Аналитические исследования в социологии доклад

Обновлено: 02.05.2024

Реферат по теме: Анализ данных в социологическом исследовании

Введение
1. Сущность, виды и методика социологического исследования
2. Обработка и анализ результатов социологического исследования
3. Анализ эмпирических данных социологии
Заключение
Список используемой литературы.

Введение
Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о жизненных планах, уровне и качестве жизни, ценностных установках. Идея таких исследований была заимствована у тех наук, в которых экспериментальные исследования утвердились ранее (экономики, психологии, этнографии). Эмпирические социологические исследования не тождественны социологическим обследованиям. Первые направлены на увеличение социологического знания, характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и др., составляющие в совокупности программу; вторые предполагают просто сбор и обобщение социальной информации (опросы, зондажи, статистические обследования и т.д.), теоретической цели они не ставят. В XX в. с совершенствованием социологии как науки в условиях интенсивного социально-экономического и политического развития общества эмпирическая социология стала приобретать все более важное значение.
Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Одной из форм предвидения является социальное прогнозирование - научное исследование перспектив развития иди возможного состояния исследуемого объекта. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества.
Актуальность темы не вызывает сомнений и поэтому в данной работе рассматриваются формы и способы анализа эмпирических данных социологии.

1. Сущность, виды и методика социологического исследования

Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.
В зависимости от многих оснований, в том числе целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета, выделяют следующие виды эмпирических социологических исследований (табл. 1).

Таблица 1 - Виды социологических исследований
Теоретические По цели Эмпирические
По задачам По частоте проведения По масштабности
Разведывательные Описательные Аналитические Разовые Повторные Международные Общенациональные Региональные Отраслевые Локальные
Пилотажные Панельные Лонгитюдные Монографические

2. Обработка и анализ результатов социологического исследования

3. Анализ эмпирических данных социологии

Список используемой литературы
1. Голенкова З.Т. и др. Общая социология: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.
2. Елисеева Е.В. Социальная информатика: учебно-методические материалы. – Брянск: СЭИ БГУ, 2003 г. – 240 с.
3. Зарубина И.Н. Социология хозяйственной жизни: проблемный анализ в глобальной перспективе: учеб. пособие – М.: ЛОГОС, 2006. – 392 с.
4. Зборовский Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.
5. Нартов Н.А. Социология: учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005-511с.
6. Немировский В.Г. История социологии: уч. пос. - М.:ИЦ ВЛАДОС, 2005 - 318с.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки. СПб.: СПЦ. 1996. – С.297.
8. Ядов В.А. Стратегия социальных исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.

Углубленный вид социологического анализа, требующий тщательной разработки программы и инструментария.

Использование методов носит комплексный характер.

Объект - совокупность многих факторов, влияющих на определенное явление, из которых выделяются факторы управляемые и неуправляемые, основные и второстепенные, временные и постоянные.

Цель - описание структурных элементов, а также выявления причине, которые обусловливают характер, распространенность, остроту изучаемого явления.

Наиболее сложный вид социологического анализа, используемый для измерения устойчивости контрольных характеристик. Комплексное исследование всех методов.

Объект - выступает средством для создания экспериментальной ситуации. В качестве предмета выступают характеристики экспериментальной группы.

Цель - изучение "поведения" включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства

1. По каким критериям осуществляется классификация социологических исследований?

2. Какой вид социологического исследования является наиболее сложным? (Объясните почему)

3. Дайте общую характеристику аналитического вида исследования.

4. В чем состоят особенности описательного вида исследования?

5. С какими целями проводятся разведывательные исследования?

6. При помощи какого метода получают оперативную информацию об актуальных социальных проблемах?

7. В чем состоит особенность объекта в социологическом эксперименте?

8. Каков предмет социологического эксперимента и каково его отличие от эксперимента в естественных науках?

9. Почему в аналитическом исследовании необходимо применять комплекс методов?

10. Какой из видов социологических исследований имеет наибольшее значение для управленческой деятельности?

Тема 8. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании

1. Методы статистики в социологическом исследовании

Процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими элементами этой системы. Сфера применения:

При построении шкал измерения.

номинальная (при изучении субъективных представлений);

интервальная (при изучении свойств и признаков, измеряемых числами).

Распределение изучаемой совокупности на однородные группы по существенным для нее признакам. Осуществляется при помощи построения статистических рядов, оформляется в статистические таблицы, графики.

Сфера применения: при обобщении социологических данных:

структурная (по возрастным или квалификационным разрядам);

типологическая (по субъективным признакам);

аналитическая (по двум или более признакам для выявления их взаимосвязи)

Статистическое изучение части генеральной совокупности, организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочной совокупности на генеральную.

Сфера применения: Применяется, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек.

Виды выборки (в зависимости от изучаемого объекта и цели):

1. Дайте общую характеристику методу измерения.

2. Приведите примеры построения номинальной, ранговой и интервальной шкал.

3. Сформулируйте общие требования для построения шкал.

4. В каких целях используется метод группировки в социологических исследованиях?

5. При помощи каких графических способов могут быть представлены результаты группировки?

6. Приведите примеры аналитической и типологической группировок.

7. В чем состоит целесообразность применения выборочного метода в социологическом исследовании?

8. Объясните понятие репрезентативности выборки.

9. Приведите пример простой (случайной) выборки.

10. В чем отличия систематической и стратифицированной выборки?


Тема 9. Методы логического анализа

1. Построение типологий

Поиск устойчивых сочетаний, свойств социальных объектов (или явлений) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту.

1.1Эмпирическая (не имеющая конкретного теоретического основания).

1.2 Теоретическая (на основе концептуальной модели).

Раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической теории сущности объекта наблюдения, показ его подчиненности определенному объективному закону или совокупности законов.

Виды объяснений: При исследовании:

генетическое - при исследовании процессов и событий;

следственное - при исследовании законов и следствий;

функциональное - типов следствий;

структурное - при изучении структуры

модельное - при невозможности объяснить объект его собственными законами.

3. Логический анализ основных понятий

Интерпретация основных понятий - выяснение их трактовки.

Операционализация (структурная) - выяснение ведущих характеристик предмета исследования.

Сфера применения: Применяется при построении инструментария социологического исследования (необходим для создания шкал, индексов, вопросов), а также при написании отчетов по результатам исследований.

1. Объясните необходимость использования типологического метода в социологии.

2. Приведите пример построения эмпирической типологии.

3. Приведите пример теоретической типологии.

4. В чем состоят особенности объяснения в социологии по сравнению с историческим объяснением?

5. Какое значение в развитии социологического знания имеют законы?

6. В чем отличия следственного и функционального объяснения?

7. Какова сфера применения логического анализа в социологическом исследовании?

8. Какие виды логического анализа вы могли бы выделить?

9. Приведите пример интерпретации основных понятий.

10. Какое значение имеет операционализация основных понятий в социологическом исследовании.


Часть 2. Тема 10. Программа социологического исследования

Примерные темы технических заданий на проведение социологических исследований:

Удовлетворенность работников предприятия условиями труда на данном предприятии

Адаптация молодых специалистов к работе на предприятии

Текучесть кадров на предприятии

Должностной рост работников предприятия

Морально - психологический климат коллектива

Удовлетворенность учащихся условиями обучения в к-л. учебном заведении

Мнение старшекурсников к-л. учебного заведения о правильности выбора профессии

Социальный портрет руководителей к-л. профессиональной сферы

Здоровье как социальная ценность

Условия карьерного роста работников к-л. профессиональной сферы

Социальные проблемы студенческих семей

Социальные проблемы трудных подростков

Отношение к. - л. группы населения к ценности здорового образа жизни

Изучение предпочтений читательской аудитории

Социальные проблемы компьютерной грамотности к. - л. группы населения

Оценка потребителями сервиса к. - л. структуры (банка, медицинского учреждения, гостиницы и т.д.)

Мнение горожан о телевизионных каналах или программах

Отношение жителей города к экологической проблеме

Социальный портрет предпринимателя

Отношение населения к получению второго высшего образования

Факторы, влияющие на выбор молодежью профессии

Факторы, влияющие на выбор молодежью учебного заведения

Трудоустройство молодых специалистов

Социальные проблемы безработных

Структура досуга к-л. группы населения

Социальные проблемы развития малого предпринимательства

Отношение населения к нормам русского языка

Отношение молодежи к изучению иностранных языков

Удовлетворенность тольяттинцев различными аспектами городской жизни

Социальные проблемы мигрантов

Образование как социальная ценность

Отношение к. - л. групп населения к религиозным ценностям

Социальные аспекты жилищной проблемы

Отношение подростков к учебе

Отношение различных групп населения к курению

Отношение различных групп населения к употреблению алкоголя

Отношение различных групп населения к наркомании

Политические предпочтения населения

Оценка населением работы городских коммунальных служб

Отношение населения к изменению системы оплаты за телефон

Представления различных групп населения о жизненном успехе

Оценка группами населения к. - л. радиостанции

Отношение населения к “национальному вопросу”

Труд как социальная ценность

Физкультура и спорт в структуре досуга населения

Социальные проблемы трудовой дисциплины на к. - л. предприятии

Оценка социального потенциала развития к. - л. предприятия

Электоральные предпочтения горожан

Отношение населения к патриотизму

Оценка населением к. - л. периодического печатного издания (газеты, журнала)

Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:

Программа социологического исследования, которая включает следующие пункты:

Обоснование проблемы исследования

Интерпретация и операционализация основных понятий

Гипотезы (не менее семи)

методологическая часть - формулировку и обоснование проблемы,

определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий,

формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности,

характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации,

логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Программа - это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической деятельности.

Тема исследования - вводит в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то управленческого решения.

Исследовательская проблема - это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема - это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.

Поставленные самой жизнью противоречивые ситуации принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования социальная проблема выступает как своего рода состояние "знания о незнании" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.

А) Осмысление проблемной ситуации:

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешение которого в данный момент времени еще не известны.

Предварительный анализ проблемной ситуации проводится на основе внешних наблюдений, свободного интервью с участниками проблемной ситуации, анализа документов, результатов предшествующих социологических исследований, свободных интервью с экспертами.

Б) Формулировка проблемы:

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: “Каковы причины определенных явлений? ”. Установка: “Найти способы решения, построить модель, объясняющую данный круг факторов".

Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, адекватно отражающих содержание вопроса (установки).

Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения.

1. Проблема исследования - необходимость разрешения противоречия между уровнем заинтересованности родителей в эффективности воспитательного и образовательного воздействия на детей со стороны школы и других социальных структур и отсутствием соответствующих мер организационного воздействия, позволяющих концентрировать материальные, интеллектуальные и информационные ресурсы.

2. Проблема исследования: Проблема организации досуга молодежи является важной воспитательной задачей, в решении которой заинтересованы как сами подростки, так и их родители, педагоги, работники учреждений культуры и образования. Изучение результатов анкетирования старшеклассников дает возможность получения комплексной информации о различных формах жизнедеятельности подрастающего поколения, в том числе и значения социо-культурной сферы города Тольятти в организации их досуга. Анализ мнения молодежи выступает индикатором показателя эффективности организации досуга. Подобная информация дает представление о поколении тольяттинцев, которое будет определять культурный облик города.

В процессе формулировки проблемы исследования стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. Следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается сразу придать формулировке проблемы ясность и четкость, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки других частей программы.

Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на "многопроблемный" социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования:

Объект - явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.

Предмет - стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающую в ней противоречие) и подлежат изучению. Предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Примеры формулировки объекта и предмета исследования:

Пример 1. Объект исследования - родители учащихся средних школ Центрального района

Предмет исследования - потребности, интересы и запросы родителей в обеспечении условий образования их детей

Пример 2. Объект исследования: старшеклассники средних школ города Тольятти (учащиеся 9-11 классов г. Тольятти). Выбор этого объекта исследования определяется тем, что стереотипы проведения досуга этой когорты тольяттинцев находятся в стадии формирования, поэтому в наибольшей степени могут изменяться под влиянием воспитательного и информационного воздействия.

Предмет исследования: изучение наиболее типичных форм досуга молодежи в социо-культурной сфере г. Тольятти.

Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию - теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Виды целей исследования:

3. Конструирование методик исследования, их апробирование

(пилотаж) и последующий отбор информации на объекте изучения.

Примеры формулировки целей исследования:

охарактеризовать ценностные, образовательные и социально-профессиональные ориентации молодых людей, заканчивающих среднюю школу в 1996/97 учебном году; на основе анализа собранных данных выработать рекомендации по осуществлению практики управления образованием;

на основе сопоставления с данными исследования Лаборатории социологических проблем образования Института образования взрослых (С-Петербург) 1995 года выявить специфику ценностей, личностных проблем и уровня образовательных запросов учащихся.

Интерпретация и операционализация основных понятий:

Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее вид планируемого исследования, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий.

В свою очередь, характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической информации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.

Процесс логического анализа основных понятий в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 80417
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 0

Общее понятие, цели и задачи социологического исследования. Профессиональные знания, умения и навыки, которые нужны для проведения исследования. Обзор основных методов социологических исследований: опрос, социологическое наблюдение, анализ документов.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.04.2014
Размер файла 119,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Факультет экономики и управления

на тему: Социологическое исследование, основные этапы и виды

Выполнила: ст. 2 курса

Проверила: Бимбаева Э.В.

1. Понятие социологического исследования

2. Этапы социологического исследования

3. Виды социологического исследования

Список используемой литературы

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

1. Понятие социологического исследования

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

Чтобы знать существо социальных процессов, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования. Это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

Для проведения исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки.

Одно из заблуждений массового сознания - отождествление социологического исследования с опросом. Но, во-первых, нельзя сводить любое социологическое исследование только к опросу; во-вторых, публикуемые результаты - это только видимая, надводная часть социологического айсберга. Основная часть работы социологов оказывается неизвестной.

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.

2. Этапы социологического исследования

Все работы при проведении конкретного социологического исследования (КСИ) можно разделить на три этапа.

Первый этап составляют подготовительные работы, важнейшая компонента которых -- создание общей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.

Второй этап -- оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель -- сбор данных об изучаемом объекте.

Третий этап -- результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.

Следует подчеркнуть важную организующую роль общей программы КСИ для исследовательской работы социолога. Программа социологического исследования -- это основной документ, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска, гипотезы исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций для их проверки. Программа социологического исследования -- основная часть отчета о проведенном исследовании, в котором документируется полученная информация, результаты КСИ.

3. Виды социологического исследования

В соответствии с поставленными целями и выдвинутыми задачами исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные (или академические) исследования обычно проводятся с научными целями: для пополнения знаний о дисциплине, лучшего понимания социальных процессов, объяснения социального поведения, опровержения или подтверждения той или иной теории. Как правило, в фундаментальных исследованиях теоретический уровень социологического познания превалирует над эмпирической составляющей.

Прикладные исследования имеют практические цели -- их результаты предназначены для непосредственного применения в практике социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социальной политики. Они могут быть оформлены в виде конкретных предложений, советов, рекомендаций или данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений. Можно сказать, что всякое прикладное исследование представляет собой систему процедур, связанных единой целью -- получить достоверные данные об изучаемом явлении для использования их в практике управления.

В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в его ходе задач различают три вида социологического исследования -- разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (пробное, пилотное, пилотажное, зондажное) -- наименее сложный вид анализа, решающий ограниченные по своему содержанию задачи. Исследование этого вида охватывает, как правило, небольшие общности, основывается на упрощенной программе и простом инструментарии (анкеты, бланк-интервью и т.д.) и используется в качестве предварительного этапа перед глубоким и масштабным изучением избранного процесса или явления. Потребность в нем возникает в тех случаях, когда предмет исследований относится к числу мало или вообще не изученных еще проблем. В частности, данный вид исследования часто применяется для получения первичной информации о предмете и объекте, уточнения гипотез и задач, выбора инструментария, определения границ обследуемой совокупности в последующем, более углубленном и широкомасштабном исследовании, а также для выявления возможных сложностей, с которыми может столкнуться исследователь в ходе его проведения. Решая перечисленные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных.

Экспресс-опрос является разновидностью разведывательного исследования и проводится с целью быстрого получения отдельных сведений, в данный момент особенно интересующих исследователя. Экспресс-опросы обычно нацелены на выявление отношения общества к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также на выяснение эффективности недавно проведенных действий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и возможных результатов избирательных кампаний, выявления мнения людей относительно планируемых акций и мероприятий.

Если задача состоит в уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть проведен экспертный опрос, т.е. опрос специалистов, компетентных в изучаемой проблеме.

Описательное (дескриптивное) исследование является более сложным видом анализа и предполагает получение таких эмпирических сведений, которые могут дать относительно целостное представление об изучаемом явлении и его элементах. Осмысление, учет такой информации позволяют глубже разбираться в обстановке, с научных позиций обеспечить возможность выбора эффективных средств, форм и методов управления теми или иными общественными процессами. Проведение описательного исследования требует полной, подробно разработанной программы и методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает возможной классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных.

Этот вид исследования обычно применяется, когда объектом анализа выступает относительно большая общность людей с разнообразными характеристиками, например коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование -- самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные этому явлению черты. Этот довольно сложный вид исследования в силу своего предназначения имеет особенно большую научно-практическую и теоретическую ценность.

Если в описательном исследовании устанавливается факт связи характеристик изучаемого явления, то в аналитическом исследовании выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если при описательном виде изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то при аналитическом выясняется, является ли удовлетворенность содержанием труда основным фактором, определяющим уровень его производительности.

В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования -- точечное и повторное.

Повторными называются несколько исследований, которые проводятся последовательно через определенные промежутки времени и позволяют получить данные, отражающие изменение объекта. Подобные исследования осуществляются на единой программе и инструментарии. По сути повторное исследование представляет собой средство сравнительного социологического анализа, направленное на выявление динамики развития изучаемого объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два-три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальным и повторным этапами исследования может быть разной, так как сами общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Чаще всего именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучается тенденция реализации жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования -- не ранее чем сентябрь-октябрь, когда заканчивается прием в вузы и непоступившие определяются на работу, идут служить в армию, становятся безработными и т.п.

Лонгитюдные исследования (иначе называемые мониторингом) относят к повторным и проводят в течение длительного времени, регулярно и через заданный промежуток времени (такова, например, перепись населения).

Панельное исследование -- особый вид повторного исследования. Если при помощи обычного повторного исследования может изучаться, например, эффективность воспитания в коллективе независимо оттого, как изменился его состав за период между первоначальным и повторным этапами исследования, то панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее численности и составу. Эти исследования позволяют обновлять и обогащать содержание, дают возможность накапливать информацию, отражающую направление развития.

Выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования представлена на рис. 1.1.

В каждом конкретном случае социолог выбирает тот или иной вид социологического исследования, руководствуясь практической и научной целесообразностью исследования, а также сущностью и особенностями того явления, которое предстоит изучить.

Рис. 1.1. Виды социологического исследования

Например, поставлена задача изучить мнение избирателей. Если социолог планирует осуществить разведывательное исследование, то исходя из его особенностей ему предстоит выявить самую общую оценочную реакцию общественного мнения по тому или иному вопросу. В свою очередь описательное исследование будет предполагать получение более детальной характеристики состояния общественного мнения, единство его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Аналитическое исследование призвано дать не только описание состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения, но и ответ на вопрос о том, какие факторы породили именно такое мнение, в какой степени оно выступает побудителем людей в ходе голосования.

Если ограничиться одномоментным замером общественного мнения, достаточно точечного исследования. Когда надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, осуществляют повторные исследования. Если срочность работы не является решающим фактором исследования, наряду с опросом могут быть применены и другие методы сбора данных.

Таким образом, выбор вида социологического исследования вытекает как из сущности и особенностей изучаемого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа. Кроме того, перед окончательным выбором вида исследования социолог должен реально оценить свои возможности, практические навыки группы исследователей, а также объем и источник финансирования.

Из приведенного выше анализа разнообразия социологических исследований и их важности в исследовательской работе, можно сделать краткие выводы.

В зависимости от основания, по которому ведется классификация социологического исследования, существует определенное количество их видов. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Кроме этого, выделяют еще два вида - точечное и повторное, а также пробное исследование.

Выбор того или иного вида зависит:

· от цели, практической и научной целесообразности исследования и сущности;

· специфики социальной проблемы, избранной предметом исследования, и определяется возможностями конкретной исследовательской группы и глубиной знаний ее членами методологии и методики, техники и организации сбора социологической информации, практического опыта.

Основные методы социологических исследований - опрос, социологическое наблюдение, анализ документов.

Таким образом, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

Список использованной литературы

социологический исследование наблюдение опрос

1. Ельмеев В.Я. Прикладная социология: Очерки методологии / Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 1999.

2. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 2001

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. - М.: Наука, 1990

5. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений / В.Г.Харчева.- М.: Логос, 2000.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. - М: Добросвет, 1998.

Подобные документы

Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.

реферат [22,0 K], добавлен 01.02.2010

Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.

курсовая работа [445,3 K], добавлен 12.11.2014

Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические теории и исследования. Опрос, анализ документов, наблюдение и эксперимент как основные методы сбора социологических данных. Социологические методы, применяемые в маркетинге.

реферат [38,0 K], добавлен 01.12.2010

Социологическое исследование как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур для получения данных об изучаемом процессе. Подготовка, основные этапы и методы социологического исследования.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 15.07.2010

Характеристика форм и методов проведения социологического исследования, его цели и задачи. Особенности выдвижения гипотез, этапов проведения исследования, разработки схемы сбора и анализа данных. Требования для написания отчета и пояснительной записки.

Гост

ГОСТ

Понятия аналитики социологических данных

Программа социологических исследований, методы их проведения логично продолжаются анализом полученных данных для эффективного использования и практической реализации сформулированных выводов, рекомендаций и предложений. Этот творческий цикл единения теории и практики является комплексно-системным, целостным, каждый компонент которого играет свою важную роль в процессе проведения социологического исследования.

Аналитика социологических данных (от греч . – расчленение объекта на элементы) представляет собой этап конкретно социологического исследования, в ходе которого с помощью содержательных суждений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.

Процедура анализа социологических данных предусматривает:

  • обработку информации;
  • ее обобщение;
  • интерпретацию полученной информации.

Овладение приемами, методами и технологией анализа составляет существенный фактор результативности социологического исследования. Поэтому есть смысл остановиться на процедуре анализа социологических данных подробнее.

Кодирование и обработка социологической информации

Для успешного его проведения требуется определенная последовательность. На первой стадии весь массив методического инструментария проверяется на предмет:

Готовые работы на аналогичную тему

Только после проведения кодирования можно переходить непосредственно к обработке информации. Существует два выверенных практикой способы такой обработки:

  • ручной;
  • машинный, которому в современных условиях предоставляется преимущество.

При этом чаще всего используют персональные компьютеры, с помощью которых можно обработать значительные массивы социологической информации. Технологическая процедура такой работы повторяет общие правила, но социолог, кроме этого, должен знать технические возможности ЭВМ, уметь правильно и своевременно составить задание для проработки. Результаты расчетов с помощью ЭВМ получают в виде табуляграмм. их содержание и форма записи социологической информации определяются гипотезами исследования и техническими возможностями.

Таким образом, обработка информации дает надежные основания для ее обобщения, которое является еще одним элементом ее общего анализа. В свою очередь, обобщение осуществляется в нескольких формах, фиксирующие разный уровень анализа.

Самым простым из них является группировка данных, то есть отнесения респондента к той или иной группе в зависимости от выбранного показателя. Сгруппированные таким образом однородные по составу группы становятся объектом анализа. Основная проблема, возникающая при использовании простой группировки, – правильный выбор показателя, по которому осуществляется группировка.

Углубление анализа достигается за счет использования комбинационной группировки, которая заключается в том, что респондентов распределяют по двум и более показателям. В зависимости от задач исследования такая группировка может быть:

  • структурная;
  • типологическая;
  • аналитическая.

При структурной группировке проводится классификация по определенным показателям, объективно присущим всей совокупности данных. Если же за основу группировки берется показатель, созданный самим исследователем, или субъективный по своей природе, то проводится типологическая группировка. В случае, когда группировка осуществляется по двум или более показателям с целью их взаимозависимости, она определяется как аналитическая.

В процессе группировки получают ряд чисел, который называется рядом распределения. Ряды, полученные при использовании качественных показателей, характеризуются как атрибутивные, а при использовании количественных показателей – как вариационные. Последние, в свою очередь, делятся на:

Ряды имеют как числовые, так и текстовые характеристики. Соответствующее отображение данных достигается с помощью таблиц. Табличная форма дополняется графиками, среди которых чаще всего применяют:

  • полигоны (для дискретных рядов),
  • гистограммы (для непрерывных рядов).

Следует отметить, что этим не исчерпываются математические методы обобщения данных. Кроме традиционных статистических процедур, вводятся также качественно новые подходы, основанные на принципиально иных математических принципах, ориентированных на использование новейших компьютерных систем.

Интерпретация данных

Еще один элемент социологического анализа – интерпретация данных. Процедура интерпретации – это превращение определенных числовых величин в логическую форму. Характер проверки гипотез зависит от типа исследования. Например, в разведывательном исследовании говорится о простом сопоставлении выявленных числовых данных с воображаемыми, в описательном – об обобщении характеристик неоднородного по составу объекта.

Следует помнить, что чаще всего применяется такой метод интерпретации, как сравнение рядов распределения согласно однородным подгруппам изучаемой совокупности. Это достигается:

  • внутренним соотношением (сравнением элементов числового ряда),
  • внешним соотношением (сравнением двух или более рядов распределения, построенных по двум или более показателям, один из которых является для них обязательно общим).

Процедура внутреннего соотношения позволяет однозначно интерпретировать результаты группировки в случаях, когда числовой ряд имеет модельную (наибольшую) величину. При невозможности такого подхода используют метод внешнего сравнения числового ряда.

Эти процедуры позволяют исследователям делать выводы о состоянии и изменения социального объекта, но вне рамок остаются соответствующие причины. Последние выясняются с помощью аналитических исследований, в которых схема проверки гипотез опирается на поиск взаимосвязи между характеристиками социального объекта. Такая схема состоит из двух последовательных этапов интерпретации, где первый характеризуется использованием метода сравнения числовых рядов распределения, а второй – поиском факторного показателя (показателей). Второй этап аналитического исследования – более существенный, ведь именно на нем реализуются основные цели и задачи научного поиска.

Таким образом, логико-теоретический инструментарий реализации таких целей и задач является многоаспектным. В его структуре важное место принадлежит методу последовательного исключения – сравнение влияния различных факторов на исследуемую характеристику социального объекта.

Такое сравнение осуществляется на базе таблиц парного распределения или более сложных формально-логических процедур, в частности корреляционного и факторного анализа. Объективной проверке аналитической гипотезы способствует также четкое и однозначное выявление носителя проблемы исследования, в том числе посредством использования таблицы парного распределения.

Читайте также: