Чукотский новый год доклад

Обновлено: 30.06.2024

В день зимнего солнцестояния, в ночь с 21 на 22 декабря, коренные жители Чукотки – чукчи будут праздновать Новый год, а вместе с ними - и мы.

Для этого забивают, как правило, самого большого оленя. При этом отдельную миску специально для ритуальной звезды Пэгытти наполняют кровью и жиром. После разделывания забитого оленя, разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и молятся с просьбами о лучшей жизни. Это должен делать каждый присутствующий. При этом принято загадывать желания. Затем шаман исполняет специальный ритуальный обряд. Далее праздник сопровождается обильным угощением. Главное – необходимо встречать Пэгытти с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принес удачу.

После этого ритуального обряда в честь звезды Пэгытти, ночь на Чукотке начинает укорачиваться, а день - расти, увеличиваться. Здесь нужно отметить, что Чукотка длительное время, вплоть до 20-х годов прошлого столетия была вне влияния европейской цивилизации. Из-за своеобразного уклада жизни, отсутствия информации о прогрессе на земле, не только у чукчей, но и у других малочисленных народов Чукотки (эвенов, эскимосов, юкагиров и т.д.) сложилось свое понятие о существовании жизни на земле и свои устои. И, бесспорно, главную роль в этом играла их сложившаяся веками языческая религия. Большое доверие и даже страх чукчи, эскимосы, коряки, эвены и другие народности севера испытывали к жрецам языческой религии - шаманам. Для повышения своего авторитета и влияния на своих сородичей, соседей по стойбищу, в последующие годы даже односельчан, шаманы выработали определенные ритуалы на многие случаи жизни. Этому, нужно отметить, также очень способствовало то, что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей и других коренных народов Чукотки, хранились в памяти у шаманов и обязательно передавались по наследству. Именно это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников, связанных с временами года.

Нужно также отметить, что вследствие особых климатических условий Крайнего Севера, род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена (тундровые) занимались оленеводством, другие (прибрежные племена) – морским зверобойным промыслом. Это также сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. Тундровые жители (оленные чукчи, юкагиры, кереки, эвены и др.) занимались оленеводством, охотой на диких животных, вели кочевой образ жизни. Прибрежные же народы (эскимосы и прибрежные чукчи) занимались морским промыслом: охотой на морских животных, рыболовством.
Вся жизнь этих народов была тесно связана с природой и напрямую зависела от нее. Ритуально-обрядовая, а затем и праздничная культура народов, населяющих не только наш район, но и округ, была основана на природном цикле, на так называемом народном календаре. Поскольку наш Билибинский район далек от моря, и билибинцы не занимаются морским зверобойным промыслом, мы остановимся только на обрядах празднования Пэгытти оленными чукчами. В старину этот праздник проводили сообща, собирались оленеводы-тундровики из нескольких стойбищ.

Как рассказала Светлана Хажеева, в свое время проживавшая в усть-бельской и анюйской тундре, на праздник Пэгытти в усть-бельской тундре каждая семья разжигала отдельно свой костер и проводила ритуальные обряды. Они исполнялись под руководством старожилов стойбища. Затем собирались за общим костром, где так же исполнялся обряд умиротворения Пэгытти и кормления огня, а затем жители стойбища угощали друг друга. Вокруг семейных ритуальных костров и общего костра устраивались танцы и исполнялись собственные песни.

Отметим, все праздники чукчей, эскимосов, коряков, эвенов имеют культово - магическую основу и они постоянно присутствуют в быту этих и некоторых других народов Севера. Особое значение в этом играли и в некоторых местах до сих пор продолжают играть танцы. Танцы у них - это не только своеобразное произведение народного искусства, они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор, и так далее.







Коренные малочисленные народы Севера (КМНС) проживают на территории России, поэтому главный государственный праздник – Новый год – отмечается и среди них. Но у КМНС есть свои традиции, связанные с началом нового года. Какие же? Сейчас узнаем.

Официальный праздник

После становления советской власти, КМНС начали праздновать Новый год со всей страной – в ночь на 1 января. Следуя традициям, принятым у большинства россиян, народы Севера пьют шампанское, слушают поздравительную речь президента, запускают салюты, гуляют и веселятся. К праздничному столу забивают оленя. Чум украшается еловыми ветками.

Празднество осложняется отсутствием электричества: световой день в это время в тундре короткий (всего два часа), и приходится подключаться к генератору, чтобы работал телевизор, а электроэнергию надо беречь. Кроме того, необходимость следить за стадами оленей, норовящими разбрестись и смешаться с чужими, тоже мешает сосредоточиться на празднике.

Так проходит официальное торжество у народов Севера. Однако по-настоящему Новый год КМНС отмечают совсем иначе, в другие даты и с собственными ритуалами и традициями.

Главное отличие официального праздника народов Севера от их собственных в том, что в российский Новый год у них не принято долго отдыхать: середина зимы – время напряженное и тяжелое. Уже буквально на следующий день они возвращаются к работе. А вот настоящее веселье наступает у КМНС именно в те дни, когда они празднуют Новый год в соответствии со своими обычаями. Как же это происходит у разных народов?

Новый год у чукчей


У народов Чукотки этот праздник называется Пэгытти. Такое имя носит ритуальная звезда чукчей - Альтаир (созвездие Орла). Празднование приходятся у них на 21-22 декабря – день зимнего солнцестояния. Это связано с тем, что именно с этого дня ночь постепенно отступает, а световой день начинает увеличиваться.

Принято устраивать танцы и песнопения, желая всем добра и радости. Новый год необходимо встречать со светлыми мыслями и чистым сердцем. В этом чукчи, безусловно, правы.

Традиции эвенков


Праздник связан с почитанием солнца, поэтому вождение хороводов является неизменной традицией эвенков. Кроме того, они верят, что в этот день открываются врата между миром живых и миром духов, поэтому просьбы и желания людей будут непременно услышаны.

Празднование у ненцев


А вот Дед Мороз и Снегурочка у них не приветствуются. По мнению народов Ямала, они являются злыми духами, которые могут навредить людям. Впрочем, веру эту разделяет, в основном, старшее поколение. Молодежь относится к Деду Морозу и Снегурочке спокойно и даже наряжается на праздники в их костюмы.

Якутский Ыысах


Празднование сопровождается застольями, танцами, народными песнями. Еще одна интересная традиция связана с кумысом – священным напитков якутских народов. Им опрыскивают траву, костры и деревья.

Новый год поморов

Необычную дату для этого праздника выбрали поморы – 14 сентября. В Новый год открывается праздничная ярмарка, происходят шествия лоцманов, запускаются салюты. Красивой традицией является зажигание плавучего маяка, это символизирует наступление нового года.

Считается также, что нужно открывать окна и двери домов, чтобы новое счастье могло войти в жилище. У порога клали веник, который символически выметал старый год.

Таковы новогодние традиции и ритуалы у народов Севера. Это праздник не менее важен для КМНС, чем для нас, и они умеют его отмечать, не правда ли?

Чукчи справляют Новый год на неделю раньше, чем весь остальной мир. Происходит это в самую длинную ночь в году - с 21 на 22 декабря.

024

Называется праздник Пэгытти, по имени ритуальной звезды, которая восходит в эту ночь. В традиционной астрономии это звезда Альтаир в созвездии Орла. Для чукчей восхождение Пэгытти знаменовало начало нового года, так как с этого момента световой день начинал прирастать.

Начинался праздник с разжигания ритуального костра. Делали это с помощью священной > доски. У каждой семьи она была своя: считалось, что передавать огонь, добытый с помощью своей доски, можно только родственниками, иначе в семью придет горе. Эта священная доска, наряду с амулетами и семейными бубнами, являлась материальным воплощение идеи об > стада. Чукчи считали ее хозяином стада. И правда, своей формой доска напоминает фигуру человека, углубления, полученные от сверления, являлись >, а на > доски привязывали веревку с фигурками, обозначавшими оленей. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, основным посылом которых были пожелания добра и света.

Праздник Пэгытти был тесно связан не только с представлениями чукчей о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, но и хозяйственным укладом - оленеводством. Обязательным элементом обрядов у чукчей были жертвоприношения. На Пэгытти чукчи наполняли салом и жиром небольшие кожаные чашки. Таким образом, северный народ старался задобрить злых духов. Считалось, что в эту ночь нельзя думать о плохом, встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями. В таком случае, весь следующий год будет сулить удачу и радость. Это стоит взять на заметку не только жителям Чукотки. Ведь не так важно, танцуют ли чукчи сейчас вокруг ритуальных костров - важно, с каким чувством встречают люди праздник.

Поклонение звездам Эн’эр (полярная) и Пэгыттын (двойная звезда Альтаир и Тараред)

Шаманы не только лечили, но и были посредниками между людьми, вещали судьбы, наставляли на истинный путь, объясняли прошлое, настоящее и будущее, т.к. знали и определяли все это по звездам, созвездиям, по луне и по солнцу. Летали в нижний, подземный мир, а так же в верхнее царство. Карта звездного неба – это лучшая карта земли и весь смысл своего жизненного бытия (вавыргын) они связывали со звездами, которые были вечными спутниками жизни тундровых людей, где полярная ночь длилась полгода (Записала в литературной обработке педагог национальной школы исскуств Т.Н.Бегунова со слов жительницы старейшего чукотского рода омолонской тундры М.В.Процкой и со слов чукчанки, уроженки Колымской тундры Нижнеколымского района А.П.Слепцовой).

Чукчи

Пэгытти

Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, желая всем добра и света.

Кроме того, в эту ночь чукчи старались задобрить злых духов, наполняя салом и жиром небольшие кожаные чашки. Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принёс удачу.

Хэбденек

В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов: зажигают священный костёр, проводят обряд очищения дымом можжевельника. А каждая семья завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, что даёт человеку возможность донести до духов свои просьбы.

По традиции эвенки водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая новое.

Два новых года

Ненцы празднуют два новых года — зимний и летний, которые начинаются в ноябре и июне соответственно. Начало зимнего нового года ознаменовано замерзанием воды и гоном оленей, а летнего — таянием снегов и отёлом оленей.

В Новый год старейшины стараются задобрить духов, чтобы зима была не очень холодной, в реках было много рыбы, а в лесах — дичи. Так же как эвенки, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве — берёзе.

В этот день ненцы обмениваются подарками и большое внимание уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребёнка, добрые духи рассердятся и покинут вас.

Ыысах

Главный танец праздника — Осуохай — хоровод, символизирующий жизненный круг. Танец продолжается до самого восхода солнца, таким образом якуты выражают благодарность Солнцу за свет и теплоту. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается положительной энергией на год вперёд.

Ещё один важный ритуал Ыысаха — окропление огня, травы и деревьев священным для якутов напитком — кумысом. Этот обряд символизирует рождение Вселенной и человека.

Поморский Новый год

По традиции в этот день поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же с входом клали старый веник, который символизировал уходящий год.

Читайте также: