Что такое матриархат в истории кратко доклад
Обновлено: 17.05.2024
Представление о Матриархате распространилось в связи с матриархальной теорией, согласно которой в истории человеческого общества существовала всеобщая стадия развития, характеризующаяся господством женщин: ведущим положением женщин в социальной и хозяйств. сферах, матрилинейной (материнской) родовой организацией, матрилинейностью наследования имущества и статуса, матрилокальностью или дислокальностью брачного поселения.
Теория матриархата обосновывалась главным образом гипотезой об историческом приоритете материнского рода, а также относительно высоким положением женщин в первобытном обществе и его пережитках в ряде архаических обществ (престолонаследие по женской линии, особая роль королевы-матери, легенды об амазонках и т. п.). Она восходит к трудам Ж. Ф. Лафито, И. Я. Бахофена, Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса и господствовала в эволюционизме до начала XX века, в советской теории первобытности - до 1960-х годов.
Матриархальная теория сыграла положительную роль в борьбе с патриархальной теорией; с её помощью удалось доказать ошибочность представления об изначальности патриархата и показать, что ему предшествовала иная, т. н. допатриархальная, стадия. Теория матриархата способствовала разработке проблем исторического соотношения биологического и социального на ранних стадиях развития человеческого общества, а также становлению движения за равноправие женщин и появлению феминизма. Но сведение ею эволюции общества к смене иерархии социальных ролей по признаку пола не отражает всего многообразия процессов развития человечества.
К настоящему времени матриархальная теория почти не имеет приверженцев: этнографические данные не подтверждают существования матриархата ни как совокупности общественных порядков, ни как этапа в развитии первобытности. Более того, на всех стадиях первобытности наблюдалось сравнительное равенство социальных ролей женщин и мужчин.
К середине XX века проблема матриархата сузилась до вопроса об исторической последовательности материнской и отцовской филиации (матрилинейного и патрилинейного вариантов счёта родства) и первичности/вторичности или однопорядковости матрилинейной и патрилинейной форм родовой организации, в связи с чем матриархат иногда отождествляли с т. н. позднематрилинейными обществами (ашанти, бауле, яо и др. в Африке, наяры и др. касты у малаяли, кхаси в Индии, наси в Китае, минангкабау в Индонезии, натчи, тлинкиты, ирокезы в Северной Америке, тробрианцы и др.).
Дополнительная литература:
Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861;
Косвен М. О. Матриархат. История проблемы. М.; Л., 1948;
Matrilineal kinship. Berk.; Los Ang., 1961;
Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974;
Towards a science of man. Essays in the history of anthropology. The Hague; P., 1975.
Человек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырех пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в нее вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического (древнекаменного) периода , когда первобытный человек не имел еще домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.
Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костер для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.
Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А так же многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей все равно выживало и оставляло за собой потомство.
Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Все делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.
Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания.
Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период . В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племен кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют все большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.
В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье , наступило Новое время.
Матриархат как пережиток прошлого
Спустя почти сто лет швейцарский профессор римского права Иоганн-Якоб Бахофен, сопоставив данные из античных источников и более поздних антропологических трудов, создал теорию об этапах социального развития. Согласно Бахофену, выглядело оно так:
- этап гетеризма, когда в обществе царят промискуитет и насилие, нет ни института брака, ни частной собственности;
- переходный период, когда женщины яростно защищаются от посягательств мужчин;
- деметрическая гинекократия, в которой царит культ материнства, полигиния (многомужество) и матрилинейность (ведение происхождения и наследование по материнской линии);
- с утверждением моногамии, которая позволяет устанавливать отцовство и тем самым повышает статус мужчин, наступает патриархат, — по мнению Бахофена, вершина социального развития.
Матриархат как экзотический обычай
Амазонки были легендой (некоторые даже предполагают, что их прообразом стали безбородые монголоидные кочевники), но авторы, писавшие о матриархате, указывали и на реально существовавшие племена, в которых положение женщины отличалось от принятого в патриархальных обществах.
Примером ситуации, когда женщина получает полную власть над сообществом, можно назвать албанских бурнеша, или клятвенных девственниц. На фотографиях они даже выглядят как мужчины — у них короткие стрижки, они одеты в мужскую одежду, не стесняются сидеть раздвинув ноги, курят. Этой традиции почти пять веков, и она восходит к временам, когда из-за войн или болезней клан мог остаться без мужчин — тогда обязанности главы брала на себя одна из женщин. Дав обет безбрачия и став бурнеша, она освобождалась от традиционно женских домашних обязанностей, получала право общаться с другими мужчинами на равных, управлять семейными финансами, носить оружие. Однако бурнеша не была свободна в том, что касалось сексуальности, — чтобы сохранить свой статус, она должна была отказаться от замужества и рождения детей.
Матриархат как вторая смена
Матриархат как культ
Критикуя культ матриархата, феминистка и религиовед Синтия Эллер предупреждает, что распространение теории, не имеющей достаточной доказательной базы, компрометирует и ее сторонников, которые выглядят слишком легковерными, и само феминистское движение. Вместо того чтобы дать женщинам свободу в конструировании новых разнообразных идентичностей, матриархальный культ стрижет всех под одну гребенку — подгоняет под архетип. А кроме того, противоречит современной гендерной теории, определяя женщину исключительно через способность производить потомство.
Матриархат — система главенства женщин в разных сферах жизни. Женский пол имеет право участвовать во всех органах власти и государственного управления. Женщина в таком сообществе наделена привилегиями, правами и авторитетом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое матриархат и какие существуют теории появления этого устройства общества. Матриархат имеет два вида и яркие особенности.
В конце статьи, рассмотрим какой же он матриархат в современном понимании, а также рассмотрим, как же произошли перемены в истории с распределением главенства в обществе и семье. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.
Матриархат: разбор понятия
Термин матриархат с греческого языка переводится как господство матери. Матриархат подразумевает под собой тот факт, что никто не будет заставлять мужчину выполнять женскую работу. Представители прекрасного пола сами ухаживают за домом, воспитывают детей и одновременно выступают главой рода. Они несут ответственность за решения конфликтов в семье.
Женщинам из подобных сообществ разрешено иметь несколько мужей. От количества мужчин зависит авторитет жены. Матриархат имеет важную особенность, а именно передача прав на собственность по женской линии.
Матриархат: первое упоминание в истории
В XIX веке впервые был озвучен термин матриархат. В научный обиход он был введён И. Я. Бахофеном и Ж. Ф. Лафитом. Учёные в своих работах приводили гипотезу, что матриархат существовал в период первобытного сообщества.
Оба представителя научного сообщества не предъявили доказательств теории, поэтому историки считают эту гипотезу недостоверной. Существование матриархального общества до сих пор не доказано и является околонаучным мифом.
Мнение других научных деятелей
Термин матриархат не приветствуется в научных кругах, а его сторонников незначительное количество. Недостаток научной доказательной базы делает его неприемлемым для историков и этнографов. Большинство учёных придерживаются концепции, что на протяжении всего существования человечества люди распределяли обязанности равномерно между женщиной и мужчиной.
Они исполняли свои уникальные роли в социуме, семье, жизни. Данная концепция полностью устраняет понятие матриархат из научных кругов. Его используют в быту для описания повышающейся роли собственно женщины в семьи, в государственных постах власти, экономики, спорта или иной форме жизнедеятельности.
Матриархат: основные особенности
Матриархат имеет ряд особенностей:
- матрилинейность — свойственное людям родство и передача имущества только по женской линии;
- матрилокальность — свободные парни живут вместе со своей матерью, женатыми сёстрами с детьми, а женатые мужчины, конечно же, в доме жён;
- право на детей — это актуальная в обществе особенность, ведь при разводе 100% шанс, что ребёнок останется с матерью;
- авункулизм — это когда дядя (именно по линии матери) может возглавлять семью и род.
Матриархат: виды
Матриархат разделяют на две категории:
Матриархат политического вида подразумевает, что женщины занимают большинство правительственных постов власти. Подобное государственное управление существует только в теории, и не было использовано за всё время существования человечества.
Женщины на государственных постах не приводят к созданию матриархального общества. Для его создания нужно, чтобы большинство сообщества активно продвигало женщин на все посты власти.
Семейный вид
Матриархат семейного вида не влияет и не зависит от экономической (политической) обстановки в стране. Он касается только семейных отношений. Семейный матриархат возглавляет старшая мать. На ней лежит ответственность за воспитание детей, внуков и решения большинства вопросов в семьи.
Эти устои наблюдаются у племенных сообществ, и у некоторых традиционных стран, например, евреи или горцы.
Матриархат в современности
Конечно же, в современном обществе такая концепция устройства общества, как матриархат проявляется не только в семейной иерархии, но и в стремлении женщин главенствовать в социуме на государственных постах. Женщины всё чаще участвуют в общественной жизни, решая сложные вопросы. Вот только в наше время возник термин мизандрия , который перерос из феминизма в настоящую ненависть к сильной половине человечества.
Прекрасная половина человечества добилась больших достижений в современном развитом мире, работая во всех сферах деятельности мужчин. На данный момент женщины работают на государственной службе, в полиции, в армии, руководят крупными предприятиями и компаниями. Они имеют право заниматься разными видами спорта, например:
- единоборствами;
- футболом;
- тяжёлой атлетикой и другие.
Какая же роль в семейной жизни
Женская роль в семейной жизни за последний век в России сильно возросла. Они стали больше вкладывать в семейный бюджет. В России после развода, при вопросе, где будет жить ребёнок, суд всегда встаёт на сторону матери.
Это неизменное правило, даже если отец может предложить более комфортные условия жизни своему ребёнку. Мужчина может выиграть в суде на воспитание ребёнка только в том случае, если мать будет лишена или ограничена родительских правах.
Исследования И. Я. Баховена
Матриархат мог существовать, ведь главная теория была выдвинута шведским учёным И. Я. Баховеном. Она была создана в XIX веке. Баховен исследовал первобытные сообщества и в своих работах описывал такую теорию, как матриархат. Шведский учёный был первым кто, предположил, что женщины в первобытном обществе обладали главенствующей ролью.
В первобытном обществе были популярны неразборчивые половые связи разных представителей групп. Учёный предположил, что это стало катализатором возникновения такого понятия в современном мире, как матриархат.
Права женщины в первобытном обществе
По предположению в то время женщины вступали в половые отношения с разными представителями своей общины. Девушки могли выбирать несколько партнёров, включая своих родственников. Подобное поведение было обусловлено низкой культурой, ужасными условиями жизни на грани выживания и высокой долей смертности среди мужчин.
При множестве партнёров было затруднительно определить биологического отца, но все знали кто мать. Данная информация позволила наследовать имущество по материнской линии.
По мнению учёного, эта функция была во всех первобытных сообществах мира. Знание о матери рода стало ключевой точкой управления в первобытном социуме.
Семьи возглавляли женщины — это привело к обожествлению женской природы продолжения рода. В древности женщина была священна, так как она ассоциировалась с матерью — землёй, породившей всё сущее на планете.
Матриархат у народов мира
Подобное устройство общества было основано на неблагоприятных условиях жизни. Жители занимаются горным скотоводством. Для обеспечения выживаемости семье требуется много мужских рабочих рук. Эта забота ложится на женщин, которым приходится находить несколько мужей. В семье авторитет женщин зависит от количества мужей.
Несколько особенностей
Наследование по материнской линии является особенностю многих первобытных племён. Подобная передача прав была замечена многими учёными при исследовании древних народов планеты. Например, у племени американских индейцев икорезов прослеживается передача прав наследования по женской линии.
Матриархат: как произошло перераспределение прав
Со временем культура отношений в сообществах стала развиваться, и мужчина наотрез отказался делить собственную женщину. Стремление женщин быть главными в семье стало уменьшаться. Поэтапно и медленно из-за устаревания моральных норм и правил матриархат стал слабеть. Множество проблем возникли в сообществе из-за наступления экономических, производственных и технологических перемен в жизни людей.
Человечество стало переходить к моногамным отношениям. В таких семьях главную роль занимал мужчина, а наследство переходило по отцовской линии к старшему сыну. Такой подход передачи прав оставлял остальных детей без средств на существование.
Многие историки и этнографы критикуют такую теорию, как матриархат. Они считают её необоснованной, так как нет доказательств подтверждающих её существование. По их мнению, данная теория является чистой гипотезой, схожей с околонаучными мифами.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Читайте также: