Часослов герцога беррийского доклад

Обновлено: 17.05.2024

Около шестисот лет назад была создана одна из самых прекрасных книг в истории человечества — "Великолепный часослов герцога Беррийского" (1413—1416, Шантийи, Музей Конде). Над миниатюрами для него трудились три брата — Поль, Жан и Эрман Лимбург.

Сведений о них сохранилось немного. Предполагают, что родом они из Неймегена (современная Голландия), отец — скульптор, мать — сестра известного живописца Жана Малуэля. Младшие братья, Жан и Эрман, подростками были отправлены в Париж учиться ювелирному делу. Эпидемия чумы 1399 года вынудила их спешно покинуть столицу. Вскоре братья начали работать при дворе герцога Бургундии Филиппа Смелого над миниатюрами "Нравоучительной Библии" (1402—1404, Париж, Национальная Библиотека). После смерти Филиппа (1404) их пригласил к себе его брат, герцог Жан Беррийский. Гениальные художники обрели гениального покровителя.

Так, Святому Иерониму посвящено двенадцать миниатюр. На одной из них он представлен на лекции, посвященной Платону. Но, поскольку это язычник, изучать его учение — грех. Затем следует Сон Святого Иеронима: святой спит на полу, на циновке, а вверху, в левой части листа его, полуобнаженного, засучив рукава, секут розгами два прелестных ангела; справа гневный Господь с мечом. Миниатюра красива и изысканна по цвету: на фоне лазурного неба сияют светлые одежды ангелов, алой киноварью пылают реющие вокруг Господа серафимы. Композиция отличается ясной стройностью построения.

Работая для подлинного знатока, каким был герцог, не стесняющего их в поисках нового, а порой и подталкивающего к этим новшествам, Лимбурги трудились с особым вдохновением. Ярче всего это проявилось в миниатюрах Календаря, посвященных трудам и занятиям в различные времена года. Мы видим жизнь и крестьян, и знатных кавалеров и дам при дворе: за праздничным столом в роскошном синем одеянии восседает сам Жан Беррийский — "Январь"; в "Апреле" — сцена обручения, рядом на зеленом лугу златовласые девушки собирают цветы; праздничная нарядная процессия — в "Мае". Сцены пахоты — в "Марте" и "Октябре", в "Июне" — косят траву и сгребают сено, в "Июле" — жнут. Каждая миниатюра утверждает мысль о том, что мир прекрасен. "Февраль" — один из первых и самых поэтичных зимних пейзажей в европейской живописи. На маленькой ферме греются у огня люди, ослик с поклажей пробирается к занесенной снегом далекой деревне — перед нами образ зимы, образ обжитой человеком и доброжелательной к нему родной земли.

В миниатюрах "Календаря" впервые в искусстве Франции появляется пейзаж конкретной местности, тени, падающие от предметов, отражения в воде. Поражает мастерство и точность в изображении архитектуры: мы узнаем мрачные башни Консьержери, драгоценное кружевное чудо готики — капеллу Сен-Шапель (Июнь), громады Венсенского замка ("Декабрь"). В полукруглых тимпанах ряда миниатюр помещены астрономические данные, помогавшие вычислять день новолуния, градусы знаков Зодиака и т. д. В "Часослове" Лимбурги не только создали образ прекрасной Франции в разные времена года, композиционным расположением отдельных листов они умело использовали эмоциональное воздействие колорита на восприятие зрителя. После приглушенного по цвету, словно притихшего "Марта" — "Апрель" и "Май" — словно распахнутое окно в солнечный мир весны, с ее радостными, яркими красками.

Прошло более половины тысячелетия, но до сих пор миниатюры Часослова поражают своими чистыми, немеркнущими красками. Каким образом художники достигали этого?

Краски приготовлялись в самой мастерской. Самой дорогой и красивой был ультрамарин, который делали из драгоценного камня лазурита; зеленую получали из малахита; фиолетовая и розовая — растительного происхождения; звонкая алая — это киноварь; орнаментальные узоры с ювелирным мастерством выполнялись из чистого золота. Существовали секреты, которые хранились в строгой тайне. Краски разводились водой, в которую добавляли немного особого клеящего вещества, иногда уксус, вино, мед, яичный желток и т. д. Каждый краситель требовал иных веществ. На изготовление книг шел пергамен, выделанный из телячьей кожи высшего качества. Из 129 миниатюр "Великолепного часослова" Лимбурги успели выполнить только 65; работа была прервана в связи со смертью Жана Беррийского в 1416 году, к этому же времени относят гибель братьев. (Над завершением манускрипта работал Жан Коломб в 1485—1489 годах.)

"Великолепный часослов" — драгоценный памятник культуры и искусства. Талантливо и поэтично он говорит нам о вере людей той эпохи, рассказывает об их трудах и развлечениях и еще о том, как прекрасна земля, озаренная ясным сиянием небес, орошаемая прохладными ручьями, благоухающая запахом сена; о том, как благословенно тепло очага в холодный зимний день. Лимбурги стали подлинными зачинателями европейского пейзажа, в их работах — радость открытия мира, предвещающая зарю Ренессанса.

Вам будет интересно: Налог пушниной: историческая справка

Часослов герцога Беррийского.

Предыстория

Вам будет интересно: Модульная арифметика: что это такое и где применяется

Известные всему миру как братья Лимбургские, Поль, Жан и Герман Лимбург были высококвалифицированными художниками-миниатюрщиками, работавшими в конце 14-го и начале 15-го веков. Вместе они создали одну из самых красивых иллюстрированных книг периода поздней готики. Братья были родом из города Неймеген, в настоящее время являющегося частью Нидерландов. Они происходили из творческой семьи - их отец был скульптором, а их дядя по матери был известным художником, который работал на Филиппа Смелого, герцога Бургундского.

С середины 1400-х до середины 1800-х годов наследие братьев терялось в глубине веков, пока в 1856 году преданный библиофил, герцог Омальский, не приобрел одно из их произведений - собственно, тот самый часослов (Très Riches Heures). Эта покупка, а затем и публикация рукописи-часослова, вызвала всплеск интереса к личности ее создателей. Хотя точные годы рождения братьев неизвестны, считается, что все трое погибли в результате волны чумы, обрушившейся на Европу в 1416 году. Все они, вероятно, были моложе 30 лет.

Пастух в часослове.

Вам будет интересно: Что измеряет электрометр и каким он бывает?

За свою относительно короткую жизнь им удалось создать ряд сложных и замечательных работ. Художественная деятельность этих братьев (по крайней мере, Жана и Германа) началась, когда они стали в юном возрасте учениками парижского ювелира. Обучение, типичное для ремесленников в средние века, обычно длилось около семи лет.

Однако это были неспокойные времена, и всего через два года мальчиков отправили домой, когда в 1399 году в Париже разразилась эпидемия чумы. По пути домой, в Неймеген, они были захвачены в Брюсселе, где в этот период происходил конфликт. Жан и Герман содержались в тюрьме, за них требовался выкуп. Поскольку их недавно овдовевшая мать не имела необходимых средств для выплаты выкупа, мальчики содержались под стражей в течение примерно шести месяцев. В конце концов Филипп Смелый, герцог Бургундский, покровитель их дяди Жана, заплатил половину выкупа.

Художники и ювелиры из их родного города оплатили другую половину. Некоторые ученые считают, что после освобождения молодые люди отправились в Италию. После освобождения Филипп Смелый поручил трем братьям создать миниатюрную библию в течение четырехлетнего периода. Ученые предполагают, что это была так называемая Библия Морализе (Морализованная Библия), которая в настоящее время хранится в Национальной Библиотеке Франции.

Книга часов предназначалась для личного, религиозного использования - это не был официальный литургический том. Как правило, эти книги были довольно миниатюрными.

Что нам известно о французском прононсе

Вам будет интересно: Что нам известно о французском прононсе

Книга с часословом.

Конец работы

Хотя две рукописи (Belles Heures и Trés Riches Heures) были созданы в довольно короткий промежуток времени, стилистические различия очевидны, и кажется, что, по крайней мере, один из братьев (вероятно, Поль, поскольку он был старшим), провел некоторое время в Италии, изучая мастеров эпохи Возрождения, таких как Пьетро Лоренцетти.

Как бы то ни было, стиль часослова меняется от страницы к странице - особенно в изображении пейзажей. Это делает его одним из лучших примеров искусства времен готического возрождения.

Описание

Рукопись, состоящая из 206 листов пергамента очень хорошего качества, высотой 30 см (12 дюймов) и шириной 21,5 см (8,5 дюйма), содержит 66 больших миниатюр и 65 маленьких. Дизайн книги, который является весьма сложным, претерпел множество изменений и правок. Многие художники внесли свой вклад в миниатюры, каллиграфию, инициалы и узоры часослова, но определение точного числа правок и изменений остается предметом споров.

Признание

Дальнейшая популярность

Зима в часослове.

Место пребывания

История открытия

Когда коллекционер по фамилии Аумале нашел рукопись в Генуе, он смог распознать ее как собственность герцога Берри, возможно, потому, что был знаком с набором листов других рукописей из коллекции герцога, опубликованных в 1834 году. Он предоставил немецкому историку искусства Густаву Фридриху Ваагену возможность осмотреть рукописи в Орлеане, и после этого о часослове заговорили по всей Европе. Он также был выставлен в 1862 году в парижском Клубе изящных искусств.

Святые в часослове.

Публикация

Монография с 65 пластинами гелиогравюры была опубликована Полем Дюррио в 1904 году, с целью участия в крупной выставке готического искусства во французской столице. Там она была представлена ​​в виде 12 пластин из монографии Дюррио, так как условия завещания Аумале воспрещали вывоз часослова из Шантийи.

Часослов становился все более известным и узнаваемым. Первые его цветные репродукции, использующие технику фотогравюры, появились в 1940 году во французском художественном ежеквартальном издании Verve. Каждый выпуск этого роскошного журнала стоил триста франков. В январе 1948 года очень популярный американский фотожурнал Life опубликовал материал с полностраничными репродукциями 12 календарных сцен, немного больше их реального размера, но с очень низким качеством.

Вам будет интересно: Объединенные Арабские Эмираты: история и интересные факты

Музей Конде в 1980-х годах убрал часослов из публичного показа, заменив его полной копией. Искусствовед Майкл Камиль утверждает, что это решение завершает логику истории восприятия сего произведения, которое стало известным исключительно благодаря репродукциям, причем самые известные из них публиковались в малоизвестных журналах.

Христос в часослове.

Еще один художник

В 1884 году Леопольд Делиль сопоставил рукопись с описанием предметов в инвентаре, составленном после смерти герцога Беррийского.

Крестьянки в часослове.

Мастер Теней

Свидетельство художественного стиля, а также детали костюма свидетельствуют о том, что некоторые миниатюры были нарисованы именно им, а не братьями Лимбургскими. Фигуры в миниатюрах за январь, апрель, май и август одеты сообразно стилю 1420 года. Фигуры октября одеты с оглядкой на строгую моду, бытовавшую о середине пятнадцатого века.

Известно, что часословы попали в руки короля Карла VII после смерти герцога Беррийского, и предполагается, что художник-посредник (Мастер Теней) связан именно с его двором.

Материал

Основные краски были разжижены водой и загущены гуммиарабиком или трагакантовой камедью. Помимо белого и черного в работе используется еще примерно 20 цветов. Для детальной работы художникам требовались очень маленькие кисти и, вероятно, линза.

Бог в часослове.

Вывод


Часослов герцога Беррийского.

Предыстория

Известные всему миру как братья Лимбургские, Поль, Жан и Герман Лимбург были высококвалифицированными художниками-миниатюрщиками, работавшими в конце 14-го и начале 15-го веков. Вместе они создали одну из самых красивых иллюстрированных книг периода поздней готики. Братья были родом из города Неймеген, в настоящее время являющегося частью Нидерландов. Они происходили из творческой семьи - их отец был скульптором, а их дядя по матери был известным художником, который работал на Филиппа Смелого, герцога Бургундского.

С середины 1400-х до середины 1800-х годов наследие братьев терялось в глубине веков, пока в 1856 году преданный библиофил, герцог Омальский, не приобрел одно из их произведений - собственно, тот самый часослов (Très Riches Heures). Эта покупка, а затем и публикация рукописи-часослова, вызвала всплеск интереса к личности ее создателей. Хотя точные годы рождения братьев неизвестны, считается, что все трое погибли в результате волны чумы, обрушившейся на Европу в 1416 году. Все они, вероятно, были моложе 30 лет.

Пастух в часослове.

За свою относительно короткую жизнь им удалось создать ряд сложных и замечательных работ. Художественная деятельность этих братьев (по крайней мере, Жана и Германа) началась, когда они стали в юном возрасте учениками парижского ювелира. Обучение, типичное для ремесленников в средние века, обычно длилось около семи лет.

Однако это были неспокойные времена, и всего через два года мальчиков отправили домой, когда в 1399 году в Париже разразилась эпидемия чумы. По пути домой, в Неймеген, они были захвачены в Брюсселе, где в этот период происходил конфликт. Жан и Герман содержались в тюрьме, за них требовался выкуп. Поскольку их недавно овдовевшая мать не имела необходимых средств для выплаты выкупа, мальчики содержались под стражей в течение примерно шести месяцев. В конце концов Филипп Смелый, герцог Бургундский, покровитель их дяди Жана, заплатил половину выкупа.

Художники и ювелиры из их родного города оплатили другую половину. Некоторые ученые считают, что после освобождения молодые люди отправились в Италию. После освобождения Филипп Смелый поручил трем братьям создать миниатюрную библию в течение четырехлетнего периода. Ученые предполагают, что это была так называемая Библия Морализе (Морализованная Библия), которая в настоящее время хранится в Национальной Библиотеке Франции.

Книга часов предназначалась для личного, религиозного использования - это не был официальный литургический том. Как правило, эти книги были довольно миниатюрными.

Книга с часословом.

Конец работы

Хотя две рукописи (Belles Heures и Trés Riches Heures) были созданы в довольно короткий промежуток времени, стилистические различия очевидны, и кажется, что, по крайней мере, один из братьев (вероятно, Поль, поскольку он был старшим), провел некоторое время в Италии, изучая мастеров эпохи Возрождения, таких как Пьетро Лоренцетти.

Как бы то ни было, стиль часослова меняется от страницы к странице - особенно в изображении пейзажей. Это делает его одним из лучших примеров искусства времен готического возрождения.

Описание

Рукопись, состоящая из 206 листов пергамента очень хорошего качества, высотой 30 см (12 дюймов) и шириной 21,5 см (8,5 дюйма), содержит 66 больших миниатюр и 65 маленьких. Дизайн книги, который является весьма сложным, претерпел множество изменений и правок. Многие художники внесли свой вклад в миниатюры, каллиграфию, инициалы и узоры часослова, но определение точного числа правок и изменений остается предметом споров.

Признание

Дальнейшая популярность

Зима в часослове.

Место пребывания

История открытия

Когда коллекционер по фамилии Аумале нашел рукопись в Генуе, он смог распознать ее как собственность герцога Берри, возможно, потому, что был знаком с набором листов других рукописей из коллекции герцога, опубликованных в 1834 году. Он предоставил немецкому историку искусства Густаву Фридриху Ваагену возможность осмотреть рукописи в Орлеане, и после этого о часослове заговорили по всей Европе. Он также был выставлен в 1862 году в парижском Клубе изящных искусств.

Святые в часослове.

Публикация

Монография с 65 пластинами гелиогравюры была опубликована Полем Дюррио в 1904 году, с целью участия в крупной выставке готического искусства во французской столице. Там она была представлена ​​в виде 12 пластин из монографии Дюррио, так как условия завещания Аумале воспрещали вывоз часослова из Шантийи.

Часослов становился все более известным и узнаваемым. Первые его цветные репродукции, использующие технику фотогравюры, появились в 1940 году во французском художественном ежеквартальном издании Verve. Каждый выпуск этого роскошного журнала стоил триста франков. В январе 1948 года очень популярный американский фотожурнал Life опубликовал материал с полностраничными репродукциями 12 календарных сцен, немного больше их реального размера, но с очень низким качеством.

Музей Конде в 1980-х годах убрал часослов из публичного показа, заменив его полной копией. Искусствовед Майкл Камиль утверждает, что это решение завершает логику истории восприятия сего произведения, которое стало известным исключительно благодаря репродукциям, причем самые известные из них публиковались в малоизвестных журналах.

Христос в часослове.

Еще один художник

В 1884 году Леопольд Делиль сопоставил рукопись с описанием предметов в инвентаре, составленном после смерти герцога Беррийского.

Крестьянки в часослове.

Мастер Теней

Свидетельство художественного стиля, а также детали костюма свидетельствуют о том, что некоторые миниатюры были нарисованы именно им, а не братьями Лимбургскими. Фигуры в миниатюрах за январь, апрель, май и август одеты сообразно стилю 1420 года. Фигуры октября одеты с оглядкой на строгую моду, бытовавшую о середине пятнадцатого века.

Известно, что часословы попали в руки короля Карла VII после смерти герцога Беррийского, и предполагается, что художник-посредник (Мастер Теней) связан именно с его двором.

Материал

Основные краски были разжижены водой и загущены гуммиарабиком или трагакантовой камедью. Помимо белого и черного в работе используется еще примерно 20 цветов. Для детальной работы художникам требовались очень маленькие кисти и, вероятно, линза.

Бог в часослове.

Вывод


Великолепный оракул герцога Ягодного одна из самых известных средневековых иллюстрированных рукописей.
Ранний период позднего средневековья противоречив: на его долю приходится самая крупная эпидемия (чума) и самая длинная война того времени. К концу эпохи население Европы сократилось в несколько раз. Однако в то же время произошел и значительный подъем культуры, что во многом составило фундамент современного искусства.

Биография братьев

Что такое часослов

Как правило, часословами или часовниками назывались рукописные книги c молитвенником. На первых страницах был расположен календарь, который сопровождался иллюстрациями по тематике месяца, а также знаками зодиака. Далее следовал цикл духовных песнопений, состоявший из библейских чтений и молитв. Часослов украшал великолепный дорогой переплет. Часослов в XIV-XVI веках служил прекрасным подарком в честь бракосочетания, рождения первенца или другого торжества. Миниатюры календаря в зависимости от времени года, от трудов и развлечений того или иного месяца, отличаются колоритом и ритмом. Например, январь – праздничный, яркий, шумный, большой стол, покрытый белой скатертью, обилие белого в одеждах людей на переднем плане, оттененного большими пятнами синего – символ снега и зимы. Каждое представление месяца в часослове сопровождается соответствующим календарём.

Композиция часослова


Тем временем февральская страница переносит нас в холодный зимний фон. Прежде всего, бросается в глаза покрытый снегом город. Элементы сюжета - крестьянин с ослом, идущие по дороге, в центре страницы - крестьянин, усердно рубящий дрова. На переднем плане расположен небольшой деревянный дом с хозяйкой и другими членами семьи, согревающимися от холода.

Июнь Июль Август

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Декабрь

Читайте также: