Определение возраста человека доклад

Обновлено: 05.07.2024

Понимание времени жизни человека как физического объекта, как биологического организма, как члена общества в разных возрастных категориях. Рассмотрение критериев биологического возраста. Анализ основных факторов, влияющих на продолжительность жизни.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.04.2015
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

Преподаватель: Коровина Екатерина Сергеевна,

Выполнила: студентка 2 курса 223 группы

Капралова Мария Юрьевна

Биологический и хронологический (паспортный) возраст

Факторы, влияющие на продолжительность жизни

Биологический и хронологический возраст

- хронологический (паспортный)

- биологический (функциональный)

- анатомо-физиологический

- социальный (гражданский)

- психологический (психический)

В каждой из этих возрастных категорий отражается соответствующее ей понимание времени жизни человека как физического объекта, как биоло-гического организма, как члена общества, как неповторимой психологической индивидуальности.

Хронологический возраст (паспортный) определяется как возраст отдельного человека (начиная с момента зачатия и до конца жизни). Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (число оборотов Земли вокруг Солнца) и, с другой - по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Возраст биологический. Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека: состояние обмена веществ и функций организма, половое созревание, окостенение и др.

Основными критериями биологического возраста считаются:

1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Отношение данного возраста с хронологическим может характеризовать темп развития человека. Если в определенном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые биологические изменения, значит, он отстает в своем развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.

Биологический определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме (онтогенез).

Применительно к человеку возрастные периоды -- это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме. Возрастная периодизация у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов.

Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерна непрерывность процессов развития и роста. В развитии организма ребенка выделяются два основных этапа -- внутриутробный и внеутробный.

Внутриутробный этап -- от момента оплодотворения до рождения, его продолжительность 9 мес. (40 нед) Внеутробный этап начинается с момента рождения ребенка. Его делят условно на 6 периодов:

1) период новорожденности -- от момента рождения до 4 нед.;

2) грудной период-- от 4 нед. до 1 года;

3) преддошкольный период-- от 1 года;

4) дошкольный период -- от 3 до 6--7 лет

5) младший школьный возраст -- от 6--7 до 10--12 лет;

6) старший школьный, или подростковый, период -- от 10--12 до 17--18 лет.

Существуют и другие варианты периодизации детского возраста. Каждому периоду соответствуют определенные анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка.

Возрастные периоды взрослого человека. Юношеский возраст -- от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года -- у мужчин. В этот период характерно замедление роста.

Зрелый возраст (первый период) -- от 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин. Этот возраст -- период расцвета всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

Зрелый возраст (второй период) --от 35 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет -- у мужчин. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. В значительной степени от них зависят внешние проявления возраста, а его морфофункциональные признаки получают окончательную завершенность. Этим и определяются расхождение в сроках биологического и хронологического возраста, нередко наблюдаемое в жизни. На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют климактерический период, характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции. Особенно активно он проявляется у женщин.

Пожилой возраст -- от 55--60 до 75 лет у женщин и мужчин. В этом возрасте особенно часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы -- гипертоническая болезнь, атеросклероз и др.

Старческий возраст -- 75 лет и выше у женщин и мужчин (люди в возрасте 90 лет и старше относятся к долгожителям). В этот период происходит общая инволюция организма, снижается надежность адаптации.

Определение возраста. Точное определение имеет важное значение в клинике, а также в судебно-медицинской практике. Так, возраст плода и новорожденного определяют по длине его тела, размерам головы и длинных трубчатых костей. У детей, подростков и юношей учитываются рост, масса тела окружность грудной клетки, количество и состояние зубов. Важным критерием для точного определения В. служат вторичные половые признаки. Так, у девочек менструации появляются в среднем в 12--13 лет, оволосение в подмышечных впадинах и на лобке -- в 11--15 лет, молочные железы достигают своего окончательного развития к 17--18 годам. У мальчиков оволосение в подмышечных впадинах и на лобке в среднем начинается в 13 лет, примерно в этот же период возникают первые поллюции. К 20--22 годам на лице человека появляются носогубные морщины, к 25--30 годам -- морщины у наружных краев глазницы и позади ушных раковин, к 30--35 годам -- подглазничных, к 40--45 годам -- шейные морщины, к 55 годам -- морщины на мочках ушей, кистях рук и подбородке.

Объективным методом определения возраста является рентгенологическое установление костного возраста. В основе этого метода лежат возрастные закономерности окостенения скелета. Как правило, для определения костного В. пользуются рентгенограммами кисти и дистального отдела костей предплечья. Точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются у девочек в среднем в 9 мес., а у мальчиков -- в 11 мес., синостозы в дистальном эпифизе локтевой кости -- соответственно в 17 и 19 лет. Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно со значительной степенью точности установить В. человека.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Стандарты периодически обновляются.

Факторы, влияющие на продолжительность жизни

возраст жизнь продолжительность биологический

Всемирной организацией здоровья (ВОЗ), ООН и многими медицинскими центрами накоплено достаточно информации об основных факторах, влияющих на продолжительность жизни и здоровье человека.

Группа факторов связанная с образом жизни прочно занимает первое место в рейтинге влияния на здоровье. Вклад этих факторов в здоровье человека оценивается в 50%. Курение, алкоголь, питание, физическая активность, режим сна и работы, образование и тд - играют одну из главных ролей в нашей жизни. По данным ООН, четыре основные причины смерти это сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и пневмония. На их долю приходится больше 60% ежегодных смертей. Именно из-за неправильного образа жизни зачастую развиваются эти заболевания.

На эти факторы мы не можем повлиять непосредственно, по крайней мере, пока. Их вклад в здоровье и продолжительность жизни оценивается в 20%. К ним относятся всевозможные генетические отклонения и предрасположенность к определенным заболеваниям. За последнее время были предприняты колоссальные усилия для расшифровки генома человека и на данный момент он расшифрован полностью. Уже сейчас каждый может расшифровать свой геном, а значит узнать свои уязвимые места. Обладая этой информацией, мы можем корректировать свой образ жизни, чтобы избежать потенциальных проблем.

Состояние воздуха и воды, климатические условия, шумовой фон и различные виды излучений, значимость этих факторов около 20%. В современном мире мы все время сталкиваемся с агрессивной внешней средой, постоянно с ней контактируем. В наших силах влиять на степень и продолжительность этих контактов. Современные достижения подарили нам много возможностей влиять на эти факторы: фильтры для воды и воздуха, изоляционные материалы и звуконепроницаемые окна, загородные дома J.

По данным исследований здравоохранение вносит только 10% в здоровье человека, а в нашей стране, возможно, даже меньше. Сначала это кажется удивительным. Но если подумать, то медицина в большей степени занята лечением уже существующих проблем, а вот профилактическим мероприятиям уделяется крайне мало внимания. Я не фанат нашей здравоохранительной системы, но стоит признать, что часто медики не в силах нейтрализовать те отрицательные эффекты, которые мы сами наносим своему организму варварским образом жизни.

1. Безруких М.М. Возрастная физиология. М.: Академия, 2002.

2.Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006.

4. Хрисанфова, Е. Н. Антропология / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002 г.

5. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самопознание / И. С. Кон. М., 1984.

Подобные документы

Основные факторы долголетия — социально-биологического явления, доживания человека до высоких возрастных рубежей. Возможное увеличение продолжительности жизни при устранении причины смерти. Физическая активность - средство совершенствования организма.

реферат [42,3 K], добавлен 17.11.2014

Продолжительность жизни, историческая справка. Старение как явление биологическое. Сущность понятия "гомеорезис". Типы возрастных изменений. Старение как явление психологическое и социальное. Характеристика основных "жизненных позиций" пожилых людей.

реферат [40,7 K], добавлен 09.12.2010

Биологический возраст - фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Основные критерии биологического возраста: морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психологические. Критерии "морфологической зрелости".

контрольная работа [20,6 K], добавлен 04.02.2008

Понятие и сущность биологического и паспортного возраста человека. Физиология и анализ старения организма. Особенности проявления и течения болезней у стариков по Н.Д. Стражеско. Сравнительная характеристика преждевременного и физиологического старения.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 07.04.2010

Биологический возраст или возраст развития как понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Основные критерии биологического возраста. Периодизация старения, соматические и эмоциональные изменения, дегенерация мозга.

презентация [5,6 M], добавлен 18.04.2016

Показатели продолжительности жизни в Украине и странах Европы, влияние некоторых факторов на нее. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и пути их корректировки. Оценка риска развития коронарной болезни сердца. Модель двигательной активности.

презентация [6,6 M], добавлен 02.05.2012

Продолжительность жизни человека. Классификация возрастных групп населения. Принципы питания лиц пожилого и старческого возраста. Качественная сторона питания (потребность в белках, жирах, углеводах). Липотропная и антиоксидантная активность питания.

Бывает, человек выглядит не на свои года. Моложе или старше. Но специалисты максимально точно узнают о том, как работает его организм, насколько он трудоспособен, даже не заглядывая в его паспорт. Для этого существуют различные способы. Об этом сегодня наш рассказ.

Календарный и биологический

определение возраста

Ступеньки нашего века

Прежде чем говорить о таком понятии, как определение возраста, надо знать, какие этапы в своем развитии мы проходим.

Период новорожденности — первые 4 недели. Груднички - от 28 дней до 12 месяцев. Раннее детство — 1-3 года. Дошкольники — от 3-х до 6-7 лет. Затем идут младшие школьники - 6-10, подростки — 11-18, юноши и девушки – 16-20 лет. Зрелый возраст (первого периода) наступает у женщин и мужчин с 20 лет, заканчивается в 35. Второй отрезок зрелости - 35-55 и 35-60 соответственно. Пожилыми считаются люди с 55 до 75-ти. Затем старческий этап - до 90 лет. Свыше - это долгожители.

Мои года – мое богатство

определение биологического возраста

Наследственность хорошая или плохая – это, пожалуй, основное. Но биологический стаж во многом зависит и от условий проживания. Вот почему во второй половине своей жизни люди одного года рождения могут резко отличаться друг от друга по силам, тонусу, даже настроению. Моложе своих паспортных данных, как правило, выглядят те, у кого повседневная жизнь благоприятная. И они имеют положительную наследственность.

В последние десятилетия ученые к этим двум обстоятельствам добавили третье. Это самоуправление. Сознание человека в определенной степени влияет на его тело, на его состояние. И получается, что эти факторы также играют роль в нашем самочувствии и продолжительности жизни. Тяжелые условия работы и быта, нелегкий физический труд, частые нервы, стрессы и в целом психологический дискомфорт не укрепляют, а быстрее изнашивают организм.

Биологический возраст видно сразу. У старого в этом отношении человека явные нарушения главных жизненных функций, есть букет болезней и выше риск в довольно скором времени умереть.

Все дети растут по-разному

Поскольку состояние здоровья - это не количество прожитых лет, а возраст нашего тела, то и определение биологического возраста происходит по тому, как работают отдельные органы.

Начнем с детей. Каждый мальчик или девочка проживают одни и те же этапы в развитии. Да вот темпы их разные. Они зависят от наследственности – раз, условий жизни – два, качества питания, экологии, занятий спортом – три. И многого другого.

Потому у всех малышей разный биологический дошкольный возраст. Определение проводят с помощью тестов и всяких измерений.

При этом некоторые ребятишки опережают в развитии сверстников, хотя находятся в точно таких же обстоятельствах. Почему? Биологически более зрелый мальчик или девочка намного легче справляются со своими нагрузками - физическими и умственными. Они меньше реагируют на стрессы, микробы, простуды.

Специалисты определение возраста ребенка проводят просто. Измеряют рост и вес, смотрят темпы их изменений, состояние костей и зубов.

Есть и ростовые скачки. Это когда за лето школьник вдруг резко вырос. А у дошколят есть еще полуростовой скачок. Хотите знать, миновал ли ваш наследник столь важный для него этап? Попросите его дотянуться правой рукой до своего левого уха. Только проносить ее надо выше головы. Этот тест даст сведения о том, насколько нервная система созрела. И как готов мозг к восприятию и переработке новой информации.

определение возраста по фото

Для чего это? Этот критерий говорит, готов ли ваш сын или дочь идти в 1 класс. Или пусть еще годик проведет в детсаду.

Медики утверждают: вот выпускника детсада усадили за парту, когда он к школе физиологически не готов. Что произойдет? Плохие последствия для здоровья и прежде – отрицательное влияние на психическое состояние. Перед вами – будущий отстающий ученик.

Родителям также надо следить и за данными костного возраста. Дают более точное определение возраста биологического. Анализ - по рентгену кисти и запястья.

И возраст зубной не меньше важен. Записывайте, когда у малыша выросли и молочные, и постоянные зубки.

Несколько способов

А как идет определение биологического возраста взрослого? Используются тесты, различные по сложности. Но если коротко, то суть такова.

Первый вариант – самый сложный. Для него нужно специальное оборудование. Проводят тест только в хорошо оснащенной поликлинике или даже в диагностическом центре.

Есть еще два метода. Оба, конечно, менее трудоемкие, но также без особой аппаратуры не обойтись.

определение возраста ребенка

Сам себе диагност

1. Тонометром (на правой руке) трижды с интервалом в 5 минут меряете давление. Записываете самый маленький показатель. Показание пульсового – это разница между первым и вторым.

2. Глубоко вздохнули – и не дышать! Секундомером измеряете трижды с перерывом не более пяти минут, сколько вы продержались. Учитывайте наибольшую величину.

3. Вы стоите на левой ноге, сняв обувь. Глаза закрыты, руки вдоль туловища опущены. Никакой предварительной тренировки делать нельзя. И так три раза. Перерыв - только 5 минут. Самое длинное время стояния запишите. Учитывайте наилучший результат из трех попыток.

4. Измерьте свой вес. Результат также зафиксируйте.

5. Подсчитайте индекс самооценки вашего здоровья. Это можно сделать на одном из медицинских сайтов.

Есть также и различные тесты. Их можно легко найти и испробовать.

дошкольный возраст определение

Минутку, вас снимают!

Так, 20-30-летние не очень сильно двигают руками, в отличие от тех, кому 40-50. Чем старше мужчина или женщина, тем больше они горбятся при ходьбе.

Стоит это оборудование в Научном музее Токио. Любой может прийти. Стало модным определение возраста себя и своих близких.

Также можно узнать биологический возраст по зубам, что особенно интересует криминалистов. Или анализируя голос, наличие морщин. По капле крови, как делают в Голландии.

методы определения возраста

Суперновая технология

А еще оригинально определение возраста по фото. Такая чудо-новинка появилась на цифровом рынке. Программа за несколько секунд выясняет не только возраст, но и пол человека по его снимку. Даже если на нем сфотографированы несколько человек – обо всех получите сведения.

Правда случались сбои. Так, одной девушке выдали возраст… 9 лет. А мальчишку обидели, сказав, что он – девочка. Но виновато тут и освещение, и гримасы человека.

определение возраста человека

Однако, несмотря на такие промахи, столь современное и оперативное определение возраста человека становится очень популярным.

Возраст — это качественно своеобразная ступенька психического развития человека, зависит от конкретных исторических условий, а также — во втором своем значении — возраст обозначает весь жизненный путь живого существа. Раскрывая вопрос периодизации психического развития, мы преимущественно пользуемся первым из значений понятия возраста. Отсчет возраста начинают от рождения до физической смерти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие возраста человека………………………………………. 4 Типы возраста:абсолютный,биологический,психический, социальный..5 Биологический и паспортный…………………………………………. ….6
Критерии биологического возраста………………………………..……. 9
Психологический возраст………………………………….………………..11
Заключение……………………………………………….…………………..13
Список использованных источников……………

Прикрепленные файлы: 1 файл

анатомия.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Реферат

по анатомии и возрастной физиологии

Возраст человек и его разновидности

Выполнил:

студент группы 123

Иванова О. С

Проверил:

Ганченкова Г. П.

Челябинск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………… ………….3

Понятие возраста человека………………………………………. . 4 Типы возраста:абсолютный, биологический,психический, социальный..5 Биологический и паспортный…………………………………………. … .6

Критерии биологического возраста………………………………..……. 9

Психологический возраст………………………………….……………….. 11

Заключение……………………………………………….… ………………..13

Список использованных источников………………………………………15

Введение

С периодами человеческой жизни связано понятие возраста.

Понятие возраста человека

Для начала следует упомянуть о различных видах социальных ролей: основанные на личном достижении – достигнутые, и роли унаследованные, или приписанные.Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина ) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. ( Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто “достигнутое”; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п. ) Но даже несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя их даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается ( даже требуется по закону ), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет ( в зависимости от требований квалификации ) до 65 лет. Нужно рассмотреть взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальным ожиданиями, связанными с процессом старения.

Биологический и паспортный возраст

Старение человека - закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие человека может быть разделено на два периода - восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30-35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Физиологическая старость характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям. Физиологическая старость не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение наблюдается у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности гетерохтонности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально и часто

Биологический возраст. Критерии биологического возраста

Понятие биологического возраста (БВ) появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: "Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью". Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте (КВ) различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна.

Следовательно, появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что является одной из ключевых задач профилактической геронтологии, поскольку такая оценка позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях. Существуют различные подходы к получению вышеупомянутой оценки, например можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа. Однако, все большую популярность и распространение получает в настоящее время оценка старения с помощью показателя БВ. Можно дать следующее определение понятию биологического возраста.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (БВ) - это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Данное соотнесение может быть выполнено как с помощью непосредственного наложения на стандартную кривую графика-эталона, так и с помощью некоторой вычислительной процедуры, например, с помощью регрессионной модели оценки данных.

Таким образом, БВ - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия. Данные классы имеют пересечения, их определения у различных авторов могут отличаться, поэтому приведем ниже систему определений, представляющуюся авторам наиболее приемлемой с точки зрения полноты представления процессов старения, с одной стороны, и специфичности классов различных процессов, с другой.

Календарный возраст (КВ) - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Функциональный возраст (ФВ) (или физиологический возраст) отражает возрастную динамику физиологических функций и функциональных резервов, способность человека функционировать. Некоторые из этих процессов могут существенно не влиять на ОПЖ, но определять качество жизни, а некоторые могут влиять на ОПЖ. ФВ может существенно уменьшаться в результате тренировки. При оценке ФВ желательно учитывать показатели мышечной работоспособности, познавательной деятельности и эмоциональный профиль индивида.

Патологический возраст (ПВ) - это отражение временной динамики количества и интенсивности болезней и предболезненных состояний индивида, влияющих на ОПЖ. Характеристика ПВ определяет специфику лечения, профилактики и геропрофилактики.

Психологический возраст (ПсВ) - группа показателей, характеризующих возрастные изменения психики.В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории (определения ОПЖ и качества жизни) необходимо определять также факторы риска (ФР) - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически "обезвредить" их влияние, и факторы долголетия (ФД) - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

Психологический возраст

Возраст человека

Определение возраста человека
Не каждый человек может сразу, взглянув на человека, почти безошибочно определить возраст. Как можно это сделать? На что надо обратить внимание в первую очередь?

Возрастной кризис как удобное самооправдание
Автор: Н.И. Козлов

Никаких доказательств того, что возрастные кризисы непременно сопровождают жизнь каждого человека - нет. Ранее, еще 50 лет назад, к алкоголизму и безалаберности относились именно как к алкоголизму и безалаберности, а не как к естественному проявлению закономерных возрастных кризисов личности. Люди, получившие качественное воспитание, как и действительно религиозные люди, никогда не имеют никаких кризисов, им этого не позволяет их совесть. Они живут каждый свой день наилучшим образом, выполняют свои обязанности перед Богом и людьми, и свои слабости на кризисы не списывают.
Возрастных кризисов не бывает в монастырях, возрастные кризисы не наблюдаются в действующей армии во время боевых действий. Не до глупостей. Каждый выполняет свою боевую задачу, а короткое время отдыха использует по назначению, для отдыха.
Однако сейчас время свободы и досуга. Люди могут позволить себе жить так, как хочется им, хотя внутренний стержень присутствует далеко не у всех. Люди начинают шататься, и типовые шатания человека, который не умеет себя организовать сам, удобно называть личностными кризисами - тем более, что звучит это солидно и серьезно.
Возрастной кризис - удобное самооправдание, в котором человека поддерживают психологи. Само объяснение психотерапевтично: если человеку объяснить, что это не он дурит, а у него естественный личностный кризис, это успокаивает: снимает с него чувство вины, снимает ответственность. Человек получает понятное и удобное объяснение, а психолог получает и статус умного человека, и очередного клиента, поскольку "ваши затруднения не случайны, это не просто лень, у вас кризис среднего возраста и вам нужна психологическая работа". Все довольны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биологический возраст -

характеристика фактического состояния и потенциала организма человека

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 11 класса Муниципального

бюджетного образовательного учреждения

«Савинская общеобразовательная средняя

Смирновой Александрой Сергеевной

Научный руководитель учитель биологии

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Савинская общеобразовательная

Николаева Людмила Евгеньевна

1.1 Актуальность темы стр. 3

1.3 Задачи стр. 3

1.4 Гипотеза стр. 4

1.5 Предмет исследования стр. 4

1.6 Объект исследования стр. 4

1.7 Методы исследования стр. 4

1.8 Практическая значимость полученных результатов стр. 4

1.9 Обзор литературы стр. 4-5

2.1 Понятие биологический возраст и методики его определения стр. 5-6

2.2 Определение биологического возраста респондентов стр. 5-6

2.3 Статистическая обработка полученных данных стр. 7-11

2.4 Рекомендации по коррекции биологического возраста стр. 11

3. Заключение стр. 12

4. Список литературы стр. 12

Приложение 1 Методика определения клинико-физиологических показателей стр. 13

Приложение 2 Методика определения субъективной оценки здоровья стр. 13-15

Приложение 3 Статистическая обработка данных стр. 15-17

Приложение 4 Методика определения степени постарения стр. 17

1.1 Актуальность темы

Возраст - это понятие, волнующее любого человека . В 25 лет кажется, что вся жизнь впереди. А 70 лет для любого человека означает, что жизнь близится к печальному концу. Когда мы слышим, что такому-то человеку 70 лет, то мысленно представляем себе образ пожилого человека, характерный для большинства людей этого возраста: морщинистое лицо, седые, редкие волосы, дряблая кожа лица и шеи, букет болезней людей пожилого возраста.

Значит, определение возраста по количеству прожитых лет и по внешним признакам не дают ответ о фактическом возрасте человека . С ами люди заинтересованы в том, чтобы знать свой истинный возраст. Для этого необходимо определить биологический возраст человека, т. е. фактический потенциал его организма в данный момент. Это даст возможность не только получить объективную оценку состояния здоровья, но и обнаружить как можно раньше н ачало функциональных ухудшений и принять меры до появления первых признаков нездоровья.[6]

1.2 Цель : определение биологического возраста респондентов и получение характеристики фактического состояния и потенциала их организма в данный момент жизни.

1. Выяснить в литературе понятие биологического возраста, узнать методики его определения ;

2. Определить биологический возраст респондентов с помощью методики института геронтологии Академии медицинских наук;

3. Проведение статистической обработки полученных данных;

4. Дать рекомендации по коррекции биологического возраста.

1.4 Гипотеза : о пределив биологический возраст респондентов, мы получим характеристику фактического состояния и потенциала их организма в данный момент жизни.

1.5 Предмет исследования : определение биологического возраста респондентов.

1.6 Объект моего исследования : респонденты (возрастная группа 43 - 61 год и возрастная группа 16-18 лет).

1.7 Методы исследования:

1 . Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные)

2. Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)

3.Эксперимент (позволит провести наблюдение живых организмов и оценить их свойства)

4.Метод визуализации данных (графики - математический метод позволит наглядно представить состояние проблемы и полученные материалы исследования)

5. Анкетирование (позволит получить данные от исследуемых)

1.8 Практическая значимость экспериментального исследования :

Исследовательская работа имеет практическую направленность: она поможет респондентам определить свои биологические возможности для определения своего здоровья, степени надёжности своего организма, своего возрастного потенциала с целью управления своим условным возрастом, осуществить коррекцию своего возрастах[3,8]

1.9 Обзор литературы:

Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Термин "биологический возраст" появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудах российских ученых В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и др.[3]

В отечественной литературе первую работу по биологическому возрасту опубликовал П.Н.Соколов (1935). Он рассчитал таблицу возрастных сдвигов для выделения

информативных признаков (морщинистости кожи) по степеням их интенсивности,
используя ранги средних членов возрастных групп, и описал процедуру вычисления показателя биологического возраста . [1] В 1975 году Т.Л.Дубиной, А.Н.Разумовичем был опубликован первый обзор на русском языке по биологическому возрасту. Т.Л.Дубину по праву можно назвать пионером разработки методов определения биологического возраста у людей и лабораторных животных в нашей стране . [3]

80-е годы отмечены интенсивной разработкой новых методов сотрудниками Института геронтологии АМН СССР под руководством В.П.Войтенко. Подробное описание метода

определения биологического возраста, доступное для применения другим исследователям, опубликовал В.П.Войтенко в 1984 году. Метод института геронтологии нашел широкое применение в нашей стране.

В последнее десятилетие исследования биологического возраста сосредоточились в лаборатории онтогенеза Пермской медицинской академии, в которой автором создано четыре новых метода определения биологического возраста человека . [1,7]

2. Основная часть

2.1 Понятие биологический возраст и методики его определения.

1. Соответствие статистическому возрасту (сколько лет по паспорту, такой же и биологический возраст). Это неплохой вариант, но и не хороший.

2. Биологический возраст больше статистического (человеку фактически по состоянию его организма лет больше, чем по паспорту). Плохой вариант.

3. Биологический возраст меньше статистического, (человеку фактически, по состоянию его жизненного потенциала, меньше лет, чем по паспорту). Чем биологический возраст меньше статистического, тем лучше.[8] Принцип - биологический возраст меньше статистического в повседневной жизни должен стать тактической целью каждого, кто стремится к долголетию. Более того, если этот принцип не будет соблюдаться, значит, долголетие не состоится. Процесс достижения долголетия длительный, и его нельзя

пускать на самотек. Нужно постоянно держать на контроле свое здоровье, поддерживать свой биологический возраст в рамках молодого организма. [3]

Следует учитывать, что биологический возраст человека зависит от состояния организма в конкретный момент времени: в конце тяжелой рабочей недели он один, после отпуска - совершенно другой, поэтому он дает характеристику на данный момент жизни. Необходимо наблюдать, выявлять тенденции, анализировать. [1]

К настоящему времени существует уже большое количество предложенных разными исследователями тестов разного объема. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации.

Широкое распространение среди исследователей и практикующих врачей получила методика определения биологического возраста, разработанная еще в советское время учеными Института геронтологии Академии медицинских наук. В форму теста эту методику адаптировал известный врач антивозрастной медицины Владимир Г усев . [2,4]

2.2 Определение биологического возраста респондентов

В экспериментальных исследованиях по определению биологического возраста приняли участие 12 учащихся школы в возрасте 16-18 лет. И 12 взрослых людей в возрасте 42-61 лет. Для определения биологического возраста в нашей исследовательской работе были использованы тесты на определение клинико-физиологических показателей (на подвижность, на балансирование). У каждого из обследуемых были определены антропометрические данные (вес), уровень артериального давления (в мм рт. ст.) и частота сердечных сокращений за 1 минуту (приложение 1). [2]

Методом анкетирования респондентов была определена СОЗ (субъективная оценка здоровья) (приложение 2). Для определения биологического возраста респондентов были использованы расчётные формулы, предложенные Институтом геронтологии АМН. [5]

БВ (биологический возраст) мужчин

26,985 + 0,215ХАДС - 0,149ХЗДВ - 0,151ХСБ + 0,723ХСОЗ

БВ (биологический возраст) женщин

-1,463 + 0,415ХАДП - 0,140ХСБ + 0,248ХМТ + 0,694ХCОЗ, где АДС (артериальное давление систолическое), АДП (артериальное давление пульсовое). ЗДВ (продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха), СБ (статическая

балансировка), СОЗ (субъективная оценка здоровья) (приложение 2) , МТ (масса тела в кг)
( приложение 1)

2.3 С татистическая обработка полученных данных.[8]
Провели сравнение календарного возраста респондентов и выявленного биологического возраста (приложение 3).

На основании полученных данных выявили среди респондентов группы с ускоренным и замедленным старением. Это позволило получить характеристики фактического состояния организма респондентов в данный момент жизни.

1.Соотношение респондентов с ускоренным и замедленным старением в разных возрастных группах

Вывод : Как мы видим из диаграммы, не только у старшей возрастной группы есть респонденты с ускоренным и замедленным старением, но и у младшей группы

2.Соотношение респондентов с ускоренным и замедленным старением старшей возрастной группе у женщин и мужчин

Вывод : У большинства респондентов - женщин наблюдается замедленное старение, у

всех респондентов - мужчин выявлено ускоренное старение.

3. Разница в преобладании биологического возраста над календарным у разных респондентов

Вывод: у 45,9 % респондентов выявлено соответствие биологического возраста календарному, у 37,5 % респондентов биологический возраст превышает календарный на 15 лет, у 8,3% респондентов на 10 лет и у такого же процента респондентов биологический возраст превышает календарный на 5 лет.

4. Распространенность отдельных признаков преждевременного старения у респондентов

Вывод: примерно половина респондентов отмечает ослабление памяти, боли в суставах, в области сердца и поясницы. Также большую группу составляют респонденты с жалобами на ухудшение зрения и самочувствия при переменах погоды, частые головные боли.

5. Распределение респондентов по субъективной оценке состояния здоровья

Младшая возрастная группа 2. Старшая возрастная группа

6. Соответствие субъективной оценки здоровья и показателя замедленного или ускоренного старения

Вывод : У большинства респондентов обеих возрастных групп наблюдается соответствие собственной субъективной оценки своего здоровья и показателя замедленного или ускоренного старения, лишь у 29,16% респондентов выявлено несоответствие этих качеств.

7. Соотношение респондентов по степени постарения (приложение 4)

1.% респондентов, у которых БВ больше или меньше, чем средний БВ его сверстников.

2. % респондентов, которые опережают своих сверстников по выраженности старения или отстают от них

Вывод : половина респондентов превышает средний биологический возраст своих сверстников, половина – отстает, соответствия по степени постарения среди респондентов не выявлено.

1. Среди респондентов обеих возрастных групп незначительно , но все же преобладают лица с ускоренным старением (58,4%). Этот показатель подтверждается также и соотношением респондентов по степени постарения (у 54,16 % биологический возраст больше, чем средний биологический возраст его сверстников)
2. Субъективно респонденты оценивают своё здоровье как хорошее и удовлетворительное (56%)

3. У большинства респондентов - женщин наблюдается замедленное старение, у всех респондентов - мужчин выявлено ускоренное старение. И действительно, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6-8 лет.

4. Разница между биологическим и календарным возрастом у большинства респондентов ( 37,5 % ) составила более 15 лет.

5. Приблизительно 50% респондентов отмечает ослабление памяти, боли в суставах, в области сердца и поясницы.

Итак, определив биологический возраст наших респондентов, мы получили характеристику фактического потенциала их организма в данный момент жизни. Каждый участник может оценить степень надежности своего организма, управлять своим возрастом, контролировать свое здоровье и с помощью рекомендаций осуществить коррекцию своего возраста. Е сли выяснилось, что биологический возраст больше календарного, это не приговор, а повод задуматься и начать что-то делать для себя.[7]

2.4 Рекомендации по коррекции биологического возраста.[8]

По данным многолетних исследований, наиболее эффективные средства развития функциональных резервов и снижения биологического возраста– это плавание (хотя бы 2–3 раза в неделю), бег (хотя бы по 20 минут в день или по 40 минут через день), зимой – катание на лыжах и коньках, летом – езда на велосипеде, гребля, работа в огороде, круглый год – гимнастика (если проводить ее с элементарными снарядами, оздоровительный эффект удваивается), спортивные игры, ускоренная ходьба.

Существует 8 простых правил, которые помогут научиться управлять биологическим возрастом человека, а, следовательно, его условным возрастом:

1. Соблюдать режим дня.

2. Спать не менее 7—8 часов.

3. Заниматься спортом, быть физически активным.

4. Регулярно питаться. Пища должна быть полноценной.

5. Отказаться от вредных привычек.

6. Научиться следить за своей осанкой.

7. Возьмите за правило посещать врачей не реже 1 раза в год в целях профилактики.

8. Чтобы стать уверенной зрелой личностью, надо научиться принимать решения, отвечать за свои поступки, слышать и понимать других.

Эти простые рекомендации помогут всем оставаться молодыми, как душой, так и телом.

3. Заключение:

На основании результатов данного исследования и выводов видно, что не календарный возраст, а биологический является определяющим показателем состояния здоровья, жизненной активности и труда, дает характеристику фактического состояния здоровья человека в данный момент жизни.

Значит, выдвинутая гипотеза подтверждена.

4. Список литературы

Анисимова Л.И., Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., Карасик В.Е. Исследования и оценка биологического возраста детей и подростков. // Детская спортивная медицина / Под. ред. С.Б. Питвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - С. 257-259.

Белозерова Л.М. Способ определения биологического возраста человека // Патент N 2102924, 12 января 1998. - 12с.

Дубина Т.Л., Разумович А.Н. Введение в экспериментальную геронтологию. - Минск: Наука и техника, 1975. - 168с.

Сибирский медицинский журнал, 2008, № 1Способ определения биологического возраста человека С.Г. Абрамович, И.М. Михалевич, А.В. Щербакова, Н.А. Холмогоров и д

Приложение 1 Методика определения клинико-физиологических показателей

СБ (статическая балансировка) определяется так: встать на левую ногу - без обуви - глаза закрыть, руки опустить вдоль туловища.

Этот показатель надо измерять без предварительной тренировки. СБ измеряется трижды с помощью секундомера с интервалом 5 минут. Учитывается наилучший результат. СБ измеряется в секундах.

АДС (артериальное давление систолическое) измеряется с помощью аппарата для измерения артериального давления (АД) на правой руке, сидя, с интервалом 5 минут. Учитывается наименьшее давление. АД измеряется в мм рт. ст. (миллиметрах ртутного столба).
МТ (масса тела в кг). Определяется с помощью весов. Взвешиваться в легкой одежде, утром, без обуви.

ЗДВ (продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха) измеряется трижды с интервалом 5 минут с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина ЗДВ, измеренная в секундах.

АДП (артериальное давление пульсовое). Так называется разница между АДС (артериальным давлением систолическим) и АДД (артериальным давлением диастолическим). АД измеряется в мм рт. ст.

Приложение 2 Методика определения субъективной оценки здоровья

СОЗ (субъективная оценка здоровья) производится с помощью анкеты, включающей 29 вопросов. А именно:

1. Беспокоят ли вас головные боли?

2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?

3. Беспокоят ли вас боли в области сердца?

4. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшился слух?

5. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение?

6. Стараетесь ли вы пить только кипячёную воду?

7. Уступают ли вам место в общественном транспорте?

8. Беспокоят ли вас боли в суставах?

9. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?

10. Бывают ли у вас такие периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?

11. Беспокоят ли вас запоры?

12. беспокоят ли вас боли в области печени?

13. Бывают ли у вас головокружения?

14. Считаете ли вы, что сосредоточиться сейчас вам стало труднее, чем в

15. Беспокоят ли вас ослабление памяти, забывчивость?

16. Ощущаете ли вы в различных частях тела жжение, покалывание, "ползание

17. Беспокоят ли вас шум или звон в ушах ?

18. Держите ли вы для себя в домашней аптечке одно из следующих лекарств:

валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

19. Бывают ли у вас отёки на ногах?

20. Приходится ли вам отказаться от некоторых блюд?

21. Бывает ли у вас при быстрой ходьбе одышка?

22. Беспокоят ли вас боли в области поясницы?

23. Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую - либо минеральную

24. Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту?

25. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?

26. Бываете ли вы на пляже?

27. Считаете ли вы, что сейчас вы также работоспособны, как прежде?

28. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно

29.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Читайте также: