Центральный банк сша доклад

Обновлено: 05.07.2024

Доллар США является глобальной валютой №1, и его выпуск осуществляется американской резервной системой. Влияние ФРС на все финансовые рынки и мировую экономику в целом трудно переоценить. Что такое Федеральная резервная система - организация, выполняющая функции центрального банка США, и чего можно ожидать от нее сегодня и в последующие годы? Федеральная резервная система - это система, специально созданная в 1913 году Федеральным Резервным Актом, которая вместе служит центральным банком Соединенных Штатов Америки. Государство играет решающую роль в управлении Федеральной резервной системой, хотя форма собственности на капитал является частной - акционерное общество с особым статусом акций.

Цель работы: рассмотреть центральный банк на примере зарубежной страны, в нашей работе будет рассмотрен Банк США. Исходя из цели мы поставили следующие задачи: 1. Рассмотреть положение Центрального Банка США. 2. Рассмотреть полномочия. 3. Рассмотреть функции Банка США.

1. История и структура ФРС

Первым учреждением, которое служило центральным банком Соединенных Штатов, был Первый банк Соединенных Штатов, созданный Александром Гамильтоном в 1791 году. Его полномочия не были расширены в 1811 году. Второй банк Соединенных Штатов был создан в 1816 году; его полномочия не были расширены в 1836 году после того, как он подвергся критике со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 год центральный банк формально не существовал в эпоху Свободного банка. С 1862 по 1913 год в США согласно соответствующему закону существовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 годах - создала серьезную потребность в централизованной банковской системе.

Хронология центральных банков США:

- 1791 - 1811: Первый банк США

- 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал.

- 1816 - 1836: Второй банк Соединенных Штатов Америки

- 1837 - 1862: Эра свободных банков

- 1863 - 1913: Национальные банки

- 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Структура Федеральной резервной системы:

- двенадцать региональных Федеральных резервных банков - фискальные агенты казначейства США.

- многочисленные частные банки (получающие неотчуждаемые акции ФРС с фиксированной доходностью в обмен на внесенный резервный капитал)[1]

Система управления ФРС:

- Совет управляющих Федеральной резервной системы (всего 7, утверждено президентом США)

- Федеральная комиссия по операциям на открытом рынке

- разнообразные консалтинговые рекомендации

С февраля 2006 года Бен Бернанке является председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. 17 декабря 2009 года Банковский комитет Сената США утвердил Бена Бернанке, главу Федеральной резервной системы (ФРС), на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семь из которых были против.

В июле 1979 года Президент США Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию, сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен. В феврале 2006 года пост председателя ФРС занял Бен Бернанке.

2. Юридический статус ФРС

Правовой статус Федеральной резервной системы определяется Законом о Федеральной резервной системе в виде специального финансового учреждения, сочетающего в себе черты как самостоятельного юридического лица, так и государственного органа.

Федеральную резервную систему США сегодня считают чуть ли не средоточием мирового зла. Да, это именно там печатают доллары и увеличивают тот самый внешний долг США, на который часто любят кивать адепты теории всемирного заговора и скорого краха существующей финансовой системы.

Центральный банк Америки, более известный как Федеральная Резервная Система (ФРС), был создан гораздо позже центральных банков запада.

Прототипом ФРС по своей структуре в 1791 году стал First Bank of the United States, который был расположен в Филадельфии. В задачу банка входило погашение значительного государственного долга, который возник во время войны за независимость и выпуск национальной валюты Америки .

В течение двадцати лет предполагалось сформировать крепкую финансовую систему и организовать эмиссию доллара.

Вышеназванный банк был наполовину государственным, и значимая часть активов принадлежала как частным лицам, так и компаниям. По подозрению в действиях, противоречившим интересам своей страны в 1811 году банк закрылся.

В 1816 году его функции по стабилизации доллара возложил на себя Второй Банк - Second Bank of the United States, который просуществовал также 20 лет. После его ликвидации в Америке уже не было схожей организации для выполнения роли Центрального банка

В период 1873-1907 гг. государство потрясло 4 финансовых кризиса, что послужило поводом создать централизованную систему финансового управления .Местные граждане не восприняли это намерение, извлекая уроки европейских стран. Там подобная структура оказалась неудачной по причине неконтролируемых растрат бюджетных средств.

Местом основания ФРС считается остров Джекил, приобретенный сообществом миллионеров в 1886 году. Там был создан их частный клуб. Туда имели доступ самые влиятельные члены клуба — Морган, Пулитцер, Ротшильды и др . Они были обладателями большей части мирового финансового богатства. Ими была разработана концепция, которая впоследствии превратилась в Федеральную Резервную Систему.

Ее создателем выступил Пол Варбург, руководитель банка Kuhn, Loeb and Co, член клана Ротшильдов.

В 1912 году Национальная Денежная Комиссия выпустила доклад о необходимости центрального банка США. А в 1913 году Конгресс принимает Закон, согласно которому была создана Федеральная Резервная Система. 23 декабря 1913 президент Вудро Вильсон подписывает соответствующий закон о ФРС.

В дальнейшем были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, обозначившие ее деятельность.

С 1942 года остров приобрел штат Джорджия, и клуб на острове закрыли. Сегодня он является местом для посещения туристов.

С момента основания Федеральной резервной системы ее функции и действия полностью соответствовали финансовой и экономической политике страны.

Система осуществляет следующие цели, определяемые Законом о Федеральном Резерве:

  • Исполняет план Центрального банка государства;
  • Блюдет равновесие между коммерческими структурами и социальными сферами страны.
  • Контролирует банковскую систему страны, а также защищает интересы вкладчиков и заемщиков.
  • Осуществляет выпуск доллара - внутренней валюты США.
  • Выполняет координацию, контроль и управление финансовым рынком
  • Оказывает депозитарные услуги правительству США и другим международным учреждениям;
  • Содействует функционированию системы как внутренних, так и международных платежей;
  • Решает вопросы ликвидности на местных уровнях и предоставляет займы кредитным обществам.

Нынешние функции ФРС претерпели ряд изменений, и соответствуют позициям правящей элиты США К ним можно отнести:

  • Осуществление монетарной политики государства.
  • Стабилизация цен и занятости населения.
  • Регулирование и контроль деятельности банков, защита прав клиентов.
  • Поддержка стабильности финансовой системы и подавление рисков на финансовом рынке;
  • Оказание отдельных финансовых услуг правительству США, частным лицам и финансовым организациям, а также иностранным официальным учреждениям на основе управления государственной системой перевода платежей.

Отличительная черта ФРС — это исполнение функции центрального банка, хотя ее собственником является не государство, а частные лица . Эта структура выступает акционерным обществом, акции которого имеют особый статус. Государство направляет деятельность ФРС методом назначения управляющих. На должность их назначает президент после одобрения Сенатом.

Главная противоречивость Системы состоит в том, что выступая в качестве государственной структуры, она принадлежит частным лицам.

Строение структуры ФРС имеет разительные отличия от структур большинства центральных банков мира. Принятие решений находится в компетенции двенадцати региональных членов системы , которые могут контролировать процентные ставки. Это определяет тенденции роста экономики, оказывая существенное влияние на ее развитие.

В состав Федеральной резервной системы входят:

  1. Центральный Совет Управляющих в Вашингтоне.
  2. Двенадцать Федеральных Резервных Банков, не входящих в государственную структуру. Эти корпорации расположены в таких крупных городах как - Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Кливленд, Атланта, Ричмонд, Чикаго, Сент-Луис, Канзас-Сити, Миннеаполис, Сан-Франциско и Даллас. Акционерами выступают частные банки.
  3. Комитет по Операциям на Открытом Рынке.

Такой порядок существует с 1913 года — с момента основания Системы.

Однако главным отличием между частными и федеральными резервными банками, выступает тот факт, что операции, производимые последними, не ставят целью получение прибыли.

Федеральной Резервной системой управляют частные владельцы. В основном это иностранные банкиры. В 1913 году Америка была отдана Конгрессом в долговое рабство ФРС. Теперь она обладает правом эмиссии долларов и приобрела контроль над экономической системой Штатов.

Главным акционерам Федеральной Резервной системы принадлежит более двухсот тысяч акций ФедРезерва. 65 % из них принадлежат иностранным гражданам, а остальная их доля распределена между следующими банками:

  1. National City Bank — 30 тыс. акций;
  2. Банк Chase National (ныне Chase Manhattan) — 6 тыс. акций;
  3. National Bank of Commerce (сегодня это Morgan Guaranty Trust) — 21 тыс. акций;
  4. First National Bank — 15 тыс. акций.
  • банки Ротшильда в Лондоне и Берлине;
  • банк Lazard Brothers в Париже;
  • банки Israel Moses Sieff в Италии;
  • банк Warburg , в Германии и Амстердаме;
  • банк Kuhn Loeb в Нью-Йорке;
  • банк Lehman Brothers в Нью-Йорке;
  • банк Goldman Sachs в Нью-Йорке;
  • банк под контролем Рокфеллера Chase Manhattan в Нью-Йорке.

В схеме под номером 1 можно отследить взаимосвязи между семьей Ротшильдов, Английским банком и другими холдингами и корпорациями, которые при помощи принадлежащим им акций управляют Федеральными резервными банками.

Во второй схеме указана связь между Нью–Йоркским ФРС, Федеральным Резервным банком Бостона и другими компаниями - J. Henry Schroder Trust Co., Henry Schroder Banking Corp., Rockefeller Center Inc., Equitable Life Assurance Society Дж.П.Моргана.

Одним из главных мифов о ФРС связан с убийством президента США Джона Кеннеди в 1963 году . После подписания указа №11110 якобы изменялся статус ФРС. Министерство финансов получало право эмиссии денег, эквивалентных их серебряному запасу (так называемые серебряные сертификаты). То есть, не было необходимости в возврате ФРС задолженности. Согласно этой легенде и был убит глава государства США.

В действительности, указ не содержал ничего существенного, он лишь расширял возможности ФРС . Министерство финансов и ранее имело право на ограниченную эмиссию денег. Дело в том, что национальная валюта выпуска МинФина США имеет серийные номера, которые расходились с банкнотами ФРС. Номера серий обозначались разными цветами. Выпуском однодолларовых и двухдолларовых купюр занималось казначейство, в отличие от ФРС, у которой не было на это прав.

Ниже представлен серебряный сертификат министерства финансов 1934 года.

Кстати, ФРС не пользовалась капиталами налогоплательщиков для финансирования своей деятельности.

ФРС состоит из Совета управляющих, который является федеральным органом власти. Из-за того, что Система может выпускать акции, многие полагают, что она управляется акционерами, а значит, представляет собой акционерное общество. Однако, только американский банк может выступать акционером ФРС. Денежно-кредитная политика подконтрольна исключительно государству.

Непосредственно печатью занимается Бюро гравировки при Министерстве финансов. ФРС покупает у них готовую наличность по себестоимости печати. Общая стоимость этих денег должна быть эквивалентна цене активов, которыми владеет Федеральный Резерв. Суммы наличной и безналичной валюты, находящейся в денежном обороте ФРС регулярно публикуются. Каждый может это проверить.

Согласно требованиям комиссии по ценным бумагам, компании, которые торгуют акциями, должны ежегодно сообщать о главных акционерах. На сайте любого регионального банка можно ознакомиться со списком акционеров, и узнать, является ли данный банк акционером ФРС.

Каждый год ФедРезерв отчитывается перед Спикером палаты представителей США, и дважды в год сообщает о своей деятельности комитету по вопросам банков в Конгрессе. С этими отчетами можно ознакомиться в открытом доступе. Также проверкой ФРС занимается Генеральный контролер США в соответствии с законом 1978 года.

Итак, Федеральная Резервная Система — специально созданная структура для выполнения функций центрального банка . ФРС контролирует коммерческую банковскую систему США. Несмотря на многочисленные мифы и слухи вокруг ФРС становится ясно, что это вовсе не секретное правительство. В то же время, эта организация работает по своим законам. Их деятельность находится под контролем Сената и президента. Именно они устанавливают политику действий для ФРС.

Америка-то долларов напечатает, экономику поддержит. У них все будет хорошо. А что у нас тем временем?

А у нас тем временем нерабочая 35-дневная неделя

Больше, там же ещё 15 дней майских праздников.) Давайте уже после майских.

Всяким кофейням, ресторанам, салонам красоты и прочим сервисам на майские праздники побоку, лишь бы рассосалось это до мая, иначе точно каюк мелкому бизнесу

Нет уж, Карантиниться так до упора!

Комментарий удален по просьбе пользователя

Не может ЦБР печатать доллары, ну не может

ЦБР? это что за хрень? Церебральный паралич? ))))

Центральный банк России. Боже. Где же вы беретесь, такие тупые !

1) Эмиссия всегда стимулирует инфляцию. Читайте мануалы.
2) Развитие науки в стране не требуется, это определено правительством еще несколько лет назад.
3) Социальная сфера развивается Первым каналом, этого достаточно.

Интересно, кто будет контролировать расходы. Те же, кто черный вторник в 2014 устроили, просто вывалив целую кучу свеженапечатанных рублей на биржу?

Комментарий удален по просьбе пользователя

А у нас СССР рублей напечатал в свое время - результат известен.

Как будто благополучие экономики зависит от притока свеженапечатанных долларов )))) О боги, прочитайте хоть что-то про макроэкономику, про объем денежной массы.

Вот кредитная ставка у них очень оперативно упала, респект. Ребята знают свое дело. А Набиуллина повышать собирается ))

Мы тоже можем долларов напечатать, если что. И евро тоже.

Не взывай им мозг, многие не вкурсе просто для кого ещё наш монетный двор деньги печатает

Никогда не надо верить тому, что лежит на поверхности. Всегда задавайте себе вопрос - кому это выгодно? Текущая система бесконечной эмиссии доллара делает богатыми кучку людей, а остальных загоняет в долговую кабалу. Масонская ложа не дремлет. Будете неприятно удивлены когда узнаете, кто такие Ротшильды на самом деле.

У нас массоны разворовали городской бюджет, разломали дороги, подняли налоги, а мне еще и в подъезде нассали. Сволочи!

Что за манера гадить дебильными шутками невпопад.

Некоторые мою страну так называют). Когда бомбить собираются.

Неужели инопланетяне. Всегда это подозревал.

Банка Lehman Brothers уже же давно нет

"давно" )))) ох уж эти миллениалы
всего 12 лет назад он грохнулся

Эльвиры Сапхизадовны на них нет

Вата поймет только что-то там про ротшильдов и масонов. Ссы в глаза, путенская роса

Вот и вскрылся кремлеботик)

Опровержения 2 и 4 мифа противоречат написанному в этой же статье парой абзацев выше, а опровержения 3 и 5 мифа - чистой воды софистика.

"ФРС не печатает доллары, а покупает их в типографии по себестоимости". Это, конечно, в корне меняет дело :)

Тем более сейчас печатают мало, а выпускают безналичные доллары )
Там и типографии не надо, только в компе нарисовать нужную сумму.

Устройство в одной картинке

По факту ФРС просто удовлетворяет растущий спрос на доллары: если есть спрос - почему бы не напечатать ещё

Я ожидал про жидомасонови и рептилоидов, а тут просто факты -)

Честно говоря, не хватает инфы о влиянии армии США на курс доллара ))))
Просто описан механизм работы печатного станка, на примере типографии, но тоже было интересно.

И нет еще про БреттонВудс и золото + история связи между долларом и золотом.

Для этого надо отдельную главу написать, посвященному одному из самых дееспособных президентов США - Никсону.

Оказание отдельных финансовых услуг правительству США, частным лицам
Какие услуги я могу получить как частное лицо?

Общую камеру, в случае неуплаты налогов. >:(

Стоило уточнить, что созданию ФРС предшествовала полномасштабная война банкиров, сложная связка политических и бизнес-интриг, а также искусственно инициированных финансовых кризисов, с тем чтобы заинтересованные лица смогли захватить власть в американской банковской системе. Далось им это непросто, но в итоге успех.

Да, причём первый крупный финансовый кризис был инициирован самой ФРС вскоре после её создания

Денежно-кредитная политика подконтрольна исключительно государству
Ахахах ))) Высказывание в чисто российском духе. Некое обезличенное, сферическое государство в вакууме, которому якобы подконтрольна денежно-кредитная политика - то есть, де-факто она неподконтрольна никому )))) Так не бывает.

ФедРезерв отчитывается перед Спикером палаты представителей США
Также проверкой ФРС занимается Генеральный контролер США
Отчетность и проверки? Ни о чем. Они никак не влияют на принятие решений ФедРезервом, никак не регулируют и не ограничивают его деятельность. Чисто формальный "контроль".

Ну ты хоть попробуй понять своим умишком, что "подчиняться государству" - это ничего не значащая абстрактная фраза. Кому конкретно в государстве? Какому конкретно государственному органу, каким конкретно государственным лицам? )))) Когда ты начнешь отвечать на эти вопросы, ты начнешь приближаться к просветлению. То есть к пониманию, что все сводится к интересам конкретных людей, причем к шкурным эгоистическим интересам.

Судя по фильмам о прошлом кризисе (too big to fail, margin call, wall str) - между главными банками, фрс и министерством финансов - очень сложные отношения, плюс старые счёты, с прошлых разборок (почему спасли бер стернс но слили леман? кого сольют в этот раз?)
Насколько они крутые финансисты? я так понимаю - главный мозговой центр в сент-луис, а остальные чем занимаются?
Короче, тема животрепещущая, но пока не раскрыта )

В верхней части статьи написано, что
"Федеральной Резервной системой управляют частные владельцы. В основном это иностранные банкиры. В 1913 году Америка была отдана Конгрессом в долговое рабство ФРС. Теперь она обладает правом эмиссии долларов и приобрела контроль над экономической системой Штатов."

В нижней части статьи:
"Миф 2. Федеральная резервная система — это частная компания

ФРС состоит из Совета управляющих, который является федеральным органом власти. Из-за того, что Система может выпускать акции, многие полагают, что она управляется акционерами, а значит, представляет собой акционерное общество. Однако, только американский банк может выступать акционером ФРС. Денежно-кредитная политика подконтрольна исключительно государству."

Определитись наконец, частная лавочка или нет, если частная, то всякие Советы управляющих - это внешний фасад, чтобы всё чинно благородно выглядело.

Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских корпораций. Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

Сегодня Федеральная резервная система США – самый большой центральный банк, способный не только стимулировать национальное развитие, но и оказывать влияние на экономику любой другой страны. ФРС – основа фундаментальной роли доллара в глобальном масштабе. Именно этот инструментарий позволяет Соединенным Штатам доминировать над остальным миром.

В нынешней ситуации мирового экономического кризиса особенно актуальным является вопрос о поиске путей выхода из создавшегося положения. В этой связи, изучение опыта функционирования такого института как Федеральная резервная система, имеет важное научное и практическое значение.

Целью данной работы стало изучение аспектов функционирования Федеральной резервной системы США и определение ее роли в денежно-кредитном регулировании.

Цель работы определила постановку следующих задач:

1. Рассмотреть организационную структуру Федеральной резервной системы США.

2. Проанализировать роль и функции Федеральной резервной системы.

3. Изучить основные методы кредитно-денежного регулирования, осуществляемые Федеральной резервной системой.

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ США

Формально ФРС независима от государства, и принятие ею решений не требует одобрения правительства, однако в саму структуру ФРС заложена подотчетность правительству и населению. Совет управляющих ФРС представляет интересы государства, а федеральные резервные банки, из которых состоит ФРС, – частные интересы, поскольку их президенты назначаются из представителей местного бизнес-сообщества. В то же время для обеспечения большей независимости от государства ФРС функционирует на принципах самофинансирования, т.е. расходы ФРС финансируются из ее собственной прибыли, которую она получает, кредитуя коммерческие банки и вкладывая средства в ценные бумаги.

Структура ФРС США включает следующие основные элементы:

− совет управляющих (правление);

− федеральные резервные банки;

− комитет по операциям на открытом рынке.

Рассмотрим основные элементы структуры ФРС США более подробно.

1. Совет управляющих . Этот независимый орган, располагающийся в Вашингтоне, имеет статус федерального правительственного агентства. В его состав входят 7 членов, назначаемых президентом США на 14-летний срок и одобряемых сенатом Конгресса. Чтобы избежать ситуации, когда один президент США назначает слишком много членов правления, их полномочия начинаются и заканчиваются в разные моменты времени. Председатель ФРС назначается президентом на четыре года.

Совет осуществляет контроль над операциями Федеральных резервных банков (ФРБ), утверждает бюджет ФРБ, назначает президента и первого вице-президента каждого федерального резервного банка.

ФРБ получают доход, используемый для покрытия собственных расходов, от инвестиций в ценные бумаги и валюту, а также от процентов по ссудам банкам. Ежегодно финансовые отчеты ФРБ проверяются общественным аудитором, а прибыль за вычетом утвержденных расходов перечисляется в бюджет США.

Статус банка – члена ФРС выгоден тем, что дает право получать займы в федеральных резервных банках и пользоваться другими их услугами (например, получать различную экономическую и финансовую информацию).

Председателем комитета традиционно избирают председателя Совета управляющих, а заместителем председателя – президента ФРБ Нью-Йорка.

2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В поправке к Закону о Федеральной резервной системе США от 1977 г. указаны две основные цели денежной политики США: стимулирование производства и занятости; поддержание “стабильных” цен.

Поскольку экономика развивается циклически, объем производства и уровень занятости периодически оказываются выше или ниже прогнозируемого на долгосрочный период тренда. Несмотря на то что денежная политика не может оказывать влияния на производство или занятость в долгосрочном периоде, в краткосрочной перспективе это ей под силу. Например, когда спрос на промышленную продукцию сокращается и наступает рецессия, ФРС может стимулировать экономический рост, - разумеется, временно, - и помочь экономике приблизиться к долгосрочным уровням производства посредством снижения процентных ставок. Поэтому в краткосрочной перспективе ФРС принимает меры к стабилизации экономики, приводя уровни производства и занятости в относительное соответствие с прогнозируемыми темпами экономического роста.

Однако следует учитывать, что последовательные попытки ускорить темпы экономического роста, выведя их за пределы долгосрочных уровней, окажут давление на факторы, ограничивающие производительность, результатом чего станет более высокая инфляция, не сопровождающаяся в долгосрочной перспективе снижением уровня безработицы или увеличением объема выпуска продукции.

Инфляционное давление оказывает негативное влияние на экономику, поскольку, с одной стороны, способствует росту процентных ставок по долгосрочным кредитам, с другой – создает ситуацию неопределенности для бизнеса и потребителей, существенно затрудняя долгосрочное планирование. Кроме того, высокий уровень инфляции искажает смысл экономических решений, приводя к произвольному повышению или понижению нормы прибыли после уплаты налогов в различных сферах экономики.

Таким образом, обеспечение ценовой стабильности является одной из главных целей ФРС. Хотя денежная политика не может заставить экономику развиваться быстрее, чем позволяет потенциал долгосрочного роста, или понизить уровень безработицы в долгосрочной перспективе, однако она способна стабилизировать цены в масштабах длительных временных периодов.

В силу того что ФРС может влиять на средние темпы инфляции в экономике, ряд экспертов, а также некоторые члены Конгресса, подчеркивают необходимость определять цели монетарной политики в рамках задачи поддержания стабильности цен. Однако колебания уровней производства и занятости также обходятся населению очень дорого. На практике ФРС приходится контролировать не только инфляцию, но и о темпы роста экономики в краткосрочном периоде.

Две основных цели, преследуемые ФРС, как правило, противоречат друг другу. Одно из противоречий возникает при решении вопроса о том, какая цель имеет первоочередное значение в каждый момент времени. Например, предположим, что в период рецессии ФРС принимает меры, направленные на предотвращение чрезмерного повышения уровня безработицы. Краткосрочные успехи в этой области могут обернуться долгосрочными проблемами, если денежная политика слишком долго будет направлена на стимулирование занятости, поскольку это приведет к повышению инфляционного давления. Поэтому для ФРС очень важно находить баланс между краткосрочными задачами стабилизации и долгосрочной целью поддержания низкого уровня инфляции.

Достижению целей денежной политики способствует выполнение ФРС США ряда функций.

1. Эмиссия денег. ФРС выпускает в обращение банкноты Федеральной резервной системы, т.е. бумажные деньги, используемые в американской денежной системе.

2. Формирование и хранение резервов. ФРС устанавливает резервные требования. Их размер определяется величиной остатков на текущих счетах, которые банки должны иметь в своих резервах. Федеральные резервные банки принимают от банка или сберегательного учреждения в форме вкладов ту часть резервного требования, которая превышает запас наличных денег, хранящихся в самом банке или сберегательном учреждении.

3. Выдача кредитов банкам и сберегательным учреждениям. ФРС США кредитует банки и сберегательные учреждения, взимая за это процент, называемый учетной ставкой. В критических финансовых ситуациях ФРС выступает для банковской системы страны в качестве последнего кредитора.

4. Исполнение роли фискального агента. ФРС выступает в качестве фискального агента федерального правительства. Государство получает огромные суммы от налогообложения, но несет столь же большие расходы, и, кроме того, выпускает и погашает свои облигации. Для проведения этих операций государство использует институты ФРС.

5. Надзор. ФРС осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков. Для этого периодически проводятся проверки этих банков для того чтобы определить их рентабельность, убедиться в выполнении ими предписаний и правил, выявить сомнительные операции и случаи мошенничества.

6. Контроль за предложением денег. ФРС несет полную ответственность за регулирование денежного предложения, а это, в свою очередь, позволяет воздействовать на процентные ставки. Основная задача ФРС заключается в таком управлении денежным обращением, чтобы предложение денег всегда отвечало потребностям экономики. Эта задача предполагает приведение имеющегося количества денег в соответствие с высокими и растущими уровнями производства и занятости при относительно стабильном уровне цен.

3. МЕТОДЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основной функцией ФРС США является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Основными методами кредитно-денежной политики ФРС США являются:

- изменение учетной ставки;

- операции на открытом рынке;

- изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций ФРС США не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

1. Изменение учетной ставки

ФРС проводит регулирование денежного обращения в процессе осуществления кредитной политики, выражающейся в кредитной экспансии или в кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ФРС увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами. Инструментами кредитной экспансии или кредитной рестрикции являются учетная ставка ФРС США. Официальная учетная ставка - это проценты по ссудам, которые ФРС использует при кредитовании коммерческих банков. Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки является показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.

Учетная ставка обычно определяется ожидаемым уровнем инфляции и в то же время оказывает на последнюю большое влияние. Когда ФРС намерена смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, она снижает или повышает учетную ставку. ФРС может устанавливать одну или несколько ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ФРС представляют собой минимальные ставки, по которым она осуществляет свои операции. ФРС использует процентную ставку для воздействия на рыночные процентные ставки в целях осуществления выбранной политики. Учетная ставка может пересматриваться, в зависимости от экономической ситуации в стране. ФРС регулирует общий объем выдаваемых ею кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования, что влечет за собой сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении. Процентные ставки ФРС необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками, однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

2. Операции на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке подразумевается купля-продажа ФРС США государственных ценных бумаг, прежде всего, облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является правительство США, ФРС же играет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят большое количество официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки. Если ФРС покупает ценные бумаги у коммерческих банков, она переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости - трансформируются в наличные деньги. Если ФРС продает ценные бумаги, то коммерческие банки оплачивают такую покупку со своих корреспондентских счетов, тем самым сокращая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Опыт США свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:

- осуществить правительству заимствование через ФРС временно свободных денег у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения;

- сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;

- использовать государственные ценные бумаги для проведения ФРС кредитной политики и регулирования общей массы денег в обращении;

- повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

3. Изменение нормы резервирования

Допустим, банки увеличили размеры кредитов на 100 тыс. дол., что находит отражение в соответствующих изменениях активов и пассивов как банков, так и домашних хозяйств. Но при новом нормативе 20 тыс. дол. избыточных резервов позволяют банкам увеличить размер пассивов на 250 тыс. дол. Поэтому банки начинают скупать через дилеров казначейские обязательства у домашних хозяйств. Повышение спроса на обязательства повышает их цены и снижает доходность до уровня процента по кредитам. Практически оба процесса идут одновременно - расширение кредитных операций и покупка обязательств. Дилеры направляют спрос на обязательства к домашним хозяйствам. Поскольку дилеры фактически перепродают обязательства на 150 тыс. дол., резервные счета коммерческих банков одновременно уменьшаются (при учете чека банка) и увеличиваются (при учете чека дилера) на 150 тыс. дол. В результате сумма резервов остается неизменной, а сумма текущих счетов (и вкладов домашних хозяйств) достигает величины 1250 тыс. дол., при которой 100 тыс. дол. резервов соответствуют новому нормативу. Примечательно, что капитальные счета ни банков, ни домашних хозяйств не изменяются. Механизмы воздействия повышения норматива резервов на уменьшение предложения денег действуют аналогичным образом.

ФРС как центральный банк США играет чрезвычайно важную роль в процессах регулирования денежного обращения, является главным звеном денежно-кредитной системы страны; среди функций ФРС США есть общие функции (и механизмы их реализации) центральных банков, но есть и специфические, связанные с различием экономической и политической ситуации в стране, с ее историческим развитием.

Федеральная резервная система, как и многие другие центральные банки, занята широким спектром видов деятельности, кроме осуществления денежной политики. Например, ФРС играет важную роль в функционировании системы платежей в США, одновременно выступает как контролирующий орган и как провайдер оптовых и розничных платежных услуг; у нее также серьезные функции в сфере защиты потребителей, включая установление правил и внедрение их в практику; она обеспечивает финансовую стабильность; а также, вместе с другими учреждениями, она осуществляет надзор за большими и малыми банковскими организациями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казимагомедов А.А. Организация денежно-кредитного регулирования. М., Финансы и статистика, 2001.

2. Колесников В.И. Банковское дело, М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономист, 2005.

5. Поляков В.П. Структура и функции Центральных банков. Зарубежный опыт. М., 1996.

ФРС. Федеральная резервная система

Доллар США — глобальная валюта №1, а его эмиссию осуществляет американская резервная система. Трудно переоценить влияние ФРС на все без исключения финансовые рынки и мировую экономику в целом. Что такое ФРС — организация, выполняющая функции центрального банка США, и чего ожидать от нее сегодня и в последующие годы?

История Федеральной резервной системы

Итак, ФРС это Федеральная резервная система США. Federal Reserve System, или FED создана 23 декабря 1913 года как федеральное агентство, выполняющее миссию регулятора всей банковской системы Соединенных Штатов Америки и единственного эмитента американской валюты. Ранее право печатать доллары США принадлежало нескольким коммерческим кредитным организациям, заключившим договор о выпуске банковских билетов с федеральными властями в лице Конгресса.


В открытых источниках изложена любопытная подоплека этих событий, кардинально повлиявших на всю новейшую историю — о которых, однако, не расскажет официальный сайт ФРС. Утверждается, что паника была создана искусственно самими владельцами крупнейших американских банков. Пока одни кредитные организации лопнули, другие только увеличили и собственный капитал и состояние. В национальную денежную комиссию вошли особы, приближенные к упомянутому Дж.П. Моргану, а сенатор Олдрич был тестем Джона Рокфеллера-младшего.

ФРС — центральный банк США или нет?

При этом, несмотря на принадлежащий ФРС официальный статус правительственного федерального агентства, по форме собственности она является сугубо частной акционерной компанией.

Согласно закону о федеральном резерве организация состоит из двенадцати региональных ФРБ (федеральных резервных банков), чьими акционерами в свою очередь являются коммерческие банки. Самый большой в данной системе — ФРБ Нью-Йорка. Другие ФРБ также де-факто принадлежат крупным коммерческим и частным банкам.

Обратите внимание : в отличие от российских банковских организаций, ни один банк США не принадлежит государству. Доля великого и могущественного государства под названием USA в банковской системе страны — 0%.

Процентные выплаты по этим облигациям таким образом приносят ФРС доход — фактически это деньги налогоплательщиков. Занимательный факт : 16-я поправка к американской конституции, вводящая подоходный налог, была принята в том же 1913 году, в котором создана ФРС США.

Финансовая система США

Дивидендный доход банков ФРС

Интересно, что акции федеральных / региональных резервных банков приносят частным банкам-членам ФРС (а их около 2000) постоянный дивиденд 6%. Этот доход не зависит от прибыли самой ФРС, а акции не продаются и не обмениваются. При этом актуальная ставка по 10-летним облигациям менее 3%. Для сравнения:

  1. уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью;
  2. Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства;
  3. полный собственник Банка Англии — Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании;
  4. 52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству;
  5. в соседней с США стране банк Канады с 1938 года является госучреждением

Поэтому прибыль других центробанков либо вообще не перераспределяется в руки частных банкиров, либо это происходит не в тех объемах, как в США.

Активы ФРС

Общий объем госдолга США, доступный по ссылке здесь, постоянно растет и на 15 марта 2018 превысил $21 трлн. За последнее столетие росли и активы ФРС, взлетев как ракета во время и после мирового кризиса 2008 года:

Активы ФРС за 100 лет

Казначейские облигации на $6,26 трлн. принадлежат сторонним государствам — лидерами являются Китай (25%) и Япония (20%), тогда как Россия владеет лишь 4% облигаций. Доля ФРС в американских гособлигациях составляет $ 2,465 трлн. Держателями остального госдолга США выступают государственные и местные органы власти, включая частные пенсионные фонды, банки, страховые компании, наконец частные инвесторы. Иначе говоря, на внешний долг страны приходится лишь около трети обязательств.

Центробанковские функции

Но в то же время часть прибыли FED, оставшаяся после выплаты дивидендов банкам-членам и вознаграждения за труд персоналу ФРС / ФРБ, направляется в федбюджет США. К тому же именно Federal Reserve System является единственным регулятором банковского рынка Штатов, исправно выполняя основные функции, присущие центробанкам. Функции ЦБ США:

  • эмиссия USD (наличного и безналичного);
  • кредитование банков и других кредитно-финансовых организаций;
  • обеспечение государственных финансовых гарантий;
  • надзор над деятельностью банковских организаций;
  • контроль и регулирование финансовых рынков, а также рынка труда;
  • поддержание баланса между интересами государства и банков;
  • оказание депозитарных услуг для федерального правительства, властей субъектов федерации (штатов США) и международных финансовых организаций / учреждений.

Структура ФРС

Лучше уяснить, как проходит деятельность ФРС сегодня, поможет анализ ее структуры, позволяющий одновременно полнее разобраться с устройством всей банковской системы США.

Глава ФРС

Организацию возглавляет глава ФРС, которого назначает президент США по согласованию с законодателями.

Смена хозяина Белого Дома отнюдь не всегда влечет перестановку на посту руководителя FED. Один глава пережил четырех президентов и занимал пост целых 19 лет. Но сегодняшний американский лидер Дональд Трамп сместил Джанет Йеллен, чья миссия окончилась 3 февраля 2018, и назначил на ее место Джерома Пауэлла.

Как политическая система США разделена на две основные партии, так и взгляды руководителей нацелены на одно из двух приоритетных направлений: увеличение рабочих мест или борьба с инфляцией. Для двух последних глав ЦБ США приоритетом были именно рабочие места — что впрочем неудивительно ввиду низкой инфляции, на которую мало влияет даже крайне низкая процентная ставка.

Насколько значимой фигурой является руководитель FED, несложно судить по тому, что не только на каждое выступление главы ФРС, но уже в преддверии оного рынки часто бурно реагируют сменой котировок. Кстати, на 2018 год анонсировано постепенное повышение процентной ставки ФРС США.

Наряду с главой высшее руководство составляет Совет управляющих (Board of Governors) численностью семь человек.

Федеральные резервные банки

Систему составляют 12 региональных резервных банков, которые:

носят названия по топонимам городов, в которых располагаются (ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Атланты, ФРБ Бостона и так далее);

имеют собственные руководящие органы — советы управляющих, по 9 человек в каждом.

Федеральный комитет по открытому рынку

Фед. комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC) — орган, принимающий решения о значениях (размерах) основных процентных ставок в США. Комитет проводит по этому вопросу 8 (восемь) заседаний ФРС в год, расписание которых заблаговременно публикуется на сайте ФРС: federalreserve.gov.

В состав Комитета (FOMC) входят 12 человек:

7 членов Совета Управляющих

президент ФРБ Нью-Йорка (как крупнейшего)

4 президента остальных ФРБ, проходящих ежегодную ротацию

На заседаниях вправе присутствовать, дискутировать и вносить предложения все руководители ФРБ, но не входящие на данный момент в Комитет лишены права голоса.

Консультативные советы

Структура ФРС также включает три консультативных совета:

  1. Федеральный консультативный совет — 12 влиятельных банкиров, каждый представляет свой регион ФРС;
  2. Потребительский консультативный совет — 30 представителей финансовых кругов, делегатов от потребсоюзов, юристов по вопросам прав потребителей, ученых-экономистов;
  3. Консультативный совет сберегательных учреждений — состоит из представителей сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций и других депозитных организаций.

Члены консультативных советов де-юре обладают исключительно правом совещательного голоса, де-факто — способны влиять на решения, принимаемые Советом управляющих.

Банки-члены ФРС

Банки-члены — владельцы акций ФРБ. Это более половины кредитно-финансовых организаций США, как крупнейших, так и более мелких.

Преимущество членства в ФРС помимо упомянутого дивиденда 6% годовых — доступ к займам центробанка на более выгодных условиях. Главный недостаток — часть собственного капитала банка-члена лежит в FED бездоходным резервом. Общее количество работников системы ФРС оценивается немного менее, чем 20 000 человек — тогда как у российского Центробанка более 50 000 служащих.

Структура ФРС

ФРС в действии

Истории известны примеры эффективного влияния ЦБ США на экономику, наиболее яркие из них — преодоление высокой инфляции 1979 года и мирового финансового кризиса 2008 года. На отрезке в 30 лет ставка 10-летних казначейских облигаций проделала впечатляющий путь вниз от своего исторического максимума до минимума около нуля.

В 1979 году инфляция в США взяла 10-процентную планку, достигнув 13,29%. Тогда же до 15% подскочила ставка по 10-летним гособлигациям. Американцы в панике ожидали финансового апокалипсиса. Но ужесточение денежной политики назначенным в том же году главой ФРС Полом Волкером обуздало инфляцию, уже в 1982 году сократившуюся до 3,83%.

Преодолеть последствия кризиса 2008 года Штатам позволила политика количественного смягчения, или QE (Quantitative easing). Тут уже наоборот процентная ставка оказалась слишком низкой и стандартная мера регулятора — ее дальнейшее понижение для оживления бизнеса — означала бы уход доходности облигаций в отрицательную зону. Это реально случилось в Европе, однако США поступили по-другому. С ноября 2008 по октябрь 2014 Федрезерв реализовал три программы QE, выкупив колоссальный объем обесценившихся долгов банков, крупных корпораций и частных компаний — в основном ипотечных агентств. Эти меры спасли финансовый рынок путем рекапитализации банковских и других кредитно-финансовых организаций, тем самым оживив экономику.

Однако эти меры также привели к слишком стремительному подъему фондового рынка, который взлетел заметно выше среднеисторического показателя — что в настоящий момент заставляет многих либо предполагать масштабный кризис, либо заметное и долгосрочное замедление экономики. Доходность рынка в следующие 10 лет многими специалистами оценивается не более 4% годовых при средних 10% в последние 200 лет.

Читайте также: