Авангард в первой половине 20 века доклад

Обновлено: 05.07.2024

Авангард — это революционное восприятие действительности, и 20 век стал эпохой, когда революционное мышление в искусстве стало следствием изменений в обществе, охвативших всю планету. Под авангардом можно объединить кубизм, примитивизм, футуризм, дадаизм, другие идеи, самые разные имена. Новое искусство стало символом своего времени, – это связано именно с революционными процессами.

Художники видели революцию по-своему: они приветствовали революцию в искусстве, революцию духа, они стремились к радикальному разрыву с искусством традиционным, классическим. Авангардисты смело отказывались от реалистического воплощения физического мира, они создавали собственный язык, описывая им метафизические невидимые процессы. Идеи авангарда стали способом постичь нечто неизвестное, непознаваемое.

Авангард стал следствием катастроф 20 века, его разломов и трагедий. Искусство уже не могло оставаться прежним после того, как общество прошло через страшную Первую мировую войну, после двух революций в России, кровопролитной и жестокой Гражданской войны. Художники не могли больше обращаться к мягким натюрмортам и нежным пейзажам. Философ Теодор Адорно отмечал, что после Освенцима писать стихи - это варварство. После всех лишений мир стал другим, и понять его можно было только через призму философии.

Авангард зародился в грандиозное время, в России он застал эпоху Серебряного века. Эпоха стала временем больших экспериментов, надежд и великих разочарований. Принцип авангарда можно обнаружить в появлении практически каждого нового течения: так, импрессионизм стал реакцией на эмоциональный отклик в душе художника, нуждающегося в смене фокуса с фотографического восприятия мира на свой собственный.

Для своего времени авангард стал взрывом, однако взрыв этот был достаточно предсказуемым. К нему привел и системный кризис культуры, фундамент которой к 20 веку оказался исчерпанным, и технический прогресс. Появление кинематографа и фотографии привело к тому, что копирование кистью реальности перестало быть востребованным. Авангард стал идеей, способной радикально перевернуть мировосприятие и подарить миру, в том числе и новую надежду.

Мы объявляем две недели, посвященные авангарду.
Мы расскажем о разных течениях, художниках, фотографах, режиссерах и писателях.




Основатель направления - Казимир Малевич. Художники передавали реальность при помощи геометрических фигур ярких оттенков, где цвет и форма в виде геометрии самодостаточно выразительна. В основе изображения были треугольники, круги, квадраты и линии.

Основатели стиля Малевич и Кандинский. Представители абстракционизма берут в качестве основы простые и сложные формы, линии, плоскости и играют с цветом. К реальным предметам то, что получается в итоге, не имеет никакого отношения.

Художники подчеркивали современные социальные проблемы, связанные с будущим. Темы творчества сосредоточены на развитии техники, автомобилей и самолётов, на промышленной революции, на проблемах молодежи и насилия.

Основатель направления - Михаил Ларионов. Картины лучистов представляли собой абстрактные сочетания пучков разноцветных лучей и лучистых форм. Лучизм как бы стирает границы между натурой и картинной плоскостью.

Картины в стиле кубизм узнаваемы благодаря изображаемому миру, раздробленному на фрагменты. Образы деформированы, нелогичны, ирроциональны, разбиты на отдельные детали. В этом и состоит основное новаторство стиля.

Конструктивизм в живописи - утилитаризм или производственное искусство, которое построено не на обычных фантазиях человека, а на полезных для общества идеях. Оказал влияние на немецкую школу дизайна Баухауса и художественного движения Де Стейла.

Рассказываем о художниках-авангардистах и о самых значимых
и обсуждаемых картинах этого художественного направления.

Кандинский считал картину "Композиция VIII" одной из самых главных в своем творчестве – он передал точное определение своей теории об эмоциональных свойствах цвета, линии и формы. В период окончания работы над этой картиной Кандинский писал книгу "Точка и линия в пространстве", в которой он предложил концептуальные основы творчества и метод, с помощью которого раскрывается смысловая наполненность абстрактных картин.

Кандинский считал, что цвет имеет свое звуковое соответствие, а созерцание этой композиции действительно имеет звуковое воспроизведение. Это очень динамичная композиция, которая кажется на первый взгляд хаотичной, имеет свою четкую последовательность возникновения.

Обратите внимание: основой композиции является линейная пирамида. Движение раскручивается из большого левого круга, который являет собой форму из древнего эпоса. Дальше, как пузыри, возникает по всей поверхности движение кругов разных масштабов. Сверху появляются линии, готовые отстукивать ритм, подобно барабанным палочкам. Геометрические мозаичные формы подчиняются, сами организуются этим ритмом и выстраиваются в один ансамбль, где нет ничего лишнего. А в центре композиции оказывается точка.

Все знают художника Казимира Малевича. Даже те, кто далек от мира искусства и видел его картины только в учебниках, а о существовании русского авангарда только догадываются. Знаменитый "Черный квадрат Малевича" - одна из самых значимых и обсуждаемых его работ, получившая мировое признание.

Но сегодня мы хотим поговорить о не менее важной работе Малевича – "Спортсмены". Несмотря на то, что картина "Спортсмены" датирована 1915 годом, написана она была на закате творчества, - примерно 1930 год. Объяснить такое решение художника можно самой картиной. Казимир хотел продемонстрировать логический переход от реализма к супрематизму. Сам он описал свою работу, как "супрематизм в контуре спортсменов".

Ритм, цвет и композиция картины не имеют связи с реальностью и демонстрируют супрематическое мироощущение, совершая переход в качественно новое состояние. Спортсмены, ритмично выстроенные в ряд, - это повторение одной и той же фигуры, которая похожа на цветные пазлы, состоящие из основных супрематических цветов – черного, красного, синего, желтого и белого. Большая часть фона у Малевича белая, что для него самого символизировало мир чистоты и совершенства.

Архитектор и дизайнер ирано-британского происхождения, первая женщина, ставшая лауреатом престижной Притцкеровской премии, легенда, чьё имя и чей стиль стали всемирно известными в архитектурной среде. Да, это Заха Хадид.

Хадид часто говорила, что сильное влияние на её творчество - и как художницы, и как архитектора - оказал русский авангард, особенно в лице Казимира Малевича. Под руководством своего учителя в Архитектурной ассоциации в Лондоне, Заха создавала свою дипломную работу - Отель на мосту. Проект назывался "Тектоник Малевича".

Первые самостоятельные работы дизайнера также напоминали работы Кандинского, Малевича и других мастеров русского авангарда. Проекты Захи Хадид - это путешествие по миру удивительных конструкций в области архитектуры, дизайна, создания театральных декораций и даже проектирования обуви.

Композиция Хадид - это соединение архитектурного пространства интерьера, внутри которого экспонируется супрематизм, и дизайнерских эффектов. На фоне экспозиции Хадид использовала эффект конструктивного усиления образа, подчеркивая перспективу чёрной контрастной графикой и зеркальным свечением.

Родоначальник новых течений, дизайнер, архитектор, модельер, художник - она внесла свою лепту практически во всех направлениях искусства, а её проекты на данный момент остаются частью огромного мемориального комплекса.

Гений архитектуры. Человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, которые существовали в первой половине ХХ века, - так о нем отзывались архитекторы разных поколений и стран.

Авангард

Михаил Федорович Ларионов. Лучистый пейзаж

Казимир Северинович Малевич. Скачет красная конница

Наталья Сергеевна Гончарова. Лес. Красно-зеленое

Эдвард Мунк. Солнце

Течения авангардного искусства

преломил объективную реальность через разочарование и страхи , претерпеваемые людьми в неспокойные времена. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную субъективную составляющую произведения , которую автор стремился донести до зрителя.

Эдвард Мунк. Крик

Пабло Пикассо. Дружба

Футуризм
Это движение , возникшее в 1910-х годах , делало ставку на будущее , на постоянное движение. Неотъемлемой составляющей футуризма стали не только объекты искусства , но манифестации , программы , теории взглядов , которые пропагандировали художники и поэты. Искусствоведы считают , что футуризм наследовал цветовые эксперименты фовизма и художественные формы кубизма. Скорость , энергия , ощущение движения , доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления , как конструктивизм

Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.

Владимир Евграфович Татлин. Автопортрет. Матрос

Сальвадор Дали. Явление города Делфта

Авангард и модернизм

Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк. Читать дальше

, сюрреализм , дадаизм , кубизм. При этом можно считать , что модернизм — более емкое понятие , поскольку им обозначают и более ранние направления — импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше

и постимпрессионизм , а также и более поздние — оптическое и кинетическое направление в искусстве. И авангард , и модернизм выступают за внутреннюю свободу художника , бросающего вызов классическим канонам.

Известные имена, художественные объединения и знаковые произведения русского авангарда — в нашем спецпроекте. Переходите по буквам и знакомьтесь с ключевыми понятиями и фигурами направления.

Известные имена, художественные объединения и знаковые произведения русского авангарда — в нашем спецпроекте. Переходите по буквам и знакомьтесь с ключевыми понятиями и фигурами направления.

Известные имена, художественные объединения и знаковые произведения русского авангарда — в нашем спецпроекте. Переходите по буквам и знакомьтесь с ключевыми понятиями и фигурами направления.

Узнавайте историю русского авангарда в формате коротких роликов в Клипах ВКонтакте.

Буква А

Буква Б

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область

Буква В

Буква Г

Буква Д

На вокзале — композитор Роже Дезормьер, Сергей Дягилев, танцовщик Серж Лифарь, писатель и театрал Борис Кохно, балерины Александра Данилова, Фелия Дубровская и Любовь Чернышева

На вокзале — композитор Роже Дезормьер, Сергей Дягилев, танцовщик Серж Лифарь, писатель и театрал Борис Кохно, балерины Александра Данилова, Фелия Дубровская и Любовь Чернышева

Буква Е

Буква Ж

Буква З

Буква К

Буква Л

Буква М

Буква Н

Буква О

Буква П

Примитивизм как направление авангарда сформировался в конце 1900-х годов, в нем сильно было влияние национальной фольклорной традиции. Само слово впервые использовал в рецензии поэт Сергей Маковский. Примитивизм — это сознательное упрощение. Инфантильные, немного наивные и слегка неуклюжие формы: то ли рисунок ребенка, то ли наскальная живопись, то ли сказочный русский лубок.

Буква Р

Буква С

Участники группы Уновис. Витебск, 1922 год. Слева направо: стоят Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. Справа налево: на переднем плане — Иван Червинко, Георгий Носков, Михаил Векслер, Н. Фейгельсон; над ними — Ефим Рояк; сидит — Николай Суетин; за столом — Лев Юдин, Нина Коган, Вера Ермолаева; у доски стоит Казимир Малевич, рядом — Лазарь Хидекель, Илья Чашник

Участники группы Уновис. Витебск, 1922 год. Слева направо: стоят Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. Справа налево: на переднем плане — Иван Червинко, Георгий Носков, Михаил Векслер, Н. Фейгельсон; над ними — Ефим Рояк; сидит — Николай Суетин; за столом — Лев Юдин, Нина Коган, Вера Ермолаева; у доски стоит Казимир Малевич, рядом — Лазарь Хидекель, Илья Чашник

Буква Ф

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! —
В лаве бурныя морщины, —
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко — ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.

Пробуждается и встает
в белых клубах негр
смотрит на круглый живот
пробует острый верх
водомет голубой крыло головы
зубы сверкают среди барвинков
лежа на копьях листвы
кто-то играет на скрипке.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! —
В лаве бурныя морщины, —
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко — ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.

Пробуждается и встает
в белых клубах негр
смотрит на круглый живот
пробует острый верх
водомет голубой крыло головы
зубы сверкают среди барвинков
лежа на копьях листвы
кто-то играет на скрипке.

Буква Х

Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.

Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей. Облакини сени кидали
Над печальными далями далей. Облакини сени роняли
Над печальными далями далей… Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.

Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном
свитке Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей…
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Буква Ц

Буква Ч

Буква Ш

Буква Щ

Буква Э

Буква Ю

Буква Я

Читайте также: