Церковь параскевы пятницы в новгороде доклад

Обновлено: 04.07.2024

Древний храм Параскевы-Пятницы на Торгу относится к архитектурной композиции Ярославова Дворища в Великом Новгороде. В нём располагается музейная выставка про новгородскую древнюю архитектуру. Уникальный памятник объявлен значимым объектом Мирового наследия ЮНЕСКО, является наследием культуры нашей Родины.

История храма начинается в середине 12-го столетия. Богатые заморские купцы (за море ходили — не буквально, а за пределы Руси) основали в 1156 году деревянную церковь в честь заступницы всего купеческого люда новгородского Параскевы, или по-русски Пятницы. Благоприятствовала святая торговле и водной стихии.

В те времена Торг в городе работал раз в неделю по пятницам, и торговцы к этому дню съезжались. Так и назвали Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу.

По древним документам известно, что через 35 лет вместо старой церквушки Константин с братом срубили новую божью обитель. Название её осталось таким же. А через 16 лет заморские купцы основали здесь каменную церковь.

Она представляла собой один из вариантов типичной тогда крестово-купольной постройки с одной главкой и шлемовидным куполом, четырёхстолпную, с нефами и выступами, с тремя пониженными притворами.

Сегодня церковь мы видим как небольшую постройку, по схематическому плану в форме креста с шестью столбами. Интересно то, что некоторые из них круглые. Это для того периода новгородского зодчества нехарактерно. Снаружи имеется один полукруглый выступ. Две других выступа расположены внутри. К главному зданию пристроены нартексы или пониженные притворы. Из первоначальных притворов сохранился только с северной стороны. Два разрушенных временем восстановлены реставраторами по отдельным оставшимся фрагментам. Сохранилась внутристенная лесенка.

Среди храмов Новгорода нет прямых аналогий церкви, построенной купцами. Исследователи заметили, что некоторые черты её напоминают архитектурные особенности древнего Смоленска. Это видно по форме апсид и лопаткам притвора. Более тщательное изучение этого вопроса привело к выводу, что церковь Параскевы-Пятницы очень похожа на храм Михаила Архангела на Смядыне, датируемый 12-ым столетием. Они подобны не только некоторыми элементами, но и цельным образом. Факт, что верхняя часть церкви Параскевы-Пятницы не соответствует смоленскому собрату, объяснятся её разновременной перестройкой из-за разрушений и потерей первоначального вида. Сходство двух храмов говорит о том, что Древний Новгород имел большие торговые и культурные связи с центрами Древней Руси.

Из всего комплекса церквей древнего Торга, церковь Параскевы-Пятницы оставляет путешественника под большим впечатлением. То ли своим заброшенно-величественным видом, то ли узкой, крутой, каменной лестницей в помещения второго этажа. То ли какой-то своеобразной энергетикой, тянущей туриста вернуться вновь!

Церковь Параскевы Пятницы XIII в., Великий Новгород, Россия


На Руси Параскеву-Пятницу почитали как покровительницу женщин, семейного счастья и брака. Судя по всему, древняя церковь Параскевы-Пятницы, возведённая в XIII столетии, в XX притягивает к своим стенам не только историков и православных, но и путешественников.

Говорят, что если обойти церковь вокруг три раза, то семья будет счастливой, если сорок раз, то сбудется желание. Можно ещё, для желания посчитать углы. Вот только, как ходить по часовой стрелке или против, никому не известно.

Церковь Параскевы Пятницы XIII в., Великий Новгород, Россия

В 1345 году в летописи говорится о строительстве новой церкви, вместо сгоревшей старой. Переделкам церковь подверглась также в XVI столетии по решению гостей из Москвы.

Несмотря на разновременные многочисленные перестройки, церковь Параскевы 1207 года постройки довольно хорошо сохранилась, для того чтобы можно было представить её изначальный облик.

Как и ранние памятники Великого Новгорода, церковь Параскевы является одноглавой постройкой кубического типа, но отлична от них несколькими особенностями, которые придали ей облик необычный для Великого Новгорода.


Церковь Параскевы Пятницы XIII в., Великий Новгород, Россия

К трём сторонам к постройке примыкали притворы, которые были немного ниже основного куба здания. До наших дней сохранился лишь северный, от остальных остались лишь небольшие фрагменты.

Церковь Параскевы Пятницы XIII в., Великий Новгород, Россия


На углу северо-восточного притвора, так же как и на северном углу основного объёма строения, сохранились мощные уступчатые лопатки, совершенно несвойственные для новгородской архитектуры, однако широко применяемые в зодчестве древнего Смоленска.

Необычна для Великого Новгорода и форма апсид церкви Параскевы-Пятницы, которые снаружи имеют прямоугольную форму, а не полукруглую — черта тоже роднящая церковь Новгорода со смоленскими памятниками.

Церковь Параскевы Пятницы XIII в., Великий Новгород, Россия


Более глубокие архитектурно-археологические исследования памятника позволяют утверждать, что не только некоторые его элементы сходны с памятниками смоленской архитектуры XII—XIII столетий, как оказалось, церковь Параскевы-Пятницы, в какой-то степени воспроизводила облик прославленного храма Смоленска конца XII в. — княжеской дворцовой церкви Михаила архангела на Смядыни.

Церковь Параскевы Пятницы XIII в., Великий Новгород, Россия


Верх церкви Параскевы-Пятницы подвергался разновременным многократным перестройкам. Однако историки полагают, что первое сооружение по смоленскому образцу также было с трехлопастным завершением фасадов, а кровля повторяла изгибы этого завершения.

В Великом Новгороде много величественных древних храмов, но церковь Параскевны Пятницы стоит особняком от них, сильно отличаясь от построек своей эпохи внешним видом. Церковь носит женское имя и сама считается женской церковью. Церковь легкая, нежная, с ажурным убранством, небольшая и уютная. Есть старое поверье, что если по утру обежать вокруг церкви, то покровительница церкви пошлет девице суженого, а замужней женщине беременность. Другая легенда гласит, что, если загадать желание и сосчитать все углы церкви, то желание непременно исполнится.

Церковь очень древняя, это видно по ее облику, она хранит дух истории Великого Новгорода. От нее исходит мощная и чистая энергетика, которая буквально завораживает. К сожалению, сейчас церковь не действующая, она функционирует как музей, зайти и осмотреть ее можно за небольшую плату.

cerkov-paraskevy-pyatnicy 1


Названа церковь по имени православной святой, которую купцы считали своей покровительницей. Раньше на этом месте были несколько деревянных построек, последовательно погибших друг за другом в пожарах. Постройка каменной церкви датируется 1207 годом. Построена она была по заказу и на деньги новгородских купцов. К сожалению, первоначальный вариант постройки практически не сохранился. Церковь за время своего существования подвергалась многократным перестройкам. Так в 1345 году она серьезно пострадала во время пожара и при ее ремонте многие первоначальные элементы были утрачены. Вообще пожары были бичом этой постройки на протяжении всей истории ее существования. Только в летописях зафиксировано 15 крупных пожаров.

cerkov-paraskevy-pyatnicy 3

В 16 веке церковь перестроили с целью расширения. В пятидесятых годах двадцатого века церковью заинтересовались ученые историки. Было принято решение максимально восстановить ее первоначальный облик. Некоторые части церкви были восстановлены, а некоторые выстроены заново по историческим чертежам. Восстановительные работы с большими перерывами шли долго, почти 50 лет. Старинная кладка освобождалась от штукатурки, но многие более поздние пристройки было принято решение оставить. Так, к примеру, пристроенную в 18 веке главку не тронули, так как она тоже часть истории, хотя и более поздней.

cerkov-paraskevy-pyatnicy 4


Архитектурное решение церкви несколько отличается от построек той эпохи, многие архитектурные решения используются впервые. Так впервые в новгородском зодчестве постройке придали крестообразную форму за счет трех церковных притворов. Постройка не квадратная, имеет несколько вытянутую форму. Алтарная часть церкви выстроена не по новгородски, с выступающей центральной аспидой. Фасады украшены пилястрами, которые в Новгороде стали применяться только после постройки Пятницкой церкви.

Видео Церковь Параскевы Пятницы на торгу

Непохожесть церкви на новгородские постройки навела исследователей на интересные мысли. Дело в том, что некоторыми архитектурными элементами, например, видом апсиды, декором северного притвора, церковь похожа на постройки города Смоленска той эпохи. При более подробном изучении было установлено, что церковь повторяет храм в честь Михаила Архангела, расположенный в Смоленске на Смыдыни. Невольно напрашивается мысль о торговых связях между двумя этими городами в древности.

Рис. 18. Новгород. Пятницкая церковь. Западный фасад. Реконструкция Г. М. Штендера.

Рис. 18. Новгород. Пятницкая церковь. Западный фасад.
Реконструкция Г. М. Штендера.

Пятницкая церковь — четырехстолпный одноглавый храм (табл. 15). Он имеет одну сильно выступающую к востоку полукруглую апсиду; боковые апсиды полукруглые лишь изнутри, а снаружи прямоугольные. Ко всем трем порталам примыкают притворы, полностью открытые внутрь здания. Столбы церкви круглые, лопаток на внутренних стенах нет, а наружные — сложнопрофилированные пучковые пилястры. Общие размеры храма с притворами: длина 24 м, ширина 21.5 м; без притворов: длина 20 м, ширина 12.5 м, азимут 102°. Толщина стен около 1.5 м, диаметр столбов 1.25 м. Величина подкупольного пространства несколько более 3 м. Изучение сохранившихся в натуре остатков верхних частей здания позволило установить, что здесь имело место сочетание центральных цилиндрических сводов с угловыми полуцилиндрическими при трехлопастной форме завершения фасадов. Притворы были разделены сводами на 2 этажа и сообщались друг с другом с помощью внутристенных проходов. Поднимались на второй этаж притворов по внутристенной лестнице, начинавшейся в северном притворе и выходившей во второй этаж западного притвора.

Стены храма сложены из чередующихся рядов камней (плиты песчаника, гнейса, известняка) и кирпичей. Размер кирпичей 4—5X18—19X26— 27 см. Нижняя часть столбов и пилястр сложена целиком из кирпичей, тогда как в стенах встречаются и тонкие постелистые камни. С высоты около 1.1—1.2 м характер кладки меняется: в ней значительно больше камней. В кладке пилястр и столбов применены лекальные кирпичи. Своды выложены главным образом из кирпичей, но с применением камней. В стенах отмечено наличие каналов от пяти ярусов деревянных связей. Фундамент сложен насухо из валунов различной величины, с засыпкой пустот между ними песком II известью. Верхний ряд камней лежит на растворе с цемянкой. Глубина фундамента 1—1.1 м; из них не менее 50 см врезано в материк. Фундаменты столбов круглые в плане (диаметр 1.9—2 м), глубиной до 1.5 м, причем верхние 40 см — кирпичная кладка на растворе. Ленточные фундаменты отсутствуют. Полы на 50—60 см выше уровня земли и были набраны из темно-красных известняковых плит.

Фасады храма декорированы аркатурным фрнзом из мелких ниш, проходящим как по притворам, так и по основному объему. В нижнем ярусе кроме окон есть декоративные ниши. В нескольких нишах обнаружены остатки фресковой росписи. Над порталами на притворах размещены большие ниши — киоты. Порталы имели снаружи сложное трехуступчатое обрамление. Выявленные вокруг здання остатки пожарища, в котором встречается много кованых гвоздей, возможно, свидетельствуют о первоначальной деревянной кровле храма. В здании отмечены следы разновременных перестроек.

Штендер Г. М. Архитектура Новгорода, с. 201—214; Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII— XIII вв. Л., 1979, с. 348—353.

В этот день:

Дни рождения 1877 Родился Анри Эдуар Брёйль — французский католический священник, археолог, антрополог, этнолог и геолог, специалист по палеолиту и истории первобытного искусства. Изучал наскальную живопись в долинах Соммы и Дордони, изучал первобытные стоянки в Испании, Португалии, Италии, Ирландии, Эфиопии, Южной Африке, Британском Сомали и Китае. Доказал существование ориньякской эпохи верхнего палеолита Западной Европы, а также древнепалеолитических клектонских комплексов, характеризующихся отсутствием ручных рубил.

Читайте также: