Целостность доклад по веккеру

Обновлено: 14.05.2024

Психические процессы представляют собой основу всей психической жизни человека, именно продуты психических процессов, в виде мыслей, чувств, воспоминаний, эмоций, образов и т.д. переживаются личностью непосредственно как психическая активность, внутренняя жизнь и внутренний мир, выступая объектом пристального внимания с древнейших времен.

Кроме того, с ролью психических процессов, как неизменных инструментов психики, связана гносеологическая проблема их изучения, как и любого психологического знания вообще. Она заключается в том, что объект познания, метод познания и субъект познания объединяются в одном лице – человеке, что значительно затрудняет как процесс исследования самой психики, так в особенности оценки достоверности, объективности полученных данных.

Значительную проблему представляет собой также природа психических процессов, поскольку они нематериальны, т.е. не доступны непосредственному чувственному наблюдению кого-либо, что не позволяет фиксировать объективные данные внешне. Внутреннее наблюдение или же интроспекция, также не является панацеей по целому ряду причин. Во-первых, это наиболее субъективный и пристрастный метод исследования, поскольку наблюдатель самым непосредственным образом связан и воздействует на объект наблюдения. Во-вторых, содержание психических процессов таково, что они отражают, т.е. представляют в сознании, характеристики внешних, либо внутренних процессов и явлений, однако ни коим образом не раскрывают ни собственных механизмов, ни особенностей работы тела человека.

Высокая важность и трудноразрешимость данных проблем привела к тому, что психология долгое время развивалась в рамках философии, не имея возможности выделить собственный объект и специфику, а затем не редко замыкалась в себе, в связи с чрезмерной специфичностью и отличием объекта исследования, от объектов наук естественной парадигмы, что приводило к созданию множества самых разнообразных теорий, призванных объяснять одни и те же факты или стороны психической данности.

Основы общей теории психических процессов

Л. М. Веккер подходя к вопросу о рассмотрении психических процессов, исходит из позиции, что данная проблема должна разрешаться не только в рамках психологической науки, но в большей степени на стыке психологии и нейрофизиологии, кибернетики, физики, механики и т.д.

Психические процессы не только базируются на основе процессов нервной системы, но представляют собой явление, которое подчиняется общим закономерностям вместе с явлениями физического мира.

Одной из ярких иллюстраций данного положения является тот факт, что в рамках информационных наук, независимо от психологии были созданы вычислительные, запоминающие, воспринимающие устройства, которые представляют собой материальные модели психических процессов. Изучение этих моделей, их сравнение с самими психическими процессами и построение новых, более совершенных и близких моделей, является также одним из путей развития науки и представлений о сущностях и механизмах психических процессов.

Многочисленные теории психических процессов не редко игнорируют данный факт, стремясь интерпретировать их исключительно с точки зрения собственно психологической теории и знания, что не вполне возможно в настоящее время. Веккер в своей теории становится на сторону естественно-научного подхода и стремится обосновать структуру и сущность психических процессов через связи с материальными, физическими процессами и явлениями. Поскольку одной из ключевых функций процессов является отражение, то их свойства, с точки зрения Веккера, зависят от свойств самих физических объектов. Всего он выделяет три группы свойств:

  • Пространственно-временные свойства макрообъектов;
  • Свойства частиц макрообъектов;
  • Целостные свойства макрообъектов.

Свойства частиц макрообъектов (химические, тепловые, гравитационные) в большинстве случаев не отображаются на психическом уровне непосредственно и не способны создать целостный образ объекта, в связи с чем не рассматриваются в качестве основы психологических процессов.

Целостные свойства, представляющие собой плотность, тяжесть, гладкость-шероховатость и т.д., с одной стороны характеризуют объект как целостность, а с другой являются внутренними, т.е. их невозможно отобразить вне объекта, без действенного взаимодействия с ним. Именно эта группа свойств рассматривается Веккером как основа всей психической жизни личности.

Представления о психических процессах

Рассматривая психические процессы Веккер выделяет четыре отличительных признака:

  • предметность,
  • субъектность,
  • чувственную недоступность,
  • спонтанную активность.

Предметность раскрывается как возможность описать результат психического процесса исключительно терминами, относящимися к внешней, предметной среде, в то время как механизм психического процесса является по своей сути физиологическим. Однако субъектность обуславливает недостаточность раскрытия самого физиологического процесса для понимания сущности, направленности и результата психического процесса.

Чувственная недоступность предполагает скрытость психического процесса от внешнего наблюдения, а спонтанная активность – несводимость многообразия поведения к закрепленным реакциям на сумму внешних и внутренних стимулов.

По структуре Веккер выделяет три группы процессов:

  1. Триаду когнитивных, эмоциональных и волевых процессов,
  2. Сквозные интеграционные процессы, такие как память, внимание, речь и воображение,
  3. Процессы регуляции поведения (деятельность, поступок и т.д.) и интегративные образования (сознание, характер и т.д.).

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Гост

ГОСТ

Развитие научных идей Л. М. Веккера

Основной темой для исследований и создания уникальной теории Л.М. Веккера являлась тема решения проблемы объективности человеческого познания и определение его возможностей и ограничений с одновременным поиском существующих психологических механизмов, которые способствуют реализации данных возможностей.

Ученый исследователь утверждал необходимость разграничения психических процессов на исходный или элементарные и сложные или производные.

Процессы регуляции поведения человека и его адаптации к окружающей среде осуществляются в процессе деятельности механизмов активного психического отражения, которые детерминированы как биологически, так и социально. Именно их разделение и способствует более полному процессу регуляции.

  • горизонтальной, которая происходи внутри одного уровня;
  • вертикальной, происходящей между уровнями.

Таким образом происходит формирование сложной системы, служащей в целях развития мышления человека и его реализации в жизни человека.

В настоящее время, на современном этапе развития психологической науки теория Л.М. Веккера является наиболее универсальной. Универсальность ее характера связана с тем, что Веккера при объяснении ее особенностей и закономерностей использует метатеоретические понятия, при этом все сформулированные положения теории подвергаются глубокому теоретическому и эмпирическому анализу. Также следует отметить, что результаты и основные положения теории сопоставлены с данными эмпирической феноменологии и протестированы в процессе многочисленных экспериментов, проводимых как самим ученым, так и его многочисленными учениками.

Готовые работы на аналогичную тему

Теории уровней изоморфизма и теория мышления Л. М. Веккера

Основой идеи изоморфизма является определение того, что истинность понимания различных свойств объекта может быть различной и имеет право на существование. При этом прежние теории об особенностях изучаемого объекта не являются неверными и не отменяются, они включаются в более новую модель как частная теория или часть общей теории. Примером может выступать процесс изучения строения Земли – теория, говорящая о том, что земля плоская не была отменена в результате гипотезы ее шарообразного строения, а вошла в нее как модель, которая отражает часть поверхности Земли.

Теория мышления Л.М. Веккера, которая является двухкомпонентной, предполагает наличие в процессе мышления человека двух форм языка, для которых присущи их специфические операнды и операции.

Основной идеей теории мышления Л.М. Веккера является мысль о том, что мышление может быть продуктивным, рациональным и отражающим реальные закономерности в случае, когда осуществляется постоянное взаимодействие описанных выше двух языков – абстрактно – символической теории и эмпирической практики. Только лишь в случае достижения согласования этих двух составляющих становится возможным понимание этих сторон.

Именно способность к процессу взаимообратимого перевода информации с одного языка мышления на другой лежит в основе понимания получаемых сигналов и информации.

Конечно, процесс мышления не обязательно ведет к рождению истинных мыслей, иначе не было бы ошибок и заблуждений, но и они опровергаются только в соотнесении с опытом (при несовпадении образного и символически словесного инварианта искомых отношений). Иначе, без чувственного опыта в доказательствах истины не обойтись.

Созданная Л.М. Веккером единая теория уровней изоморфизма и теория мышления не только дает описание существующих психологических законов, но и приводит к разрешению различных философских проблем.

В результате проведения множества экспериментальных исследований и полученных в результате данных Л.М. Веккер сформулировал вывод о том, что кожно-тактильный анализатор имеет уникальную роль в процессе формирования психики человека, не взирая на то, что является по своей основной природе органом пассивного осязания.

Данные выводы и представления полученные в ходе изучения и формулирования теории Веккера являются логическим продолжением основного постулата его теории о том, что физический мир является первичным и отражательной природе психического.

Теория энергетической ценности интеллектуальной работы

Еще одной важнейшей темой экспериментальных исследований Л.М. Веккера является созданная им теория энергетической ценности интеллектуальной работы. В данном исследовании автор изучал проблему энергетической цены интеллектуальной работы и того, каким образом энергетические затраты человеческого организма связаны и зависят от сложности выполняемых мыслительных действий. Как именно переходы мысли человека по различным уровням обобщенности влияют на затраты энергии.

Данные исследования активно разрабатывались в школе Ананьева Б.Г. и были очень близки идеям Л.М. Веккера, поэтому его собственные ученики провели множество экспериментальных исследований, основной целью которых являлось измерение кожно-гальванических реакций и других физиологических показателей в процессе осуществления мыслительных действий различной сложности.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Файлы: 1 файл

доклад2.docx

Основные характеристики восприятия по Веккеру.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Пространственно-временная структура восприятия.

Первой суммарной характеристикой ощущения, как было показано, является его пространственно-временная структура, которая, будучи наиболее общим свойством любого психического процесса, сохраняет свое исходное место и в настоящем перечне.

Весь процесс стадиального перехода от сенсорного образа к перцептивному представляет собой поэтапное развертывание образа внутренней структуры объекта, которое на собственно перцептивном уровне доводится, по-видимому, до максимальной адекватности.

Экспериментальный материал исследований максимально адекватных перцептивных образов содержит факты, характеризующие воспроизведение собственной пространственной трехмерности воспринимаемого объекта. Такие факты в экспериментальной психологии обоих основных видов собственно перцепции – зрения и осязания – действительно имеются. Поскольку отображение трехмерной внутренней структуры воспринимаемого объекта непосредственно примыкает к воспроизведению трехмерности внешнего пространства, представляя его продолжение и более частную форму, целесообразно привести ее характеристики как первое дополнение к приведенному перечню компонентов пространственно- временной структуры в качестве второго параметра его пространственной ветви. В области зрительной перцепции таким хорошо известным феноменом, воплощающим в себе воспроизведение в образе трехмерной пространственной структуры видимого объекта или его рельефа, является стереоэффект.

Образ рельефа, или трехмерности самого объекта, представляет собой частную форму трехмерности всего пространственного поля. При перемещении объектов относительно наблюдателя воспринимаемые смещения точек, расположенных ближе и дальше фиксируемой, противоположны по направлениям. Тем самым относительная удаленность разных точек, формирующая образ объемности, оказывается производной по отношению к образу направления перемещения.

Если самый факт объемности воспринимаемого объекта может быть отображен и в относительно

грубом образе, находящемся вне пределов диапазона адекватного восприятия, то точное воспроизведение

рельефа предмета в пределе влечет за собой и отображение его формы.

На рисунке 3 представлен образ пассивного осязания, в котором имеет место стереоэффект, охватывающий уже структуру самого объекта (эксперименты Л. М. Веккера). Здесь в образе охвачен рельеф всей поверхности предмета.

В общем случае, однако, можно полагать, что если рельеф тела превышает определенную меру сложности, соответствующую возможностям пассивного осязания, то стереогаптический (то есть стереоскопический эффект, полученный с помощью осязания) образ данного тела остается за пределами диапазона максимальной адекватности воспроизведения рельефа. Если пассивное осязание не всегда может дать адекватное отражение рельефа, поскольку здесь охват контура осуществляется за счет движения объекта и отсутствуют средства фиксации начала отсчета, то эти ограничения снимаются в естественном ходе процесса активного осязания. Результаты его исследований показывают, что уже в актах мономануального ощупывания стереогаптический эффект восприятия более сложных фигур (например, шестигранной призмы) достигает максимальной адекватности.

Эта связь полноты и точности воспроизведения рельефа с отображением формы обусловлена особым положением формы среди пространственных свойств объекта. Именно форма воплощает в себе полноту пространственной структуры объекта. Поэтому восприятие формы есть важнейший признак собственно перцептивного образа как образа целостно-предметного. Целостная форма объекта не совпадает с формой его элементов, что и составляет одно из главных объективных оснований примата интегральной структуры "гештальта" над ее элементами. Но именно в силу целостного характера формы полнота воспроизведения рельефа поверхности объекта автоматически влечет за собой и адекватное отображение его формы.

Восприятие величины, как и восприятие формы, исследовалось в экспериментальной психологии преимущественно в контексте фазовой динамики восприятия и общей проблемы константности образа. При первом же обращении к фактическому материалу исследований обнаруживается особое, двойственное положение этого параметра. С одной стороны, отображение величины как всеобщей характеристики протяженности объекта есть самый общий, исходный и раньше всего поддающийся вычленению пространственный компонент образа. С другой стороны, экспериментальные факты указывают на значительно меньшую стабильность и точность восприятия размера по сравнению с отображением формы.

За этой двойственностью и противоречивостью стоят два разных уровня отражения пространственной величины. Первый из них действительно является исходным и универсальным. Еще до вычленения конкретной внутренней структуры воспринимаемого объекта грубо отображаются его общие размеры по длине, ширине и высоте. Такая общая усредненная оценка величины может иметь разную степень точности, которая растет по мере продвижения по фазам перцептогенеза. Но эта оценка может, по-видимому, достигать и значительной точности еще до вхождения образа в диапазон полной адекватности отображения всей внутренней структуры объекта.

Второй уровень представлен адекватным отражением величины как совокупности всех расстояний между точками объекта, т.е. воспроизведением всей его метрики в масштабе один к одному или отображением его натуральной величины. Этот высший уровень адекватного воспроизведения метрики является самым частным, наименее помехоустойчивым и дает большие значения ошибок и их разброс, чем воспроизведение формы. Только этот уровень воспроизведения натуральной величины вводит образ в диапазон максимальной адекватности объекту.

Временные характеристики перцепта.

При анализе элементарных сенсорных образов было в общих чертах показано, что, поскольку собственно временная, как и собственно пространственная, ветвь суммарной пространственно-временной организации ощущения коренится в восприятии движения, а последнее по самой своей сути включает параметры последовательности и длительности, эти компоненты с необходимостью представлены уже на элементарном сенсорном уровне.


Пространственно-временная структура восприятия в диапазоне его максимальной адекватности.

Как и исходные компоненты пространственно-временной структуры, модальность относится к подгруппе характеристик перцептивного образа, представленных уже на сенсорном уровне, а здесь претерпевает лишь некоторые изменения. Наиболее специфическим модальным параметром зрительных сенсорно-перцептивных процессов является, как известно, цветотоновой образ в его хроматических и ахроматических компонентах.

Несмотря на непосредственную зависимость цветовосприятия от изменений спектрального состава излучения, раздражающего сетчатку, существует часть диапазона этих изменений, в которой не только происходит, но и достигает максимальной адекватности так называемая трансформация цвета. Суть этого феномена заключается в том, что глаз нивелирует(сглаживает) изменения спектрального состава отраженного объектом света, подравнивая тем самым воспринимаемый цвет объекта к его перцепции в условиях среднего дневного освещения.

Светлотная характеристика имеет двойственную природу. Будучи свойством как ахроматических, так и хроматических цветов и выражая степень отличия данного цвета от черного, светлотный компонент образа тем самым заключает в себе модальный аспект, относящийся к мере качественной специфичности данного цвета.

С другой стороны, за "чернотой" стоит поглощение световых лучей видимой поверхностью, а светлота как степень отличия цвета данной поверхности от черного определяется ее коэффициентом отражения. Последний же воплощает количество отраженных от данной поверхности световых лучей. Этот количественный аспект, выраженный числовой величиной коэффициента отражения, изменяющейся между нулем и единицей, явно относится уже не к модальной, а к интенсивностной характеристике светлоты, отличающей данную видимую поверхность от другой, поскольку большее количество отраженных лучей данного цвета неизбежно и сильнее воздействует на рецептор. Поэтому имеющиеся в экспериментальной психофизиологии зрения данные, характеризующие светлотные компоненты зрительного образа, заключают в себе именно интенсивностный аспект.

При восприятии двух поверхностей с расстояния ясного видения при равенстве коэффициентов отражения обеих поверхностей равны друг другу и их видимые светлоты. При этом равенство видимых светлот "наблюдается и в том случае, когда освещенности поверхностей одинаковы, и в том случае, когда эти освещенности неодинаковы". Эта неизменность видимой светлоты поверхности при изменениях освещенности, являющаяся, как показывает исследование, весьма частой в условиях повседневной практики, и представляет диапазон полной константности светлоты. В результате процессов трансформации нивелируется роль изменений освещенности и в Бездействующем на глаз световом потоке выделяется и соответственно сохраняется постоянным в образе только тот интенсивностный компонент, который детерминируется собственными отражательными свойствами видимой поверхности.

Аналогичное сочетание модального и интенсивностного аспектов заключено внутри единства и такой специфической характеристики зрительного образа, как насыщенность. Выражая степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте, насыщенность тем самым содержит дополнительный параметр модальной, качественной специфичности, заключающий еще одно измерение и воплощающий меру этой качественной специфики (степень отличия от серого цвета). Поскольку же эта мера специфичности определяется отношением количества световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому, насыщенность содержит в себе интенсивностный аспект.

По ходу рассмотрения пространственно-временных, модальных и интенсивностных характеристик перцептивного образа описание каждой из них неизбежно связывалось с показателями константности, поскольку диапазон максимальной адекватности всех этих характеристик связан с их устойчивостью и сохранностью в условиях изменяющегося воздействия непосредственных раздражителей.

Константность — способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений).

Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии. Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ Л.М.ВЕККЕРА КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА

Проблема влияния искусства на человека привлекала внимание мыслителей еще со времен Аристотеля. Философы, художники и специалисты разных областей знания наблюдали, описывали и исследовали эффекты и механизмы такого влияния. Результатом стало бесчисленное множество текстов, содержащих тонкие наблюдения и изощренные интеллектуальные конструкции, а с развитием научной психологии – проведение и анализ эмпирических исследований. При этом все, кто всерьез размышлял об этом предмете, отмечали его сложность и неисчерпаемость. По-видимому, следует смириться с тем, человек никогда не сможет раскрыть все тайны воздействия на него произведений искусства: слишком сложны участники и механизмы этого процесса. Однако он никогда не откажется от соблазна исследовать них.

Причина этой настойчивости - не только любознательность. У этих исследований имеется и весьма практическая сверхзадача: постараться найти научное обоснование уже существующим методам психологической помощи людям средствами искусства и отыскать резервы, которые существуют в этой сфере психотерапии и психопрофилактики. Известно, что одной из важнейших функций культуры является защитно-адаптивная. Она проявлялась, в частности, в том, что произведения народного и профессионального искусства помогали людям переживать трудные жизненные ситуации, укрепляли их душевные силы, необходимые для повседневной жизни и для встречи с экстраординарными событиями. Современные исследователи выявляют, в частности, психопрофилактический потенциал фольклорных текстов народной и профессиональной музыки, литературных произведений, изучают психологических механизмы такого влияния. В процессе этих исследований сделано немало важных открытий. Одно из условий дальнейшего прогресса в этой области состоит в том, чтобы положить в основу таких изысканий прочный фундамент теоретической психологии.

Одной из наиболее глубоких и всесторонних концепций, составляющих золотой фонд в отечественной науки, является теория психических процессов, созданная Л.М.Веккером. Раздел ее, посвященный эмоциям, содержит много положений, позволяющих понять закономерности возникновения эмоциональных реакций при восприятии художественных произведений. К сожалению, теоретическая насыщенность и сложность текста затрудняют его понимание, и теория Веккера до сих пор остается недостаточно освоенной в прикладных исследованиях. Задача данной статьи состоит в том, чтобы выделить некоторые идеи Веккера об эмоциональных процессах, имеющие непосредственное отношение к проблеме восприятия произведения искусства.

Обратим внимание на то, что в трудах Веккера нашло воплощение метотдологическое положение, столь важное для Санкт-Петербургской психологической школы, а именно, признание многоуровневости психологических проявлений человека и их взаимосвязи. Эта общая идея конкретизируется, в частности, в следующем утверждении. Произведение художественной культуры оказывают влияние на эмоциональное состояние человека посредством совокупности психологических механизмов, обслуживающий различные уровни функционирования психики, причем результаты этого влияния интегрируются, создавая общий эффект воздействия.

Продуктивность концепции Веккера для анализа влияния произведения искусства на человека состоит в том, что в ней эмоциональные процессы, переживаемые человеком под влиянием какого-либо воздействия, представлены, с одной стороны, дифференцированно, а, с другой стороны, интегрируются в некую целостность, несущую на себе отпечаток его индивидуальности. Только опираясь на такую дифференцирующую и интегрирующую модель, мы можем рассчитывать приблизиться к пониманию воздействия на человека столь сложного по своему внутреннему устройству феномена, как художественное произведение.

Для того, чтобы облегчить читателю восприятие текста, представим его в виде тезисов. Все ссылки на работу Веккера даются по издению:Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.

3.Помимо отражения объекта эмоции, эмоциональный гештальт включает в себя отображение состояний человека - субъекта психической деятельности. Опираясь на представление об иерархии психических образований, присущих человеку, Веккер выстраивает иерархию эмоций. В основании ее лежит уровень эмоций, связанных с удовлетворением телесных потребностей человека. Выше располагаются промежуточные уровни, полный перечень которых, как он полагает, на данном этапе развития психологической науки составить невозможно в силу того, что не исследованы промежуточные уровни носителей психических свойств и состояний. Сюда, как считает Веккер, могут быть отнесены эстетические и интеллектуальные эмоции, а также эмоции, связанные с успехом или неуспехом деятельности. На высшем же уровне располагаются нравственные переживания: именно в них проявляется личность как целостный психический субъект (с.151). При этом разные пласты иерархической системы, начинающиеся с элементарных эмоций, общих у человека с животными, а завершающиеся высшими формами нравственных чувств человека в интегральной структуре субъекта переплетены и взаимно замаскированы (с.59). Если мы хотим исследовать, как меняется эмоциональное состояние человека под влиянием художественного текста, нам придется учитывать все его уровни как психического субъекта и, соответственно ( в идеале) , все уровни субъектного компонента эмоций.

6.Поскольку предметом нашего интереса в конечном итоге является воздействие художественного произведения на эмоциональное состояние, для нас важны эмпирические характеристики эмоциональных процессов. Веккер выделяет по три, как он их называет, первичных и вторичных характеристики эмоций. Первичные характеристики – общие для эмоций и других психических процессов, вторичные – специфичны для эмоций. Кратко раскроем их. Заметим, что Веккер, раскрывая эти характеристики эмоций, неизменно ссылается на эмпирические исследования, которые проводил в своей лаборатории В.Вундт.

6.2.Модальность. Веккер показывает тесную связь эмоциональных реакций с модальными характеристиками стимулов, также ссылаясь на классические исследования Вундта. Тот подробно описывал слуховые и зрительные модальные характеристики соответствующих эмоциональных процессов. Особое внимание Вундт обращает на звуковысотные и тембровые характеристики звука в возникновении различных эмоций. Анализируя влияние цвета на эмоциональное состояние человека Вундт вспоминает слова Гете о том, что смотрящий через цветное стекло человек как бы отождествляет себя с цветом, и его глаз и дух настраиваются в унисон (Вундт В. Основания физиологической психологии.-М., 1880.- С.503). (цит. по: Веккер Указ соч., с.112).Веккер замечает, что именно на связи эмоциональных состояний с различными цветовыми характеристиками основаны появившиеся впоследствии приемы цветового тестирования эмоций (с.112).

6.4.Двухкомпонентность. Эта характеристика вытекает из самого определения эмоции, которое формулирует и обосновывает Веккер. Двухкомпонентность эмоций проявляется в эмпирически полученных фактах о том, что эмоция зависит, с одной стороны, от того, как отражает человек ее предмет, а, с другой, того, каково состояние субъекта. Характер же отношения субъекта к предмету эмоций, как замечает Веккер, определяются его потребностями (с.121). Рассматривая влияние художественного произведения на человека, нам следует учитывать и то, что именно в этом произведении воспринимает человек, и то, какие потребности актуализированы в начале и в процессе этого восприятия.

6.5.Двузначность. Переживание положительных и отрицательных эмоций как элементарный феноменологический факт основывается на том, удовлетворена или нет потребность, породившая эмоцию (с. 125). Восприятие того или иного произведения сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциями. Понять причину той или иной реакции мы можем, лишь проанализировав динамику соответствующей потребности, а точнее совокупности потребностей, актуализированных при восприятии произведения.

Читайте также: