Арабская средневековая культура доклад

Обновлено: 20.05.2024

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был стремительным.

В создании арабо-мусульманской культуры участвовали не только арабы, но и представители других народов, например, персы. Эта культура вобрала в себя элементы традиций эллинистической, римско-христианской и персидской культур. Они освоили античную культуру и развили собственную философию. Наивысший взлет арабо-мусульманской культуры IX – X вв. Это расцвет богословия, права, литературы, философии, науки, ремесел, торговли. Культурными центрами в этот период были Дамаск, Басра, Багдад. С XII века уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки.

В X-XIII вв. центр культурной жизни переместился на запад арабо-мусульманского мира, в Андалусию – Кордову и Толедо (в арабскую Испанию). Испанских арабов называли маврами. Арабы были вытеснены с полуострова в конце XV века.

Вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

В поэзии классическими жанрами были:

· газель– лирическая любовная песня.

Наши знанья о мире – догадки и бред,

Все исчезнет, умрет – и развеется след.

Существует не то, что нам кажется сущим,

Ничего достоверного в сущности нет.

Грех Хайям совершил и совсем занемог,

Пребывает в плену бесполезных тревог,

Верь, господь потому и грехи позволяет,

чтоб потом нас простить он по-божески мог.

От земной глубины до далеких планет

Мирозданья загадкам нашел я ответ.

Все узлы развязал, все оковы разрушил,

Узел смерти одной не распутал я, нет!

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,

Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,

Ни былой, ни грядущей минуте не верь,

Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

Нежным женским лицом и зеленой травой

Буду я наслаждаться покуда живой.

Пил вино, пью вино и, наверное, буду

Пить вино до минуты своей роковой.

Абулькасим Фирдоуси (934-1030) – великий персидский поэт. Воспевал иранских царей.

Основные достижения арабских ученых относятся ко времени раннего средневековья. Развивается математика, медицина. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн Сина - Авиценна (980-1037). Он обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина также был философом (последователь Аристотеля). Известными философами были Аль-Кинди (9 век) и аль-Фараби (870-950), называемый вторым учителем после Аристотеля. Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Он комментировал сочинения Аристотеля; доказывал извечность мира.

В исламе запрещено изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Но в запретах Корана не упоминается книжная миниатюра. Книжная миниатюра получила развитие.




29. Характеристика культуры эпохи Возрождения

Основные черты культуры Возрождения:

4) особое отношение к античности

5) новое отношение к миру.

Эти черты тесно связаны между собой.

В то же время эпоха Возрождения – это период разгула инквизиции (церковный суд), раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. В эпоху Возрождения происходит постепенная замена ремесленного труда промышленным. Необходимость использования новых технологий на мануфактурах и более совершенных орудий труда способствует развитию науки. Большое внимание уделялось мореплаванию и кораблестроению, что повлекло за собой изучение астрономии с составлением особых карт и это сделало возможным совершение великих географических открытий. Происходят изменения в материальной культуре. Совершенствуется строительная техника. Изобретен порох и огнестрельное оружие, что сделало ненужными рыцарские доспехи. В эту же эпоху появляется утопический социализм (Томас Мор, Томазо Кампанелла).

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм. Человек (гуманус -человеческий) был в центре внимания деятелей культуры.

Мы придерживаемся точки зрения, что Возрождение – это одна из самых блистательных эпох в истории европейской культуры. Оно выработало духовные и культурные ценности, значение которых не уменьшилось на протяжении последующих столетий и близко сознанию человека XX века.

На рубеже XVI-XVII вв. обозначился кризис гуманистических идеалов Возрождения. Он был порождён объективными причинами.

Культура Возрождения возникла раньше всего в Италии в силу особенностей её развития. В Итальянском Возрождении выделяют следующие эпохи: Предвозрождение (XIII-XIV вв.), раннее Возрождение (XV в.), высокое (первая половина XVI в.) и позднее (вторая половина XVI в.).

У истоков гуманизма стоит поэт Данте Алигьери. Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо являются создателями итальянского литературного языка. Наиболее известные деятели раннего Возрождения: скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунелески, живописец Мазаччо. Кроме трёх титанов Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти) замечательными художниками были Джорджоне, Тициан и др.

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был стремительным.

В создании арабо-мусульманской культуры участвовали не только арабы, но и представители других народов, например, персы. Эта культура вобрала в себя элементы традиций эллинистической, римско-христианской и персидской культур. Они освоили античную культуру и развили собственную философию. Наивысший взлет арабо-мусульманской культуры IX – X вв. Это расцвет богословия, права, литературы, философии, науки, ремесел, торговли. Культурными центрами в этот период были Дамаск, Басра, Багдад. С XII века уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки.

В X-XIII вв. центр культурной жизни переместился на запад арабо-мусульманского мира, в Андалусию – Кордову и Толедо (в арабскую Испанию). Испанских арабов называли маврами. Арабы были вытеснены с полуострова в конце XV века.

Вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

В поэзии классическими жанрами были:

· газель– лирическая любовная песня.

Наши знанья о мире – догадки и бред,

Все исчезнет, умрет – и развеется след.

Существует не то, что нам кажется сущим,

Ничего достоверного в сущности нет.

Грех Хайям совершил и совсем занемог,

Пребывает в плену бесполезных тревог,

Верь, господь потому и грехи позволяет,

чтоб потом нас простить он по-божески мог.

От земной глубины до далеких планет

Мирозданья загадкам нашел я ответ.

Все узлы развязал, все оковы разрушил,

Узел смерти одной не распутал я, нет!

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,

Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,

Ни былой, ни грядущей минуте не верь,

Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

Нежным женским лицом и зеленой травой

Буду я наслаждаться покуда живой.

Пил вино, пью вино и, наверное, буду

Пить вино до минуты своей роковой.

Абулькасим Фирдоуси (934-1030) – великий персидский поэт. Воспевал иранских царей.

Основные достижения арабских ученых относятся ко времени раннего средневековья. Развивается математика, медицина. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн Сина - Авиценна (980-1037). Он обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина также был философом (последователь Аристотеля). Известными философами были Аль-Кинди (9 век) и аль-Фараби (870-950), называемый вторым учителем после Аристотеля. Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Он комментировал сочинения Аристотеля; доказывал извечность мира.

В исламе запрещено изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Но в запретах Корана не упоминается книжная миниатюра. Книжная миниатюра получила развитие.

29. Характеристика культуры эпохи Возрождения

Основные черты культуры Возрождения:

4) особое отношение к античности

5) новое отношение к миру.

Эти черты тесно связаны между собой.

В то же время эпоха Возрождения – это период разгула инквизиции (церковный суд), раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. В эпоху Возрождения происходит постепенная замена ремесленного труда промышленным. Необходимость использования новых технологий на мануфактурах и более совершенных орудий труда способствует развитию науки. Большое внимание уделялось мореплаванию и кораблестроению, что повлекло за собой изучение астрономии с составлением особых карт и это сделало возможным совершение великих географических открытий. Происходят изменения в материальной культуре. Совершенствуется строительная техника. Изобретен порох и огнестрельное оружие, что сделало ненужными рыцарские доспехи. В эту же эпоху появляется утопический социализм (Томас Мор, Томазо Кампанелла).

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм. Человек (гуманус -человеческий) был в центре внимания деятелей культуры.

Мы придерживаемся точки зрения, что Возрождение – это одна из самых блистательных эпох в истории европейской культуры. Оно выработало духовные и культурные ценности, значение которых не уменьшилось на протяжении последующих столетий и близко сознанию человека XX века.

На рубеже XVI-XVII вв. обозначился кризис гуманистических идеалов Возрождения. Он был порождён объективными причинами.

Культура Возрождения возникла раньше всего в Италии в силу особенностей её развития. В Итальянском Возрождении выделяют следующие эпохи: Предвозрождение (XIII-XIV вв.), раннее Возрождение (XV в.), высокое (первая половина XVI в.) и позднее (вторая половина XVI в.).

У истоков гуманизма стоит поэт Данте Алигьери. Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо являются создателями итальянского литературного языка. Наиболее известные деятели раннего Возрождения: скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунелески, живописец Мазаччо. Кроме трёх титанов Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти) замечательными художниками были Джорджоне, Тициан и др.

История арабского народа знает четыре большие эпохи. Период с середины ІІ тысячелетия до н.э. по начало новой эры был временем появления первых арабских городов-государств в северной и южной частях Аравии. Это эпоха политической независимости и создания основных институтов цивилизации (государство, храмы, письменность, образование). Возникновение в Центральной Аравии ислама даёт арабской культуре новый созидательный импульс. С VІІ по Х в. Совершается стремительная экспансия на сопредельные территории. Власть арабов устанавливается на огромном пространстве от Юной Европы до Ирана. С ХІ в. Их влияние на исламское общество медленно убывает, ведущее место занимают персы и тюрки. И уже через столетия арабы начинают жить под властью других народов

Содержание

Введение
Глава 1. Арабская культура
Глава 2. Арабский Восток — родина Ислама
Глава 3. Ислам
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Павловский автомеханический техникум имени И. И. Лепсе

Студент гр. 162-1э

Коломенцева Н. Н.

Г. Павлово 2012 год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Павловский автомеханический техникум имени И. И. Лепсе

Студент гр. 162-1э

Коломенцева Н. Н.

Г. Павлово 2012 год

Глава 1. Арабская культура

Глава 2. Арабский Восток — родина Ислама

История арабского народа знает четыре большие эпохи. Период с середины ІІ тысячелетия до н.э. по начало новой эры был временем появления первых арабских городов-государств в северной и южной частях Аравии. Это эпоха политической независимости и создания основных институтов цивилизации (государство, храмы, письменность, образование). Возникновение в Центральной Аравии ислама даёт арабской культуре новый созидательный импульс. С VІІ по Х в. Совершается стремительная экспансия на сопредельные территории. Власть арабов устанавливается на огромном пространстве от Юной Европы до Ирана. С ХІ в. Их влияние на исламское общество медленно убывает, ведущее место занимают персы и тюрки. И уже через столетия арабы начинают жить под властью других народов. Полной политической самостоятельности арабы уже не достигают. В результате этого формируются альтернативные пути развития арабского мира. Правда, после крушения социалистической системы и обострения отношений с США многие в арабском сообществе начинают думать о достижении полной независимости и перспективах обновления цивилизации. Арабы живут в районах своего традиционного обитания, т.е. в Аравии, а также в завоёванных первыми мусульманами странах Ближнего Востока и Северной Африки и в Израиле. Значительные группы арабов в настоящее время есть в США, Франции, Великобритании. Арабские общины можно встретить и в некоторых городах Российской Федерации. До 50-х гг. ХХ в. большая колония арабов существовала на территории советской Средней Азии.

Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры.

Средневековая Арабская культура, сложилась в Арабском Халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. На территории Аравийского полуострова Арабской культуре предшествовала культура доисламских арабов — кочевого и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. Характерным элементом доисламской культуры этого периода была развитая устная народная словесность. Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения Ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. На ранних этапах формирование Арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов. Сами арабы дали Арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в Арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам; с их деятельностью связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8—9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. С образованием Халифата центр Арабской культуры переместился из Сирии в Ирак. В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественное ремесло).

АРАБСКИЙ ВОСТОК – РОДИНА ИСЛАМА

Ислам — одна из трех древнейших фундаментальных религий. Наряду с буддизмом и христианством, Ислам приобрел особую роль в странах Востока. Зародился Ислам в древней Аравии в седьмом веке нашей эры, основателем религии был Пророка Мухаммед, а первыми последователями учения стали мусульмане.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табака, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (Никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Средневековая Арабская культура, сложилась в Арабском Халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Формирование Арабской культуры относится к периоду возникновения Ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Арабы дали Арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в Арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам; с их деятельностью связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма.

Ислам — религия арабов. Зародился Ислам в древней Аравии в седьмом веке нашей эры, основателем религии был Пророка Мухаммед. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Семья в Исламе является основным элементом общества.

Ислам — самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия.

1. Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.: Культурология. М., 2007. – 712 с.

2. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. Культурология. М., 2007. – 568 с.

3. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Питер, 2004. – 245 с.

Читайте также: