Болезнь и травмы как причины горевания доклад

Обновлено: 18.05.2024

Они представляют собой периоды, характеризующиеся наличием определенных эмоций. Каждый этап имеет разную продолжительность. Психологи выделяют 5 стадий горя.

  1. Стадия отрицания. В этот период человек только получил известие о смерти близкого. Реакция шоковая, возникает недоверие. Возникает желание повлиять на ситуацию с целью ее изменения.
  2. Стадия гнева. После осознания трагедии горюющий начинает поиски виновного, изолируется от близких, возможна агрессивная реакция на положительные состояния других людей.
  3. Стадия торгов и компромиссов. После гибели родных или близких человек питает надежды на их возвращение, обращается в религиозные или культурные общества, становится частым посетителем церкви.
  4. Депрессия. Наступает осознание случившегося, попытки что-либо изменить угасают, гнев и агрессия проходят. Период депрессии сопровождается чувство вины за смерть, появляются навязчивые мысли. Пациент пытается изолировать себя от окружающих.
  5. Принятие. Человек частично смиряется с потерей близкого. Боль еще присутствует, но она сопровождается осознанием значимости утраты. Появляются силы для выполнения повседневных задач, запускается процесс восстановления после горя.

Признаки горя у человека

Потеря близкого человека, независимо от причин, всегда неожиданная ситуация. Пациенты, столкнувшиеся с данной проблемой, переживают ее по-разному. В число естественных признаков острого горя входят следующие проявления:

  • замкнутость и эмоциональное перенапряжение – после утраты члена семьи личность уходит в себя, замыкается с целью защиты собственной психики;
  • смех сквозь слезы – реакция на стресс у каждого организма строго индивидуальна, у некоторых пациентов наблюдается истеричное поведение, в период переживания горя появляется желание казаться сильным;
  • изменение образа жизни – привычный быт горюющего значительно изменяется, в виду моральной травмы может появиться сильная неприязнь к тому, что раньше доставляло приятные эмоции;
  • появление странных видений – после смерти мужа, мамы или папы страдальцы часто видят в толпе их силуэты;
  • необоснованное чувство вины – по этому признаку человека, испытавшего потерю близкого, можно легко определить, так как он обвиняет себя в недостаточном внимании и любви;
  • элементы агрессии в поведении – создавшаяся трагическая ситуация вынуждает личность вести себя агрессивно по отношению к другим людям;
  • неловкость в поведении – пациент проявляет рассеянность при выполнении привычных дел, действует хаотично и непродуктивно;
  • экзальтированность – появляется склонность к выраженному всплеску эмоций, то, к чему когда-то человек относился скептически, после утраты близкого человека вызывает иные чувства (горюющий человек может легко стать жертвой всяческих сект);
  • длительный шок после случившегося – одно из самых тяжелых последствий горя, моральная поддержка со стороны не улучшат ситуацию, так как у личности задействован механизм самоуничтожения.

Существуют типичные и патологические симптомы горя. Первый тип проявлений постепенно проходит без вмешательства психологов и врачей. Патологические реакции часто требуют помощи специалистов.

Типичные симптомы горя

После трагической ситуации пациент определенный срок времени испытывает депрессию и переживания. Продолжительность этого промежутка зависит от индивидуальных особенностей личности. Нередко депрессия затягивается. На этом этапе очень важно определить, какие симптомы относятся к типичной реакции, какие к патологическим проявлениям.

Среди типичных (нормальных) симптомов можно выделить следующие жалобы:

  • ухудшение аппетита или полное его отсутствие;
  • ослабление иммунитета;
  • головные боли;
  • расстройство сна, чаще бессонница;
  • чрезмерная раздражительность;
  • самобичевание (вечное недовольство собой и раскаяние);
  • неудовлетворительное физическое состояние;
  • усталость и чувство апатии.

Не смотря на то, что перечисленные симптомы являются неизбежной и нормальной реакцией на психотравмирующее событие, их нельзя игнорировать. Чтобы легче пережитьутрату близкого человека, пациенту нужна поддержка. Особенно она требуется тем, кто ведет себя неординарно.

Типичных симптомов горя невозможно избежать. Рано или поздно человек восстанавливается и возвращается к прежней жизни. Но так происходит далеко не в каждом случае. Нередко речь идет о нетипичных патологических проявлениях, которые не проходят бесследно как для ребенка, так и для взрослого.

Патологические симптомы горя:

  • затяжная реакция на смерть родного – чувство сострадания не появляются на протяжении 2-х недель со времени трагедии;
  • затянувшиеся переживания – тяжелая депрессия продолжается в течение нескольких лет;
  • отсутствие сна и чувство вины по отношению к человеку, ушедшему из жизни;
  • ипохондрические расстройства – появление у горюющего жалоб на признаки болезней, которые присутствовали у умершего;
  • гиперактивность – потеря близкого становится причиной чрезмерной активности в поведении, которая нейтрализует все отрицательные чувства горюющего;
  • изменения в поведении, несовместимые с моральными и социальными нормами – пациент предпочитает полностью изменить стиль жизни, становится зависимым от алкоголя;
  • безэмоциональность – пациент никак не реагирует на какие-либо другие отрицательные или положительные события в своей жизни;
  • изменение отношения к окружающим – личность уходит от социальной активности, уединяется и замыкается в себе;
  • мысли о суицидных поступках – пациент не находит смысла в дальнейшей жизни и желает воссоединиться с умершим.

Как пережить потерю близкого?

С утратой матери, отца и других близких может столкнуться каждый. Люди недооценивают серьезность последствий и предпочитают не обращаться за медицинской помощью. Человек в горе после смерти мужа или родственников ассоциируется с миной замедленного действия. Ее взрыв возможен в самый неподходящий момент. Именно поэтому психотерапевты настоятельно рекомендуют присматриваться к людям, так как в некоторых случаях они способны навредить себе и окружающим.

Психолог или психотерапевт оценит, какими симптомами страдает пациент, являются ли эти проявления типичными. Исходя из имеющихся жалоб, психотерапевт выберет оптимальный метод решения проблемы. Эмоциональные, физические или социальные симптомы горя лечатся двумя способами:

  • психотерапия;
  • медикаментозная терапия.

Психотерапия включает в себя применение различных психотерапевтических методик.

Помимо основных психотерапевтических методик проводятся вспомогательные мероприятия.

В тяжелых случаях, когда психотерапевтические процедуры не оказывают положительного эффекта, пациенту назначается медикаментозное лечение. Оно основано на приеме лекарственных препаратов. Для лечения горя и его последствий применяются фармацевтические средства различных групп.

  1. Седативные препараты. Оказывают мягкий успокоительный эффект. Данный тип лекарственных препаратов состоит преимущественно из компонентов на растительной основе – лечебных трав. Средства требуют регулярного приема, эффект заметен в среднем через 10-14 дней. Результат лечения стойкий. Не вызывают зависимости и привыкания.
  2. Транквилизаторы. Славятся быстрым эффектом. Широко применяются для лечения последствий пережитой потери близкого человека, сопровождающихся приступами паники и истериками. Транквилизаторы принимаются при приступе или однократно. Конкретный препарат и дозировка подбирается в индивидуальном порядке. Прием без назначения и контроля врача влечет за собой нанесение вреда здоровью.
  3. Нейролептики. Эффект заключается в снижении скорости передачи импульсов в нервной системе. Одновременно с препаратами других групп назначаются пациентам в тяжелых случаях: острое психомоторное возбуждение, галлюцинации и бред, другие серьезные расстройства психики после смерти близкого человека.

Каковы последствия, если не обращаться к психологу?

Уход из жизни любимого или родного человека влечет за собой множество неблагоприятных последствий:

  • появление проблем с родными и близкими, трудности на работе;
  • ухудшение межличностных контактов;
  • замкнутость и уход в себя;
  • появление тревоги и боязни каких-либо обстоятельств;
  • развитие алкогольной и наркотической зависимости;
  • развитие тяжелых невропатических болезней.

Это далеко не единственные неблагоприятные последствия. Желая облегчить свое самочувствие, пациенты принимают лекарства без назначения врача. Такой бесконтрольный прием сопровождается подбором неправильной дозировки и продолжительностью приема. В результате у больных возникает серьезная зависимость от лекарств, от которой избавиться достаточно сложно.


Индивидуальная реакция больного

Важно сказать, что каждый человек проживает все стадии по-разному, и нет единого для всех способа реагирования. Есть общая схема, согласно которой люди, как правило, выдают те или иные психологические реакции. И когда мы пытаемся полностью перенести схему на конкретного человека, на нашего близкого, мы можем допускать ошибки, если делаем все буквально. Поэтому я призываю всегда с пониманием относиться к человеку, который перед вами, а не буквально перекладывать эту схему.

Бывает так, что человек прожил ряд стадий, и вместо того чтобы двигаться к следующей, возвращается к предыдущей. Бывает так, что человек начинает двигаться по спирали. Бывает, человек после стадии депрессии опять возвращается к стадии гнева и движется по кругу.

Это, как правило, говорит о том, что он что-то не прожил, что-то недополучил в этом процессе. Безусловно, все стадии переживания необходимы для человека. Это нормальная реакция психики на кризис, на ненормальную ситуацию, на ситуацию болезни.

Первая стадия: шок, отрицание

Это состояние, в которое человек входит сразу после того, как ему сообщают о диагнозе. Оно может длиться по времени от нескольких секунд или минут до нескольких часов.

Когда человек узнает о страшном для него диагнозе, то психика естественным образом защищается. В таком состоянии есть риск получить случайные травмы. Были случаи, когда врач сообщал о диагнозе человеку, когда с ним не было никого рядом, и человек выходил на улицу и переходил дорогу на красный свет. Не потому, что он хотел покончить с собой, а потому что он ничего видел, не слышал вокруг себя. И поэтому не рекомендовано, по возможности, оставлять человека одного в таком состоянии. Но если все-таки оставлять, то важно убедиться, что он в безопасности, что с ним не может случиться ничего плохого в данный момент. Также не рекомендуется в этот период объяснять человеку сложную информацию, говорить сложными предложениями и планировать схемы лечения. И если очень необходимо какую-то информацию доносить, то лучше стремиться это делать максимально доступно, простыми фразами и предложениями.

Вторая стадия: гнев и агрессия

Когда человек начинает осознавать, что он заболел, наступает вторая стадия. Это стадия крушения надежд и жизненных планов. Очень часто люди испытывают в этот момент чувство острой несправедливости, очень сильную злость. И эта злость может быть направлена как вовне – на близких людей, на врачей, на общество в целом, на Бога, на судьбу, на мир, – так и на самого себя.

На самом деле, когда реакция идет вовне – это считается нормальной реакцией, несмотря на то, что может приводить к серьезным конфликтам и проблемам в отношениях. Гораздо более ненормальная реакция, когда человек направляет агрессию на себя.

О третьей, четвертой и пятой стадии - читайте в продолжении материала: по ссылке.

Наша жизнь - череда потерь и лишений. В каждый ее период, приобретая то-то новое, мы теряем старое. Никому из нас не суждено избежать как приближения конца собственной жизни, так и смерти тех, кто окружает нас. Это тема печали - тема переживания утраты смерти близкого человека. Если вы ее читаете, то когда-нибудь ощущали скорбь, пелену шока, когда-нибудь теряли близкого или боитесь потерять. К сожалению, те, кого мы любим, с нами лишь на время, которое отмерено неподвластной нам силой. (К. Ягнюк)

Течение жизни каждого из нас зависит от способности справляться с подобными переменами, приспосабливаться к утратам и использовать эти изменения как средство личностного роста.

Горе – это сильные эмоции, переживаемые человеком в связи с утратой близкого. Одновременно горе – это необходимый процесс, посредством которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни.

Не будучи в состоянии горевать, мы остаемся за пределами настоящего и являемся заложниками старых ценностей, отношений. Считается, что три обстоятельства являются основополагающими в понимании горя: каждое переживание неизбежно вызывает скорбь, каждая потеря воскрешает в нашей памяти все прошлые утраты, каждая утрата, если она полностью пережита, дает толчок к личностному росту и обновлению.

Каждое горе уникально, но есть законы, по которым горе развивается, стадии, по которым оно протекает, приблизительные сроки и суть поражает удивительным единообразием. Главная помощь человеку, переживающему утрату - дать возможность горевать.

На способность к переживанию горя влияют несколько факторов:

  1. Для тех, кто испытывал в детстве недостаток заботы или столкнулся с целым рядом потерь - переживание горя может оказаться особенно тяжелым.
  2. Утрату тяжело пережить, если отношения с умершим были зависимыми или были отягощены незавершенными делами (конфликтами).
  3. Когда смерть близкого человека происходит внезапно или при отягчающих обстоятельствах, принять смерть труднее.

Исследователи рассматривают горе как неосложненное и осложненное.

Так как мы живем в культурной среде, которая отрицает смерть, мы все так или иначе предрасположены к осложненному и отсроченному гореванию.

В настоящее время исследователи выделяют четыре фазы процесса горевания:

  1. 1. Фаза оцепенения.
  2. 2. Фаза тоски по утраченному (фаза поиска).
  3. 3. Дезорганизация (фаза острого горя).
  4. 4. Реорганизация (фаза острых толчков и реорганизаций).
  • признать факт потери;
  • пережить боль потери;
  • наладить окружение, в котором ощущается отсутствие умершего;
  • выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить.

Сторонники психоаналитического подхода Вамик Волкан и Элизабет Зинтр, вслед за Дж. Полок, рассматривают процесс горевания, как две основные стадии:

Начинается с момента утраты или с обнаружения факта близкой утраты (например, когда поставлен диагноз смертельного заболевания и дни сочтены).

Наше тело и сознание отвергает факт потери. Мы мечемся между отрицанием, расщеплением, уговорами, тревогой и гневом. Эта фаза заканчивается тогда, когда мы принимаем ужасную реальность.

Утрата наносит удар по нашей иллюзорной уверенности в том, что мы контролируем нашу жизнь и можем предвидеть ход ее событий. В первые часы после утраты возникают следующие симптомы: прерывистое дыхание, ком в горле, потребность глубоко вздыхать, мышечная слабость и потеря аппетита. Затем эти реакции сменяются шоком и оцепенением. Некоторые из скорбящих могут неосознанно воспроизводить характерные особенности умерших - походку, речь, у некоторых могут возникнуть симптомы перенесенных незадолго до смерти заболеваний умершими.

Мы только что подумали, что умер наш близкий человек, а в следующий момент можем набрать его номер телефона, чтобы поговорить.

При описании кризиса горя мы можем столкнуться с такими понятиями, как отрицание, расщепление, уговоры, тревога и гнев. Все они просто необходимы для проживания горя в этот непростой период.

Отрицание, смягчая шок, помогает нам понемногу принять ужасную правду. Мы идем на отпевание или стоим у края могилы, ощущаем горсть земли в руке, слышим стук ее удара о крышку гроба, едим поминальную еду, принимаем слова соболезнования, и такие моменты заставляют нас принять смерть близкого человека как свершившийся факт.

Без подобного соприкосновения с реальностью отрицание может упорствовать. Это хорошо демонстрируют случаи пропавших без вести родственников, смерть которых очень часто сложно принять близким.

Расщепление - это разновидность отрицания, психологический механизм, который позволяет одной части нашего разума знать об утрате, когда другая отрицает ее. Это, когда мы умом понимаем, что человек умер, но слышим его шаги, голос, видим образ в толпе, ощущаем незримое присутствие.

Уговоры (стадия торга).

Тревога, беспокойство, страх.

Утрата вызывает чувство беспомощности, мы ощущаем тревогу, когда до нас доходит реальность потери. Иногда это похоже на непонятный страх чего-то, угрозу могут нести доселе привычные объекты, город может стать враждебным и холодным, мир – смертоносным. Люди зачастую начинают вести себя соответствующим образом. Не случайно в этот период отменяют давно запланированные поездки, отменяют командировки и отъезд детей в лагерь, например.

Страх многолик. Это может быть и страх спать в той же постели или комнате, боязнь оставить жилье или продолжать жить в том же доме. Люди боятся одиночества, которое приходит вместе со смертью, и в то же время боятся завязать новые отношения. Для человека, который чувствует себя очень неуверенно без своего близкого, жизнь полна страхов, и каждый день, по сути, тяжкое испытание временем.

Любая потеря приводит нас в ярость, даже если она произошла по стечению обстоятельств.

Мы редко понимаем, что злимся на того, кто умер или оставил нас. Вместо этого мы смещаем гнев на других, ругаем бригаду санитаров, службу морга, учредителей похорон и т. д. т. п. Причем часто гнев бывает несоизмерим с тем, что, как нам кажется, его вызывает.

Во время кризиса горя многие процессы происходят на уровне бессознательного и о том, что идет серьезная внутренняя душевная работа по принятию и преодолению говорят нам отголоски снов. В этот период горевания сюжетные линии снов отражают конфликт, связанный с принятием смерти.

Сны - отрицания - в которых мы создаем счастливые окончания, где смерти нет, близкий человек спасен или возвращается живым.

Сны, в которых проявляется гнев – снятся особенно часто, когда мы его не осознаем на сознательном уровне и не даем ему места в реальной жизни.

Сны, отражающие наше постепенное принятие смерти. Эти сновидения решают основную задачу кризиса горя - признание необходимости принять смерть.

Начинается, когда человек принимает факт смерти. Начинаются сложные процессы преодоления, в результате которых утраченные отношения постепенно становятся воспоминаниями, которые не поглощают всецело, а придают состояние светлой печали.

«У меня умер очень близкий для меня человек. В общем, угнетенное состояние так и не проходит, стоит что- то вспомнить или увидеть фото, сразу начинается истерика. Родные объясняют, что нельзя так, "нужно отпустить ситуацию", но как это сделать?

Способность выполнения работы горя зависит, в том числе, и от возраста и от степени личностной зрелости. При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены обратиться к прежним незавершенным утратам.

Работа горя изнурительна. Бессознательно мы вновь и вновь возвращаемся в прошлое и находимся под его постоянной тяжестью, и поскольку мы возвращаемся к элементам прежних утраченных отношений, мы постоянно сталкиваемся с одиночеством и острой тоской.

Неудивительно, что мы чувствуем себя обессиленными.

Ответ психолога: Вы пережили потерю родного и любимого человека. И хотя это было не внезапно - боль и переживания дают о себе знать. В народе есть такая мудрость: нужно год прожить, чтобы боль отступила. Для принятия данной жизненной ситуации и существуют ритуалы: оплакивание, прощание, погребение. Есть простой способ, сделать первый шаг к принятию – позволить себе все то, что сейчас вы себе запрещаете: быть несобранной, несовершенной, с замедленной реакцией. Заботиться о себе, а не только о других…

Но понемногу требования настоящего начинают заявлять о себе. Мы хотим освободиться от утраты и двигаться дальше. Однако часть нас все еще охвачена горем, еще не полностью готова освободиться. Желание закончить горевание и лишь изредка вспоминать умершего, может бессознательно восприниматься как предательство, вызывать чувство вины и тормозить процессы работы горя.

Длительно переживаемый эмоциональный стресс, долгое время не имеющий выхода и объяснения у скорбящего, создает предпосылки для проявления симптомов физических заболеваний, зависимости от алкоголя, наркотиков и лекарств.

Стадии практического окончания горя сопутствуют процессы идентификации. Этот бессознательный процесс описан как способствующий горюющему обрести черты, идеалы и функции другого человека. В этом есть некий парадокс – перенимая черты, идеалы, ценности и функции другого, мы становимся менее зависимыми от него.

Идентифицируясь с отдельными чертами психического двойника умершего, мы уподобляемся тем сторонам другого, в которых больше всего нуждаемся. Мы принимаем это, ассимилируем и делаем частью своей идентичности.

Мы сберегаем для себя то, что однажды получили, и это помогает нам отделиться. Некоторые из этих идентификаций встречаются очень часто: немолодая вдова после смерти супруга, при его жизни опасающаяся садиться за руль, становится заправским гонщиком; муж - никогда не занимающийся финансами, обнаруживает у себя склонность к расчетам; скромная дочь обретает уверенность властной матери и т. д.

Иногда на способность горевать могут влиять внешние обстоятельства. Для переживания горя нам необходимо время и пространство – этим, в том числе, объясняется наличие обряда похорон в большинстве культур и религий. Похоронные ритуалы адресованы психологической потребности в скорби и запускают ее, легализуя многие внутренние процессы. Скорбящему, вовлекаемому в процесс погребения, планирование похорон, отрицать смерть становится все тяжелее.

Шок, сопровождающий внезапную смерть, может притормозить процессы горевания. Внезапная смерть лишает нас ощущения того, что мир – это безопасное место, а наша жизнь стабильна, заставляет нас искать объяснение произошедшему и испытывать вину за то, что мы не предотвратили утрату.

«…Три месяца назад на моих глазах умер мой дедушка, для меня это явилось шоком, все это произошло в считанные секунды. Сейчас я просто не могу избавиться от плохих мыслей, постоянно преследующих меня, что человек смертен, что никто не знает, когда это случится с ним и отчего. Мне эти мысли постоянно не дают покоя, и я довожу себя и свое здоровье до предела…Я могу гулять, смотреть телевизор, и ко мне в голову могут прийти мысли такого характера: «А вдруг я сейчас умру, или через час, я этого даже не знаю, и мне становится очень страшно. …Помогите, пожалуйста.

Насильственная смерть (когда близкий нам человек уходит в результате убийства) – горе может быть осложнено из-за вытеснения гнева, необходимого для его переживания.

Когда мы изолированы от умершего близкого нам человека в момент его смерти и похорон, или сосредоточены на других обстоятельствах и вынуждены подавить свое горе до более удачного стечения обстоятельств (солдат на поле боя, потерявший друга).

Один из явных парадоксов переживания горя заключается в том, что чем более счастливыми и зрелыми были отношения, тем легче с ними расстаться, хотя и это не освобождает от душевных мук.

Чем больше мы зависели от умершего при жизни, тем больше мы нуждаемся в нем.

Симптомы осложненного горя.

Увязание в отрицании. Человек отрицает факт смерти частично или полностью, об этом часто свидетельствуют оговорки в речи – об умершем говорится в настоящем времени и т.д.

Отсутствие горя. Страдающие этим люди не отрицают факта смерти, они отрицают эмоции, связанные с этим. Зачастую эти люди могут жаловаться на мучительное безразличие к жизни, а некоторое время спустя (месяцы, даже годы) могут отреагировать гневом, печалью или раздражением на не относящуюся к ним утрату.

…Отец не поддержал меня в тот сложный момент (смерть матери), даже не утешал, не давал советов, как жить дальше, как поступать в той или иной ситуации…. Если бы он уделял мне хоть немного заботы – моя жизнь сложилась бы немного иначе, и я была бы, наверное, другой. А он абстрагировался от нас, детей, потом стал встречаться с женщиной, мусульманкой, далее они стали жить вместе, отдельно от нас….

Ответ психолога: «…Вы пережили серьёзную потерю, и то, что происходило в семье после смерти Вашей мамы, наложило на Вас отпечаток.

Суицид. Если один из членов семьи оканчивает жизнь самоубийством, эта смерть может вызывать чувства вины, стыда и позора, которые добавляются к факторам внезапности и насильственности. Члены семьи вынуждены бороться с чувством вины из-за того, что не сделали всего возможного, чтобы спасти жертву.

«…мой любимый человек покончил жизнь самоубийством. … После его смерти узнала очень много плохого - что меня не любил, что не верил, даже не нашел слов, чтобы со мной попрощаться. Были вместе 10 месяцев, он был самым близким мне человеком по душе, я не могла и предположить. Что он может совершить суицид и бросить меня. … Как жить дальше? очень на него обижена, зла, боль, во все в кучу. В груди дыра, не понимаю, как он мог так со мной поступить.

Пережить горе помогут честные и уважительные отношения в семье, каждому ее члену должно быть позволено изливать свои чувства и задавать вопросы. Идеально, если каждый член семьи узнает подробности о смерти - в соответствующей возрасту форме - и примет участие в погребальных ритуалах.

Когда родители теряют детей. Пережить ребенка - это одна из самых тяжелейших утрат, которые когда-либо могут выпасть на долю человека. С момента зачатия ребенка родители, как правило, бессознательно выстраивают свое представление о будущем, которое в обязательном порядке включает ребенка. Со смертью ребенка родители утрачивают не только дорогую им связь, но и спланированное будущее, смысл жизни… С такой смертью невозможно примириться, даже если ребенка не стало уже взрослым, ведь, будучи родителями, мы убеждены, что должны были защитить детей. Даже если они вышли из-под нашей опеки. Смерть ребенка, жившего с родителями, нарушает равновесие в семье. Если такая утрата не объединяет семью, она может привести к необратимому разрыву, т. к. члены семьи, пытаясь осознать смысл утраты, дают выход своему гневу или чувству вины, перенося его на супруга.

«…Доброй ночи! Подскажите, пожалуйста, чем можно помочь человеку в такой ситуации: …Люди в браке 25 лет, в их семье случилась трагедия, утонул сын, супруги потеряли всякий интерес к жизни, но вместо того, чтобы друг друга поддержать, и продолжать жить.. преодолев страшное горе.. они стали чужими, каждый из них к этому горю относиться как к только своему.. и они думают развестись. чем помочь.

Потеря не родившегося ребенка. Мы часто не отдаем себе отчет, что во время внутриутробного развития ребенка родители уже установили глубинную связь с ним и нуждаются в оплакивании этой утерянной связи. Потеря ребенка на поздних сроках беременности часто может вызывать ощущение краха и несостоятельности у обоих родителей, но, особенно, у матери, и если ей не разрешить скорбеть, то у нее могут возникнуть длительные сложности, связанные с утратой.

Здравствуйте, мне нужна хоть какая-то помощь, просто с мужем эту проблему обсуждать я не могу, …мы оба стараемся об этом забыть. … Я была беременна, у нас были первенцы - две девочки. Мы их очень ждали. На 29 неделе начались роды. Они прожили два дня. …Не могу без слез вспоминать об этом. … А так хочется своего ребенка, я уже иду на крайность, прошу мужа взять приемного.

Реакция ребенка на утрату. Маленький ребенок переживает даже кратковременную разлуку со значимым взрослым, как утрату. Чем больше у ребенка было совместных переживаний с утраченным человеком, чем дольше он способен хранить в своей памяти образ, тем больше скорбь ребенка будет напоминать скорбь взрослого. С возрастом представление о смерти у детей меняются.

В 5-10 лет - смерть видится обратимой и временной, тайная вера ребенка в то, что важный человек для него не умер. Ребенок узнает, что смерть есть, но не думает, что это может произойти с ним. В возрасте около шести лет дети зачастую идеализируют родителей, рисуют маму исключительно красивой и могущественной.

Если ребенок переживает утрату до того, как у него формируется реалистичный образ матери, ему трудно будет найти кого-то, кто мог бы сравниться с ней.

В 10-12 лет у детей появляется более реалистичное представление о смерти и ее необратимости. Ребенок может более открыто в этом возрасте проявлять печаль о смерти домашнего животного, чем о смерти члена семьи.

Взрослая модель переживания горя устанавливается после успешного завершения подросткового возраста. Умение оставшегося родителя адекватно реагировать на утрату, сказывается на том, как ребенок справляется с потерей. Это способность переживать горе, утешать ребенка, обеспечивать ему подходящую замену умершего.

Если беда случилась у друга.

«…У моего друга убили родного брата. Ему 25 лет. Из близких людей у него осталась мать и другие родственники. Очень хочется помочь ему в этой тяжёлой ситуации. С чего начать? Как можно облегчить его боль?

Сообщить о горе.

«…Нам нужно КАК-ТО сообщить бабушке (ей 80 лет) о том, что у нее умерла дочь, похороны уже состоялись, дочь жила в др. регионе. Как правильно построить разговор, чтобы подготовить человека к такому? Что говорить, как говорить?

Большинство скорбящих не нуждаются в профессиональной помощи. Как правило, люди нуждаются в поддержке окружающих и в такой социальной среде, где бы они чувствовали бы себя свободно, выражая любые эмоции. Человеку приносит облегчение знание того, что чувства вины и гнева, сроки, стадии и сила переживаний являются типичными в данной ситуации. Что переживания горя – это период сильного душевного волнения и боли, что даже обычное переживание горя порой приобретает причудливые формы. Мы можем помочь, поощряя откровенные разговоры с родственниками и друзьями об этом опыте и сопровождающих его чувствах. Даже маленькому ребенку нужно знать, что горе – это переживание, у которого есть начало и конец, важно, чтобы ребенок видел, что взрослые погружаются в горе, а затем постепенно выходят из него и двигаются дальше; чтобы ребенок мог разделить с взрослыми свои чувства и переживания и получить бесценный опыт прощания.

В статье представлена информация о возможных стадиях протекания горевания, о задачах, которые скорбящий должен завершить в период горевания (по Дж.Вордену), о возможных факторах, приводящих к нарушениям нормальной динамики горевания, о признаках и видах отклонений в нормальном горевании, о возможных видах осложненного горевания. В фокусе внимания автора - трудности, связанные со своевременным выявлением рисков дезадаптации горюющего. Отмечается, что трудности диагностики рисков связаны с разнообразием интенсивности и длительности вариантов протекания горевания из-за многочисленных индивидуальных особенностей и обстоятельств утраты.

Ключевые слова: потеря, реакция утраты, горевание как процесс, стадии горевания, задачи горевания, неосложненное горевание, осложненное горевание, признаки осложенного горевания, виды осложненного горевания, проблема выявления риска дезадаптации при горевании, консультирование и терапия горя.

Каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивается с переживанием утраты – гореванием. Вместе с тем велико разнообразие индивидуальных вариантов проживания этих трудных периодов жизни. При работе с конкретными клиентами, пережившими потерю, у психологов и психотерапевтов нередко возникает вопрос, насколько адаптивно протекает процесс горевания, каковы риски развития психических нарушений?

Поскольку опора только на описание симптомов при выявлении осложненного горевания не является надежной, важно обращать внимание на изменения горевания во времени, чтобы понимать, адаптивны ли эти изменения, – полезно знать динамику процесса и причины ее обусловливающие.

В дикой природе потерять контакт с семейной группой чрезвычайно опасно, в особенности для детенышей. Поэтому в интересах как индивидуальной безопасности, так и воспроизводства видов образовались сильные связи, объединяющие членов семьи. На разлуку или угрозу разлуки в природе члены семьи реагируют автоматическим усилием по восстановлению семьи, в особенности в отношении члена, к которому испытывается наиболее тесная привязанность (Боулби, 2004). Боулби предполагает, что побуждения к возвращению назад потерянных лиц и брань в их адрес являются откликами организма, которые биологически обусловлены и приводятся в действие автоматически в ответ на любые утраты, без различия между теми из них, которые реально обратимы, и теми, сравнительно редкими, которые не восстановимы. По мнению Боулби, это объясняет, почему человек, потерявший близкого, обычно испытывает непреодолимое побуждение вернуть его и укоряет умершего, даже сознавая, что такой упрек неразумен.

В русле подхода Боулби на основании исследования К. Паркса, были выделены четыре фазы горевания у вдов. Первоначально, выделяя стадии горевания, Боулби опирался на наблюдения за поведением здоровых детей на втором и третьем году жизни, временно разлученных с матерью (находящихся в больнице или яслях); были выделены три фазы: протеста, отчаяния и отчуждения, которые сопровождались эмоциональными и поведенческими, специфическими для каждой фазы, реакциями. Информация о горевании у взрослых была получена от 24 вдов в возрасте от 26 до 65 лет в течение года, последовавшего за смертью мужа. С каждой вдовой было проведено не менее пяти длительных клинических бесед через 1, 3, 6, 9 и 12 1/2 месяцев после утраты мужа. Первая фаза – фаза оцепенения, продолжительностью от нескольких часов до недели, оцепенение может перемежаться взрывами крайне интенсивного страдания и/или гнева. Вторая – фаза острой тоски и поиска утраченной фигуры, продолжающаяся в норме несколько месяцев. Во время этой фазы траура человек, потерявший своего близкого, охвачен побуждением искать и вернуть утраченное лицо. Иногда человек осознает такое свое побуждение, хотя часто и не осознает, иногда принимает его, иногда оценивает как неразумное. К возможным проявлениям поиска утраченной фигуры относят: беспокойное движение туда-сюда и разглядывание окружающей среды; интенсивное думание об утраченном лице; предрасположенность воспринимать и обращать внимание на любые стимулы, которые наводят на мысль о присутствии данного лица, игнорирование любых других стимулов, не относящихся к этой цели; направленность внимания на те части окружающей среды, где может находиться данное лицо; обращение к утраченному лицу (называние по его имени). Гнев был очевиден, по крайней мере эпизодически, у восемнадцати вдов. Наступление третьей фазы – дезорганизации и отчаяния – означает, что горюющий понимает: поиски не увенчались успехом, фигура привязанности отсутствует в окружении. Четвертая фаза – реорганизации – сообразуется с утратой фигуры привязанности: жизнь организуется с учетом того, что объект недоступен.

В целом, подводя итог рассмотрению процесса горевания в свете теории привязанности, можно отметить, что наиболее интенсивные аффекты, вызываемые утратой, связаны со страхом покинутости, который актуализирует тоску по утраченной фигуре и гнев по поводу того, что ее нельзя найти. Гнев при этом может быть адресован тем, кто, по мнению горюющего, несет ответственность за утрату, за препятствия в воссоединении.

Одна из самых известных моделей горевания как стадиального процесса принадлежит Э. Кюблер-Росс, американскому психологу швейцарского происхождения, создательнице концепции психологической помощи умирающим больным (Кюблер-Росс, 2001). Ее взгляд основан на материале многолетнего междисциплинарного семинара, проводимого в соматической клинике в Чикаго. В нем принимали участие психологи, священники, врачи и медсестры. Участники семинара смотрели и слушали беседу исследовательницы с пациентом за зеркалом Гезелла и затем обменивались своими впечатлениями от услышанного. Цель семинара первоначально состояла в изучении смерти как самого глубокого кризиса в жизни человека. По мере общения с умирающими выделилась насущная практическая потребность – понять, как можно помочь умирающим людям, в чем именно эта помощь может состоять, а также научиться лучше понимать и принимать отношение к смерти, существующее у разных специалистов помогающих профессий и пациентов.

Если в распоряжении пациента достаточно много времени (т.е. речь не идет о внезапной и неожиданной смерти) и ему помогают преодолеть описанные выше этапы, он достигнет пятой стадии – принятия, когда депрессия и гнев отступают, когда чувства высказаны и выплаканы. Состояние, характеризующее эту стадию, Кюблер-Росс называет смирением, успокоением. Пациент уже выплеснул все прежние чувства – зависть к здоровым людям и раздражение теми, чей конец наступит еще не скоро. Он перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей и вещей и теперь начинает размышлять о грядущей смерти с определенной долей спокойного ожидания. Нередко пациент ощущает усталость, физическую слабость, эмоциональное отдаление от родных. Одними пациентами заключительное смирение достигается без посторонней помощи, другие же нуждаются в сопровождении (на отдельных или на всех этапах) – для того, чтобы умереть спокойно и с достоинством.

Несмотря на стадиальность модели, ее автор отмечает, что стадии могут пересекаться, они не просто сменяют друг друга, но перекрываются и некоторое время сосуществуют. На процесс протекания этих стадий также оказывает влияние отношение окружающих – персонала, семьи, их понимание происходящих с пациентом процессов и готовность воспринимать его потребности.

Согласно Вордену, процесс горевания целесообразно рассматривать как процесс решения психологических задач. Когда задачи решены, можно говорить о том, что человек завершил горевание. В модели Вордена предполагается некоторая последовательность задач, но автор специально оговаривает, что их решение не обязательно должно строго следовать этой последовательности.

Отрицание необратимости потери выражается в неприятии мысли о том, что умерший больше никогда не вернется, в поддержании длительной надежды на воссоединение с умершим при жизни горюющего – с помощью эзотерических практик, обращения к медиумам, экстрасенсам. Следует отличать надежду на общение при жизни от религиозных представлений верующих о встрече после смерти.

Решению первой задачи – принятия – способствуют закрепленные в культуре ритуалы прощания с умершим: похороны, отпевание, поминки. Ряд обстоятельств, связанных со смертью, может серьезно препятствовать прохождению этой задачи: если по каким-либо причинам горюющий не имел возможности быть на похоронах, если умерший пропал без вести или был похоронен в закрытом гробу. В этих случаях оказывается размыта реальность смерти.

Ворден описывает нередко встречающиеся в практике четыре типа осложненного горевания.

Определение того, протекает ли горевание естественным образом в направлении постепенного разрешения или же рискует стать осложненным, важно для понимания стратегии и тактики работы с клиентом.

Так, Ворден полагает, что в случае неосложненного горевания достаточно такой формы работы, как консультирование горя, назначение которого состоит в фасилитации решения четырех задач горевания. Консультант может помочь, во-первых, в осознании и принятии реальности потери; во-вторых, в том, чтобы горюющий мог справляться с выражаемыми и скрытыми аффектами, мог их идентифицировать и лучше понимать; в-третьих, преодолевать различные препятствия на пути адаптации к жизни после потери; в-четвертых, содействовать нахождению способов помнить умершего и в то же время продолжать жить дальше удовлетворяющим образом. Описывая задачи консультирования горя более подробно, Ворден выделяет следующие пути их решения. Осознанию потери способствует предоставление горюющему возможности рассказать о том, как произошла потеря (внимательное выслушивание); поддержание и инициирование рассказа горюющего вопросами об обстоятельствах смерти, о том, как он узнал о смерти, о похоронах и т.д; поддержание и инициирование рассказа горюющего о визитах на кладбище; поддержание воспоминаний горюющего об умершем. В целом для решения первой задачи важно способствовать вербализации опыта горюющего, связанного с обстоятельствами смерти.

Помочь пройти через болезненные чувства, связанные с утратой, позволяет создание между консультантом и клиентом доверительных и стабильных отношений для осознания и выражения чувств горюющим. Особое внимание обращено на работу с переживаниями, которые могут расцениваться как социально неприемлемые для горюющего (облегчение, гнев в адрес умершего).

Заключение

Данная статья была посвящена обзору сведений относительно закономерностей процесса горевания и возможных траекторий его развития – от неосложненного до такого, которое имеет выраженный риск дезадаптации скорбящего. Отмечается, что трудности диагностики рисков связаны с разнообразием вариантов протекания горевания, существенными различиями в интенсивности и длительности горя в виду многочисленных индивидуальных особенностей и обстоятельств утраты. Представленная в обзоре информация о стадиях протекания горевания, о возможных факторах, приводящих к нарушениям нормальной динамики горевания, о признаках и видах отклонений в нормальном горевании, а также о задачах, которые горюющий должен завершить в период протекания реакции горя (по Дж. Вордену), призвана содействовать специалистам помогающих профессий в выявлении и переработке осложненного горевания в их практической деятельности.

The problem of identifying the complicated mourning in clinical practice

Annotation

There is a brief summary of some basic statements which are helpful to work with loss and mourning: stages of mourning, tasks of mourning, types of complicated grief. In spite of the fact, that this well-known statements exist and help to understand the process, there are also a lot of difficulties to define complicated grief and separate it from "normal grief" on the one hand, and from different severe disorders like depression and anxiety, on the other hand. Factors of mourning which are important to define if the grief is complicated or not, were observed in the article.

Кeywords: loss, mourning process, stages of mourning, tasks of mourning, "normal mourning process" , abnormal grief reactions, complicated grief, types of complicated grief, discussion about how to define complicated grief, grief counselling and grief therapy.

Читайте также: