Чистая страна проект доклад

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Гердо/ТАСС

На нацпроект выделено 4 трлн рублей до 2024 года, при этом лишь 700 млрд рублей – это средства федерального бюджета. Министерство активно привлекает деньги из внебюджетных источников. По словам Кобылкина, уже удалось привлечь 500 млрд рублей.

Что касается освоения средств нацпроекта, по данным Счетной палаты, на начало декабря было потрачено 33,3%. Такую цифру привел аудитор СП Михаил Мень. При этом большой проблемы в этом нет, полагает он.

Отходы: результаты и планы

Новая система обращения с отходами стала одной из главных тем форума. Как отметил специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, эта тема волнует каждого россиянина и становится все более резонансной.

По данным Минприроды, за год ликвидировано 16 несанкционированных свалок, а также 17 объектов накопленного вреда окружающей среде. Таким образом, в этом году удалось рекультивировать все 33 запланированных объекта. На 2020 год запланированы 50 объектов.

Министр пояснил, что без этих объектов остатки мусора опять оказываются на полигонах. Однако Россия взяла курс на сокращение захоронения отходов.

Дискуссия по отходам продолжилась в отдельной секции форума. Целевые показатели по этому году прогнозируются с перевыполнением, рассказал директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России Андрей Петрищев. Так, будут построены мощности на 2,6 млн тонн по утилизации отходов и на 5,6 млн тонн по их обработке.

По его словам, чтобы достичь таких результатов, необходимо разработать стратегию отрасли на 10-20 лет. Королев привел в пример Финляндию, которая справилась с этой задачей за 15 лет.

В ходе пленарной дискуссии заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев рассказал, что к концу года снизился тариф на вывоз ТКО, в том числе благодаря усилиям Минприроды. Так, средняя стоимость услуг с ноября 2019 года составляет 89,79 рублей в расчете на человека в месяц.

Росприроднадзор в 2020 году проведет масштабные проверки хода реформы обращения с мусором. По словам главы глава ведомства Светланы Радионовой, на это есть запрос населения.

Вода, воздух, технологии

Кроме того, Минприроды и другие ответственные ведомства работают над оздоровлением Байкала, Волги и иных уникальных водных объектов России. Предстоит большой объем работы по экологической реабилитации таких объектов, включая очистку от мусора берегов и прибрежной акватории озер и рек.

К тому же, выбран новый подрядчик для работ по ликвидации накопленного экологического ущерба Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Будут применяться лучшие технологические решения по утилизации и обезвреживанию отходов с учетом всех экологических норм заповедной зоны Байкала. Работы начнутся в первой половине 2020 года – пообещал министр.

Экологический прорыв невозможен без внедрения бережных технологий в производство. Требуется модернизация существующих объектов и строительство новых производственных мощностей, которые отличались бы экологической эффективностью, указано в паспорте нацпроекта.

Речь идет о Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

Программа предусматривает не просто разработку комплексных планов по снижению вредных выбросов, но и модернизацию системы мониторинга состояния воздуха, включая автоматический онлайн-контроль.

Федеральный проект призван до конца 2021 года сократить суммарный объем выбросов в атмосферу промышленных центров страны на 5%, а к концу 2024 года – на 22%. Министр рассказал, что в настоящее время в экологическую модернизацию предприятий инвестируется 458 млрд рублей.

Что касается сохранения биоразнообразия и развития экотуризма, создано более 1,7 млн га национальных парков. За год охраняемые природные территории посетили почти 7 млн человек.

Все свалки и полигоны, которые не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), являются несанкционированными, должны быть выведены из эксплуатации, ликвидированы, а занятые ими земли рекультивированы и возвращены в хозяйственный оборот.

К ОНВОС отнесены территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 г. № 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которые вступили в силу 14 мая 2018 г.

  • объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;
  • площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;
  • уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;
  • наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;
  • количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;
  • количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Все эти сведения должны быть отражены в акте обследования объекта накопленного вреда.

не иметь собственника в виде юридического или физического лица (бесхозяйный объект);

находиться в публичной собственности (собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, в неразграниченной государственной собственности).

Финансирование мероприятий приоритетного проекта осуществляется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов в соотношении 94, 1, и 5% соответственно.

Копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Копии протоколов и результатов мониторинга или инженерных изысканий, подтверждающих уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, при их наличии.

Необходимо указать контактное лицо, ответственное за предоставление сведений, его телефон и адрес электронной почты.

Подготовленные заявки от имени Правительства Ставропольского края будут направлены в Минприроды России. Заявка рассматривается Росприроднадзором в течение 30 дней.

После включения объекта в государственный реестр ОНВОС муниципальному образованию своими силами необходимо разработать проектно-сметную документацию на проведение работ по ликвидации (рекультивации) свалки, получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы, проводимой Росприроднадзором, и экспертизы сметной достоверности.

В составе заявки на проведение государственной экологической экспертизы необходимо представить протокол проведения общественных слушаний по проекту.

Подготовленный пакет документов с пояснительной запиской к проекту направляется в минприроды Ставропольского края (в формате Word и скан-образы документов). В бюджете муниципального образования должны быть предусмотрены средства для софинансирования мероприятия на соответствующий период.

Срок рассмотрения заявки – 30 дней.

Для участия в конкурсном отборе проектов на 2020 год пакет документов должен быть представлен до 31 марта 2019 года.

Контактные лица:

Рябикин Александр Владимирович – заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, тел. (8652) 94-73-19;

Мартова Мария Михайловна – начальник отдела нормирования, государственной экологической экспертизы Департамента Росприроднадзора по СКФО, тел. (879-34) 2-13-89.

Приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.12.2020 №526







Инициатива: Стратегия 24 - для Московской области

Инициатива: Дополнение к закону "О ЛЬГОТНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


Куратор регионального проекта – Куракин Д.А. – заместитель Председателя Правительства Московской области – министр экологии и природопользования Московской области

Руководитель регионального проекта – Уткина А.Ю ., заместитель министра экологии и природопользования Московской области

Администратор регионального проекта - Юсубахмедов Д.Ю . , заведующий отделом ликвидации накопленного вреда окружающей среде

Связь с государственной программой Московской области

Государственная программа Московской области Экология и окружающая среда Подмосковья на 2017 – 2026 года, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 795/39

Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда

Ликвидирован 21 наиболее опасный объект накопленного экологического вреда окружающей среде, расположенный на территории муниципальных образований Московской области. Сокращена на 267,5 гектаров площадь земель подтвержденных негативному влиянию на территории Московской области. Улучшены экологические условия для проживания 2,4 млн. человек.

  • 2019 г. – 6277,6* млн рублей
  • 2020 г. – 5714,3* млн. рублей
  • 2021 г. – 5663,3*млн рублей
  • 2022 г. - ****
  • 2023 г. - ****

*** финансированию не подлежит

01.01.2019 г. – Ликвидировано 21 наиболее опасный объект накопленного экологического вреда окружающей среде

0.1.01.2019 г. – Рекультивация закрытых объектов размещения отходов

01.01.2019 г. – Заключено Соглашение с Минприроды России о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2019 году

01.03.2019 г. - Заключено Соглашение с Минприроды России о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований

01.03.2019 г. – Заключены муниципальные контракты на выполнение работ по рекультивации полигонов ТКО (для объектов начало работ, которых предусмотрено в 2019 году)

01.01.2019 г. – Проведен мониторинг выполнения работ по рекультивации полигонов ТКО

01.01.2019 г. – Предоставлены ежеквартальные отчеты о расходах местного бюджета и ежегодные отчеты о достижении целевых показателей

01.01.2019 г. – Выполнены работы по рекультивации полигонов ТКО в 2019 году, мероприятия со сроком завершения в 2019 году завершены

01.01.2020 г. – Заключено Соглашение с Минприроды России о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2020 году.

01.03.2020 г. - Заключены муниципальные контракты на выполнение работ по рекультивации полигонов ТКО (для объектов начало работ, которых предусмотрено в 2020 году)

01.01.2020 г. – Проведен мониторинг выполнения работ по рекультивации полигонов ТКО

01.01.2020 г.- Предоставлены ежеквартальные отчеты о расходах и ежегодные отчеты о достижении целевых показателей

01.01.2020 г.- выполнены работы по рекультивации полигонов ТКО в 2020 году, мероприятия со сроком завершения в 2020 году завершены

01.01.2021 г. – Заключено Соглашение с Минприроды России о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2021 году.

01.03.2021 г. – Заключены Соглашения о предоставлении субсидии бюджета муниципальных образований в 2021 году

01.03.2021 г. – Заключены муниципальные контракты на выполнение работ по рекультивации полигонов ТКО (для объектов начало работ, которых предусмотрено в 2021 году)

01.01.2021 г. – Проведен мониторинг выполнения работ по рекультивации полигонов ТКО

01.01.2021 г. – Предоставлены ежеквартальные отчеты о расходах и ежегодные отчеты о достижении целевых показателей

01.01.2021 г.- Выполнены работы по рекультивации полигонов ТКО в 2021 году, мероприятия со сроком завершения в 2021 году завершены

Доклад Виктории Абрамченко на заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 19.07.2021 года

Мы завершили формирование электронной модели федеральной схемы обращения с отходами. Это информационная система, в которую ежемесячно предоставляются данные от 1300 участников отрасли. Система видит всю страну, планируем в этом году завершить ее интеграцию с ГЛОНАСС, это позволит отслеживать перемещение всех мусоровозов в режиме реального времени. Сейчас система содержит данные обо всех существующих и перспективных объектах обработки: размещение, обезвреживание и утилизация отходов. Это более 2 тысяч объектов. За два года было построено 105 объектов инфраструктуры на общую сумму больше 50 миллиардов рублей. В текущем году планируется ввод в эксплуатацию еще 46 новых объектов мощностью обработки больше 6 миллионов тонн и утилизации – более 2 миллионов тонн в год. Впервые в этом году мы направляем на софинансирование создания новых объектов 6,2 миллиарда рублей. Это федеральные средства на льготных условиях под 3 процента годовых. Это позволит создать к 2023 году новых объектов мощностью более 4 миллионов тонн в год с общим объемом инвестиций около 20 миллиардов рублей.

Регионами проводится работа по созданию новых и переоборудованию действующих контейнерных площадок, в том числе для организаций раздельного сбора отходов. Уровень охвата населения раздельным сбором на текущий момент составляет 25 процентов. Всего закуплено 146 тысяч контейнеров для раздельного сбора, а до 2024 года потребуется закупить еще 753 тысячи контейнеров. В этом году мы помогаем субъектам с закупкой контейнеров на общую сумму 1 миллиард рублей. Сейчас такой проект акта Правительства направлен на согласование Трехсторонней комиссии.

Что мы предлагаем.

Первое. Обеспечить регулирование использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отдельных отраслях экономики.

Второе. Ограничить или запретить то, что не подлежит переработке, либо трудно извлекается. Например, цветной пластик или одноразовую пластиковую посуду.

Третье. Ввести экономические стимулы, направленные на сокращение продукции с наименьшим коэффициентом переработки.

Четвертое. Создать полноценную систему прослеживаемости.

Пятое. Решить задачу по вовлечению в оборот вторичного сырья из отходов в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности. Такой показатель к 2030 году может достигнуть 50 процентов. Эффект от этой инициативы – на 50 процентов меньше захоронений, на 50 процентов меньше первичного сырья, на каждый бюджетный рубль вложено три рубля частных инвестиций для создания необходимой инфраструктуры. Всего мы планируем создать к 2030 году 12 экотехнопарков.

Два ключевых пакета проектов федеральных законов уже разработаны Правительством. Пакет законов об утилизации кораблей одобрен на заседании Правительства в прошлый четверг. Законопроект о финансовой ответственности собственников предприятий по ликвидации накопленного вреда и рекультивации промышленных площадок дорабатывается по замечаниям Государственно-правового управления.

Но не все так просто. Во-первых, мы не знаем точно, сколько таких объектов по всей стране. А во-вторых, в стране отсутствует отрасль утилизации промышленных отходов. Мы сталкиваемся с нехваткой профессиональных ликвидаторов и с непрозрачным ценообразованием. В настоящее время удалось собрать информацию о 29 тысячах таких объектов, это почти 2 тысячи свалок и бывших промышленных площадок, которые находятся в непосредственной близости к населенным пунктам.

258 затонувших кораблей, которые мешают судоходству и находятся в акваториях бухт, а 79 из них каждый день видят жители приморских городов. 26 тысяч взрывоопасных заброшенных скважин. Сказать, сколько еще таких объектов, невозможно, пока мы не проведем полномасштабную инвентаризацию. Эту работу по всем субъектам нужно завершить в 2022 году. Результаты инвентаризации будут собраны в реестр, будет дана оценка влияния каждого объекта на здоровье людей и на окружающую среду. Исходя из этих приоритетов мы начнем ликвидацию, но уже в этом году четыре первых корабля поднимем на Камчатке и еще четыре корабля – в Магаданской области.

Основной акцент в мероприятиях по снижению выбросов мы делаем на модернизации промышленных предприятий-загрязнителей и на системе контроля за выполнением этими предприятиями своих обязательств.

На сегодняшний день уже подписано 33 четырехсторонних соглашения между Министерством природных ресурсов, Росприроднадзором, высшими органами исполнительной власти субъектов и предприятиями о реализации конкретных мероприятий, связанных со снижением выбросов. Еще ожидают подписания 11 соглашений. С учетом проектов соглашений, которые находятся у нас в работе, объем частных инвестиций в экологическую модернизацию этих предприятий составит 495 миллиардов рублей. А общий планово-экологический эффект – это снижение выбросов на 1,5 миллиона тонн.

Совершенствуется система мониторинга качества атмосферного воздуха за счет модернизации постов Росгидромета, лабораторной базы Росприроднадзора, испытательных лабораторных центров Роспотребнадзора. В частности, Росгидрометом уже проведена модернизация 43 постов государственной наблюдательной сети, а в текущем году такой модернизацией будет охвачено еще 12 постов.

Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением в рамках Послания Федеральному Собранию Правительством проработан вопрос о расширении эксперимента для 12 городов на все городские поселения и городские округа с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха.

Вместе с депутатами и сенаторами в сжатые сроки мы подготовили Федеральный закон, который позволяет распространить систему квотирования выбросов на городские поселения, городские округа, на территорию Российской Федерации, с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. 2 июля этот закон вступил в силу.

По результатам экологического мониторинга определены населенные пункты, где наблюдается такой уровень загрязнения атмосферного воздуха. В список сейчас вошли 48 городов. Наша задача – к 2030 году во исполнение Вашего поручения в два раза сократить выбросы опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду в таких населенных пунктах. В каждом из них программа действует, как и в 12-ти городах будет определяться индивидуально.

Еще одна наша инициатива, которая тесно связана с качеством атмосферного воздуха, – это инициатива, политика низкоуглеродного развития, Михаил Владимирович уже коротко сказал об этой инициативе. Наша цель во исполнение Ваших поручений создать национальную систему высокоточного мониторинга и утилизации климатически активных газов, обеспечить сокращение накопленного с 2021 по 2050 год объемов чистой эмиссии парниковых газов до более низких значений по сравнению с показателями Евросоюза, увеличить поглощающую способность российских экосистем до 2,5 миллиарда тонн CO2-эквивалента в год, разработать мероприятия по адаптации к изменениям климата.

К негативным последствиям изменения климата. Для снижения углеродоемкости национальной экономики мы создаем в России систему реализации климатических проектов, их верификации, создаем реестр выбросов парниковых газов, запускаем систему зеленого финансирования.

Кроме того, запускаем эксперимент уже в этом году на территории Сахалинской области по достижению углеродной нейтральности этого субъекта Российской Федерации к 2025 году, соответствующий законопроект внесен в Правительство Российской Федерации. На втором этапе к 2024 году будет создана система мониторинга и учета парниковых газов на базе не менее чем 16 карбоновых полигонов во всех климатических зонах России, систему учета и оборота углеродных единиц, а также будет завершена реализация программы приоритетных научных исследований в сфере климата.

Владимир Владимирович, все Ваши поручения, которые необходимы для реализации в блоке экологии будут выполнены в срок, и мы сейчас сориентировали всех наших коллег: если возможно сдвинуть сроки реализации мероприятий влево, мы максимально этого добьемся.

Читайте также: