Файоль а учение об управлении доклад на втором международном съезде по управлению рязань 1924

Обновлено: 07.05.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Менеджмент – это совокупность принципов, форм и правил, применяющаяся в коммерческих и некоммерческих организациях с целью наиболее рационального управления участниками той или иной организации.

Подходы к управлению стали развиваться вместе с тем, как люди стали объединяться в сообщества. Однако, как наука менеджмент получил свое развитие, когда принципы управления стали выделять в отдельный вид деятельности в организациях. Взгляды на управлениеменялись под воздействием демографических факторов, политических, социальных, технологических поэтому в разных странах в разный момент времени применялись самые разные формы управления.

По своему содержанию выделяют несколько школ менеджмента: школу научного управления, классическая школа управления, школа человеческих отношений, бихевиористская школа, количественная школа управления.

Основоположник научного управления – Фредерик Тейлор заложил основы менджмента как науки, на примере одного предприятия он сформулировал принципы стимулирования рабочих, принципы труда и отдыха с целью повышения производительности.

Школа человеческих отношений рассматривала организацию как социальную структуру и формулировала принципы, исходя из постулата неформальных отношений между участниками.

Бихевиористская школа ставила в центр изучения конкретного сотрудника с целью раскрытия его потенциальных возможностей как сотрудника организации с повышением его производительности труда.

Представители количественной школы особое внимание уделяли сбору информации, созданию математических и статистических моделей, стремясь при этом повысить информированность руководителя о делах на предприятии.

Общий принцип управления по Файолю – вести предприятие к цели, извлекая стопроцентную отдачу из всех возможных ресурсов.

В более широком смысле его принципы можно разделить на 6 групп:

- технические (управление производством);

- коммерческие (управление закупками, продажами);

- финансовые (эффективное управление капиталом);

- административные (контроль за выполнением указаний).

Первые четыре группы Файоль не рассматривает подробно, потому что эти сферы являются объектом, на которые распространяются административные функции управленцев.

Но основными принципами управления, которые должны строго соблюдаться успешным руководителем считаются следующие:

1) Разделение труда

2) Полномочия и ответственность

4) Единство распорядительства

5) Единство направления

6) Подчинение личных интересов общим

12) Постоянство состава

14) Корпоративный дух.

Рассмотрим подробнее все четырнадцать принципов. В основе принципа разделения труда лежит стремление получения наибольшего эффекта от труда рабочих при затрате постоянных усилий.

Дисциплина по Файолю – это проявление знаков уважения сотрудниками предприятия на всех уровнях, они могут проявляться в соблюдении договорных обязательств как между коллегами, так и между сотрудниками организации и внешними участниками рынка. В случае нарушения дисциплины к сотрудникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как управленцами высшего звена, так и рядовыми рабочими.

Принцип единства распорядительства заключается в наличии и одного сотрудника только одного прямого руководителя. Работник должен получать задания и указания, а также отчитываться по результатам их выполнения только своему прямому руководителю. Этот принцип противоречит рекомендациям школы научного управления Тейлора. Они утверждали, что у одного работника может быть несколько функциональных руководителей.

Принцип единства направления состоит в организации рабочих групп так, чтобы они были объеденены одной конкретной целью, группа подчиняется одному руководителю, члены группы несут ответственность за работу группы.

Одной из самых трудных задач, которые стоят перед руководителем, по мнению Файоля, - это установление баланса между частными интересами каждого работника и общими интересами компании. До сих пор этот принцип считается одним из самых сложных в управлении.

Вознаграждение персонала должно быть справедливым и максимально возможно удовлетворять обе стороны производственного процесса.

Централизация управления в разной степени присутствует на любом предприятии. Вопрос о степени централизации или децентрализации решается в компании исходя из ее размеров, видов деятельности и других факторов. Согласно учению классической школы, степень централизации должна обеспечивать наилучшие результаты деятельности компании. Руководитель обязан выбрать оптимальное соотношение между централизацией управления и децентрализацией.

Соблюдение принципа иерархии обеспечивает в свою очередь соблюдение и принципа единства распорядительства. Смысл иерархии заключается в построении цепи подчиненных друг другу служащих организации.

В принцип справедливости Файоль вкладывал и стремление руководителя мотивировать сотрудника на работу, а также, сочетая благосклонное отношение к работнику с правосудием, поощрить персонал.

Инициатива – это проявление лидерских качеств работника с целью решения общей для группы и компании задачи.

Файоль считал правильным поощрение коллективизма во всех его проявлениях, поэтому руководитель должен направлять коллектив в русло объединения, а не наоборот.

Подводя итог, необходимо уточнить, что применение сформулированных Файолем принципов не обязательно только на производстве, они универсальны и подходят абсолютно для любой организации. Файоль писал, что помимо внедрения и соблюдения этих принципов необходимо также строить краткосрочную и долгосрочную стратегии предприятия, учитывая все социальные, политические и другие факторы. Также основоположник классической административной школы управления считал, что независимо от целей предприятия руководитель должен применять метод анализа всех процессов, происходящих на его предприятии с целью их структурирования для обеспечения наилучшего функционирования компании.

Общая характеристика изучения проблемы управления в работах Анри Файоля; основные концепции его административной доктрины. Рассмотрение элементов процесса управления, личных качеств руководителя и его функций. Применение менеджерских идей в практике.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.03.2014
Размер файла 60,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Управление стало как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). Создание универсальных принципов управления

2. Четкое функциональное разделение труда;

3. Передача команд и распоряжений по "скалярной цепи" сверху вниз;

4. Единство распорядительства ("никто не работает более чем на одного босса");

5. Соблюдение "диапазона контроля" (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных)

Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне "Основных принципов менеджмента". Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь иерархия. Принципы процесса - это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу. Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, "трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры". Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством. Однако даже специальное образование не поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия. Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.).

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. В совокупности все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Файоль утверждал, что одни и те же принципы управления можно применять в организациях любой направленности, вне зависимости от их размера, -- на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, политических или даже религиозных структурах, на любом уровне менеджмента. Он доказывал, что менеджмент имеет отношение ко всем сферам человеческой деятельности: бизнесу, управлению государством и даже домашнему хозяйству. Сегодня уже многие авторы говорят о менеджменте как о всеобщей человеческой деятельности.

Список использованной литературы

1. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П.Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Баринов, В.А. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.А. Баринов, Л. В. Макаров. - М.: РИОР, 2007. - 64 с.

3. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие / Л.А. Бурганова. -2-е издание. - М.:ИНФРА-М,2011. - 151,[1]c. - (Высшие образование)

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.:Проспект, 2008. - 320 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. -3-е изд. - Гардарики, 2001. - 528с.

6. Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работ: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Социальная работа" / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. - М.: РИОР : Инфра-М, 2010. - 254 с

7. Герчикова И.И Менеджмент: 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. -- 512с.

8. Глухов В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 608 с.:ил. - (Учебник для вузов)

9. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. -- ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

10. Кабушкин Н.И Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Новое издание, 2009. - 336 с

11. Коргова М.А. История менеджмента: учеб. пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. -- Ростов н/Д: Феникс, 2010. -- 236 с. -- (Высшее образование).

12. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352с.

13. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.--3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. -- 1136с

14. Кротова КВ., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2002. - 96 с.

15. Мазур И.И, Шапиро В.Д, Ольдерогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента - М.: Элима, 2007 - 888 с.

16. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.

17. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1995. С. 67.

18. Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 94--101.

19. Робинсон С.П., Коутлер М. Менеджмент. 6-е изд. / пер. с англ. М.: Вильямс, 2002.

20. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. -- 199 с.

21. Тейлор Ф.У. "Административно-техническая организация промышленных предприятий". СПб., 1912.

22. Томилов В.В. Менеджмент. Учебник / под редакцией Томилова В.В. -- М.: Юрайт-Иэдат, 2003. - 591 с.

23. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандеш": Издательство ЭКМОС, 2007. - 327 с.

24. Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923.

25. Файоль А. "Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению". Рязань, 1924.

26. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

27. Шевчук Д.А. История менеджмента: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009 - 305 с.


2. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. –1168 с.

6. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искус¬ство. – М., 1992. – 351 с.

8. Файоль А. Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению. – Рязань: Издательство, 1924. – 80 с.

Знаменитый французский инженер и организатор производства Анри Файоль (полное имя - Жюль Анри Файоль ( Jules Henri Fayol )) родился в Константинополе в 1841 г., а умер в Париже в 1925 г. Он начал карьеру инженера в 19 лет от роду (то есть, в 1860 г.) в качестве руководителя горных работ и проявил на этом поприще столь большие способности, что уже в 1866 г. был назначен начальником шахт угольно-ме­таллургического гиганта Комментри-Фуршамболь (Commentry-Fourchambault), а в 1888 г. становится его генеральным директором. В этот период Комментри была на грани банкротства, но Файолю удалось консолидировать управление компанией, син­хронизировать работу разбросанных по территории страны предприятий и добиться существенной рационализации основных производств. В результате этих перестроек компания не только возродилась, но вырвалась в лидеры своей отрасли. С Комментри Файоль оставался связанным всю жизнь, оставаясь в составе ее правления до самой своей смерти.

Название последней работы достаточно значимо. В двадцатые годы именно госу­дарственная проблематика привлекает основное внимание ученого. И это не случайно. Выступая в 1923 г. в Брюсселе на Втором международном съезде по управлению, Фай­оль подчеркивал глубокую зависимость общей эффективности любого бизнеса от ра­боты высших эшелонов администрации. Он видел прямую связь между правильной организацией государственной системы управления и практическими успехами ме­неджмента в той или иной отрасли народного хозяйства и разработал ряд ценных ре­комендаций в этой сфере. В дальнейшем эти рекомендации были использованы как французским правительством, так и в соседней Бельгии.

Все хозяйственные операции Файоль разбивает на шесть групп:

  1. Технические (включают в себя все, что связано с манипулированием какими-либо орудиями труда: выделка, обработка, заточка инструмента, сверление, придание формы. ).
  2. Коммерческие (покупка-продажа, обмен).
  3. Финансовые (привлечение денежных средств и распоряжение ими).
  4. Страховые (охрана и страхование имуществ).
  5. Учетные (статистические записи, составление калькуляций, бухгалтерия).
  6. Административные (предвидение, организация, распорядительство, координи­рование и контроль).

Долгий опыт А. Файоля позволил ему сделать ряд полезнейших заключений от­носительно того, в какой степени различные установки необходимы каждой категории хозяйственных агентов. Резюмируя свои наблюдения в многочисленных таблицах, он пытался дать цифровое выражение необходимого удельного веса каждой установки в квалификации работников и руководителей предприятий. Одну из таких таблиц и со­ставленную нами на ее основе диаграмму мы и приводим ниже.

Относительная важность (в процентах) различных установок для агентов, действующих в государственной индустрии

Установки

(на различные управленческие функции)

Глава го­сударства

министр

генераль­ный дирек­тор

директор

начальник технической службы

начальник отделения

начальник мастерских

мастер

рабочий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

учетная

страховая

финансовая

коммерческая

техническая

административная

f

pir

Учение об основных элементах и принципах управления

I. Предвидеть, то есть - учитывать грядущее и вырабатывать про­грамму действий.

II. Организовывать, то есть - строить двойной (материальный и соци­альный) организм предприятия.

III. Распоряжаться, то есть - заставлять персонал надлежаще работать.

IV. Координировать, то есть - связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия.

V. Контролировать, то есть - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

В отношении каждого из этих пунктов Файоль дает рекомендации, облегчающие и оптимизирующие действия администрации. Так, основное назначение программы действий, о которой идет речь в первом пункте, - способствовать оптимизации распределения времени. Она должна отличаться единством, непрерывностью, гибкостью и точностью.

Заключение

Действительно, инженер Тейлор основное внимание уделял функциональной специализации в деятельности персонала [5], в то время как его французский коллега считал своей главной задачей определение общих принципов построения социального организма. К тому же последний был значительно более традиционен, а отчасти и более демократичен в отношении предлагаемых путей и средств производственного обновления, никогда не настаивая, в частности, на разделении процессов поиска идеи и ее реализации [некоторые рассуждения по этому поводу мы найдем в кн. 4,6].

Гаврильчак И. Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики Национального открытого института России, г. Санкт-Петербург.

Масленников Д. В., д.э.н., проректор по научной работе Национального открытого института России, г. Санкт-Петербург.

. Требование справедливости и равенства - это такие запросы, с которыми надо очень считаться в обращении с персоналом. Дабы дать этим запросам возможно большее удовлетворение, не нарушая никаких принципов и не теряя из вида общего интереса, глава предприятия часто должен напрягать все свои лучшие способности. Он должен стремиться укоренить чувство справедливости на всех ступенях иерархии."

12. ПОСТОЯНСТВО СОСТАВА ПЕРСОНАЛА.

Как известно, любому человеку необходимо определенное время, чтобы освоиться на новом месте работы, научиться успешно выполнять свои функции. "Если к моменту, когда должно закончиться это освоение или до его окончания - служащего перемещают, тем самым его лишают возможности принести пользу, равноценную потраченному времени. И если подобные перемещения производятся без конца, функция никогда не будет хорошо выполняться".

Файоль отмечает, что подобная неустойчивость состава персонала особенно опасна для крупных предприятий, где "освоение со всем делом отнимает обычно у руководителей не мало времени". Но гораздо более опасна подобная неустойчивость в масштабе всей страны, когда глава государства меняет правительства с завидной регулярностью, причем часто без особых на то причин, не давая тем самым ни одному из них предпринять чтобы-то ни было существенное. У такого главы государства, как сказал бы Анри Файоль, налицо слабая административная установка . И это страшно, так как глава государства, как никакой другой руководитель, должен быть в первую очередь опытным администратором. "Обычное явление, что состав руководящего персонала у преуспевающих предприятий - устойчив, неудачныхнеустойчив, это же касается и государства в целом.

Файоль также отмечает, что "предпочтительнее бывает руководитель со средними способностями, но долго пребывающий на одном и том же деле, чем руководитель, хотя и с крупными способностями, но с тенденцией к частой перемене мест".

Однако, как и многие другие принципы, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру, так как совершенно ясно, что предприятию не выгодно иметь работников, которые в силу различных причин не в состоянии выполнять свои функции.

"Создать план и обеспечить его успех - вот что может дать одно из важнейших удовлетворений интеллигентному человеку; в то же время это - могущественный стимул к деятельности." Таким образом, инициатива - это возможность создания и осуществления плана, а также свобода предложения и осуществления.

"Инициатива всех, присоединенная к инициативе начальника и, по необходимости, ее пополняющая, - большая сила для предприятия. Это бывает особенно заметно в трудные моменты."

Файоль отмечает, что для руководителя необходимо уметь возбуждать и поддерживать инициативу у своих подчиненных, для чего ему нужно приносить иногда в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение подобным запросам своих подчиненных. "При прочих равных условиях, начальник, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит начальника, не умеющего этого делать."

Анри Файоль безусловно прав, говоря о большой роли инициативы. Как

говорится, одна голова - хорошо, а две - лучше, да и простым работникам со своих мест порой виднее, что необходимо предпринять для повышения эффективности работы.

14. ЕДИНЕНИЕ ПЕРСОНАЛА.

Основой этого принципа является изречение: "В единении - сила." "Гармония, единение персонала предприятия - большая сила в предприятии.

Стало быть, надо стремиться ее установить." Для этого, как считает Файоль, необходимо соблюдать принцип единства распорядительства и избегать двух опасностей: а) дурного толкования принципа "разделяй и властвуй" и б) злоупотребления письменной формой общения.

"Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, - дело искусное; но разделять свои собственные силы в предприятии - тяжелая ошибка. Является ли эта ошибка результатом слабой административной "установки", или недостаточного понимания положения вещей, или эгоизма, жертвующего общими интересами в угоду личному, - она всегда заслуживает осуждения, потому что наносит вред предприятию. Не надо обладать никакой особой добродетелью для того, чтобы сеять раздор среди своих подчиненных. Наоборот, надо обладать подлинным талантом, чтобы координировать усилия, стимулировать усердие, использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений".

"Для того, чтобы выяснить какой-нибудь деловой вопрос или отдать распоряжение, сопровождаемое пояснениями, - обычно проще и быстрее действовать словесно, чем письменно." Следовательно, всегда, когда это возможно, сношения должны быть устными. Однако и здесь надо соблюдать чувство меры.

По мнению Файоля, могущество единения обнаруживается не только в счастливом результате гармонии среди служащих одного предприятия, значительную роль в этом играют также коммерческие соглашения, профсоюзы и всякого рода ассоциации.

Согласно определению Файоля, элементами управления являются

предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Однако, во времена Файоля, зачастую эти пять понятий смешивались с понятием организация. Хотя организация и должна быть одной их существенных частей управления, но она относится к последнему лишь так, как часть к целому.

Файоль выдвигает предвидение на первое место, считая, что "если предвидение и не есть на сто процентов - управление, то оно во всяком случае составляет существенную часть последнего; предвидеть это уже почти действовать.

Главным проявлением, "наиболее действительным орудием" предвидения Файоль считает программу действий. "Программа действий это одновременно - конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход; это - картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные - представлены более или менее смутно; это - предвидимый и подготовленный на известный период ход предприятия." При этом, при разработке программы действий следует учитывать во-первых, ресурсы предприятия

(недвижимость, оборудование, сырье, капитал, персонал и т.д.); во-вторых, природу и важность текущих операций и, в-третьих, возможности будущего, зависящие частью от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подверженные изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить заранее. Кроме того, выработка подобной программы требует от руководящего персонала:

1) искусства управлять людьми;

2) большой степени активности;

3) известного нравственного мужества;

4) достаточно прочного служебного положения;

5) известной компетентности в профессиональной специальности предприятия;

6) известной степени деловой опытности.

Подготовка программы действий является одной из важнейших и сложнейших операций в любой организации; она приводит в действие все отделы и все функции, и главным образом - административную функцию. Когда руководитель предприятия приступает к составлению программы действий, указывает ее цель и объем, определяет участие каждого отдела в общем деле, согласовывает отдельные части программы и, наконец, принимает решение о том, какой держаться линии поведения, он, в сущности, этим и выполняет свою функцию администратора. При этом, при выборе линии поведения важно, чтобы не только ничем не нарушались принципы и правила хорошего управления, но, чтобы принятая программа облегчала использование этих принципов и правил.

Файоль отмечает, что предвидение крайне слабо развито на государственном уровне. И главной причиной этого он считает безответственность руководителей государства. Так, финансовая ответственность, этот могучий стимул успешной работы шефов частных предприятий, в государстве сводится почти к нулю. Лекарство от этого зла - ныне отсутствующая устойчивость кабинета, которая привязала бы министра к своему делу, увеличивая его моральный авторитет, - единственную реальную гарантию в управлении крупными предприятиями." Идея Анри Файоля, высказанная еще в начале века, весьма актуальна в современном мире и, в особенности, в России.

"Организовать предприятие значит - снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом.

В предприятии Файоль различает две составные части: материальный организм и социальный организм. И более подробно останавливается на последнем, наиболее важном с точки зрения администратора. Социальный организм предприятия должен выполнять следующие функции:

1) Заботиться о том, чтобы программа действий была зрело подготовлена и неуклонно выполнена.

2) Заботиться о том, чтобы социальная и материальная структуры предприятия соответствовали его цели, ресурсам и потребностям.

3) Установить единую, компетентную и энергичную дирекцию.

4) Согласовать действия, координировать усилия.

5) Формулировать ясные, отчетливые и точные директивы.

6) Содействовать хорошему подбору работников; во главе каждого отдела должен стоять компетентный и деятельный человек, каждый служащий должен быть на таком посту, на котором он может принести наибольшую пользу.

7) Отчетливо определить компетенцию.

8) Поощрять инициативу и ответственность.

9) Справедливо и искусно вознаграждать за выполненную работу.

10) Устанавливать меры взысканий за провинности и ошибки.

11) Следить за дисциплиной.

12) Наблюдать за тем, чтобы частные интересы были подчинены общему интересу предприятия.

13) Внимательно следить за соблюдением принципа единства распорядительства.

14) Поддерживать материальный и социальный порядок.

15) Устанавливать за всем контроль.

16) Бороться с злоупотреблением регламентацией, бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и так далее.

Такова административная миссия персонала каждого предприятия. Она несложна в простейшем предприятии, но она все больше и больше усложняется по мере того, как становится более важным предприятие и многочисленнее его персонал.

Не входя в весьма интересные детали, которые Анри Файоль приводит в своем описании устройства социального организма, следует вспомнить лишь, что он вполне справедливо отводит крупное значение роли школы в деле создания служащих высшего ранга и глав предприятий. Он констатирует, что курсы соответствующих высших школ носят почти исключительно технический характер, что в них нет речи ни об управлении, ни о финансах, едва говорится о страховании и очень мало об учете. Не меньше места Файоль отводит описанию опасностей, вытекающих из дурных примеров государства, которое так часто подбирает важнейших административных чиновников среди людей, наименее подготовленных

к ожидающим их трудным обязанностям. Хорошее обучение административной науке могло бы существенно улучшить подобное печальное положение вещей, что, в принципе и произошло.

"Искусство распоряжаться основывается на некоторых личных качествах и на знаниях общих принципов управления Начальник, несущий обязанности распорядителя, должен:

1) Обладать глубоким знанием своего персонала.

2) Устранять неспособных.

3) Быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими.

4) Подавать хороший пример.

5) Делать периодические осмотры предприятия.

6) Устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками, для достижения единства управления и согласования усилий.

7) Не загружать своего внимания мелочами.

8) Добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициатива и сознание долга."

Координировать - это значит согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех. В хорошо координированном предприятии каждая служба работает в согласии с другими:

все операции выполняются уверенно и в порядке.

Напротив, можно наблюдать в некоторых предприятиях поразительные симптомы недостатка координирования: "Каждая служба не знает и не хочет ничего знать о других. Она работает так, как если бы она была сама себе целью и смыслом, не заботясь нисколько ни о соседних службах, ни о предприятии в целом.

Между отделами и бюро одной службы существует такая же разомкнутость, как и между отдельными службами. Главной заботой каждого является - прикрыть свою личную ответственность какой-либо бумагой, приказом, циркуляром. Никто не думает об общем интересе. Нет инициативы и преданности делу.

Подобное губительное для предприятия, умонастроение персонала не является результатом злой воли. Оно есть следствие недостаточного координирования или же отсутствия последнего.

Однако, этих недостатков можно избегнуть при помощи еженедельных совещаний начальников служб, либо путем назначения особых агентов связи, играющих, в общем, роль главного штаба при правлении.

Контроль применяется в отношении ко всему: к вещам, к лицам, к действиям и т.д. Но для того, чтобы он был действенным, нужно, чтобы он был проведен вовремя и сопровождался санкцией.

"С административной точки зрения, необходимо удостовериться, что программа имеется, что она выполняется и корректируется соответственно условиям времени, что распорядительство осуществляется согласно принципам, что совещания для координирования собираются и т.д.

С коммерческой точки зрения, необходимо удостовериться, что входящие и исходящие материалы точно оцениваются по количеству, качеству и стоимости, что инвентарные ведомости в порядке, что снабжение налажено и т.д.

С технической точки зрения, необходимо наблюдать за ходом операций, за результатами, особенностями, своевременным ремонтом, функционированием персонала и машин и т.д.

Со страховой точки зрения, необходимо удостовериться, что принятые для охраны имущества и лиц меры исправно действуют.

Наконец, с учетной точки зрения, необходимо констатировать, что документы проходят в исполнение быстро, что они дают ясную картину состояния предприятия. "

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ АНРИ ФАЙОЛЯ.

Для лучшего понимания значения учения Файоля следует сначала кратко изложить "экономическую подпочву" его взглядов, то есть историю развития организационных форм промышленных предприятий. Здесь можно выделить три основных стадии, сменяющие одна другую в течение всего этого развития.

На начальной стадии собственник средств производства выступает в качестве непосредственного организатора производства. Он является единоличным хозяином, устроителем и распорядителем в своем предприятии. Процветание последнего находится в прямой зависимости от его личных качеств, коммерческого умения, опытности и деловой одаренности. Здесь же наблюдается усиленная и порой грубая эксплуатация рабочего персонала. Однако, давление конкурентной борьбы и недовольство рабочих вынуждают перенести центр тяжести организационных забот на относительное сокращение необходимого рабочего времени и, следовательно, на технические усовершенствования, повышающие производительность. Научнотехнический прогресс все более усложняет средства производства и технологический процесс. Среди персонала особое почетное место получают новые функционеры - инженеры, обладающие специальным образованием и восполняющие недостаточную осведомленность предпринимателя в ставших слишком сложными технических процессах.

Второй этап развития промышленных предприятий представляет собой прямое продолжение обозначенного выше положения вещей. Прежние принципы хозяйствования постепенно отмирают. Перестает иметь решающее значение прежнее, исключительно коммерческое руководство предприятием. Предприятие неуклонно высвобождается от личного влияния собственника, перестает зависеть от его талантов. Победа в ожесточенной конкурентной борьбе остается за предприятием, технически наиболее мощным, оборудованным и организованным с наибольшим совершенством. Одновременное усложнение производственного процесса делает главным лицом на фабрике не только ее коммерческого руководителя, а инженера. Однако, и последний вынужден претерпеть изменения. Он уже не может довольствоваться голой механикой, на него падает часть тех забот, которые лежали раньше на собственнике.

Также весьма велико влияние концентрации капитала. Укрупнение размеров предприятия и величина затрат на средства производства и оборудование, которые неуклонно растут, приводят к дальнейшим, весьма важным изменениям в формах организации промышленности. Происходит акционирование промышленного капитала, в результате чего собственником средств производства выступает уже не одно лицо, а многоликое акционерное общество. Держатели многочисленных акций, имея право на известную часть прибыли и формально числясь владельцами предприятия, теряют, однако, всякую реальную связь с производственным процессом и его организацией. Управление тем самым резко отграничивается от владения.

Это обстоятельство еще определеннее подчеркивает самостоятельное значение инженера-организатора, возлагая на него, как на доверенное лицо, всю ответственность и все те функции, которые уже не способен нести собственник, ставший многоликим.

На третьей стадии финансовый капитал чрезвычайно ускоряет темп концентрации. Свобода рыночного оборота уступает место ряду монополистских объединений, возникших из собственных ее недр. Эти объединения представляют собой колоссальные организмы, они включают в себя многочисленные предприятия, комбинируют их производственный эффект, подчиняя, таким образом, деятельность целого ряда разнородных и ранее самостоятельных единиц единому плану и

руководству. Функция согласования, направления и планирования производственных процессов в подобном масштабе вырастает в чрезвычайно сложную задачу, требующую особого аппарата, особых людей и особой квалификации. Здесь речь уже идет не о внутризаводских отношениях, тем паче не идет здесь речь о технических знаниях инженера-конструктора. Нужно нечто большее и принципиально иного типа. Инженер-администратор, характерный для второй стадии, превращается в администратора-экономиста, или, говоря иначе, в управляющего, получая при этом своеобразную и новую сумму функций.

Файоль, возглавляя одно из таких громадных объединений, и сформировал свои взгляды. Его учение об управлении послужило как бы ответом на возникшую необходимость обобщения накопленных знаний и навыков, на создание некой концепции управления. Это была первая попытка создания подобной концепции. Ее удачность определена временем и практикой - какие-то положения этой концепции были опровергнуты возникшими в последствии школами управления, но основная их часть, и главным образом, принципы управления, актуальны до сих пор и широко используются с различными изменениями, дополнениями и усовершенствованиями во многих организациях.

Список использованной литературы.

1. Гантт Г. Л. "Организация труда". М., 1923.

2. Лешапель Ж. "Идеи Анри Файоля". М., 1924.

3. Любович Ю. О. "Тейлор и Файоль". Рязань, 1924.

4. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента". М., 1997.

5. Тейлор Ф. У. "Административно-техническая организация промышленных предприятий". СПб., 1912.

6. Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923.

7. Файоль А. "Позитивное управление". М., 1924.

8. Файоль А. "Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению". Рязань, 1924.

9. Taylor F. W. "Principles of Scientific Management". N.Y.-London, 1911.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П.Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Баринов, В.А. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.А. Баринов, Л. В. Макаров. - М.: РИОР, 2007. - 64 с.

3. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие / Л.А. Бурганова. -2-е издание. - М.:ИНФРА-М,2011. - 151,[1]c. - (Высшие образование)

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.:Проспект, 2008. - 320 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. -3-е изд. - Гардарики, 2001. - 528с.

6. Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работ: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Социальная работа" / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. - М.: РИОР : Инфра-М, 2010. - 254 с

7. Герчикова И.И Менеджмент: 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. -- 512с.

8. Глухов В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 608 с.:ил. - (Учебник для вузов)

9. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. -- ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

10. Кабушкин Н.И Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Новое издание, 2009. - 336 с

11. Коргова М.А. История менеджмента: учеб. пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. -- Ростов н/Д: Феникс, 2010. -- 236 с. -- (Высшее образование).

12. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352с.

13. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.--3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. -- 1136с

14. Кротова КВ., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2002. - 96 с.

15. Мазур И.И, Шапиро В.Д, Ольдерогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента - М.: Элима, 2007 - 888 с.

16. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.

17. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1995. С. 67.

18. Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 94--101.

19. Робинсон С.П., Коутлер М. Менеджмент. 6-е изд. / пер. с англ. М.: Вильямс, 2002.

20. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. -- 199 с.

21. Тейлор Ф.У. "Административно-техническая организация промышленных предприятий". СПб., 1912.

22. Томилов В.В. Менеджмент. Учебник / под редакцией Томилова В.В. -- М.: Юрайт-Иэдат, 2003. - 591 с.

23. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандеш": Издательство ЭКМОС, 2007. - 327 с.

24. Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923.

25. Файоль А. "Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению". Рязань, 1924.

26. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

27. Шевчук Д.А. История менеджмента: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009 - 305 с.

Читайте также: