Что такое творчество доклад 5 класс технология

Обновлено: 08.07.2024

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Содержание

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес [2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе [3] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

Теория

Из истории вопроса

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь. [6]

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века. [7]

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) [8] полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
  2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

П. М. Якобсон (1934) [9] выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 мая 2012.

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

См. также

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном [11] , производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека [12] [13] . Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. [16]

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит. [17]

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира… [18] .

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы. [19]

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО 5 класс

ТВОРЧЕСТВО- деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей.

Основной признак творчества Творчество может присутствовать в любом виде труда, поскольку везде можно создать что-то новое Новизна Оригинальность

Создаваемые в процессе творчества материальные и духовные блага могут иметь разные уровни новизны Первый уровень творчества- это восстановление первоначальных свойств того, что уже было создано

Второй уровень творчества- это совершенствование того, что уже есть и что стало привычным

Третий уровень творчества- предполагает некоторое количественное изменение того, что взято для творчества (также перестановка, перегруппировка)

Четвертым уровнем творчества является приспособление (адаптация) различных элементов друг к другу

Пятый уровень творчества проявляется при внесении простых качественных изменений в традиционный объект

Шестой уровень творчества- это внесение принципиальных изменений в свойства предмета, который подвергается творческим изменениям.

Седьмой уровень творчества- это создание новых объектов на уже известных принципах работы

Восьмой уровень творчества- это создание такого, чего раньше не существовало вообще.

ПРОФЕССИИ и ПРОИЗВОДСТВО Творчество является необходимым элементом трудовой деятельности. Существует три вида творческой деятельности: исследование существующих закономерностей свойства и явлений окружающего мира решение задач, возникающих в разных областях деятельности (рационализация) Рационализация отличается от изобретательства уровнем новизны.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 560 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.09.2019 7170
  • PPTX 757.5 кбайт
  • 583 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шанина Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое творчество, слайд №1
Что такое творчество, слайд №2
Что такое творчество, слайд №3
Что такое творчество, слайд №4
Что такое творчество, слайд №5
Что такое творчество, слайд №6

 Что такое творчество? Студентка группы Ю 1.2 Бакштеева Аделина

Слайд 1

 Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре. Творчество является высшей формой человеческой деятельности, оно характеризуется неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Различные виды деятельности включают в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с целями и потребностями человека. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование уже имеющихся знаний.

Слайд 2

Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре. Творчество является высшей формой человеческой деятельности, оно характеризуется неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Различные виды деятельности включают в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с целями и потребностями человека. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование уже имеющихся знаний.

Что такое творчество, слайд №3

Слайд 3

 Существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное, игровое, иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Слайд 4

Существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное, игровое, иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

 В 1908 г. французский математик Анри Пуанкаре рассказал о своих математических открытиях и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии стали выделяться многими психологами: например, английский социальный психолог Грэм Уоллес в 1926 г. более четко описал стадии (этапы) творческого процесса, которые наиболее известны сегодня: 1. Подготовка – формулирование задачи; попытки ее решения. 2. Инкубация – временное отвлечение от задачи. 3. Озарение – появление интуитивного решения. 4. Проверка – испытание и/или реализация решения.

Слайд 5

В 1908 г. французский математик Анри Пуанкаре рассказал о своих математических открытиях и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии стали выделяться многими психологами: например, английский социальный психолог Грэм Уоллес в 1926 г. более четко описал стадии (этапы) творческого процесса, которые наиболее известны сегодня: 1. Подготовка – формулирование задачи; попытки ее решения. 2. Инкубация – временное отвлечение от задачи. 3. Озарение – появление интуитивного решения. 4. Проверка – испытание и/или реализация решения.

 Творческого человека можно охарактеризовать как обладающего нестандартным мышлением, фантазией и умеющего мечтать. На мой взгляд, именно люди, наделённые творческим мышлением, меняют мир, разрушают стереотипы и своей деятельностью приносят радость окружающим.

Слайд 6

Творческого человека можно охарактеризовать как обладающего нестандартным мышлением, фантазией и умеющего мечтать. На мой взгляд, именно люди, наделённые творческим мышлением, меняют мир, разрушают стереотипы и своей деятельностью приносят радость окружающим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование у обучающихся представлений о творчестве, творческой деятельности.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: Комбинированный

Основные термины и понятия: творчество, новизна, оригинальность.

Этапы урока:

1) Организационные моменты (2 мин)

Добрый день ребята, рада вас видеть! Скажите пожалуйста, кто сегодня отсутствует?

2) Актуализация опорных знаний и умений (7 мин)

Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке? (________________).

Какое задание вы получили на дом? (_______________________________).

3) Подведение к теме урока, выявление проблемной ситуации (3 мин)

Отлично! С заданием Вы справились (справились практически все).

Давайте вспомним, что называется проектом (творческий замысел, план создания чего-либо).

Как Вы думаете, как можно назвать деятельность, которую вы осуществляли, выполняя практическое задание по разработке бутербродов для праздничного стола? (творческая деятельность).

4) Целеполагание и мотивация (2 мин)

5) Изучение новых знаний и способов деятельности (10 мин)

1.Что из себя представляет творчество? Кто может заниматься творчеством?

3. Основной признак творчества?

6) Физкультминутка (1 мин)

Комплекс упражнений для снятия напряжения.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напряги все мышцы тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 5 секунд. Затем представьте, что под действием солнышка вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

7) Применение новых знаний (12 мин)

Игра в дизайнера.

Каждый дизайнер иногда, несмотря ни на какие свои усилия, не может придумать оригинальную идею. Чтобы пробудить свой творческий потенциал, профессиональные дизайнеры используют различные методы. Сегодня мы с вами поработаем дизайнерами и с помощью необычных ассоциаций создадим оригинальные вещи.

Для этого нам понадобятся: яблоко, перец, виноград, клубника, банан, капуста, горох, редис.

Возьмем понравившейся нам фрукт или овощ и примем его форму (составные части) за основу для разработки идеи: украшения, сумки, посуды, игрушки, светильника.

Учащиеся работают парами. Один учащийся выполняет задание у доски.

9) Домашнее задание (2 мин)

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

10) Подведение итогов учебного занятия, рефлексия (1 мин)

Сегодня на уроке мы с вами отлично поработали!

Что же такое творчество? Как и где оно проявляется? Сами попробовали себя в роли дизайнера новых вещей.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Понятие творчество. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

креативность Объектный подход к пониманию креативности – творчества, в рамках которого утверждается, что это “. деятельность человека, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, имеющие общественную значимость. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер”. “creativity” употребляется для обозначения всего того, что имеет непосредственное отношение к созданию чего-то нового; сам процесс такого создания; продукт этого процесса, его субъект; обстоятельства, в которых творческий процесс; факторы, которые его детерминируют и тому подобное, то есть креативность трактуется как понятие синонимично творчеству.

креативность субъектный подход к пониманию креативности, в рамках которого Э.Фромм утверждает: “Креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность глубоко осознавать свой опыт”, автор обращает внимание на характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не результат. С таким определением соглашается Н.Роджерс, который понимает креативность как “. способность субъекта обнаруживать новые решения проблем, привлечения в жизнь нового для человека. ”, считая, что “. творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самодвижение индивида в его развитии”. В рамках данного подхода, понятие „креативность” и „творческий потенциал” в некоторых зарубежных и в большинстве отечественных исследованиях используются как однопорядковые, и на них смотрят как на свойства или характеристики личности, которые проявляются в его жизнедеятельности (Н.С.Берштейн, Я.А.Пономарев, Э.Торренс и др.), или как интеллектуально-творческие предпосылки к творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, А.К.Тихомиров и др.)

Составляющие творческого потенциала личности а) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, а также в динамичности психических процессов; б) интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов; в) любопытство, тяга к созданию нового, склонность к поиску и решению проблем; г) скорость в усвоении новой информации, образование ассоциативных "массивов"; д) склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего выбора; е) проявления общего интеллекта – понимание, быстрое оценивание и выбор пути решения, адекватность действий; ж) эмоциональное "сопровождение" мыслительных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на оценивание, выбор, предпочтения; з) настойчивость, целеустремленность, убежденность, трудолюбие, систематичность в работе, принятия смелых решений; и) творческие тенденции в работе, умение комбинировать, реконструировать, склонность к смене вариантов, экономного использования времени, материальных средств и тому подобное; и) интуитивность, способность к быстрых оценок, решений, прогнозов; к) сравнительно быстрое овладение рабочими приемами, техникой труда, ремесленной мастерством; л) способность вырабатывать личностные стратегии и тактики при решении общих и специальных новых проблем и задач, а также поисков путей выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.

По мнению Б. М. Теплова, способности являются индивидуально-психологическими различиями способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Ученый считает, что врожденными являются только задатки – анатомо-физиологические особенности человека, а способности формируются в деятельности. Между способностями и задатками отличие заключается также в том, что задатки не имеют качественной определенности, не имеют смыслового компонента. Этот подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях Г. С. Костюка, В. О. Крутецкого, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна и др.

Л.С. Выготский и его культурно-историческая теория развития высших психических функций 1) понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью; 2) развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого; 3) развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры.

Д.Б.Эльконин продолжил идеи Л.С.Выготского в трудах, где рассматривал понятие “способности” как фактически идентичное понятию высших психических функций человека, Д.Б.Эльконин продолжил идеи Л.С.Выготского в трудах, где рассматривал понятие “способности” как фактически идентичное понятию высших психических функций человека, А.В. Запорожец соединил идею опосредованного характера любой высшей психической функции с идеей активности, деятельности такого опосредования. Л. А. Венгер, обращаясь к трем указанным выше характеристикам способностей, заложенных в теории Л. С. Выготского, предложил собственную целостную концепцию развития детских способностей, обобщив данные о развитии восприятия в дошкольном возрасте. В последней концепции под способностями понимают ориентировочные опосредованные действия, которые позволяют решать задачи различного класса.

суть креативности (творческости)по Я.А. Пономарев интеллектуальная активность и чувствительность (сенситивность) к побочным продуктам собственной деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению цели, проходя мимо новизны.

Креативность в отечественной психологии рассматривается с точки зрения творческой продуктивности, как “. способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации”.

Подходы к понятию творчество мистический, антрополого-философский, прагматический, когнитивный, социально-личностный, психоаналитический, психометрический, Гуманистический интегративный

Мистический подход Начало изучения креативности идет от мистицизма и веры в духовное начало, из этих истоков возникла традиция изучения креативности, которая не имеет ничего общего и, возможно, находится в противоречии с научными подходами. Известными представителями этого подхода были Чиселин Б., Р. Киплинг.

Антрополого-философский подход Проблема антропологии творческого человека может быть решена за счет теории Кохута-Морено. В основе метода психодрамы находится идеалистический философско-антропологический взгляд на творчество. По этой теории в каждой личности есть пять креативных качеств, или “исключительных человеческих способностей, ориентаций”: творческая одаренность и труд; умение сопереживать (эмпатия); способность сознавать ограниченность собственной жизни; чувство юмора; мудрость. Этим качествам, согласно Морено, соответствует пять этапов ролевого развития личности вообще и креативной, в частности: 1) идентификация ребенка с матерью, а творческого человека – с Космосом; 2) эмпатийная способность ребенка понимать душевные проявления матери – у творческого человека проявляется в полной отдаче себя природе, Космосу; 3) мать воспринимается ребенком как самостоятельная часть мира. Человек начинает осознавать смерть как равноценный и реальный полюс; 4) ребенок начинает воспринимать роль другого человека, может представить себя в этой роли и играть ее. Творческая личность переносит психический акцент со собственного бытия на космическое бытие; 5) ребенок, играя, становится способным войти в роль другого человека и с позиции этой роли воспринять себя извне. Креативная личность на ступени мудрости становится способной относиться к себе как к Творцу, то есть становится способной к выходу за пределы собственной личности.

Прагматический (коммерческий) подход изучение креативности стимулируется исключительно коммерческими соображениями. Основные исследования направлены на развитие креативности; создание и использование эффективных приемов стимулирования креативности. На втором плане находится понимание механизмов креативности. Представителями этого подхода были Эдуард де Боно, В. Гордон, позже Д. Адамс и фон Эк.

Психоаналитический подход указывают на важность как первичного (неосознанного проникновения в сознании), так и вторичного (внимательного анализа информации в сознании) процессов. Этот подход к изучению креативности базируется на концепции З. Фрейда о том, что в креативности есть отголоски неосознанных желаний создателя, выраженных в общественно принятой форме. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте определяется в социально принятой форме сексуальная фантазия. А. Адлер обращал внимание на то, что креативность является способом компенсации комплекса недостаточности (неполноценности). К. Юнг считал, что она является проявлением коллективного бессознательного. Самыми яркими представителями этого подхода были А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг.

Психометрический подход Дж.Гилфорд поделил мышление на виды: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление - основа креативности, определяет общую способность личности к порождению множества решений одной задачи.

В отличие от Дж.Гилфорда, понимавшего креативность как гипотетическую структуру (интеркорреляцию между шкалами тестов), Э. Торренс описал ее как реальное различие между людьми. В отличие от Дж.Гилфорда, понимавшего креативность как гипотетическую структуру (интеркорреляцию между шкалами тестов), Э. Торренс описал ее как реальное различие между людьми. Креативность, по Э. Торренсу, способность к обостренному восприятию пробелов в знаниях, недостающих элементов и дисгармонии. Э. Торренс, опираясь на теоретические модели креативности Дж. Гилфорда, разработал тесты Торренса на творческое мышление.

Когнитивный подход исследования, проводимые с людьми (Г.Финке, Т.Вард, С.Смит), компьютерное моделирование творческой мысли (набор компьютерных программ, которые моделируют открытия основных научных законов) (П.Лангли, Н.Симон, Г.Бредшо, Дж.Зитков), креативность - это экстраординарный результат, полученный в результате функционирования обычных когнитивных процессов или структур, в результате чего необходимость специального изучения творчества игнорировалась (Г.Воллах, Н.Коган, Г.Вейсберг).

Социально-личностный подход основное внимание сконцентрировано на индивидуальных различиях, разницы мотиваций и социокультурном окружении как источниках творчества. Социально-личностный подход не уделяет достаточно внимания умственным явлениям и процессам, лежащим в основе креативности. В рамках этого подхода выделяют: 1) определение набора личностных качеств, что характеризует творческих людей (Ф.Баррон, Х.Айзенк); 2) идеи, касающиеся процесса самореализации личности и творчества (А.Маслоу, К.Роджерс); 3) проблему взаимодействия социальной среды с творческой деятельностью (Д.Симонтон).

Интегративный подход инвестиционная теория креативности Р. Стернберга и Т. Любарта. Творческими людьми являются личности, готовые и способные “покупать идеи за минимальную цену, а продавать дороже”. для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников: а) интеллектуальные способности; б) знания, в) стили мышления, г) личностные характеристики, д) мотивация е) окружение (среда). Представителями этого подхода являются Х. Грубер, Т. Любарт, Р. Стернберг, Т. Тардиф и другие.

В.Н. Дружинин считает, что проще было бы утвердить некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. В.Н. Дружинин считает, что проще было бы утвердить некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. В целом, по нашему мнению, можно определить, что креативность является интегративной качеством личности, которая является субъективной предпосылкой и одновременно показателем творчества во всех сферах деятельности личности.

Читайте также: