Арбитраж третейское разбирательство в российской федерации доклад

Обновлено: 17.05.2024

Наряду с системой государственных арбитражных судов в России развивается относительно новая система разрешения гражданско-право вых споров - третейские суды. Их деятельность в настоящий момент регулируется в том числе Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), который с момента принятия претерпел лишь незначительные изменения несмотря на множество претензий со стороны бизнес-сообществ а. Пробелы, оставшиеся в Законе, были заполнены судебной практикой. В настоящий момент подписан и с1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже). Данный ФЗ определяет порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) .

Закон об арбитраже содержит новый понятийный аппарат в сфере привычного третейского разбирательства, а также более основательную и детальную проработку арбитражного соглашения, процедуры введения арбитража, а также процедуры создания постоянно действующих третейских судов.

Закон об арбитраже вводит новые понятия и корректирует уже существующие (ст. 2 Закона об арбитраже). Например, понятия "арбитраж" и "третейское разбирательство" указаны в нем как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). Важно отметить, что теперь третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров.

Планируется, что с сентября 2016 года все третейские суды в России заменят арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе обеспечивать арбитраж в том числе по выбору, назначению или отводу арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

В Законе об арбитраже закрепляются новые принципы арбитража, а именно:

- принцип независимости и беспристрастност и арбитров;

- принцип состязательности сторон;

- принцип равного отношения к сторонам.

Необходимо отметить, что главной новеллой Закона об арбитраже считается новая процедура создания постоянно действующего арбитражного учреждения, которое можно будет создать только при некоммерческой организации (далее НКО) (ранее это могло быть и просто ООО либо любая коммерческая организация).

Наименование постоянно действующего арбитражного учреждения должно содержать указание на полное или сокращенное наименование некоммерческой организации, при которой оно создано. Это правило не распространяется только на Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышле нной палате РФ. Образовать одно арбитражное учреждение при двух и более НКО никто не сможет.

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации совета по совершенствовани ю третейского разбирательства. Кроме того, требования к НКО, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, стали более серьезными и закреплены в Законе об арбитраже. В частности:

- требование достоверности представленной информации об НКО и о ее учредителях (участниках);

- у НКО должны быть репутация, масштаб и характер деятельности, которые позволят ей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения, а также осуществление НКО деятельности, направленной на развитие арбитража в России;

- НКО должны вести и публиковать рекомендованный ими список арбитров не менее чем из 30 человек, при этом один арбитр не может входить в списки более трех арбитражных учреждений.

Важная часть в Законе об арбитраже касается ответственности вплоть до полного прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. ч. 3 - 4 ст. 48 Закона об арбитраже).

Закон об арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ (арбитражные суды РФ) за разрешением вопросов:

- о назначении арбитра по заявлению любой стороны;

- о рассмотрении заявления об отводе арбитра;

- о рассмотрении заявления о прекращении полномочий арбитра.

При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Государственные суды по-прежнему будут рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений, если только стороны заранее соглашением не предусмотрели, что оно является окончательным, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение.

Третейские суды, создаваемые для рассмотрения конкретного дела, сохранятся, однако они не будут заниматься корпоративными спорами. Корпоративные споры, на которые есть указание в Законе об арбитраже, могут рассматриваться в рамках арбитража.

Закон об арбитраже прямо устанавливает арбитрабельность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо за некоторыми исключениями.

Такие споры могут быть переданы в третейский суд при одновременном соблюдении следующих условий:

- юридическое лицо, все участники юридического лица, иные лица, которые являются истцами или ответчиками, заключили третейское соглашение;

- арбитраж проводится под администрировани ем постоянно действующего арбитражного учреждения;

- в арбитражном учреждении утверждены правила рассмотрения корпоративных споров;

- местом арбитража является Российская Федерация.

Из общего правила арбитрабельности корпоративных споров будут исключены такие категории споров, как:

- о созыве общего собрания участников юридического лица (п. 7 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями (п. 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и т.д. (п. 2 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры в отношении обществ, имеющих стратегическое значение (п. 3 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, связанные с выкупом акций обществом и со сделками с заинтересованнос тью (п. 4 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, связанные с исключением участников юридических лиц (п. 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ).


Реализуя свое право на осуществление предпринимательской деятельности, коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели — заключают большое число гражданско-правовых договоров с другими участниками рынка. Принимая во внимание, имеющуюся возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения положений гражданско-правового договора в период его действия, любой договор, как правило, содержит раздел, посвященный порядку рассмотрения споров, которые могут возникнуть между его сторонами в процессе исполнения договорных обязательств. Чаще всего в данном разделе указывается, что возможные разногласия между контрагентами будут разрешаться путем переговоров, а в случае если это не принесет ожидаемого результата, хозяйственный спор передается на рассмотрение в соответствующий суд.

Но существует и альтернативный способ разрешения споров — третейское разбирательство.

Согласно действующему законодательству, в третейский суд по соглашению его сторон может быть передан практически любой спор, вытекающий из общественных отношений, перечень которых установлен статьей 2 ГК РФ.

Вместе с тем, законодатель установил отдельные категории дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Несмотря на то, что законодатель наделяет третейские суды полномочиями по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров, следует помнить, что третейский суд государственным органом не является.

В связи с тем, что рассмотрение гражданско-правового спора третейским судом осуществляется исключительно по соглашению сторон договора, юридическим основанием для передачи конкретного дела в третейский суд является арбитражное соглашение.

Как устанавливает статья 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение представляет собой соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением. При этом не имеет значения, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение может быть заключено несколькими способами, а именно либо в виде арбитражной оговорки непосредственно в договоре, либо в виде отдельного соглашения. Требованием закона является положение о том, что арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

При этом данное требование считается соблюденным, если арбитражное соглашение было заключено путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами. К таким документам относятся, в том числе, электронные документы, переданные по каналам связи, которые позволяют достоверно установить, что документ исходит именно от контрагента (пункт 3 статьи 7 Федерального закона об арбитраже).

Кроме этого, арбитражное соглашение также признается заключенным в письменной форме, если оно заключается также путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Действующее законодательство о третейских судах в нашей стране подверглось обновлению совсем недавно. Так, Федеральный закон об арбитраже, принятый в конце прошлого 2015 года, в Российской Федерации начал действовать с 1 сентября 2016 года.

С указанной даты, то есть с 1 сентября 2016 года не подлежат применению Федерального закона о третейских судах, за исключением третейского разбирательства, начатого и не завершенного до 1 сентября 2016 года.

Еще одним важным нововведением в законодательстве о третейских судах, на которое нельзя не обратить внимание, является прямой запрет на внесение записи в юридически значимые реестры (единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр владельцев именных ценных бумаг и т. п.) на основании арбитражного решения (статья 43 Федерального закона об арбитраже).

Для исполнения решения третейского суда, требующего внесения записи в указанные реестры, необходимо предварительно получить исполнительный лист, который выдается на основании судебного акта компетентного суда.

Особый интерес представляет правовой статус арбитра (третейского судьи). Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром либо коллегией арбитров.

В статье Федерального закона об арбитраже содержатся требования, предъявляемые к арбитру. Так, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора — председатель третейского суда), должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца, либо подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательными предписаниями, арбитром не может быть лицо:

– не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;

– имеющее неснятую или непогашенную судимость;

– полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Как устанавливает статья 18 Федерального закона об арбитраже, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам.

В соответствии с законом, стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. При отсутствии такой договоренности третейский суд может арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

В юридической литературе третейское разбирательство рассматривается и оценивается различными авторами по-разному. Одни специалисты выделяют несомненные, по их мнению, преимущества арбитража, другие же, напротив, относятся к арбитражу, как к способу разрешения споров, с осторожностью.

Так, он выделяет следующие, по его мнению, основные преимущества третейского разбирательства:

  1. оперативность разрешения спора;
  2. конфиденциальность;
  3. право избрания (назначения) третейских судей спорящими сторонами;
  4. гарантии независимости третейских судей;
  5. определение правил третейского разбирательства.

Как указывает автор статьи, одним из основных преимуществ, благодаря которому третейское разбирательство значительно выигрывает, является его оперативность.

Таким образом, в стадии составления арбитражного соглашения стороны сами могут выбрать, будет ли их спор разрешен третейским судом оперативно.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона об арбитраже, если стороны не договорились об ином или иное не предусмотрено федеральным законом, арбитраж является конфиденциальным, а слушание дела проводится в закрытом заседании.

В этой же статье федерального закона законодатель предусмотрел и гарантии сохранения конфиденциальности рассмотрения какого-либо дела третейским судом. Так, устанавливается, что арбитры, сотрудники постоянно действующего арбитражного учреждения не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе арбитража, без согласия сторон (часть 2 статьи 21 Федерального закона об арбитраже). Закрепляется также, что арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража (часть 3 статьи 21 Федерального закона об арбитраже).

Как уже об этом говорилось, согласно статье 2 Федерального закона об арбитраже арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судов.

Исходя из положений закона, стороны свободны в избрании (назначении) судей, которые будут рассматривать их дело по существу. При рассмотрении дел в государственных судах стороны таким правом не наделяются.

Рассматривая такое преимущество третейского разбирательства, как гарантии независимости арбитров (третейских судей) следует подчеркнуть, что согласно статье 18 Федерального закона об арбитраже, устанавливающей принципы арбитража, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. Функцию арбитра (третейского судьи) может выполнять лишь лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

В частности, частью 2 статьи 12 Федерального закона об арбитраже обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра рассматриваются как основание его отвода.

Во-первых, третейские судьи, рассматривающие конкретное дело по существу, в отличие от судей судебной системы России, избираются (назначаются) при непосредственном участии обеих спорящих сторон.

Во-вторых, оплата деятельности третейских судей производится самими спорящими сторонами, а не государством: гонорар третейских судей входит в состав расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже (статья 22 Федерального закона об арбитраже), и распределение таких расходов производится третейским судом между сторонами (часть 5 статьи 22).

Еще одним преимуществом третейского разбирательства, предоставляемым законом спорящим сторонам, является возможность устанавливать и согласовывать правила рассмотрения спора с их участием.

Так, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона об арбитраже при условии соблюдения законодательных предписаний стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. Часть 2 этой же статьи устанавливает, что при отсутствии договоренности третейский суд может с соблюдением положений требований законодательства осуществлять арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

Институт третейского разбирательства в нашей стране в настоящее время развивается и совершенствуется. В связи с этим в Федеральном законе об арбитраже было предусмотрено создание при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти постоянно действующего органа — Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Из Положения следует, что Совет по совершенствованию третейского разбирательства создается при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основной задачей Совета является содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

В состав Совета включаются от 20 до 40 членов, включая Председателя Совета, его заместителей и Секретаря Совета. Состав этот утверждается приказом Министерства юстиции Российской Федерации. При этом свои функции члены Совета выполняют на общественных началах.

В состав Совета включаются: лица, замещающие государственные должности, государственные служащие (не более 1/3 общего состава Совета); 2 представителя от общероссийских объединений предпринимателей; 2 представителя от торгово-промышленных палат из состава лиц, предложенных соответствующими общероссийскими объединениями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; представители юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица.

При этом примечательно, что не менее половины от общего представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, а также иных лиц, включенных в состав Совета, должны иметь ученые степени по юридическим наукам.

Основные термины (генерируются автоматически): третейское разбирательство, Российская Федерация, третейский суд, арбитраж, арбитражное соглашение, сторона, третейский судья, арбитражное решение, Единый государственный реестр, разрешение спора.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Третейский суд представляет собой распространенный в мировой судебной практике судебный институт для разрешения споров между сторонами путем арбитража. В современном судопроизводстве понятие третейского суда прежде всего связано с основной задачей арбитража - разрешением споров среди как юридических, так и для физических лиц.

Виды третейского арбитража

В международной практике можно выделить два основных вида третейского арбитража. Арбитраж в рамках специального третейского разбирательства, в которых арбитры назначаются сторонами спора без надзирающего органа или учреждения. И институциональные арбитражные разбирательства - те, в которых арбитры назначаются (действуют) под руководством профессиональных третейских органов, обеспечивающих арбитражные услуги. Например, в Российской Федерации, таким судебным органом является Федеральный Арбитражный третейский Суд Города Москвы – постоянно действующий арбитражное учреждение с обширной судебной практикой рассмотрения споров в разных областях экономической деятельности.

Третейский суд – понятие широко используемое в современном российском судопроизводстве и основанное на законах Российской федерации. Прежде всего это Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. В совокупности с положениями Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации и рядом других законов и постановлений, они составляют правовые основы работы третейского суда.

Третейский суд является полностью нейтральным институтом судопроизводства и гарантирует конфиденциальность арбитража.

Арбитраж третейского суда

Для разрешение возможных будущих споров, возникающих по договору, договаривающиеся стороны включают арбитражную оговорку (третейская оговорка) в соответствующий договор. Существующий спор может быть передан в третейский суд посредством соглашения между сторонами. При этом, любая из сторон спора не может в одностороннем порядке отказаться от арбитража, а решение третейского суда является окончательным.

В международной правовой практике понятие третейского суда, профессиональный третейский арбитраж, является устоявшимся и широко используемым средством для прекращения споров. В отличие от судебного разбирательства в обычном суде, стороны могут до заключения договора выбрать в качестве арбитра авторитетный и профессиональный третейский суд, удовлетворяющий все стороны процесса. А затем, в случае возникновения спора и подачи иска в третейский суд, принять участие в слушании, на котором обе стороны могут представить доказательства и свидетельские показания.

Процедура арбитража в третейском суде имеет много преимуществ по сравнению с судебным разбирательством. Пожалуй, самым большим, является эффективность. Для всех сторон спора арбитраж в третейском суде проще, дешевле и быстрее. Судебный процесс обладает большую гибкостью, а опыт рассмотрения споров арбитрами третейского суда в конкретной области бизнеса, придает процессу большую профессиональность.

Понятие арбитра третейского суда предполагает не только квалификацию судьи, но и соответствующий опыт. Список судей Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы включает в себя не только профессиональных судей, владеющих экономическими и правовыми вопросов, но специалистов-практиков и экспертов, охватывающих весь правовой аспект разрешения споров в различных областях экономики.

Определение понятий третейского суда и третейского разбирательства в гражданском праве как альтернативных способов разрешения правовых споров. Изучение принципа организации и деятельности третейского суда. Описание порядка его образования и состава.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 26.05.2014
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: студентка группы 108 ИП

Алышова Айсель Чингиз кызы

кандидат юридических наук,

доцент Зайцева Ирина Ивановна

  • Введение
  • 1. Понятие третейского суда и третейского разбирательства
  • 2. Организация и деятельность третейского суда
  • 3. Порядок образования третейского суда
  • 4. Состав третейского суда
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в России наблюдается период оживления экономической жизни. Возрастает предпринимательская активность, коммерческий оборот ускоряется и расширяет свою сферу. Естественно, что чем интенсивнее развиваются связи между предпринимателями, тем больше вероятность возникновения правовых коллизий между ними. В то же время любой конфликт в экономических отношениях замедляет развитие предпринимательской активности. В этих условиях очень важно, чтобы в обществе были сформированы юридические механизмы, которые бы обеспечивали скорое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав.

Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами). Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.

Одним из наиболее популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе). третейский суд гражданский право

В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратное, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Основные черты третейского суда и третейского разбирательства состоят в следующем. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Стороны спора имеют возможность выбора третейских судей, которые будут разрешать спор. К осуществлению третейского разбирательства привлекаются не только юристы, но и специалисты со знанием отдельных сфер деятельности, например финансовой, банковской деятельности, фондового рынка. Само разбирательство характеризуется упрощенностью процедуры и конфиденциальностью. Деятельность третейского суда осуществляется на началах самоокупаемости, поскольку все расходы по разбирательству, в конечном счете, покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов по отдельным вопросам (обеспечение иска, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда).

Таким образом, третейский суд представляет собой:

1. способ разрешения гражданско-правовых споров,

2. негосударственный по существу,

3. избранный сторонами для разрешения спора в особой согласованной между ними процессуальной форме,

4. осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей,

5. в отношении, которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.

1. Понятие третейского суда и третейского разбирательства

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участников гражданского оборота, которая избирается по соглашению между ними. Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Исторически, как писал А.Вицин, суд посредников предшествовал суду общественной власти. Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытаться прийти к соглашению.

Первые постоянно действующие третейские суды были образованы при Торгово-промышленной палате РФ. На фондовом рынке России получили распространение арбитражные биржевые комиссии при биржах, разбиравшие споры участников биржевых торгов. Большое количество третейских судов и арбитражей образовано при региональных торгово-промышленных палатах, объединениях предпринимателей в различных сферах гражданского оборота, например при Ассоциации российских банков, при Национальной ассоциации участников фондового рынка России.

В современных условиях значительная роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Государственная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Третейский суд правомерно включают в систему гражданской юрисдикции, которая образует систему органов по разрешению гражданско-правовых споров. При этом он здесь занимает особое место. Третейское разбирательство является формой частного правоприменения в отличие от правоприменительной деятельности государственных судов, которые осуществляют ее от имени государства. Однако его деятельность как органа гражданской юрисдикции санкционирована в самых разных нормативных актах, например в ГПК РФ, международных соглашениях и т.д.

Третейские суды не входят в систему государственных судов. Они являются своеобразным институтом, выполняющим весьма специфическую функцию, направленность которой отражает необходимость защиты гражданских прав, но в, то, же время приобретает самобытность в результате особенностей формирования правил и особенностей разрешения споров, осуществляемых негосударственными органами. Третейские суды образуются самими участниками гражданско-правовых отношений; государство не участвует в процессе их формирования и деятельности, ограничиваясь установлением общих правил. Рассмотрение споров в третейских судах основывается на началах выбора тяжущимися лицами того суда, которому будет поручено разбирательство спора. Выполняемая третейскими судами функция является одним из правовых инструментов, обеспечивающих состояние правопорядка в государстве. Это отражается и в ряде юридических конструкций, при помощи которых обеспечивается эффективность деятельности третейских судов. Принципы и основания деятельности третейского суда не вписываются в систему правосудия, которое осуществляется исключительно государственными судами. Правосудие традиционно рассматривается как государственная деятельность, одна из форм реализации суверенитета государства.

В третейском разбирательстве в отличие от системы государственного правосудия разрешение споров может основываться на принципах, несовместимых с принципами правосудия. Третейские суды рассматриваются в качестве квазисудебных органов, которые реализуют полномочия судебной власти. Это обусловлено тем, что правосудие как особая государственная деятельность имеет определенную специфику, которая не может быть воспринята системой третейских судов.

2. Организация и деятельность третейского суда

В частности, разбирательство в третейском суде ведется на началах равенства сторон, состязательности как формы распоряжения своими полномочиями в сфере доказывания, широкой диспозитивности, позволяющей сторонам осуществлять выбор арбитров, определять язык разбирательства, форму рассмотрения дела, заключать мировое соглашение, отказываться истцу от иска и т.д. Третейские судьи независимы при исполнении их полномочий, что гарантируется правом сторон иметь максимально широкую информацию о кандидатуре каждого из них, а также правом отвода и самоотвода третейских судей при наличии каких-либо сомнений в их беспристрастности. В тоже время третейское разбирательство не носит публичного характера, какая-либо информация о находящихся в производстве делах может сообщаться по общему правилу только с согласия сторон.

3. Порядок образования третейского суда

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

- приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

- утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

- утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

4. Состав третейского суда

Основные задачи третейского разбирательства сводятся к необходимости помочь сторонам спора сформировать состав третейского суда, определить предмет доказывания и исследовать доказательственный материал по делу, произвести обмен между сторонами спора необходимыми документами, включая реализацию права ответчика на представления отзыва на иск. Выбор третейских судей является одним из самых важных действий в стадии подготовки.

Число третейских судей может определяться сторонами и должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Таким образом, третейский судья должен соответствовать определенным требованиям, так же, как и государственный. В первую очередь он должен быть независим от сторон, совершенно не заинтересован в исходе дела и беспристрастен. Судьей должен быть юрист-специалист, особенно, если суд состоит из одного судьи. Закон также определяет, кто не может быть третейским судьей. Это, например, действующий государственный судья. Не могут быть также действующие работники правоохранительных органов, либо уволенные из них по компрометирующим основаниям.

Третейский суд принимает решение в соответствии с действующими законами, условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Само решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда.

Решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. В отличие от государственных судов система третейского разбирательства не предусматривает возможностей кассационного, надзорного либо апелляционного пересмотра решений третейских судов (а также по вновь открывшимся обстоятельствам). Эти функции выполняют процедуры оспаривания решения третейского суда, а также проверка соблюдения процедуры третейского разбирательства при рассмотрении заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейских судов.

Заключение

На сегодняшний день в России третейское разбирательство в целом урегулировано. Два федеральных закона - "О международном коммерческом арбитраже" и "О третейских судах в Российской Федерации", а также согласованные изменения в процессуальных кодексах (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации) регламентируют все основные вопросы статуса, деятельности третейских судов, как международных, так и "внутренних", а также вопросы оспаривания и исполнения принятых ими решений.

Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного гражданско-правового спора. В соответствии с законодательством о судебной системе и судоустройстве третейские суды не входят в систему государственных судов, не являются элементами российской судебной системы.

Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются самими участниками гражданско-правовых отношений; государство не участвует в процессе их непосредственного формирования и непосредственной деятельности, ограничиваясь установлением общих правил их создания и деятельности.

Третейские суды не входят в судебную систему российского государства, т.к. третейские суды, будучи образованиями частноправового характера, не осуществляют правосудия как особого рода государственной деятельности, но в то же время они осуществляют правоприменительную юрисдикционную деятельность в процессе разрешения конкретного правового спора.

Довольно спорным является вопрос о форме, в которой создаются постоянно действующие третейские суды: в форме юридического лица или без наличия таковой. Закон не содержит по этому поводу определенных предписаний. Вывод: существование третейского суда возможно в виде некоммерческой организации.

Решение третейского суда является основанием для возникновения правоотношения содержанием, которого является исполнение этого решения. На сегодняшний день в России третейское разбирательство в целом урегулировано.

Многие проблемы деятельности третейских судов имеют не юридический характер, а находятся в социально-экономической и психологической плоскости. С решением проблем законодательного урегулирования процедур третейского судопроизводства сами по себе не уходят в прошлое вопросы институционализации и распространения третейских судов как способов разрешения правовых споров, конкурирующих с государственным правосудием. В данном случае необходимо, чтобы субъекты частноправовых отношений повышали культуру разрешения споров. Ведь третейское разбирательство по своему существу сводится не к тому, чтобы разрешить в принудительном порядке возникший спор, а для того, чтобы дать юридическую оценку сложившейся ситуации для цивилизованного разрешения возникших между сторонами разногласий. Именно такой подход позволит стабилизировать гражданский оборот и избежать судебного разбирательства, являющегося высшей формой выражения конфликта в частноправовых отношениях.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

10. Вицын А. И. Третейский суд по русскому праву. // Третейский суд. 2000.

Подобные документы

Основные факты из истории третейских судов в России. Сущность понятия третейского суда. Характеристика общих положений о процедурах и особенности третейского разбирательства в Российской Федерации. Анализ проблемы преюдиции решений третейских судов.

курсовая работа [38,8 K], добавлен 24.01.2012

Рассмотрение особенностей правового регулирования арбитража и третейского разбирательства. Участие государственных судов в разрешении дел, переданных на рассмотрение третейского суда. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов.

курсовая работа [91,3 K], добавлен 24.12.2017

Третейский суд как один из популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров. Правовая природа третейского разбирательства, его перспективы в Российской Федерации. Процессуальный порядок третейского судопроизводства.

курсовая работа [102,9 K], добавлен 19.04.2012

Правовой статус, особенности компетенции третейского суда. Формирование его состава. Процедура третейского разбирательства дела. Защита нарушенных прав и законных интересов гражданина. Особенности процессуального регулирования рассмотрения споров в судах.

дипломная работа [80,3 K], добавлен 08.10.2014

Определение особенностей правового регулирования арбитража и третейского разбирательства. Характеристика порядка производства по делам об оспаривании решений третейских судов. Анализ норм законодательства, регулирующего деятельность арбитражных судов.

курсовая работа [48,6 K], добавлен 08.01.2018

Обзор исторических этапов становления и развития третейского суда и судопроизводства в РФ. Анализа современного состояния и нормативно-правовой базы третейского судопроизводства. Особенности производства по делу и рассмотрения спора в третейском суде.

дипломная работа [113,3 K], добавлен 06.07.2012

Понятие и правовой статус третейского суда. Проблемы определения компетенции третейских судов. Принципы третейского разбирательства. Проблемы в определении действительности третейских соглашений. Проблемы принудительного исполнения решений на территории Р

Читайте также: