Антропогенез и этногенез доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос о соотношении между антропо- и этногенезом до сих пор не имеет однозначного ответа. С точки зрения В.П. Алексеева, поскольку главным признаком этноса является самосознание и противопоставление себя другим группам, то исходной точкой этногенеза является нижний палеолит, что совпадает с начальной точкой антропогенеза. Однако первые человеческие коллективы вряд ли правомочно считать этносами, поскольку они по своему характеру были ближе к биологическим популяциям. В отечественной науке процесс этногенеза связывают с появлением человека современного типа (кроманьонца) около 40 тыс. лет назад. Примерно к этому же времени относится завершение первого этапа расогенеза – выделение самой молодой из больших рас – европеоидной. Дальнейшее развитие рас, разделение их на малые и группы популяций шло параллельно с формированием первых протоэтнических общностей, а потому целесообразно отметить некоторые факторы расогенеза.

Первым из них считается влияние среды, как природной, так и социальной. Причем определяющим является не сама среда, а способы адаптации к ней, что определяет многообразие расовых типов в схожих природных условиях. Второй фактор – это случайные генетические изменения в рамках отдельных человеческих групп. Третий – относительная социальная изоляция на раннем этапе человеческого развития, приведшая к эндогамии.

Ни один из современных этносов не является однородным в расовом отношении, однако, это скорее явление недавнего времени. В период раннего этапа этногенеза в силу малочисленности людей на планете и слабой мобильности этносы, скорее всего, были монорасовыми. Это поднимает вопрос о существовании параллелей между антропологическими и этническими определителями.

Основными антропологическими определителями считаются цвет кожи, тип волосяного покрова, антропометрические параметры. Все они относятся к внешним признакам человека. Этнические определители – это язык, самоназвание, элементы культуры и т.д. Однако, вплоть до середины XX в. в этнографических теориях единство антропологического типа (или общность происхождения) также считался этническим определителем. В какой-то мере это было верно в условиях монорасовых этносов (в пределах больших рас), но при более дробной антропологической классификации становилось очевидным, что в составе любого народа присутствуют определители разных рас второго/третьего порядка.

Поскольку не существует ни одного этноса без языка, языковая картина мира является неотъемлемой частью этнической культуры. В той мере, в какой этническая картина мира (представление членов этноса о своем и других народах) вербализуется, она является частью языковой картины мира. Через анализ языковой картины мира возможно выделение особенностей менталитета того или иного народа, что сближает сферы этнолингвистики и этнопсихологии.

Язык создает определенные концепты, которые используются для осмысления реальности, а потому, в зависимости от используемого языка, народы воспринимают окружающий мир по-разному. В американской этнолингвистике идеи неогумбольдтианцев получили развитие в виде гипотезы лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

В наиболее радикальном варианте она была сформулирована в 1930-х гг. лингвистом Б.Л. Уорфом (1897-1941 гг.), который утверждал, что существует прямая зависимость категорий мышления от категорий языка (язык полностью определяет мышлений). В смягченном виде высказывался Э. Сепир (1884-1939 гг.), говоривший о том, что структура языка во многом определяет тип мышления и познания реальности. Таким образом, отсутствие или наличие определенных категорий в языке (связанных с пространством, временем, цветами и числительными) формирует уникальный для каждого народа тип мышления. Соответственно картины мира разных народов, созданные при помощи разных языков, являются несоизмеримыми, что не исключает возможности понимания друг друга представителями разных этнических и языковых общностей.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов .

Биологические факторы , или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Читайте также: