Большой петергофский дворец доклад

Обновлено: 30.06.2024

Большой дворец вместе с расположенным перед ним Большим каскадом — это главная достопримечательность Петергофа и архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.

В настоящее время Большой дворец — это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.

Описание

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

История

Режим работы Большого дворца Петергофа в 2022 году

  • С 10:30 до 18:00.
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Билеты можно приобрести в кассах, терминалах или на официальном сайте. Посещение только в составе группы, количество участников ограничено. Во время визита необходимо носить маску.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа в 2022 году

  • Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 450 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
    • взрослые — 1200 рублей
    • дети до 7 лет — бесплатно

    Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII – начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.

    Не так давно Большой дворец (Петергоф) отпраздновал свое 300-летие. На протяжении нескольких столетий бывшая летняя парадная резиденция императоров была неразрывно связана с историей страны. Приморский архитектурный ансамбль возводился в качестве грандиозного триумфального памятника, прославлявшего величие Российской Империи, которая в ходе Северной войны завоевала такой необходимый ей выход к Балтийскому морю. Большой дворец является всемирно известной достопримечательностью, которая манит к себе людей со всего мира. Созданный самим Бартоломео Растрелли памятник долгие годы восторгал публику своей роскошью и торжественностью.

    большой дворец петергоф

    Из исторических сведений о дворце

    Большой дворец, Петергоф, замышлялся как загородная резиденция императора Петра Великого. Первоначально это было весьма скромное здание, которое носило название Нагорные (Верхние) палаты. Место для возведения современной достопримечательности подбирал сам Петр Великий. Монарх также обозначил и архитектурный облик дворца. Это должен был быть дворец, выстроенный в стиле, именуемом петровским барокко, который широко применялся в новой столице государства Санкт-Петербурге. Строился Петергоф на протяжении 1714-1725 годов. Сначала над его проектом работал Жан-Батист Леблон, а позже – Николо Микетти. Во времена правления Елизаветы Петровны объект был перестроен: в качестве образца была использована модель самого Версаля архитекторов Жюля Ардуэна-Мансара и Луи Лево.

    Существует и другая дата создания достопримечательности. Так, Большой дворец – Петергоф - начали возводить еще в 1710 году. Но этот старт оказался в итоге провальным. Работавший над проектом архитектор Иоганн Браунштейн не учел особенностей территории, и постройка начала давать осадку. В результате строительные работы были поручены Леблону. В его проекте во внимание был взят отвод грунтовых вод, что сводило на нет оседание грунта под зданием. Новый зодчий расширил дверные проемы и окна, благодаря чему дворец стал выглядеть более величественно. Достраивать резиденцию пришлось уже Николо Микетти. Его заслугой стали симметричные галереи, предусмотренные с обоих боков по длине Петергофа.

    Сегодня же мы видим дворец таким, каким в 1747-1754 годах возвел его Бартоломео Растрелли.

    экскурсия в петергоф большой дворец

    Красота – страшная сила

    Возведение и оформление Петергофа было продумано до самых мелких деталей, создание объекта было гениальной идеей, которая воплотилась в жизнь более чем удачно. Сам же дворец настолько изумительно вписался в окружающий ландшафт, что главный зодчий Петербурга Леблон однажды сказала о том, что достопримечательность относится к тем чудесам, которые необходимо видеть, чтобы иметь право судить об их красоте.

    Общее описание

    Большой дворец в Петергофе, архитектор которого указан выше, - это центр целостного архитектурного ансамбля Петергофа. Это утонченное трехэтажное строение с галереями располагается на краю природной 16-метровой террасы и достигает в длину 300 метров. Высота центральной части дворца равна 17 метрам. Она декорирована рельефным щитом с монограммой Петра I под короной императора.

    Вызолоченная ваза увенчивает крышу. Церковный и Гербовый корпуса с фигурными злачеными куполами симметрично разместились с двух сторон центрального корпуса. Вращающийся флюгер, изображающий трехголового орла с раскинутыми крыльями и держащего в лапах скипетр и державу, заканчивает купол Гербового корпуса. Православный крест, поднимающийся на 27-метровую высоту, увенчивает ведущий купол пятиглавого Церковного корпуса. Одноэтажные галереи связывают центральную часть дворца с обоими корпусами.

    билеты в большой дворец петергофа

    Интересная история Растрелли

    Купить билеты в Большой Дворец Петергофа стоит еще и для того, чтобы посмотреть на творчество гениального Растрелли. Великий архитектор был приглашен во дворец Елизаветой Петровной, которая едва заняв престол, начала переустраивать резиденцию. В 1745 году Бартоломео приступил к разработке новых чертежей. Центр дворца оставили таким, каким он был и при императоре Петре. Изменения коснулись боковых галерей, которые дополнили Гербовым и Церковным корпусами.

    Растрелли было приказано по-особенному украсить Танцевальный зал. Он должен был быть как можно богаче, и в нем следовало использовать позолоту. Архитектор справился с заданием: он создал восхитительные хоромы, превосходившие по пышности сам Версаль. Елизавета Петровна осталась работой гения невероятно довольна, но не заплатила зодчему ни единой копейки.

    экскурсия в петергоф с посещением большого дворца

    30 залов дворца

    Самым большим по пространству был Тронный зал. Его площадь достигает 330 метров квадратных. Эта комната была обустроена для концертов, балов и приемов официального характера. Картинный зал считается самым старым дворцовым помещением. К тому же, изначально он был и крупнейшей парадной комнатой. Среди парадных апартаментов Собственной половины были спальни, туалетные комнаты, императорские кабинеты и салоны. Только приближенным особам был открыт доступ в эти помещения.

    большой дворец в петергофе архитектор

    Кабинеты во дворце

    Невероятно интересной для многих туристов может оказаться экскурсия в Петергоф с посещением Большого дворца. Неимоверный восторг вызовут Китайские кабинеты и Дубовый кабинет Петра I. Первые представляют собой комнаты, лучащиеся и переливающиеся золотом, словно китайские лакированные картинки. А Дубовый кабинет сохранился в качестве исторической реликвии и восстановлен с максимальной аутентичностью.

    залы большого дворца в петергофе

    Дворец в XIX-XX столетиях

    Большой дворец в Петергофе, стиль которого обозначается как петровское барокко, с 1845 по 1850 год был немного перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером. Он занимался надстройкой восточного крыла и в итоге сделал композицию дворца уравновешенной и придал ей симметрии.

    После окончания Великой Октябрьской революции дворец превратился в историко-художественный музей. Великая Отечественная война практически уничтожила достопримечательность: фашисты похитили значительную часть экспонатов музея, а дворцовое здание было подвергнуто пожару и обстрелам.

    Архитекторы, историки, реставраторы и разные мастера в 1952 году собственными силами восстановили из руин Большой дворец. А в 1956 году на нем были вновь установлены золоченые купола. Портретный зал стал первой доступной комнатой для осмотра в музее Большого дворца. Случилось событие в 1964 году.

    Ныне достопримечательность является историко-художественным музеем.

    большой дворец в петергофе стиль

    Экскурсия во дворец

    Экскурсия в Петергоф, Большой дворец – мероприятие, которое в период высокого туристического сезона простой публике посетить довольно непросто. В это время достопримечательность занята, главным образом, иностранными туристическими группами. Март и апрель – это те месяцы в году, когда побывать в нем могут российские экскурсанты. Во все остальные месяцы объект посещают в основном группы из-за рубежа.

    Билеты на экскурсию стоят недешево (от тысячи рублей). Их стоимость зависит от типа приобретаемого пропуска. Также в расчет берется то, является посетитель иностранцем или нет и его социальная принадлежность.

    Адрес: Петергоф
    Начало строительства: 1747 год
    Окончание строительства: 1752 год
    Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли
    Объект культурного наследия Российской Федерации
    Координаты: 59°53'04.5"N 29°54'31.7"E

    Величественное здание Большого дворца стоит на высокой террасе между Верхним садом и Нижний парком Петергофа. Оно доминирует над другими постройками и является композиционным центром всего архитектурного ансамбля. Этот дворец возводили на протяжении полутора столетий, и его проектированием занимались лучшие зодчие своего времени.

    Большой Петергофский дворец

    Большой Петергофский дворец с высоты птичьего полёта

    История строительства дворца

    Когда Петр I выбрал место для главного дворца, он доверил воплощать свою мечту опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жану-Батисту Леблону и Николо Микетти. В петровские времена дворцовое здание имело всего два этажа и по размерам не превышало ширину Большого каскада. Так как дворец стоял на возвышении и поднимался над зелеными парками на 16 м, его называли Нагорными или Верхними палатами.

    В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, однако запросы российского двора росли, и главный дворец Петергофа решили полностью реконструировать. Проект роскошной царской резиденции подготовил блистательный зодчий и мастер елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей - сохранил старую петровскую постройку и придал ей величественный барочный вид. Архитектор возвел дополнительный этаж, увеличил пространство в центре дворца и пристроил два корпуса по бокам, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.

    Большой Петергофский дворец

    Вид дворца из верхнего сада от фонтана Нептун

    Каким был дворец в XVIII-XX веках

    В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.

    Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.

    Большой Петергофский дворец

    Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон

    Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.

    Дворец сегодня

    Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность постройки стала результатом труда трудившихся здесь талантливых архитекторов. В наши дни здание открыто для туристов. Путешествующие по нему могут наслаждаться красивыми интерьерами, старинной мебелью, коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства и картинами.

    Большой Петергофский дворец

    Вид дворца с морского канала

    Фасад, обращенный в сторону Финского залива, протянулся на 268 м. Он производит сильное впечатление, но на самом деле дворец довольно узкий и не такой большой, как выглядит от Морского канала. Внутри него находится около 30 залов и комнат.

    Посетители начинают знакомство с дворцом с Парадной лестницы, расположенной в западном флигеле. Белоснежные стены вокруг лестницы богато украшены золотом и искусно расписаны темперой, поэтому ни у кого не остается сомнений, что лестничные марши ведут в императорскую резиденцию. Резные барельефы, вазы и картуши ярко блестят и создают праздничное настроение. Потолок над лестницей украшает расписной прямоугольный плафон, изображающий аллегорию весны.

    Большой Петергофский дворец

    Все западное крыло занимает Танцевальный зал - самый пышный во дворце. По преданию, строившая его Елизавета Петровна распорядилась не жалеть для этого зала золотых украшений, потому что он служил для приема купцов, которые были очень неравнодушны к золоту. Изюминкой Танцевального зала считают эффектные зеркала-обманки на северной и западной стенах. Такие же зеркала помещены в проемах между окон, и их обилие создает эффект умножения пространства.

    Голубую комнату назвали так по цвету стен, затянутых переливчатой голубой тканью. С XVIII века это небольшое помещение использовалось для дворцовой канцелярии. Сегодня в Голубой комнате можно увидеть раритетную мебель XIX столетия, красивые изделия из бронзы и вазы. Чесменский зал был создан для прославления знаменитого Чесменского сражения (1770 год), и эпизоды битвы отражены на живописных полотнах, которыми украшены стены зала.

    Большой Петергофский дворец

    Самое большое помещение дворца - это Тронный зал, который занимает 330 кв. м. Благородный белый цвет и лепнина придают ему особенную торжественность. В Тронном зале находится много картин и 12 изящных люстр. Аудиенц-зал имеет гораздо меньшие размеры и в прежние времена служил для приемов гостей. Его стены украшают ложные зеркальные окна, выразительные резные капители и пилястры, а свод - большой живописный плафон.

    Рядом с Аудиенц-залом расположена Белая столовая, декорированная в матовых тонах. В отличие от большинства помещений дворца, в ней нет живописи, а стены отделаны только гипсовой лепниной. Сейчас в столовой выставлен старинный сервиз, рассчитанный на 30 гостей и состоящий из 196 предметов.

    Большой Петергофский дворец

    От старых Нагорных палат сохранился двухсветный Картинный зал, на стенах которого размещено множество портретов в шпалерной развеске. Женская половина дворца начинается с Куропаточной гостиной, названной так потому, что ее стены обиты нежной шелковой тканью с изображением растительных орнаментов и куропаток. Следом за ней идут Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы.

    Дубовый кабинет

    Еще в середине XVIII века, когда дворец перестраивали, решено было сохранить личный кабинет Петра I. Мемориальное помещение украшено изящными дубовыми панелями, вырезанными при жизни императора искусным скульптором из Франции Николя Пино. Перед тем, как фашистские войска заняли пригороды Санкт-Петербурга, сотрудникам музея удалось вывезти в безопасное место восемь дубовых панелей, поэтому сегодня посетители Петергофа могут видеть оригинальную обстановку петровских времен.

    Большой Петергофский дворец

    Теплые оттенки дерева на стенах и наборном паркете делают квадратную комнату очень уютной. Она имеет невысокий потолок и четыре окна, которые закрывались массивными дубовыми ставнями. В кабинете находятся мраморный камин и два зеркала с резными рамами, а стулья имеют удобные плетеные сиденья.

    Здесь хранятся вещи, связанные с Петром I. Это часы-будильник, изготовленные мастером из Аугсбурга Иоганнесом Бреннером. На полках выставлены книги из личной библиотеки императора. Умелые мастера из Италии изготовили его из бронзы и ценных пород дерева и инкрустировали цветным мрамором, кусками яшмы и лазурита.

    Большой Петергофский дворец

    Большая голубая гостиная

    Информация для туристов

    Большой дворец находится в Нижнем парке Петергофа, территория которого открыта ежедневно с 9.00 до 20.00. Кассы парка работают с 8.45 до 19.00. Дворец принимает туристов в любой день, кроме понедельника и последнего вторника месяца, с 10.30 до 19.00, а по субботам - до 21.00. Следует иметь в виду, что кассы заканчивают работать за 1 час 15 минут до закрытия. Летом желающих увидеть дворец бывает так много, что залы и комнаты открывают только для экскурсионных групп.

    Как добраться

    С конца мая до середины сентября от причалов возле Эрмитажа, Сената и Университетской набережной в Санкт-Петербурге до пристани Петергофа ходят быстроходные суда. Петергофская пристань удалена от дворца на 850 м.

    Большой Петергофский дворец

    Большой дворец Петергофа

    Большой дворец Петергофа зимой

    Осень, зима и ранняя весна — самое удобное время для посещения известных дворцов нашего города и области, нет огромного потока туристов. Но дворцово-парковый ансамбль Петергофа — это исключение, поездка в мае — сентябре позволит увидеть в работе уникальный Большой каскад фонтанов и полюбоваться прекрасным, ухоженным парком. Сама я неоднократно была в большом дворце Петергофа и вот, в кои веки, решила написать о нем и его внутреннем убранстве, которое всегда производит неизгладимое впечатление! Поездка была в конце марта 2021г.

    Краткая история

    Величественный Большой Петергофский дворец возводился, реконструировался и перестраивался в течение почти полутора веков. Начало строительства по приказу Петра I было положено в 1714 г., к работе приступил немецкий архитектор И. Ф. Браунштейн, которого в 1716 году сменяет французский архитектор Ж.Б. Леблон. В 1719 году француз умирает и его место занимает архитектор из Италии Н.Микетти. В Петровские времена будущий дворец представлял из себя небольшое здание в два этажа. Оно носило название Верхние или Нагорные палаты и служило для приемов и праздников. Перед зданием был построен каскад фонтанов в виде террасы, украшенный золочеными аллегорическими скульптурами — символами воинских достижений и побед России.

    На протяжении XVIII — XIX веков Большой дворец был главным дворцом летней резиденции русских императоров. В его гостиных и залах происходили приемы, устраивались торжественные празднества.

    Большой петергофский дворец протяженностью почти 300 метров насчитывает около 30 различных залов.

    Аудиенц-зал (Статс-Дамская)

    Этот зал — один из шедевров Ф.-Б. Растрелли. Зеркальные окна, обилие позолоты, сверкающей на белом фоне стен, множество свечей – все это создает впечатление поистине царственной пышности и богатства.

    Аудиенц-зал (Статс-Дамская)

    Зал выполнен в стиле барокко

    Когда во дворце устраивались званые приемы с концертами, танцами, игрой в карты, зал превращался в гостиную.

    У стен стоят изящные ломберные столики для игры в карты работы венских и немецких мастеров середины XVIII века. В зале представлена коллекция фарфора — шедевры Мейсенской мануфактуры.

    ломберные столики

    Ломберный столик

    Белая столовая

    Белая столовая

    Веджвудский сервиз

    В углах столовой расположены две высокие круглые печи, облицованные белыми изразцами с рельефами.

    Изразцовая печь

    Изразцовая печь

    Большая (Голубая) гостиная

    Ранее комната носила название Столовой. Отделка ее состояла из золоченой деревянной резьбы, наборного паркета, стены были обиты шелком, живопись украшала зал. Название гостиной дала голубая брокатель — лёгкая шёлковая ткань, вытканная золотыми или серебряными орнаментами.

    Банкетный сервиз

    Банкетный сервиз

    Голубую гостиную украшает живопись — парадный портрет Екатерины II и портрет Марии Федоровны, жены Павла I.

    Парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д. Г. Левицкого (1783 г) Десертная часть Банкетного сервиза, Императорский фарфоровый завод

    Дубовый кабинет

    Кабинет почти полностью сохранил оформление Петровской эпохи. В нем хранятся вещи, принадлежавшие Петру I: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне. Походные часы-будильник, работы немецкого мастера Иоганнеса Беннера, имеют только одну стрелку — часовую, а механизм помещен в прочный четырехугольный медный корпус. На полках стоят книги из петровской библиотеки.

    Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, панно с необычайно изящной резьбой покрывают двери, филенки над зеркалами и камином.

    Дубовый кабинет

    Дубовый кабинет

    Тематика панно различна. Два панно — с символикой военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, трезубцами Нептуна. На двух других — различные духовые, струнные и ударные инструменты — волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т.д. В раскрытых нотных тетрадях — мелодии начала XVIII века.

    Дубовое панно

    Дубовое панно

    Запасная комната

    Часы в Первой комнате Запасной половины Вторая комната Запасной половины. Портрет Ольги Николаевны, Кристина Робертсон Третья комната Запасной половины

    Кабинет

    Дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века отличаются от деловой обстановки кабинета Петра I. Комнату украшают картины, декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла и только письменный стол или бюро говорили о том, что это условно рабочая часть здания.

    Портреты в кабинете

    Комната для деловых занятий

    В Кабинете висят портреты Елизаветы Петровны, Павла I и портрет вдовы Павла I Марии Федоровны в трауре, Екатерины II, портрет двоюродного брата Екатерины II шведского короля Густава III

    Кавалерская


    В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца

    Картинный зал

    Картинный зал

    Портреты современников Елизаветы Петровны украшают зал

    Первоначально зал именовался Итальянским салоном, стены были украшены шпалерами и картинами фламандских и голландских мастеров.


    В зале размещены картины только одного художника — Пьетро Ротари

    В Картинном зале часто устраивали концерты, здесь выступали многие известные в те времена музыканты.

    Пианино в Картинном зале

    Фортепьяно в Картинном зале, мастер Иоганн Штюмпф,1794 г

    Китайский кабинет

    Фигурные печи

    Фигурные печи украшены полихромными изразцами

    Для драпировок окон и обивки стен кабинетов были использованы малиновый и желтый штофы (раньше так называли обои)…не путать с водочным штофом 🙂 Порхающие птицы и бабочки, драконы, и другие фантастические существа украшают стены. Паркет кабинетов выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород дерева.

    Часть обстановки Китайского кабинета

    Часть обстановки Китайского кабинета

    Куропаточная гостиная

    Куропаточная гостиная (Будуар) — одна из комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц. Великолепный шелк, которым обиты стены, дал название комнате — на голубом фоне, среди золотых колосьев пшеницы прогуливаются три куропатки.

    Куропаточная гостиная

    Рисунок шелка и дал название комнате — Куропаточная гостиная

    В центре комнаты находится характерный для дворцов XVIII — начала XIX века музыкальный инструмент — арфа с изящной художественной отделкой. Она изготовлена в Лондоне крупнейшим мастером музыкальных инструментов Себастьяном Эраром.

    Диванная

    Диванная

    Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны ребенком — портрет работы Луи Каравака. Она изображена обнаженной, лежащей на подбитой соболями порфире. В правой руке она держит медальон с портретом отца — Петра I

    Великолепие Диванной дополнял китайский шелк с искусной вышивкой гладью, из которого были сделаны покрывало на диване, наволочки пышных пуховых подушек, портьеры.

    Гарнитур

    Гарнитур мебели французской работы второй половине XVIII века

    На столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. Он был выполнен на Венском фарфоровом заводе для внуков Екатерины II Александра и Константина.

    Малая Проходная

    Танцевальный зал

    Танцевальный зал

    Площадь Танцевального зала 270 кв. м.

    Основное пространство стен в Танцевальном зале занимают фальшивые зеркальные окна. На противоположных им стенах настоящие большие, в два яруса окна. Простенки между ними, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала.

    Тондо Танцевального зала

    Четыре тондо являются подлинными, остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны

    Тронный зал

    В этом торжественном зале проводились официальные церемонии и мероприятия, также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды. Основной элемент декорирования зала — картины, на которых изображены эпизоды Чесменского сражения, выполненные английским живописцем Р. Петеном.

    Тронный зал

    Тронный зал — самый большой во дворце — 330 кв.м.

    Конный портрет Екатерины II — самое крупное живописное полотно зала. На нем Екатерина изображена в мундире полковника Преображенского полка верхом на любимом коне Бриллианте.

    Возле портрета императрицы установлен тронное кресло, выполненное русскими мастерами в первой четверти XVIII века. Дубовый трон вызолочен, обит красным бархатом, на спинке — вышитый двуглавый орёл. Подножная скамейка — аутентичный предмет из обстановки Петергофского дворца, изготовлена в середине XVIII века.

    Конный портрет Екатерины II

    Конный портрет Екатерины II. Художник В.Эриксен, 1762

    Туалетная

    Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них — портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 — 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе. На противоположной стене находятся портреты Павла I в детстве и Екатерины II.

    Портрет Елизаветы Петровны

    Портрет Елизаветы Петровны

    Находящийся в этой комнате туалетный прибор состоит из зеркала, канделябров, фарфоровых сосудов и коробочек различного назначения. Зеркало в серебряной раме — один из ценнейших экспонатов Большого дворца. Зеркало Туалетной создано в середине XVIII века и, вероятно, является частью туалетного прибора, подаренного Людовиком XV императрице Елизавете Петровне.

    Золоченая мебель комнаты

    Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке

    Чесменский зал

    Картины, посвященные Чесменскому сражению 1770 года

    Картины, посвященные Чесменскому сражению 1770 года

    Стены зала украшены двенадцатью полотнами, повествующие о русской морской военной славе второй половине XVIII века. Они выполнены немецким художником Я. -Ф. Хаккертом.

    Проходная (Штандартная)

    Свое название получила благодаря тому, что в ней хранились штандарты гвардейских полков, находившихся летом в Петергофе. Комната была декорирована по проекту Ф.-Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях, окнах, а стены затянуты шелком.

    В центре Штандартной находится великолепный стол для карточной игры. Вся поверхность его покрыта искусно выполненным набором в технике маркетри — изображениями пейзажей с фигурками людей и животных, деревьев, архитектурных пейзажей.

    Ломберный стол

    Ломберный стол. Мастер Н. Васильев. 1770 г

    Белый зал

    Белый зал

    Белый зал

    В моей статье описаны не все залы, которые я увидела на экскурсии, но они не менее интересны. Поэтому предлагаю вам, когда будете в Петергофе, обязательно пройти по залам музея и увидеть его великолепные интерьеры своими глазами!


    Великолепный Большой Петергофский дворец, возвышающийся над грандиозным Большим каскадом фонтанов, является архитектурным символом Петровских побед России на Балтике. Дворец и сформировавшийся рядом город Петергоф были официальной государственной летней резиденцией русского двора почти два столетия, вплоть до 1917 года. Балы, маскарады, театральные представления, фейерверки, официальные мероприятия, дипломатические приемы, словом, вся светская жизнь летнего сезона проходила здесь.

    Краткая история дворца

    В 1918 году Большой Петергофский дворец был превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны город Петергоф был оккупирован фашистами, дворец дважды горел, был взорван и разграблен. Реставраторы и музейные сотрудники воссоздали памятник буквально из пепла. Восстановление длилось несколько десятилетий, в 1964 году пять первых залов были открыты для посетителей.


    Залы дворца

    Прогулка по Большому Петергофскому дворцу начинается на первом этаже, где на выставочных стендах кратко представлена история здания. Далее посетители поднимаются по парадной лестнице на второй этаж, где начинается большая парадная анфилада залов. Залы дворца наглядно иллюстрируют смену мод и политических веяний при русском дворе. Первый зал, открывающийся перед изумленным взором туриста – Танцевальный. Созданный по проекту Растрелли, он воплощает идею имперской роскоши. Пространство зала украшено прихотливой позолоченной резьбой, свет, льющийся из двух рядов окон, отражается в зеркалах, красочный плафон, написанный итальянским художником Бартоломео Тарсия, прославляет мудрое царствование Елизаветы Петровны. Этот роскошный и вычурный стиль барокко спустя двадцать лет сменился строгим и спокойным классицизмом, которому отдавала предпочтение Екатерина Вторая. Классические Чесменский зал и Тронный зал, оформленные Юрием Фельтеном, также прославляют Российскую империю и возвеличивают императрицу Екатерину Вторую, но совершенно другими художественными средствами. Прежде всего это живопись: в Чесменском зале представлены двенадцать полотен Я.-Ф. Хаккерта, изображающие Чесменское сражение. Это самая блестящая победа русского флота над турецким флотом в екатерининскую эпоху. В огромном Тронном зале сразу же притягивает внимание портрет самой Екатерины, написанный Вигилиусом Эриксеном. Он довольно необычен для восемнадцатого века: императрица предстает перед зрителем в военной форме, верхом на коне, в день дворцового переворота, решившего судьбу государства. Следующий зал, Статс-дамская или Аудиенц-зал, сохранил отделку растреллиевских времен. Белая столовая отделана довольно просто и вместе с тем изысканно – гладкие белые стены украшены лепкой, а на большом банкетном столе выставлен замечательный сервиз работы знаменитой фабрики Веджвуда. Стены центрального зал анфилады, Картинного, от пола до потолка украшает живопись итальянского художника Пьетро Ротари, коллекцию этого мастера приобрела Екатерина Вторая. За Картинным залом начинается ряд личных покоев, предназначенных для отдыха, эти комнаты более скромны по размерам, но отделаны не менее роскошно.


    Китайские кабинеты Большого дворца

    Западный и Восточный китайские кабинеты, как и располагающийся между ними Картинный зал, относятся к самой старой, петровской части дворца. Начал собирать восточные редкости Петр Великий. При Екатерине Второй Валлен-Деламот оформил два зала дворца в китайском вкусе. Восточная экзотика была в большой моде при всех европейских дворах во второй половине XVIII века. Кабинеты украшены створками лаковых ширм из Китая; росписи стен и плафона в китайском стиле выполнены в России талантливым мастером Федором Солнцевым. Представлена также китайская мебель, фарфор и керамика.


    Дубовый кабинет Петра I

    История Дубового кабинета тоже начиналась в петровское время. Этот интерьер мемориальный, который Елизавета Петровна потребовала сохранить в неизменном виде в память об отце. Над оформлением Дубового кабинета работал в первой четверти 18 века французский мастер Николя Пино. Идея оформить рабочий кабинет царя, словно каюту корабля, резными дубовыми панелями, принадлежала знаменитому французскому архитектору Леблону. В кабинете хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне.


    Дворец в XIX-XX веках

    К свадьбе Великой княгини Ольги Николаевны внутренние покои восточной части дворца были заново отделаны Андреем Штакеншнейдером в 1840-е гг. Николай Первый, ее отец, очень любил Петергоф и проводил здесь с семьей каждое лето. Продолжая традиции восемнадцатого века, императорская семья жила в более скромных малых дворцах, а Большой Петергофский дворец использовали для официальных торжеств и размещения высоких гостей. После революции дворец стал историко-бытовым музеем, но, что интересно, порой использовался советским руководством для официальных приемов и банкетов. 23 сентября 1941 года фашисты захватили Петергоф, дворец был сожжен и разрушен. В войну уцелела примерно половина экспонатов музея. Сегодня эта достопримечательность представляет не только историческое наследие, но и самоотверженный труд послевоенных реставраторов и музейного коллектива, возродивших Большой Петергофский дворец для будущих поколений.


    Как добраться и когда лучше посетить Большой Петергофский дворец

    Читайте также: