Доклад по экологии человек и вода

Обновлено: 05.07.2024


Вода — это самый ценный природный ресурс. Ее роль — участие в процессе обмена всех веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Невозможно представить себе деятельность промышленных, сельскохозяйственных предприятий без использования воды, незаменима она в бытовой жизни человека. Вода необходима всем: людям, животным, растениям. Для кого-то она является средой обитания.

Бурное развитие жизнедеятельности людей, нерачительное использование ресурсов привело к тому, что э кологические проблемы (загрязнение воды в том числе), стали слишком острыми. Их решение стоит у человечества на первом месте. Ученые, экологи всего мира бьют тревогу и пытаются найти решение мировой проблемы дефицита пресной воды.

кологические проблемы загрязнение воды

Источники загрязнения воды

Причин загрязнения достаточно много, и не всегда виной этому человеческий фактор. Природные катаклизмы также наносят вред чистым водоемам, нарушают экологическое равновесие.

Самыми распространенными источниками загрязнения воды считаются:

Промышленные, бытовые сточные воды. Не прошедшие систему очистки от химических вредных веществ, они, попадая в водоем, провоцируют экологическую катастрофу.

Кислотные дожди. Это распространенное явление, хотя о нем редко говорят. Все промышленные отработанные газы, выхлопы автомобилей, попав в атмосферу, возвращаются с дождем обратно в землю, водоемы.

Твердые отходы, мусор. Не просто загрязняют реки, но даже меняют ход течения, затрудняя его. Возможны разливы озер и рек.

Органические загрязнения. Их естественное разложение (отмирание растений, животных).

Техногенные катастрофы. Промышленные аварии.

Тепловые, радиационные загрязнения.

Сходы селей, лавин.

причины загрязнения воды

Влияние загрязненности вод на живые организмы

Независимо от причин, загрязнение воды приносит существенный вред. При попадании загрязнителя в живой организм срабатывает защитная реакция. Определенные токсины обезвреживаются иммунитетом, но во многих случаях он не справляется. Требуется лечение и принятие кардинальных мер. В зависимости от источников загрязнения ученые определяют такие показатели отравления:

Генотоксичность. Воздействие тяжелых металлов и других опасных микроэлементов способны изменить или повредить структуру ДНК. В развитии организма наблюдаются серьезные проблемы, развиваются различные заболевания.

Канцерогенность. Онкологические проблемы часто связаны с качеством воды, которую мы потребляем. Опасность заключается в возможности перерождения клеток в раковые.

Нейротоксичность. Химические элементы способны влиять на нервную систему. Загрязнения вод мирового океана тяжелыми металлами приводит к непредвиденным случаям. Все слышали о выбросе китов из воды. Поведение животных становится неадекватным. В некоторых случаях они даже начинают пожирать тех, кто раньше мирно с ними сосуществовал.

Нарушенный энергообмен. Загрязнители, воздействуя на митохондрии, приводят к тому, что энергия в организме просто перестает вырабатываться. Организм перестает действовать, и даже наступает смерть.

Репродуктивная недостаточность. Если при загрязнении водоема гибель живых организмов не всегда вероятна, то нарушение репродуктивных способностей наступает в 100% случаев. Бывает так, что для того, чтобы наладить генетическую проблему, приходится искусственно обновлять водную среду.

источники загрязнения воды

Заболевания, вызванные грязной водой

Экологические проблемы, загрязнение воды приводят к распространению самых тяжелых заболеваний. Именно с этой жидкостью в организм могут попасть различные возбудители и патогенные организмы, уносящие сотни тысяч жизней. Самые распространенные заболевания, которые приносит грязная вода, это:

нарушения репродуктивных функций.

Независимо от причин загрязнения воды , профилактикой будет являться использование фильтрованной, бутилированной воды. Некоторые кладут в воду серебряные предметы, они имеют определенный обеззараживающий эффект.

пути решения экологических проблем загрязнение вод

Контроль очистки воды

Понимая, что экологические проблемы и загрязнение воды в частности доставляют угрозу человечеству, на государственном и международном уровне создаются требования к поведению людей и деятельности предприятий. Разработаны регламенты контроля за работой систем очистки:

Первичная или механическая. Главная задача — не пропустить в водоем крупные предметы. На стоках устанавливаются задерживающие решетки, фильтры. Требуется своевременная их очистка, иначе засорившиеся решетки могут спровоцировать аварию.

Специализированная. Улавливается загрязнитель определенного типа. Существуют, например, ловушки для нефтяных пятен, жиров, хлопьев, их осаждают с использование коагулянтов.

Химическая. Такая система подразумевает, что сточные воды будут использоваться в замкнутом (повторном) цикле. На выходе используют вещества, которые возвращают ее в первоначальный вид. Это техническая вода.

Третичная очистка. Вода обрабатывается порошками, специальными составами, многоэтапно фильтруется, убивая вредные организмы и уничтожая другие вещества. Используется для бытовых нужд граждан, а также в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве.

экологические проблемы радиоактивное загрязнение воды [1

Экологические проблемы - радиоактивное загрязнение воды

К основным источникам, которые загрязняют Мировой океан, относятся следующие радиоактивные факторы:

испытания ядерного оружия;

сбросы радиоактивных отходов;

крупные аварии (суда с атомными реакторами, ЧАЭС);

захоронения на дне океанов, морей радиоактивных отходов.

Экологические проблемы и загрязнение воды в том числе напрямую связаны с заражением радиоактивными отходами. Например, французские и английские атомные заводы заразили практически всю Северную Атлантику. Наша страна стала виновницей загрязнения Северного Ледовитого океана. Три атомных подземных реактора, а также производство Красноярск-26 засорили крупнейшую реку Енисей. Очевидно, что радиоактивные продукты попали в океан.

экологические проблемы россии загрязнение воды [

Загрязнение мировых вод радионуклидами

Остро стоит проблема загрязнения вод Мирового океана. Кратко перечислим самые опасные радионуклиды, попадающие в него: цезий-137; церий-144; стронций-90; ниобий-95; иттрий-91. Все они обладают высокой биоаккумулирующей способностью, переходят по пищевым цепочкам и концентрируются в морских организмах. При этом создается опасность как для человека, так и для гидробионтов.

Акватории арктических морей подвергаются сильным загрязнениям различных источников поступления радионуклидов. Люди беспечно сбрасывают опасные отходы в океан, тем самым превращая его в мертвый. Человек, наверно забыл, что океан — это главное богатство земли. Он обладает мощными биологическими и минеральными ресурсами. И если мы хотим выжить, необходимо срочно принимать меры по его спасению.

Пути решения

Рациональное потребление воды, охрана от загрязнений — главные задачи человечества. Пути решения экологических проблем по загрязнению вод ведут к тому, что прежде всего большое внимание следует уделять сбросам опасных веществ в реки. В промышленных масштабах необходимо усовершенствовать технологии по очистке сточных вод. В России необходимо ввести закон, который бы повышал взимание платы за сбросы. Вырученные средства должны направляться на разработку и сооружение новых экологических технологий. За наименьшие выбросы плату нужно снижать, это будет служить мотивацией к сохранению здоровой экологической обстановки.

Большую роль в решении экологических проблем играет воспитание подрастающего поколения. С ранних лет необходимо приучать детей к уважению, любви к природе. Внушать им, что Земля — наш большой дом, за порядок в котором ответственен каждый человек. Воду необходимо беречь, не лить ее бездумно, стараться, чтобы в канализацию не попадали посторонние предметы и вредные вещества.

проблема загрязнения вод мирового океана кратко

Заключение

Вода – источник жизни на Земле, великая природная ценность, покрывающая 71% поверхности нашей планеты, самое распространенное химическое соединение и необходимая основа для существования всего живого на планете. Высокое содержание в растениях (до 90%) и в теле человека (около 70%) лишь подтверждает важность этого компонента, не имеющего вкуса, запаха и цвета.

Вода – это жизнь!

Роль воды в жизни человека неоценима: она используется для питья, пищи, умывания, различных хозяйственных и промышленных нужд. Вода – это жизнь!

вода в жизни человека

Роль воды в жизни человека можно определить по занимаемой ею доле в теле и органах, каждая клетка которых богата водным раствором из необходимых питательных веществ. Вода – одно из эффективных средств физического воспитания, широко использующееся для личной гигиены, оздоровительной физкультуры, закаливания, водных видов спорта.

Биохимические свойства воды

Сохранение упругости и объема живой клетки было бы невозможным без воды, равно как и значительная часть химических реакций организма, протекающих именно в водных растворах. Незаменимой столь ценную жидкость делает ее теплопроводность и теплоемкость, обеспечивающая терморегуляцию и защищающая от температурных перепадов.

биологическое значение воды

Вода в жизни человека способна растворять некоторые кислоты, основания и соли, представляющие ионные соединения и некоторые полярные неионные образования (простые спирты, аминокислоты, сахара), называемые гидрофильными (с греч. дословно – склонность к влаге). Не под силу жидкости нуклеиновые кислоты, жиры, белки и некоторые полисахариды - гидрофобные вещества (с греч. – страх влаги).

Биологическое значение воды достаточно велико, так как эта бесценная жидкость является основной средой при протекающих в организме внутренних процессах. В процентном соотношении наличие воды в организме выглядит следующим образом:

Интересные высказывания о воде

Значение воды в жизни человека

Значение природного компонента в жизни и быту просто неоценимо, так как без него невозможно существование в принципе.

вода необходима для жизни

Вода необходима для жизни потому, что:

Круговорот воды в организме

Одно из условий существования всего живого – постоянное содержание воды, количество поступления которой в организм зависит от образа жизни человека, его возраста, физического здоровья, факторов внешней среды. В течение суток до 6% имеющейся в организме воды подвергается обмену; в течение 10 дней обновляется половина ее общего количества. Так, в сутки организм теряет воды примерно 150 мл с калом, около 500 мл с выдыхаемым воздухом и столько же с потом и 1,5 литра выводится с мочой. Примерно такое же количество воды (около 3 литров в сутки) человек получает обратно. Из них треть литра образуется в самом организме во время биохимических процессов, а около 2 литров потребляется с пищей и напитками, причем суточная потребность в исключительно питьевой воде составляет где-то 1,5 литра.

В последнее время специалисты подсчитали, что человек все-таки должен выпивать воды в чистом виде около 2 литров в день, чтобы не допустить даже малейшего обезвоживания организма. Такое же количество рекомендуют потреблять йоги, знающие истинное значение воздуха и воды. Абсолютно здоровый человеческий организм в идеале должен иметь состояние водного равновесия, называемое иначе водным балансом.

значение воды в жизни человека

К слову, немецкие ученые после ряда проведенных на студентах экспериментов выяснили, что большую выдержанность и склонность к творчеству проявляют те из них, кто больше остальных пьет воду и напитки. Вода в жизни человека играет побудительную роль, наполняя энергией и жизненными силами.

По некоторым подсчетам за 60 лет жизни человек в среднем выпивает около 50 тонн воды, что соизмеримо практически с целой цистерной. Интересно знать, что обычная пища наполовину состоит из воды: в мясе ее – до 67%, в кашах – 80%, овощи и фрукты содержат до 90%, хлеб – около 50%.

Ситуации повышенного потребления воды

Обычно человек в день получает около 2-3 литров воды, но существуют ситуации, при которых потребность в ней увеличивается. Это:

  • Повышенная температура тела (более 37°C). С каждым возрастающим градусом воды требуется на 10% больше от общего количества.
  • Тяжелая физическая работа на свежем воздухе, при которой жидкости нужно выпивать 5 – 6 литров.
  • Работа в горячих цехах – до 15 литров.

Дефицит ценной жидкости является причиной возникновения многих заболеваний: аллергии, астмы, избыточного веса, повышенного артериального давления, эмоциональных проблем (депрессии в том числе), а ее отсутствие приводит к нарушению выполнения всех функций организма, подрывая здоровье и делая уязвимым для болезней.

Потеря воды до 2% от общей массы тела (1 – 1,5 литра) вызовет у человека чувство жажды; утрата 6 – 8% приведет к полуобморочному состоянию; 10% обусловят появление галлюцинаций и нарушение глотательной функции. Лишение 12% воды от общей массы тела приведет к гибели. Если без пищи человек способен просуществовать около 50 дней при условии потребления питьевой воды, то без нее - максимум 5 дней.

В действительности большая часть людей выпивает воды меньше рекомендуемого количества: всего лишь третью часть, причем появляющиеся недомогания нисколько не связываются с недостатком жидкости.

Признаки недостатка воды в организме

Первые признаки обезвоживания:

  • головокружение;
  • шелушение и сухость кожи;
  • усталость и вялость;
  • боли в суставах и спине;
  • снижение работоспособности;
  • нарушение пищеварительных и кровообразовательных процессов,
  • увеличение вязкости крови и, как следствие, повышение риска тромбообразования.

значение воды

Стабильное поступление воды в организм в необходимом количестве способствует обеспечению жизненного тонуса, избавлению от недомоганий и многих серьезных заболеваний, улучшению мышления и координационных действий мозга. Поэтому появляющуюся жажду всегда нужно стараться утолить. Лучше при этом пить часто и понемногу, так как большое количество жидкости с целью разового пополнения ежедневной нормы полностью впитается в кровь, что даст ощутимую нагрузку на сердце до момента выведения воды из организма почками.

Водный баланс организма – прямой путь к здоровью

Иными словами, вода в жизни человека при правильно организованном питьевом режиме способна создать приемлемые условия для сохранения необходимого водного баланса. Важно, чтобы жидкость при этом была высокого качества, с наличием необходимых минеральных веществ. Парадоксальной является ситуация современного мира: вода, источник жизни на Земле, может быть опасна для самой жизни, неся практически с каждой каплей разнообразные инфекции. То есть полезной для организма может быть только чистая вода, проблема качества которой в современном мире очень актуальна.

Дефицит воды – страшное будущее планеты

Вернее, жизненно важной становится сама проблема наличия питьевой воды, с каждым днем превращающейся во все более дефицитный продукт. Причем значение воды на Земле и ее недостаток в международных отношениях обсуждаются на высшем уровне и часто конфликтным способом.

экологическое значение воды

Сейчас более 40 стран испытывают недостаток воды по причине засушливости многих регионов. Через 15 – 20 лет, даже по самым оптимистичным прогнозам, значение воды на Земле поймет каждый человек, так как проблема ее нехватки затронет 60 – 70% населения планеты. В развивающихся странах водный дефицит вырастет на 50%, в развитых – на 18%. Как следствие, усилится международная напряженность вокруг темы нехватки водных ресурсов.

Загрязненная вода как результат деятельности человека

Связано это с геофизическими условиями, хозяйственной деятельностью человека, часто непродуманной и безответственной, что значительно увеличивает нагрузку на водные ресурсы и приводит к их загрязнению. Огромное количество воды уходит на нужды городов и промышленности, которые не только потребляют, но и загрязняют воду, сбрасывая в водоемы ежедневно около 2 млн тонн отходов. То же самое касается сельского хозяйства, у которого миллионы тонн продуктов жизнедеятельности и удобрений стекают в водоемы с ферм и полей. В Европе из 55 рек только 5 считаются чистыми, в то время как в Азии все реки чрезвычайно засорены отходами сельскохозяйственного производства и металлами. В Китае недостаток воды испытывают 550 городов из 600; из-за сильного загрязнения в водоемах не выживает рыба, а некоторые реки, впадающие в океан, просто до него не дотекают.

Что течет из кранов

Да и зачем далеко ходить, если качество воды, оставляющее желать лучшего, касается практически каждого человека. Значение воды в жизни человека велико, особенно актуально это ощущается при ее потреблении, когда санитарные нормы идут вразрез с качеством потребляемой жидкости, в которой присутствуют вредные для здоровья пестициды, нитриты, нефтепродукты, соли тяжелых металлов. Половина населения получает опасную для здоровья воду, вызывающую около 80% всех известных болезней.

Хлор – опасно!

Для избежания возможного заражения какой-либо инфекцией вода хлорируется, что нисколько не умаляет опасность. Наоборот, хлор, уничтожающий множество опасных микробов, образует вредные для здоровья химические соединения и провоцирует такие заболевания, как гастрит, пневмония, онкология. При кипячении он не успевает раствориться полностью и соединяется с всегда присутствующими в воде органическими веществами. При этом образуются диоксины – очень опасные яды, превосходящие по своей силе даже цианистый калий.

роль воды в жизни человека

Водное отравление намного страшнее пищевого, потому как вода в жизни человека, в отличие от пищи, принимает участие во всех биохимических процессах организма. Диоксины, накапливаемые в организме, разлагаются очень медленно, практически десятки лет. Вызывая нарушения эндокринной системы, репродуктивных функций, они разрушают иммунитет, обуславливают раковые заболевания и генетические аномалии. Хлор является самым опасным убийцей современности: убивая одну болезнь, он порождает другую, еще страшнее. После того как в 1944 году началось глобальное хлорирование воды, стали массово проявляться эпидемии сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Риск заболевания раком на 93% больше, чем у тех, кто пьет воду нехлорированную. Вывод один: воду из-под крана ни в коем случае пить нельзя. Экологическое значение воды – проблема №1 в мире, так как не будет воды – не будет жизни на Земле. Поэтому непременным условием сохранения здоровья является ее очистка и соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам.

природа, река, ручей, вода, утро, туман, деревья, трава, зелень

Разные уголки нашей планеты заполняют различные вещества. Можно ли сказать, какое из них самое важное на Земле? Конечно, без любого из них трудно представить нашу жизнь, но все же однозначный ответ на этот вопрос есть. Это вода.

Вода – удивительное вещество, которое проникло повсюду: и поверхность Земли и тело человека состоят из воды более чем на 70%. Океаны, моря, реки, родники. Вода заполняет подземные пустоты и трещины, пропитывает почву. Туман и облака – это тоже вода. Даже в камне можно обнаружить микроскопическое количество воды.

Но вода — это не только самое распространенное вещество. Без него не будет возможным существование на Земле живых организмов. Человек, животные и растения могут жить длительное время только благодаря воде.

Вода в жизни животных и растений


Животным и растениям нужна вода. Они пьют её и напитываются влагой. Вода – главная составляющая любого растения или тела животного. Благодаря воде происходит транспортировка питательных веществ по организму и выводятся вредные вещества.

С листьев растений постоянно испаряется вода, поэтому, чтобы поддерживать свой организм здоровым, растениям нужен постоянный источник влаги.

Молодые животные плохо переносят недостаток воды. Для правильного развития и роста организма им нужно больше воды, чем взрослым животным. При недостатке воды уменьшается активность и кровообращение. Животное может начать меньше употреблять пищи, что сказывается на процессе роста.

У каждого животного есть свой период, который он может прожить без воды. Например, курица может просуществовать от 7 до 24 дней. Жвачные животные до 1 месяца. При этом они теряют в весе до 50%.

Но для многих животных и растений вода – дом родной, в котором они живут. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне воды. Сложно вообразить, сколько бы животных и растений человек не увидел бы в своей жизни, если бы не существовало водоемов: рек, морей и океанов, где живут тысячи организмов.

В океане обитает самое крупное млекопитающее на Земле – синий кит и одна из самых маленьких рыбок – шиндлерия, вес которой всего 2 мг. Между этими двумя крайностями существует невероятное разнообразие рыб, крабов, осьминогов, морских звезд, всевозможных моллюсков, кораллов и морских млекопитающих.

Многие тайны и загадки океана до сих пор остаются неразгаданными, но каждый год ученые открывают все новые и новые виды неведомых прежде животных и растений.

Человек и вода


И, конечно, вода нужна людям. Каждый день человеку необходимо восполнять водный баланс в организме. Каждому человеческому органу нужна вода. В тканях легких содержится до 90 % воды, в крови – до 80%. Головной мозг содержит до 75%, а суставы — до 24% воды. Даже в зубах человека содержится 0,2% воды. Поэтому так важно ежедневно выпивать значительное количество чистой питьевой воды. Некоторая вода целебна для организма и может лечить болезни.

Однако важную роль вода играет в быту, при хозяйственных нуждах человека. Чтобы не болеть человеку нужно поддерживать в чистоте свое тело, т.е. с помощью воды он очищает тело. Практически ни одно блюдо нельзя приготовить без использования воды.

Водоемы играют важное значение в жизни человека. Первые города возникали именно на берегах рек и озер. Из рек человек брал воду для питья и полива растений. Также реки кормили человека рыбой. Некоторые реки судоходны и по ним перевозят грузы, да и сами люди часто путешествуют с помощью водного транспорта.

На реках часто строят гидроэлектростанции, где для получения электроэнергии не сжигают природные ископаемые, а используют природную силу воды в качестве источника энергии.

Но естественных водоемов, т.е. созданных природой, не всегда хватает человеку для эффективного существования. Поэтому создаются искусственные водоемы для хозяйственных нужд: водохранилища, каналы, пруды. Из водохранилищ города берут воду для домов, по каналам можно легко проплыть из одной реки в другую и быстрее доставить груз, а в прудах разводят рыбу для питания людей.

Вода – скульптор


Капли воды, просачивались сквозь щели в пещерах, долго висели на потолке. Частично они испарялись, а частично падали на пол. Там они тоже в конце концов испарялись. А на потолке и на полу оставались следы — содержащиеся в каплях различные вещества. От одной капли след, конечно, мал. Но если капель бесчисленное множество и если они упорно трудятся много-много лет, то образуются сосульки, колонны, нити и другие украшения пещер. Сосульки, свешивающиеся с потолка, называют сталактитами, а столбы, поднимающиеся им навстречу — сталагмитами.

В пещерах живут особые животные. Для древних людей пещеры служили жилищами. Есть специальные пещеры, куда водят туристов. За счет своей необычности и красивых видов пещеры являются местом действия многих фантастических фильмов.

Заключение

Однозначно можно утверждать, что без воды не было бы жизни на Земле. Вода – это основа всего живого на Земле и без нее наша планета ничем бы не отличалась от других планет Солнечной системы. Самой природой заложена зависимость человека и других организмов от воды.

Алексеева Ирина Викторовна

ВОДА самое привычное вещество на земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Но знаем ли мы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия?

Откуда она пришла? Кто и зачем одарил ею нашу планету, единственную во всей вселенной? Быть может ответы на эти вопросы, знает сама вода? Ведь сегодня ее на земле ровно столько же, сколько было, когда все начиналось, когда рождался мир, обретая привычные нам очертания.

В своей работе я попыталась изучить свойства воды, проделав некоторые опыты, а также выяснить, влияет ли вода на эмоции человека, и сели влияет, то как.

ВложениеРазмер
Исследовательский проект "Вода и человек".docx 953.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников

Мерзловой Ангелиной Олеговной

Алексеева Ирина Викторовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5

ВОДА самое привычное вещество на земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Но знаем ли мы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия?

Откуда она пришла? Кто и зачем одарил ею нашу планету, единственную во всей вселенной? Быть может ответы на эти вопросы, знает сама вода? Ведь сегодня ее на земле ровно столько же, сколько было, когда все начиналось, когда рождался мир, обретая привычные нам очертания.

В своей работе я попыталась изучить свойства воды, проделав некоторые опыты, а также выяснить, влияет ли вода на эмоции человека, и сели влияет, то как.

2. Основная часть.

2.2. Свойства воды. .

2.3. Круговорот воды.

2.4. Вода на службе у человека.

2.5. Влияние воды на эмоции человека.

3. Экспериментальная часть.

3.1. Свойства воды. Опыты.

3.2. Круговорот воды. Опыт.

3.3. Влияние воды на эмоции человека. Эксперимент.

5. Список литературы.

6. Приложение к научно-исследовательскому проекту.

Тема исследования: Вода и человек.

Цель исследования: Выяснить, что я знаю о воде, расширить собственные познания о свойствах воды, её особенностях и выяснить воздействие различных состояний воды на эмоциональное состояние людей.

  1. Изучить свойства и особенности воды.
  2. Выяснить, как вода воздействует на человека.

Гипотеза: предположим, что вода в различных ее состояниях вызывает у человека различные чувства.

Есть просто газ легчайший – кислород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

ВОДА самое привычное вещество на земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Но знаем ли мы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия?

Откуда она пришла? Кто и зачем одарил ею нашу планету, единственную во всей вселенной? Быть может ответы на эти вопросы, знает сама вода? Ведь сегодня ее на земле ровно столько же, сколько было, когда все начиналось, когда рождался мир, обретая привычные нам очертания.

Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе.

1.1. Откуда же она появилась?

Вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты . Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия . Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом.

Ещё одна часть воды попала к нам из космоса в виде огромных глыб льда, которые были хвостом огромнейших комет бомбардировавших нашу молодую планету .

Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют – ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ. Единственная планета в солнечной системе, где возникла жизнь – это наша Земля. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода.

2. Основная часть.

2.1. А что я знаю о воде? Ведомо ли вам, что мы живем на планете воды, которая лишь по недоразумению называется Землей? И нигде во всей Вселенной такой водяной планеты больше нет. Во всяком случае, в нашей Солнечной системе. Пары воды – может быть, кристаллики льда – пожалуй, а жидкая вода, если и есть в небольших количествах, то спрятана где-то глубоко в толще грунта. А у нас есть во всех трех состояниях, газообразном, жидком и твердом, сколько угодно.

2.2. Свойства воды

Вода в природе может встречаться в трёх состояниях : твёрдом, жидком и газообразном. Вода способна переходить из одного состояния в другое- из твердого в жидкое ( таять) , из жидкого в твёрдое ( замерзать), из жидкого в газообразное ( испаряться), из газообразного в жидкое ,превращаясь в капельки воды.

2.3. Круговорот ВОДЫ . Из-за разности давлений у поверхности Земли воздух перемещается из одного места в другое и переносит с собой водяной пар. Если воздух поднимается вверх - а так бывает, к примеру, когда на его пути оказывается гора, - он охлаждается. Невидимый водяной пар конденсируется (сгущается) вокруг мельчайших пылинок или частичек соли, и образуются капли, которые собираются в облака. Вес капель все возрастает; когда воздух больше не может уже их поддерживать, вода возвращается на землю в виде снега, града или дождя, сбегает по склонам в реки, которые несут её к морю. Солнечные лучи нагревают воду, она вновь испаряется, и все повторяется сначала. Молекулы воды все время как бы совершают круг, циркулируют между атмосферой и поверхностью Земли. Вода или лед постоянно находятся в движении и разрушают горные породы, изменяя рельеф.

Путешествие капельки (Приложение 4).

2.4. ВОДА НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА.

С давних пор люди селились по берегам рек. Река поила, кормила, умывала. По рекам можно доплыть до моря, попасть в другие страны. Селения у рек превращались в города.

К древнему Риму от далёких холмов, где били из под земли холодные ключи, тянулись каналы. Высокие каменные арки держали их на себе. Чистая вода расходилась к домам, фонтанам, к римским баням, а подземными каналами уходила грязная.

В Вавилоне, высоко над землёй, выросли пышные сады. Чудом казалась эта красота под горячим солнцем. Только и здесь главным чудом была вода. Она по каналам расходилась к каждому дереву.

Всё хитрей становилась работа, которую люди находили воде. Весь мир грел чай в чайниках, и стоило воде закипеть, крышка начинала подскакивать. А что если нагреть много воды и заставить пар делать полезную работу? Ведь это пар подбрасывает крышку. Так появились паровые машины. Теперь уже вода в виде пара двигала пароходы и паровозы. Заставляла работать станки на заводах и фабриках.

На смену паровым машинам пришли электрические. Но электричество помогает получить нам тоже вода. Для этого люди построили на больших реках гидроэлектростанции.

С древних времён и по сей день, каждую секунду, вода трудится для блага человека.

2.5.Влияние воды на эмоции человека .

Давно известно благотворное, успокаивающее воздействие потока воды на психику человека. Волнующее море, тихое глубокое горное озеро, ручей в сельской местности - все это излюбленные места отдыха многих людей. Вода притягивает к себе, близ воды мы гораздо лучше себя чувствуем. Но вода имеет не только жидкое состояние. Журчание воды действует одновременно и возбуждающе, и успокаивающе. Недаром различные водоемы, пруды, потоки воды всегда были излюбленными местами отдыха под открытым небом. Игра воды и падающие струи притягивают к себе любого. В последнее время вода все чаще используется при аранжировке свободного пространства в доме.

Недавно японским ученым, доктором Масару Емото были проведенные необыкновенные исследования кристаллов воды. Доктор Емото заинтересовался, зависит ли форма кристаллов от типа и характеристик воды. Он предположил, что при замерзании чистая вода образовывает кристаллы симметричных гармоничных форм, которые загрязненная вода не может образовать. С помощью микроскопа Емото наблюдал и с большой скоростью (ведь вода очень быстро изменяет свое состояние) фотографировал кристаллы, сформированные в разнообразнейший условиях. Более чем 100 таких фотографий представленные в его книге “Послание воды”. Открытием стало то, что форма кристаллов одного и того же самого образца воды зависит от многих факторов, в частности таких как - материал сосуда, звук, свет, музыка и даже человеческие мысли и эмоции.

Дистиллированная вода под влиянием классической музыки строит утонченные, симметричные формы (Приложение 5).Под влиянием музыки Тяжелого Металла образцы воды вообще не образовали кристаллов, а лишь хаотичные, фрагментарные структуры (Приложение 5.1.).

Если на сосудах написаны разные грубые и отрицательные слова, а также после концентрированного влияния на них отрицательных мыслей и эмоций результат кристаллизации оказывается очень похожим на пример с тяжелой рок-музыкой.

Когда на сосуде с водой написали “Благодарю”, замерзшие кристаллы получились очень похожими на те, что были полученные под влиянием известного произведения Баха “Гольдберг-вариации”. (Это произведение было написан Бахом как благодарность Гольдбергу). (Приложение 5.2.). А при написании грубых слов, кристаллы получились такими, как в Приложении 5.3. Мы не проводили таких экспериментов, но некоторые люди это делали. Они писали на сосудах с водопроводной водой слова “любовь” и “благодарность”, а потом поливали этой водой растения в своих садиках или ставили в нее цветы, срезанные на клумбе. Они заметили, что срезанные цветы сохраняются свежими намного дольше, а растения в саду выглядят более блестящими.

3. Экспериментальная часть.

3.1. Свойства воды. Опыты.

Проведем опыты по изучению свойств воды.

Цель: Определить свойства воды.

Оборудование: Стакан воды, стакан молока, блюдце, трубочки, цветная бумага.

Опыт 1.Определяем прозрачность воды.

Наполняем два стакана разными жидкостями. В один стакан наливаем воду, в другой молоко. Берем две трубочки, одну опускаем в воду, другую в молоко. Смотрим, что получилось.

Результат: В стакане с водой соломинку видно, а в стакане с молоком нет. Это потому что вода прозрачная, а молоко нет.

Делаем вывод: Вода прозрачная. Результат записываем в таблицу. (Приложение 1).

Опыт 2. Определяем цвет воды.

Берем несколько листов цветной бумаги и два стакана один с водой другой с молоком.

На лист красной бумаги ставим два стакана. В первом стакане вода кажется красноватой, во втором стакане молоко остается белым. Тоже самое проделываем с зеленым, синим, черным листами. Во всех случаях вода приобретает цвет листа, на котором находится, а молоко всегда остается белым.

Делаем вывод: Вода в отличие от молока не имеет собственного цвета, она приобретает тот цвет, на котором находится, так как она прозрачна. Вод а – бесцветна. Результат записываем в таблицу. (Приложение 1).

Опыт 3. Определяем запах воды.

Берем стакан с водой. Чтобы определить запах предмета или вещества, надо понюхать. Вода ничем не пахнет.

Делаем вывод : Вода не имеет запаха. Результат записываем в таблицу. (Приложение 1).

Опыт 4. Определяем вкус воды.

Для сравнения берем два стакана один с молоком другой с водой. Чтобы определить вкус надо попробовать. Пробуем воду – вкуса нет, пробуем молоко – вкус есть.

Делаем вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Результат записываем в таблицу. (Приложение 1).

Опыт 5. Определяем форму воды.

Берем стакан с водой. Вода имеет форму стакана. Переливаем ее в блюдце. Вода приобрела форму блюдца. Так можно делать сколько угодно вода каждый раз будет приобретать форму предмета, в котором она находится.

Делаем вывод: Вода не имеет формы, она бесформенная. Результат записываем в таблицу. (Приложение 1).

Опыт 6. Определяем текучесть воды.

Наливаем воду в блюдце, она растекается.

Делаем вывод: Вода текучая. Результат записываем в таблицу. (Приложение 1).

Опыт 1.Определяем прозрачность льда.

Возьмем кусочек льда. Посмотрим через лед, изображение размытое, нечеткое.

Делаем вывод: Лед мутный. Результат записываем в таблицу. (Приложение 2).

Опыт 2. Определяем цвет льда.

Берем несколько листов цветной бумаги и кусочек льда. Кладем лед поочередно на разные листы бумаги – он приобретает цвет листа, на котором находится.

Делаем вывод – лед бесцветный . Результат записываем в таблицу. (Приложение 2).

Опыт 3. Определяем запах льда.

Берем кусочек льда. Чтобы определить запах предмета или вещества, надо понюхать. Лед ничем не пахнет.

Делаем вывод: Лед не имеет запаха . Результат записываем в таблицу. (Приложение 2).

Опыт 4. Определяем вкус льда.

Чтобы определить вкус надо попробовать. Пробуем лед – вкуса нет. Делаем вывод: Лед не имеет вкуса, он безвкусный. Результат записываем в таблицу. (Приложение 2).

Опыт 5. Определяем форму льда.

Чтобы получить лед нужно воду заморозить. Берем квадратный контейнер для льда, наполняем водой, ставим в морозилку. Через некоторое время вода превратится в лед и займет форму куба. Поместим получившийся кубик льда в пустой стакан – форма не изменяется.

Делаем вывод – лед имеет форму . Результат записываем в таблицу.

Опыт 6. Определяем текучесть льда.

Возьмем кубик льда положим на тарелку, лед не растекается.

Делаем вывод - лед не текучий . Результат записываем в таблицу. (Приложение 2).

Опыт 1.Определяем прозрачность пара.

Берем кастрюлю с водой. Ставим на плиту и дожидаемся закипания. Вода закипела – поднимается пар.

Делаем вывод: Пар прозрачный . Результат записываем в таблицу. (Приложение 3).

Опыт 2. Определяем цвет пара.

Посмотрим внимательно на пар.

Делаем вывод – пар бесцветный. Результат записываем в таблицу. (Приложение 3).

Опыт 3. Определяем запах пара.

Чтобы определить запах предмета или вещества, надо понюхать. Пар ничем не пахнет.

Делаем вывод : Пар не имеет запаха . Результат записываем в таблицу. (Приложение 3).

Опыт 4. Определяем вкус пара.

Чтобы определить вкус надо попробовать. Сам пар невозможно попробовать, можно подержать над паром холодную ложку. Тогда пар конденсируется и превратится в воду, которую мы можем попробовать на вкус. Вкуса нет.

Делаем вывод: пар не имеет вкуса, он безвкусный. Результат записываем в таблицу. (Приложение 3).

Опыт 5. Определяем форму пара.

Для сравнения рядом с кастрюлей с кипящей водой поставим кипящий чайник. Из носика чайника вырывается пар тонкой струей, а из кастрюли облаком.

Делаем вывод – форма пара зависит от формы сосуда, из которого он выходит. Пар не имеет собственной формы. Результат записываем в таблицу. (Приложение 3).

Опыт 6. Определяем текучесть пара.

Так как пар не является жидкостью – он не может быть текучим. Результат записываем в таблицу. (Приложение 3).

3.2. Круговорот воды. Опыт .

Проведем опыт и узнаем, почему идет дождь и что такое круговорот воды.

Для опыта потребуется: кастрюлька с крышкой, вода, тарелка плоская, плита газовая.

1. Наливаем в кастрюльку воду и ставим на плиту.

2. Когда вода закипит, накрываем кастрюльку крышкой.

3. Через некоторое время снимаем крышку с кастрюльки, на крышке образовались капельки воды. Это происходит, потому что из кипящей воды выделяется водяной пар.

4. Возьмем крышку, на которой образовался пар, и положим её на плоскую тарелку. Крышка остывает, пар превращается в жидкость (это явление называется конденсацией) и на тарелку начинают капать капли.

5.Так делаем до тех пор, пока на тарелке соберется достаточно жидкости, чтобы её перелить в кастрюльку и повторить все сначала.

Вот так у нас получился круговорот воды.

3.3. Влияние воды на эмоции человека. Эксперимент.

Мы провели такой эксперимент:

Вместе с родителями мы сделали подборку фотографий различных состояний воды в природе из семейного фотоальбома. (Приложение 6).

Затем предложили родственникам, друзьям и знакомым сказать какие чувства они испытывают при просмотре этого альбома.

В эксперименте участвовало 25 человек.

В результате опроса получили следующие результаты:

- люди называли различные чувства: интерес, удивление, спокойствие, радость, нежность, восторг…

- отрицательных эмоций и чувств никто не назвал;

-все отмечали улучшение настроения после просмотра альбома.

Все это позволило сделать следующие выводы:

-вода играет большую роль в эмоциональном состоянии человека;

-виды воды в природе в различном ее состоянии, оказывают благоприятное воздействие на человека.

Ритм современной жизни очень напряжённый. И даже младшие школьники живут в очень напряженном графике: уроки, дополнительные занятия, кружки, спортивные секции, музыкальная школа, и многое многое другое. Я заметила, что моим сверстникам иногда просто некогда остановиться и полюбоваться красотой, которая всегда рядом – красотой природы. В результате своей исследовательской деятельности я пришла к выводу , что подготовленная подборка фотографий благоприятным образом влияет на эмоциональное состояние моих одноклассников. Просматривая альбом на перемене, ребята успокаиваются, настраиваются на более спокойное и вдумчивое восприятие материала. Я предлагаю разместить альбомы с фотографиями воды в природе в школьных кабинетах, в свободном доступе.

Читайте также: