Банк россии доклад о конкуренции

Обновлено: 02.07.2024

Банк России подготовил консультативный доклад о подходах к реализации политики по развитию конкуренции на финансовом рынке. В материале дано определение конкуренции и указаны ориентиры для достижения целевого состояния конкурентной среды на финансовом рынке. Доклад представлен для общественного обсуждения.

Конкуренция – важный фактор развития финансового рынка. Она стимулирует игроков к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, а также к более полному удовлетворению запросов потребителей. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов конкуренция выделена в качестве одного из четырех ключевых направлений.

Авторы доклада определяют конкуренцию как соперничество между поставщиками финансовых услуг за потребителя. Развивая конкуренцию, Банк России стремится обеспечить формирование на рынке такой среды, в которой потребители обладают и пользуются возможностью влиять своим выбором на конъюнктуру рынка, а поставщики финансовых услуг выигрывают конкурентную борьбу, предлагая лучшее ценностное решение на основе рыночных конкурентных преимуществ.

Для достижения целевого состояния выбраны три ориентира. Во-первых, речь идет о потребителях, которые своим выбором влияют на характер предложения и, таким образом, становятся движущей силой конкуренции. Во-вторых, результаты конкурентной борьбы должны иметь рыночную основу и побуждать участников рынка к дальнейшему соперничеству. Нерыночные факторы, привилегии или особые условия отдельных участников, наоборот, формируют ощущение несправедливости и снижают стимулы к ведению и развитию бизнеса в масштабах рынка. Третий ориентир – формирование проконкурентной среды, в которой развиваются новые финансовые технологии и действует гибкое регулирование, не препятствующее позитивным изменениям на рынке, где мелкие компании имеют доступ к платформенным решениям и аутсорсингу. Целевые ориентиры показывают участникам финансового рынка, какие практики конкуренции являются, по мнению Банка России, продуктивными и на какие рыночные проявления регулятор считает необходимым реагировать.

Фото: Владислав Шатило / РБК

В документе Центробанк впервые с 2018 года раскрыл комплексные оценки концентрации основных игроков в поднадзорных ему отраслях. На их основе он готовит индекс CBR-Composite, отражающий состояние конкуренции в разных сегментах финрынка. Красная зона индекса соответствует низкому уровню конкуренции, желтая — умеренному, зеленая — высокому. Из 15 сегментов к первой группе относятся девять, ко второй — четыре, к третьей — два. Оценки охватывают период 2019–2020 годов.

Доля лидера рынка по обороту на брокерском рынке с 2018 по 2020 год выросла с 18,1 до 21,3%, при этом доля топ-5 компаний составляет даже менее 50% от оборота всего рынка — это единственный сегмент, где крупнейшие игроки не охватили большую его часть. На рынке ОСАГО за два года доля лидера выросла с 15,7 до 17,4%, а доля пяти крупнейших компаний — с 57,7 до 64,2%.

Банковский сектор почти полностью находится в красной зоне индекса, и ситуация там не улучшается. Так, на рынке кредитования доля лидера за два года выросла с 37,2 до 47,3%, а доля топ-5 банков — с 67,5 до 75,7%. В кредитовании физлиц наблюдается низкий уровень конкуренции, в кредитовании компаний — умеренный.

Хуже всего ситуация на рынке карточных переводов, где доля лидера остается самой высокой в сравнении с другими рынками, хотя она и сократилась за два года с 94 до 92,2%. Доля топ-5 банков при этом незначительно выросла — с 95,7 до 95,9%. На рынке карточных платежей конкуренция также в красной зоне (доля лидера увеличилась с 70,5 до 71,2%).

В зоне низкой конкуренции также находится и рынок доверительного управления — как по объему портфеля, так и по количеству клиентов. Доля пяти крупнейших игроков на нем составляет 72,3 и 92,7% соответственно. Брокерский рынок ЦБ также относит к низкому уровню конкуренции по количеству клиентов: доля лидера составляет 34,7%, а доля топ-5 компаний — 89,2%.

В зоне умеренной конкуренции находятся негосударственные пенсионные фонды, занимающиеся как обязательным пенсионным страхованием (доля пяти крупнейших компаний — 79,3%), так и негосударственным пенсионным обеспечением (77,9%).

Как развивать конкуренцию

Для развития конкуренции на финансовом рынке ЦБ планирует разработать и внедрить регулирование экосистем, а также создать цифровой рубль, который позволит переводить деньги без привязки к банкам, напоминает регулятор в докладе. Вместе с тем ЦБ хочет внедрить политику конкурентного нейтралитета государства, предполагающую создание равных условий для всех участников рынка. Например, конкурентный нейтралитет подразумевает доступ разных финансовых организаций к участию в пилотировании государственных проектов и к выполнению программ господдержки. Это также означает либо выход государства из капитала финансовых организаций, если такое участие не оправдано целями государственной политики, либо соблюдение принципов конкурентного нейтралитета, если приватизация нецелесообразна (то есть выделение коммерческой и конкурентной составляющей бизнеса).


Конкуренция — необходимый элемент рыночных отношений, выступающая движущей силой развития рынка и его участников. Существует множество определений конкуренции, которые сводятся в основном к соперничеству (борьбе) между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Являясь разновидностью рыночной конкуренции, банковская конкуренция обладает рядом специфических черт:

‒ конкуренция разворачивается не только между банками, но и небанковскими финансовыми институтами и нефинансовыми организациями;

‒ конкурентное пространство включает в себя множество рынков, на одних банки выступают в качестве продавцов, на других — в качестве покупателей. Рынок банковских услуг не является единым пространством, а представлен различными сегментами.

Современные коммерческие банки функционируют практически во всех рыночных секторах, в связи с чем сфера конкуренции очень обширна. В целом банковская конкуренция осуществляется на трех уровнях.

Первый уровень или основной, эта непосредственно конкуренция между коммерческими банками.

Второй уровень — это конкуренция между банками и небанковскими кредитными организациями. В последние годы на финансовом рынке важную роль стали играть специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К ним можно отнести страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, хедж-фонды, кредитные союзы, кредитные кооперативы и др.

Третий уровень — это конкуренция между банками и нефинансовыми организациями. В настоящее время все более заметную роль начинают играть новые технологичные компании ФинТех, предоставляющие услуги, которые традиционно являлись банковскими.

Начнем исследование с первого уровня, т. е. межбанковской конкуренции.

Обратимся к институциональным характеристикам банковского сектора. На начало 2018 года численность действующих кредитных организаций составила 508 единиц, сократившись за 9 лет на 550 организаций. Следует отметить, что тенденция сокращения числа банков (большинство кредитных организаций — это банковские кредитные организации) начала формироваться давно, но заметно активизировалась с 2014 года. Основная причина сокращения численности банков — отзывы лицензий Банком России.


Рис.1. Динамика численности кредитных организаций [1]

Таким образом, можем констатировать сокращение участников рынка. Как уменьшение числа участников рынка влияет на конкуренцию? Если численность участников небольшая, то их сокращение может привести к изменению интенсивности конкуренции. На банковском рынке число участников достаточно большое и их сокращение на состояние конкуренции существенного влияния не оказывает.

Большое распространение для оценки интенсивности конкуренции получил подход на основе оценки распределения рыночных долей конкурентов. Для оценки характера распределения рыночных долей используют показатель рыночной концентрации. Чем выше показатель, тем выше монополизация рынка и ниже интенсивность конкуренции. Показатель рассчитывается для 3,6,10,20,50 и 100 участников рынка. Наибольшее распространение получил расчет для 4-х лидеров рынка. Рассчитаем коэффициент концентрации по формуле:


n-количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Рассчитаем коэффициент концентрации для банковского рынка по объему активов.

Доли лидеров рынка по величине активов,%[1]

Монополия с окружением: Эльвира Набиуллина против гегемонии госбанков

Фото: Максим Платонов

Лидер и окружение

ЦБ 7 июня представил аналитический доклад об уровне конкуренции на финансовом рынке. Доклад готовился при участии Федеральной антимонопольной службы, а содержащиеся в нем выводы строились на расчетах индекса Линда и индекса развития рыночной конкуренции. Первый из них позволяет определить количество организаций, которые занимают лидирующее положение на рынке. Второй индекс дает представление об общем уровне конкуренции за счет сопоставления рыночной доли лидеров и их последователей.

ЦБ смотрел, как обстоят дела с конкуренцией в нескольких видах финансовых услуг — и констатировал, что в каждом из них доминирующее положение занимают Сбербанк и его ближайший конкурент ВТБ. Как подсчитал регулятор, в сегменте кредитования и депозитов физических лиц Сбербанк входит в число лидирующих игроков в 83 из 85 регионах; а ВТБ — в 68. В кредитовании и привлечении средств организаций Сбербанк сохраняет лидирующие позиции в 82 субъектах РФ, а ВТБ имеет одну из главных позиций в 61 регионе.


Как подсчитал регулятор, в сегменте кредитования и депозитов физических лиц Сбербанк входит в число лидирующих игроков в 83 из 85 регионах. Фото Олега Тихонова

За ассортимент, против рекламы

Со времени, когда, став во главе ЦБ, Эльвира Набиуллина начала расчистку банковского сектора, сжалась сама институциональная среда. С 2013 по 2018 год число действующих банков сократилось более чем на 40%. Если в начале 2013-го в пяти крупнейших кредитных организациях было сконцентрировано чуть более половины общих активов сектора, то к началу этого года те же пять игроков имели почти 56% всех активов.

Также на 1 января в банках из топ-5 хранилось свыше 64% всех вкладов населения (это 16,74 трлн рублей) и чуть менее 59% от совокупного объема депозитов и средств на счетах организаций (14,6 трлн). Перекос заметен и в финансовом результате. На начало этого года пять крупнейших банков имели прибыль в размере 979 млрд рублей, тогда как игроки, занимающие 6—20 места в банковской системе, заработали 452 млрд убытка.


Вдобавок сложности для многих банков создает нормативно-правовая база: ЦБ пишет, что сегодня в России есть не менее 57 федеральных актов, предъявляющих повышенные требования при оказании ряда банковских услуг (к примеру, при привлечении средств бюджетных организаций). Обычно эти требования касаются размера собственного капитала. Из-за этого доступ к оказанию таких услуг имеет только ограниченный круг банков.

Учитывая это, регулятор считает целесообразным обеспечить равный доступ всех банков к привлечению некоторых видов средств, предоставлению гарантий по госконтрактам, а также к получению субсидий по отдельным программам.

Еще одно предложение касается зарплатных проектов: ЦБ выступает за то, чтобы обязать отдельные категории работодателей на выбор предлагать сотрудникам не один, а несколько банков-операторов.


Читайте также: