Демографическое развитие россии тенденции прогнозы меры национальный демографический доклад 2020

Обновлено: 30.06.2024

По прогнозу Минэкономразвития, в этом году численность населения уменьшится на 0,55 млн, годом позже — еще на полмиллиона человек, а к 2024-му этот показатель сократится на 1,7 млн человек по сравнению с уровнем прошлого года

В предыдущем прогнозе в сентябре 2020 года Минэкономразвития указывало, что численность населения в среднем за 2020 год составит 146,7 млн человек (по факту составила 146,5 млн). Теперь Минэкономразвития исходит из резкого сокращения численности населения России: до 145,9 млн в 2021 году (на 0,6 млн меньше, чем в прежнем прогнозе), 145 млн в 2023 году (-1,3 млн к предыдущему прогнозу). В среднем за 2024 год в России будет проживать 144,7 млн человек, следует из документа Минэкономразвития (его прежний прогноз заканчивался на 2023-м).

В итоге, согласно новому прогнозу население России сократится на 1,74 млн человек (-1,2%) к 2024 году по сравнению с 2020 годом. При этом министерство указывает, что эти проекции учитывают государственные меры по повышению рождаемости.

Вместе с тем российское население в трудоспособном возрасте (не достигшее пенсионного возраста) увеличится на 1,24 млн — с 82,3 млн человек в 2020 году до 83,5 млн в 2024-м, следует из прогноза Минэкономразвития. Основная причина такого сдвига — пенсионная реформа, в ходе которой нормативный возраст выхода на пенсию повышается до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин к 2028 году.

Откуда эти данные

Показатели по численности населения, указанные в сценарных условиях прогноза — это данные демографического прогноза Росстата, уточнили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. В показателе общей динамики населения учитываются три фактора: рождаемость, смертность, миграция. Прогноз сформирован на основе предварительных фактических данных по указанным показателям за 2020 год с учетом позиций Минздрава и Минтруда, отметили в министерстве.

Итоговые данные о численности населения страны в 2021 году будут публично представлены после проведения Всероссийской переписи населения, которая намечена на сентябрь 2021 года. Соответственно, скорректированный демографический прогноз следует ждать в конце 2021 — начале 2022 года, после того как будут подведены итоги переписи, указали в Росстате.

Фото:Владимир Смирнов / ТАСС

Частично ухудшение прогноза связано с последствиями пандемии коронавируса: смертность в 2020 году по сравнению с 2019-м, по данным Росстата, увеличилась на 323,8 тыс. человек. Естественная убыль населения составила в 2020 году 688,7 тыс. человек — почти в два раза больше, чем в начале 2020 года прогнозировал Росстат (-355,7 тыс.). Вклады миграции и естественного движения населения в прогнозируемое изменение численности населения в документе Минэкономразвития не представлены.

В начале этого года Росстат опубликовал предварительную оценку по численности постоянного населения России. По данным ведомства, по состоянию на 1 января она составила 146,24 млн человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн человек). Этот показатель сокращения населения стал рекордным за 15 лет, что произошло на фоне пандемии коронавируса COVID-19. В марте Росстат уточнил, что население России в 2020 году сократилось на 578 тыс. человек и составило 146,17 млн на 1 января 2021 года.

Одновременно с ростом смертности в России сократилась и рождаемость: в 2020 году число родившихся снизилось на 3,3%, или 48,7 тыс. человек. За прошлый год в стране родились 1,436 млн человек, тогда как в 2019 году — 1,485 млн человек.

Демографические итоги 2020 года, которые обнародовал Росстат, можно охарактеризовать одним словом: катастрофа. Большая и все увеличивающаяся убыль населения прогнозировалась нами еще год назад, но вряд ли кто-то мог предположить, что она составит почти 700 тыс. человек.

Смертность

К смертности в 2020 году было приковано наибольшее внимание из-за коронавируса. И она действительно очень сильно выросла – на 324 тыс., или 18%. Этот рост превысил даже рост 1993 года и стал наибольшим после голодного 1947 года. При этом из 324 тыс. только 104 тыс. были вызваны коронавирусом как основной причиной – всего лишь 32%. Остальные 68%, или 220 тыс. смертей, вызваны иными причинами. Мы уже писали о том, что признаков занижения смертности от коронавируса не прослеживается. Поэтому 220 тыс. дополнительных смертей, вероятно, связаны с неадекватностью реагирования властей на коронавирус, так как иных причин для резкого роста смертности в прошедшем году не было.

В сухом остатке выходит, что коронавирус, из-за которого страна погрузилась в кризис, вызвал только 32% огромного роста смертности и лишь 5% всех смертей. При этом ежедневная сводка сообщается только по этой инфекции, как будто никаких других болезней нет. Все это имеет признаки манипуляции, призванной отвлечь внимание от реальной демографической катастрофы.

Кстати, ожидаемая продолжительность жизни при рождении очень сильно сократилась – с 73,3 до 71 года или около того. Точные данные будут обнародованы позже. Это падение стало наибольшим после 1993 года.

Рождаемость

Формально рождаемость на одну женщину в 2020 году почти прекратила падение. Однако что произойдет в 2021 году? Экономический кризис, сокращение доходов, рост безработицы, неуверенность в завтрашнем дне, неопределенность, атмосфера страха, ежедневная накачка негативными новостями о коронавирусе – все это приведет к дальнейшему падению рождаемости. Причин для ее роста нет вообще. По осеннему опросу Аналитического центра НАФИ, почти половина россиян детородного возраста вообще не хотят иметь детей. Весной подобные данные обнародовал РАНХиГС. Росстат еще в 2017 году зафиксировал существенную деградацию репродуктивных установок по сравнению с 2012 годом. То есть россияне все больше сами выбирают вырождение, не желая сопротивляться обстоятельствам.

Убыль населения

Она достигла уже 689 тыс. человек за год, более чем в два раза превысив и без того немалый прошлогодний показатель – 316 тыс., и стала наибольшей после 2005 года. Если брать соотношение смертности к рождаемости, то оно составило почти 1,5 раза против 1,21 годом ранее. В ряде регионов центра России превышение составило 2 раза и более, а в Тульской области – 2,5! То есть за год умерло в 2,5 раза больше людей, чем родилось. Естественный прирост наблюдается только в национальных республиках и автономиях. К слову, абсолютная рождаемость стала наименьшей после 2002 года.

Миграция

Из-за запретов и ограничений миграционный прирост стал наименьшим за многие годы. За 11 месяцев он составил 91 тыс., а за год будет около 100 тыс. Таким образом, чистая убыль населения достигнет почти 600 тыс. – максимум после 2003 года.

Прогноз

В демографии России наступили 90-е, которые могут не закончиться уже никогда.

Правительство России утвердило план по реализации Концепции демографической политики, рассчитанный на период до 2025 года. Документ своим распоряжением утвердил глава кабмина Михаил Мишустин. Он опубликован на сайте правительства.


Премьер-министр уточнил, что эти меры требуются для достижения национальных целей социально-экономического развития, которые определил президент Владимир Путин.

Какие меры предусматривает план?

План по реализации Концепции демографической политики включает семь разделов.

1. Продвижение и популяризация традиционных семейных ценностей и активного долголетия.

Реализовать эти задачи должны Минтруд, Минпросвещения, Фонд поддержки детей в сложных жизненных ситуациях и Фонд социального страхования. В результате должно быть поддержано не менее 70 некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту семей, детей и формирование ответственного родительства, рассказала вице-премьер Татьяна Голикова.

2. Повышение благополучия семей с детьми для увеличения рождаемости и улучшение социального положения детей.

Реализовывать эти мероприятия должны будут практически все министерства. В частности, планируется создать целостную систему мер поддержки семей с детьми. В результате должно увеличиться количество семей, получающих меры поддержки. В 2021 году их должно быть не менее 2460 тыс., в 2022 году — 2530 тыс., в 2023 году — 2560 тыс.


Также должно увеличиться число семей, которые улучшили жилищные условия с привлечением специальных ипотечных продуктов. В 2021 году таких семей должно быть не менее 60 тыс., а к 2024 году — не менее 120 тыс.

Кроме того, ведомства должны развивать проактивное информирование семей о положенных им мерах поддержки и сокращать количество документов, необходимых для получения льготы или выплаты. В результате доля семей, получающих меры поддержки проактивно или на основании только заявления, должна в 2022 году составить 50%, в 2023 году — 55%, а в 2024 году — 60%.

Планируется совершенствовать механизм распоряжения материнским капиталом. Это должно привести к увеличению семей, воспользовавшихся его средствами. В 2021 году должно быть 1 060 тыс. таких семей, в 2022 году — 1 110 тыс., в 2023 году — 1 140 тыс., в 2024 году — 1 150 тыс.

К тому же планируется закрепить право семей с тремя и более детьми на бесплатное получение земельных участков, которые имеют необходимые инженерные коммуникации.

3. Снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья.

Ответственными за исполнение этих задач назначены прежде всего Минздрав, ФСС, ФФОМС и региональные власти. По словам Голиковой, реализация целей этого блока плана должна увеличить до 80% охват беременных женщин скринингом развития плода на ранних стадиях.

Кроме того, план предполагает внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации для раннего выявления заболеваний у детей. В результате в 2024 году младенческая смертность в России должна снизиться до 4,5 случая на 1000 родившихся живыми.


Также в ближайшие пять лет должно вырасти количество высококвалифицированных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии. В 2021 году планируется подготовить 8,5 тыс. таких специалистов, в 2022 году — 9 тыс., в 2023 году — 9,5 тыс., а в 2024 году — 10 тыс.

Пациентам, страдающим бесплодием, должны стать более доступны вспомогательные репродуктивные технологии. В 2025 году число циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), выполненных за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС), вырастет до 80 тыс.

В числе мер по улучшению репродуктивного здоровья — увеличение числа ранних выявлений хронических заболеваний у женщин, которые могут приводить к бесплодию, в ходе диспансеризации. В этих случаях должна осуществляться своевременная медицинская помощь.

4. Снижение смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни.

Главным исполнителем этого блока плана также назначен Минздрав с его региональными ведомствами. Большая часть мероприятий четвертого раздела направлена на сокращение количества смертей от наиболее распространенных болезней: злокачественных образований и болезней сердечно-сосудистой системы. За следующие четыре года Минздрав должен провести исследования на эти заболевания у 80 млн граждан.

К 2025 году планируется охватить профилактическими осмотрами и диспансеризацией не менее 70% граждан. К этому времени также должна быть создана система раннего выявления сердечно-сосудистых заболеваний, которая позволит снизить внебольничную смертность от болезней системы кровообращения минимум на 10%.

Также в числе мер — развитие системы оказания медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения. Это должно привести к снижению больничной летальности от инфаркта миокарда до 8% и от острого нарушения мозгового кровообращения до 14% в 2024 году.


За пять лет должно вырасти число региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. В результате в 2024 году смертность от ишемической болезни сердца должна снизиться до 287,3 случая на 100 тыс. населения, от цереброваскулярных болезней — до 167,8 случая на 100 тыс. населения. К 2025 году в регионах должно завершиться переоснащение не менее 609 сосудистых центров и первичных сосудистых отделений.

Должна стать более доступной комплексная медицинская помощь пациентам с онкологией. Речь идет о профилактике, раннем выявлении, оперативной диагностике, лечении, реабилитации и паллиативной помощи. К 2025 году выявляемость злокачественных новообразований на ранних стадиях (I-II стадии) должна вырасти до 63%, доля больных раком, состоящих на учете пять лет и более, — до 60%.

В ближайшие пять лет продолжится обеспечение лекарствами граждан, которые перенесли острые сердечно-сосудистые заболевания, а также коронавирус. К 2025 году не менее 90% пациентов с высоким риском развития осложнений таких заболеваний будут находиться под диспансерным наблюдением и получать лекарства, заявила Голикова.

5. Формирование здоровья на производстве.

Пятый раздел плана будут исполнять Минтруд и ФСС. В числе мер — разработка и внедрение программ профилактики заболеваний на рабочих местах и формирования здоровой среды на производствах; постоянное наблюдение за состоянием здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда; повышение доступности медицинской помощи на рабочих местах; снижение рисков развития заболеваний при выполнении трудовых обязанностей.

6. Поддержание здоровья старшего поколения.

Ответственными за выполнение шестого блока плана назначены Минздрав, Минтруд, Пенсионный фонд и множество других ведомств. Он предполагает развитие системы активного долголетия и здорового старения в субъектах РФ. Также до 2025 года для пожилых граждан должна стать более доступной медицинская помощь, в том числе за счет развития выездных методов и расширения практики оказания медицинской помощи на дому.


7. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Задачи седьмого блока плана будут решать несколько федеральных ведомств, в том числе Минспорт, Минфин и Росстат. В частности, планируется к 2025 году снизить распространенность потребления табака среди взрослых до 26%, алкоголя — до 8,5 литра. При этом доля систематически занимающихся физкультурой за пять лет должна вырасти до 55%.

Также должна расшириться сеть объектов спорта для занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан. Ежегодно в стране должно проводиться не менее 340 физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения.


Проект: Система кооперации "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСОВЕТ"


Инициатива: “О принципах культуры мира в 21 веке”



Инициатива: Резолюция Всероссийской конференции Федерального Народного Совета


Инициатива: Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению ‎традиционных российских духовно-нравственных ценностей



Инициатива: Обращение к Путину В.В. Президенту РФ


Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года

Цели проекта

  1. Увеличение ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет
  2. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни

Задачи проекта

  1. Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей
  2. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (2021 год) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет
  3. Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу
  4. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения
  5. Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной
    форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода
  6. Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста
  7. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
  8. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья
  9. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства Российской Федерации
  • Руководитель национального проекта: Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации

Показатели национального проекта

Цель, целевой показатель, дополнительный показатель

Цель: увеличить ожидаемую продолжительность здоровой жизни
до 67 лет

Целевой показатель: снижение смертности населения старше трудоспособного возраста (на 1000 человек населения соответствующего возраста)

Целевой показатель: увеличение суммарного коэффициента рождаемости
(до 1,7 детей на 1 женщину)

Цель: увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни

Целевой показатель: Обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни (тысяч человек)

Целевой показатель: число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья), в центрах здоровья (млн. человек)

Целевой показатель: Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой
и спортом, %

Финансовое обеспечение реализации национального проекта

Всего по национальному проекту, млн. рублей

Из федерального бюджета , млн. рублей

Денежные средства из федерального бюджета направят на финансовую поддержку первых и третьих детей, материнский (семейный) капитал, льготную ипотеку (6%) и строительство яслей.

Гайдаровский форум – 2019. Социальная триада: демография – занятость – доходы

Читайте также: