Анализ урока и его виды доклад

Обновлено: 05.07.2024

Ответить на этот вопрос не так то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа, и у каждого своя цель.

Естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведении урока.

Вообще АНАЛИЗ – это логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных. Т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель, определяет для себя те формы, которые для него соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основах. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений

Так, что же такое анализ?

Большинство учителей сходятся на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это – совершенно верно. Если иметь ввиду, что со времен Я. А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т. е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Так, что же дает анализ урока для учителя?

Анализ представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов. Приемов работы в их практическом преломлении, во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями. Анализировать их. Обобщать и делать научно обоснованные выводы. Служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Самоанализ урока. Как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, дает возможность:

Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей.

Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда.

Сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникшие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит от умения учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Анкета для проведения самоанализа урока.

Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?

Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности класса?

Удалось ли выбранными методами сформировать у детей мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать им целевую установку?

Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и т.п.)?

Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация оценок?

Удалось ли правильно построить устную речь – свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока?

Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?

Какова степень достижения целей данного урока?

Основные требования к самоанализу.

Место, разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме.

Обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока.

Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащимися на уроке.

Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач.

Удовлетворенность или неудовлетворенность учителями уроком (его отдельными частями); намечаемые учителем планы по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.

Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

Каковы задачи урока.

Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.

Каков результат качества знаний? Что повлияло на результат?

Показать связь дидактических задач урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами организации учебной деятельности учителя.

АНАЛИЗ УРОКА

Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.

Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока;

б) структуры и организации урока;

в) содержания урока:

г) деятельности учителя на уроке;

д) деятельности учащихся на уроке;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий урока;

з) психологического аспекта урока.

Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Анализ цели урока

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможностей самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3. Степень достижения поставленной цели.

II. Анализ, структуры и организации урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудования кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

III. Анализ содержания урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла учителем уровню понимания содержания учениками).

4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей поданной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя:

д) учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений. виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)

8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

V. Анализ работы учащихся на уроке

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме или к уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные-требования едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI. Анализ домашнего задания

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3. Объем домашнего задания (чем определяется).

4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задания на дом, инструктаж.

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещенности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасно­сти на соответствующих уроках.

VIII. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

Существует множество видов анализа, и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т. д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который служил бы основанием для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся как основу их личностной самоорганизации. Но это — особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

Для тех, кто только начинает задумываться над несоответствием качества своей работы новым требованиям образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образования, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основными механизмами, помогающими достичь все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это - совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я. А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т. е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т. е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуются средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство и т. д., то здесь есть над чем задуматься.

Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11 % здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и других позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Традиционный анализ урока

Обнаружив их в этом и следующем за ним разделах, не стоит обольщаться по поводу того, что они представляют реально гуманистическое содержание, соответствующее новым требованиям к образованию. Сопоставляя их с гуманистическими ценностями обучения и учения, несложно выявить традиционную ориентацию на моноактивность учителя, на тщательно скрываемую любовь к заданному смыслу, на приоритет воздействия над взаимодействием на уроке и т. д.

Содержание этих понятий и, следовательно, средства их применения - традиционны, они принципиально отличаются от того смысла и средств его реализации, которые заданы законодательно и представлены в гуманистической парадигме личностно ориентированного образования культурологического типа. Этот феномен мы рассматривали и ранее, но он присутствует и в схемах анализа.

Тем не менее мы уделяем традиционной классификации анализа урока значительное место. Во-первых, потому, что каждый учитель должен знать эти классические схемы: в них есть над чем поразмышлять; во-вторых, потому, что современный учитель должен уметь применять накопленный опыт; в-третьих, учитель должен научиться использовать все положительное, что содержится в этих схемах. И последнее: любая схема, при всех её недостатках, дисциплинирует хотя бы тем, что заставляет систематизировать свою деятельность, обратиться за помощью к опыту и науке.

Процедура классификации предполагает определение общего основания и выделение соответствующих ему групп. Классификации вносят определенную ясность в познание исследуемых явлений и процессов, в том числе педагогических.

Классификации анализа урока призваны вооружить учителя пониманием сущности и назначения используемых форм, методов и приемов обучения, протекания различных педагогических процессов. Они помогают учителю обеспечить преемственность в работе, наметить линию развития реализуемой им педагогической системы. Особенно актуальна эта проблема в наши дни, когда школы внедряют разнообразные и часто разнородные проекты, не всегда обеспечивающие планируемые результаты.

Современный урок принято рассматривать с позиций образовательных парадигм: традиционной (формирующей), традиционно-развивающей, личностно ориентированной (гуманистической).

Педагогическая парадигма - устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач. Представляет собою модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач. Необходимость в новой образовательной парадигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности. Образовательная парадигма базируется на каких-либо ценностях, определяющих направление педагогического процесса: на интересы общества, государства или на личность (индивидуально-личностное развитие), взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими, содержание - знаниевым или развивающим, технологии рассчитаны на передачу культурно-исторического опыта или на развитие его личностного (культурно-генетического) творческого потенциала, школа может быть ориентирована на тоталитарное государство или на демократическое общество.

Классификации анализа по общим основаниям.

Как правило, традиционная классификация предлагает обращаться к таким основаниям для анализа, которые представляют некий отдельный участок (аспект) урока: психолого-педагогический, методический, сопоставительный, целевой, с точки зрения педагогического общения, физиолого-гигиенический. Следуя этой логике, выстраивается и классификация традиционного анализа урока.

Классификация анализа по времени педагогической деятельности.

В современной дидактике выделяются основные виды анализа урока, определяющие время его проведения: предваряющий, текущий, ретроспективный.

Классификация на основе усложнения видов анализа.

1. Краткий (оценочный) анализ - общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Может проводиться сразу после урока и не является окончательным. Дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

2. Структурный (поэтапный) - выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся. В традиционной организации урока имеются определенные этапы. Поэтому возможен его поэтапный анализ. Тогда процедурная сторона анализа заключается в разложении урока на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа или придерживаются его схемы, или, чувствуя несовершенство этой методики, вносят в нее некоторые уточнения и добавления: как опрашиваются ученики (проверка домашних заданий, опрос, учет знаний); объяснение учителя (содержание, методы, активность учащихся); воспитательные моменты на уроке; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы учащихся; применение наглядных пособий и технических средств обучения; задание на дом.

Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее.

Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.

3. Поэлементный - используется при разборе занятий, этапы которых объединены или частично отсутствуют. Процедурная сторона методики заключается в разложении занятия на его основные элементы (содержание, методика, развитие познавательной самостоятельности учащихся и др.) и поочередном изучении их под углом зрения различных целевых установок. Это:

- оценка правильности определения целей и задач урока; рациональности структурного построения урока и целесообразности распределения времени на его элементы, правильности отбора содержания учебного материала;

- оценка методов проведения урока, способов активизации познавательной деятельности учащихся, способов осуществления межпредметных связей; объективности способов решения воспитательных задач;

- изучение методов применения наглядных пособий, содержания и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Методика поэлементного анализа гораздо глубже и эффективнее поэтапного, так как ее процедурная сторона заключается в осмыслении главных компонентов учебного процесса. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление. Возникает противоречие: урок имеет определенную логику, но ни один из описанных видов анализа не позволяет его рассматривать как сложное целостное явление.

4. Системный - рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Системный анализ - это совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы. Это методика подготовки аналитического обоснования управленческих решений и целей.

Методика и технология системного подхода к анализу учебных занятий.

Системный подход - направление педагогической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них многообразных типов связей. В педагогике различают жесткий и гибкий типы системного подхода, определяющие соответственные типы целей, принципов, содержания и средств образования.

Методика системного подхода дает возможность оценить эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры, наличия тех или иных дидактических средств и методов, а это, в свою очередь, позволяет оценивать как в вербальных, так и математических показателях эффективность образовательного процесса.

4. В целях получения более полной информации об эффективности занятий, проведенных учителем, используется «Карта анализа и оценки эффективности занятия.

Данная технология системного анализа учебного занятия позволяет не только преодолеть формализм в его оценке, но и получить наиболее полную информацию о реализации поставленных целей обучения и воспитания, позволяет получить достоверный материал к аттестации педагогических кадров в рамках традиционного подхода.

5. Аспектный - рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примеры аспектов урока:

- реализация учителем триединой задачи урока;

- использование развивающих методов на уроке;

- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умений и навыков школьников;

- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

- организация проблемного обучения на уроке и т. п.

Осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока; б) структуры и организации урока; в) содержания урока; г) деятельности учителя на уроке; д) деятельности учащихся на уроке; е) домашнего задания; ж) санитарно-гигиенических условий урока; з) психологического аспекта урока.

6. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.

Гост

ГОСТ

Анализ урока

Анализ урока – это процесс разбора и оценки целостного учебного занятия или отдельных его сторон, разновидность методической работы в школе.

Анализ урока проводят:

  • в качестве средства совершенствования и повышения квалификации учителя, чтобы изучить и обобщить педагогический опыта;
  • во время прохождения практики студентами педагогических специальностей.

Анализируя урок, во внимание принимают деятельность как учителя, так и учеников.

Наиболее полным и всесторонним считают анализ системы уроков по одной теме, содержащим характеристику всех звеньев образовательной деятельности. В общем анализе урока обычно рассматривают:

  • содержание обучения, то есть степень соответствия учебной программе, полноту, последовательность и методологический уровень преподавателя и пр.;
  • структура урока – оценивает степень соответствия содержанию урока, согласованность частей урока между собой, целесообразность использования времени и пр.;
  • методы обучения – степень соответствия содержанию урока и возрасту учащихся, обеспечение сознательности и прочности знаний, самостоятельности и инициативности учеников;
  • поведение учеников;
  • стиль работы педагога;
  • результаты урока – достижение цели, воспитательный и образовательный эффект.

Виды анализа уроков

Известно несколько видов анализа уроков, и каждый из них обладает собственной целью. Анализ любого урока – это комплексный подход, в котором тесно переплетаются психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты. Анализ необходим:

  • для преподавателя, так как представляет собой рефлексию, которая позволяет оценить собственные сильные и слабые стороны, определить нереализованные резервы;
  • для администрации учебного заведения должна услышать самоанализ от преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности, так как самоанализ выступает показателем профессионализма учителя и степени осмысления им образовательных задач.

Конаржевский Ю.А. выделяет три основных вида анализа урока:

  • структурный;
  • аспектный;
  • комплексный
  • системный,
  • целевой.

Структурный анализ урока – основа всех анализов. Он является логической последовательностью и взаимосвязью структурных элементов урока, помогая выделить ряд дополнительных этапов урока. Структурный анализ предполагает выделение и оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, которой обеспечивается развитие познавательных способностей учеников.

Готовые работы на аналогичную тему

Схема структурного анализа урока может выглядеть следующим образом:

  • определить тему и цель урока;
  • рассмотреть содержание урока;
  • охарактеризовать виды деятельности учителя и учеников;
  • подвести итоги урока, какие результаты получены.

Аспектный анализ урока основан на структурном. Главное внимание уделяют процессу анализа одного аспекта урока, например, цели или структуре, содержанию и пр.

Аспектный анализ представляет процесс рассмотрения, детального и всестороннего изучения и оценки под определенным углом зрения какой-то одной стороны или отдельной цели урока в ее взаимосвязи с результатами деятельности учеников.

Примерные цели и программы аспектных анализов урока:

  • планирование со стороны учителя образовательной, воспитательной и развивающей задач урока;
  • организация процесса повторения изученного материала;
  • оптимальный тип и структура урока;
  • степень соблюдения требований к содержанию уроков;
  • выбор методов, приемов и средств обучения;
  • взаимоотношения учителя с учащимися;
  • подготовка учеников к выполнению домашнего задания;
  • закрепление изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока – это структура аспектных анализов, состоящих из оценки реализации задач урока, содержания и выводов учебной деятельности учеников по нескольким характеристикам: уровень усвоения учениками знаний и способов умственной деятельности, развитие учеников, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Комплексный анализ может осуществляться одновременно несколькими экспертами и представляет сумму обобщенных выводов по каждому аспекту урока.

Примерная схема комплексного анализа урока может выглядеть следующим образом:

  • цель и задачи урока;
  • готовность учителя и учеников к уроку;
  • организационная структура урока;
  • содержание урока;
  • методическое обеспечение урока;
  • поведение и деятельность учеников на уроке;
  • характеристика деловых качеств учителя;
  • общий результат урока.

Системный анализ урока представляет путь выявления резервов урока, а также преодоление формализма при оценивании труда педагога.

Системный анализ позволяет проанализировать урок в качестве целостной системы и оценить его достоинства и недостатки с позиции их воздействия на результат урока. Например, благодаря системному анализу можно сделать вывод о достаточном или недостаточном объеме выполняемой учениками самостоятельной работы на уроке и установить ее связи с целями и спецификой содержания урока, индивидуальными особенностями учеников и прочими факторами. Благодаря такому подходу можно установить истинные причины, которые могут объяснить получение определенных результатов учебной деятельности.

Целевой анализ урока имеет целью выявить мастерство учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения, включая те, что разработаны самим учителем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока;

б) структуры и организации урока;

в) содержания урока:

г) деятельности учителя на уроке;

д) деятельности учащихся на уроке;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий урока;

з) психологического аспекта урока.

Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Анализ цели урока

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможностей самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3. Степень достижения поставленной цели.

II. Анализ, структуры и организации урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудования кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

III. Анализ содержания урока

Вопросы для анализа:

Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла учителем уровню понимания содержания учениками).

Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

Выделение ведущих идей поданной теме.

Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя:

д) учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений. виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)

8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

V. Анализ работы учащихся на уроке

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме или к уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные-требования едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI. Анализ домашнего задания

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3. Объем домашнего задания (чем определяется).

4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задания на дом, инструктаж.

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещенности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасно­сти на соответствующих уроках.

VIII. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

/. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока:

элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

Читайте также: