отходя от его постели. После смерти Глазунова Ольга Николаевна находила утешение лишь в том, что поддерживала память о дорогом муже.

Александр Глазунов - это гениальный музыкант, сыгравший значимую роль в развитии не только русской, но и мировой музыкальной культуры, и чьё мастерство является ценнейшим примером для последующих поколений композиторов. Его богатое творческое наследие достойно восхищения, так как идеально-гармоничную музыку, наполненную радостью и светом, хочется слушать и слушать.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Глазунове

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Александр Константинович Глазунов (1865-1936).

Биография и творчество.

А.К. Глазунов – русский композитор, дирижер, участник Беляевского кружка, выдающийся мастер симфонической музыки и полифонии. Его композициям свойственна яркая мелодическая напевность и оптимизм. Внес вклад в развитие камерной и балетной музыки. Ученик Н. А. Римского-Корсакова.

Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал учиться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять — с одиннадцати. В 1879 году он познакомился с Милием Балакиревым , который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову . С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать курс гармонии, форм и инструментовки, теории музыки и композиции, и за полтора года прошёл весь курс, рассчитанный на 5-7 лет учёбы в консерватории. Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая 17 марта с успехом была исполнена в Бесплатной музыкальной школе под управлением Балакирева [7] , а вскоре появился его первый струнный квартет. Творчеством Глазунова заинтересовался известный лесопромышленник, меценат и покровитель искусства Митрофан Беляев , ставивший своей целью поддержку молодых русских композиторов.

Для ознакомления с творчеством юного композитора М. Беляев 27 марта 1884 года устроил закрытый концерт из произведений Глазунова, в котором дирижировали Римский-Корсаков и Дютш.

Глазунов скончался в 1936 году в клинике Villa Borghese, похоронен на новом кладбище Нёйи-сюр-Сен. В 1972 году прах Глазунова был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище [11] Александро-Невской лавры [12] . В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.

Глазунов создал 8 симфоний, в которых объединились 2 основные ветви русского симфонизма XIX века: эпическая (Бородин) и лирико-драматическая (Чайковский). К симфониям примыкают и другие произведения для оркестра (поэмы, увертюры, картины).

К числу наиболее выдающихся произведений принадлежит 5 симфония Си-бемоль мажор в 4 частях. В симфонии чередуются различные музыкальные темы: торжественные, лирические, шутливые, богатырские, удалые.

I и IV части вызывают ассоциации с эпическими образами.

II часть – легкое стремительное скерцо на народных темах.

III часть - нежная, мечтательная, лирическая, светлая.

При этом для симфонии характерная цельность. Важно значение имеет тема вступления, которая воплощает эпический образ симфонии.

Слушаем Симфония № 5 Си-бемоль мажор

Большой интерес проявлял Глазунов к камерной музыки. ОН автор 7 квартето. Также у него есть фортепианные сочинения, романсы, скрипичный концерт, 2 фортепианных концерта, концерт для саксофона с оркестром.

Двухчастный Концерт для скрипки с оркестром ля минор – один из лучших образцов этого жанра. В нем особенно раскрылся лирический дар композитор.

Слушаем Концерт для скрипки с оркестром ля минор

Действие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука — ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение — вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре ей предстоит убедиться, что он оказался вещим.

На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Охваченная недобрыми предчувствиями, девушка старается избегать его общества, но Абдерахман, пораженный в самое сердце красотой Раймонды, повсюду преследует ее. Он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, которыми владеет, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина. Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде

С 1899-1928 г. деятельность Глазунова была связана с Петербургской консерваторией, в которой он вел музыкально-теоретические предметы, а с 1905 года был директором.

В течение многих лет Глазунов вел концертно-просветительскую деятельность: турне по городам России и Украины, концерты в Крыму и на Кавказе, гастроли в Германии, Финляндии и Эстонии, поездки на заводы и в рабочие клубы в качестве лектора и аккомпаниатора, участвовал в жюри конкурсов, статьи о композиторах-классиках.

В 1921 году его именем был назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории . В 1928 г. Глазунов был приглашен в Вену для участия в работе жюри Международного конкурса композиторов. По окончании которого он начал интенсивную концертную деятельность за рубежом. Умер в 1936 г. в Париже.


Илья Глазунов стал автором шести тысяч картин, дал новую жизнь сотням икон, стал основателем Российской академии живописи, ваяния и творчества. Трудно смириться с тем, что его не стало, казалось, что он будет жить вечно, как и Русь, многократно воспетая им в своем творчестве.

Детство

Родился Илья Глазунов 10 июня 1930 года в Ленинграде. Его отец – Сергей Глазунов, экономист и историк, преподавал в ЛГУ. Мама – Ольга Флуг, приходилась дочерью действительному статскому советнику при императоре. Не удивительно, что мальчика воспитывали совсем не так, как его сверстников. Пока другие дети увлекались рассказами о Чапаеве и хором пели пионерские песни, Илью водили в Эрмитаж, знакомили с музыкой Чайковского и биографиями русских императоров.

Илья Сергеевич Глазунов

Так Глазунов оказался в небольшой деревушке Гребло недалеко от Новгорода, где и прожил до 1944 года. Затем вернулся в родной город, продолжил обучение в средней художественной школе при институте живописи. В 1951-м стал студентом ЛИЖСА им.Репина, Илье повезло учиться в мастерской профессора Бориса Иогансона.

Живопись

Илья Сергеевич Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов

В июне 2017-го открылся Музей сословий, под который выделили крыло галереи Глазунова. Три этажа еле вместили в себя предметы быта, фотографии и документы, рассказывающие о жизни трех сословий дореволюционной России – дворянства, крестьянства, духовенства. В основе экспозиции уникальные иконы, собранные художником в разных уголках страны и картины, принадлежащие кисти величайших русских живописцев – Нестерова, Рериха, Кустодиева, Сурикова.

Читайте также: