Человек как субъект саморазвития доклад

Обновлено: 18.05.2024

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

Понятие саморазвития личности

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

Основные принципы саморазвития

Итак, начнем мы, наверное, с самого основного и незаменимого принципа саморазвития.

Учиться и еще раз учиться…

Если вообще вспомнить определение саморазвития, то там говориться об изучении различных знаний и применение их на практике. Так вот знаний много и чтобы это были реально знания, то необходимо все проверять на своей шкуре. Да, мы может читать различные книги по саморазвитию, проходить всевозможные интернет-курсы, ходить на различные тренинги личностного роста, брать индивидуальные уроки, но, чтобы знания были истинными мы должны пропустить их через себя, через свое мировоззрение и опыт. Знания без практики ничего не стоят. А практика – это постоянные ошибки, причем свои.

Какие выводы можно сделать из этих слов?

Любой гуру может заблуждаться. Лучший гуру для себя – это ты.

Приобретенные знания вторичны и практически бесполезны.

Первичен только собственный опыт.

Вот интересное наблюдение. В социальных сетях много мотивирующих цитат, картинок и так далее. Мы их читаем, но они почему-то нам не помогают. Потому что это просто знания, да и то не наши, которые мы совершенно не трансформируем в свой опыт.

И нужно помнить, что Истина внутри нас. Чужим умом сыт не будешь. И если ты хочешь достичь основные цели саморазвития, то только твой опыт и свои же ошибки помогут тебе в этом.

Я – творец своей реальности

Саморазвитие – это процесс изменения личности. И в основе должно быть понимание, что все в этой жизни меняется, а также что меняем это все именно мы. Если бы все решали за нас и была бы уже предопределенная судьба, то смысл жизни и вообще всей Вселенной утратил бы свою значимость. В основе вообще всего механизма Вселенной в моем понимании есть сапопознание себя и саморазвитие. Это можно сказать даже Вселенские принципы.

Без понимания управления внутренним и внешним миром нет вообще смысла заниматься саморазвитием. А именно так и делают. Думают, что все предрешено и лежат себе спокойно на диване и смотрят очередной блокбастер, а другие —

Будь сегодня лучше, чем вчера

Только шаг за шагом, изо дня в день, работая над собой, мы сможем достигнуть цели. Поэтому необходимо каждый день становиться хоть чуточку, но лучше чем вчера. А в этом тебе помогут различные аналитические измерения подцелей твоей основной цели.

Вот допустим, я люблю отжиматься. У меня есть программа отжиманий за 15 недель и я по ней ориентируюсь больше я стал отжиматься или нет, какой у меня общий итог, какой за неделю, а может и за сегодняшний день. И становиться легче от того, что я стал лучше сегодня, чем был вчера. Пусть это будет одно отжимание, но оно уже приближает к моей цели.

Сними все ограничения

Как правило, в человеке уже к 20 годам встроено столько лживых установок, что это мешает саморазвитию. Недаром, во многих философских учениях практикуют очищение сознания и ума. Нельзя налить в уже заполненный сосуд. Поэтому когда мы изучаем что-то новое, то нужно забыть все что ты знал до этого. Возможно это вот то, что ускорит твое саморазвитие, а ты отодвигаешься от этого, не хочешь принимать это умом и сердцем и применять на практике. Необходимо каждый раз выходить из зоны комфорта чтобы понять улучшило это тебя или нет.

Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Список литературы

Реферат на тему:

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В СОБСТВЕННОМ РАЗВИТИИ. ПОНЯТИЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ.

  1. Развитие и саморазвитие личности……………………………………..4
  2. Саморазвитие личности в образовательной среде…………………….7
  3. Саморазвитие и самовоспитание личности…………………………….9
  4. Исследования саморазвития личности…………………………………12

Список использованной литературы………………………………………14

В настоящее время ученых все более привлекает тема саморазвития и самовоспитания личности, что связано с усилением значимости гуманистических ценностей, заинтересованностью в сфере самоопределения молодежи и самореализации человека на выбранном жизненном пути. Помимо этого все чаще в психологических исследованиях акцентируется ведущая роль человека в построении собственной жизни.

Стремление самостоятельно формулировать и конструировать свое будущее выражается в возрастающем спросе на литературу о саморазвитии, что также демонстрирует необходимость полного и всестороннего изучения данного феномена.

Саморазвитие и самовоспитание личности можно также назвать требованием современного общества, которое нуждается в людях, способных раскрыть собственный потенциал и готовых к творческому преобразованию окружающей действительности.

1. Развитие и саморазвитие личности

В структуре современной психологической науки на стыке психологии личности и психологии развития формируется самостоятельная область исследований – психология саморазвития личности.

Если цель психологии развития личности – постичь законы изменений личности, происходящих неизбежно, то цель психологии саморазвития в том, чтобы понять, можно ли произвольно изменяться, т.е. управлять этим процессом. Возможно ли для человека, прилагая определенные усилия, стать именно таким, каким хочет он, а не таким, каким бы он стал непроизвольно, все равно изменившись, но не руководя этим изменением.

2. Саморазвитие личности в образовательной среде

Педагоги и работники сферы образования могут руководствоваться следующими принципами [4]:

Побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей;

Учитывая индивидуальные особенности личности учащегося, необходимо содействовать их дальнейшему развитию;

Следует помочь стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению субъектного опыта;

Педагогически целесообразно, чтобы учащихся находился в условиях постоянного выбора содержания, форм и способов самопознания и саморазвития;

Достижение успеха в каком-либо виде деятельности способствует формированию позитивной направленности личности, стимулирует процесс саморазвития;

Верить в личности учащегося, доверять ему, поддерживать его устремления к саморазвитию и самореализации вместо излишней требовательности и чрезмерного контроля, помнить о том, что не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация определяют успех обучения и воспитания.

Образовательная среда не может управлять саморазвитием, но способна оказать поддержку личности, создать благоприятные условия. При этом даже создание благоприятных условий не является решающим, — ведущая роль отводится активности самой личности по выстраиванию своего жизненного пути [10].

3. Саморазвитие и самовоспитание личности

Таким образом, если саморазвитие понимать как произвольное управляемое самоизменение под задачу, как сознательное культивирование определенных черт, то саморазвитие и самовоспитание совпадают по значению. Для того чтобы разобраться в различии данных понятий стоит обратиться к категориям развития и воспитания. По словам Б.Г. Ананьева, воспитанием является общественное руководство индивидуальным развитием [1]. В таком случае под самовоспитанием можно понимать руководство, управление личностью саморазвитием. Саморазвитие является эффектом самовоспитывающих действий со стороны личности, результатом целенаправленной, специально организованной деятельности – самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. К данной категории относится выработка у себя желаемых качеств и положительных черт, силы воли и характера, устранение вредных привычек. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание [8].

Самовоспитание – одновременно и социальное, и психологическое, и педагогическое явление, закономерно возникающее в развитии личности [6].

К самовоспитанию относятся [6]:

  • Анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, самооценка; выделение своих качеств, которые необходимо совершенствовать; определение того, что необходимо в себе преодолеть; принятие решения о работе над собой;
  • Постановка цели и разработка программы деятельности – определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных задач;
  • Собственно деятельность – учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, эстетическая, физическая – по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевого усилия;
  • Саморегуляция этой деятельности, предусматривающая самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.

4. Исследования саморазвития личности

Еще одним исследованием, проведенным также М.А. Щукиной, стало изучение саморазвития как компонента личностной зрелости и удовлетворенности жизнью. В нем приняло участие 79 работающих взрослых различных специальностей. В результате было обнаружено, что саморазвитие действительно можно рассматривать как компонент зрелости личности, которое к тому же связано с переживанием личности удовлетворенности собственной жизнью. Саморазвитие позволяет личности выстраивать собственное поведение, определять его цели и средства, снимает жизненную неопределенность, что является значимым в ситуации современных изменений и нестабильности [10].

Рассмотрим некоторые результаты исследования. Так, например, 80% респондентов отметили, что активно занимаются саморазвитием, что является достаточно позитивным результатом. Помимо этого были выявлены способы, которые используются респондентами наиболее часто. Среди них:

  1. Чтение специальной и художественной литературы – 92%
  2. Общение с людьми – 25%
  3. Просмотр научно-популярных фильмов – 21%
  4. Занятия спортом – 16%
  5. Контроль своих эмоций – 10%
  6. Самоанализ – 9%
  7. Получение второго высшего образования – 8%

Таким образом, исследование выявило большое количество разнообразных способов, которые способствуют саморазвитию участников, что раскрывает их ценности и стремления заниматься собственной личностью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат на тему:

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В СОБСТВЕННОМ РАЗВИТИИ. ПОНЯТИЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ .

Развитие и саморазвитие личности……………………………………..4

Саморазвитие личности в образовательной среде…………………….7

Саморазвитие и самовоспитание личности…………………………….9

Исследования саморазвития личности………………………………. 12

Список использованной литературы……………………………………. 14

В настоящее время ученых все более привлекает тема саморазвития и самовоспитания личности, что связано с усилением значимости гуманистических ценностей, заинтересованностью в сфере самоопределения молодежи и самореализации человека на выбранном жизненном пути. Помимо этого все чаще в психологических исследованиях акцентируется ведущая роль человека в построении собственной жизни.

Стремление самостоятельно формулировать и конструировать свое будущее выражается в возрастающем спросе на литературу о саморазвитии, что также демонстрирует необходимость полного и всестороннего изучения данного феномена.

Саморазвитие и самовоспитание личности можно также назвать требованием современного общества, которое нуждается в людях, способных раскрыть собственный потенциал и готовых к творческому преобразованию окружающей действительности.

1. Развитие и саморазвитие личности

В структуре современной психологической науки на стыке психологии личности и психологии развития формируется самостоятельная область исследований – психология саморазвития личности.

Если цель психологии развития личности – постичь законы изменений личности, происходящих неизбежно, то цель психологии саморазвития в том, чтобы понять, можно ли произвольно изменяться, т.е. управлять этим процессом. Возможно ли для человека, прилагая определенные усилия, стать именно таким, каким хочет он, а не таким, каким бы он стал непроизвольно, все равно изменившись, но не руководя этим изменением.

2. Саморазвитие личности в образовательной среде

Педагоги и работники сферы образования могут руководствоваться следующими принципами [4]:

Побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей;

Учитывая индивидуальные особенности личности учащегося, необходимо содействовать их дальнейшему развитию;

Следует помочь стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению субъектного опыта;

Педагогически целесообразно, чтобы учащихся находился в условиях постоянного выбора содержания, форм и способов самопознания и саморазвития;

Творчества и успеха

Достижение успеха в каком-либо виде деятельности способствует формированию позитивной направленности личности, стимулирует процесс саморазвития;

Доверия и поддержки

Верить в личности учащегося, доверять ему, поддерживать его устремления к саморазвитию и самореализации вместо излишней требовательности и чрезмерного контроля, помнить о том, что не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация определяют успех обучения и воспитания.

Образовательная среда не может управлять саморазвитием, но способна оказать поддержку личности, создать благоприятные условия. При этом даже создание благоприятных условий не является решающим, - ведущая роль отводится активности самой личности по выстраиванию своего жизненного пути [10].

3. Саморазвитие и самовоспитание личности

Таким образом, если саморазвитие понимать как произвольное управляемое самоизменение под задачу, как сознательное культивирование определенных черт, то саморазвитие и самовоспитание совпадают по значению. Для того чтобы разобраться в различии данных понятий стоит обратиться к категориям развития и воспитания. По словам Б.Г. Ананьева, воспитанием является общественное руководство индивидуальным развитием [1]. В таком случае под самовоспитанием можно понимать руководство, управление личностью саморазвитием. Саморазвитие является эффектом самовоспитывающих действий со стороны личности, результатом целенаправленной, специально организованной деятельности – самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. К данной категории относится выработка у себя желаемых качеств и положительных черт, силы воли и характера, устранение вредных привычек. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание [8].

Самовоспитание – одновременно и социальное, и психологическое, и педагогическое явление, закономерно возникающее в развитии личности [6].

К самовоспитанию относятся [6]:

Анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, самооценка; выделение своих качеств, которые необходимо совершенствовать; определение того, что необходимо в себе преодолеть; принятие решения о работе над собой;

Постановка цели и разработка программы деятельности – определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных задач;

Собственно деятельность – учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, эстетическая, физическая – по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевого усилия;

Саморегуляция этой деятельности, предусматривающая самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.

4. Исследования саморазвития личности

Еще одним исследованием, проведенным также М.А. Щукиной, стало изучение саморазвития как компонента личностной зрелости и удовлетворенности жизнью. В нем приняло участие 79 работающих взрослых различных специальностей. В результате было обнаружено, что саморазвитие действительно можно рассматривать как компонент зрелости личности, которое к тому же связано с переживанием личности удовлетворенности собственной жизнью. Саморазвитие позволяет личности выстраивать собственное поведение, определять его цели и средства, снимает жизненную неопределенность, что является значимым в ситуации современных изменений и нестабильности [10].

Рассмотрим некоторые результаты исследования. Так, например, 80% респондентов отметили, что активно занимаются саморазвитием, что является достаточно позитивным результатом. Помимо этого были выявлены способы, которые используются респондентами наиболее часто. Среди них:

Чтение специальной и художественной литературы – 92%

Общение с людьми – 25%

Просмотр научно-популярных фильмов – 21%

Занятия спортом – 16%

Контроль своих эмоций – 10%

Получение второго высшего образования – 8%

Таким образом, исследование выявило большое количество разнообразных способов, которые способствуют саморазвитию участников, что раскрывает их ценности и стремления заниматься собственной личностью.

Список использованной литературы:

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. С. 123.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - Вопросы психологии, 1978, №4.

Боранукова Н.О., Кубашичева Л.Н. Субъектно-деятельностный подход к творческому саморазвитию учащихся профессионального лицея // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. №2.

Гаранина Ж.Г. Особенности личностного и профессионального саморазвития студентов-психологов в процессе обучения в высшей школе // Интеграция образования. 2012. №1.

Грень Л.Н. Саморазвитие и самовоспитание студентов во время обучения в вузе // Проблемы инженерно-педагогического образования. 2007. №18/19.

Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под.общ. ред. Е.Ф. Сивашинской

Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход : диссертация . доктора психологических наук: 19.00.13 / Щукина Мария Алексеевна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2015.- 355 с.

Главное саморазвитие в жизни человека – это социальная и личностная значимость, как субъекта общества. Если человек занялся саморазвитием, значит его психология равна психологии умных людей. По традиции, мы проанализировали жизненный опыт успешных личностей. Кроме того, что все они имели разные обстоятельства, объединяло их общее – это стремление к саморазвитию.

Саморазвитие в жизни

  • Что такое саморазвитие в жизни?
  • Способы саморазвития человека
  • Психология саморазвития человека
  • Личностное саморазвитие в жизни человека
  • Социальное саморазвитие человека в обществе
  • Лучшие книги про саморазвитие

Что такое саморазвитие в жизни?

У каждого человека существует резерв потенциала, который он задействует в своей жизни. По статистике большинство людей используют примерно 5% от своих возможностей. Таким людям не свойственно прилагать усилия для достижения целей, и они впустую тратят свое время. Чтобы не оказаться в их числе, вам необходимо улучшить свою личную эффективность. Поскольку, улучшив качество ваших действий, можно улучшить результаты и свою жизнь в целом.

Первый принцип успешных людей заключается в обретении гармонии с самим собой. Именно способность достичь душевного равновесия, в большой степени, определяет успех и счастье человека. Более детально мы разбирали данную тему в статье про душевное спокойствие и гармонию человека.

Безусловно, каждому человеку необходимо саморазвитие в области здоровья. Не секрет, что все состоятельные люди уделяют внимание и время своему физическому развитию. Если вы хотите насладиться своим успехом сполна, вам крайне важно хорошо себя чувствовать. Поэтому, занимайтесь спортом и соблюдайте топ способов по саморазвитию.

Способы саморазвития человека

Психология саморазвития человека

Психология саморазвития

Согласно психологии успешных людей, вам необходимо совершенствоваться по двум направлениям. А именно — стимулировать свое личностное и социальное развитие в обществе.

Психология саморазвития заключается в понимание того, что 80% самоудовлетворения зависит от окружающих вас людей.

Если люди, которые вас окружают, будут любить и заботиться о вас, тогда ваше ментальное удовлетворение будет расти. В то же время, неудовлетворительные отношения с окружающими людьми приводят к ухудшению психологического состояния. Что, в свою очередь, может негативно сказаться на вашем здоровье и самочувствии. Поэтому, если вы решили начать саморазвиваться, то вам нужно изменить свою психологию:

  • Мир вокруг вас желает вам добра. Да, есть негативные люди, но вы в силах ограничить их влияние на себя. К тому же, желая вам зла, они причиняют вред только себе.
  • Все ситуации, которые происходят в жизни – закономерны. Любое, даже самое плохое, происшествие идет вам на пользу. Возможно, в данный момент вы так не думаете, но придет время и все станет на свои места.
  • Верьте в свои силы и помните, что вера в себя способна творить чудеса.Узнайте о том, как найти свое дело и получайте удовольствие от самореализации.

Личностное саморазвитие в жизни человека

Человек, как субъект саморазвития, идет по пути великих людей. Следуя данному принципу, вы сможете добиться тех результатов, к которым стремитесь. Даже если вы не достигли той самой вершины, все равно личностное саморазвитие подарит массу впечатлений. На первом этапе нужно выбрать сферу вашей деятельности или любимую работу. Вы не сможете добиться успеха в том деле, которое не любите. Поэтому проведите тщательный самоанализ и определите свои скрытые таланты.

Ваша работа должна приносить вам значимость и моральное удовлетворение. К тому же — быть интересной и помогать раскрыть свой потенциал. Без любимого дела личностное саморазвитие человека невозможно. Поэтому уделяйте время тому, что важно для вас и улучшайте свои навыки в этой сфере.

Безусловно, саморазвитие в жизни человека помогает узнать, как увеличить свой капитал. Чтобы наслаждаться жизнью в полной мере, необходимо хорошо зарабатывать. Обретя финансовую свободу и независимость, вы сможете избавиться от многих проблем. А также — проводить больше времени с близкими и дорогими вам людьми.

Социальное саморазвитие человека в обществе

Стремление человека к социальному саморазвитию поможет создать команду и повести за собой людей. Таким образом, успешные люди стимулируют прогресс. Движение мира вперед неизбежно. Вы можете наблюдать за этим процессом либо принимать непосредственное участие.

Безусловно, только командная работа приводит людей к достижению большого успеха. Но как эффективно взаимодействовать в обществе? Узнать больше про компромиссы и делегирование вам помогут секреты общения с людьми:

Данные алгоритмы, с большей долей вероятности, помогут улучшить ваше социальное саморазвитие в обществе. Также мы рекомендуем узнать о том, как добиться успеха в личной жизни. Для более глубокого изучения используйте топ книг по саморазвитию для мужчин и женщин.

Лучшие книги про саморазвитие

  • 7 навыков высокоэффективных людей — бестселлер от Стивена Кови. Вот, что стоит прочитать каждому человеку для саморазвития!
  • Как оказывать влияние на людей – отличная книга от Дейла Карнеги.
  • Выйди из зоны комфорта — Брайан Трейси, представляет секреты про повышение личной эффективности.
  • К черту все, берись и делай! — книга по саморазвитию от Ричарда Брэнсона.
  • Личное развитие для умных людей – книга Павлина Стивен позволит читать с удовольствием!

Гост

ГОСТ

Проблемы развития и саморазвития личности привлекают внимание мыслителей и ученых на протяжении тысячелетий. Истоки учений о личностном развитии и саморазвитии кроются в рассуждениях Аристотеля, Платона и других философов античности.

Подходы к дефиниции и понимаю сущности саморазвития как психологического феномена

В современной психологической науке под саморазвитием понимается фундаментальная способность личности становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразований.

В основе научной интерпретации сущности саморазвития лежит понимание самой жизнедеятельности как непрерывного процесса целеполагания, деятельностей и рефлексий. Саморазвитие протекает в рамках процесса жизнедеятельности, характеризуется непрерывностью, постоянством протекания.

Доминантной характеристикой саморазвития выступает активность личности – оптимальный синтез инициативы и исполнительности.

Формы саморазвития как психологического процесса

Выступая специфическим процессом, протекающим во времени и пространстве, саморазвитие отличается многоплановостью и неоднозначностью. Основными формами личностных изменений выступают самоутверждение, самоактуализация и самосовершенствование. Все указанные формы позволяют личности реализоваться, выразить себя в той или иной форме.

Самоутверждение как форма саморазвития

Самоутверждение представляет собой процесс формирования личностных изменений, которые не могут поколебать ни окружающие, ни внешние обстоятельства, ни сам утверждающийся субъект; специфическая деятельность, протекающая в рамках саморазвития по подтверждению определённых личностных качеств, поведенческих паттернов.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе самоутверждения как психологического процесса лежит имманентная потребность личности, обусловленная условиями ее конкурентного существования среди других представителей социально-природного окружения.

Цели реализации процесса варьируются в зависимости от мотивов, потребностей и особенностей сферы самоутверждения. В свою очередь, сферами самоутверждения могут выступать практически все области жизнедеятельности, которые имеют для человека личностную значимость.

Результатами самоутверждения может стать ощущение личностью собственной нужности, полезности, исключительности и уникальности, что приводит к трансформациям процесса из субъективного в субъектно-объективный, на реализацию которого огромное влияние оказывают как личностные, так и объективные факторы.

Самосовершенствование как форма саморазвития

В основе самосовершенствования лежит субъективное, осознанное стремление личности стать лучше, приблизиться к определенному идеалу, приобрести определенные черты характера, сформировать поведенческие паттерны.

Другими словами, самосовершенствование представляет собой процесс сознательного управления личностным развитием; процесс приобретения личностью большей свободы, конструктивное овладение социально-природной окружающей средой, стремление к психологической зрелости и психологическому здоровью.

Цели самосовершенствования существенно варьируются в зависимости от мотивации, особенности сферы жизнедеятельности; в процессе достижения поставленных целей человек может использовать различные средства самосовершенствования.

В результате эффективной реализации процесса у личности может возникнуть чувство удовлетворенности собственными достижениями, взаимоотношениями с окружающими, жизнью в целом.

Таким образом, саморазвитие выступает неотъемлемой составляющей жизнедеятельности личности, обеспечивающей адаптацию человека к требованиям социальной среды, развитие личностных качеств, формирование поведенческих паттернов, оптимизацию взаимоотношений с окружающей средой.

Читайте также: