Человеческий капитал экономика рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

В современных условиях человеческий капитал становится одним из главных факторов экономического развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а инвестиции в человеческий капитал превращаются в экономически выгодный проект на национальном и корпоративном уровнях. Ключевым механизмом не только сохранения, но и развития человеческого капитала является образование, в частности система непрерывного образования, предполагающая необходимость систематического повышения квалификации работников всех возрастных групп, а также переподготовку при изменяющихся условиях и стимулирование постоянного самообразования. Цель данной работы – исследование проблем воспроизводства человеческого капитала в современных условиях. Задачи работы рассмотреть сущность человеческого капитала, исследовать систему непрерывного образования как фактор воспроизводства человеческого капитала, проанализировать способы решения проблем воспроизводства человеческого капитала. В результате предлагается комплекс мер по стимулированию системы непрерывного образования взрослых в современных условиях, связанный с непосредственным увеличением объемов уже существующих мер поддержки и дальнейшим развитием реализуемых национальных и федеральных проектов, отраслевых программ обновления технологий и приемов хозяйствования. Методология исследования базируется на системном и историческом подходе, статистическом и сравнительном анализе.


2. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Гапонова Н.С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 1. С. 107–120.

3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.

4. Якимова Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере и экономическое развитие России: монография. Томск: РГ Графика, 2012. 188 с.

12. Антоненко В.В., Лактюхина Е.Г., Антонов Г.В. Целесообразность инвестиций в человеческий капитал современной российской молодежи: мнение работодателей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 2. С. 118–130.

Введение

Человеческий фактор – это мощный фактор развития экономики и один из главных показателей развития общества. Он поддерживает конкурентную способность экономики государства на мировом рынке. Роль человеческого фактора особенно возросла в последней четверти XX века. В современной экономической системе человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ, в обеспечении качественных параметров экономического роста. Новые условия современной экономики, связанные со сложностью и высокой диверсификацией производственных процессов, предполагают уже не просто высокий уровень профессиональных качеств человека, их соответствие уровню развития вещественного капитала, но и формирование у индивидуума способностей быстро адаптироваться к постоянным изменениям экономики. Поэтому вложения в создание всей совокупности условий, обеспечивающих высокий уровень накопления качественных и количественных характеристик человеческого капитала, становятся наиболее значимыми среди приоритетных направлений государственных и негосударственных расходов.

Реализация стратегических целей должна обеспечить рост численности населения, повышение уровня жизни граждан и создание условий для раскрытия таланта каждого человека.

Анализ возможностей для устойчивого развития в новых экономических, политических и социальных условиях позволяет прийти к выводу о том, что означенные цели достигаются только при условии роста инвестиций в человеческий капитал и создание условий для повышения его вклада в развитие.

Образование является ключевым механизмом не только сохранения, но и развития человеческого капитала, который, в свою очередь, обеспечивает социально-политическую устойчивость, преемственность культуры, производительность труда и научно-технологическое развитие.

Цель данной работы – исследование проблем воспроизводства человеческого капитала в современных условиях.

Задачи работы рассмотреть сущность человеческого капитала, исследовать систему непрерывного образования как фактор воспроизводства человеческого капитала, проанализировать способы решения проблем воспроизводства человеческого капитала.

Методология исследования базируется на системном и историческом подходе, статистическом и сравнительном анализе.

Теоретическая база исследования

Родоначальником термина человеческий капитал по праву считается американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 года, Т. Шульц. Наряду с другим Нобелевским лауреатом Г. Беккером они являются основоположниками современной теории человеческого капитала.

Шульц рассматривал примеры бурного экономического развития Японии и ФРГ после второй мировой войны, сравнивая эти страны с Великобританией, где еще долгое время после войны использовались карточки на еду. По его мнению, такой экономический рост стал возможен благодаря высокому уровню образования и здравоохранения в этих странах.

Его последователь Г. Беккер, считал, что человеческое стремление к образованию является рациональным и экономически обоснованным. Он рассчитал экономическую эффективность образования, сопоставляя выгоды от получения образования и издержек, связанных с его получением и показал, что рентабельность расходов в образование превышает рентабельность фирм. При этом следует отметить, что затраты на образование являются рентабельными, когда содержание приобретенных человеком знаний соответствует спросу на рынке труда [2].

В России первые работы, посвященные проблеме человеческого капитала, появились в 90-годы, что во многом обусловлено началом экономических реформ и потребностью лучше понять действие факторов производства, среди которых трудовые ресурсы играют определяющую роль. Среди отечественных ученых, одним из первых изучающих проблемы человеческого капитала, стал доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания – Критский М.М.

При рассмотрении сущности человеческого капитала следует отметить, что человеческий капитал является неотъемлемой частью человеческого потенциала. Понятие человеческого потенциала более широкое, как правило, включает в себя все население страны с накопленным опытом, знаниями и навыками, как применяемыми, так и не реализованными, в то время как человеческий капитал учитывает только опыт, знания и способности активной части населения.

Среди основных свойств человеческого капитала выделяются следующие:

1. Неотделимость человеческого капитала от работников, которые являются его носителями.

2. Основную часть составляют физиологические свойства и природные способности человека (запас здоровья). Знания, умения и навыки формируют другую часть человеческого капитала (приобретенную). При этом, большое значение для формирования приобретенного человеческого капитала имеют затраты самого человека и общества.

3. Использование человеческого капитала, наряду с другими формами капитала в процессе производства.

4. Использование человеческого капитала его носителем в целях получения дохода, что в свою очередь побуждает человека увеличивать свой интеллектуальный потенциал с помощью образования [4].

В связи с тем, что в современной экономике роль трудовых ресурсов достаточно велика, растет значимость инвестиций в человеческий капитал, которые совершаются в социальной сфере с целью повышения производительности труда и роста доходов граждан. Эффективность инвестиций в человеческий капитал можно оценить по разным показателям, в том числе и по макроэкономическим, среди которых показатели социально-экономического развития страны и регионов, а также показатели качества и уровня жизни населения.

Понятие человеческого капитала очень тесно связанно с категорией – качество жизни. Именно высокое качество жизни, помноженное на менталитет и культуру общества, помогает его членам в полной мере реализовывать и развивать свой человеческий потенциал. Реализация человеческого потенциала невозможна без высокого качества жизни.

По оценкам Всемирного банка, доля человеческого капитала в национальном богатстве многих стран достаточно велика. В России его доля достигает почти половину всего совокупного богатства (46%). Однако эта доля значительно меньше среднего показателя, достигаемого в развитых странах в размере 70%. Как отмечают аналитики Всемирного банка, России понадобится от 50 до 100 лет, чтобы по этому показателю догнать развитые экономики [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Среди основных проблем слабой развитости экономики знаний в России специалисты BCG выделяют отсутствие спроса на знания, недостатки в системе образования и отсутствие среды, необходимой для развития и реализации человека.

Сегодня мир стоит на границе новой промышленной революции, связанной с роботизацией и Россия сильно отстает в этом компоненте от развитых стран, в 2019 году на 1000 работников в РФ приходился лишь 1 робот.

Роботизация – логичный и необходимый шаг для увеличения эффективности производства. По оценкам ученных, к 2025 году 19% всех рабочих мест будет заменено роботами и автоматизированными производствами, что вызовет социальную напряженность и массовую безработицу среди представителей низкоквалифицированных профессий, как это случилось и во времена промышленной революции. Данный факт ставит перед государством необходимость запуска массовых программ переквалификации рабочих [6].

По данным экспертов, в ближайшие десятилетие около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четверо из пяти работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. В таких условиях растет актуальность непрерывного обновления знаний, умений и навыков. Кроме того, в наше время участие взрослых в непрерывном образовании является одним из важнейших показателей развития человеческого капитала в стране. Ко всему прочему, спрос на непрерывное образование связан с процессами глобализации и обусловленными ею социально-экономическими, геополитическими и культурными факторами. Они затрагивают все сферы жизни и требуют новых методов оценки роли человека в современном мире.

Вовлеченность взрослого населения в непрерывное образование является одним из главных индикаторов развития человеческого капитала страны, в особенности в ситуации, когда развитие технологий и возрастающая волатильность на рынках труда требуют от людей переучиваться не только для того, чтобы стимулировать карьерный рост, но и чтобы просто не лишиться работы.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться. А это значит искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Способность к постоянному обучению становиться важнейшим достоинством, которое определяет конкурентоспособность человека на рынке труда.

Актуальность непрерывного образования особенно возросла в период пандемии в 2020г. Согласно оценкам Международной организации труда, в результате последствий пандемии в 2020 г. объем рабочих часов по всему миру сократился на 8,8%, что эквивалентно 255 млн. рабочих мест (из расчета полного рабочего дня). Это примерно в четыре раза превышает потери, понесенные в результате глобального финансового кризиса в 2009 году [8].

В этой связи одной из задач, которая стоит перед правительствами и бизнесом, является создание новых механизмов помощи тем, кто уже потерял работу или находится в зоне риска, в переориентации на профессии, которые востребованы в условиях предпочтения удаленных форматов работы, и быстром приобретении соответствующих профессиональных навыков. В таких условиях интересен опыт развитых стран, в которых образовательные организации получают дополнительную финансовую поддержку от государства на запуск программ, позволяющих адаптировать работников к постоянному применению цифровых технологий в рабочих и повседневных процессах.

В России, по оценкам многих экспертов, система непрерывного образования и обновления профессиональных знаний и компетенций не достаточно развита и пока не обеспечивает занятость граждан на высокопроизводительных рабочих местах в полном объеме. Российская Федерация почти в 3 раза отстает от развитых стран по масштабам дополнительного профессионального образования взрослых. Данные о снижении охвата образованием и обучением коррелируют в стране с показателями уровня средней заработной платы.

Формирование эффективной системы дополнительного образования особенно актуально в условиях ускоряющихся изменений в структуре рынков труда и роста нелинейных профессиональных траекторий, при которых работники меняют сферу деятельности несколько раз в течение карьеры.

Важно и то, что большинство респондентов (76%) отметили, что им удалось обучиться новой профессии самостоятельно. В подобных условиях эффективная политика расширения и повышения доступности программ дополнительного профессионального образования может быть востребована широкими слоями взрослого населения, адаптирующимися под изменения на рынке труда [9].

Одной из проблем развития непрерывного образования в России остаётся проблема недофинансирования программ дополнительного профессионального образования, как со стороны государства, так и со стороны реального сектора экономики. Для сравнения, в развитых странах государственные расходы на обучение составляют от 40 до 100 евро в год на одного работающего гражданина, а в Российской Федерации всего 4 евро.

Низкие затраты на обучение взрослых со стороны государства замедляют вложения из реального сектора экономики. Расходы предприятий на обучение персонала в составе расходов на рабочую силу выше, чем бюджеты различных уровней, тем не менее они также остаются ниже среднеевропейских почти в 6 раз (менее 100 долл., или 0,3%) [10].

К тому же обучение только профессиональным навыкам не обеспечивает трудоустраиваемость потенциального работника в компанию вследствие увеличения в составе труда доли таких производственных операций, которые предусматривают высокую внутреннюю самоорганизацию, аналитические способности, межличностную коммуникацию и взаимодействие. В этой связи появляется прямой запрос рынка труда на комплекс образовательных программ для овладения гибкими навыками. Однако данный запрос пока не удовлетворяется в полной мере.

Сложившаяся ситуация с обновлением навыков работающего населения приводит к определенным затруднениям при внедрении новых, в том числе цифровых, технологий.

Решение проблемы – в создании комплексной системы по обновлению навыков, образованию и обучению взрослых, интегрированной в состав национальных и федеральных проектов, отраслевых программ обновления технологий и приемов хозяйствования.

Для решения подобного рода проблем воспроизводства человеческого капитала российское правительство с 2019 г. реализуются следующие мероприятия по поддержке граждан:

2. Оказывается грантовая поддержка образовательных центров для работающих граждан и пенсионеров на базе университетов и профессиональных образовательных организаций. Образовательные организации высшего образования, получившие грантовую поддержку, будут обеспечивать увеличение не менее чем вдвое численности обучающихся по современным программам непрерывного образования в период получения грантовой поддержки, а также не менее чем вдвое в течение трех лет после ее завершения.

3. Ведется разработка цифровых платформенных решений по обеспечению доступа населения к современным программам обновления квалификаций.

4. Внедряются комплексные консультационно-образовательные продукты по применению практик повышения производительности труда и развитию предпринимательской инициативы.

Особенно эффективными оказались меры, направленные на финансирование инфраструктуры учебных центров, разработку программ с востребованной со стороны рынка труда ценностью, а также запуск механизмов привлечения внебюджетных средств.

Проведенные в 2019 г. мероприятия в рамках всех национальных проектов позволили обеспечить прирост показателя охвата взрослых граждан образованием и обучением с 24,7% в 2018 г. до 25,2% в 2019 г. Для сравнения, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем 40% взрослых в её странах-членах участвуют в таких программах.

Оценивая предложенные меры, стоит отметить необходимость учета экономической целесообразности непрерывного образования, которая связана с одним очень важным условием: доход человека после очередного обучения должен существенно превышать инвестиции на это обучение [12]. Если инвестирование в образование производит предприятие или государство, то необходимо чтобы увеличилась производительность труда.

Заключение

Воспроизводство человеческого капитала – продукт сложного и долговременного единства экономических и социальных процессов. Это результат развития и экономики, и социальной сферы, и всех социальных условий жизни людей.

Недооценка человеческого капитала может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям. Именно поэтому, одной из главных целей, стоящих перед любым государством, является повышение уровня человеческого капитала.

Выделяют три приоритетных направления совершенствования воспроизводства человеческого капитала: доступность образования на протяжении жизни, профилактика и коррекция образовательной неуспешности, достижение современного качества доступного высшего и среднего профессионального образования.

Невзирая на имеющиеся проблемы, Российская Федерация обладает значительным человеческим капиталом. Устранение имеющихся проблем воспроизводства человеческого капитала, позволит выйти на новый уровень экономического развития.

2.1 Трансформация человеческого капитала в российском обществе

2.2 Отдача от инвестиций в российских и западных компаниях

2.3 Человеческий капитал как конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом

Глава 3. Проблемы развития человеческого капитала

3.1 Описание проблемы

3.2 Человеческий капитал и государство

3.3 Анализ текущего состояния дел и проблемы развития человеческого капитала, накопленного при плановой экономике, в России

Список использованной литературы

Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

Актуальность этой темы бесспорна, т.к.:

Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.

Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.

Охарактеризовать структуру и стоимость человеческого капитала

Выделить направления инвестиций в человеческий капитал

Определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала

Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития

Выявить основные проблемы развития человеческого капитала

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала

Понятие человеческого капитала: генезис и развитие

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

В зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих качественные характеристики рабочей силы и роль человека в трудовом процессе: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал и другое.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в “Политической арифметике” У.Петти. Позднее она нашла отражение в “Богатстве народов” А.Смита, “Принципах” А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50–60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) “Человеческий капитал” (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.

Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.

В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;

2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;

3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;

4) увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.

Использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.

Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.

Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку (earning power) называют человеческим капиталом. Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

Похожие страницы:

Иностранный капитал в экономике России

. капитал в экономике России Тула 2007 Содержание Введение…………………………………………………………………. 3 Глава 1. Стратегия регулирования иностранного капитала в России…4 . в начале прошлого века российский капитал и активный человеческий ресурс переместились в Маньчжурию (в .

Экономико-исторические концепции генезиса и развития человеческого капитала

Человеческий капитал как фактор развития России

. тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ .

Человеческий капитал (3)

. . Другими словами, экономика России растет, но растет, ускоряя физический износ человеческого капитала. Для преодоления .

Человеческий капитал (5)

Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

Актуальность этой темы бесспорна, т.к.:

Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.

Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.

2. Охарактеризовать структуру и стоимость человеческого капитала

3. Выделить направления инвестиций в человеческий капитал

4. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала

5. Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития

6. Выявить основные проблемы развития человеческого капитала

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала

1.2 Понятие человеческого капитала: генезис и развитие

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

В зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих качественные характеристики рабочей силы и роль человека в трудовом процессе: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал и другое.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в “Политической арифметике” У.Петти. Позднее она нашла отражение в “Богатстве народов” А.Смита, “Принципах” А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50–60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) “Человеческий капитал” (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.

Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.

В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;

2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;

3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;

4) увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.

Использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.

Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.

Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку (earning power) называют человеческим капиталом. Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

Структура человеческого капитала определяется на основе таких параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д. Заметим, что структура человеческого капитала индивидуума может со временем изменяться, что должно находить отражение в рекомендациях по инвестиционной политике. От того, какова будет структура человеческого капитала, зависит такой параметр будущей модели, как способность человека принимать на себя риск, рекомендуемая структура общего портфеля, а также структура финансового капитала человека

Международная статистика проблему количественной оценки работника - носителя человеческого капитала решила следующим образом. В 1966 г. на XI Международной конференции по статистике труда в Женеве была принята Резолюция о затратах на рабочую силу, исходя из которой Международная стандартная классификация расходов на рабочую силу включает следующие основные группы:

1) прямая заработная плата и жалованье;

2) оплата неотработанного времени;

3) премии и денежные подарки;

4) расходы на питание, напитки, топливо и другие натуральные выплаты;

5) расходы работодателя по обеспечению рабочего жильем;

6) расходы работодателя на социальную защиту;

7) расходы по профессиональному обучению;

8) расходы на социальные нужды;

9) прочие расходы на рабочую силу, не относящиеся к вышеуказанным квалификационным группам (например, рабочая одежда);

10) налоги, рассматриваемые как расходы на рабочую силу (например, налоги на численность или фонд заработной платы).

К числу стандартных количественных показателей оценки функционирования человеческого капитала относят следующие:

- норма отдачи от инвестиций в человеческий капитал, которая рассчитывается на базе стандартного уравнения заработной платы Дж. Минцера (1974). Здесь заработки индивида выступают в качества зависимой переменной и представлены в логарифмической форме;

- число лет обучения (уровень образования). В 1990 г. в России среднее число лет обучения одного работника составляло 10,28 года. По данным всероссийской переписи 2002 г., в каждой пятилетней возрастной группе экономически активного населения доля людей с высшим и послевузовским образованием составляла в среднем 18,05%;

- потенциальный опыт на рынке труда;

- профессиональный опыт на данном рабочем месте.

Также при количественном анализе функционирования системы человеческого капитала российскими исследователями используется затратный подход, предполагающий разделение издержек на первоначальные и восстановительные и наиболее приемлемый, по нашему мнению, для уровня предприятий, чем государства. Первоначальные издержки включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников, затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового сотрудника, затраты на рабочем месте. Восстановительные издержки (издержки замещения) - это сегодняшние затраты, необходимые для замены работающего на другого работника, способного более эффективно выполнять те же функции. Восстановительные издержки состоят из издержек приобретения нового специалиста, его обучения (ориентации) и издержек, связанных с уходом работающего работника.

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 85054
Количество таблиц: 9
Количество изображений: 2

Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.

Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.

Россия входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт.

Содержание

Терминология

Положительный человеческий капитал

Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:

  • Интеллект.
  • Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
  • Практические знания и навыки:
    • Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
    • Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
    • Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
    • Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
    • Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
    • Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.

    Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.

    По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.

    Отрицательный человеческий капитал

    Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:

    • Вредные привычки, в том числе:
      • Алкоголизм.
      • Наркомания.
      • Курение.
      • Игромания.
      • Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
      • Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
      • Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).

      Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.

      Пассивный человеческий капитал

      Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.

      Инвестиции в человеческий капитал

      Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:

      • затраты на образование;
      • затраты на здравоохранение;
      • затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
      • затраты на развитие науки и инноваций;
      • затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).

      Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).

      Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.

      Человеческий потенциал

      Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).

      Способы измерения человеческого капитала

      Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:

      • Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
      • Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
      • Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.

      Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.

      Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).

      В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.

      Оценки человеческого капитала в России

      Индекс человеческого развития

      Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие. [1] Данный индекс основан на трёх показателях:

      • Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием. [1]
      • Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием. [1]
      • Уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием. [1]

      21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.

      ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [2] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.

      Отдельные показатели человеческого развития





      Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:

      Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал

      По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[3] [3]

      Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран. [3]

      Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.


      В исследовании, подготовленном Deloitte, рассматриваются возможные сценарии развития отношений между работником и работодателем в соответствии с вызовами, связанными с последствиями пандемии и тенденциями в мировой торговле.

      Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

      Пандемия обострила и подвергла испытаниям отношения между работником и работодателем.

      Работодатели были призваны поддерживать здоровье, уровень заработной платы и жизни работников в беспрецедентной степени во время пандемии, и их успех или неудача в этом деле подверглись строгому контролю. В процессе возникало много вопросов о том, достаточно ли организации делают для поддержки и защиты своих работников. Люди быстро указали на недостатки организаций в сфере защиты определенных сегментов рабочей силы, которые непропорционально пострадали от кризиса, вызванного пандемией, и экономического спада, таких как, например, женщины, занятость которых, как было установлено, оказалась подвержена на 19% большему риску, чем у мужчин.

      Организации также столкнулись с негативной реакцией на их роль в поощрении более суровых условий труда в рамках давления пандемии. 89% работников в глобальном исследовании Harvard Business Review, проведенном в феврале 2021 года, заявили, что их рабочая жизнь ухудшается, 85% — что их благосостояние снизилось, а 56% — что требования к их работе возросли.

      Неудивительно, что работники пересматривают свои принципы, начиная с того, на кого они хотят работать — 40% мировой рабочей силы рассматривают возможность ухода от своего работодателя в этом году — и заканчивая ролью, которую, как они ожидают, работодатели будут играть в поддержке их целей и ценностей. Аналогичным образом, организации обдумывают свою роль в обществе и свои отношения с работниками. И хотя хорошие взаимоотношения между работником и работодателем могут иметь приоритет как для работников, так и для руководителей, наилучшие сценарии их развития могут не совпадать у двух групп.

      Основываясь на двух факторах, связанных с работой с талантами и государственными структурами, можно выделить четыре сценария развития отношений между работником и работодателем.

      Понимание того, как могут развиваться отношения между работником и работодателем, начинается с определения того, какие факторы окажут наибольшее влияние на их развитие. Авторы исследования использовали фокус-группы, чтобы узнать мнение руководителей о том, какими могут быть эти факторы, обсуждая множество возможностей: от экономического роста и важности технологий до климатических и социальных вопросов. Но двумя факторами, которые, согласно исследованию, окажут наибольшее влияние на будущее отношений между работником и работодателем, стали работа с талантами и влияние государственных структур. Наиболее очевидное влияние работы с талантами — это различные действия, которые могут предпринять организации или работники в зависимости от того, насколько легко или сложно получить работу или нанять квалифицированного работника. Что касается государственного регулирования — оно вышло на первое место как наиболее влиятельный внешний фактор, определяющий способность организации и ее персонала развиваться. Тип, последовательность, скорость и эффективность действий правительства могут повлиять на отношения между работником и работодателем.

      В обзоре авторы используют эти два фактора для изучения четырех потенциальных сценариев, которые иллюстрируют, как может развиваться рынок труда и отношения между работником и работодателем:

      • Работа как мода. В этом сценарии работодатели находятся в постоянном движении, преследуя настроения работников, действия конкурентов и динамику рынка. Отношения между работником и работодателем носят реактивный характер: работодатели чувствуют себя вынужденными в каждый конкретный момент реагировать на выраженные предпочтения работников и действия конкурентов, не связывая эти действия с устойчивой трудовой стратегией.
      • Война между талантами. В этом сценарии работники соревнуются за ограниченные рабочие места из-за избытка рабочей силы. Отношения между работником и работодателем безличны: работодатели рассматривают работников как легко заменяемых, а последних больше волнует конкуренция друг с другом за рабочие места, чем качество их отношений с работодателем.
      • Работа есть работа. В этом сценарии работники и работодатели рассматривают ответственность бизнеса, личную и социальную самореализацию как в значительной степени отдельные области. Отношения между работником и работодателем носят профессиональный характер: каждый зависит от другого в удовлетворении потребностей, связанных с работой, но оба ожидают, что работники найдут смысл и цель в значительной степени вне работы.
      • Цель поставлена. В этом сценарии цель является доминирующей силой, определяющей отношения между работниками и работодателями. Отношения между ними носят общинный характер: и работники, и работодатели считают общую цель основой своих отношений, рассматривая ее как наиболее важный аспект, который связывает их вместе.

      Для достижения эффективности в неопределенном мире компаниям необходимо внедрить три атрибута в процессы взаимодействия сотрудника и работодателя: цель, потенциал, перспективы.

      В исследовании отмечается, что необходимо внедрить три важных атрибута в человеческий аспект работы: цель, потенциал, перспективы. Данные атрибуты могут проявляться по-разному в разных сценариях развития, предложенных в работе. Но стоит отметить, что все эти проявления имеют много общего. Лидерство, принадлежность, наполнение работы смыслом и целью, расширение прав и возможностей, перестройка архитектуры работы, использование человеческого потенциала — все это и многое другое играет важную роль в построении устойчивых, дифференцированных отношений между работником и работодателем в любом сценарии. В сегодняшнем непредсказуемом мире именно способность устанавливать и применять цель, потенциал и перспективу в любом сценарии позволяет организации процветать. В момент выбора жизненно важно определить смелое направление для всех организационных стратегий — деловых, трудовых и социальных — и уверенно двигаться в эту сторону.

      Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальном разделе Информационно-аналитической системы Росконгресс: СидимДомаЭкономика, посвященном возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также в разделах Рынок труда и Уровень и качество жизни, которые посвящены развитию трудовых отношений работника и работодателя.

      Читайте также: