Чем отличается доклад от тезисов

Обновлено: 16.05.2024

Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать )

Предуведомление: тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

Тема

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

Название

Не бойтесь конкретных и простых названий.

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

Структура работы

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

Оформление работы

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята.

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Ссылки на интернет-сайты должны быть оформлены. Мы не требуем полного оформления по ГОСТу, но адреса сайтов должны быть указаны.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

Библиография

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов, который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы.

Соотношение доклада и тезисов

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Вопросы и обсуждение

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

О научной этике

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях. Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

Выводы

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Перед размещением публикации каждому автору следует определиться с целями, которые он преследует. От этого зависит, стоит ли отсылать работу в качестве научной статьи, или же она зачтется лишь как доклад или тезисы.

Кому и для чего нужны публикации?

Сначала следует определиться с тем, что такое научная статья, а что такое материалы научной конференции.

Что представляет собой научная статья?

Научная статья – это целостное произведение, которое имеет завершенный вид. Она содержит результаты научных изысканий. Статьи бывают нескольких видов:

  • научно-теоретические;
  • научно-практические;
  • научно-методические.

Пример научной новизны исследования

Все работы должны иметь научную новизну. Это, пожалуй, является основным их критерием. Иначе рукопись превратится в никому не нужную кипу бумаг, не имеющих никакого практического применения. Другой важный критерий – актуальность. Особенно это касается статей экономического характера.

К остальным критериям научной статьи отнесем:

  • публикация в периодических рецензируемых журналах научного характера, сборниках и альманахах;
  • указание в выходных данных издания данных о научном редакторе или редколлегии с ученой степенью;
  • примерный объем от 0,35 до 0,8 печатного листа (далее – п.л.).

Что представляют собой материалы по итогам конференций?

Они могут быть опубликованы в виде доклада или тезисов. Последние котируются меньше.

Доклад

Доклад является одной из разновидностей научных публикаций. Это лишь презентация статьи.

Отличительными особенностями доклада являются:

  • Следующий вид структуры: введение, основная часть (содержащая структурированные и взаимосвязанные разделы параграфов), выводы и заключение.
  • Отсутствие ссылок на использованную литературу в конце работы.
  • Объем доклада – 0,3-0,4 п.л. и более. Это больше, чем у тезисов, но меньше, чем у статьи.

Тезисы доклада

Они представляют собой краткое изложение научного изыскания. В них может содержаться формулировка основных его результатов.

Основные критерии доклада:

  1. определенная структура: введение, изложение тезисов, заключение;
  2. указание будущих планов исследования;
  3. отсутствие ссылок на использованную литературу. Однако некоторые авторы любят ссылаться на собственные работы;
  4. отсутствие иллюстрационного материала: рисунков, схем, таблиц.
  5. небольшой объем – от 0,1 до 0,3 п. л.

Черты тезисов докладов

Однако не следует использовать тезисы в качестве примера работ, в которых содержатся ключевые результаты исследования.

Тезисы докладов являются сборником, который включает материалы, которые были опубликованы до начала конференции. Они, как правило, носят предварительный характер. Таким образом, соискатель может опубликовать в сборнике работу на 15 страниц. И все равно она будет считаться тезисами.

Зачем аспиранту нужны публикации в научных журналах?

Публикация в научных журналах – это обязательная составляющая при написании диссертации. Более высоко ценятся научным сообществом публикации в изданиях, одобренных ВАК. При написании диссертации таких научных статей должно быть от одной до трех. Чем больше их будет, тем выше будет цениться работа и меньше вопросов поступит со стороны Комиссии при защите.

Однако требования печатных издательств к таким публикациям весьма высоки. Они включают: научную новизну, актуальность, оформление, научный интерес к теме, степень разработанности проблемы, методы исследования, графический материал и т.д. Кроме того, зачастую, они платные.

  • соавторство с уважаемым ученым;
  • добавление в список литературы в конце работы статей из того журнала, в который отсылается статья.

Публикация статьи - процесс длительный

Итак, примерно три статьи должны быть опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК. Остальные работы могут быть напечатаны в менее серьезных изданиях. Существуют также и электронные издания.

Обычно объем работы, опубликованной в печатном издании, составляет от 2 до 5 страниц. Каждое издание имеет собственный список требований к работам. Обычно объем работы указывается не в обычных страницах, а в т.н. печатных листах.

Зачем аспиранту нужны публикации в материалах по итогам конференции?

Сборники по итогам конференции котируются при защите не так высоко, как научные статьи. Однако ссылка на них в списке литературы, использованной при написании диссертации, может оказаться полезной. Это сделает его более разнообразным и покажет, что соискатель разместил результаты своих научных изысканий в широком круге источников. Это всегда высоко ценится.

Сборники по итогам конференций могут быть нескольких видов. Одни из них публикуют результаты мероприятия. К ним относятся статья и доклад. Другие издают лишь краткое резюме доклада. В этом случае вы получите публикацию в сборнике тезисов. В научном сообществе она котируется невысоко. Однако она расширит кругозор соискателя и послужит отличной базой для дальнейших публикаций. В тезисах публикуется сжатое изложение самого доклада. Они могут не иметь четкой структуры и списка литературы и содержат небольшой объем (примерно 0.25 п.л).

Однако следует учитывать, что публикации в сборниках статей научных конференций не должны преобладать в списке литературы. Это может вызвать вопросы о том, что ваши работы не захотел опубликовать ни один серьезный журнал.

Тонкости

Следует учесть, что не всякая публикация в материалах конференции является научными тезисами, и не каждая публикация в печатном издании – статьей.

Пример тезисов доклада

Публикация в материалах конференции, как правило, не считается статьей. Это объясняется тем, что она может являться как тезисами, так и докладом или статьей. В некоторых случаях в сборнике это не указывается, и сам автор решает, что у него на руках, руководствуясь критериями, определяющими, что такое статья, а что такое тезисы и доклад (см. выше).

Однако может быть и другая ситуация. Иногда организаторы научного мероприятия просят авторов оформлять свои работы как статьи. Тогда они будут проходить редактирование и рецензирование.

Другой повод считать свою работу научной статьей – упоминание в аннотации к сборнику, что он является сборником статей. В этом случае сами организаторы указывают на то, что представленные в нем работы являются полноценными статьями.

Обычно считается, что любая публикация, размещенная в научном журнале, является статьей. Это утверждение не всегда справедливо. В действительности, помимо статей журналы размещают еще и тезисы докладов.

Таким образом, как в материалах конференции может быть напечатана полноценная научная статья, так и в печатном издании могут быть опубликованы тезисы.

Чем отличаются тезисы доклада от текста доклада и статьи? Какой объем должен быть у научной статьи и текста доклада соискателя ученой степени? В каких изданиях нужно публиковаться аспиранту и соискателю для допуска к защите кандидатской диссертации? Какая публикация считается научной? Ответы на все эти вопросы Вы узнаете, прочитав эту статью…

Publicationes

Уже неоднократно я обращал внимание на то, что не только аспиранты и соискатели ученой степени кандидата ХХХ наук, но даже некоторые маститые академики, а также прочие корифеи и деятели науки этой страны путаются и не могут различить между тезисами доклада, текстом доклада и статьей. И вопрос этот далеко не пустяковый, ибо имеет весьма важное и существенное практическое значение для аспирантов и докторантов…

Реклама от Google

Итак, если серьезно подойти к рассматриваемому вопросу, следует указать на два основных заблуждения в околонаучной среде относительно публикаций тезисов, докладов и статей:

1-е весьма распространенное заблуждение: « публикация в материалах конференции является тезисами, а публикация в журнале однозначно является статьей «

2-е весьма распространенное заблуждение: « публикация в материалах конференции является статьей «.

Классическая структура тезисов доклада состоит из краткого введения в проблему, пронумерованного изложения тезисов 1., 2., 3., N+1, либо отдельных абзацев и заключения, в котором кратко резюмированы основные результаты исследования и указаны исследовательские планы на будущее. В тезисах докладов, как правило, отсутствуют ссылки на источники и литературу, однако авторы регулярно ссылаются, с целью саморекламы, на собственные научно-исследовательские работы, монографии или статьи. Кроме того, большинство оргкомитетов и учредителей конференций, публикующих именно тезисы докладов, просят авторов присылать тезисы без списка литературы и графиков. Поэтому частенько в изданных тезисах докладов отсутствуют рисунки, схемы, таблицы и прочая графика.

Виды научных публикаций

Что такое научная работа и научная публикация

Научная работа — это процесс углубленного исследования важной научной проблемы, который позволяет открыть новые причинно-следственные связи, закономерности или явления в изучаемой теме.

Логичным результатом этих исследований становится публикация в научном издании. В ней автор доносит итоги работы до заинтересованных людей: ученых, преподавателей, студентов и пр.

Кроме того, публикация подтверждает право человека на результат своих трудов. Это важно, если несколько ученых претендуют на одно и то же открытие.

Обзор видов научных публикаций

Научные публикации бывают нескольких типов в зависимости от содержания работы.

Реферат

Эта научная публикация предполагает краткое изложение содержания другой (или других) научных работ по конкретной теме.

Также существует автореферат — сжатый пересказ автором собственного диссертационного исследования.

Монография

Это книга одного или нескольких авторов, где углубленно исследуется конкретная (достаточно узкая) тема.

Обязательный атрибут монографии — аналитический обзор последней информации по теме исследования. Также в данном типе научных публикаций содержится изложение:

  • основных подходов к исследуемой проблеме;
  • авторских гипотез и концепций.

Чтобы написать монографию, нужно вести многолетние научные исследования, поэтому чаще всего ее авторами становятся доктора наук либо соискатели этой ученой степени.

Тезисы

Ключевые положения доклада или материала научной конференции формулируются в тезисах. Они отличаются лаконичностью и имеют объем от 1 до 5 страниц.

Это хорошая подготовка перед написанием полноценной научной статьи.

Научные статьи

Самый распространенный вид публикаций. Научная статья посвящена одному из аспектов тематики магистерской, кандидатской или докторской диссертации и оформлена в соответствии с правилами конкретного научного издания.

Статья содержит несколько обязательных элементов:

  • название;
  • аннотация;
  • ключевые слова;
  • обоснование актуальности темы;
  • объект, предмет и цель работы;
  • анализ последних исследований по теме;
  • краткие результаты работы с теоретическим и практическим обоснованием;
  • выводы;
  • перспективы дальнейших исследований; .


Подготовка хорошей научной статьи отнимает много времени

Научные статьи могут быть опубликованы в различных изданиях:

Учитывайте это, выбирая, где опубликовать свою работу.

Опубликованная рецензия на научную статью или монографию также является одной из форм научной работы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Депонирование

Говоря простыми словами, депонирование — это публикация результатов научной работы в интернете. Это могут быть электронные журналы или специальные онлайн-библиотеки.

Возможно депонирование двух видов:

  1. С открытым бесплатным доступом.
  2. На платной основе (каждый желающий может прочитать аннотацию статьи, а полный текст доступен для скачивания при перечислении на счет издания определенной суммы).

Сборник научных трудов

Самый сложный вид научной публикации. Такой сборник обычно составляется по итогам работы научной группы, которая занималась комплексным исследованием важной проблемы.

Учебные пособия

В этой разновидности научных публикаций содержится последовательное изложение дисциплины, которую преподают в университете. Такое пособие пишут в соответствии с учебной программой вуза.

Оно должно быть утверждено на уровне вышестоящей научной организации или непосредственно Министерством образования и науки РФ.

Написать серьезный научный материал — непростая задача. Но с ней умеют справляться специалисты из сервиса помощи студентам. Вместе с ними вы легко подготовите научную публикацию любого вида.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: