Ассоцианизм первая психологическая школа доклад

Обновлено: 20.05.2024

Д.Гартли (1705-1757) является основателем ассоциативной психологии, которая просуществовала как доминирующее психологическое направление до начала XX века. Получив вначале богословское, а за тем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. Хотя понятие ассоциации было введено еще Аристотелем, а сам термин – английским философом Д.Локком, подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые именно Гартли. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы, по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было очень характерной приметой психологии XVIII века. Не избежал такого подхода и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

Работа содержит 1 файл

История психологии.docx

  1. Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
  2. Зарождение ассоциативной психологии, её роль в становлении психологической науки

1. Давид Гартли: основоположник ассоцианизма.

Д.Гартли (1705-1757) является основателем ассоциативной психологии, которая просуществовала как доминирующее психологическое направление до начала XX века. Получив вначале богословское, а за тем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. Хотя понятие ассоциации было введено еще Аристотелем, а сам термин – английским философом Д.Локком, подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые именно Гартли. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы, по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было очень характерной приметой психологии XVIII века. Не избежал такого подхода и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию. Учение об ассоциации Гартли базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга - большой и малый.

Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Гартли по сути создает свою теорию рефлекса, которая и объясняет, исходя из законов механики, активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, являются основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу, что она состоит из нескольких элементов – ощущений, представлений и чувств. Он исходил из представления о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом Гартли объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, считая, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слова и движения.

Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее зависит от того, какой материал для ассоциаций ему поставляют окружающие: поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Гартли был одним из первых психологов, заговоривших о необходимости для педагогов использовать знание законов психической жизни в своих обучающих методах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, будет более стойким, а отрицательное чувство поможет забыванию рефлекса. Поэтому возможно формирование социально одобряемых форм поведения, возможно формирование идеального нравственного человека – необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные. Таким образом, теория идеального человека возникла еще в XVIII веке и была связана с механистическим пониманием его психической жизни.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии. Достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия, и, хотя она неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, послужили дальнейшему развитию психологии.

2.Зарождение ассоциативной психологии, её роль в становлении психологической науки

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественно - научную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Беркли отверг разделение качеств предметов на первичные и вторичные, о чем говорили Демокрит и Локк. Беркли утверждал, что никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не существует.

С этих же позиций Беркли проанализировал другие компоненты процесса построения зрительного восприятия.

При этом простые идеи происходят от простых впечатлений, которым они и соответствуют и которые, как правило, достаточно точно воспроизводят. Но существуют и более сложные идеи, которые не связаны напрямую с опытом. Так, человек может представить себе крылатую лошадь или золотую гору, которых он никогда не видел и не увидит, однако составные части любой, самой сложной, идеи все же происходят из впечатлений.

Рассуждения о механизмах формирования сложных идей привели Юма к обсуждению роли ассоциаций, которые лежат в основе мышления. Он выделял ассоциации по сходству, контрасту, смежности в пространстве и времени, а также по закону причинной связи. Последние стали предметом особенно пристального анализа с его стороны. Он доказывал, что на основе одного восприятия, без опыта, невозможно составить картины мира и тем более действовать в нем. Так, наблюдая за текущей водой, можно сказать о ее цвете или быстроте течения, но нельзя предположить, что в ней можно утонуть или что по ней можно сплавлять бревна. Ни один объект не проявляет при чувственном восприятии ни причин, его породивших, ни действий, которые он может произвести. Только опыт раскрывает эти связи, и человек, привыкнув наблюдать за явлениями, происходящими в определенной последовательности, начинает думать, что одно явление служит причиной другого. Но любой опыт человека ограничен, поэтому то, что кажется ему причинно-следственной связью, может быть связью случайной. Наше предвидение, основывающееся на привычке и опыте, может быть лишь вероятным, но не истинным. Отрицая достоверную связь между явлениями, Юм приходил к выводу, что источник этой связи не внешний мир, но сам человек, особенности его психики, которые трансформируют собственные привычные представления в не зависящую от сознания причинную связь. По мнению Юма, не причинная связь лежит в основе ассоциаций, а ассоциация как универсальное свойство психики лежит в основе создания причинной связи, наших суждений. Так ассоциация, как и у Локка, становится причиной заблуждений, свойственных мышлению человека. Однако у Юма это заблуждение не ошибка, но закономерный результат мыслительного процесса, так как других знаний у человека и быть не может.

Ассоциативная психология положила начало процессу выделе­ния психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоциа­низма произошло и изменение ориентации психологии с философ­ской на естественно-научную методологию, начался поиск объек­тивного метода исследования и становление экспериментальной психологии. Некоторые вопросы ассоциативной психологии раз­рабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ас­социанизма как психологической школы связано с именем Д. Гарт-ли, который построил на механизме ассоциативной переработки всю свою психологическую теорию.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психо­логии. Достаточно сказать, что теория ассоцианизма просущество­вала почти два столетия и хотя неоднократно подвергалась крити­ке, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой формирования многих научных концепций. Важными были и вы­сказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания личности и необходимость управлять этим процессом очень созвучны подходам рефлексоло­гов и бихевиористов, разрабатываемым уже в XX в.

Появление работ, посвященных чисто психологической проб­лематике и анализу ее места в системе наук (например, в трудах Канта), курса психологии в учебных заведениях доказывает, что уже к концу XVTII в. благодаря развитию ассоцианизма психология рассматривалась как самостоятельная наука. Поэтому если экспери­ментальную психологию по праву связывают с именем В. Вундта, то выделение психологии в самостоятельную область научного ис­следования можно соотнести с появлением работ Д. Гартли. Одна-

206 Часть //. Психология

ко с развитием науки, появлением новых данных в физике, биоло­гии, физиологии многие положения Гартли стремительно устаре­вают. Это приводит к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций.

В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единст­венной психологической школой, предмет которой — сознание — был признан всеми без исключения учеными. В классических тео­риях ассоцианизма, появившихся в начале XIX в., содержание со­знания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.

В 1940—1950-х гг. появились новые факторы, обусловившие су­щественные изменения в развитии науки. Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого привело к пересмотру крите­риев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии — теологическое, метафизическое и, нако­нец, научное, или позитивное, мышление. По его мнению, не толь­ко люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а в некоторых иж них они переплетаются, сочетая истинное исследование с мета­физикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которой выделяются так называемые абст­рактные науки, имеющие дело не с предметами, но с процессами, при изучении которых могут быть введены не отдельные факты, но всеобщие законы.

Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт относил ее к метафизическим и, частично, даже теологическим наукам и считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной дис­циплины, соединившись с биологией и социологией (так он назы­вал все общественные науки).

Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объек­тивной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пере­смотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук. Веду­щие психологи XIX в. — Д.С. Милль, Г. Спенсер, как и представите­ли других направлений, разделяли позитивистские воззрения и, ис-

Глава 2. История развития психологической науки 207

Уже во второй половине XIX в. ведущие ученые (Д.С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И.Ф. Гербарт, В. Вундт), предлагая варианты построения психологии, доказывали необходимость изменения ее предмета и введения нового метода, более точного, чем самонаб­людение. Помимо того что самонаблюдение не было объективным, оно могло считаться достоверным только в том случае, если психи­ка ограничивается областью сознания. Но уже к середине XIX в. все больше ученых приходят к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Возникающая необ­ходимость исследования психики маленьких детей, животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.

Поэтому психология должна, в о-п ервых, научиться использо­вать наблюдение за другими, в о-вторых, разработать новый объ­ективный метод изучения душевной жизни. Так, с середины XIX в. появляется все большее количество работ, предлагающих разнооб­разные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и ме­тод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сечено­ва, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Ч. Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психо­логии в сторону естествознания. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и повергалась крити­ке со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в реше­нии ее проблем. В то же время активно развивающееся естество­знание, прежде всего биология и физиология, давали психологии оружие в борьбе за объективность, помогали сформировать экспе­риментальный подход к психическому.

208 Часть П. Психология

Теория эволюции давала также возможность пересмотреть по­стулаты механического детерминизма, безнадежно устаревшего к этому времени. Идея о том, что целью психического развития явля­ется адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая, биологическая детерминанта помогала со­отнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев и предмет психологии. Говоря о том, что психология изучает ассоци­ации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо от­метил Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведе­ния. Это не только расширяло область ее исследований, но предо­ставляло возможность применения эксперимента, объективной проверки полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансфор­мируется в науку о познавательных процессах. Эволюционный под­ход давал также возможность изучить не сформированную, но только формирующуюся психику, проследить этапы ее становле­ния, открыть новые психические закономерности. Поэтому гене­тический метод получал все большее распространение, приведя и к появлению генетической (возрастной) психологии.

Появление первой экспериментальной психологической лабо­ратории, открытой Вундтом, явилось кульминационной точкой в развитии ассоцианизма, но одновременно и его логическим завер­шением. Это было связано с тем, что Вундт, обосновав возмож­ность (исходя из методологии ассоциативной психологии) выстро­ить экспериментальные методы изучения психики, одновременно доказал, что ассоциация не является универсальным механизмом психической жизни. Это положило начало поиску новых теорети­ческих постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разде­лению на несколько независимых направлений.

Поиски новой методологии были ускорены и убеждением Вунд-та в невозможности экспериментального исследования мышления и других высших познавательных процессов. Однако уже ближай­шие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального анализа, как и самые элементарные. Опровергали это положение и работы Эббингауза, изучавшего память. Дискуссии о правомерно­сти этих исследований, связи полученных в них материалов с дан­ными интроспекции (самонаблюдения) открыли путь к методоло­гическому кризису в психологии.

Ассоциативная психология — это направление психологии, которое объясняет духовность, эмоциональность и движения человека с помощью ассоциаций, возникающих в процессе. Эта наука образовала ряд школ, теорий, учений и концепций. Специалисты из этой области, считают ассоциации главным элементом, который участвует в работе психики и сознания человека.

Появление и развитие

В середине XVIII-начале XIX века психика человека, полностью определяется ассоциацией.

В XIX и начале XX века наступает кризис в развитии этого учения. Это происходит из-за того, что невозможно найти связь между законами сознания и механики.

С 1900 по 1920 годы ассоциативная психология исчезает, а её идеи занимают место в других направлениях этой науки.

Учёные из этой области пришли к мнению, что ассоциации — это особенный феномен психики, который нуждается в дальнейшем, детальном изучении.

Становление ассоциативной психологии в XVIII в.

Ощущение, Восприятие, Беркли, Зрение, Жизнь, Душевный, Действие, Объект В 18 веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму. Яркими представителями данного направления были: Беркли, Юм и Гартли.

Важным моментом развития психологической науки было появ­ление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы — ассоцианизма, что привело к выделению психологии в са­мостоятельную, а затем и в экспериментальную науку.

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ

[величина предметов, положение в пространстве, удаленность предметов от нас глазом не воспринимаются. Оценка, которую мы даем расстоянию объектов, значительно удаленных от нас, является скорее актом суждения, основанного больше на опыте, чем ощущениях

]. Например, когда мы воспринимаем большое число домов, полей, рек, которые, как мы знаем по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда следует заключение, что объект, который мы видим за ними, находится на далеком расстоянии. Беркли говорит, что пространственные характеристики вещей мы видим через мышечные ощущения, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно для слуха).

Ассоциация между ними становится привычной в случае частого повторения. Поэтому собственно осязаемые качества-расстояние, величина, фигура-начинают восприниматься и зрительно. Таким образом, зрительное ощущение – комбинация зрительных и осязательных ощущений.

Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта.

Идеи бывают простые

(неделимые) и
сложные
. Сложные идеи образуются путем
ассоциаций
. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает ассоциациям следующую классификацию. Неправильные ассоциации – это только по смежности в пространстве и времени, а по закону сходства и причинности – это правильные ассоциации.
Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб насытил нас).
14 стр., 6931 слов

Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии

… другие формы связей отвергаются. Отрицается Беркли и физиологическая обусловленность ощущений и их ассоциаций. Существование идей в уме не означает их … словарь. 2010.) Персоналии: Вебер Э.Х.(1795-1878) исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Вебером был открыт эффект температурной адаптации, …

В следующий раз и затем такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровождался таким же действием. В результате рождается уверенность что и впредь подобные объекты будут вызывать такие же действия, т.е. что одно является причиной другого. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации.

Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Он отрицал существование духовной субстанции,

ДЭВИД ГАРТЛИ

15 стр., 7017 слов

Основы глубинной психологической символики

По Гартли, ассоциации бывают одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображения.

v Память-это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. (Вид человека наводит мысль о его имени).

Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением. Частые вопросы, связанные с памятью: ухудшение памяти у стариков, забывание душевнобольными после выздоровления событий, происходивших в период заболевания, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т.д.- Гартли объясняет грубо материалистически из состояний мозга.

7 стр., 3236 слов

Общая характеристика развития психологических идей в эпоху Просвещения

v В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли – это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных

v Проблема страстей (или аффектов) занимают большое место в психологии Гартли. Страсти рассматриваются в качестве движущей силы поведения. Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным действиям и в этом смысле могут быть обозначены терминалами желания или отвращения. Желания же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называются волей

v С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникновение произвольных движений. По Гартли, от рождения в организме имеется набор первичных автоматизмов. Это движения, которые вызываются внешними раздражителями на основе врожденных готовых механизмов. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц. Если же раздражитель вызывает к тому и ощущение, в мозгу одновременно возникают два очага (например, от осязательного и от зрительного раздражителя), между которыми в силу одновременности устанавливается ассоциация. В дальнейшем одно зрительное впечатление вызывает соответствующее движение. Гартли различает три вида произвольных движений

Полупрозвольные, когда связи еще недостаточно укрепились;

Произвольные, при которых движение вызываются представлениями;

5 стр., 2074 слов

Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли

История психологии Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли Содержание: Введение 3. 1. Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли 4. 1.1 Поведение и психика 4. 1.2 Зарождение и развитие ассоциативной психологии 5. Заключение 11. Библиографический список 12. ВЕДЕНИЕ Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и …

Вторичные автоматизмы – произвольные движения, которые возникают без отчетливого представления о движении, достаточно лишь желания движения.

Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциаций, взятых на месте и действующих друг на друга. Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.

Гартли показал, что для того, чтобы сделать человека тем, что он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала и влияния тех обстоятельств, в которых действительно находится человек.

В 18 веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму. Яркими представителями данного направления были: Беркли, Юм и Гартли.

Важным моментом развития психологической науки было появ­ление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы — ассоцианизма, что привело к выделению психологии в са­мостоятельную, а затем и в экспериментальную науку.

[величина предметов, положение в пространстве, удаленность предметов от нас глазом не воспринимаются. Оценка, которую мы даем расстоянию объектов, значительно удаленных от нас, является скорее актом суждения, основанного больше на опыте, чем ощущениях]. Например, когда мы воспринимаем большое число домов, полей, рек, которые, как мы знаем по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда следует заключение, что объект, который мы видим за ними, находится на далеком расстоянии.
Беркли говорит, что пространственные характеристики вещей мы видим через мышечные ощущения, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно для слуха).

Ассоциация между ними становится привычной в случае частого повторения. Поэтому собственно осязаемые качества-расстояние, величина, фигура-начинают восприниматься и зрительно.
Таким образом, зрительное ощущение – комбинация зрительных и осязательных ощущений. Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта.

Идеи бывают простые (неделимые) и сложные. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает ассоциациям следующую классификацию. Неправильные ассоциации – это только по смежности в пространстве и времени, а по закону сходства и причинности – это правильные ассоциации.
Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб насытил нас).

Исследование философских концепций известных британских мыслителей .

. и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины. Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у Беркли под названием "идея": "Чувственные объекты, будучи вещами непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями". "Идея" .

В следующий раз и затем такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровождался таким же действием. В результате рождается уверенность что и впредь подобные объекты будут вызывать такие же действия, т.е. что одно является причиной другого. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации.

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

. роль играют мышление и речь, органи­чески входящие в ощущение и восприятие. Представление — оживление в сознании образов, вос­принимавшихся в прошлом. По сравнению с тем, что . и мышечно-суставной анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию. Дифференцировка зрительных вос­приятий у этих лиц достигает такого уровня, что они .

По Гартли, ассоциации бывают одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображения.

v Память-это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. (Вид человека наводит мысль о его имени).

Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением. Частые вопросы, связанные с памятью: ухудшение памяти у стариков, забывание душевнобольными после выздоровления событий, происходивших в период заболевания, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т.д.- Гартли объясняет грубо материалистически из состояний мозга.

v В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли – это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных.

v С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникновение произвольных движений. По Гартли, от рождения в организме имеется набор первичных автоматизмов. Это движения, которые вызываются внешними раздражителями на основе врожденных готовых механизмов. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц. Если же раздражитель вызывает к тому и ощущение, в мозгу одновременно возникают два очага (например, от осязательного и от зрительного раздражителя), между которыми в силу одновременности устанавливается ассоциация. В дальнейшем одно зрительное впечатление вызывает соответствующее движение.
Гартли различает три вида произвольных движений:

1.Полупрозвольные, когда связи еще недостаточно укрепились;

2.Произвольные, при которых движение вызываются представлениями;

3.Вторичные автоматизмы – произвольные движения, которые возникают без отчетливого представления о движении, достаточно лишь желания движения.

Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии

. идеями ощущений". Эти простые идеи "путем ассоциаций превращаются в сложные". В связи с этим Гартли замечает, что, "усовершенствовав учение об ассоциации, . другими (осязательными, мышечными, возникающими в результате напряжения глазных . начало какому-нибудь новому движению нашего тела или . идеи выступают в разуме человека; 2) порядок и временная последовательность их появления. Аффекты (страсти) .

Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциаций, взятых на месте и действующих друг на друга.
Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.

Гартли показал, что для того, чтобы сделать человека тем, что он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала и влияния тех обстоятельств, в которых действительно находится человек.

Примеры похожих учебных работ

Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии

. ассоциаций, усложняясь, производит воображение, амбиции, эгоизм, симпатии, любовь к Богу и моральное чувство. Такова, по Гартли, основа этики. (История психологии . воздействуют, - и, следовательно, на головной мозг - вибрации в малых и даже мельчайших .

Историческое развитие идей о связи психики и мозга от античности до наших дней

. психология (VI-II вв. до н.э.) Материальным субстратом, на основе которого протекают психические процессы, является нервная система. Связь между мозгом . и сегодня направляют развитие психологических идей. Но в результате социально-экономической .

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

. компонента интенсивности:перцептивно-аффек­тивный, когнитивный, практический и поступочный. На основе параметров модальности и интенсивности вэкологической психологии разработана собственно психологическая типологиясубъективного отношения к природе. .

Вопросы психологии № 6, 1987, стр. 20-30

. идет о глубоких когнитивных отличиях практической психологии от психологии академической, вызванных принципиальным своеобразием подходов, направленных . и вероятность, субъект и объект; на этой основе могут быть выделены характерные способы описания, .

Пенитенциарная (исправительная) психология

. глубокое осуждение личностью своего поведения – психический акт критической самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем. Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. В то .

Психология ФЕПО -14 2011-12

. Гартли Давид (1705-1757) – один из основоположников ассоцианизма (ассоциативной психологии). Учение об ассоциациях. . сведений. Беркли Джорж . воображение – на основе прочитанного или услышанного. . выдвинул идею создания экспериментальной психологии в .

Читайте также: