Антонио ринальди доклад по мхк

Обновлено: 05.07.2024

Антонио Ринальди архитектор


Будущий архитектор Антонио Ринальди родился в 1709 году, предположительно, в Неаполе.

Будучи выходцем из дворянской итальянской семьи, Антонио Ринальди избрал своим призванием архитектуру и учился у Луиджи Ванвителли. Тот был истинным профессионалом и апологетом позднего итальянского барокко. Однако классицизм уже настойчиво стучался в двери тогдашнего европейского зодчества, и юноша осваивал его, участвуя в целом ряде семейных проектов своего учителя, работая с его детьми единой слаженной семьей. К примеру, он активно трудился, возводя огромный дворец неаполитанских королей.

Уже к 1751 году Ринальди стал авторитетным архитектором со своими творческими приемами и авторскими предпочтениями. Тогда ему и пришло приглашение на службу из далекой России.

Это было серьезное предложение: контракт на семь лет службы архитектором с параллельным обучением начинающих российских зодчих. Сыграли роль лестные рекомендации, выданные Ринальди и предназначавшиеся для гетмана богатой Малороссии К. Г. Разумовского, который был братом фаворита императрицы Елизаветы Петровны. При удачном стечении обстоятельств для Ринальди открывалась дорога в придворный Петербург. Конечно, он согласился.

Итальянец в России

Дебютом Ринальди у Разумовского стало возведение дворца в его резиденции, городе Батурине. Архитектор приготовил и проект полной реконструкции всей резиденции, но так далеко планы гетмана не простирались. Тогда энергичный Ринальди по своему проекту построил дворец в городе Глухове, а затем храм Воскресения Христова в Почепе. Ринальди стал популярен, его заметили при дворе, и приглашение в столичный Петербург было уже не за горами.

Зодчий императрицы

Бюст Антонио Ринальди в Санкт-Петербурге.

Первое назначение в Петербурге привело в 1754 году Ринальди на должность архитектора малого двора - ведомство наследника российского престола, будущего Петра III. Итальянец отстраивал ему бывшую усадьбу князи А. Д. Меншикова и более 20 лет работал в Ораниенбауме. Екатерина покровительствовала ему, и сам Ринальди считал себя ее архитектором.

Очередными его шедеврами стали архитектурно-парковый ансамбль собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой, а также Гатчинский дворец-замок.

Как и ожидалось, восхождение Екатерины на престол принесло итальянцу должность ведущего архитектора всего Петербурга, при этом Ринальди трудится и во многих загородных резиденциях.

Еще в начале своего творческого пути, в Почепе, Антонио Ринальди разнообразил композицию храма Воскресения Христова многоярусной колокольней. Этот прием он повторил затем в проектах трех петербургских соборов. Отныне по такого рода шпилям-балясинам можно было сразу прочитать авторство - это Антонио Ринальди.

Архитектор не признавал в своих проектах мелочей, для него важны были любые детали. Зодчий перед изготовлением чертежа будущего проекта, как правило, всегда посещал место, где предполагалось будущее строительство.

Финал, достойный профессионала

Более 30 лет жизни отдал итальянец Антонио Ринальди России. Все это время он работал, талантливо и плодотворно. Энергичный нрав он сохранял до конца своих дней. Кто знает, сколько еще великих проектов вышло бы из-под пера мастера, но вмешалась роковая случайность. Осматривая новые детали здания Большого театра, разработанного по его проекту, Ринальди сорвался со строительных лесов.

Больше работать в полную силу он уже не мог. Архитектор решил покинуть Россию и продал свой роскошный петербургский дом. Но даже поселившись в Риме, Ринальди от российского консула получал назначенную ему пожизненную пенсию.

На склоне лет он занялся приведением в порядок и систематизацией своих личных архивов. Скончался Антонио Ринальди в Риме 10 февраля 1794 года, навсегда вписав свое имя в перечень величайших зодчих своего времени.

Наследие Антонио Ринальди

Антонио Ринальди приехал в Россию летом 1751-го, поскольку гетман Кирилл Разумовский пригласил его для строительства своей резиденции в Батурине. Когда работы там были закончены, он перебрался в столицу, где поступил на службу к Малому двору Петра Федоровича.

Консерватору по натуре, Ринальди приходилось учитывать все новейшие тенденции и вкусы своих клиентов. Помимо возведения частных домов, архитектору, наконец, удалось закончить весьма затянувшееся строительство католического храма Святой Екатерины на Невском. Любопытно, что Ринальди одновременно был избран старостой этого прихода!

Также есть немало его памятников архитектуры в Царском Селе, Гатчине, Кингисеппе. Известно, что Ринальди также проектировал несколько деревянных зданий на Украине, но они, к сожалению, не уцелели.

Ринальди

Родился около 1709 - 1710 годов
скончался 10 февраля 1794 года в Риме

Биография

Сведений о детстве Антонио Ринальди почти нет. Он родился в 1709 или 1710 году на юге Италии, скорее всего в Неаполе. Учился у Луиджи Ванвителли, представителя позднего итальянского барокко. Вместе с другими учениками Ринальди участвовал в строительстве порученных Ванвителли объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл некоторую известность.

В 1751 году архитектор был приглашен на службу в Россию. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров.

В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором "малого двора", то есть входит в ближайшее окружение цесаревича Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя "архитектором великой княгини", таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II.

После восшествия на престол Екатерины II Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Одной из его первых петербургских работ стал костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, начатый уехавшим из России архитектором Валлен-Деламотом. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. Спустя два года Ринальди начал строить Мраморный дворец, ещё через два года - новое здание Исаакиевского собора. Тогда же архитектор строил дворец в Гатчине. Позже по проекту Ринальди было возведено здание Тучкова буяна. Существует версия, что Ринальди спроектировал дом Мятлевых на Исаакиевской площади. По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр на Театральной площади, на месте которого позже построили здание Консерватории.

В 70-е годы 18 века архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайские театр и павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну.

Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые столбы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

На всех зданиях спроектированных Антонио Ринальди можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Так при строительстве Мраморного дворца он использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского озера. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик.

Антонио Ринальди проработал в России более 30 лет. Его активную деятельность прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. Из-за травмы он не смог продолжать работу. Архитектору назначили пожизненную пенсию, Ринальди распродал все свое имущество в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим. Пенсию зодчему регулярно выплачивали через русское посольство. Последние 10 лет Антонио Ринальди занимался систематизацией своих проектов и рисунков. Архитектор умер 10 февраля 1794 года в Риме.











Антонио РИНАЛЬДИ (1709-1794)

Еще один архитектор иностранного происхождения, нашедший признание на новой родине- это итальянец Антонио Ринальди, ученик Луиджи Ванвителли, приглашенный в Россию в 1751 году. Изначально Ринальди был отправлен к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому, для которого он построил роскошную резиденцию в Батурине и Глухове, а также церковь Воскресения Христова в городе Почеп.

В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором "малого двора", то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III и его супруги Екатерины. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме, где строит миниатюрный дворец Петра III (он входил в состав комплекса небольшой крепости Петерштадт), Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Выполненные в стиле изысканного рококо, эти здания дополнялись оригинальными китайскими интерьерами. Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя архитектором великой княгини, таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II.

Дворец Петра III



Павильон Катальной горки


После восшествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Одной из его первых петербургских работ стал костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, начатый Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора (позже завершенного другими архитекторами). А в 1768 году Ринальди начинает работы по строительству нового Исаакиевского собора. Красивое здание, отделанное мрамором, так и не было закончено в соответствии с изначальным проектом- его завершил Бренна после того, как Ринальди уехал за границу. Своеобразной памятью об Исаакиевском соборе Ринальди является Екатерининский собор в Ямбурге (Кингисепп), построенный Ринальди в 1760е годы и отдаленно напоминающий этот проект.

Исаакиевский собор по проекту Ринальди



Гатчинский дворец


В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр (не сохранился) и Китайскую деревню, который продолжили серию его китайских построек, начатых в Ораниенбауме. Кроме того авторству Ринальди принадлежат мемориальные сооружения- Чесменская, Крымская и Морейская ростральные колонны, Орловские ворота, Кагульский обелиск.

Китайская деревня в Царском Селе


Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые столбы, некоторые из которых сохранились до наших дней. А на выезде из города по Петергофской дороге в 1774-84 годах Ринальди строит Лифляндские ворота.

Верстовой столб на Московском проспекте



Большой театр, построенный Ринальди
Последней работой Ринальди в Петербурге стало здание первого каменного театра- Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории. Его возведение началось в 1775 году, но эта постройка стала для Ринальди роковой- архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра и получил травмы, из-за которых был вынужден прекратить работу. В 1784 году он вернулся в Италию и поселился в Риме.


Антонио Ринальди (итал. Antonio Rinaldi; 1709 — 10 апреля 1794, Рим) — итальянский архитектор, работавший в России.

Жизнь и творчество

Учился у Л. Ванвителли, который был старше Ринальди всего на 9 лет. Вероятно, Ринальди был родом из Неаполя или его окрестностей, так как Ванвителли брал в ученики только уроженцев этих мест. В Италии Ринальди участвовал в строительстве римского монастыря св. Августина, руководил возведением собора монастыря св. Магдалены в Пезаро.

В Петербург Ринальди приехал 22 июня 1751 — это известно из переписки графа Воронцова с его римским корреспондентом графом Бьельке. Связанный контрактом с малороссийским гетманом Разумовским, он уехал для строительства его резиденции в Батурине, но, возможно, не создав там ничего существенного, приехал спустя несколько лет в Петербург и поступил на службу к Малому двору Петра Фёдоровича. После вступления на престол Екатерины II Ринальди был назначен придворным архитектором и оставался в этой должности до 1784 года.

По пути из Рима в Петербург Ринальди проследовал через территорию Германии. На его маршруте оказались или могли оказаться такие города, как Аугсбург, Мюнхен, Дрезден и Берлин. Добравшись до Штетина, он сел на корабль, и оттуда отплыл в российскую столицу (этот маршрут прослеживается по письмам Воронцова и Бьельке). Видимо, немецкие впечатления стоит искать во всех ринальдиевских сооружениях, не забывая при этом и о т. н. итальянском вкусе (то есть стиле), в котором зодчий работал всю свою жизнь. Так, прототипом для Китайского дворца в Ораниенбауме мог стать утраченный в период Второй мировой войны берлинский дворец Камеке (эту параллель провел С. Б. Горбатенко), в планировке Гатчинской резиденции следует видеть влияние мюнхенского Нимфенбурга, гигантского комплекса, состоящего из центрального корпуса, длинных галерей и гигантских каре конюшен и оранжерей. Однако большинство исследователей видят в качестве прототипа Китайского дворца не берлинский дворец и не большой дворец Нимфенбурга, а малый дворец Амалиенбург работы Ф. де Кювилье (1734—1739). Сходство фасадов обоих дворцов очевидно. Современники называли этот приземистый дворец (большие "французские окна" на уровне земли открываются прямо в сад) "голландским домиком", но предполагают, что при этом имелся ввиду "собственный голландский сад" у северной стороны дворца .

Ансамбль шутейного дворца Петерштадт в Ораниенбауме (1756—1762), в особенности "почётные ворота" (единственная постройка, помимо дворца Петра III, возведённая в камне и потому сохранившаяся), стилизована под "петровское барокко" первой четверти XVIII века (иногда эту постройку соотносят с прусско-голландскими фортификационными сооружениями). Исследователи творчества архитектора в этом контексте обращают внимание на переписку Ванвителли и Ринальди, в которой учитель отмечает "игровое начало и артистичность", свойственные таланту ученика. С 1762 года Антонио Ринальди перестраивал Большой дворец в Ораниенбауме. Большой зал и Японский павильон он оформил в стиле рококо. В Японском павильоне хранилась коллекция японского, китайского и саксонского (майсенского) фарфора (ныне частично в Государственном Эрмитаже). Дворец Петра Фёдоровича и Павильон Китайской горки также отмечены влиянием французского рококо и стиля шинуазри. Шедеврами архитектуры являются Большой и Малый китайский кабинеты, оформленные по рисункам Ринальди, с подлинными восточными предметами и панно стилизованными "под Китай". А Фарфоровый кабинет на втором этаже Павильона Катальной горки по изяществу и тонкости отделки безусловно является шедевром оформления интерьера в стиле рококо. Его часто сравнивают с лучшим рокайльным интерьером Франции: Салоном принцессы Отеля Субиз в Париже (проект Ж. Бофрана, 1736—1739) и многие отдают предпочтение работе Ринальди в Ораниенбауме. Удивительно, что не побывав во Франции (есть версия о его краткосрочном визите в Лондон), Ринальди сумел так тонко почувствовать особенности французского стиля.

По проекту Ринальди построен собор Св.Екатерины Александрийской в Ямбурге (1762—1782). Он был уничтожен в 1941 году, но воссоздан по подлинным чертежам в 1979 году. По проекту Ринальди строили новое здание Исаакиевского собора (взамен старой церкви Св. Исаакия Далматского, созданной М.Г.Земцовым и С.И.Чевакинским). Храм остался незавершённым, с 1798 года его возводил В.Бренна, а новый собор на том же месте строили в 1818—1858 годах по проекту О.Монферрана. Большой дворец в Гатчине (1766—1781), предназначавшийся императрицей Екатериной для графа Г.Г.Орлова, Ринальди проектировал в свойственной ему манере романтической стилизации под "английский замок". Таково было пожелание императрицы и графа Орлова, известных англоманов . Общая композиция с двором-курдонером, протяжёнными боковыми флигелями, двумя пятигранными башнями с необычными завершениями в виде горизонтальных площадок (без шатров или куполов) действительно характерны для средневековой английской архитектуры (хотя известна и итальянская традиция двубашенных построек: palazzo in fortezza). Романтический образ замка усиливается облицовкой серовато-желтоватым пудожским известняком, меняющим свой цвет в зависимости от погоды и освещения. Безусловно, даже "английский замок" Ринальди рассматривал сквозь призму хорошо известных ему памятников родной Италии. В "самом итальянском здании Петербурга" — Мраморном дворце (также предназначенном графу Орлову), обобщённом образе итальянских палаццо эпохи Возрождения (1768—1785), Ринальди превзошёл сам себя в изысканной "палитре" разных пород мрамора, финского гранита и немногих вызолоченных деталей фасадов здания, в сочетании серо-голубых тонов с белой лепкой в интерьерах. Специалисты отмечают также сходство Мраморного дворца с дворцом в Казерте, где Ринальди начинал свою архитектурную деятельность. В качестве возможных прототипов называют также Королевский дворец в Мадриде (проект Ф.Юварры, 1735), Дворец Шёнбрунн в Вене (И.Б.Фишер фон Эрлах Старший, 1696-1722), восточный фасад Палаццо Одескальки в Риме (Дж.Л.Бернини,1664-1666).

Ринальди заканчивал затянувшееся строительство самого старого католического храма Санкт-Петербурга — церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, причём архитектор одновременно исполнял обязанности старосты прихода. Проект "Китайского театра", созданный Ринальди для Царского Села (1772), использовал В.Неелов, а позднее Ч.Камерон при строительстве знаменитой "Китайской деревни". А.Н.Бенуа писал, что произведения Ринальди созвучны музыке Гайдна и Моцарта. Помощником Ринальди был итальянский рисовальщик и скульптор-декоратор Д.Ф.Ламони, работавший затем с В.Бренной в Павловске . Ринальди также создал проекты Князь-Владимирского собора, возможно, дома Мятлевых на Исаакиевской площади, Гатчинских (Орловских) ворот в Царском Селе. С 1768 года Ринальди жил в собственном доме рядом с Зимним дворцом на Миллионной улице, где жили обособленной "колонией" все итальянцы. Дружил с братьями Бароцци и С.Торелли. В 1784 году на строительстве Большого театра старый мастер упал с лесов и серьёзно заболел. В том же году продал дом, подал в отставку и вернулся в Италию. Он умер в Риме в 1794 году.

Читайте также: