Общество механизмы функционирования и развития доклад

Обновлено: 02.07.2024

Изучая эту проблему, которая важна для всего курса социальной философии, следует понимать, что в понятии общества есть один аспект: как структура общества.

Структура общества, как и любая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но и их свойства. Общество — это нечто большее, чем просто сумма индивидуумов, потому что, помимо них, оно включает в себя и реальные отношения, которые связывают людей. Поэтому определение общества как совокупности людей и их отношений приемлемо как самое простое.

В то время как первая часть социальной структуры — индивидуумы и их различные ассоциации — легко идентифицируются, вторая часть — отношения между индивидуумами — более сложна, будучи бесплотной и латентной. Поэтому потребовалось время, чтобы понять огромную роль этих невидимых отношений в общественной жизни. По-прежнему существует много предубеждений относительно их роли. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения социального нигилизма, есть только отдельные люди, индивидуумы, и нет никаких социальных связей, а следовательно, и общества. В этом случае общество выглядит просто выдумкой, удобным словом и не более того. Следствием такого индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и ценность общественных организаций.

Напротив, с точки зрения крайнего воинствующего коллективизма, общество не только существует, но и более ценно и превосходит тех, из кого оно состоит. Как будто есть только общество и ничего больше. Индивидуумы — это просто частицы, зубцы. Если последовательно придерживаться этой точки зрения, то это приводит к тоталитаризму, для которого общество должно полностью подчинить человека и регулировать все моменты жизни вплоть до малейших.

Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований - Человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов

Человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов

Современная философия рассматривает , эти части и элементы не изолированы друг от друга, не изолированы, а наоборот, тесно взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии, благодаря которому общество существует как единый целостный организм, как единая система. Общество отличается от других природных систем, в том числе физических и биологических, своей особой сложностью.

Концепция общества

Общество — это группа людей, сформированная благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, хотя члены этой группы не связаны столь глубоким принципом, как в случае реальной общины. Общество основано на конвенции, соглашении, равном согласовании интересов. Индивидуальность одного человека меняется гораздо меньше под влиянием его участия в жизни общества, чем под влиянием его участия в жизни общества. Общество часто понимается как сфера, которая находится между индивидуумом и государством.

В самом широком смысле, общество, изучаемое социальной философией, предстает как общество в целом, как социум, как особый способ бытия в мире.

Существуют различные трактовки общества: субъективное, которое рассматривает общество как особый, самореализующийся коллектив людей.

Активный, который считает, что общество — это не столько коллектив, сколько процесс коллективного существования людей; организационный, который рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как самый широкий термин для обозначения той части материального мира, которая отличается от природы и взаимодействует с ней особым образом. Это разделение выглядит следующим образом: В отличие от сил природы, человек с сознанием и волей находится в центре общественного развития. Природа существует и развивается по своим собственным законам, которые не зависят от человека или общества. В этом смысле общество — это совокупность всех форм ассоциации и взаимодействия человека с окружающим его миром природы.

Это последнее определение считается наиболее важным в данном тезисе.

Сруктура общества

Структура — внутренняя организация целостной системы, являющаяся специфическим способом соединения и взаимодействия ее компонентов, — имеет большое значение при определении специфики конкретного целого, его характеристик и свойств.

Структура — это порядок, регулярность системы. Поэтому существенной особенностью структуры является, конечно, мера порядка, которая в своем самом общем виде, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся к повышению степени упорядоченности, используя содержание, энергию и информацию, содержащуюся во внешней среде, для своей собственной функции и развития.

Поскольку люди являются главной составляющей любой социальной системы, то отношения людей, особенно отношения производства, являются ее главным структурным элементом, если можно так выразиться, ее центральным звеном. Однако люди действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейной и бытовой. Отсюда и существование специфических структур для отдельных сфер целостного общества — экономической структуры, общественно-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры повседневной и семейной жизни. Каждая из них имеет свои особенности, которые несут на себе печать качественного характера общества и определяются, прежде всего, преобладающими в нем формами собственности.

Структура социальной системы действует только как отношение людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других социальных сфер — также являются элементами структуры.

Отношения вещей также могут быть элементами структуры. Конечно, мы не должны забывать, что вещи имеют социальный характер. Структура, например, такой системы, как предприятие, подразумевает определенную взаимосвязь, порядок работы машин и механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т.д.

Структура проявляется также в отношении людей к вещам, особенно к средствам производства, т.е. к формам собственности, которые являются важнейшим элементом социальной структуры. Она также может представлять собой отношение людей к идеям. Это процесс развития, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т.д. Существуют также отношения идей к идеям, отношения идей различного рода и т.д. Например, общественное сознание как система идей имеет определенные формы; эти формы — наука, политические идеи, искусство и др. — стоять в определенных отношениях.

Структура — это отношение людей к процессам — экономическим, политическим и т.д., отношение различных процессов в обществе, например, революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д.

Когда мы говорим о том, что структура социальной системы разнообразна и проявляется в различных связях и отношениях, мы никогда не должны упускать из виду тот факт, что какие бы компоненты ни были связаны в социальном целом и какую бы форму структура ни принимала, в конечном счете, она должна проявляться через людей.

Подсистемы общества в соответствии с Т. Парсонсом

Социальные системы — это системы, образованные состояниями и процессами социального взаимодействия действующих субъектов.

Структура социальных систем может быть проанализирована в терминах четырех типов независимых переменных: Ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают центральное место в функции социальных систем по поддержанию и воспроизведению модели, поскольку они являются не более чем репрезентациями желаемого типа социальной системы, которые регулируют процессы принятия обязательств действующими лицами. Нормы, основной функцией которых является интеграция социальных систем, являются специфическими и специализированными по отношению к определенным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они включают в себя не только элементы системы ценностей, конкретизированные по отношению к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и специфические режимы ориентации действия в функциональных и ситуационных условиях, специфические для определенных коллективов и ролей. Коллекции относятся к тем структурным компонентам, для которых целевая функция является наиболее важной.

Общество — это тип социальной системы, имеющий самую высокую степень самодостаточности по отношению к окружающей среде, которая включает в себя другие социальные системы. Однако полная самообеспеченность была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действий. Любое общество, чтобы поддерживать себя как систему, зависит от того, что оно получает в обмен на окружающие системы. И поэтому автаркия по отношению к окружающей среде означает стабильность обменных отношений и способность контролировать обмен в интересах его функционирования.

Физическая среда приспосабливается к обществу в том смысле, что она является прямым источником материальных ресурсов, которые общество использует через свои механизмы производства, технологии и экономики. Распределение доступа к материальным ресурсам, связанное с системой разделения труда через экологический аспект общества, требует учета территориального расположения различных подгрупп населения, а также выделения им различных экономических интересов. Физическая среда имеет второй социально значимый аспект (в связи с важностью физической силы в сдерживании нежелательных действий), в соответствии с которым эффективная социальная цель должна контролировать действия на данной территории. Таким образом, мы имеем дело с двумя проявлениями социальной автономии, каждое из которых связано с экономическим и политическим функционированием по отношению к физической среде — посредством технологий и организованного применения силы при выполнении военных и полицейских функций.

Третье проявление социальной автаркии относится к личностным системам отдельных членов общества в особой форме взаимопроникновения с их организмами. Организм напрямую связан с территориальным комплексом по той простой причине, что действия всегда выполняются в каком-то месте. Но его основное отношение к социальной системе — через индивида; основной зоной проникновения является членский статус.

Ценности имеют особую связь с другими компонентами культурной системы — эмпирическим знанием, системами выразительных символов и конститутивными символическими структурами, формирующими ядро религиозных систем.

Функционирование общества

Как может система, состоящая из многих частей, существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные средства целого, которых не хватает его частям?

Сторонники плюралистического течения убеждены, что части любой социальной единицы взаимозависимы: они влияют друг на друга, они не делятся на детерминанты и детерминанты.

Материалисты (К. Маркс) и идеалисты (П. Сорокин) также имеют разные точки зрения на эту проблему.

Обсуждая структуру общества, Сорокин предлагает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень актуальных социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). А второй уровень полностью подчинен первому. Сорокин различает отношения подчиненности между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимного влияния) между основными компонентами культуры.

Люди, живущие в обществах первого типа, исходят из убеждения, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно, они видят смысл своего существования в подчинении божественному абсолютному и относятся ко всему временному и преходящему с презрением или снисхождением. Поэтому материальное производство в таких обществах носит в основном вспомогательный характер. Главным объектом воздействия является не рассматриваемая природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.

Поскольку Маркс рассматривает сознание как истинную причину социальных изменений, он категорически отказывается признавать его как причину, как это делали и делают идеалистические философы (например, П. Сорокин).

Закон об определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Это связано, прежде всего, с особой значимостью продукции такого производства. Люди должны есть, пить и одеваться, потребляя то, что производит материальная продукция, прежде чем они смогут заниматься политической, научной или художественной деятельностью. В результате все виды деятельности, не только интеллектуальные, вынуждены приспосабливаться к требованиям материального производства, чтобы служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Эта ситуация характерна как для древних, так и для современных обществ — даже радикальная научно-техническая революция не способна опровергнуть определяющую роль материального производства.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций. Таким образом общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, внутри которых протекают различные социальные процессы.

Цель данной работы раскрыть тему: функционирование и развитие как базовые социальные процессы. Для этого необходимо рассмотреть сущность социальных отношений, так как они определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, и критерии функционирования и развития.

социальный процесс функционирование развитие

Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: “Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или “эволюции”, короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик”.

Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого - либо объекта или явления. Это бесконечный поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений. Эта так же последовательность социальных событий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может. Изменения - это результат различных процессов, происходящих в течение определенного времени.

Процессы происходят на различных уровнях социальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, социальная группа, организация, общество, все человеческое общество.

Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями в человеческом сознании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации тех или иных событий. При этом точек зрения на одно и то же событие может быть бесконечное множество, от частично совпадающих до прямо противоположных. Так, большевики и многие миллионы людей в СССР и во всем мире оценивали и продолжают оценивать Октябрьскую революцию 1917 г. как высочайшее прогрессивное событие в истории человечества, а значительная часть человечества, в том числе и России, - как величайшую трагедию российского (и не только) народа. Кроме того, человеческому сознанию свойственно постоянно переоценивать уже случившееся и давать прошедшим событиям новые толкования. Таким образом происходит конструирование в сознании людей новой социальной реальности [5, c.84].

Социальные процессы есть следствие связи и взаимодействия следующих структурных элементов:

1) субъектов (государства, политических партий, общественных организаций и движений и т.д.);

2) объективных условий (общественной системы, окружающей среды, вещественной среды): экономические и общественно-политические условия, производственно-технические и технологические условия труда, производственно-бытовые и материально-бытовые условия, возможности реализации свободного времени, система образования, жилищные и культурно-бытовые условия, социально-психологический климат в обществе, в трудовых ассоциациях, демографическая ситуация и др.;

3) субъективных условий (способностей людей воздействовать (или нет) на те или иные социальные процессы);

4) потребностей и интересов субъектов относительно тех или иных процессов (например, смены форм собственности, участия в политических и других общественных преобразованиях и т.д.).

Социальные процессы различают по объекту (человечество, общество, класс, организация, малая группа и т.д.), по степени управления (стихийный процесс, естественно-исторический, целенаправленный). С учетом того, что социальный процесс может рассматриваться не только в узком смысле (как изменения в социальной сфере, в социальных отношениях), но и в широком, можно выделить социокультурные, индустриально-технологические и социально-экономические. Следует также обратить внимание на отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов, которое обусловлено тем, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все другие процессы общественной жизни, так как изменение личности, класса, семьи, других социальных групп пронизывает все стороны их жизнедеятельности [6, c.54].

В литературе приводится различная классификация социальных процессов. Это объясняется тем, что используются разные основания классификации: степень общности, качество, длительность протекания, причинная обусловленность, иерархичность структуры, сферы проявления и т.д. Социальные процессы можно также дифференцировать по субъекту, по целям и результатам. Так, различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизводство качественного состояния объекта, социальные процессы развития, обусловливающие переход объекта к качественно новому состоянию; при этом развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным [6, c.56].

Функционирование - в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей и имеют адаптивный характер. Функциональные изменения можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие "ремонты" проводятся для поддержания системы в "рабочем состоянии". В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предлагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы [5, с.86].

Развитие - в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).

Социальное развитие - это форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.).

Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.

Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является организацией его во времени.

Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом [3, c.141].

Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями.

Социальные изменения, включая широкомасштабные исторические преобразования, не происходят стохастически, не предрешены проведением. Он являются результатом действий ряда сил - агентов социальных изменений. Ими могут быть люди, идеи или процессы, который в силу конкретных обстоятельств меняют ход человеческой истории, а вместе с ней - судьбы миллионов людей.

Важным критерием социальных процессов является конечный результат. В его основе лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов.

Социальные процессы привнося в жизни общества как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Так, например функционирование, как социальный процесс, имеет адаптивный характер по отношению к социуму, а развитие раскрывает потенциал, который изначально заложен в системе.

1. Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

2. Забродин В.Ю. Социология. Экзаменационные ответы для студентов вузов. Издательство: Питер, 2009. - 160 с.

3. Захаров М.А. Социология: курс лекций - Смоленск: СмолГУ, 2007. - 168с.

4. Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И. Общая социология. Хрестоматия - М.: "Высшая школа", 2006. - 783 с.

5. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008. - 204 с.

6. Павленюк П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: учебное пособие - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. - 272 с.

7. Ритерман Т.П. Социология: Полный курс - М.: АСТ, 2009. - 128 с.

8. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов - СПб.: Питер, 2007. - 240 с.

9. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2009. - 188 с.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Социальные изменения: сущность, причины, факторы 3

Модели социальных изменений 10

Основные тенденции современного мирового развития 17

Библиографический список 21

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Это будет достигнуто через раскрытие их сущности, причин, факторов, изучение моделей социальных изменений, а также сопоставление основных тенденций современного мирового развития.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур 1 . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность 2 .

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по по принципу кибернетической иерархии различных систем – организмов и личностейт как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе 3 .

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения – это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый – это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй – адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый – обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии 5 .

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется 6 .

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А – е~1 или S = aq – 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом – на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды – период и амплитуда колебаний могут со временем меняться 7 .

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов 8 .

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

§ 1. Механизмы функционирования общества как целостности

* Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М., 1998, с. 19.


Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчер­кнем следующие его основные свойства:

общество обладает способностью воспроизводить себя как целостность. Это объективное свойство системы: хотя оно проявляется в действиях людей, вступающих в различные социальные взаимодействия, связи и отношения, оно не определяется желанием и волей конкретного человека;

воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою це­- лостность, но и изменяется. В обществе постоянно идут про-­ цессы обновления структурных связей, базовых элементов, ценностно-нормативного порядка и т.д.;

самовоспроизводство — это не воссоздание общества в аб­- солютно неизменном виде, а поддержание его самотожде­- ственности, т.е. сохранение общих принципов организации, которые определяют качественное отличие общества от всех других социальных систем, позволяют проводить его разли- чение с окружающей средой;

самовоспроизводство общества осуществляется только на ос-­ нове развития метаболических процессов, т.е. постоянного взаимодействия общества и его окружающей среды.

Условно процесс самовоспроизводства общества можно пред­ставить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы (см. рис. 2).

Фаза динамического равновесия — это воспроизводство индиви­дами всех основных структурных элементов и функциональных свя­зей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания (воспроизводится статусно-ролевой уровень общества, см. рис. 1), благодаря этому обеспечивается бес­перебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится со-циетальный уровень системы). Равновесие системы всегда относи­тельно, потому что поведение реальных людей всегда многообраз­нее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, напри-

мер, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы.

Фаза нарушения равновесия — это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев, несо­ответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффек­тивности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласо­вание внутренних функциональных связей чревато серьезными по­следствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.

Фаза нового динамического равновесия — это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от пре­дыдущего динамического равновесия может варьировать от прак­тически незаметного до радикального. В первом случае обычно го­ворят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором — об ее изменении, преобразовании.

Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институ­циональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-систе­мы является подчинение своей логике действий человека.

Прежде всего для этого необходимо, чтобы поведение людей соответствовало статусным предписаниям, чтобы они исполняли роли, определяемые системой.

Для решения этой задачи используются механизмы социализа­ции — именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся соци­альных связей.

Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, дей­ствующие не по правилам системы. При определенных обстоятель­ствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетво­ренности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае

главным стабилизирующим фактором общества-системы становят­ся механизмы второго уровня — механизмы институализации, ко­торые проявляются в двух основных формах: самозащита, т.е. пре­дохранение уже сложившегося института или общности от са­моразрушения, способного произойти, если поведение индивидов перестает соответствовать институциональным или групповым нор­мам и правилам, и создание новых институтов, новых групп, орга­низаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаи­модействий.

Так, в конце 80-х — начале 90-х гг. в СССР возникают на волне недовольства масс народные (национальные) фронты. Первона­чально аморфные, лишенные четкой ориентации, они постепенно обретали черты устойчивых организаций и дали начало многим по­литическим партиям молодых государств, образовавшихся после распада СССР.

В какой бы форме ни осуществлялась институализация, она не­избежно завершается появлением на втором уровне общества-сис­темы новых социальных организаций или институтов. Это может

Так, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логи­ку нормативного порядка абсолютной монархии — ее появление требовало изменений, перераспределения функций между государ­ственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовав­шему на роль парламента.

Например, невозможно ввести монархическую форму правления там, где монархия в массовом сознании не воспринимается как цен­ность; невозможно утвердить принципы правового государства там, где народу неизвестны иные образцы поведения, кроме беспре­кословного подчинения царю-батюшке и т.д.

Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая, как уже отмечалось, является своеобразным генетическим кодом об­щества, влияющим на поведение множества индивидов и позволя­ющим каждому из них формировать в своем сознании однотипные образы окружающего мира и тем самым достигать согласия по ос­новным вопросам социального порядка. Нормы, не соответствую­щие ценностным образцам культуры общества, не приживаются

или остаются фикцией, зафиксированной на бумаге. Любым изме­нениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в цен­ностных ориентациях значительной части населения.

Трудности радикального реформирования определяются имен­но глубиной противоречия между исторически сложившейся и ус­военной массами культурой поведения, мышления, восприятия и предлагаемыми, еще непривычными, типами социальных взаимо­действий. В сознании людей должны произойти серьезные измене­ния, чтобы они приняли новую систему норм, правил, пересмот­рели свои ценностные ориентации.

Ценностный раскол населения, религиозный или идеологичес­кий, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интегрирующую функцию. Сторонники разных религиозных взглядов и идеологических концепций могут поддерживать несовместимые институциональные образования, выступать за установление в стране взаимоисключающих структур, организаций и т.п.

Так, приверженцам либеральной системы ценностей институт част­ной собственности представляется естественным и крайне необ­ходимым, а представители коммунистической идеологии видят в нем источник неравенства и выступают за его отмену.

Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы, при помощи которых система воспро­изводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и вза­имосвязей, институализация — появление в системе новых струк­турных образований, легитимация — интеграцию ноовообразова-ний в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая це­лостность системы.

Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они про­являются только в конкретных действиях людей, социальных Ак­торов.

Механизмы функционирования обществаэто процессы, состоя­щие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом ко­торых является воспроизводство общества.

Читайте также: